Кража огня

Похищение огня на благо человечества — тема, которая повторяется во многих мировых мифологиях , символизируя приобретение знаний или технологий и их преобразующее воздействие на цивилизацию. [1] Его повторяющиеся темы включают фигуры обманщиков в роли вора и сверхъестественных героических стражей, которые копят огонь от человечества, часто из-за недоверия к людям. [2] Эти мифы отражают глубокое значение огня в истории человечества, который рассматривается как решающий шаг в развитии человеческого общества.
В африканской мифологии народ сан рассказывает об Аггене , похитившим огонь у страуса и принесшем его людям. В Северной и Южной Америке племена коренных американцев и коренных народов приписывают животным дар огня. В евразийских культурах воровство огня принимает различные формы. Ведическая обретающем Ригведа повествует о герое Матаришване, скрытый огонь. Греческая мифология повествует о том, как Прометей украл небесный огонь для человечества, за что он сильно пострадал. В Океании полинезийские мифы часто изображают Мауи как похитителя огня, причем в разных регионах существуют различные вариации.
Метафора кражи огня распространяется и на современность, особенно в контексте ядерного оружия . Разрушительную силу атомных бомб сравнивают с поступком Прометея, символизирующим опасные знания, полученные человечеством. Это сравнение проводилось в публикациях и дискуссиях, подчеркивая этические и моральные последствия ядерных технологий . Такие деятели, как Роберт Оппенгеймер и государственные деятели Генри Киссинджер, использовали эту метафору, чтобы подчеркнуть ответственность, связанную с такой властью. В повествовании подчеркивается двойная природа технологического прогресса, способного способствовать развитию общества и создающего серьезные угрозы.
Примеры
[ редактировать ]Африка
[ редактировать ]Народ сан , коренные южноафриканские охотники-собиратели , рассказывают, как ЭКагген в образе богомола принес людям первый огонь, украв его у страуса , который держал огонь под своими крыльями. [3] [4] В другой версии мифа Пийси|коагу крадет огонь у страуса. [5]
Америка
[ редактировать ]У различных индейских племен северо-запада Тихого океана и коренных народов огонь был украден и передан людям Койотом, Бобром или Собакой. [6]
В алгонкинском мифе Кролик украл огонь у старика и двух его дочерей. [7]
В мифе чероки после того, как Опсуму и Канюку не удалось украсть огонь, Бабушка Паук использовала свою паутину, чтобы проникнуть в страну света. Она украла огонь, спрятав его в глиняном горшке или шелковой сетке. [8]
Согласно легенде Масатеков , опоссум распространил огонь на человечество. Со звезды упал огонь, и старуха сохранила его себе. Опоссум принял огонь от старухи и понес пламя на своем хвосте, в результате чего он лишился шерсти. [9]
По словам Маскоги /Крикс, Кролик украл огонь у Ласок. [10]
В оджибва мифе заяц Нанабожо украл огонь и передал его людям. [ нужна ссылка ]
По мнению некоторых Юкона представителей коренных народов , Кроу украл огонь из вулкана, находящегося посреди воды. [11]
В рассказе народа ленгуа/энксет из Гран-Чако в Парагвае мужчина крадет огонь у птицы после того, как заметил, что птица готовит улиток на горящих палочках. Птица мстит, создавая грозу, которая разрушает деревню этого человека. [12]
Евразия
[ редактировать ]Согласно ведической Ригведе (3:9.5), герой Матаришван обрел огонь, скрытый от человечества. [ нужна ссылка ]
В греческой мифологии , согласно Гесиоду ( «Теогония» , 565–566 и «Труды и дни», 50 ) и Псевдо-Аполлодору («Библиотека», 1.7.1 ), бог-титан Прометей крадет небесный огонь для человечества, обеспечивая прогресс цивилизации, за что он был наказан тем, что был прикован к горе и каждый день съедал его печень орлом, пока в конечном итоге не был освобожден героем Гераклом . [13] [14]
В одной из версий грузинского мифа Амирани украл огонь у кузнецов по металлу , которые отказались поделиться им – и знаниями о его создании – с другими людьми. [ нужна ссылка ]
Вайнахский был герой Пхармат принес человечеству огонь и прикован к горе Казбек . в наказание [ нужна ссылка ]
Океания
[ редактировать ]В полинезийских мифах Мауи — похититель огня. Существует множество вариаций мифа. По версии, рассказанной в Новой Зеландии, прародительница Мауи является хранительницей огня и хранит его в своих ногтях рук и ног. Мауи почти обманом заставляет ее отдать ему все свои ногти, но она хватает его и бросает последний ноготь на ноге, охватывая землю пламенем и чуть не убивая Мауи. [15]
В мифологии народа Вурунджери Австралии именно Ворона украла тайну огня у женщин- каратгурк . [16]
Ядерное оружие
[ редактировать ]Поскольку вскоре после взрыва первых атомных бомб разрушительную силу атомного оружия сравнивали с историей Прометея и кражи огня. [17] [18]
Ф. Л. Кэмпбелл написал в статье «Наука на марше: атомные молнии» в сентябрьском номере журнала « The Scientific Monthly» за 1945 год :
Современные Прометеи снова совершили набег на Олимп и вернули человеку сами молнии Зевса. [19]
Биография Роберта Оппенгеймера, написанная Каем Бердом и Мартином Дж. Шервином, озаглавлена «Американский Прометей» в связи с этим мифом. Дальнейшие сравнения с Прометеем были сделаны в публикациях Организации Объединенных Наций . [20] MIT Обзор технологий [21] и Гарварда . Группа ядерных исследований [22]
Метафора «кражи огня» также использовалась Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира в качестве аргумента ядерного оружия . против распространения [23] [24] и неоднократно государственным деятелем Генри Киссинджером еще в 1957 году, [25] на Мюнхенской конференции по безопасности [26] и в рамках Инициативы по борьбе с ядерной угрозой с бывшим сенатором Сэмом Нанном , бывшим министром обороны Уильямом Перри и бывшим госсекретарем Джорджем Шульцем . [27] [28] [29] Сторонники ядерной энергетики истолковали этот анекдот более благосклонно. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Это повествование классифицируется в Индексе мотивов народной литературы как мотив A1415. Томпсон, Стит (1977). Народная сказка . Издательство Калифорнийского университета. п. 240. ISBN 0-520-03537-2 .
- ^ Грун, Джеральд Генри (30 мая 2020 г.). «Факелы, воры и трут: повторяющиеся темы в мифическом происхождении огня» . Цифровой репозиторий Каролины . дои : 10.17615/1сен-8z59 . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Миллер, Пенни (1979). Мифы и легенды Южной Африки . ТВ Булпин. ISBN 978-0-949956-16-3 .
- ^ Как страус потерял огонь и другие истории . Сказки Рухи. ISBN 978-1-4763-8843-4 . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Танака, Дзиро (декабрь 1996 г.). «Мир животных глазами охотников-собирателей Сан в Калахари» . Монографии по африканским исследованиям . 22:26 . дои : 10.14989/68379 .
- ^ Джадсон, Кэтрин Б. Мифы и легенды Тихоокеанского Северо-Запада . Чикаго, 1912 год.
- ^ Александр, Хартли Берр. Мифология всех рас . Том 10: Северная Америка . Бостон, 1916 год.
- ^ Эрдос, Ричард и Альфонсо Ортис, ред. Мифы и легенды американских индейцев . Нью-Йорк, 1984 год.
- ^ «Легенда об опоссуме, принесшем человечеству огонь» . Неизвестная Мексика (на испанском языке). 14 декабря 2018 года . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Суонтон, Джон. «Мифы и сказки юго-восточных индейцев». Бюллетень Бюро американской этнологии 88: 1929.
- ^ Янке, Дэниел (2008). «Как люди получили огонь (короткометражный анимационный фильм)» (DVD) . Национальный совет по кинематографии Канады . Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (1930). Мифы о происхождении огня: очерк (PDF) . Лондон: Макмиллан. стр. 123–124 . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Гесиод , Теогония 526-8
- ^ Гринберг, Майк; Кандидат наук (04.05.2020). «Прометей: Полное руководство по греческому Титану (2021)» . Архивировано из оригинала 11 мая 2021 г. Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Букова, Мартина (2009). «Вариации мифов о происхождении огня в восточной Полинезии» (PDF) . Азиатские и африканские исследования . 19 (2): 327–330 . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Мудруру (1994). Мифология аборигенов: от Аризоны, охватывающая историю австралийских аборигенов от самых ранних легенд до наших дней . Лондон: Торсонс. стр. 35–36. ISBN 978-1-85538-306-7 .
- ^ Бойер, Пол (21 октября 2005 г.). При раннем свете бомбы: американская мысль и культура на заре атомного века . Университет Северной Каролины Пресс. п. 10. ISBN 978-0-8078-7570-4 .
- ^ Фусек, Джон (20 июня 2003 г.). Возглавить свободный мир: американский национализм и культурные корни холодной войны . Университет Северной Каролины Пресс. ISBN 978-0-8078-6067-0 .
- ^ Кэмпбелл, Флорида (сентябрь 1945 г.). «Атомные молнии» . Научный ежемесячник . 61 (3): 233–234. Бибкод : 1945SciMo..61..233C . JSTOR 18583 .
- ^ Нойнек, Гетц (2017). «60 лет ядерного Прометея или Сизифа?». Организация Объединенных Наций: немецкий обзор Организации Объединенных Наций . 65 (4): 170–176. дои : 10.35998/vn-2017-0051 . ISSN 0042-384X . JSTOR 48551110 . S2CID 257072463 .
- ^ Как «Прометей» оказался связан: ядерное регулирование в Америке . Обзор технологий . Июнь 1980 г. с. 29.
- ^ Альберт Карнесейл; Пол Доти; Стэнли Хоффманн; Сэмюэл П. Хантингтон; Джозеф С. Най-младший; Скотт Д. Саган (1983). Жизнь с ядерным оружием . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-53665-4 .
- ^ «На пути к Прометею: конец ядерным взрывным испытаниям» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . 29 августа 2016 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Тушение ядерного пламени Прометея: Международный день действий против ядерных испытаний» . Журнал Южной Азии . 8 октября 2020 г. Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Киссинджер, Генри А. (13 марта 2019 г.). Ядерное оружие и внешняя политика . Рутледж. п. 65. ИСБН 978-0-429-71636-2 .
- ^ Киссинджер, Генри А. (6 февраля 2009 г.). «Содержащая огонь богов» . Мнение. Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Следующие шаги по снижению ядерных рисков» . Уолл Стрит Джорнал . 06 марта 2013 г. ISSN 0099-9660 . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Генри А. Киссинджер; Сэм Нанн; Уильям Дж. Перри; Джордж П. Шульц (5 марта 2013 г.). «Следующие шаги по снижению ядерных рисков: темпы работы по нераспространению сегодня не соответствуют остроте угрозы» . Инициатива по ядерной угрозе . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Пикард, Джо (13 декабря 2013 г.). «Ограничение ядерного оружия: дипломатия и диалог» . Холм . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Уотсон, Дэвид де Кайрес (13 августа 2021 г.). «Чему греческий миф учит нас о морали ядерных технологий» . Ядро . Проверено 15 октября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Абенойар, Оскар (2019). «Старуха и кража огня. Типология и распространение вариантов мифа» . Вестник устной литературы . 9 (июль): 13–34. дои : 10.17561/blo.v9.1 . S2CID 199242615 .
- Миндлин, Бетти (2002). «Огонь и пламя мифов » . Высшее образование (на португальском языке). 16 (44): 149–169. дои : 10.1590/S0103-40142002000100009 . Эссе о происхождении огня, краже огня, хранении огня в различных культурах коренных народов Южной Америки.
- Реклю, Елисея (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 399–401.