Jump to content

Кража огня

Прометей приносит человечеству огонь (1817) Генриха Фюгера

Похищение огня на благо человечества — тема, которая повторяется во многих мировых мифологиях , символизируя приобретение знаний или технологий и их преобразующее воздействие на цивилизацию. [1] Его повторяющиеся темы включают фигуры обманщиков в роли вора и сверхъестественных героических стражей, которые копят огонь от человечества, часто из-за недоверия к людям. [2] Эти мифы отражают глубокое значение огня в истории человечества, который рассматривается как решающий шаг в развитии человеческого общества.

В африканской мифологии народ сан рассказывает об Аггене , похитившим огонь у страуса и принесшем его людям. В Северной и Южной Америке племена коренных американцев и коренных народов приписывают животным дар огня. В евразийских культурах воровство огня принимает различные формы. Ведическая обретающем Ригведа повествует о герое Матаришване, скрытый огонь. Греческая мифология повествует о том, как Прометей украл небесный огонь для человечества, за что он сильно пострадал. В Океании полинезийские мифы часто изображают Мауи как похитителя огня, причем в разных регионах существуют различные вариации.

Метафора кражи огня распространяется и на современность, особенно в контексте ядерного оружия . Разрушительную силу атомных бомб сравнивают с поступком Прометея, символизирующим опасные знания, полученные человечеством. Это сравнение проводилось в публикациях и дискуссиях, подчеркивая этические и моральные последствия ядерных технологий . Такие деятели, как Роберт Оппенгеймер и государственные деятели Генри Киссинджер, использовали эту метафору, чтобы подчеркнуть ответственность, связанную с такой властью. В повествовании подчеркивается двойная природа технологического прогресса, способного способствовать развитию общества и создающего серьезные угрозы.

Народ сан , коренные южноафриканские охотники-собиратели , рассказывают, как ЭКагген в образе богомола принес людям первый огонь, украв его у страуса , который держал огонь под своими крыльями. [3] [4] В другой версии мифа Пийси|коагу крадет огонь у страуса. [5]

У различных индейских племен северо-запада Тихого океана и коренных народов огонь был украден и передан людям Койотом, Бобром или Собакой. [6]

В алгонкинском мифе Кролик украл огонь у старика и двух его дочерей. [7]

В мифе чероки после того, как Опсуму и Канюку не удалось украсть огонь, Бабушка Паук использовала свою паутину, чтобы проникнуть в страну света. Она украла огонь, спрятав его в глиняном горшке или шелковой сетке. [8]

Согласно легенде Масатеков , опоссум распространил огонь на человечество. Со звезды упал огонь, и старуха сохранила его себе. Опоссум принял огонь от старухи и понес пламя на своем хвосте, в результате чего он лишился шерсти. [9]

По словам Маскоги /Крикс, Кролик украл огонь у Ласок. [10]

В оджибва мифе заяц Нанабожо украл огонь и передал его людям. [ нужна ссылка ]

По мнению некоторых Юкона представителей коренных народов , Кроу украл огонь из вулкана, находящегося посреди воды. [11]

В рассказе народа ленгуа/энксет из Гран-Чако в Парагвае мужчина крадет огонь у птицы после того, как заметил, что птица готовит улиток на горящих палочках. Птица мстит, создавая грозу, которая разрушает деревню этого человека. [12]

Согласно ведической Ригведе (3:9.5), герой Матаришван обрел огонь, скрытый от человечества. [ нужна ссылка ]

В греческой мифологии , согласно Гесиоду ( «Теогония» , 565–566 и «Труды и дни», 50 ) и Псевдо-Аполлодору («Библиотека», 1.7.1 ), бог-титан Прометей крадет небесный огонь для человечества, обеспечивая прогресс цивилизации, за что он был наказан тем, что был прикован к горе и каждый день съедал его печень орлом, пока в конечном итоге не был освобожден героем Гераклом . [13] [14]

В одной из версий грузинского мифа Амирани украл огонь у кузнецов по металлу , которые отказались поделиться им – и знаниями о его создании – с другими людьми. [ нужна ссылка ]

Вайнахский был герой Пхармат принес человечеству огонь и прикован к горе Казбек . в наказание [ нужна ссылка ]

В полинезийских мифах Мауи — похититель огня. Существует множество вариаций мифа. По версии, рассказанной в Новой Зеландии, прародительница Мауи является хранительницей огня и хранит его в своих ногтях рук и ног. Мауи почти обманом заставляет ее отдать ему все свои ногти, но она хватает его и бросает последний ноготь на ноге, охватывая землю пламенем и чуть не убивая Мауи. [15]

В мифологии народа Вурунджери Австралии именно Ворона украла тайну огня у женщин- каратгурк . [16]

Ядерное оружие

[ редактировать ]

Поскольку вскоре после взрыва первых атомных бомб разрушительную силу атомного оружия сравнивали с историей Прометея и кражи огня. [17] [18]

Ф. Л. Кэмпбелл написал в статье «Наука на марше: атомные молнии» в сентябрьском номере журнала « The Scientific Monthly» за 1945 год :

Современные Прометеи снова совершили набег на Олимп и вернули человеку сами молнии Зевса. [19]

Биография Роберта Оппенгеймера, написанная Каем Бердом и Мартином Дж. Шервином, озаглавлена ​​«Американский Прометей» в связи с этим мифом. Дальнейшие сравнения с Прометеем были сделаны в публикациях Организации Объединенных Наций . [20] MIT Обзор технологий [21] и Гарварда . Группа ядерных исследований [22]

Метафора «кражи огня» также использовалась Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира в качестве аргумента ядерного оружия . против распространения [23] [24] и неоднократно государственным деятелем Генри Киссинджером еще в 1957 году, [25] на Мюнхенской конференции по безопасности [26] и в рамках Инициативы по борьбе с ядерной угрозой с бывшим сенатором Сэмом Нанном , бывшим министром обороны Уильямом Перри и бывшим госсекретарем Джорджем Шульцем . [27] [28] [29] Сторонники ядерной энергетики истолковали этот анекдот более благосклонно. [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Это повествование классифицируется в Индексе мотивов народной литературы как мотив A1415. Томпсон, Стит (1977). Народная сказка . Издательство Калифорнийского университета. п. 240. ISBN   0-520-03537-2 .
  2. ^ Грун, Джеральд Генри (30 мая 2020 г.). «Факелы, воры и трут: повторяющиеся темы в мифическом происхождении огня» . Цифровой репозиторий Каролины . дои : 10.17615/1сен-8z59 . Проверено 2 мая 2022 г.
  3. ^ Миллер, Пенни (1979). Мифы и легенды Южной Африки . ТВ Булпин. ISBN  978-0-949956-16-3 .
  4. ^ Как страус потерял огонь и другие истории . Сказки Рухи. ISBN  978-1-4763-8843-4 . Проверено 17 марта 2021 г.
  5. ^ Танака, Дзиро (декабрь 1996 г.). «Мир животных глазами охотников-собирателей Сан в Калахари» . Монографии по африканским исследованиям . 22:26 . дои : 10.14989/68379 .
  6. ^ Джадсон, Кэтрин Б. Мифы и легенды Тихоокеанского Северо-Запада . Чикаго, 1912 год.
  7. ^ Александр, Хартли Берр. Мифология всех рас . Том 10: Северная Америка . Бостон, 1916 год.
  8. ^ Эрдос, Ричард и Альфонсо Ортис, ред. Мифы и легенды американских индейцев . Нью-Йорк, 1984 год.
  9. ^ «Легенда об опоссуме, принесшем человечеству огонь» . Неизвестная Мексика (на испанском языке). 14 декабря 2018 года . Проверено 22 января 2019 г.
  10. ^ Суонтон, Джон. «Мифы и сказки юго-восточных индейцев». Бюллетень Бюро американской этнологии 88: 1929.
  11. ^ Янке, Дэниел (2008). «Как люди получили огонь (короткометражный анимационный фильм)» (DVD) . Национальный совет по кинематографии Канады . Проверено 10 февраля 2010 г.
  12. ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (1930). Мифы о происхождении огня: очерк (PDF) . Лондон: Макмиллан. стр. 123–124 . Проверено 2 мая 2022 г.
  13. ^ Гесиод , Теогония 526-8
  14. ^ Гринберг, Майк; Кандидат наук (04.05.2020). «Прометей: Полное руководство по греческому Титану (2021)» . Архивировано из оригинала 11 мая 2021 г. Проверено 11 мая 2021 г.
  15. ^ Букова, Мартина (2009). «Вариации мифов о происхождении огня в восточной Полинезии» (PDF) . Азиатские и африканские исследования . 19 (2): 327–330 . Проверено 2 мая 2022 г.
  16. ^ Мудруру (1994). Мифология аборигенов: от Аризоны, охватывающая историю австралийских аборигенов от самых ранних легенд до наших дней . Лондон: Торсонс. стр. 35–36. ISBN  978-1-85538-306-7 .
  17. ^ Бойер, Пол (21 октября 2005 г.). При раннем свете бомбы: американская мысль и культура на заре атомного века . Университет Северной Каролины Пресс. п. 10. ISBN  978-0-8078-7570-4 .
  18. ^ Фусек, Джон (20 июня 2003 г.). Возглавить свободный мир: американский национализм и культурные корни холодной войны . Университет Северной Каролины Пресс. ISBN  978-0-8078-6067-0 .
  19. ^ Кэмпбелл, Флорида (сентябрь 1945 г.). «Атомные молнии» . Научный ежемесячник . 61 (3): 233–234. Бибкод : 1945SciMo..61..233C . JSTOR   18583 .
  20. ^ Нойнек, Гетц (2017). «60 лет ядерного Прометея или Сизифа?». Организация Объединенных Наций: немецкий обзор Организации Объединенных Наций . 65 (4): 170–176. дои : 10.35998/vn-2017-0051 . ISSN   0042-384X . JSTOR   48551110 . S2CID   257072463 .
  21. ^ Как «Прометей» оказался связан: ядерное регулирование в Америке . Обзор технологий . Июнь 1980 г. с. 29.
  22. ^ Альберт Карнесейл; Пол Доти; Стэнли Хоффманн; Сэмюэл П. Хантингтон; Джозеф С. Най-младший; Скотт Д. Саган (1983). Жизнь с ядерным оружием . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-53665-4 .
  23. ^ «На пути к Прометею: конец ядерным взрывным испытаниям» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . 29 августа 2016 года . Проверено 15 октября 2021 г.
  24. ^ «Тушение ядерного пламени Прометея: Международный день действий против ядерных испытаний» . Журнал Южной Азии . 8 октября 2020 г. Проверено 15 октября 2021 г.
  25. ^ Киссинджер, Генри А. (13 марта 2019 г.). Ядерное оружие и внешняя политика . Рутледж. п. 65. ИСБН  978-0-429-71636-2 .
  26. ^ Киссинджер, Генри А. (6 февраля 2009 г.). «Содержащая огонь богов» . Мнение. Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 15 октября 2021 г.
  27. ^ «Следующие шаги по снижению ядерных рисков» . Уолл Стрит Джорнал . 06 марта 2013 г. ISSN   0099-9660 . Проверено 15 октября 2021 г.
  28. ^ Генри А. Киссинджер; Сэм Нанн; Уильям Дж. Перри; Джордж П. Шульц (5 марта 2013 г.). «Следующие шаги по снижению ядерных рисков: темпы работы по нераспространению сегодня не соответствуют остроте угрозы» . Инициатива по ядерной угрозе . Проверено 15 октября 2021 г.
  29. ^ Пикард, Джо (13 декабря 2013 г.). «Ограничение ядерного оружия: дипломатия и диалог» . Холм . Проверено 15 октября 2021 г.
  30. ^ Уотсон, Дэвид де Кайрес (13 августа 2021 г.). «Чему греческий миф учит нас о морали ядерных технологий» . Ядро . Проверено 15 октября 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61f0f0b476fa7aff14b6ab33a1ae793d__1705912440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/3d/61f0f0b476fa7aff14b6ab33a1ae793d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theft of fire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)