Ворона (мифология австралийских аборигенов)

В религии и мифологии австралийских аборигенов Ворона — обманщик , культурный герой и древнее существо. В народе Кулин в центральной Виктории он известен как Ваанг (также Ваан или Ваа ) и считается одним из двух предков фратрии , второй — более мрачный ястреб-орлик Бунджил . Легенды, связанные с Вороной, наблюдались в различных языковых группах и культурах аборигенов по всей Австралии. [ 1 ]
Ворона крадет огонь
[ редактировать ]» аборигенов В одной из распространенных историй «Времени снов рассказывается о роли Вороны в принесении огня человечеству. Согласно устным рассказам народа Вурунджери из народа Кулин , во время пожара Времени Снов ревностно охраняемая тайна семи женщин -каратгурк жила у реки Ярра , где сейчас стоит Мельбурн . Эти женщины несли горящие угли на концах своих палок-копалок , что позволяло им готовить Мурнонг ямс . Однажды Кроу нашел приготовленный батат и, посчитав его вкуснее, чем сырые овощи, которые он ел, решил, что с этого момента он будет готовить еду. Однако женщины Каратгурка отказались поделиться с ним своим огнем, и Кроу решил обманом заставить их отказаться от него. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Ворон поймал и спрятал несколько змей в муравейнике, а затем позвал женщин, сказав им, что он обнаружил, что личинки муравьев гораздо вкуснее ямса. Женщины начали копать, рассердив напавших змей. С визгом сестры ударили змей палками-копалками, ударив их с такой силой, что горящие угли отлетели. Ворона, ожидавшая этого, собрала угли и спрятала их в сумке из шкуры кенгуру. Женщины вскоре обнаружили кражу и погнались за ним, но птица просто улетела за пределы их досягаемости и села на вершину высокого дерева. [ 1 ]
Орлиный Ястреб Бунджил, который все это видел, попросил у Вороны немного углей, чтобы он мог приготовить опоссума . Вместо этого Кроу предложил приготовить для него это. Вскоре вокруг дерева Вороны собралась большая группа, крича и требуя, чтобы он поделился с ними секретом огня. Шум напугал Кроу, и наконец он бросил в толпу несколько горящих углей. Курок-гору, огнехвостый зяблик, подобрал немного углей и спрятал их за спиной, поэтому и по сей день у светлячков красные хвосты. Остальных собрали шаманы-помощники Бунджила, нанковая пустельга Джурт-Джурт и перепелиный ястреб Тара. [ 1 ]
Угли вызвали лесной пожар , который навсегда обжег перья Вороны и угрожал поглотить всю землю, пока усилия Бунджила не остановили его распространение. Тем временем сестры Каратгурк были унесены в небо, где они стали Плеядами ( говорят, что звезды символизируют их светящиеся огненные палочки). [ 1 ] [ 4 ]
Ворона и сорока
[ редактировать ]Различные группы Западной Австралии предлагают две версии одной и той же истории о Вороне и Сороке. Ворона и сорока – братья, [ 5 ] оба родились с чисто белыми перьями. [ 6 ] Оба были тщеславны и спорили, кто из них красивее. Сидя на дереве, они начали спорить, а затем поругались.
Люди, тотемом которых является ворона, расскажут вам, что братья упали в огонь внизу, Ворона сгорела полностью, а Сорока сгорела лишь частично. Те, у кого сорока является тотемом, расскажут то же самое, но что братья упали в густую черную грязь, а сорока лишь слегка запачкала ему перья, а ворона вся в грязи.
Что касается вороны, то, как и все тотемы коренных народов Австралии, она известна своей хитростью и интеллектом, а также обманщиком и старым духом, обладающим предвидением или несущим старые знания многих жизней (например, реинкарнацию). И очень мощный, так как тотем сам по себе является одним из тех, кто обладает мощной природной магией, и в зависимости от собственной мифологии языковой группы владелец тотема будет либо пользоваться большим уважением, либо вызывать подозрения.
Ворона и Болотный Ястреб
[ редактировать ]В другой легенде Ворон путешествовал по реке Мюррей , когда встретил Болотного Ястреба . [ 7 ] Решив подшутить над другой птицей, он подкинул иглы ехидны в пустынное гнездо кенгуровой крысы и выманил Болотного Ястреба прыгнуть на них. Иглы прилипли и вросли в ноги Болотного ястреба, но птица была довольна этим, поскольку обнаружила, что теперь ей легче ловить крыс.
По некоторым сведениям, Кроу в конце концов вообще покинул Землю, будучи призванным на небеса, где он стал Канопусом , второй по яркости звездой на ночном небе. [ 1 ]
Вороны нападают на духов на пути в загробный мир
[ редактировать ]У народа Яньюва есть легенда, согласно которой, когда духи умерших приближаются к загробной жизни, на них нападают вороны, несущие палки-копатели. Говорят, что вороны злятся на всех людей, потому что люди часто прогоняют их из стоянок, когда они роются в мусоре. Духов спасают ястребы и соколы. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Мудруру (1994). Мифология аборигенов: от Аризоны, охватывающая историю австралийских аборигенов от самых ранних легенд до наших дней . Лондон: Торсонс. стр. 35–36. ISBN 978-1-85538-306-7 .
- ^ WH Эдвардс (1988). Введение в общества аборигенов (2-е изд.). Пресса социальных наук. п. 32. ISBN 1876633891 .
- ^ Ховитт, Альфред Уильям (1904). Wikisource . . Коренные племена Юго-Восточной Австралии . п. 456 – через
- ↑ Канатгурк и ворона из книги «Австралийские сны: 40 000 лет истории аборигенов» (1980), Comp. Дженнифер Айзекс, Lansdome Press, Сидней, Новый Южный Уэльс, стр. 107–108, воспроизведено на сайте Канатгурк и ворона , правительство Нового Южного Уэльса, заархивировано из оригинала 7 июля 2014 г.
- ↑ Ворона и сорока из «Легенд аборигенов племени Билбулман» (1981) Эдди Беннелл и Энн Томас, Ригби, Австралия, стр. 19–20, воспроизведено на сайте Ворона и сорока , правительство Нового Южного Уэльса, заархивировано из оригинала 6 июля 2014 года.
- ^ Хэнкок, Питер (5 апреля 2014 г.). «Древние сказания об очаровательных птицах Перта» . Сидней Морнинг Геральд . Фэрфакс Медиа. Архивировано из оригинала 25 января 2015 года.
- ↑ Кроу, Мифология аборигенов (1994) Mudrooroo, Thorsons, Лондон, стр. 35–36, воспроизведено на сайте Кроу (Ваа Ван) , правительство Нового Южного Уэльса, заархивировано из оригинала 7 июля 2014 г.
- ^ Филип Кларк (2007). Аборигены и их растения . Издательство Розенберг. п. 29. ISBN 9781877058516 .