Мурнонг
Мурнонг и или ямсовая маргаритка — это любое из растений Microseris walteri , Microseris lanceolata Microseris scapigera , которые являются важным источником пищи для многих аборигенов в южных частях Австралии. Мурнонг — это слово войвуррунг, обозначающее растение, используемое народом Вурунджери и, возможно, другими кланами народа Кулин . Их называют по-разному на многих языках австралийских аборигенов , и они встречаются во многих устных традициях как часть историй Времени снов .
Клубни часто выкапывали палками и готовили перед едой. Они были широко распространены и намеренно культивировались аборигенами в некоторых районах, но копытные животные, завезенные первыми поселенцами в Австралию, уничтожили обширные территории среды обитания, что привело к катастрофическим последствиям для коренных народов. Нехватка продовольствия привела к тому, что аборигены крали еду у поселенцев, что привело к циклу насилия, известному как австралийские пограничные войны . Городок Мирнионг в Виктории был назван в честь Мурнонга.
В XXI веке произошло возрождение и рекультивация завода, его чествование в искусстве.
История
[ редактировать ]Корни растений мурнонг в больших количествах потреблялись аборигенами колонии Виктория до 1840-х годов, когда европейские колонисты начали использовать посевные площади мурнонга для овцеводства. [1]
Ботаническое наименование
[ редактировать ]Биномиальные названия трех видов Microseris walteri , Microseris lanceolata и Microseris scapigera часто ошибочно идентифицируются, поскольку они классифицировались под разными названиями, пока они не были уточнены в 2016 году. Мурнонг часто описывается как выращивающий сладкий клубень, но это идентифицирует Microseris walteri , а не Microseris walteri. два других растения имеют горькие корни. [2]
Более 30 лет Мурнонг назывался Microseris sp. или Microseris lanceolata или Microseris scapigera . Ботаник Королевского ботанического сада Виктории Невилл Уолш уточнил ботаническое название Microseris walteri в 2016 году и определил различия между тремя видами в таблице ниже. [2]
Устное повествование
[ редактировать ]Клубни Мурнонга включены в историю Dreamtime о роли Вороны в принесении огня человечеству . Согласно истории, рассказанной народом Вурунджери , во время пожара «Времени сновидений» была ревностно охраняемая тайна семи женщин -каратгурк , живших на берегу реки Ярра , где сейчас находится Мельбурн. Эти женщины несли горящие угли на концах своих палок-копалок , что позволяло им готовить ямс мурнонг. Однажды Кроу нашел приготовленный батат и, посчитав его вкуснее, чем сырые овощи, которые он ел, решил, что с этого момента он будет готовить еду. Однако женщины Каратгурка отказались поделиться с ним своим огнем, и Кроу решил обманом заставить их отказаться от него. История продолжается: ворона крадет батат, но в конечном итоге устраивает лесной пожар. [3] [4]
В истории «Время снов» жители Вотджобалука говорят, что солнце было женщиной, которая, отправившись копать мурнонгский ямс, оставила своего маленького сына на западе. Обогнув край земли, она вернулась с другой стороны. Когда она умерла, она продолжила это делать. [4]
Местное выращивание
[ редактировать ]Съедобные клубневые корни растений мурнонг когда-то были жизненно важным источником пищи для австралийских аборигенов в южных частях Австралии. Женщины из числа коренного населения выкапывали корни палкой батата ( термин Гундиджмара, обозначающий палку для копания) . [5] ) и унесите корни в мешочек или тростниковую корзину. [1] [6]
«Сегодня туземные женщины были рассредоточены по равнине, насколько я мог их видеть, собирая пенимим, муррнонг, привилегию, которую им не будет разрешено, кроме как под моей защитой. По возвращении я осмотрел их сумки и корзины, и у каждого было столько груза, сколько они могли унести. Они жгут траву, чтобы лучше видеть корни, но в этом поджоге их обвиняют скваттеры».
- Джордж Огастес Робинсон (24 июля 1841 г.) [7]
Европейский поселенец Иссак Бэти описал выращивание мурнонга аборигенами на наклонном хребте земли, принадлежащей приюту Санбери в Санбери, штат Виктория . Он назвал это выращивание «случайным садоводством», при этом парадоксально предположив, что это был преднамеренный метод увеличения запасов продовольствия.
«Почва [на хребте] представляет собой богатую базальтовую глину, очевидно, хорошо подходящую для производства мирногов. На этом месте находятся многочисленные курганы с небольшими промежутками между каждым, и, поскольку все они расположены под прямым углом к склону хребта, это убедительное свидетельство того, что они были делом рук человеческих, продолжавшихся в течение длительного ряда лет. Это выкорчевывание почвы, если лучше сказать, было случайным садоводством, однако разумно предположить, что аборигены вполне осознавали тот факт, что переворачивание земли в поисках ямса вместо того, чтобы уменьшать эту форму питания, будет иметь тенденцию к его увеличению».
- Иссак Бэти (между 1840–1900) [8]
Способы приготовления
[ редактировать ]В западной Виктории при приготовлении пищи использовались корзины. После промывания клубни складывали в тростниковую корзину, которую ставили на земляную печь , называемую курганами миррн'йонг. Клубни поджаривались, наполовину превращаясь в сладкий темный сироп. [1]
«Печи сооружаются вне жилищ: выкапывают ямы в земле, обмазывают их глиной и поддерживают в них огонь до тех пор, пока они не станут совсем горячими, а затем вынимают угли и застилают ямы мокрой травой. Мясо, рыбу или коренья кладут в корзины, которые ставят в печь, засыпают еще влажной травой, гравием, горячими камнями и землей и хранят накрытыми до тех пор, пока они не приготовятся. Это делается вечером; а когда готовят совместно, а это обычно бывает, когда многие семьи живут вместе, каждая семья приходит на следующее утро и забирает свою корзину с едой на завтрак».
- Джеймс Доусон (1881) [9]
В другом способе приготовления используются нагретые глиняные элементы, размещаемые над и под съедобными корнями. Пар и влага помогают уменьшить высыхание и сморщивание овощей. [10]
Ранние записи о потреблении мурнонга
[ редактировать ]В 1803 году осужденный Уильям Бакли сбежал из поселения в заливе Салливан недалеко от Сорренто, штат Виктория , затем жил среди народа ватауронг в устье Томпсон-Крик. Важным источником пищи для Бакли «был особый вид корня, который туземцы называют Мурнинг — по форме, размеру и вкусу он очень напоминал редис». [11]
Поселенец Порт-Филиппа Джеймс Малкольм дал показания перед парламентом Нового Южного Уэльса о положении коренных народов в 1845 году. Малкольм сказал: «Есть питательный корень, который [коренные жители] едят и который любят; и это, я думаю, значительно уменьшилось из-за выпаса овец и крупного рогатого скота на этой земле, потому что я не видел там такого количества цветов весной, как раньше. У него красивый желтый цветок. Местное название этого корня — «мурнонг». [12]
Малкольм упомянул Бакли в своем описании Мурнонга. Он сказал: «На вкус он довольно приятен как местный продукт питания, и когда вы его сжимаете, из него выделяется что-то вроде молока или сливочного вещества». Я ел его много раз, и человек по имени Бакли, проживший среди туземцев тридцать лет до того, как было основано поселение, рассказал мне, что человек может жить на корне неделями; и что он выкопал их в большом количестве ради еды». [12]

В 1835 году тасманийский колонист Джон Бэтмен разбил в Индентед-Хед свой базовый лагерь для компании по спекуляции землей Port Phillip Association . Пока он вернулся на Тасманию, чтобы забрать свою семью и дополнительные припасы, у членов, оставшихся в лагере «Отступная голова», заканчивались импортные запасы еды, поэтому они начали есть мурнонг. Слуга Уильям Тодд писал: «Мы начали есть коренья так же, как туземцы». [14]
Геодезист и исследователь Томас Митчелл наткнулся на сообщество аборигенов, которые выращивали и собирали клубни мурнонг с помощью специальных инструментов на равнинах вокруг реки Хопкинс 17 сентября 1835 года. Митчелл был настороже, и когда 40 из них подошли к его лагерю, он приказал своим людям зарядить их. [15]
Выпас овец и крупного рогатого скота
[ редактировать ]Введение крупного рогатого скота, овец и коз иммигрантами из первых европейцев-колонизаторов привело к почти исчезновению мурнонга, что имело катастрофические последствия для общин коренных народов, которые зависели от мурнонга как источника большей части своей пищи. [1] Митчелл заметил, что «скот очень любит листья этого растения и, кажется, наживается на них». [15] Овцы были более разрушительными, поскольку мурнонг был наиболее многочисленным на равнинах и в открытых лесах, куда были завезены овцы. [1]
Через пять лет после основания Мельбурна Мурнонг исчез из окрестностей. В 1839 году человек из Нгурельбана не было ни парама , ни тарука Мунин-Мунин сказал: « В Порт-Филлипе ... слишком много джамбаков (овец) и булгана (быков, крупного рогатого скота), много съели мирнионг — все мирнионг исчезли». [1] Народ Таунгурунг был изгнан со своих земель, а запасы мурнонга и других растительных продуктов значительно сократились, поскольку на этой земле увеличилось поголовье крупного рогатого скота и овец. Люди были настолько голодны, что готовы были «отдать что угодно ради еды или питья». [16] На северных равнинах Виктории Эдвард М. Карр писал: «Несколько тысяч овец не только научились выкорчевывать эти овощи носом, но и по большей части жили на них в течение первого года, после чего корень начал постепенно мало. [17]
Г - н Манро сказал, что по всей равнине были миллионы мурнонгов или ямса, и что кенгуру было так много, что однажды они подошли к дверям своих палаток и сбили с ног ребенка. Эмуэ также было много и приближались к их палаткам. Это было всего 18 месяцев назад; сейчас их не видно. Овцы их прогоняют. Тем не менее, это является доказательством того, что туземцы были лишены значительной части поддержки и средств к существованию. Г-н Манро сообщил, что Тейлор , печально известный убийца чернокожих, скрылся на американском китобойном судне в заливе Портленд. Он убил целое племя, а тела стащили вместе, заковали воловьими цепями и сожгли».
- Джордж Огастес Робинсон (22 января 1840 г.) [18]
Колониальные конфликты
[ редактировать ]Когда британские поселенцы переселились на реку Хоксбери в 1794 году, они построили фермы, убрав ямс и посадив индийскую кукурузу ( кукурузу ). Жители Дхаруга рассматривали кукурузу на своей земле как замену углеводов ямсу, и когда кукуруза созревала, они уносили ее. Поселенцы открыли огонь по людям Дхаруг, чтобы прогнать их, а после серии набегов аборигенов поселенцы убили семь или восемь из них. Битва при Ричмонд-Хилле произошла в мае 1795 года, когда 62 солдата корпуса Нового Южного Уэльса ночью отправились в лагеря аборигенов в Ричмонд-Хилле, убив там семь или восемь человек. [19] [20] Исторический роман Кейт Гренвилл « 2005 года Тайная река» популяризировал идею о том, что ямс на реке Хоксбери был мурнонгом, известным народом даруг как мидьини, но ученые предполагают, что ямс был другим растением. [ нужна ссылка ]
Другие конфликты возникли, когда аборигены забрали картофель с ферм поселенцев на территориях, ранее использовавшихся для выращивания мурнонга. В апреле 1838 года Тулламарина и Джин Джин были арестованы за кражу картофеля из собственности Джона Гардинера в Хоторне . Их поместили в первую тюрьму Мельбурна, но они сбежали, поджег соломенную крышу. [21] В январе 1840 года Джага Джага (Джеки Джеки) и около 50 мужчин Вурунджери остановились на станции Джеймса Андерсона в Варрандите выкорчевали картофель на ферме с помощью палок-копалок и ночью . Андерсон сердито противостоял им, но люди Джаги Джаги также имели винтовки и намеренно выстрелили мимо уха Андерсона. Они ушли в Яринг, что привело к битве при Йеринге , но никто не погиб. [22]
Современное возрождение и сохранение
[ редактировать ]В 1980-е годы Университета Монаша академик Бет Готт документировала продукты коренных народов Австралии , уделяя особое внимание мурнонгу, а также курировала Образовательный сад аборигенов при университете, где выращивала растения, которые использовались коренными народами. [23] Готт опубликовала свое исследование в статье «Экология использования корней аборигенами Южной Австралии» в 1982 году. [24] и Мурнонг — Microroseris scapigera: исследование основного продукта питания аборигенов Виктории в журнале «Австралийские исследования аборигенов» в 1983 году. [1] Она также опубликовала информацию о мурнонге в книгах «Викторианские растения Кури» с Джоном Конраном в 1991 году и «Растения Кури, люди Кури» с Нелли Зола в 1992 году. [ нужна ссылка ]
В 2005 году Группа по восстановлению слияния Мерри и Эдгарс-Крик (MECCARG) сформировалась в Мерри-Крик в Северном Кобурге, Виктория и позже переименована в Мерри Мурнонг, с целью омоложения местного культурного ландшафта, включая сокращающиеся запасы мурнонгов, с использованием исследований Готта. При поддержке старейшин Вурунджери группа проводит ежегодный фестиваль Мурнонг, чтобы собрать и приготовить корни мурнонг, а затем провести культурное сжигание . [ нужна ссылка ]
Автор Брюс Паско помог сформировать группу коренных народов Гуранджи Мунджи в 2011 году, «ставящую цель не только восстановить традиционные продукты питания и культуру первых народов, но и стать уникальной формой примирения, основанной на еде, где работа производителей коренных народов могла бы обеспечить здоровую продукцию для элитные и коммерческие повара и рестораны». [25]
Мурнонг был широко представлен в книге Паско 2014 года «Темный эму: черные семена: сельское хозяйство или несчастный случай?» , который изучил дневники европейских поселенцев в Австралии, чтобы понять местные продукты питания и методы ведения сельского хозяйства. Второе издание книги было опубликовано в 2018 году и стало вторым бестселлером научно-популярной книги в Австралии в 2019 году. [26] и номер четыре в той же таблице на 2020 год, [27] что привело к большей осведомленности о мурнонге в Австралии.
Семена мурнонга теперь коммерчески доступны, и растение имеется во многих питомниках Австралии. [28]
произведение искусства
[ редактировать ]В 2019 году Национальная галерея Виктории заказала большую скульптуру под названием «В отсутствии» Йонни Скарса и мельбурнской архитектурной студии Edition Office. Произведение искусства ставит под сомнение отсутствие мурнонгов в Виктории, которых когда-то было много до колонизации. Произведение искусства состоит из деревянной башни, возвышающейся над окружающим полем, заросшим травой кенгуру , мурнонгом и дорожкой из измельченного викторианского базальта. Цилиндр высотой 9 метров и шириной 10 метров облицован темной тасманской твердой древесиной. Узкое вертикальное отверстие, разрезающее высокий цилиндр, делит башню пополам, оставляя пустоту и создавая проход на две изогнутые камеры. Внутри каждого из них сотни выдутых вручную глянцевых черных мурнонгов заполняют стены и сверкают в лучах солнечного света. [29]
Коренные имена мурнонга
[ редактировать ]Мурнонг — это слово войвуррунг, обозначающее растение, используемое народом Вурунджери и, возможно, другими кланами народа Кулин . У него есть много других названий на других языках австралийских аборигенов . [1] Ниже приведен список имен коренных народов, языковых групп и мест, где это имя было записано.
- дхарабан . Нгуннавал (ACT, Новый Южный Уэльс)
- но . Каурна (Аделаида, ЮАР) [30]
- киран ( смотрите за приготовленным корнем). Пик Ууронг (Порт-Фейри, Вик)
- кул-ан-гур . Ваннин (Вэннон, Вик)
- Майэла . Бангеранг (Эчука, Вик)
- майилла . [31] Йорта Йорта (Эчука, Вик)
- маранонг , валлинг , тумбюрн (ромашка), [9] бубен (ромашка). [13] Ватхавррунг , Кулин (Травалла и Джилонг, Вик)
- люблю-ты-люблю, Мур-на . [32] Буандик (Юго-Восток, ЮАР)
- ты сделал [33] Мидиан . [34] Дхаруг (Сидней)
- meerwanМерван Вемба Вемба (озеро Богал, Вик)
- ме-ван , [35] Нджаманг . Нгариго (альпийский, Новый Южный Уэльс и Гиппсленд, Вик)
- мингар (Маджи, Новый Южный Уэльс)
- mlangпросто [31] далу-мларнг (где далу означает мало), [32] мойт-бар-дюль , лумбрик . Гунай/Курнаи (Гиппсленд, Вик)
- почти в пути . Нгориалум (Колбинаббин, Вик)
- мо-нер, лун-нар . Джа Джа Вуррунг (к востоку от Грампианса, Вик)
- Мунанг (Бахус Марш, Вик)
- луня , [31] мунджа , мунья , бам-мунья . Вергайя (озеро Альбакутья, озеро Хиндмарш, Малли, Вик)
- Муранонг (Гамильтон, Вик)
- мирра, мирра, мирра, мирра Войвуррунг , Кулин (Мельбурн) [32]
- мууран ( смотрите за приготовленным корнем). Куурн Копан Нут (к северу от Порт-Фейри, Вик)
- мирнонг , что также означает «палец». Бунвуррунг , Кулин (Мельбурн) [36]
- вот почему [37] Тура-Юра (Нижний Мюррей, ЮАР)
- нгарридю . Вираджури (Маррамбиджи, Новый Южный Уэльс) [38]
- каламбур . Вейверанг (к западу от горы Коул, Вик)
- пунь-инь (корень). таллум/талум (приготовленный корень). Джабвуррунг , Кулин (Маунт-Рауз, Вик)
- человек . [15] (река Лахлан, озеро Риджент, река Боган, Новый Южный Уэльс)
- табор . Вативати (Тинтындер, Вик)
- марионетка . [39] Даркиньюнг (регион Хантер, Новый Южный Уэльс)
- улели (корень). Таунгурунг , Кулин (Хилсвилл, Вик)
- да . (Озеро Конда, Вик) [32]
Люди вотджобалуков использовали систему счета от одного до 15 при общении с другими кланами с помощью палочек для сообщений и использовали мунья , слово, обозначающее мурнонг или ямс, для подсчета пальцев от одного до пяти как часть этой системы.Один: гити-мунья (мизинец), два: гайуп-мунья (безымянный палец), три: марунг-мунья , (средний палец), четыре: йоллоп-йоллоп-мунья (указательный палец) и пять: бап-мунья (большой палец). ). [40]
Городок Мирнионг , штат Виктория, был назван в честь Мурнонга. [41] Территория вокруг Ю Янга называлась Моронг-моронгу в честь мурнонга, который в прошлом был здесь в изобилии. [42]
Таблица, показывающая три вида
[ редактировать ]Особенность | Уолтер Микросериус | Микросерис ланцетный | Микросерис скапигера |
---|---|---|---|
Корни | одиночный мясистый корень, разрастающийся до одиночного, реповидного до узкоэллипсоидного или узкояйцевидного, ежегодно заменяющегося клубня. | несколько мясистых корней, от цилиндрических до длинноконических, ветвящихся чуть ниже уровня земли. | несколько цилиндрических или длинноконических, обычно разветвленных чуть ниже листьев |
Изображения корней | ![]() | ![]() | ![]() |
Фрукты (Капсела) | обычно менее 7 мм в длину | обычно менее 7 мм в длину | в основном длиной 7–10 мм |
Изображения семян | ![]() | ![]() | ![]() |
Паппус щетина | в. Длина 10 мм, ширина у основания 0,5–1,3 мм. | Длина 10–20 мм, c. Ширина у основания 0,3–0,5 мм. | Длина 30–66 мм |
Изображения цветов | ![]() | ![]() | ![]() |
Сросшиеся лепестки (Ligule) | обычно более 15 мм в длину | обычно более 15 мм в длину | длиной до 12 мм |
Источник | низменности умеренного климата на юге штата Вашингтон, ЮАР, Новый Южный Уэльс, АКТ, Виктория и Тасмания | редко на базальтовых почвах; альпийский и субальпийский Новый Южный Уэльс, АКТ и Виктория | в основном из базальтовых равнин западной Виктории и возвышенностей Тасмании. |
Вкус корней | сладкий вкус, как сырой, так и приготовленный | горький, слегка волокнистый и не особенно приятный на вкус | слегка волокнистый и слегка, но терпимо горький |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Готт, Бет (1983). «Мурнонг — Microroseris scapigera: исследование основного продукта питания аборигенов Виктории» . Исследования австралийских аборигенов . 2 .
- ^ Jump up to: а б Уолш, Невилл (2016). «Название Мурнонга (Microseris: Asteraceae: Cichorioideae)» (PDF) . Мюллерия . 34 .
- ^ Мудруру (1994). Мифология аборигенов: от Аризоны, охватывающая историю австралийских аборигенов от самых ранних легенд до наших дней . Лондон: Торсонс. стр. 35–36. ISBN 978-1-85538-306-7 .
- ^ Jump up to: а б Ховитт, Альфред Уильям (1904). Wikisource . . Коренные племена Юго-Восточной Австралии . п. 456 – через
- ^ Биссланд, Эмили (23 января 2022 г.). «Каменные орудия Гундиджмара, найденные в университетской коллекции, порождают художественную выставку и надежды на репатриацию» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Готт, Бет; Конран, Джон (1991). Викторианские растения кури: некоторые растения, используемые викторианскими кури для производства продуктов питания, волокон, лекарств и инструментов . Гамильтон и музей Западного округа. Женская группа Янгеннанок, место содержания аборигенов. ISBN 978-0-646-03846-9 .
- ^ Кларк, Ян Д. (1998). Журналы Джорджа Огастеса Робинсона, главного защитника протектората аборигенов Порт-Филиппа, том второй: 1 октября 1840 г. - 31 августа 1841 г. Биконсфилд: наследие имеет значение. п. 326.
- ^ Франкель, Дэвид (1982). Бэти н.д., Неопубликованные рукописи, Королевское историческое общество Виктории, Мельбурн, «Отчет об использовании аборигенами ромашки» . Артефакт. стр. 43–45.
- ^ Jump up to: а б Доусон, Джеймс (1881). Австралийские аборигены: языки и обычаи нескольких племен аборигенов западного округа Виктория . Мельбурн: Джордж Робертсон. п. 30. nla.obj-52770478.
- ^ Кампанелли, Маурицио; Мьюир, Джейн; Мора, Алиса; Кларк, Дэниел; Гриффин, Даррен (2015). «Воссоздание земляной печи аборигенов с глинистыми нагревательными элементами: экспериментальная археология и палеодиетические последствия» . Экспериментальная археология (выпуск журнала EXARC 2018/2).
- ^ Морган, Джон (1852). Жизнь и приключения Уильяма Бакли (PDF) . Канберра: ANU Press.
- ^ Jump up to: а б Малькольм, Джеймс (11 сентября 1845 г.). Специальный комитет Законодательного совета Нового Южного Уэльса (PDF) . Новый Южный Уэльс.
- ^ Jump up to: а б Ведж, Джон Хелдер (1989). Журнал Тодда: Эндрю, псевдоним Уиллам Тодд (диктофон Джона Бэтмена) и его журнал с отступами . Джилонг: Историческое общество Джилонга. п. 70. ИСБН 0909877084 .
- ^ Бойс, Джеймс (2011). 1835: Основание Мельбурна и завоевание Австралии . Мельбурн: Black Inc., с. 95.
- ^ Jump up to: а б с Митчелл, Томас (1838). Журнал экспедиции к рекам Дарлинг и Мюррей в 1836 году в книге «Три экспедиции во внутренние районы Восточной Австралии» . Лондон: Т. и В. Бун.
- ^ Дредж, Джеймс. Дневник (1839–1843) ПСС 16-2, 16-3 . Государственная библиотека Виктории.
- ^ Карр, Эдвард М. (1886). Wikisource . . п. 240 – через
- ^ Кларк, Ян Д. (1998). Журналы Джорджа Огастеса Робинсона, главного защитника протектората аборигенов Порт-Филиппа, том первый: 1 января 1839 г. - 30 сентября 1840 г. Биконсфилд: наследие имеет значение. п. 156.
- ^ Карскенс, Грейс (2020). Люди реки: Затерянные миры ранней Австралии . Сидней: Аллен и Анвин. п. 131. ИСБН 9781760292232 .
- ^ Коллинз, Дэвид (1798). Wikisource . . п. 348 – через
- ^ Кларк, Ян Д; Костански, Лаура М (30 июня 2006 г.). История коренных народов Стоннингтона: отчет для города Стоннингтона (PDF) . Балларат: Школа бизнеса Университета Балларата.
- ^ Изабель Эллендер и Питер Кристиансен, стр. 65-6. Вурунджери в колониальные дни , Управляющий комитет Мерри-Крик, 2001 г. ISBN 0-9577728-0-7
- ^ «Бет Готт — Наука» . Университет Монаша . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Готт, Бет (1982). «Экология использования корней аборигенами Южной Австралии» . Археология в Океании . 17 (1). Уайли: 59–67. дои : 10.1002/j.1834-4453.1982.tb00039.x . JSTOR 40386580 .
- ^ Верасс, Софи (11 июля 2021 г.). «Этот местный суперпродукт в 8 раз питательнее картофеля и по вкусу такой же сладкий, как кокос» . SBS.com.au. СБС . Проверено 31 октября 2021 г.
Первоначально истребленный пасущимися животными, мурнонг теперь возвращается, что может отодвинуть на второй план обычный картофель.
- ^ «Австралийские бестселлеры 2019 года: топ-чарты «Мальчик глотает вселенную» и «Босоногий инвестор»» . Книги+Издательство . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ «Самые продаваемые австралийские игры для взрослых 2020 года» . Книги+Издательство. 4 марта 2021 г. Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Стюарт, Ангус . «Семена батата ромашки (Microseris scapigera)» . GardeningWithAngus.com.au . GardeningWithAngus.com.au . Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ МакЭойн, Юэн. «В отсутствие, Йонни Скарс и издательство» . 2019 Комиссия по архитектуре газомоторного топлива . Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Скуиньш, Анжела (17 января 2023 г.). «Сбор урожая «культурного чуда» » . СитиМаг . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Роберт Гамильтон, Мэтьюз (1902). Языки аборигенов Виктории . Королевское общество Нового Южного Уэльса. п. 35.
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Роберт Бро (1878). Аборигены Виктории . Мельбурн: Дж. Феррес, правительственный типограф.
- ^ «Ресурсы Дхаруга и Дхаравала» . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Мэтьюз, Р.Х. (1901). «Язык и словарь дхарруков» . Труды Королевского общества Нового Южного Уэльса . 35 :155–160 — через BHL .
- ^ Роберт Гамильтон, Мэтьюз (1908), Словарь племени нгарругу Новый Южный Уэльс , Сидней: Королевское общество Нового Южного Уэльса, nla.obj-756524402 , получено 7 февраля 2021 г. - через Trove
- ^ Банс, Дэниел; Трелкельд, Л.Э. (1856 г.), Язык аборигенов колонии Виктория и других австралийских округов , Мельбурн: Слейтер, Уильямс и Ходжсон, nla.obj-387673206 , получено 2 января 2023 г. - через Trove.
- ^ Мурхаус, Мэтью (1846). Словарь языка реки Мюррей из Веллингтона на реке Мюррей . Эндрю Мюррей.
- ^ Уильямс, Алиса; Стороны, Тим. «Использование растений вираджури в водосборном бассейне Маррамбиджи» (PDF) . Местные земельные службы Нового Южного Уэльса . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ Джонс, Кэролайн (2008), Грамматика и словарь Даркиньюнг: возрождение языка на основе исторических источников , Кооператив языка и культуры аборигенов Мууррбай, ISBN 978-0-9775351-9-4
- ^ Ховитт, Альфред Уильям (1904). Wikisource . . Коренные племена Юго-Восточной Австралии . п. 723 — через
- ^ «Мирнионгский район» . Мелтон Экспресс . № 1091. Виктория, Австралия. 4 декабря 1926 г. с. 3 . Проверено 24 января 2022 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Родные имена» . Звезда Балларата. 8 июня 1866 года . Проверено 11 августа 2020 г. .