Воивуррунг
Языки | |
---|---|
Язык войвурунга , английский | |
Религия | |
Мифология австралийских аборигенов | |
Родственные этнические группы | |
Бунвуррунг , Джа Джа Вуррунг , Таунгурунг , Ватауронг см. Список названий групп коренных народов Австралии. |

Войвуррунг языковой , также пишется Вой-вуррунг, Вой Вуррунг , Войвурронг , Войворунг и Вуивурунг — австралийский абориген из Войвуррунг группы , входящий в альянс Кулин .
Территория народа войвуррунг в Центральной Виктории простиралась с севера от Большого Водораздельного хребта , на восток до горы Бау-Бау , на юг до ручья Мордиаллок и до гор Македонии , Санбери и Гисборна на западе. Их земли граничили с народом Гунай /Курнай на востоке в Гиппсленде , с народом Бун Вуррунг на юге, на полуострове Морнингтон , и с Джа Джа Вуррунг и Таунгурунг на севере.
До колонизации они жили преимущественно как аквакультуристы , занимались земледелием (выращивали луга с помощью огненных палочек, чтобы создать травоядных без ограждений, выпас [ 1 ] и различные клубневые лилии для садоводства корни батата мурнонг как основные формы крахмала и углеводов [ 2 ] ), а также охотники и собиратели . Сезонные изменения погоды, наличие продуктов питания и другие факторы будут определять, где будут располагаться кемпинги, многие из которых расположены недалеко от реки Бирарунг и ее притоков.
Каждое из различных племен войвуррунгов имело свою собственную территорию, и границы обычно определялись водными путями. В состав кланов входили:
- Вуррунджери -Виллам , занимавшие реку Ярру и ее притоки и населявшие территорию, ныне занимаемую городом Мельбурн . Первоначально европейцы называли их племенем Ярра.
- Морской -Бык
- Курунг Джанг Баллук
- Вурунджери Баллюк
- Баллюк Уильям
- Гора Уильям Баллюк
- Высокий Уильям
Термин вурунджери стал одним из распространенных терминов, используемых сегодня для потомков всех племен вурунджери, поскольку они были вынуждены объединиться ради выживания своей этнической группы. Их тотемы — орел Бунджил и Ваанг ворона .
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]
Вурунджери — это распространенное в последнее время название людей, которые жили в районе Войвуррунг до 40 000 лет По словам Гэри Пресленда, . [ а ] Они жили рыбной ловлей, охотой и собирательством и хорошо зарабатывали на жизнь благодаря богатым источникам пищи в Порт-Филлипе как до, так и после его наводнения около 7 000–10 000 лет назад, а также на окружающих лугах. [ 3 ]
На археологическом участке Кейлор человеческий очаг, раскопанный в 1971 году, был датирован радиоуглеродом примерно 31 000 лет назад , что сделало Кейлор одним из первых мест проживания людей в Австралии. [ 4 ] Череп , найденный на этом месте, датируется примерно 12 000 годом. [ 5 ] и 14700 лет назад . [ 4 ]
Археологические памятники на Тасмании и на островах Бассового пролива датируются периодом 20 000–35 000 лет назад, когда уровень моря был на 130 метров ниже нынешнего уровня, что позволяло аборигенам перемещаться через регион южной Виктории и к сухопутному мосту через Бассиан. равнину до Тасмании по крайней мере 35 000 лет назад. [ 6 ] [ 7 ]
Во время ледникового периода, примерно 20 000 лет назад , территория, ныне известная как Порт-Филлип, была сушей, а реки Ярра и Верриби должны были соединиться и течь через верховья, затем на юг и юго-запад через Бассианскую равнину, прежде чем встретиться с океаном и запад. Тасмания и острова Бассова пролива отделились от материковой Австралии около 12 000 лет назад , когда уровень моря был примерно на 50 метров ниже современного уровня. [ 6 ] Порт-Филлип был затоплен в результате послеледникового повышения уровня моря между 8000 и 6000 лет назад. [ 6 ]
Устная история и истории создания на языках ватхауронг , войвуррунг и бун вуррунг описывают затопление залива. Залив Хобсонс когда-то был местом охоты на кенгуру. Истории создания описывают, как Бунджил был ответственен за формирование залива. [ 8 ] или залив был затоплен, когда река Ярра (История создания Ярры была создана [ 9 ] ).
Первый контакт с неаборигенными народами
[ редактировать ]
Племена войвурунгов должны были знать о европейцах благодаря тесным связям с бун-вуррунг прибрежными народами , которые вступили в контакт с экспедицией Бодена на французском корабле Naturaliste в 1801 году, а затем с британским поселением в заливе Салливан в 1803 году. недалеко от современного Сорренто, Виктория . Уильям Бакли , осужденный, сбежал из этого неудавшегося поселения и прожил более 30 лет с людьми Ватауронга, прежде чем приблизился к группе Джона Бэтмена в 1835 году. Он сказал Джорджу Лэнгхорну в 1836 году:
Я часто развлекал их (Wada wurrung), когда они сидели у костров, рассказами об английском народе, домах, кораблях – великих орудиях и т. д., и эти рассказы они слушали с большим вниманием – и выражали большое удивление. [ 10 ]
Люди Бун-Вуррунг, проживавшие в основном вдоль побережья Порт-Филип и Западного Порта, также подвергались набегам охотников на тюленей на их лагеря, по крайней мере, с 1809 по 1833 год, которые часто были жестокими, когда мужчин убивали, а женщин похищали и порабощены тюленями для сексуальных партнеров и отправлены на острова в Бассовом проливе , где у тюленей были свои лагеря. [ 7 ] Это повлияло бы на экономические и социальные связи, связывающие народы войвурунгов и бунов.
Джеймс Флеминг, один из членов отряда Чарльза Граймса на корабле « Камберленд», который исследовал реки Марибирнонг и реки Ярра до водопада Дайтс в феврале 1803 года, сообщил о шрамах от оспы на нескольких аборигенах, которых он встретил, что указывает на то, что эпидемия оспы охватила племена. вокруг Порт-Филипа до 1803 года, что привело к сокращению населения. [ 11 ] Брум утверждает, что две эпидемии оспы почти полностью уничтожили племена кулин , убив, возможно, половину каждый раз в 1790-х годах и еще раз около 1830 года. [ 12 ] Вурунджери включили эти эпидемии в свою устную традицию как Минди , радужную змею с северо-запада, посланную, чтобы уничтожить или поразить людей за плохие поступки, шипящую и распространяющую изо рта белые частицы, от которых можно было вдохнуть болезнь.
Предполагается, что любая чума вызвана Минди или некоторыми из ее малышей. Я не сомневаюсь, что в прошлые поколения произошла ужасная эпидемия холеры или черной лихорадки и что ветер в то время или какое-то другое явление с северо-запада породило это странное существо. [ 13 ]
Договор
[ редактировать ]


6 июня 1835 года Джон Бэтмен встретился с восемью старейшинами народа войвуррунг, включая Бебеджана и Биллибеллари , традиционных владельцев земель вокруг реки Ярра. Встреча произошла на берегу небольшого ручья, вероятно, Мерри-Крик , и обе стороны подписали договорные документы и обменялись товарами. [ 14 ] За покупную цену, включая томагавки, ножи, ножницы, фланелевые куртки, красные рубашки и ежегодную дань аналогичными предметами, Бэтмен получил около 200 000 гектаров (2 000 км2) земли. 2 ) вокруг реки Ярра и залива Корио. Общая стоимость товара оценивается примерно в 100 фунтов стерлингов по дневной стоимости. [ 15 ] Взамен войвуррунги предложили плетеные корзины с образцами своего оружия и два плаща из кожи опоссума — очень ценный предмет. После подписания договора состоялось празднование с аборигенами Парраматты, где группа Бэтмена танцевала корробори . [ 16 ]
Договор имел важное значение, поскольку это был первый и единственный задокументированный случай, когда европейские поселенцы договаривались о своем присутствии и оккупации земель аборигенов. [ 17 ] Договор был немедленно аннулирован колониальным правительством в Сиднее. Прокламация 1835 года губернатора Ричарда Бурка реализовала доктрину terra nullius , на которой основывалось британское поселение, подкрепив концепцию о том, что до владения британцами не было землевладельца и что аборигены не могли продавать или передавать землю, а отдельные лица могли только приобретать ее. путем распределения Короной. [ 18 ]
Лишение собственности и конфликт
[ редактировать ]Дерримут , представитель Бун -вуррунга, в октябре 1835 года сообщил первым европейским поселенцам о надвигающемся нападении «людей из глубинки». Колонисты вооружились, и нападение удалось предотвратить. Бенбоу из Бун вуррунг и Биллибеллари из Вурунджери также действовали для защиты колонистов, что воспринималось как часть их долга по гостеприимству. [ 19 ]
В 1840 году конфликт вспыхнул в битве при Йеринге , недалеко от современного Ярра-Глена, в ходе которого пограничная полиция под руководством комиссара земель капитана Генри Гисборна захватила лидера вурунджери Джага Джагу, что вызвало ожесточенную конфронтацию с участием 50 членов клана вурунджери, в которой были перестрелки. обменялись. [ 20 ] [ 21 ]
Еще в 1843 году Биллибеллари запросил землю для поселения вурунджери. В августе 1850 года Войвуррунг, вероятно, запросил землю в Буллине , но Уильям Томас , защитник аборигенов в Виктории, отклонил их просьбу как слишком близкую к поселению белых. В 1852 году Войворрунг получил 782 гектара вдоль реки Ярра в Варрандите , а Бун Вуррунг получил 340 гектаров в Мордиаллок-Крик. Эти резервы никогда не комплектовались белыми и не были постоянными лагерями, а действовали как распределительные склады, где распределялись пайки и одеяла, с целью удержать племена от растущего поселения Мельбурн. [ 22 ] Совет по защите аборигенов отозвал эти два резерва в 1862 и 1863 годах, посчитав их тогда слишком близкими к Мельбурну. [ 23 ]
Социальное воздействие
[ редактировать ]
Люди Войвуррунг и Бун Вурронг приняли на себя основную тяжесть последствий британского поселения в Мельбурне с 1835 года, при этом население быстро сокращалось. За 27 лет после основания Мельбурна население языковых групп войворунг и бун вуррунг сократилось с 207 до 28 человек. Многие люди погибли от болезней, в том числе венерических, завезенных европейцами. Уровень рождаемости также резко снизился в Woiwurrung и Boon wurrung: в период с 1838 по 1848 год родилось всего пять человек, в то время как за тот же период произошло 52 смерти. [ 24 ] Уильям Томас заметил в 1844 году: «Я убежден, что количество детоубийств резко возрастает, хотя его невозможно обнаружить - их аргумент имеет некоторую причину: «Нет хороших пиканинни, теперь нет страны»». [ б ] [ 25 ]
Корпус местной полиции
[ редактировать ]По указанию Шарля Ла Троба в 1842 году правительством был создан и утвержден корпорацией местной полиции в надежде цивилизовать аборигенов. Он базировался в Нарре-Уоррене но позже переехал в Мерри-Крик и продолжал работать до тех пор, пока не был расформирован в январе 1853 года , . предложил себя записаться на военную службу, но подал в отставку примерно через год, когда обнаружил, что его будут использовать для захвата и даже убийства других туземцев. С тех пор он делал все возможное, чтобы подорвать позиции Корпуса, и в результате многие местные солдаты дезертировали, и лишь немногие оставались там дольше трех или четырех лет. Участие в полицейском корпусе не смогло остановить участие военнослужащих в племенных церемониях, собраниях и ритуалах. [ 26 ] [ 27 ]
Корандеррк
[ редактировать ]В 1863 году выжившим членам племен и носителей войвуррунг было предоставлено «разрешение на проживание» на станции Корандеррк , недалеко от Хилсвилля , и они были насильственно переселены. Несмотря на многочисленные петиции, письма и делегации колониальному и федеральному правительству, в предоставлении этой земли в качестве компенсации за потерянную страну было отказано. Корандеррк был закрыт в 1924 году, и его обитатели, за исключением пяти человек, отказавшихся покинуть страну, снова были переселены на озеро Тайерс в Гиппсленде .
Структура, границы и землепользование
[ редактировать ]Сообщества состояли из шести и более (в зависимости от размера территории) землевладельческих групп, называемых кланами , говоривших на родственном языке и связанных культурными и взаимными интересами, тотемами, торговыми инициативами и брачными узами. Доступ других кланов к земле и ресурсам, таким как Бирарунг, иногда ограничивался в зависимости от состояния рассматриваемого ресурса. Например; если в реке или ручье регулярно ловили рыбу в течение рыболовного сезона, а запасы рыбы сокращались, рыбная ловля ограничивалась или полностью прекращалась кланом, владевшим этим ресурсом, до тех пор, пока рыбе не давали шанс восстановиться. В это время другие ресурсы использовались для еды. Это обеспечило устойчивое использование имеющихся у них ресурсов. Как и на большинстве других кулинских территорий, к нарушителям применялись такие наказания, как пронзание копьем. Сегодня традиционные местоположения кланов, языковые группы и границы больше не используются, и потомки племен войвуррунг, включая людей из племени вурунджери, живут в современном обществе.
Племена/Кланы
[ редактировать ]Принято считать, что до европейского заселения существовало шесть отдельных кланов:
- Вурунджери-баллюк и Вурунджери-виллам : долина Ярра, водосборный бассейн реки Ярра до Гейдельберга.
- Буллук-Уильям : к югу от долины Ярра, простирающейся до Данденонга, Крэнборна, болота Ку-ви-руп.
- Гуннунг-Уильям-Баллук : к востоку от Большого Водораздельного хребта и к северу от Лэнсфилда.
- Курунг-джанг-баллук : от Мелтона до реки Верриби и до Санбери.
- Марин-баллук (Бой-беррит) : земля к западу от реки Марибирнонг, Саншайн и Санбери.
- Курнадже-берреинг : земля между реками Марибирнонг и Ярра.
Дипломатия
[ редактировать ]
церемония Тандеррум Когда иностранцы проходили через земли Войвуррунг или были приглашены на них , проводилась – освобождения куста. Это обеспечило безопасный проход, временный доступ и использование земли и ресурсов иностранцами. Это был дипломатический обряд, предполагавший гостеприимство помещика и ритуальный обмен подарками.
Язык
[ редактировать ]Народ вурунджери был частью языковой группы войвуррунг; каждый клан говорил на небольшом варианте языка войвуррунг. Некоторые основные термины включают в себя;
- бык , бык : болото
- Нира : пещера
- уиллам , вилам , иллам , йилам : хижина, лагерь, лай
- гора , гора : река
- Нгамуджи : красные цвета во время заката, белый человек.
- Движение Джиндиворобак утверждает, что оно взяло свое название от фразы Woiwurrung jindi worobak, означающей аннексию или присоединение.
Религия
[ редактировать ]Народ Войвуррунг разделял ту же систему верований, что и другие территории нации Кулин , основанную на творческой эпохе, известной как Время Снов , которая уходит корнями в далекую историческую эпоху, когда предки-создатели, известные как Первые Народы, путешествовали по земле, создавая и называя себя они пошли. Устные традиции и религиозные ценности коренных народов Австралии основаны на почтении к земле и вере в это Время Снов. Сновидение — это одновременно и древнее время творения, и современная реальность Сновидения. Существовало очень много разных групп, каждая со своей индивидуальной культурой, структурой верований и языком. Эти культуры в большей или меньшей степени пересекались и развивались с течением времени. Два тотема фратрии народа войвуррунг - это Бунджил Орлиный ястреб и Ваанг Ворона.
Истории мечты
[ редактировать ]- Бунджила История создания и Паллиана : Бунджил — дух-Создатель народа Кулин.
- Бирарунга История создания : образование реки Бирарунг. [ 9 ]
- Минди : Минди - радужная змея с северо-запада, которая распространяет болезни среди тех, кто вел себя плохо, но не может действовать без разрешения Бунджила. [ 13 ]
Отдых
[ редактировать ]Уильям Томас стал свидетелем того, как люди войвурунга играли в игру Марн Грук в 1841 году, по словам Роберта Бро-Смита , в «Аборигенах Виктории» (1878):
Мужчины и мальчики радостно собираются вместе, когда предстоит сыграть в эту игру. делают шарик Из кожи опоссума , несколько эластичный, но твердый и крепкий. Игроки в этой игре не бросают мяч, как это мог бы сделать белый человек, а роняют его и одновременно бьют по нему ногой. Самые высокие мужчины имеют лучшие шансы в этой игре. Некоторые из них подпрыгивают на высоту пяти футов от земли, чтобы поймать мяч. Тот, кто закрепил мяч, бьет его ногой. Это продолжается часами, и туземцы, кажется, никогда не устают от этого упражнения.
Эта игра была любимой кланами Войвуррунг, и две команды иногда основывались на традиционных тотемических группах Бунджил (орел) и Ваанг (ворона) народа Кулин. Роберт Бро-Смит видел игру на Корандеррк миссионерской станции , где нгурунгета Уильям Барак не рекомендовал играть в импортные игры, такие как крикет, и поощрял традиционную местную игру марн-грук. [ 28 ] Есть некоторые споры о том, повлияла ли игра на австралийский футбол по правилам или стала его источником . [ 29 ]
Еще в 1862 году аборигенов войвурунг «часто видели в пальто из кожи опоссума, вооруженных копьями, и отступавших в основном на непроданный холм к северу от Коллингвуда, где они разбивали лагерь со своими собаками, играли в футбол мячом из кожи опоссума и сражались с другие аборигены», по мнению исследователей Макфарлейна и Робертса, опубликованных в Herald Sun. [ 30 ]
Значимые места
[ редактировать ]
Есть ряд важных мест, в частности те, что найдены возле рек Ярра и Марибирнонг и Мерри-Крик, где корробори проводились между кланами и, возможно, соседними территориями, чтобы участвовать в музыке и танцах, обмениваться новостями и торговать. Другие места, имеющие значение для народа Вурунджери, включают:
- Место упокоения королевских владений : в 1985 году здесь были перезахоронены останки 38 викторианских аборигенов, хранившиеся в Музее Виктории , в том числе люди войвуррунгов. [ 31 ]
- Рынок королевы Виктории : место захоронения многих аборигенов, а также европейских поселенцев. [ 32 ]
- Угол улиц Франклина и Боуэна: 20 января 1842 года в Мельбурне состоялись первые публичные казни двух тасманийских аборигенов: Таннерминнервейта и Молбойхиннера, которые провели успешную партизанскую кампанию сопротивления вокруг Западного порта. [ 33 ] [ 34 ]
- Жолимонт : сходы кулинских территорий вокруг площадки МКГ и парка Ярра . См. также в садах Фицроя Дерево со шрамами . [ 35 ]
- Парк Бундура : широко используется для добычи коры и добычи силкрита, пятнадцать археологических памятников в этом районе. [ 36 ]
- Бернли Парк Корробори Дерево... [ 37 ]
- Фокнер-Парк : любимое место для кемпинга. [ 38 ]
- Болин Болин Биллабонг в Буллине: место священного и социального взаимодействия между кланами. [ 39 ]
- Холм Геллибранд и долина Муни-Пондс-Крик. В ходе археологических раскопок 1991 года был обнаружен 31 участок, включая места для палаток, обнажения кремлита и поврежденные деревья . [ 40 ]
- Бирарунг : главная река, протекающая по территории, главный источник пищи и место встреч... [ 41 ]
- Варрандит : ущелье в среднем течении Бирарунга, названное в честь действий персонажа из снов «Бунджил».
- Паунд-Бенд, Варрандит
- Карьер каменных топоров Маунт-Уильям недалеко от Лансфилда : изготовление инструментов [ 42 ] [ 43 ]
- Район Дайтс-Фолс : место встречи корробориеров , локация Миссионерской школы, Корпус местной полиции . [ 44 ]
- Галерея Хайде , Темплстоу : Дерево со шрамами. [ 45 ]
- Мерри-Крик, включая место Договора с Джоном Бэтменом. [ 46 ]
- Соломонов брод на реке Марибирнонг : расположение ловушек для рыбы и угрей. [ 47 ]
- Смотровая площадка на Лили-стрит, Эйвондейл-Хайтс : расположение силбетового карьера для обработки камня. [ 48 ]
- Бримбанк Парк , Кейлор. Более 25 археологических памятников. [ 49 ]
- Карьер Тейлорс-Крик, Кейлор. [ 50 ]
- Земные кольца Санбери , Санбери . [ 51 ]
- Корандеррк Миссионерская станция , Хилсвилл . [ 52 ]
- на горе Македонской . Место заточки топоров [ 53 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пресленд: «Есть некоторые свидетельства того, что люди жили в долине реки Марибирнонг , недалеко от современного Кейлора , около 40 000 лет назад». ( Пресланд 1997 , стр. 1)
- ↑ Уильям Томас, Ежеквартальный отчет , 30 ноября 1844 г., цитируется по Rowley 1970 , стр. 60
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Билл 2011 .
- ^ Паско 1947 .
- ^ Пресленд 1994 .
- ^ Jump up to: а б Пресланд .
- ^ Браун .
- ^ Jump up to: а б с Steyne 2001 .
- ^ Jump up to: а б Родос 2003 , с. 23.
- ^ Родос 2003 .
- ^ Jump up to: а б Хантер 2004–2005 гг .
- ^ Лангхорн 2002 .
- ^ Флеминг 2002 .
- ^ Брум 2005 , стр. 7–9.
- ^ Jump up to: а б Томас 1898 г.
- ^ Бэтмания .
- ^ Интернет 2005 .
- ^ Эллендер и Кристиансен 2001 , стр. 18–23.
- ^ Брум 2005 , стр. 10–14.
- ^ Национальный архив Австралии , с. Я.
- ^ Кларк 2005 .
- ^ Ганнауэй 2007 .
- ^ Эллендер и Кристиансен 2001 , стр. 65–67.
- ^ Брум 2005 , стр. 106–7.
- ^ Брум 2005 , с. 126.
- ^ Пресленд 1994 , стр. 104–105.
- ^ Брум 2005 , с. 92.
- ^ Винке 1984 .
- ^ Эллендер и Кристиансен 2001 , стр. 87–92.
- ^ Эллендер и Кристиансен 2001 , с. 45.
- ^ Хиндс 2002 .
- ^ Томпсон 2007 .
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 8–9.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 76–77.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 80–81.
- ^ Тоскано 2008 .
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 14–17.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 90–91.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 18–19.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 86–87.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 20–21.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 98–99.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 6–7, 24–27.
- ^ Список национального наследия .
- ^ Макбрайд 1984 .
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 28–31.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 22–23.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 32–37.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 60–61.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 62–63.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 64–69.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 70–71.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 92–97.
- ^ Эйдельсон 2000 , стр. 113–114.
- ^ ЦМТ: управление ресурсами .
Источники
[ редактировать ]- «Муза монастыря Абботсфорд, выпуск 18» (PDF) . Сентябрь 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2009 г. . Проверено 1 ноября 2008 г.
- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 18 июня 2021 г.
- «Предки и прошлое» . Совет племени Вурунджери . Проверено 18 февраля 2019 г.
- Барвик, Дайан Э. (1984). Макбрайд, Изабель (ред.). «Картирование прошлого: атлас викторианских кланов 1835–1904 годов». История аборигенов . 8 (2): 100–131. JSTOR 24045800 .
- «Батмания: Дело, Национальный музей Австралии» . Проверено 3 ноября 2008 г.
- Билл, Гаммаж (2011). Самое большое поместье на земле: как аборигены создали Австралию . Аллен и Анвин. ISBN 978-1742693521 . OCLC 903290230 .
- Брум, Ричард (2005). Аборигены Виктории: история с 1800 года . Аллен и Анвин . ISBN 978-1-74114-569-4 .
- Браун, Питер. «Череп Кейлора» . Австралийская и азиатская палеоантропология Питера Брауна. Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 года . Проверено 3 ноября 2008 г.
- Кларк, Ян Д. (1 декабря 2005 г.). « У вас все это место, нехорошо иметь детей…» Дерримут: предатель, спаситель или человек своего народа?» . Журнал Королевского австралийского исторического общества .
- Решение по заявлению Совета по земле и компенсациям культурного наследия племени Вурунджери о регистрации в качестве зарегистрированной партии аборигенов . Совет по наследию аборигенов Виктории. 22 августа 2008 г.
- Эйдельсон, Мейер (2000) [Впервые опубликовано в 1997 г.]. Мельбурнские мечты: Путеводитель по местам аборигенов Мельбурна . Пресса по изучению аборигенов .
- Эллендер, Элизабет; Кристиансен, Питер (2001). Люди Мерри Мерри. Вурунджери в колониальные времена . Управляющий комитет Мерри-Крик. ISBN 978-0-9577728-0-9 .
- Фланаган, Мартин (25 января 2003 г.). «Неутомимый посол приветствует вас» . Возраст . Проверено 31 октября 2008 г.
- Флеминг, Джеймс (2002). Карри, Джон (ред.). Журнал исследований Граймса: Камберленд в Порт-Филлипе, январь – февраль 1803 г. Публикации Общества банков. ISBN 978-0949586100 . цитируется по Родосу 2003 , с. 24
- Ганнауэй, Кэт (24 января 2007 г.). «Важный шаг к примирению» . Группа «Звездные новости». Архивировано из оригинала 18 сентября 2012 года . Проверено 1 ноября 2008 г.
- «Прокламация губернатора Бурка 1835 г. (Великобритания)» . Национальный архив Австралии : I. Проверено 3 ноября 2008 г.
- Хиндс, Ричард (24 мая 2002 г.). «Марн Грук, местная игра на самой большой сцене Сиднея» . Возраст . Проверено 3 ноября 2008 г.
- Хантер, Ян (2004–2005). «История создания Ярры» . Вурунджери мечтает. Архивировано из оригинала 4 ноября 2008 года . Проверено 3 ноября 2008 г.
- «Интервью с Меган Гулдинг, генеральным директором Wurundjeri Inc» (PDF) . Муза Абботсфордского монастыря . № 18. Сентябрь 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2009 г. . Проверено 1 ноября 2008 г.
- Лангхорн (2002). Введение. Жизнь и приключения Уильяма Бакли, Джон Морган, 1852 год . Фланнери, Тим. Фланнери, Тим (ред.). ISBN 978-1-877008-20-7 .
- «Управление недвижимостью и значимыми местами Вурунджери» . Совет племени Вурунджери . Проверено 18 февраля 2019 г.
- Макбрайд, Изабель (октябрь 1984 г.). «Карьеры Кулин Гринстоун: социальные контексты производства и распределения на участке горы Уильям». Мировая археология . 16 (2): 267–285. дои : 10.1080/00438243.1984.9979932 . JSTOR 124577 .
- «Список национального наследия: Карьер Стоун-Топора на горе Уильям» . Департамент окружающей среды и энергетики . Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 года . Проверено 3 ноября 2008 г.
- Паско, Брюс (1947). Черные семена темного эму: сельское хозяйство или случайность? . ISBN 978-1922142443 . OCLC 930855686 .
- Пресленд, Гэри. «Археологический памятник Кейлор» . Интернет-энциклопедия Мельбурна (eMelbourne) . Проверено 3 ноября 2008 г.
- Пресленд, Гэри (1994). Абориген Мельбурна. Затерянная земля кулинцев . Макфи Гриббл .
- Пресленд, Гэри (1997). Первые жители западного региона Мельбурна . Харриленд Пресс.
- Роудс, Дэвид (август 2003 г.). «Заключительный отчет о существующих условиях углубления канала – наследие аборигенов» (PDF) . Parsons Brinckerhoff & Port of Melbourne Corporation. Архивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2009 года . Проверено 3 ноября 2008 г.
- Роули, компакт-диск (1970). Разрушение общества аборигенов . Книги о пингвинах. п. 60. ИСБН 978-0-14-021452-9 .
- Стайн, Ханна (2001). «Исследование затопленных ландшафтов залива Порт-Филлип, Виктория» (PDF) . Наследие Виктории. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2012 года . Проверено 3 ноября 2008 г.
- Томас, Уильям (1898). Невеста, Томас Фрэнсис (ред.). Письма пионеров Викторианской эпохи . Публичная библиотека Виктории.
- Томпсон, Дэвид (27 сентября 2007 г.). «Аборигены играли в опоссума» . Вестник Солнца . Проверено 3 ноября 2008 г.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Вурунджери (ВИК)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Тоскано, Джозеф (2008). Чтобы мы не забыли. Сага о Таннерминнервейте и Молбойхиннере . Анархический институт СМИ. ISBN 978-0-9758219-4-7 .
- Вандин, Джеймс (26 мая 2000 г.). «Обращение к парламенту Виктории» . Парламент Виктории. Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 года . Проверено 1 ноября 2008 г.
- Уэб, Кэролайн (3 июня 2005 г.). «В истории не должно быть разделения» . Возраст . Проверено 3 ноября 2008 г.
- Винке, Ширли В. (1984). Когда плетень снова расцветет: жизнь и времена Уильяма Барака, последнего вождя племени Ярра Ярра . SW Винке. ISBN 978-0-9590549-0-3 .