Jump to content

Воивуррунг

Воивуррунг
Языки
Язык войвурунга , английский
Религия
Мифология австралийских аборигенов
Родственные этнические группы
Бунвуррунг , Джа Джа Вуррунг , Таунгурунг , Ватауронг
см. Список названий групп коренных народов Австралии.
Люди-воивурунги на Мерри-Крик, Чарльз Тредель

Войвуррунг языковой , также пишется Вой-вуррунг, Вой Вуррунг , Войвурронг , Войворунг и Вуивурунг австралийский абориген из Войвуррунг группы , входящий в альянс Кулин .

Территория народа войвуррунг в Центральной Виктории простиралась с севера от Большого Водораздельного хребта , на восток до горы Бау-Бау , на юг до ручья Мордиаллок и до гор Македонии , Санбери и Гисборна на западе. Их земли граничили с народом Гунай /Курнай на востоке в Гиппсленде , с народом Бун Вуррунг на юге, на полуострове Морнингтон , и с Джа Джа Вуррунг и Таунгурунг на севере.

До колонизации они жили преимущественно как аквакультуристы , занимались земледелием (выращивали луга с помощью огненных палочек, чтобы создать травоядных без ограждений, выпас [ 1 ] и различные клубневые лилии для садоводства корни батата мурнонг как основные формы крахмала и углеводов [ 2 ] ), а также охотники и собиратели . Сезонные изменения погоды, наличие продуктов питания и другие факторы будут определять, где будут располагаться кемпинги, многие из которых расположены недалеко от реки Бирарунг и ее притоков.

Каждое из различных племен войвуррунгов имело свою собственную территорию, и границы обычно определялись водными путями. В состав кланов входили:

  • Вуррунджери -Виллам , занимавшие реку Ярру и ее притоки и населявшие территорию, ныне занимаемую городом Мельбурн . Первоначально европейцы называли их племенем Ярра.
  • Морской -Бык
  • Курунг Джанг Баллук
  • Вурунджери Баллюк
  • Баллюк Уильям
  • Гора Уильям Баллюк
  • Высокий Уильям

Термин вурунджери стал одним из распространенных терминов, используемых сегодня для потомков всех племен вурунджери, поскольку они были вынуждены объединиться ради выживания своей этнической группы. Их тотемы — орел Бунджил и Ваанг ворона .

Предыстория

[ редактировать ]
Предыстория Австралии. Береговая линия Тасмании и Виктории, соединенная сухопутным мостом около 14 000 лет назад, демонстрирует некоторые археологические памятники человека.

Вурунджери — это распространенное в последнее время название людей, которые жили в районе Войвуррунг до 40 000 лет По словам Гэри Пресленда, . [ а ] Они жили рыбной ловлей, охотой и собирательством и хорошо зарабатывали на жизнь благодаря богатым источникам пищи в Порт-Филлипе как до, так и после его наводнения около 7 000–10 000 лет назад, а также на окружающих лугах. [ 3 ]

На археологическом участке Кейлор человеческий очаг, раскопанный в 1971 году, был датирован радиоуглеродом примерно 31 000 лет назад , что сделало Кейлор одним из первых мест проживания людей в Австралии. [ 4 ] Череп , найденный на этом месте, датируется примерно 12 000 годом. [ 5 ] и 14700 лет назад . [ 4 ]

Археологические памятники на Тасмании и на островах Бассового пролива датируются периодом 20 000–35 000 лет назад, когда уровень моря был на 130 метров ниже нынешнего уровня, что позволяло аборигенам перемещаться через регион южной Виктории и к сухопутному мосту через Бассиан. равнину до Тасмании по крайней мере 35 000 лет назад. [ 6 ] [ 7 ]

Во время ледникового периода, примерно 20 000 лет назад , территория, ныне известная как Порт-Филлип, была сушей, а реки Ярра и Верриби должны были соединиться и течь через верховья, затем на юг и юго-запад через Бассианскую равнину, прежде чем встретиться с океаном и запад. Тасмания и острова Бассова пролива отделились от материковой Австралии около 12 000 лет назад , когда уровень моря был примерно на 50 метров ниже современного уровня. [ 6 ] Порт-Филлип был затоплен в результате послеледникового повышения уровня моря между 8000 и 6000 лет назад. [ 6 ]

Устная история и истории создания на языках ватхауронг , войвуррунг и бун вуррунг описывают затопление залива. Залив Хобсонс когда-то был местом охоты на кенгуру. Истории создания описывают, как Бунджил был ответственен за формирование залива. [ 8 ] или залив был затоплен, когда река Ярра (История создания Ярры была создана [ 9 ] ).

Первый контакт с неаборигенными народами

[ редактировать ]
Сшитый и надрезанный плащ из кожи опоссума происхождения Вурунджери (Мельбурнский музей)

Племена войвурунгов должны были знать о европейцах благодаря тесным связям с бун-вуррунг прибрежными народами , которые вступили в контакт с экспедицией Бодена на французском корабле Naturaliste в 1801 году, а затем с британским поселением в заливе Салливан в 1803 году. недалеко от современного Сорренто, Виктория . Уильям Бакли , осужденный, сбежал из этого неудавшегося поселения и прожил более 30 лет с людьми Ватауронга, прежде чем приблизился к группе Джона Бэтмена в 1835 году. Он сказал Джорджу Лэнгхорну в 1836 году:

Я часто развлекал их (Wada wurrung), когда они сидели у костров, рассказами об английском народе, домах, кораблях – великих орудиях и т. д., и эти рассказы они слушали с большим вниманием – и выражали большое удивление. [ 10 ]

Люди Бун-Вуррунг, проживавшие в основном вдоль побережья Порт-Филип и Западного Порта, также подвергались набегам охотников на тюленей на их лагеря, по крайней мере, с 1809 по 1833 год, которые часто были жестокими, когда мужчин убивали, а женщин похищали и порабощены тюленями для сексуальных партнеров и отправлены на острова в Бассовом проливе , где у тюленей были свои лагеря. [ 7 ] Это повлияло бы на экономические и социальные связи, связывающие народы войвурунгов и бунов.

Джеймс Флеминг, один из членов отряда Чарльза Граймса на корабле « Камберленд», который исследовал реки Марибирнонг и реки Ярра до водопада Дайтс в феврале 1803 года, сообщил о шрамах от оспы на нескольких аборигенах, которых он встретил, что указывает на то, что эпидемия оспы охватила племена. вокруг Порт-Филипа до 1803 года, что привело к сокращению населения. [ 11 ] Брум утверждает, что две эпидемии оспы почти полностью уничтожили племена кулин , убив, возможно, половину каждый раз в 1790-х годах и еще раз около 1830 года. [ 12 ] Вурунджери включили эти эпидемии в свою устную традицию как Минди , радужную змею с северо-запада, посланную, чтобы уничтожить или поразить людей за плохие поступки, шипящую и распространяющую изо рта белые частицы, от которых можно было вдохнуть болезнь.

Предполагается, что любая чума вызвана Минди или некоторыми из ее малышей. Я не сомневаюсь, что в прошлые поколения произошла ужасная эпидемия холеры или черной лихорадки и что ветер в то время или какое-то другое явление с северо-запада породило это странное существо. [ 13 ]

Впечатление художника 1880-х годов о подписании Договора Бэтмена.

6 июня 1835 года Джон Бэтмен встретился с восемью старейшинами народа войвуррунг, включая Бебеджана и Биллибеллари , традиционных владельцев земель вокруг реки Ярра. Встреча произошла на берегу небольшого ручья, вероятно, Мерри-Крик , и обе стороны подписали договорные документы и обменялись товарами. [ 14 ] За покупную цену, включая томагавки, ножи, ножницы, фланелевые куртки, красные рубашки и ежегодную дань аналогичными предметами, Бэтмен получил около 200 000 гектаров (2 000 км2) земли. 2 ) вокруг реки Ярра и залива Корио. Общая стоимость товара оценивается примерно в 100 фунтов стерлингов по дневной стоимости. [ 15 ] Взамен войвуррунги предложили плетеные корзины с образцами своего оружия и два плаща из кожи опоссума — очень ценный предмет. После подписания договора состоялось празднование с аборигенами Парраматты, где группа Бэтмена танцевала корробори . [ 16 ]

Договор имел важное значение, поскольку это был первый и единственный задокументированный случай, когда европейские поселенцы договаривались о своем присутствии и оккупации земель аборигенов. [ 17 ] Договор был немедленно аннулирован колониальным правительством в Сиднее. Прокламация 1835 года губернатора Ричарда Бурка реализовала доктрину terra nullius , на которой основывалось британское поселение, подкрепив концепцию о том, что до владения британцами не было землевладельца и что аборигены не могли продавать или передавать землю, а отдельные лица могли только приобретать ее. путем распределения Короной. [ 18 ]

Лишение собственности и конфликт

[ редактировать ]
Вурунджери возле Коллинз-стрит, Мельбурн , 1839 год. Акварель У. Найта.

Дерримут , представитель Бун -вуррунга, в октябре 1835 года сообщил первым европейским поселенцам о надвигающемся нападении «людей из глубинки». Колонисты вооружились, и нападение удалось предотвратить. Бенбоу из Бун вуррунг и Биллибеллари из Вурунджери также действовали для защиты колонистов, что воспринималось как часть их долга по гостеприимству. [ 19 ]

В 1840 году конфликт вспыхнул в битве при Йеринге , недалеко от современного Ярра-Глена, в ходе которого пограничная полиция под руководством комиссара земель капитана Генри Гисборна захватила лидера вурунджери Джага Джагу, что вызвало ожесточенную конфронтацию с участием 50 членов клана вурунджери, в которой были перестрелки. обменялись. [ 20 ] [ 21 ]

Еще в 1843 году Биллибеллари запросил землю для поселения вурунджери. В августе 1850 года Войвуррунг, вероятно, запросил землю в Буллине , но Уильям Томас , защитник аборигенов в Виктории, отклонил их просьбу как слишком близкую к поселению белых. В 1852 году Войворрунг получил 782 гектара вдоль реки Ярра в Варрандите , а Бун Вуррунг получил 340 гектаров в Мордиаллок-Крик. Эти резервы никогда не комплектовались белыми и не были постоянными лагерями, а действовали как распределительные склады, где распределялись пайки и одеяла, с целью удержать племена от растущего поселения Мельбурн. [ 22 ] Совет по защите аборигенов отозвал эти два резерва в 1862 и 1863 годах, посчитав их тогда слишком близкими к Мельбурну. [ 23 ]

Социальное воздействие

[ редактировать ]
Тулламарина сбегает из мельбурнской тюрьмы около 1838 года.

Люди Войвуррунг и Бун Вурронг приняли на себя основную тяжесть последствий британского поселения в Мельбурне с 1835 года, при этом население быстро сокращалось. За 27 лет после основания Мельбурна население языковых групп войворунг и бун вуррунг сократилось с 207 до 28 человек. Многие люди погибли от болезней, в том числе венерических, завезенных европейцами. Уровень рождаемости также резко снизился в Woiwurrung и Boon wurrung: в период с 1838 по 1848 год родилось всего пять человек, в то время как за тот же период произошло 52 смерти. [ 24 ] Уильям Томас заметил в 1844 году: «Я убежден, что количество детоубийств резко возрастает, хотя его невозможно обнаружить - их аргумент имеет некоторую причину: «Нет хороших пиканинни, теперь нет страны»». [ б ] [ 25 ]

Корпус местной полиции

[ редактировать ]

По указанию Шарля Ла Троба в 1842 году правительством был создан и утвержден корпорацией местной полиции в надежде цивилизовать аборигенов. Он базировался в Нарре-Уоррене но позже переехал в Мерри-Крик и продолжал работать до тех пор, пока не был расформирован в январе 1853 года , . предложил себя записаться на военную службу, но подал в отставку примерно через год, когда обнаружил, что его будут использовать для захвата и даже убийства других туземцев. С тех пор он делал все возможное, чтобы подорвать позиции Корпуса, и в результате многие местные солдаты дезертировали, и лишь немногие оставались там дольше трех или четырех лет. Участие в полицейском корпусе не смогло остановить участие военнослужащих в племенных церемониях, собраниях и ритуалах. [ 26 ] [ 27 ]

Корандеррк

[ редактировать ]

В 1863 году выжившим членам племен и носителей войвуррунг было предоставлено «разрешение на проживание» на станции Корандеррк , недалеко от Хилсвилля , и они были насильственно переселены. Несмотря на многочисленные петиции, письма и делегации колониальному и федеральному правительству, в предоставлении этой земли в качестве компенсации за потерянную страну было отказано. Корандеррк был закрыт в 1924 году, и его обитатели, за исключением пяти человек, отказавшихся покинуть страну, снова были переселены на озеро Тайерс в Гиппсленде .

Структура, границы и землепользование

[ редактировать ]
Базовая карта языковой группы войвуррунг в контексте других кулинских народов.

Сообщества состояли из шести и более (в зависимости от размера территории) землевладельческих групп, называемых кланами , говоривших на родственном языке и связанных культурными и взаимными интересами, тотемами, торговыми инициативами и брачными узами. Доступ других кланов к земле и ресурсам, таким как Бирарунг, иногда ограничивался в зависимости от состояния рассматриваемого ресурса. Например; если в реке или ручье регулярно ловили рыбу в течение рыболовного сезона, а запасы рыбы сокращались, рыбная ловля ограничивалась или полностью прекращалась кланом, владевшим этим ресурсом, до тех пор, пока рыбе не давали шанс восстановиться. В это время другие ресурсы использовались для еды. Это обеспечило устойчивое использование имеющихся у них ресурсов. Как и на большинстве других кулинских территорий, к нарушителям применялись такие наказания, как пронзание копьем. Сегодня традиционные местоположения кланов, языковые группы и границы больше не используются, и потомки племен войвуррунг, включая людей из племени вурунджери, живут в современном обществе.

Племена/Кланы

[ редактировать ]

Принято считать, что до европейского заселения существовало шесть отдельных кланов:

  • Вурунджери-баллюк и Вурунджери-виллам : долина Ярра, водосборный бассейн реки Ярра до Гейдельберга.
  • Буллук-Уильям : к югу от долины Ярра, простирающейся до Данденонга, Крэнборна, болота Ку-ви-руп.
  • Гуннунг-Уильям-Баллук : к востоку от Большого Водораздельного хребта и к северу от Лэнсфилда.
  • Курунг-джанг-баллук : от Мелтона до реки Верриби и до Санбери.
  • Марин-баллук (Бой-беррит) : земля к западу от реки Марибирнонг, Саншайн и Санбери.
  • Курнадже-берреинг : земля между реками Марибирнонг и Ярра.

Дипломатия

[ редактировать ]

церемония Тандеррум Когда иностранцы проходили через земли Войвуррунг или были приглашены на них , проводилась – освобождения куста. Это обеспечило безопасный проход, временный доступ и использование земли и ресурсов иностранцами. Это был дипломатический обряд, предполагавший гостеприимство помещика и ритуальный обмен подарками.

Народ вурунджери был частью языковой группы войвуррунг; каждый клан говорил на небольшом варианте языка войвуррунг. Некоторые основные термины включают в себя;

  • бык , бык : болото
  • Нира : пещера
  • уиллам , вилам , иллам , йилам : хижина, лагерь, лай
  • гора , гора : река
  • Нгамуджи : красные цвета во время заката, белый человек.
  • Движение Джиндиворобак утверждает, что оно взяло свое название от фразы Woiwurrung jindi worobak, означающей аннексию или присоединение.

Народ Войвуррунг разделял ту же систему верований, что и другие территории нации Кулин , основанную на творческой эпохе, известной как Время Снов , которая уходит корнями в далекую историческую эпоху, когда предки-создатели, известные как Первые Народы, путешествовали по земле, создавая и называя себя они пошли. Устные традиции и религиозные ценности коренных народов Австралии основаны на почтении к земле и вере в это Время Снов. Сновидение — это одновременно и древнее время творения, и современная реальность Сновидения. Существовало очень много разных групп, каждая со своей индивидуальной культурой, структурой верований и языком. Эти культуры в большей или меньшей степени пересекались и развивались с течением времени. Два тотема фратрии народа войвуррунг - это Бунджил Орлиный ястреб и Ваанг Ворона.

Истории мечты

[ редактировать ]
  • Бунджила История создания и Паллиана : Бунджил — дух-Создатель народа Кулин.
  • Бирарунга История создания : образование реки Бирарунг. [ 9 ]
  • Минди : Минди - радужная змея с северо-запада, которая распространяет болезни среди тех, кто вел себя плохо, но не может действовать без разрешения Бунджила. [ 13 ]

Уильям Томас стал свидетелем того, как люди войвурунга играли в игру Марн Грук в 1841 году, по словам Роберта Бро-Смита , в «Аборигенах Виктории» (1878):

Мужчины и мальчики радостно собираются вместе, когда предстоит сыграть в эту игру. делают шарик Из кожи опоссума , несколько эластичный, но твердый и крепкий. Игроки в этой игре не бросают мяч, как это мог бы сделать белый человек, а роняют его и одновременно бьют по нему ногой. Самые высокие мужчины имеют лучшие шансы в этой игре. Некоторые из них подпрыгивают на высоту пяти футов от земли, чтобы поймать мяч. Тот, кто закрепил мяч, бьет его ногой. Это продолжается часами, и туземцы, кажется, никогда не устают от этого упражнения.

Эта игра была любимой кланами Войвуррунг, и две команды иногда основывались на традиционных тотемических группах Бунджил (орел) и Ваанг (ворона) народа Кулин. Роберт Бро-Смит видел игру на Корандеррк миссионерской станции , где нгурунгета Уильям Барак не рекомендовал играть в импортные игры, такие как крикет, и поощрял традиционную местную игру марн-грук. [ 28 ] Есть некоторые споры о том, повлияла ли игра на австралийский футбол по правилам или стала его источником . [ 29 ]

Еще в 1862 году аборигенов войвурунг «часто видели в пальто из кожи опоссума, вооруженных копьями, и отступавших в основном на непроданный холм к северу от Коллингвуда, где они разбивали лагерь со своими собаками, играли в футбол мячом из кожи опоссума и сражались с другие аборигены», по мнению исследователей Макфарлейна и Робертса, опубликованных в Herald Sun. [ 30 ]

Значимые места

[ редактировать ]
Болин Болин Биллабонг в Буллине , участок реки, отрезанный около 1100 года нашей эры.
Дерево со шрамами в саду Фицрой , шрам остался после того, как из ствола вырезали каноэ.

Есть ряд важных мест, в частности те, что найдены возле рек Ярра и Марибирнонг и Мерри-Крик, где корробори проводились между кланами и, возможно, соседними территориями, чтобы участвовать в музыке и танцах, обмениваться новостями и торговать. Другие места, имеющие значение для народа Вурунджери, включают:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пресленд: «Есть некоторые свидетельства того, что люди жили в долине реки Марибирнонг , недалеко от современного Кейлора , около 40 000 лет назад». ( Пресланд 1997 , стр. 1)
  2. Уильям Томас, Ежеквартальный отчет , 30 ноября 1844 г., цитируется по Rowley 1970 , стр. 60
  1. ^ Билл 2011 .
  2. ^ Паско 1947 .
  3. ^ Пресленд 1994 .
  4. ^ Jump up to: а б Пресланд .
  5. ^ Браун .
  6. ^ Jump up to: а б с Steyne 2001 .
  7. ^ Jump up to: а б Родос 2003 , с. 23.
  8. ^ Родос 2003 .
  9. ^ Jump up to: а б Хантер 2004–2005 гг .
  10. ^ Лангхорн 2002 .
  11. ^ Флеминг 2002 .
  12. ^ Брум 2005 , стр. 7–9.
  13. ^ Jump up to: а б Томас 1898 г.
  14. ^ Бэтмания .
  15. ^ Интернет 2005 .
  16. ^ Эллендер и Кристиансен 2001 , стр. 18–23.
  17. ^ Брум 2005 , стр. 10–14.
  18. ^ Национальный архив Австралии , с. Я.
  19. ^ Кларк 2005 .
  20. ^ Ганнауэй 2007 .
  21. ^ Эллендер и Кристиансен 2001 , стр. 65–67.
  22. ^ Брум 2005 , стр. 106–7.
  23. ^ Брум 2005 , с. 126.
  24. ^ Пресленд 1994 , стр. 104–105.
  25. ^ Брум 2005 , с. 92.
  26. ^ Винке 1984 .
  27. ^ Эллендер и Кристиансен 2001 , стр. 87–92.
  28. ^ Эллендер и Кристиансен 2001 , с. 45.
  29. ^ Хиндс 2002 .
  30. ^ Томпсон 2007 .
  31. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 8–9.
  32. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 76–77.
  33. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 80–81.
  34. ^ Тоскано 2008 .
  35. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 14–17.
  36. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 90–91.
  37. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 18–19.
  38. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 86–87.
  39. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 20–21.
  40. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 98–99.
  41. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 6–7, 24–27.
  42. ^ Список национального наследия .
  43. ^ Макбрайд 1984 .
  44. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 28–31.
  45. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 22–23.
  46. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 32–37.
  47. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 60–61.
  48. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 62–63.
  49. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 64–69.
  50. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 70–71.
  51. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 92–97.
  52. ^ Эйдельсон 2000 , стр. 113–114.
  53. ^ ЦМТ: управление ресурсами .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad54f65a0f4ac067e32b96617f74c5e5__1715095860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/e5/ad54f65a0f4ac067e32b96617f74c5e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Woiwurrung - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)