Джаджавуррунг
Общая численность населения | |
---|---|
2,500 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Джаджавуррунг , английский | |
Религия | |
Мифология австралийских аборигенов , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Бунуронг , Таунгурунг , Ватауронг , Вурунджери см. Список названий групп коренных народов Австралии. |
Джа Джа Вуррунг (произносится как Джа-Джа-вар-рунг), также известный как народ Джаара или Джаджовронг и племя реки Лоддон , — австралийские аборигены , которые являются традиционными владельцами земель, включая водосборные бассейны рек Лоддон и Авока. в регионе Бендиго в центральной Виктории, Австралия . [ 2 ] Они входят в Кулинский союз аборигенов Викторианской эпохи . [ 1 ] Существует 16 кланов, придерживающихся патрилинейной системы. Как и у других кулинских народов, здесь есть две половины : орел Бунджил и Ваа . ворона [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]Этноним Джа Джа Вуррунг часто анализируется как сочетание слова «да» ( djadja такие диалектные варианты, как yeye / yaya , с этим, возможно, связаны ) и «рот» ( wurrung ). Это довольно необычно, поскольку многие другие языки региона определяют своих носителей с помощью местного слова, означающего «нет». [ 4 ] Вообще говоря, в нем было два основных диалекта: восточный и западный. [ 5 ]
Язык
[ редактировать ]Джа Джа Вуррунг относят к одному из кулинских языков . Около 700 слов было записано Джозефом Паркером в 1878 году, а Р. Х. Мэтьюз составил план грамматики, опубликованный на немецком языке в 1904 году. [ 6 ]
Страна
[ редактировать ]По словам Нормана Тиндейла и Яна Д. Кларка , их земли когда-то простирались на площадь более 16 000 квадратных километров (6 200 квадратных миль), охватывая реки Верхний Лоддон и Авока , текущие на восток, через Мэлдон и Бендиго , вокруг Каслмейна и на запад до Сен-Арно. . Он занимает территорию недалеко от озера Булок . Северные пределы касаются Боорта и, на северо-западе, Дональда , в то время как Кресвик , Дейлсфорд и Вуденд отмечают его южную границу, а на юго-западе - холм Наварра и гору Авока. Стюарт Милл , Натте Яллок и Эму , а также восточные истоки реки Виммера — все они лежат на традиционной земле Джа Джа Вуррунг. [ 7 ] [ 8 ]
История
[ редактировать ]Джа Джа Вуррунг связаны со своей землей своей духовной системой верований, берущей начало во сне, когда мифические существа создали мир, людей и их культуру. Они были частью устоявшихся торговых сетей, которые позволяли товарам и информации перемещаться на значительные расстояния. Месторождения тахилита , возможно, были важным товаром для торговли , возле Спринг-Хилл и реки Колибан поскольку каменные артефакты из этого материала были найдены вокруг Виктории. [ 9 ]
Есть свидетельства того, что оспа, возможно, занесенная сначала с севера макассанскими торговцами , распространилась по Джаджа Вуррунгу в 1789 и 1825 годах. Согласно переписи, проведенной в 1840 году, насчитывалось 282 Джаджа Вуррунг, все, что осталось от 900–1900 человек, по оценкам. находиться на территории Джаджа Вуррунг в 1836 году, когда появился первый белый колонизатор, Томас Митчелл прошел через их территорию. [ 10 ] Митчелл сообщил об обнаружении больших плодородных равнин. Заселение округов Гоулберн и Лоддон началось в следующем году скваттерами, стремившимися создать станцию и бежать. [ 11 ] Что касается эпидемий, то они были включены в мифологию аборигенов как гигантская змея Минди, посланная Бунджилом , чтобы обдувать людей волшебной пылью и наказывать их за плохое поведение. [ 12 ]
Мунангабум
[ редактировать ]Мунангабум был влиятельным главой клана Лиарга балуг и духовным лидером или неернейеметом Джаджа вуррунг, который пережил две эпидемии оспы и сформировал реакцию своего народа на европейское заселение в 1830-х и 1840-х годах. 7 февраля 1841 года Мунангабум был ранен поселенцами, а его товарищ Гондьурмин умер на станции Фар-Крик, к западу от Мэриборо . Позже трое поселенцев были задержаны и преданы суду 18 мая 1841 года, но были оправданы за отсутствием доказательств, поскольку аборигены не могли давать показания в суде. [ 13 ] Он был убит в 1846 году главой конкурирующего клана с юга. [ 14 ]
Резня
[ редактировать ]Европейское поселение Западной Виктории в 1830-х и 1840-х годах было отмечено сопротивлением вторжению, часто из-за отгона овец, что затем приводило к конфликтам, а иногда и к резне аборигенов. Народы Джа Джа Вуррунг пережили две волны заселения и изгнания: с юга с 1837 года и с севера с 1845 года. [ 3 ]
Очень немногие из этих сообщений были использованы для привлечения поселенцев к суду. В тех немногих случаях, когда это действительно происходило, дела прекращались, поскольку аборигены были лишены права давать показания в суде. Нил Блэк, скваттер из Западной Виктории, в письме от 9 декабря 1839 года излагает преобладающее мнение многих поселенцев:
Лучший способ (обеспечить побег) — выйти на улицу и предпринять новый побег, при условии, что совесть партии достаточно ожесточена, чтобы позволить ему без угрызений совести убивать туземцев направо и налево. Общеизвестно и ясно, что шансы на то, что человек, вступающий в новую гонку, сможет сохранить владение своим местом и собственностью, не прибегая к таким средствам, - иногда оптом, - очень малы... [ 15 ]
Таблица: зарегистрированные убийства на территории Джа Джа Вуррунг до 1859 г. [ 16 ]
Дата | Расположение | Участие аборигенов | Европейцы участвуют | Сообщается о гибели аборигенов |
---|---|---|---|---|
Март – апрель 1838 г. | Неизвестный | Джа Джа Вуррунг, клан неизвестен | два европейца | Куникоундит и еще один мужчина |
Зима 1838 года | Станция Дарлингтон, примерно в 16 км от Лансфилда. | Джа Джа Вуррунг или Таунгурунг | Сотрудники капитана Сильвестра Брауна | 13 человек |
Июнь 1838 г. | Резня на равнинах Ватерлоо | неизвестный | сотрудники WH Yaldwyn, CH Ebden , H Munro и Dr W Bowman | 7 или 8, но, вероятно, гораздо больше людей |
февраль 1839 г. | Девичьи холмы | Джа Джа Вуррунг, клан неизвестен | Джон Дэвис и Авраам Брейбрук, осужденные пастухи, и Уильям Аллан | Нуроурнин и еще один человек |
Май 1839 г. [ 17 ] | Кампаспе-Плейнс, см. в резне на Кампаспе-Плейнс. подробности | Таунгурунг, клан неизвестен | Чарльз Хаттон и партия поселенцев | Около 40 убитых |
июнь 1839 г. | Кампаспе-Плейнс, известная как резня на Кампаспе-Плейнс | Джа Джа Вуррунг, клан неизвестен | Чарльз Хаттон и партия конной полиции | По меньшей мере 6 человек убиты, многие ранены |
конец 1839 или начало 1840 года | Миддл-Крик, известный как Кровавая дыра | Джа Джа Вуррунг, клан неизвестен | Капитан Дугалд Маклахлан и его сотрудники | Неизвестный |
Август 1840 г. | неизвестный | Джа Джа Вуррунг, клан неизвестен | один из назначенных слуг Генри Даттона | Пандаррагундит |
7 февраля 1841 г. | 14 Майл-Крик, станция Гленмона к западу от Мэриборо | Джа Джа Вуррунг, клан Галгал гундидж | Уильям Дженкинс, Уильям Мартин, Джон Ремингтон, Эдвард Коллин, Роберт Моррисон | Гондиурмин, Мунангабум ранены |
15 мая 1844 г. | 100 км к северу от Пиренеев. | видимо Джа Джа Вуррунг | Корпус местной полиции под руководством комиссара короны Ф.А. Паулетта и ХЭП Даны | Лилгонер |
28 июня 1846 г. | Река Авока возле Чарльтона | Джа Джа Вуррунг, клан неизвестен | Джон Фокс | один человек |
Изнасилование и пограничное сексуальное взаимодействие
[ редактировать ]Важным источником пограничных конфликтов были сексуальные отношения между европейскими поселенцами и женщинами-аборигенами. Историк Бейн Эттвуд утверждает, что кланы аборигенов, возможно, стремились включить белых в свое родственное общество посредством сексуальных отношений с его принципами и обязательствами взаимности и обмена; однако поселенцы неправильно истолковали бы это как проституцию, что привело бы к культурному непониманию и конфликту. Похищение и изнасилование женщин-аборигенов также было относительно распространенным явлением, часто приводившим к насильственным взаимодействиям. Хотя большинство скваттеров игнорировали такие сексуальные контакты со стороны своих сотрудников и даже участвовали в них, были и некоторые, такие как Джон Стюарт Хепберн , которые не одобряли сексуальные контакты между своими сотрудниками и Джа Джа Вуррунг. [ 18 ]
Эдвард Паркер прокомментировал:
Если бы поселенцы в целом последовали примеру г-на Хепберна, большая часть либеральных отношений между трудящимися мужчинами и местными женщинами и, следовательно, угроза собственности были бы подавлены. [ 18 ]
В 1842 году Паркер выразил «твёрдое убеждение... в том, что девять из десяти злодеяний, совершаемых чернокожими», прямо или косвенно связаны с сексуальными отношениями. Хотя он считал «трудящиеся классы» самыми страшными преступниками, он также указал, что были «люди, претендующие на звание джентльмена и даже стремящиеся стать исполнителями закона», которые оскорбляли женщин-аборигенов. [ 18 ]
Повсеместное насилие над женщинами аборигенов привело непосредственно к эпидемии венерических заболеваний, сифилиса и гонореи, что оказало серьезное влияние на снижение рождаемости женщин Джа Джа Вуррунг и увеличило уровень детской смертности. [ 19 ]
Станция протектората аборигенов Лоддон во Франклинфорде
[ редактировать ]Эдвард Стоун Паркер был назначен в Англии Управлением по делам колоний помощником защитника аборигенов в Протекторате аборигенов, созданном в районе Порт-Филип при Джордже Робинсоне . Он прибыл в Мельбурн в январе 1839 года, а в марте Робинсон назначил Паркера на северо-запад или в округ Лоддон. Он начал свой протекторат только в сентябре 1839 года. В обязанности протектора входила защита аборигенов от «посягательств на их собственность, а также от актов жестокости, угнетения или несправедливости», а также более долгосрочная цель «цивилизации» туземцев. [ 20 ]
Первоначально Паркер основал свою базу в Джексонс-Крик недалеко от Санбери, которая не была достаточно близка к аборигенам его протектората. Паркер предложил Робинсону и губернатору Гиппсу создать протекторатные станции в каждом округе, чтобы сконцентрировать аборигенов в одной области и обеспечить их потребности и таким образом уменьшить приграничные конфликты. Губернатор Нового Южного Уэльса сэр Джордж Гиппс согласился, и в 1840 году были одобрены станции или резервы для каждого защитника. Первоначальным выбором Паркера в качестве резерва в сентябре 1840 года было место, известное как Ниреман Джа Джа Вуррунг , на притоке Бет-Бет-Крик. реки Лоддон. Однако это место оказалось непригодным для сельского хозяйства, и в январе 1841 года Паркер выбрал участок на северной стороне горы Франклин на берегу Джима Кроу-Крик с постоянной родниковой водой. Это место было выбрано при поддержке The Dja Dja Wurrung, а также комиссара по землям Короны Фредерика Паулетта. Разрешение на строительство этого места было дано в марте, и большое количество Джа Джа Вуррунг сопровождало Паркера там в июне 1841 года, когда станция была основана на колибанском маршруте Уильяма Моллисона, где уже существовала отдаленная хижина. [ 21 ] Это стало известно как станция протектората аборигенов Лоддон во Франклинфорде , а этот район был известен Джа Джа Вуррунг как Ларн-не-баррамул или место обитания эму . Соседняя гора Франклин была известна как Лалгамбук . [ 22 ]
Франклинфорд стал очень важным центром внимания для Джа Джа Вуррунг в 1840-х годах, где они получали определенную защиту и пайки, но продолжали придерживаться своих традиционных культурных обычаев и полукочевого образа жизни, насколько могли. Паркер нанял врача, доктора У. Бэйли, для лечения высокой заболеваемости. [ 20 ]
Паркер также пытался привлечь к ответственности тех европейских поселенцев, которые убивали аборигенов, включая Генри Монро и его сотрудников за убийства в январе 1840 года, а также Уильяма Дженкинса, Уильяма Мартина, Джона Ремингтона, Эдварда Коллинза, Роберта Моррисона за убийство Гондюрмина в феврале 1841 года. Оба дела были расследованы. выброшен из суда из-за недопустимости показаний и показаний свидетелей-аборигенов в судах. Аборигенов считали язычниками, неспособными клясться на Библии и, следовательно, не способными давать показания. Это чрезвычайно затрудняло судебное преследование поселенцев за преступления против аборигенов, а также затрудняло для аборигенов возможность предложить юридическую защиту, когда их привлекали к ответственности за такие преступления, как кража овец. [ 20 ]
Колониальное правительство резко сократило финансирование протектората с 1843 года. Протекторат закончился 31 декабря 1848 года, и в то время на станции проживало около 20 или 30 Джа Джа Вуррунг. Паркер и его семья остались жить во Франклинфорде. Шесть мужчин Джа Джа Вуррунг и их семьи поселились во Франклинфорде, но все, кроме одного, умерли от несчастного случая или респираторного заболевания. Томми Фармер ( Бернбармин ) [ 23 ] был последним выжившим из этой группы, которая покинула землю в 1864 году и в конечном итоге присоединилась к заповеднику Корандеррк . [ 24 ] [ нужна ссылка ] Одна женщина из Джа Джа Вуррунг, известная как Эллен, под защитой Паркера связала воротник и написала два поздравительных письма в качестве подарка по случаю свадьбы принца Уэльского Эдуарда VII с принцессой Датской Александрой в 1863 году. Королева Виктория ответила с благодарственным письмом. [ 25 ]
Воздействие болезни
[ редактировать ]В то время как приграничные конфликты, убийства и резня принесли свои плоды, последствия болезней имели гораздо большее влияние. Эпидемии оспы уничтожили это племя еще до первого контакта с европейцами. С конца 1830-х годов европейские контакты привели к чахотке, венерическим заболеваниям, простуде, бронхиту, гриппу, ветряной оспе, кори и скарлатине. Венерические заболевания сифилисом и гонореей достигли масштабов эпидемии: по оценкам, к концу 1841 года 90% женщин Джа Джа Вуррунг страдали сифилисом. Это также привело к тому, что женщины аборигенов стали бесплодными и заразили всех рожденных младенцев, что привело к высокой детской смертности и резкое падение рождаемости. Назначенный на время врач подтвердил распространенность венерических заболеваний. [ 19 ]
Наиболее сильно пострадали группы, которые больше всего контактировали с европейскими поселенцами. Проведение длительного времени в одних и тех же местах для стоянки также сделало их восприимчивыми к респираторным и желудочным заболеваниям. Когда в 1841 году несколько Джа Джа Вуррунг умерли в заповеднике Франклинфорда, многие из них временно покинули это место. Ряд смертей и болезней среди белых, работавших во Франклинфорде в 1847–1848 годах, также заставили многих Джа Джа Вуррунг покинуть страну, полагая, что земля во Франклинфорде была «злокачественной». К декабрю 1852 года население Джа Джа Вуррунга оценивалось в 142 человека, тогда как всего 15 лет назад, во время первого контакта, оно насчитывало от одной до двух тысяч человек. [ 19 ]
Викторианская золотая лихорадка
[ редактировать ]Начало викторианской золотой лихорадки в 1851 году оказало дальнейшее давление на Джа Джа Вуррунг: 10 000 землекопов заняли Баркерс-Крик, гору Александр и многие ручьи, превратившиеся в аллювиальные золотые раскопки, при этом многие священные места были нарушены. Золотая лихорадка также вызвала кризис сельскохозяйственной рабочей силы, поэтому многие скваттеры нанимали людей Джа Джа Вуррунг в качестве пастухов, наездников на скоте, станционных рабочих и домашней прислуги на сезонной или полупостоянной основе. Многие из тех, кто не смог найти работу у скваттеров, выживали на обочине белого общества, занимаясь попрошайничеством и проституцией ради еды, одежды и алкоголя. Доступность алкоголя увеличивалась с увеличением количества таверн и лачуг, связанных с раскопками, и пьянство стало серьезной проблемой. Уровень смертности ухудшился во время золотой лихорадки. [ 26 ]
По неофициальным данным, многие Джа Джа Вуррунг решили переехать на север от раскопок, чтобы избежать проблем алкоголизма, проституции и попрошайничества, связанных с жизнью на обочине белого общества. [ 26 ]
Небольшое количество Джа Джа Вуррунг осталось во Франклинфорде вместе с Паркером, обрабатывая землю, возводя жилища и продавая свою продукцию на ближайшие раскопки примерно в 2 милях от них.
Джаара, детка
[ редактировать ]Младенец Джаара был ребенком австралийских аборигенов, который умер в какой-то момент в период с 1840-х по 1860-е годы. Останки ребенка были обнаружены вместе с детскими игрушками, состоящими из перьев, пояса и европейских артефактов, в развилке дерева в 1904 году и хранились в Музее Виктории в течение девяноста девяти лет, пока в 2003 году они не были репатриированы в сообщество Джа Джа Вуррунг. [ 27 ]
Переселение
[ редактировать ]Расследование условий во Франклинфорде в феврале 1864 года, проведенное суперинтендантом Корандеррка Джоном Грином и Хранителем аборигенов Уильямом Томасом, показало, что школа протектората непригодна для обучения и что все фермы были заброшены. Грин рекомендовал закрыть школу и перевезти детей в Корандеррк, Томас согласился на переезд, но выступил против распада станции Протектората. Томаса в этом поддержал Паркер. [ 26 ]
Люди Джа Джа Вуррунг во Франклинфорде были вынуждены переселиться на станцию Корандеррк на земле Вурунджери . На тот момент сообщалось, что 31 взрослый и 7 детей принадлежали к Джа Джа Вуррунг. [ 28 ]
Томас Данолли , ребенок Джа Джа Вуррунг, когда его насильно переселили в заповедник Корандеррк, сыграл важную роль в первом организованном протесте аборигенов за спасение Корандеррка в 1880-х годах. Калеб и Анна Морган, потомки Кэролайн Малкольм, переселившиеся в Корандеррк, были активными членами Лиги австралийских аборигенов, основанной Уильямом Купером в 1933–34 годах. [ 26 ]
26 мая 2004 года тетушка Сьюзан Рэнкин , старейшина Джа Джа Вуррунг, мирно вновь заняла коронную землю во Франклинфорде в центральной Виктории, назвав свой лагерь « Лагерем возвращения домой» . Рэнкин попросил Департамент устойчивого развития и окружающей среды штата Виктория предоставить документы, подтверждающие, что Корона имеет право оккупировать эти земли. По сообщению Daylesford Advocate от 2 июня 2004 года , местные офицеры DSE признали, что «не могут предоставить эти документы и сомневаются в их существовании». [ 29 ]
Структура, границы и землепользование
[ редактировать ]Сообщества состояли из 16 землевладельческих групп, называемых кланами , которые говорили на родственном языке и были связаны культурными и взаимными интересами, тотемами, торговыми инициативами и брачными узами. Доступ других кланов к земле и ресурсам иногда ограничивался в зависимости от состояния рассматриваемого ресурса. Например; если в реке или ручье регулярно ловили рыбу в течение рыболовного сезона, а запасы рыбы сокращались, рыбная ловля ограничивалась или полностью прекращалась кланом, владевшим этим ресурсом, до тех пор, пока рыбе не давали шанс восстановиться. В это время другие ресурсы использовались для еды. Это обеспечило устойчивое использование имеющихся у них ресурсов. Как и на большинстве других кулинских территорий, к нарушителям применялись такие наказания, как пронзание копьем. Сегодня традиционные места расположения кланов, языковые группы и границы больше не используются, и потомки народа Джа Джа Вуррунг живут в современном обществе, хотя и сохраняют большую часть своей культуры.
Кланы
[ редактировать ]До европейского заселения существовало 16 отдельных кланов, каждый из которых имел главу клана. [ 30 ]
Нет | Название клана | Примерное местоположение |
---|---|---|
1 | Биал балуг | в Бил |
2 | Птица Балуг | Натте Яллок |
3 | Булангурд гундидж | Гора Болангум |
4 | Катто управляют кланом | Бриджуотер |
5 | Галгал балуг | Бернбанк и гора Митчелл |
6 | Джаджа вуррунг балуг | неизвестный |
7 | Галгал гундидж | к северо-западу от Кинетона |
8 | Гунангара Гундидж | Ларрнебаррамул, недалеко от горы Франклин |
9 | Ларнин Гандидж | Ричардсон Ривер |
10 | Лиарга балуг | Гора Тарренгоуэр и Мэлдон |
11 | Мунал гундидж | Дейлсфорд |
12 | Дираг балуг | Авока |
13 | Введение баллона | Гора Мурокайл и Смитон |
14 | Вурн балуг | между Кэрисбруком и Дейзи Хилл |
15 | Унгарагира гундидж | верховья реки Авока и недалеко от Сен-Арно |
16 | Лысый | Гора Бакрабаньюл |
Дипломатия
[ редактировать ]Когда иностранцы проходили через земли Джа Джа Вуррунг или были приглашены на них, проводилась церемония Тандеррум – свободы куста. Это обеспечило безопасный проход, временный доступ и использование земли и ресурсов иностранцами. Это был дипломатический обряд, предполагавший гостеприимство помещика и ритуальный обмен подарками.
Соглашение о признании и урегулировании со штатом Виктория
[ редактировать ]28 марта 2013 года штат Виктория и народ Джа Джа Вуррунг заключили Соглашение о признании и урегулировании в соответствии с Законом о поселении традиционных владельцев 2010 года правительства штата Виктория , который официально признает народ Джа Джа Вуррунг традиционными владельцами части Центральной Виктории. Территория соглашения простирается к северу от Большого Водораздельного хребта возле Дейлсфорда и включает часть или все водосборные бассейны рек Ричардсон, Эйвон, Авока, Лоддон и Кампаспе. Он включает, в частности , земли Короны в городе Большой Бендиго, озеро Боорт и часть озера Булок . [ 31 ] Соглашение стало кульминацией восемнадцатимесячных переговоров между правительством штата Виктория и народом Джа Джа Вуррунг и урегулировало претензии коренных жителей, возникшие еще в 1998 году. [ 31 ]
На церемонии генеральный прокурор Виктории Роберт Кларк сказал: «Правительство Виктории радо, что достигло этого соглашения таким образом, что избежало дорогостоящих судебных разбирательств и одновременно помогло сообществу традиционных владельцев построить устойчивое будущее». [ 32 ]
Церемония празднования соглашения об урегулировании прошла в Бендиго 15 ноября 2013 года после регистрации соглашения о землепользовании коренных народов, ставшего последним шагом на пути к официальному оформлению соглашения. [ 33 ]
Альтернативные имена и написание
[ редактировать ]- Джаджавуррунг
- Джаджавуру, Джаджавурунг, Дженджувуру
- Джаррунг Джаррунг, Джа-джоу-эр-онг
- Джуробалюк
- Левурру (название языка, состоящее из Ie (нет) и wur:u (губы/речь).
- Луньингбиррвурркгудич
- Монулгундич (букв. «Люди из праха»), Монулгундич .
- Пилавин ( орда в Пиренеях)
- Тарранг, Тара
- Тайддьювуру, Тайддьювуру
- Он сгнил
- Ян Джаджавуррунг топоним Авоки ) (
- Маленькие
- Яура
- Яяурунг, Джаджаоронг (от jajae (= jeje , «да»), Jajaurung, Jajowurrong, Jajowurong, Jajowrong, Jarjoworong, Jajowerang, Jajowrung, Jajow(e)rong, Jajoworrong .
Источник: Тиндейл, 1974 г.
Несколько слов
[ редактировать ]- пампум (яйцо)
- щенок (ребёнок) [ 34 ]
- тьяка, тьакила (западный диалект): тякала (восточный диалект) означает «есть». [ 35 ]
- века (смеяться) [ 36 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Австралийское агентство Ассошиэйтед Пресс, 2004 г.
- ^ «Джаара (Корпорация аборигенов клана Джа Джа Вуррунг)» . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 1995 , с. 85.
- ^ Блейк 2011 , с. 11.
- ^ Блейк 2011 , стр. 13–14.
- ^ Блейк 2011 , с. 8.
- ^ Тиндейл 1974 .
- ^ Кларк 1995 , с. 86.
- ^ Кларк и Хоуз 2010 .
- ^ Лестер и Дюссар, 2014 , с. 146.
- ^ Эттвуд 1999 , с. 5.
- ^ Эттвуд 1999 , стр. 4 и далее.
- ^ Кларк 1995 , стр. 99–100.
- ^ Лестер 2014 , с. 61.
- ^ Кларк 1995 , с. 1.
- ^ Кларк 1995 , стр. 88–101.
- ^ Эттвуд 1999 , стр. 7–9.
- ^ Перейти обратно: а б с Эттвуд 1999 , стр. 12–13.
- ^ Перейти обратно: а б с Эттвуд 1999 , стр. 34–36.
- ^ Перейти обратно: а б с Эттвуд 1999 , стр. 23–28.
- ^ Эттвуд 1999 , стр. 26f.
- ^ Моррисон 1967 .
- ^ Лестер и Дюссар, 2014 , с. 163.
- ^ Брум 2005 , с. 115.
- ^ Блейк 2011 , с. 11 Примечание 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эттвуд 1999 , стр. 37–45.
- ^ Тейлор 2003 .
- ^ Кларк 1995 , с. 88.
- ^ Мерфи 2004 .
- ^ Кларк 1995 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Расчет 2013 года .
- ^ Рекламодатель Бендиго, 2013 .
- ^ Рид 2013 .
- ^ Блейк 2011 , с. 61.
- ^ Блейк 2011 , с. 54.
- ^ Блейк 2011 , с. 55.
Источники
[ редактировать ]- «Аборигены готовы сражаться за артефакты» . Сидней Морнинг Геральд . Австралийское агентство Ассошиэйтед Пресс . 27 июля 2004 года . Проверено 4 мая 2008 г.
- Эттвуд, Бэйн (1999). «Моя страна»: История Джаджи Вуррунга, 1837–1864 гг . Исторический факультет Университета Монаша . ISBN 978-0-732-61766-0 .
- Блейк, Барри Дж. (2011). Диалекты западного кулина, западной Виктории Яртватжали, Tjapwurrung, Djadjawurrung (PDF) . Университет Ла Троб .
- Брум, Ричард (2005). Аборигены Виктории: история с 1800 года . Аллен и Анвин . ISBN 978-1-74114-569-4 .
- Кларк, Ян Д. (1995). Шрамы на ландшафте: список мест резни на западе Виктории, 1803–1859 гг. (PDF) . АИАЦИС . стр. 169–175. ISBN 0-85575-281-5 .
- Кларк, В.; Хоуз, Дж (2010). Автострада Колдера от Фарадея до Рейвенсвуда, северный участок Харкорта: археологический мониторинг во время строительства . ВикРоудс .
- «Претензия на титул уроженца Джа Джа Вуррунг урегулирована» . Рекламодатель Бендиго . 28 марта 2013 г.
- «Поселение Джа Джа Вуррунг» . Правительство штата Виктория . 24 октября 2013 г.
- Лестер, Алан (2014). «Взаимодействие коренных народов с гуманитарным управлением: Протекторат аборигенов Порт-Филлип и «гуманитарное пространство» » . В Кэри, Джейн; Лайдон, Джейн (ред.). Сети коренных народов: мобильность, связи и обмен . Рутледж . стр. 50–74. ISBN 978-1-317-65932-7 .
- Лестер, Алан; Дюссар, Фейри (2014). Колонизация и истоки гуманитарного управления: защита аборигенов Британской империи девятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-00783-3 .
- Моррисон, Эдгар (1967) [Впервые опубликовано в 1854 году]. Приграничная жизнь в протекторате Лоддон: эпизоды первых дней, 1837-1842 гг .
{{cite book}}
:|newspaper=
игнорируется ( помогите ) - Мерфи, Маргарет (7 июля 2004 г.). «Суверенитет, не жаль» . Зеленый левый еженедельник .
- Рид, Мерран (15 ноября 2013 г.). «Коренные народы радуются эмоциональной церемонии» . Рекламодатель Бендиго .
- Тейлор, Джози (сентябрь 2003 г.). «Коренные народы радуются эмоциональной церемонии» . Новости АВС .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Жаара (ВИК)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аборигены Лоддона - краткая история, исследованная и написанная Нормом Дарвином, 1999.
- Онлайн-карты австралийских аборигенов — коллекция мест, растений и мест, предоставленных и исследованных сообществом.
- Библиография народа Джаджа Вуррунг и языковые ресурсы в Австралийском институте исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива.