Карьер каменных топоров Маунт-Уильям
( Карьер каменных топоров Маунт-Уильям традиционно известный как причал Уил-им-и) — австралийских аборигенов место археологических раскопок в Центральной Виктории , Австралия. Он расположен в 9 км (5,6 миль) к северо-востоку от Лэнсфилда , недалеко от Пауэллс-Трек, в 10 км (6,2 мили) к северу от Ромси и в 78 км (48 миль) от Мельбурна . Зеленый каменный карьер, известный как Wil-im-ee moor-ring означает «место топора» , что на языке войвуррунг , был важным источником сырья для изготовления топоров из зеленого камня , которыми торговали на обширной территории юга. -Восточная Австралия. [1]
Описание
[ редактировать ]Карьер каменных топоров Маунт-Уильям включает в себя остатки сотен горных карьеров и насыпей пустой породы, где аборигены добывали зеленый камень (диабаз) и изготавливали каменные заготовки для головок топоров. Колотые и отшлифованные каменные топоры или топоры были неотъемлемой частью инструментов аборигенов на юго-востоке Австралии, а зеленый камень горы Уильям был одним из самых ценных и широко продаваемых материалов. Камень добывали из обнажений источника, грубо раскалывали на заготовки, а затем увозили для более тонкого отслаивания и шлифовки края. [2] Здесь имеется 268 карьеров, 18 из которых имеют глубину несколько метров. [3] окружен по меньшей мере 34 отдельными отслаивающимися полами с насыпями обломков диаметром до 20 метров, а некоторые из них имеют центральную скалу, выступающую на поверхность в качестве наковальни. [4]
Гора Уильям находится в пределах одного из шести кембрийских зеленокаменных поясов в Виктории, где также было обнаружено несколько других карьеров зеленокамня, включая гору Кэмел , реку Хокуа , Косгроув, Джаллукар, Беррамбул и Баронгу на реке Хопкинс ; и Церера и Дог-Рокс возле Джилонга . [5] Однако ни один из топоров на горе Уильям не был отшлифован и отполирован до готовых головок топоров. [6] Ближайшие шлифовальные канавки для топора можно найти на горе Македон , примерно в 29 километрах отсюда, где анализ каменных фрагментов показал, что это тот же самый диабаз, что и зеленый камень горы Уильям. [7]
История
[ редактировать ]Уильям Брэдли, похоже, был первым, кто описал обмен камнями на горе Уильям 12 ноября 1838 года:
Сегодня два племени встретились в лагере у глубокой ямы в ручье… Группы незнакомцев, как я их буду называть, прибыли с юга и везли с собой несколько []… каменных топоров.… Некоторые из этих топоров были отполированы. в то время как другие были еще довольно грубыми, и я полагаю, что они все еще требуют дальнейшей работы. Племена, расположившиеся лагерем у ручья, очень хотели получить эти топоры и в обмен на один полированный топор отдали два чехла из кожи опоссума. За топор, все еще находившийся в шероховатом состоянии, они отдали взамен несколько своих легких бамбуковых копий. Этот бартер, как я его назову, продолжался какое-то время, но только среди мужчин. [8]
В 1854 году Уильям Бландовски , первый зоолог Мельбурнского музея , посетил гору Уильям и предоставил первое письменное описание: Знаменитое место, которое снабжает туземцев камнем (фонолитом) для их томагавков и о котором мне сообщили племена 400 на расстоянии нескольких миль……Наблюдая на вершинах этих холмов множество обломков камней, которые, казалось, были разбиты искусственно…Здесь я неожиданно обнаружил пустынные карьеры ( кинохам ) аборигенов… которые простираются на территорию вверх площадью в сто акров, представляют собой нечто похожее на пустынный золотой прииск и передают верное представление о великой решимости, проявленной аборигенами. [9]
Уильям Бакли описал твердый черный камень, который он назвал Кар-Кин , которому была придана форма каменных голов. [10]
В 1880-х годах известный лидер вурунджери и хранитель карьера Уильям Барак (который, вероятно, был свидетелем последних операций в карьере) описал традиционные правила владения и доступа этнографу Альфреду Ховитту .
Были места, к которым все племя проявляло особый интерес. Таким местом был «каменный карьер» на горе Уильям... в котором существовала сеть руководителей, которые совместно имели права опекуна в карьере... где лидеры двух смешавшихся кланов: клана Курнунг-виллам и Курнадже -берреингский клан, который был двумя из трех кланов, составлявших вурунджери. Ответственность за владение и контроль над каменоломней взяли на себя четверо: Нингу-лабул и Нуррум-нуррум-бин из клана Курнунг-виллам, а также Билли-биллери и Бебеджан из клана Курнадже-берреинг. Билли-биллери был старостой, занимавшим это место... Когда соседние племена нуждались в камне для томагавков, они обычно посылали гонца к Биллибеллари [главному хранителю]. Когда они прибыли, они разбили лагерь неподалеку. Отец Билли-биллери, когда он был жив, расколол камни и раздал их на подарки: «ковры, оружие, украшения, пояса, ожерелья». [11]
Организованные экскурсии были популярны в начале 1900-х годов, например, когда Окружная ассоциация учителей организовала экскурсию в 1906 году, и этот день был «объявлен государственным праздником в графстве Лансфилд (так в оригинале), так что всем будет предоставлена возможность присутствовать. ." [12]
В 1940-х годах Фред Маккарти определил маршрут на юго-восток Австралии, связанный с горой Уильям, среди своих семи магистральных торговых маршрутов.
... маршрут юго-восточной Австралии простирается от юга и центрального Квинсленда вниз по рекам Пару и Варрего до реки Дарлинг , по которой он следует до реки Мюррей и соединяется с бартером вдоль этой реки; затем он проходит вниз по Нижнему Мюррею, где соединяется с маршрутом из центральной Виктории (гора Уильям), а у озера Александрина присоединяется к маршруту река Гленелг - Куронг - Порт-Огаста - озеро Эйр . [13]
В 1960-х и 1970-х годах гора Уильям привлекла внимание антропологов и археологов (в частности, Дональда Томсона и Изабель Макбрайд ). [14] Исследование Макбрайдом торговых систем в 1970-х годах включало исследование распределения топоров из Маунт-Уильям и других карьеров в Виктории и Новом Южном Уэльсе, опираясь на этноисторические источники, лингвистические и археологические данные, а также петрологические исследования (с использованием анализа тонких срезов топоров из археологических раскопок). памятники и источники камней), чтобы выявить тенденции распространения и социальную ценность. [15]
Макбрайд показал, что сети обмена аборигенами камня на горе Уильям простираются на несколько сотен километров. [16] распространение определяется социальными и политическими отношениями между кулинами и соседними группами: редко распространено или отсутствует на юго-востоке Виктории, но более широко распространено в Западной Виктории. [17]
Управление и сохранение
[ редактировать ]Гора Уильям уже давно была признана особым местом аборигенов, когда в 1910 году была предпринята первая попытка обеспечить некоторую официальную защиту. Директор Музея Виктории стремился Болдуин Спенсер создать комитет совместно с Историческим обществом Виктории , чтобы выкупить часть территории, чтобы сформировать резерв. Однако помещик отказался продавать. [18]
В 1917 году Аллан Ф. Кэмерон , член Далхаузи в парламенте штата Виктория, считал, что: « Что-то около двадцати пяти акров земли можно приобрести по разумной цене и оградить, чтобы на все времена сохранить как величайшую историческую достопримечательность Австралии». , предоставляя единственное указание или доказательство того, что эта страна была заселена за сотни лет до того, как сюда пришел белый человек , [19] В 1918 году Кэмерон добивался выделения средств на покупку земли. [20] и снова в 1919 г. [21] Затем в 1921 году Кэмерон сообщил парламенту, что джентльмен из Мельбурна [предложил] 300 фунтов на покупку этой земли в качестве резерва. Он хотел, чтобы его передали государству или какой-нибудь организации. Однако вскоре после этого Кэмерон серьезно заболел и умер в декабре 1923 года, поэтому никаких дальнейших действий предпринято не было. [22]
В 1969 году землевладелец, г-н Пауэлл, обеспокоился повреждением участка и предложил продать часть CA 24 графству Ромси. Графство получило финансовую поддержку от правительства штата Виктория в 1971 году, а право собственности было передано в 1972 году. В 1976 году в соответствии с Законом о сохранении археологических и аборигенных реликвий 1972 года была объявлена археологическая зона на земле, находящейся в муниципальной собственности, и прилегающей к ней частной собственности CA 16A, север. [23] [24]
В 1997 году графство Ромси (ныне Совет графства Македонских хребтов ) подарило свою землю Корпорации земель коренных народов , которая впоследствии передала этот участок под управление Корпорации аборигенов культурного наследия Вурунджери Вой Вуррунг . [25] Он также был включен в Реестр национального поместья и Список национального наследия Австралии . [26]
23 октября 2012 года право собственности на это место было официально возвращено Корпорации аборигенов культурного наследия Wurundjeri Woi Wurrung . [27] [28]
Географическое положение
[ редактировать ]- Маунт Уильям 37 ° 12'38 "ю.ш., 144 ° 48'37" в.д. / 37,210516 ° ю.ш., 144,810297 ° в.д.
- Гора Уильям на юго-западе 37 ° 12'48 "ю.ш., 144 ° 48'31" в.д. / 37,213447 ° ю.ш., 144,808731 ° в.д.
- Гора Уильям на северо-востоке 37 ° 12'39 "ю.ш., 144 ° 48'45" в.д. / 37,210935 ° ю.ш., 144,812486 ° в.д.
37°12′38″S 144°48′37″E / 37.210516°S 144.810297°E .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Археологические раскопки на горе Уильям Лансфилд, Австралия, Ромси, Австралия.
- ^ Куттс и Миллер, 1977: 1; Гудисон, 1996:1
- ^ Макбрайд, 1984b: 273-274.
- ^ Макбрайд, 1976:168
- ^ Макбрайд и Вочман, 1976:166
- ^ Куттс и Миллер, 1977.
- ^ Запад, 1972: 198-200.
- ^ Брэдли, 1838 г., в Макбрайде, 1984a: 142.
- ^ Бландовски, 1855:56 в McBryde & Watchman, 1976:169.
- ^ Бро-Смит, 1876:360
- ^ Альфред Ховитт 1904:311
- ^ Лэнсфилд Меркьюри , 1906, в Гудисоне, 1996:21
- ^ Маккарти, 1940:100.
- ^ Патон, 2005: 280; Макбрайд, 2000:250.
- ^ Макбрайд, 1984a; 1984б; Макбрайд и Вочман, 1976; Макбрайд и Харрисон, 1981 г.
- ^ Макбрайд, 1978:355
- ^ Макбрайд, 1984b: 269, 279.
- ^ Малвейни и Калаби, 1985: 260-261; Гудисон, 1996:22
- ^ Г-н Аллан Ф. Кэмерон, член парламентских дебатов Далхаузи Виктории: Законодательное собрание Том. 147: 1917; Патон, 2005:278
- ^ Парламентские дебаты Виктории: Законодательное собрание, том 151, 1918 г.; Патон, 2005:278
- ^ Парламентские дебаты Виктории: Законодательное собрание 1919 года; Патон, 2005:278
- ^ Патон, 2005: 279.
- ^ Гудисон, 1996: 24-27.
- ^ Цитата о Месте национального наследия
- ^ «Порт-Филлип CMA, принадлежащий коренным народам» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2006 года . Проверено 30 ноября 2011 г.
- ^ База данных австралийского наследия. Список национального наследия. Карьер горы Уильям Стоун Хэтчет. Идентификатор места: 105936. Номер файла: 2/06/078/0002. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Управление недвижимостью и значимыми местами Вурунджери» . Wurundjeri Woi Wurrung Корпорация культурного наследия аборигенов . Архивировано из оригинала 22 мая 2021 года . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ «Уил-им-и Мур-ринг (карьер Маунт-Уильям)» (PDF) . История аборигенов Ярры . Город Ярра и Вурунджери Корпорация культурного наследия аборигенов Woi Wurrung . Проверено 22 мая 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бландовски, В. фон (1855), «Личные наблюдения, сделанные во время экскурсии по центральным частям Виктории, включая гору Македонию, Макайвор и Черные хребты» , Труды Философского общества Виктории , 1 : 50–74, hdl : 2027/ uc1.b4244823
- Бро Смит, Р. (1876). «Аборигены Виктории: с заметками, касающимися привычек туземцев других частей Австралии и Тасмании», составленные из различных источников для правительства Виктории. Мельбурн: Джон Карри, О'Нил
- Куттс, П.Дж.Ф. и Миллер, Р. (1977). Археологический район горы Уильям. Мельбурн: Викторианская археологическая служба, правительственная типография.
- Гудисон, П. (1996). Карьер Маунт-Уильям-Акс-Стоун: Справочный документ по управлению. Неопубликованный документ, подготовленный для Отдела услуг по наследию Управления по делам аборигенов штата Виктория.
- Гатридж, Дж. Т. (1907), Каменный век и аборигены района Лансфилд , Лансфилд
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ховитт, AW (1904), Коренные племена юго-восточной Австралии , Лондон: Macmillan, OL 24190592M
- Макбрайд, И. и Харрисон, Дж. (1981). Ценный товар или ценный камень? Рассмотрение некоторых аспектов распространения зеленокаменных артефактов на юго-востоке Австралии. В книге Б. Ф. Лича и Дж. Дэвидсона (редакторы), «Археологические исследования каменных ресурсов Тихого океана», стр. 183–208. Оксфорд: Британские археологические отчеты.
- Макбрайд, И. и Патон, Р. (nd) Представление в Совет австралийского наследия в отношении оценки карьера топора Маунт-Уильям-Гринстоун, номинированного на включение в Список национального наследия. Неопубликованный отчет.
- Макбрайд, И. (1978). Уил-им-и Мур-ринг: Или откуда берутся топоры?: Распространение и обмен каменными топорами в Виктории. Человечество 11(3):354-382.
- Макбрайд, I (1984a) Обмен на юго-востоке Австралии: этнографическая перспектива. История аборигенов. Том. 8, нет. 2:132-153
- Макбрайд, я (1984b). Кулинские зеленокаменные карьеры: социальный контекст производства и распределения на участке Маунт-Уильям. Мировая археология 16 (2): 267–285.
- Макбрайд, я (2000). Непрерывность и прерывистость: управление Вурунджери карьером горы Уильям. В книге С. Кляйнерта и М. Нила (ред.) «Оксфордский спутник искусства и культуры аборигенов» (стр. 247–251). Мельбурн: Издательство Оксфордского университета
- Макбрайд, я и Вочман, А. (1976). Распространение зеленокаменных топоров на юго-востоке Австралии: предварительный отчет. Человечество 10(3):163-174.
- Макбрайд И., Патон Р. и Потезный В. (1993). План обследования карьера Маунт-Уильям, июнь 1993 г. Неопубликованный план обследования.
- Маккарти, Флорида (1939). «Торговля аборигенами Австралии и торговые отношения с Торресовым проливом, Новой Гвинеей и Малайей». Океания . 10 (1): 80–104. дои : 10.1002/j.1834-4461.1939.tb00258.x .
- Малвейни, DJ и Калаби, JH (1985). Так много нового: Болдуин Спенсер, 1860-1929: биография: Мельбурн: University of Melbourne Press
- Малвейни, диджей и Камминга, Дж. (1999). Предыстория Австралии. Воронье гнездо, Allen & Unwin Pty Ltd
- Патон, Р. (2005). Торговые места: изменение социальных ценностей каменоломни аборигенов Маунт-Уильям. В Макфарлейне, Я, Маунтин, М. и Патон, Р. (ред.) Множество обменов: археология, история, сообщество и работы Изабель Макбрайд. Канберра: История аборигенов (271–286)
- Уэст, Алабама (1972). Скала аборигенов, перемалывающая топор, возле горы Македония, Виктория. Викторианский натуралист, том. 89: 198 – 200.