Курдаича

Курдаича , , или курдаича-мужчина также пишется гадаиджа , кадиче , кадаитча , караджи , [1] или кадица [2] ( Аррерте Орфография : kwertatye ), тип шамана и традиционного палача среди народа Аррерте , группы аборигенов в Центральной Австралии . Название «пероногие» используется для обозначения той же фигуры у других аборигенов. [3] [4]
Курдаича может быть привлечен для наказания виновного смертной казнью. Это слово также может относиться к ритуалу, в котором человек-курдаитча желает смерти, известному также как наведение кости. Это слово также может использоваться европейцами для обозначения обуви курдаичи, сотканной из перьев и человеческих волос и обработанной кровью.
Фон
[ редактировать ]Среди традиционных коренных австралийцев не существует такой вещи, как вера в естественную смерть. [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ] Все смерти считаются результатом действий злых духов или заклинаний, обычно под влиянием врага. Часто умирающий человек шепчет имя человека, который, по его мнению, стал причиной его смерти. Если личность виновного неизвестна, «волшебник» будет искать знак, например нору животного, ведущую из могилы, указывающую направление к дому виновного. Это может занять годы, но личность всегда в конце концов обнаруживается. Затем старейшины мафии, к которой принадлежал покойный, проводят собрание, чтобы определить подходящее наказание. Курдаича может быть организована, а может и не быть организована, чтобы отомстить за них.
Иллапуринья
[ редактировать ]Иллапуринья . , буквально «измененная», — это женщина-курдаитча, которую тайно посылает муж отомстить за какой-то проступок, чаще всего за то, что женщина не порезалась на себе в знак печали в связи со смертью члена семьи Страха перед иллапуринджей, который считается полностью мифическим, было бы достаточно, чтобы заставить следовать этому обычаю. [5]
20 век
[ редактировать ]Практика курдаитча полностью исчезла на юге Австралии к 20 веку, хотя на севере она все еще проводилась нечасто. [6]
В репортаже Adelaide Advertiser в 1952 году несколько представителей коренных народов погибли на золотом руднике Гранитс в пустыне Танами после того, как сообщили о появлении курдаитча. Они были очень напуганы и танцевали корробори, чтобы прогнать злых духов. Антрополог Тед Стрелов и врачи, привлеченные для расследования, заявили, что смерть, скорее всего, была вызвана недоеданием и пневмонией , а Стрелов заявил, что вера аборигенов в «черную магию» в целом вымирает. [7]
Курдаича обувь
[ редактировать ]Европейцы также использовали название курдаича (или кадаитча) для обозначения особого типа овальной обуви с перьями, которую, по-видимому, носил курдаича (мужчина). Коренные названия этой обуви — интерлиния в северной Австралии и интатурта на юге. Подошвы сделаны из перьев эму, а верх – из человеческих волос или меха животных. В большинстве ранних европейских описаний говорится, что в качестве основного связующего агента использовалась человеческая кровь; однако Ким Акерман отметил, что, хотя человеческая кровь действительно могла использоваться для придания обуви магической силы (становления невидимой), скорее всего, валяние было основным методом, используемым для соединения частей вместе. [8] Верхняя поверхность покрыта сеткой, сплетенной из человеческих волос. Отверстие в центре позволяет вставить ногу.
В некоторых случаях обувь разрешалось показать женщинам и детям; в других было запрещено видеть их кому-либо, кроме взрослого мужчины. [8] Когда они не использовались, их хранили завернутыми в шкуру кенгуру или прятали в священном месте. Хотя их разрешалось использовать более одного раза, обычно они служили не более одного путешествия. [9] Во время использования они были украшены линиями из белого и розового пуха и, как говорили, не оставляли следов. [10]
Спенсер и Гиллен отметили, что настоящая обувь курдайча имеет небольшое отверстие с одной стороны, куда можно вставить вывихнутый большой палец. [а] [11]
В 1896 году Патрик Бирн , антрополог-самоучка с телеграфной станции Шарлотта Уотерс статью под названием «Заметка об обычаях, связанных с использованием так называемой курдайчской обуви Центральной Австралии» , опубликовал в Трудах Королевского общества Виктории . Статья была описана как «... тщательное соединение техники мести курдаитча из рассказов, полученных от стариков в районе Шарлотт-Уотерс в 1892 году». [12]
Аборигены также начали производить обувь курдаитча для продажи европейцам, и Спенсер и Гиллен отметили, что видели туфли, которые на самом деле были слишком малы, чтобы их можно было носить. До 1970-х годов эта обувь была популярным предметом рукоделия, который продавался посетителям многих мест в центральных и западных районах пустыни Австралии. [8]
Наведение кости
[ редактировать ]
Ожидание того, что смерть наступит в результате направленной в жертву кости, не лишено оснований. По всему миру зафиксированы и другие подобные ритуалы, вызывающие смерть. [13] Жертвы становятся вялыми и апатичными, обычно отказываются от еды или воды, а смерть часто наступает в течение нескольких дней после «проклятия». Если жертвы выживают, предполагается, что ритуал был выполнен неправильно. Это явление признано психосоматическим , поскольку смерть вызвана эмоциональной реакцией — часто страхом — на некую предполагаемую внешнюю силу и известна как « смерть вуду ». Поскольку этот термин относится к конкретной религии, медицинское учреждение предположило, что более подходящим является «своевольная смерть» или «синдром наведения кости». [14] [15] В Австралии эта практика все еще достаточно распространена, поэтому больницы и медперсонал обучены лечить болезни, вызванные «плохими духами» и накалыванием костей. [16]
Примеры
[ редактировать ]О роли курдайчи рассказывают следующую историю антропологи Джон Годвин и Рональд Роуз: [17] [18]
В 1953 году умирающий абориген по имени Кинджика был доставлен самолетом из Арнемленда Австралии на Северной территории в больницу в Дарвине . Тесты показали, что он не был отравлен, ранен и не страдал от каких-либо травм. И все же этот человек определенно умирал. После четырех дней агонии, проведенных в больнице, Кинджика скончался на пятый. Говорили, что он умер от прокалывания костей.
«Костяное наведение» — метод казни, используемый аборигенами. Говорят, что он не оставляет следов и всегда убивает свою жертву. Кость, используемая в этом проклятии, сделана из человека, кенгуру , эму или даже дерева. Форма кости убийства, или кундела , варьируется от племени к племени. Длина может составлять от шести до девяти дюймов. Они похожи на длинную иглу. К закругленному концу через отверстие прикрепляется кусочек волоса и приклеивается клейкой смолой . Прежде чем ее можно будет использовать, кундела заряжается мощной психической энергией в ходе ритуала, который держится в секрете от женщин и тех, кто не является членами племени. Чтобы ритуал был эффективным, его необходимо провести безупречно. Затем кость отдают курдаитча, ритуальным убийцам племени.
Затем эти убийцы идут и охотятся (если человек сбежал) на осужденного. Название курдаича происходит от тапочек, которые носят на охоте. Тапочки сделаны из перьев какаду (или эму) и человеческих волос — они практически не оставляют следов. Кроме того, они носят волосы кенгуру, которые прилипают к их телам после того, как они покрывают себя человеческой кровью, а также носят маски из перьев эму. Они охотятся парами или тройками и, если необходимо, будут преследовать свою добычу годами, никогда не сдаваясь, пока человек не будет проклят.
Как только мужчину поймают, один из курдаитча опускается на одно колено и указывает на кунделу. Говорят, что жертва замирает от страха и остается, чтобы услышать проклятие, короткое пронзительное пение, которое поет курдаича. Затем он и его товарищи-охотники возвращаются в деревню, и кундела ритуально сжигается.
Осужденный может прожить несколько дней или даже недель. Но он так сильно верит в произнесенное проклятие, что обязательно умрет. Говорят, что ритуальная нагрузка на кунделу создает «копье мысли», которое пронзает жертву, когда на нее направлена кость. Как будто в него пронзили настоящее копье, и его смерть неизбежна.
Кинджику обвинили в кровосмесительных отношениях (их матери были дочерьми одной женщины от разных отцов). Вместо того чтобы предстать перед судом, он сбежал из деревни. Охотники нашли его и прокляли. Говорят, именно поэтому он и умер.
В 2004 году коренная австралийская женщина, которая не согласилась с упразднением возглавляемого аборигенами государственного органа Комиссии аборигенов и жителей островов Торресова пролива, прокляла премьер-министра Австралии , Джона Ховарда направив на него кость. [19]
В популярной культуре
[ редактировать ]Акт курдаича инициирует как юридический, так и культурный конфликт в фильме Питера Вейра 1977 года «Последняя волна». [20]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коуэн, Джеймс (1992). Тайны времени снов: Духовная жизнь австралийских аборигенов (2-е исправленное изд.). Призма Пресс. ISBN 978-1-8532-7077-2 .
- ^ Росс, Р. «138а. Кадича» . Лассетерия . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Корфф, Йенс (23 февраля 2020 г.). «Племенное наказание, обычное право и расплата» . Творческие духи . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Перо из преданий австралийских аборигенов» . Ян Хокинс Автор. 14 октября 2013 года . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Спенсер и Гиллен 2010 , с. 489.
- ^ Спенсер, Болдуин ; Гиллен, Ф.Дж. (2010) [1899]. Коренные племена Центральной Австралии . Издательство Кембриджского университета. стр. 476–477. ISBN 978-1-108-02044-2 .
- ^ «Аборигены умирают после визита курдаича» . Рекламодатель . Том. 95, нет. 29, 311. Аделаида, Южная Австралия. 20 сентября 1952 г. с. 3 . Проверено 20 мая 2019 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б с Акерман, Ким (2005). «Обувь-невидимка и обувь-невидимка: австралийские охотники и собиратели и идеи о происхождении обуви». Исследования австралийских аборигенов : 55–64.
- ^ Спенсер и Гиллен 2010 , стр. 477–478.
- ^ Спенсер и Гиллен 2010 , с. 480.
- ^ Перейти обратно: а б Спенсер и Гиллен 2010 , с. 478.
- ^ «Патрик Майкл Бирн» . Великобритания: Музей и сады Хорнимана . Архивировано из оригинала 20 мая 2019 года . Проверено 20 мая 2019 г.
- ^ Рунка. Составлено доктором Керин Уолш для Южно-Австралийского музея . Гайд Парк Пресс 2009 ISBN 978-0-646-50388-2
- ^ Хан, Патрик Д. (4 сентября 2007 г.). «Напуган до смерти: своевольная смерть, или синдром наведения костей» . Биология онлайн . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Кэннон, Уолтер Брэдфорд (2002). « ВУДУ «Смерть» . Американский журнал общественного здравоохранения . 92 (10): 1593–1596. дои : 10.2105/ajph.92.10.1593 . ПМЦ 1447285 . ПМИД 12356599 .
- Первоначально опубликовано как Кэннон, Уолтер Брэдфорд (1944). « Вуду «Смерть». Американский антрополог . Новая серия. 44 (2): 169–181. дои : 10.1525/aa.1942.44.2.02a00010 .
- ^ Кертис, Кейт; Рамсден, Клер; Дружба, Джули, ред. (2007). Сестринская помощь при неотложной и травматологической помощи . Эльзевир Австралия. п. 34. ISBN 978-0-7295-3769-8 .
- ^ Годвин, Джон. Неразгаданное: Мир Неизведанного . стр. 163–176.
- ^ Роуз, Рональд. Живая магия . стр. 30–36.
- ^ «Аборигены прокляли премьер-министра Австралии и т. д.» . Европейская сеть по защите прав коренных народов Австралии: новости . Сидней: einar.org. 20 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2010 г. Проверено 8 февраля 2011 г.
- ^ «Джон Денвир: Последняя волна» . cap-press.com . Проверено 10 апреля 2024 г.