Вергайя
группа аборигенов австралийских в Народ Вергайя или Верригия — регионах Малли и Виммера на северо-западе Виктории , состоящая из ряда кланов. [ 1 ] Этот народ был также известен как Малигундидж (на языке вотджобалук) . [ 2 ] ), что означает людей, принадлежащих к эвкалиптовым кустарникам Мали (малли), которые покрывают большую часть их территории. [ 3 ]
До европейского заселения в девятнадцатом веке народы Вергаи занимали территорию, которая включала озеро Хиндмарш , озеро Альбакутья , озеро Пайн-Плейнс , озеро Веррингрин, озеро Куронг , Варракнабил , Беула , Хоптаун , Димбула , Оуен , Янак, озера Хаттах и реку Виммера. .
Язык
[ редактировать ]Язык вергайя был диалектом вемба-вемба , входящего в кулиничскую ветвь пама -ньюнгана . [ 4 ]
Экология
[ редактировать ]Томас Митчелл , исследуя территорию, на которой обитали вергайя, писал в 1836 году:
Каждый день мы проезжали по земле, которую по природному плодородию и красоте едва ли можно было превзойти; над потоками неиссякаемого изобилия и равнинами, покрытыми богатейшими пастбищами. Величественные деревья и величественные горы украшали постоянно меняющийся пейзаж этого региона, самого южного из всей Австралии и лучшего. [ 5 ]
Он добавил, что это «чистый лист» для будущего развития. Для туземцев он был богат которого составляли основу их камунгом, корневища рациона, а также лахуром , желтой кувшинкой , одуванчиком и трилистником . [ 6 ] В реках тралили пресноводных мидий и раков. Бушленд тщательно поддерживался в порядке путем выборочной стрельбы. Джордж Огастес Робинсон , назначенный протекторатом Порт-Филлип первым защитником аборигенов , отметил прекрасно построенные соломенные хижины, возведенные на каменных стенах вдоль водных путей, тщательно продуманные рыбные навесы , [ 7 ] один, к югу от горы Дувил , простирается на гектары и образует сеть, соединяющую болота, паводки и водотоки. [ 8 ]
Примерно в феврале и марте фестиваль Лаап собирал множество племен, чтобы пообщаться, урегулировать споры и насладиться сладким напитком, называемым лаап . Лаап собирали в течение 6–8 недель, с любой площади можно было получить до 40–50 фунтов вещества в день. Он был создан из сладких выделений вида псиллы ( Psylla eucalypti Dobson ), отложившихся на листьях жевательной резинки Walkerie Mallee . [ 7 ] [ 9 ]
История и культура
[ редактировать ]Коренные жители этой области насчитывают по меньшей мере 1600 поколений. [ 10 ] Есть свидетельства оккупации Гариверда 30–20 000 лет назад, еще до окончания последнего ледникового периода . по мере смены более ранней теплой и дождливой эпохи голоцена небольшое увеличение засушливости привело к десятикратному увеличению численности населения. Согласно археологическим данным, датируемым примерно 4000 лет назад, [ 11 ]
Общество
[ редактировать ]Народ Малигундидж был разделен на 20 кланов, каждый со своей территорией. Первый вопрос, который они задавали постороннему, был: ngaia yauarin? («Какова ваша плоть?»), то есть каково было ваше место в системе фрагментов и тотемических кожных отношений, которые управляли идентичностью аборигенов . [ 12 ] Это было матрилинейное общество, разделенное на две части : габадж (вар. gamuch ) [ 12 ] ( южный черный какаду ) и гругидж (вар. крокич ) [ 12 ] ( белый какаду ), с частью, к которой он принадлежал, называемой мир . [ 13 ] Смешанные браки часто происходили с кланами Джардваджали и Джа Джа Вуррунг , а встречи и церемонии посещались представителями народов Дадидади, Вадивади и Ладжиладжи, живущих к их северу. [ 13 ]
Мифологическое и эмпирическое мышление
[ редактировать ]Согласно информации, предоставленной кланом Вуджубалуг, создателю сновидений, Бунджилу человеку - орлику , в создании мира помогали братья БрамБрам Нгул , обитатели пещер Наракорте . [ 14 ] который слепил людей из дерева. [ 15 ]
Один клан Вергайя, Буронг возле озера Тиррелл , был опытными звездочетами с глубокими познаниями в астрономии. Когда Уильям Эдвард Стэнбридж в середине 19 века занялся пастбищами на их территории, он узнал об этом от них. Стэнбридж описал часть своей системы в лекции, прочитанной в Философском институте Виктории в сентябре 1857 года. Экспозиция Стэнбриджа показала, что Вергайя связывает восход и заход определенных звезд с сезонными событиями и мифологией сновидений . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Повторный анализ материалов Стэнбриджа недавно привел к гипотезе, что некоторое время после 1837 года Вергайя зарегистрировала массивную вспышку или «великое извержение» η Киля , которое они идентифицировали как Коллоугулурическую Войну — самку вороны и жену Войны — ворону. , Канопус и включили это событие в свою этноастрономическую систему. [ 20 ]
Несколько примеров иллюстрируют тесную связь, которую они установили между движениями небесных тел и циклами природных явлений в их естественной среде обитания. Подъем Марпеанкуурка ( Арктур ) на север сигнализировал о том, что пришло время собирать личинки древесного муравья , разновидности муравьев-плотников . Когда Нейоан ( Вега ) заходил сразу после наступления сумерек, это означало, что яйца маллевуса готовы к сбору. Положение Кунарторунга ( скопления ульев ) в созвездии Рака ознаменовало наступление осени. [ 18 ]
Одна история из снов народа Вуджубалуг повествует о том, как Гнови , солнце, было создано Пупперимбулом , одним из Нурумбунгуттиа, до того, как эти древние духи исчезли с небес до того, как был создан сам человек, и земля погрузилась в полную тьму. Пупперимбул швырнул яйцо эму в небосвод, после чего оно лопнуло и осветило небо. Небесный узор ближайших звезд отражал закономерности родства: сестрой Гноуи была Чарджи Гноуи ( Венера ), жена Гинабонгберпа ( Юпитера ). [ 21 ] [ 22 ]
Европейские контакты и история
[ редактировать ]Вполне вероятно, что первый контакт с европейцами произошел в результате эпидемии оспы, которая прибыла вместе с Первым флотом в 1788 году и быстро распространилась через торговые сети коренных австралийцев и унесла жизни многих людей двумя волнами до 1830-х годов. Он убил большое количество людей и еще многих изуродовал, получив рябы на лицах, а старейшины племен говорили, что он пришел по реке Мюррей , посланный злонамеренными колдунами на север. В одном сообщении Вуджубалуг эта болезнь называется «thinba micka» . [ 23 ]
Исследователь Эдвард Джон Эйр, возможно, был первым европейцем (называемым Wergaia ngamadjidj ). [ 13 ] видел Малигундидж, когда он следовал по реке Виммера к озеру Хиндмарш в 1838 году. Его отчеты о хорошо орошаемой стране Малли послужили стимулом для последующего наплыва поселенцев со своим скотом и овцами, стремящихся основать пастбищные станции. [ 13 ] Сильное сопротивление этому притоку означало, что европейцы не могли путешествовать безоружными по территории Вергайи в течение первого десятилетия заселения. [ 13 ] Горацио Кокберн Эллерман, один из первых поселенцев, приехавший управлять станцией в Антверпене в 1846 году, участвовал в нескольких набегах на лагеря аборигенов. [ 24 ] и в начале своей карьеры он был известен своей жесткостью по отношению к коренным народам. Он, по показаниям Уильяма Тейлора, принимал участие в карательном рейде на юге Уиммеры. Его безжалостность вызвала особенно враждебность со стороны вуджубалуг, которые, по слухам, намеревались убить его. Эллерман получил ордер в 1844 году и, заручившись помощью пограничной полиции, выследил подозреваемого, застрелив его вместе с другим вуджубалугом. [ 25 ] Широко распространено мнение, что он был причастен к убийству женщины-аборигена в Банджи-Бунаге в 1846 году. [ 26 ] где он наугад выстрелил в группу аборигенов Гур-балуг в их лагере на реке Виммера . [ 27 ] Эллерман взяла к себе своего осиротевшего ребенка. Эллерман потеряла мальчика из виду, когда отправляла свою шерсть в Мельбурн в 1850 году, а Уилли, которого подобрали школьники и подружились с ним, был усыновлен преподобным Ллойдом Чейзом, а затем отправлен в Великобританию для получения образования. как миссионер для своего народа. Находясь в Англии, он нашел климат и одиночество невыносимыми и, заразившись болезнью легких, умер 10 марта 1852 года. [ 27 ] Незадолго до смерти он попросил, чтобы его крестили в христианской вере, и получил имя при крещении Уильям Виммера. Был опубликован шестнадцатистраничный отчет о его жизни « Краткие мемуары Уильяма Виммеры, австралийского мальчика», в котором основное внимание уделялось его религиозному искуплению. [ 28 ]

Дик-а-Дик вуджубалуг, был следопытом ответственным за поиск троих детей Дафф, потерявшихся в австралийском буше в течение 9 дней в 1864 году, что привлекло внимание страны и даже международного сообщества. Дик-а-Дик был одним из мужчин вуджубалуг и джардваджали , которые в 1868 году составили основу сборной австралийских аборигенов по крикету в Англии .
В 1981 или начале 1982 года община аборигенов встретилась в Хоршаме и подала заявку на регистрацию в качестве Кооператива аборигенов Гулум Гулум . По словам Кларка, Goolum goolum — это слово Wergaia, означающее «незнакомец, особенно опасный незнакомец, дикий черный парень». [ 27 ]
Миссия Эбенезер
[ редактировать ]Два моравских миссионера , Фридрих Хагенауэр и Ф.В. Шписеке, которые действовали на озере Бога в течение нескольких лет, основали миссию Эбенезер в 1859 году в стране Вергайя в месте под названием Банджи-бунаг (по-разному пишется Бунго буднутт / Пуньо Буннутт ), [ 29 ] недалеко от того места, где была убита мать Уилли, а также традиционного места встреч и площадки для корробори . Место было выбрано при содействии Эллермана. [ 13 ]
В 1902 году правительство штата Виктория решило закрыть миссию Эбенезер из-за низкой численности. Миссия закрылась в 1904 году, и большая часть земель вернулась в Департамент земель Виктории в качестве земель короны и была открыта для выбора . В последующие двадцать лет многие люди Вергайа были насильно перевезены в миссию Лейк Тайерс в Гиппсленде под конвоем полиции, а также были закрыты все пайки для миссии Эбенезер и конфискованы дети. [ 30 ]
Признание родного титула
[ редактировать ]Коренные народы Виммеры добились признания титула коренного населения 13 декабря 2005 года после десятилетнего судебного процесса. Это была первая успешная заявка на титул коренного населения на юго-востоке Австралии и в Виктории, определенная судьей Роном Меркелем с участием жителей Вуджубалуг, Джаадва, Джадаваджали, Вергайя и Джупагалк. [ 31 ] В обосновании своего решения судья Меркель особо упомянула старшего вуджубалуг дядюшку Кеннеди и объяснила значение его приказов:
Приказы, которые я предлагаю издать, имеют особое значение, поскольку они представляют собой первое признание и защиту титула коренных жителей, что приведет к дальнейшему использованию титула коренных жителей в штате Виктория и, по всей видимости, на юго-восточном побережье Австралии. Это территории, в которых аборигенные народы подверглись серьезному и обширному лишению собственности, деградации и опустошению в результате установления британского суверенитета над их землями и водами в XIX веке. [ 32 ]
Выдающиеся спикеры Wergaia
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Браун, Эйвери и Гулдинг 2004 , с. 147.
- ^ «Культурный тренинг» . Партнерство первичной медицинской помощи Виммера . 20 августа 2019 г. Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Кларк 1995 , стр. 177–183.
- ^ Диксон 1980 , с. 507.
- ^ Лайдон 2009 , с. 48.
- ^ Лайдон 2009 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Рэй-Эллис 1996 , с. 242.
- ^ Брум 2005 , с. хх.
- ^ Донкин 2013 , с. 109.
- ^ Брум 2005 , с. XVIII.
- ^ Лайдон 2009 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Лайдон 2009 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк 1995 , с. 177.
- ^ Лайдон 2009 , с. 45.
- ^ Брум 2005 , с. XVIII.
- ^ Стэнбридж 1858 , стр. 137–140.
- ^ Хамахер и Фрю 2010 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Хамахер 2011 .
- ^ Christies & Bush 2008 , стр. 1–12.
- ^ Хамахер и Фрю 2010 , стр. 8–13.
- ^ Хейнс 2012 , с. 57.
- ^ Стэнбридж 1861 , с. 301.
- ^ Брум 2005 , с. 9.
- ^ Кларк 1995 , стр. 180–182.
- ^ Кенни 2007 , с. 140.
- ^ Йенс 2010 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1995 , с. 180.
- ^ Кенни 2007 , стр. 21, 120.
- ^ Кларк 1995 , с. 181.
- ^ Кларк 1995 , с. 179.
- ^ Шил 2005 .
- ^ АустЛИИ 2005 .
Источники
[ редактировать ]- Брум, Ричард (2005). Аборигены Виктории: история с 1800 года . Аллен и Анвин . ISBN 978-1-741-14569-4 .
- Браун, Стив; Эйвери, Стивен; Гулдинг, Меган (2004). «Недавние расследования на кладбище миссии Эбенезер» . В Харрисоне, Родни; Уильямсон, Кристина (ред.). После капитана Кука: археология недавнего прошлого коренных народов Австралии . Роуман Альтамира . стр. 147–169. ISBN 978-0-759-10657-4 .
- Кристи, Патрисия; Буш, Мартин (2008) [впервые опубликовано в 2005 г.]. «Истории звезд – ночное небо народа Буронг» (PDF) . Музей Виктории . стр. 1–12.
- Кларк, Ян (1990). Языки и кланы аборигенов: Исторический атлас Западной и Центральной Виктории, 1800–1900 гг . Публикации Монаша по географии, №37 . ISBN 978-0-909-68541-6 .
- Кларк, Ян (1995). Шрамы на ландшафте: реестр мест резни в Западной Виктории, 1803–1859 гг . Пресса по изучению аборигенов . ISBN 978-0-855-75595-9 .
- Диксон, Роберт М.В. (1980). Языки Австралии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-29450-8 .
- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Донкин, Р.А. (2013). Манна: историческая география . Спрингер . ISBN 978-9-401-76117-8 .
- Хамахер, Дуэйн Уиллис (28 июня 2011 г.). «Планисфера Вергайя: образовательный инструмент» .
- Хамахер, Дуэйн Уиллис; Фрю, Дэвид Дж. (2010). «Запись австралийских аборигенов о великом извержении Эта Киля». Журнал астрономической истории и наследия . 13 (3): 1–23. arXiv : 1010.4610 . Бибкод : 2010JAHH...13..220H .
- Хейнс, Рослинн Д. (2012). «Астрономия и сновидения: астрономия австралийских аборигенов» . В Селин, Хелейн (ред.). Астрономия в разных культурах: история незападной астрономии . Спрингер . стр. 53–89. ISBN 978-9-401-14179-6 .
- Йенс, Фелисити (2010). Немецко-моравские миссионеры в британской колонии Виктория, Австралия, 1848–1908 гг.: влиятельные незнакомцы . БРИЛЛ . ISBN 978-9-004-17921-9 .
- Кенни, Роберт (2007). Агнец входит в сновидение — Натаниэль Пеппер и разрушенный мир . Писцовые публикации. ISBN 978-1-921-21516-2 .
- Лайдон, Джейн (2009). Фантастические сны: археология миссии аборигенов . Роуман Альтамира . ISBN 978-0-759-11804-1 .
- Рэй-Эллис, Вивьен (1996). Черный Робинзон: защитник аборигенов . Издательство Мельбурнского университета . ISBN 978-0-522-84744-4 .
- Шил, Фергус (14 декабря 2005 г.). «Прошлое дает нам силу, — говорят аборигены» . Возраст .
- Стэнбридж, Уильям Эдвард (1858). «Об астрономии и мифологии аборигенов Виктории» (PDF) . Труды Философского института Виктории . 2 : 137–140. Бибкод : 1857PPIVT...2..137S .
- Стэнбридж, Уильям Эдвард (1861). «Некоторые подробности общих характеристик, астрономии и мифологии племен центральной части Виктории, южная Австралия». Труды Лондонского этнологического общества . 1 : 286–303. дои : 10.2307/3014201 . JSTOR 3014201 .
- Вотджобалук, Ядва, Джадаваджали, Вергайя и Юдагулк Пиплс против Виктории [2005] FCA 1795 (13 декабря 2005 г.), Федеральный суд (Австралия);