Гадубануд

Гадубануд или ( Катубанут ), также известный как Паллидургбарран , Ярро Вэтч племя мыса Отвей ( Тиндейл). [ 1 ] ), — аборигенный австралийский народ штата Виктория . Их территория охватывает плато тропических лесов и изрезанную береговую линию мыса Отуэй . Их численность быстро сократилась после начала европейской колонизации , и о них мало что известно. Однако некоторые, возможно, нашли убежище на миссионерской станции Уэсли в Биррегурре , а затем на миссионерской станции Фрамлингем , и некоторые люди до сих пор ведут свое происхождение от них. [ 2 ]
Сегодня, по принципу преемственности , Гундитджмара считаются традиционными хранителями земель Гадубануд.
Имя
[ редактировать ]«Гадубануд/Катубанут», по-видимому, означало «язык короля попугаев » и считается экзонимом, применяемым к людям племенами на западе, возможно, с уничижительным оттенком. [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]почти не зафиксировано лингвистического материала Для языка гадубануд . связь с Гулиджанами В литературе предполагается , расположенными к северу от них. Их язык впервые был идентифицирован как «язык королевских попугаев» Джеймсом Доусоном в 1881 году. [ 4 ] [ 5 ]
Страна
[ редактировать ]Катубануты населяли плато тропических лесов и изрезанную береговую линию полуострова Кейп-Отуэй, и считается, что центр их земель, вероятно, находился в заливе Аполло . Размеры их территории неизвестны. [ 3 ] Их средой обитания были тропические леса («джаровайдж»), [ 3 ] состоит из гигантских эвкалиптов и южных буков , [ 6 ] которым не хватало пищевых ресурсов [ 7 ] и флеш с динго- паками , [ 8 ] и прилегающие склерофилловые леса , а также водно-болотные угодья в верховьях реки Барвон и обильные устья рек на побережье, обеспечивающие, в зависимости от характера времен года, экосистемы, богатые источниками пищи. [ 9 ] и более поздние исследования в районе реки Эйр показали Археологические работы Джона Малвани , что территория, в которой они жили, была заселена на протяжении нескольких столетий, причем одно место насчитывает 1000 лет. [ 10 ]
История контакта
[ редактировать ]Как и земли Бидавала на дальнем востоке Гиппсленда , ранние европейские поселенцы считали полуостров Отуэй неприступным убежищем для неопределенного числа аборигенов, которые использовали его непроходимые и холодные тропические леса в качестве убежища, а время от времени решались украсть еду и одеяла. с отдаленных станций. Однако при этом они не были известны тем, что прибегали к «дикому насилию». [ 6 ]
Согласно местной устной истории , гадубануды были уничтожены в войне, когда соседние племена подожгли свои леса, в результате чего они умерли от удушья. считали их «дикими черными» . Судя по всему, их соседи, ватауронг на северо-востоке и гираи на западе, [ 5 ] Однако Норман Тиндейл датирует их исчезновение несколькими годами позже начала европейской колонизации этого региона. [ 11 ]
сделанных главным защитником аборигенов Из заметок , Джорджем Робинсоном , который встретил трех членов племени в устье реки Хопкинс в 1842 году, примерно в 50 милях (80 км) от их традиционных земель, на территории Джагурда , было предположили, что они имели некоторую лингвистическую принадлежность к этой группе. [ 12 ] В том году они, судя по всему, ограбили отдаленную станцию, чтобы получить еду и одеяла. [ 5 ] В марте 1846 года, во время своей третьей попытки проникнуть в район Отуэя, окружной суперинтендант залива Порт - Филип Чарльз Ла Троб столкнулся с семью мужчинами и женщинами Гадубануд в долине Эйр. Месяц спустя на реке Геллибранд Генри Аллан нашел один из их лагерей, полный инвентаря. [ а ] а в середине зимы того же года геодезист Джордж Д. Смайт наткнулся на восемь человек: мужчину, четырех женщин и трех мальчиков. Группа помогла Смайту, указав дорогу, ведущую к ручью Гунна-Ваар (Эрдель), и в благодарность Смайт выдал им записку, в которой поручил своему рулевому обеспечить их мукой в Бланкет-Бэй. [ 14 ] Четыре дня спустя он услышал, что один из членов его группы, моряк Джеймс Конрой, [ 15 ] был убит местным уроженцем, хотя обстоятельства его смерти неизвестны. [ 16 ]
Резня в Бланкет-Бэй
[ редактировать ]Смайт, чьи насильственные действия приобрели печально известный масштаб среди поселенцев, [ 17 ] решил принять ответные меры и, вернувшись в Мельбурн, организовал экспедицию, чтобы вернуться в Отвей, собрав несколько Ватауронгов в Джилонге в августе 1846 года. По словам Брюса Паско , Латроб дал ему мандат просто арестовать подозреваемого виновника, Мини. Мини, воин Гадубануд, единственный, чье имя известно, с репутацией энергичного защитника территории от злоумышленников. [ 15 ] Группа, в которую входили несколько жителей ватхаурунга, наткнулась на семь гадубанудов в устье реки Айре было известно как Гунуварра (лебедь)). (устье которой на языке гадубануд [ 18 ] на Бланкет-Бэй и убил их. Отчет о резне был опубликован в газете «Аргус» от 1 сентября 1846 года. С этого времени в колониальных записях больше ничего не сообщается о Гадубануд, за исключением пары газетных статей, в которых этот инцидент вспоминался с некоторыми противоречивыми деталями. [ 16 ]
Одна из таких историй принадлежит Альдо Массоле, который подробно описал следующее:
«В 1848 году одна из двух выживших, женщина, которая тогда жила в Варрнамбуле, рассказала историю: один из белых мужчин помешал лубре , и ее муж убил агрессора. Черная полиция прибыла вскоре после этого и без разбора расстреляла всю ее группу, около двадцати мужчин, женщин и детей. Она и еще одна лубра были лишь легко ранены и прятались в кустах, пока нападавшие не покинули место резни. Насколько она знала, они были единственными выжившими». [ 19 ] [ 20 ] [ б ]
Согласно статье в The Age (8 января 1887 г.), [ 17 ] Смайт напал, когда группа спала, и сумел убить их всех, за исключением одной молодой женщины, которая укрылась за деревом. В этой версии она была единственной выжившей, ее увезли, а позже усыновили в племя Вой вуррунг . [ 14 ]
Несмотря на искажения в этих отчетах, в которых, по-видимому, сливаются отдельные действия, похоже, что второе нападение произошло у реки Эйр в следующем, 1847 году, когда отряд туземной полиции под предводительством Фостера Файанса уничтожил еще одну группу, в то время как похищение двух выживших детей, девочки и мальчика. Последний позже был убит на сквоттерской станции одним из «дружелюбных туземцев», который помогал рейдерам, чтобы помешать ему отомстить за смерть, когда он достиг зрелости. [ 22 ]
появился репортаж В 1848 году в газете Geelong Advertiser , комментирующий межплеменную драку, произошедшую недалеко от Порт-Фейри , в которой один из двух убитых чернокожих описывался как «человек, принадлежавший к племени мыса Отуэй, последний представитель своей расы». [ 23 ]
К тому времени Отвеи были открыты для европейского заселения. Уильям Роуднайт, который раньше собрал отряд, чтобы помочь Смайту в охоте на Гадубануда, проложил путь через долину реки Уайлд-Дог-Крик и основал первую станцию для скота на полуострове Отуэй. [ 24 ] [ 25 ] Уничтожение Гадубануда, который практиковал земледелие с огненными палками , чтобы расчищать тропы через леса и кустарники, вернуло Отвей в состояние дикой природы, что сделало путешествие трудным, пока великий лесной пожар в январе 1851 года не уничтожил большую часть леса. [ 26 ]
Социальная структура, экономика и обычаи
[ редактировать ]Джордж Робинсон утверждает, что Катубанут состояли как минимум из четырех кланов . [ 5 ] Ян Кларк предположил, что они могли иметь какие-то связи с Гулиджаном . [ 5 ] Невойт утверждает, что связи с последними были как языковыми, так и семейными, начиная от смешанных браков, [ 9 ] и скептически относится к низкой оценке численности населения, которая следует из 26 особей, упомянутых в этнографических записях 1840-х годов, учитывая богатые водно-болотные угодья и прибрежные пищевые ресурсы, такие как моллюски и морские ушки, доступные людям, живущим вдоль и вглубь суши на расстоянии 100 километров ( 62 мили) прибрежной территории в пределах своих территориальных границ. [ 27 ]
До европейского заселения существовало пять отдельных кланов, перечисленных Кларком следующим образом: [ 28 ]
Нет | Название клана | Примерное местоположение |
---|---|---|
1 | Бангура-Гундидж | Мыс Отвей |
2 | Гурингид гундидж | Мыс Отвей |
3 | Нгалла гундидж | Мыс Отвей |
4 | Нгаровурд Гундидж | К северу от головы Мунлайта. [ 29 ] |
5 | Ян Ян Гурт | Восточное исток реки Барвон [ с ] |
Один из кланов Отвай был связан с местом под названием Бангурер . [ 30 ]
Натуральное хозяйство
[ редактировать ]Будучи полукочевниками, гадубануды кочевали от внутреннего плато тропических лесов через водно-болотные угодья к побережью и его устьям, и их рацион менялся в зависимости от сезона. [ 31 ] В его состав входили сорта богатой белком рыбы, угрей, водоплавающих птиц и птиц. Озерные и водно-болотные зоны в Герангамете, Ирревиллипе и Чаппл-Вейл обеспечивали надежные продовольственные ресурсы. [ 18 ] Питательные вещества можно было легко получить, собирая более 200 видов местных крахмалистых клубней , таких как водяная ленточка ( Triglochin procera ) и камыш камышовый ( Scirpus maritimus ) , а также высокого колосчатого камыша ( Eleocharis sphacelata ) корневища . [ 32 ] Внутри страны они могли рассчитывать на изобилие углеводной пищи из ромашки (или батата мурнонг) , которые выращивали с помощью частых выжиганий для расчистки участков леса. [ 33 ] В лесах также росли папоротники-орляки , сердцевина которых более питательна, чем картофель. [ 34 ] Богатая белком пища была получена путем отбраковки местных кустарниковых крыс , местных мышей , опоссумов, змей, ящериц, лягушек, птиц и их яиц, восточных серых кенгуру , красношеих валлаби , опоссумов с щеткой , сахарных планеров и толстохвостых даннартов . [ 35 ]
К 1998 году во всем регионе Отуэйс было обнаружено около 276 археологических памятников аборигенов, 73 из которых только в долине реки Эйр. [ 36 ] Участок в Сил-Пойнт, построенный 1500 лет назад, длиной около 400 метров, шириной 100 метров и глубиной около 1,5 метра, был описан Гарри Лурандосом как «самый сложный и обильный из всех кучи юго-западной Викторианской эпохи». [ 37 ] реки Айре Археологические исследования наносов обнаружили останки приливных моллюсков и пресноводных мидий , а также остатки рыб-попугаев и улиток. [ 32 ] В Сил-Пойнте археологи обнаружили нечто похожее на лагерь в теплую погоду. [ 38 ] используется с весны до начала лета, включая хижины-ямы, останки которых свидетельствуют о диете, основанной на двух видах морских животных, слоне и бурых морских котиках , а также опоссумах, губанах и папоротниках-орляках, а также о промышленном производстве каменных орудий труда. [ 39 ]
Местное историческое общество Лорна утверждает, что люди Гадубануд обменивали древесину для копья на зеленый камень горы Уильям, добытый Вурунджери . [ 40 ] [ д ]
Невойт предполагает, что в воспоминаниях Уильяма Бакли рассказывается о встрече с племенем численностью около 80 человек в торговых целях, произошедшей в Бермонго на реке Барвон, вероятно, с кланом Ян Ян Гурт, возможно, обменявшимся ценный туупуурн угорь [ 44 ] для корзин клубней. [ 45 ] [ 32 ]
Сообщение о каннибализме
[ редактировать ]Соседние племена, такие как Ватхауронг и Гирай Вурринг, считали Гадубануд главными маитами (дикими/инопланетными). [ и ]
В воспоминаниях Уильяма Бакли есть мрачное описание практики каннибализма, приписываемой этому племени. Бакли был беглым английским каторжником, который провел более трёх десятилетий среди аборигенов, в основном среди ватауронгов в окрестностях Джилонга . Касаясь этой темы, он рассказал следующее:
«Во время своих странствий я встретил паллидургбарранов, племя, печально известное своими каннибальскими обычаями; не только жадно ели человеческое мясо после боя, но и во всех случаях, когда это было возможно. Они казались наиболее близкими к грубым творениям из всех, что я когда-либо видел или слышал; и, как следствие, их очень боялись. Их цвет был светло-медным, а тела имели чрезвычайно большие и выдающиеся [sic] животы. Хижины или искусственные места для убежища были им неизвестны, они имели обыкновение лежать в кустарнике, как угодно и где угодно. Женщины казались самыми неестественно свирепыми: дети были их самой ценной жертвой. Их жестокость в конце концов стала настолько беспокоящей, а нападения настолько частыми, что было решено поджечь куст, где они укрылись, и таким образом уничтожить их всех до одного путем удушья. Отчасти это удалось, ибо больше я их в свое время не видел. Считается, что последний представитель расы был превращен в камень или скалу в том месте, где была найдена фигура, напоминающая человека и чрезвычайно хорошо выполненная; вероятно, номинальный руководитель какого-нибудь несчастного корабля». [ 47 ]
Обвинение в том, что австралийские аборигены практиковали каннибализм в обычном понимании этого слова – потребляли человеческое мясо в пищу или для того, чтобы наводить ужас на своих врагов – сейчас широко отвергается как неверное толкование обычая, ограничивающегося погребальными обрядами. [ 48 ]
Тим Флэннери , редактируя аккаунт Бакли, прокомментировал:
Читая о Буньипе и Паллидургбарранах, мы должны помнить, что Бакли был сельским чеширцем , который, несомненно, безоговорочно верил в фейри и хобгоблинов своей родины. Точно так же аборигены, которые рассказывали Бакли об окружающей среде, не проводили четкого разделения между мифом и материальной реальностью... Нет ни малейшего впечатления, что Бакли сообщает что-то кроме того, что, по его мнению, было правдой, однако для современного читателя в равной степени существует мало сомнений в том, что буньипсы и паллидургбарраны — мифические существа. [ 49 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Последствия
- Паллидургбарран
- Ярро наблюдай . Норман Тиндейл объясняет это как «экологический термин формы джаровайдж, используемый аборигенами запада для описания холодных дождевых лесов мыса Отуэй, которые составляли среду обитания катубанутов». [ 50 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Альдо Массола предположил, что эти инструменты были изготовлены на «шлифовальных камнях» на Ларднерс-Крик неподалеку, где базальтовые заготовки для продажи в качестве головок топоров. изготавливались [ 13 ]
- ↑ По словам историка геноцида Бена Кирнана , все члены племени Колакгнат/Гулиджан, кроме одного, были убиты поисковой группой в 1846 году. Похоже, что это ошибка для Гадубануд. [ 21 ]
- ↑ Это название клана было добавлено в 1853 году к четырем, отмеченным Робинсоном, и расположило их в «восточном истоке реки Барвон, в 12 милях к юго-востоку от Биррегурры, недалеко от подножия хребтов Отуэй». [ 12 ]
- ^ Зеленый камень горы Уильям высоко ценился и продавался по всему региону Виктория. [ 41 ] [ 42 ] но, по словам Изабель МакБрайд, в таких регионах, как Отуэйс, он редок или отсутствует. [ 43 ]
- ^ Этот термин, варианты которого являются мэйнмит/меймет, не был связан исключительно с Гадубануд. Некоторые викторианские племена использовали его по отношению к своим соседям, и в зависимости от контекста оно имело ряд значений от «нехорошего» и «чужого» до «считающихся дикими людьми». [ 46 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ S71 Гадубануд в базе данных языков коренных народов Австралии, Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива
- ^ Отвей 2014 .
- ^ Jump up to: а б с Тиндейл 1974 , с. 205.
- ^ Доусон 1881 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк 1995 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 , с. 131.
- ^ Бердселл 1993 , с. 18.
- ^ Доусон 1881 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Невойт 2009 , стр. 176.
- ^ Niewójt 2009 , стр. 193–194.
- ^ Тиндейл 1974 .
- ^ Jump up to: а б Невойт 2009 , стр. 178.
- ^ Невойт 2009 , с. 178, №14.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1995 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Паско 2007 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1995 , стр. 119, 121.
- ^ Jump up to: а б Хебб 1970 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б Невойт 2009 , стр. 180.
- ^ Массола 1969 , с. 32.
- ^ Кларк 1995 , с. 123.
- ^ Кирнан 2007 , с. 302.
- ^ Кларк 1995 , с. 122.
- ^ Niewójt 2009 , стр. 178–179.
- ^ Паско 2007 , стр. 130–131.
- ^ Невойт 2009 , стр. 189.
- ^ Невойт 2009 , стр. 195.
- ^ Невойт 2009 , стр. 179,193.
- ^ Кларк 1995 , с. 120.
- ^ Невойт 2009 , стр. 194.
- ^ Невойт 2009 , стр. 177.
- ^ Невойт 2009 , стр. 175.
- ^ Jump up to: а б с Невойт 2009 , стр. 181.
- ^ Niewójt 2009 , стр. 183–184.
- ^ Невойт 2009 , стр. 185.
- ^ Невойт 2009 , стр. 183.
- ^ Невойт 2009 , стр. 186, 193.
- ^ Лурандос 1983 , стр. 83–84, 83.
- ^ Невойт 2009 , стр. 182.
- ^ Лурандос 1983 , стр. 83–84.
- ^ Лорн .
- ^ Эдвардс 2004 , с. 50.
- ^ Блейни 1976 , с. 204.
- ^ Макбрайд 1986 , с. 79.
- ^ Доусон 1881 , с. 19.
- ^ Морган 1852 , с. 49.
- ^ Барвик 1984 , стр. 104–105.
- ^ Морган 1852 , стр. 102–103.
- ^ Мейнард и Хаскинс, 2016 , стр. 51–52.
- ^ Фланнери 2002 , стр. XXI – XXII.
- ^ Тиндейл 1974 , стр. 131, 205.
Источники
[ редактировать ]- Барвик, Дайан Э. (1984). «Составление карты прошлого: атлас викторианских кланов 1835–1904 годов» (PDF) . История аборигенов . 8 : 100–131.
- Бердселл, Джозеф Бенджамин (1993). Микроэволюционные закономерности у аборигенов Австралии: градиентный анализ клин . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-195-06361-5 .
- Блейни, Джеффри (1976). Триумф кочевников: История Древней Австралии . Издательство Макмиллан . ISBN 978-1-349-02423-0 .
- Кларк, Ян Д. (1995). Шрамы на ландшафте: список мест резни на западе Виктории, 1803–1859 гг. (PDF) . АИАЦИС . стр. 169–175. ISBN 0-85575-281-5 .
- Доусон, Джеймс (1881). Австралийские аборигены: языки и обычаи нескольких племен аборигенов в западном округе Виктории, Австралия (PDF) . Мельбурн: Джордж Робертсон .
- Донован, Пол Майкл Ф; Кларк, Ян Д .; Каир, Фред (декабрь 2016 г.). « « Замечательное исчезновение господ Геллибранда и Гессе ». Что на самом деле произошло в 1837 году?: Переосмысление исторических свидетельств». Викторианский исторический журнал . 87 (2): 278–297.
- Эдвардс, Уильям Хауэлл (2004). Введение в общества аборигенов . Cengage Learning Австралия . ISBN 978-1-876-63389-9 .
- Фланнери, Тим (2002). "Введение" . Жизнь и приключения Уильяма Бакли . Текстовое издание. стр. ixff. ISBN 978-1-877-00820-7 .
- Хебб, Исаак (1970) [впервые опубликовано в 1888 году]. История Колака и округа . Боярышник Пресс.
- Кирнан, Бен (2007). Кровь и почва: всемирная история геноцида и истребления от Спарты до Дарфура . Издательство Йельского университета . п. 302 . ISBN 978-0-300-10098-3 .
- Лурандос, Гарри (1983). «Интенсификация: археологическая последовательность позднего плейстоцена-голоцена из юго-западной Виктории». Археология в Океании . 18 (2): 81–94. дои : 10.1002/arco.1983.18.2.81 . JSTOR 40386632 .
- Массола, Альдо (1969). Путешествие в аборигенскую Викторию . Ригби .
- Мейнард, Джон; Хаскинс, Виктория Кэтрин (2016). Жизнь с местными жителями: опыт жизни коренных народов ранних европейцев . Национальная библиотека Австралии . ISBN 978-0-642-27895-1 .
- Макбрайд, Изабель (1986). «Артефакты, язык и социальное взаимодействие: пример юго-восточной Австралии» . В Бейли, штат Джорджия; Кэллоу, П. (ред.). Предыстория каменного века: исследования памяти Чарльза Макберни . Издательство Кембриджского университета. стр. 77–94. ISBN 978-0-521-25773-2 .
- Морган, Джон (1852). Жизнь и приключения Уильяма Бакли: тридцать два года странствия среди аборигенов тогда еще неизведанной страны вокруг Порт-Филлипа, ныне провинции Виктория (PDF) . Хобарт: Арчибальд Макдугалл.
- Невойт, Лоуренс (2009). «Общество Гадубануд в хребте Отуэй, Виктория: история окружающей среды». История аборигенов . 33 : 175–199. JSTOR 24046828 .
- «Матриарх аборигенов Отуэй - тетя Эдна Арнольд» . Журнал Otway Life . 19 марта 2014 г.
- Паско, Брюс (2007). Убедительная основа: научиться влюбляться в свою страну . Пресса по изучению аборигенов . ISBN 978-0-855-75549-2 .
- «История Лорна» . Историческое общество Лорна.
- Стюарт, Иэн-Малкольм Ф. (1981). «Этноистория в хребтах Отвей». Артефакт (6): 79–88.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Катубанут (ВИК)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета. ISBN 978-0-708-10741-6 . Архивировано из оригинала 6 марта 2017 года . Проверено 2 мая 2017 г.