Вадавуррунг
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Языки | |
Вадавуррунг , английский | |
Религия | |
Мифология австралийских аборигенов , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Бунвуррунг , Джа Джа Вуррунг , Таунгурунг , Вурунджери см. Список названий групп коренных народов Австралии. |
Нация Вадавуррунг , также называемая Ватаурунг , Ватаурунг и Вадда Вуррунг , — австралийский абориген, проживающий в районе Мельбурна , Джилонга и полуострова Белларин в штате Виктория . Они входят в Кулинский альянс. На языке ватауронг говорили 25 кланов к югу от реки Верриби и полуострова Белларин до Стритэма . Территория, на которой они обитают, была оккупирована как минимум последние 25 000 лет.
Язык
[ редактировать ]Ватхауронг — пама-ньюнганский язык , принадлежащий к кулинской подветви кулиничской языковой семьи . [ нужна ссылка ]
Страна
[ редактировать ]
Территория Вадавуррунг простиралась примерно на 7800 квадратных километров (3000 квадратных миль). К востоку от Джилонга их земли доходили до Квинсклиффа , а с юга от Джилонга вокруг полуострова Белларин , по направлению к лесам Отуэй . Его северо-западные границы проходили у гор Эму и Мизери и простирались до озера Беррамбит- Бофорт и золотых приисков Балларата . [1]
Территория, на которой они обитают, была оккупирована в течение как минимум последних 25 000 лет, при этом в регионе было обнаружено 140 археологических памятников, что указывает на значительную активность за этот период. [2]
Современное представление
[ редактировать ]Корпорация аборигенов Вадавуррунг , зарегистрированная партия аборигенов с 21 мая 2009 года, представляет традиционных владельцев районов Джилонг и Балларат . [1][2] [3] Кооператив аборигенов Ватхауронг , базирующийся в Джилонге, также играет роль в управлении культурным наследием Вадавурунг, например, владея каменным комплексом аборигенов Вурди Юанг на горе Ротвелл . [4]
История контакта
[ редактировать ]Прибрежные кланы Вадавуррунга, возможно, имели контакт с лейтенантом Джоном Мюрреем, когда он нанес на карту Indented Head и назвал Лебединый залив . Мэтью Флиндерс встретил несколько вадавуррунгов, когда разбил лагерь в Индентед-Хед и поднялся на Ю-Янг в мае 1802 года. Когда лейтенант Дэвид Коллинз основал колонию в заливе Салливан, штат Виктория , в октябре 1803 года, он послал лейтенанта Дж. Таки для исследования и исследования залива Корио , в результате чего несколько аборигенов получили огнестрельные ранения. [ нужна ссылка ]
Уильям Бакли , осужденный, сбежавший из неудавшегося поселения Салливан-Бэй в декабре 1803 года, жил с группой викторианских аборигенов, обычно отождествляемой с Вадавуррунг. [5] [6] В своих воспоминаниях Бакли рассказывает о своей первой встрече с местными женщинами. Бакли взял копье, которым отмечали могилу, и использовал его в качестве трости. Женщины подружились с ним, узнав, что копье принадлежит недавно умершему родственнику, и пригласили его обратно в свой лагерь. Племя думало, что он был воскресшим Муррангурком , бывшим важным лидером. [7] [8] [а] Его приняли в группу , и он прожил среди них 32 года, относясь к нему с большой любовью и уважением. Бакли утверждает, что он был назначен старостой и часто был свидетелем войн, набегов и кровной мести. Он добавляет, что часто улаживал споры и разоружал враждующие группы накануне боевых действий. [9] [10] Как почитаемому духу, ему было запрещено участвовать в племенных войнах. По словам Бакли, война была центральной частью жизни аборигенов в этом районе. [11] [12]
Европейское заселение территории Вадавуррунг началось всерьез с 1835 года, когда скваттеры быстро прибыли в район Джилонга и на запад. Это европейское поселение было отмечено сопротивлением аборигенов вторжению, часто путем изгнания или кражи овец, что затем приводило к конфликтам, а иногда и к резне аборигенов. [13]
Очень немногие сообщения об убийствах аборигенов были приняты во внимание. В тех немногих случаях, когда дело дошло до суда, например, в случае убийства Вулмаджина 7 октября 1836 года, после которого Джона Уайтхеда отправили в Сидней для суда, дело было прекращено из-за отсутствия доказательств и побега ключевого свидетеля Фредерика Тейлора . В то время аборигенам было отказано в праве давать показания в суде. Перечисленные ниже инциденты — это лишь те случаи, о которых сообщалось; вполне вероятно, произошли и другие инциденты, которые никогда не были официально задокументированы. В письме от 9 декабря 1839 года Нил Блэк , скваттер из западной Виктории, описывает преобладающее отношение многих поселенцев:
Лучший способ [обеспечить побег] — это выйти на улицу и предпринять новый побег, при условии, что совесть партии достаточно ожесточена, чтобы позволить ему без угрызений совести убивать туземцев направо и налево. Общеизвестно и ясно, что шансы на то, что человек, вступающий в новую гонку, сможет сохранить владение своим местом и имуществом, не прибегая к таким средствам, действительно очень малы... [14]
Дата | Расположение | Участие аборигенов | Европейцы участвуют | Сообщается о гибели аборигенов |
---|---|---|---|---|
Октябрь 1803 г. | Корио Бэй | Вадавуррунг, возможно Яаванги или Вадавуррунг балуг | Лейтенант Дж. Таки и другие | два человека |
17 октября 1836 г. | Река Барвон, Баррабоул-Хиллз | Вадавуррунг, клан балуг | Джон Уайтхед, при поддержке Фредерика Тейлора | Вулмаджин, он же Кюракоин |
Лето 1837-1838 гг. | Станция Гольф-Хилл, река Ярроуи, к северу от Инверли. | Вадавуррунг, клан неизвестен | Пастух и сторож, сотрудники компании «Клайд». | два человека |
Июнь 1839 – 1840 гг. | неизвестный | Вадавуррунг, клан баруг | солдаты | три человека |
25 ноября 1847 г. | Публичный дом Андерсона и Миллса, Буниньонг | Вадавуррунг, клан неизвестен | неизвестный | два человека |
В 1841 году человек из Вадавуррунга Бонджон (или «Бон Джон») был обвинен в убийстве за убийство Яммовинга из народа Гулиджана , территория которого граничила с территорией Вадавуррунга. По словам уэслианского миссионера Фрэнсиса Такфилда, Бонджон контактировал с европейцами больше, чем любой другой член Вадавуррунга, был прикреплен к пограничной полиции поскольку какое-то время . По словам местного главы этих сил, капитана Фостера Файанса , Бонджон был с ним и его солдатами в течение 4 лет, выслеживая и помогая в вооруженных столкновениях с повстанцами-аборигенами в западных районах. [16] Обвинение утверждало, что примерно 14 июля 1841 года Бонджон выстрелил Яммовингу из карабина в голову Джилонгу , убив его. [17] [б] В конечном итоге обвинение прекратило дело, и Бонджона в конечном итоге освободили. Дело в Верховном суде Нового Южного Уэльса по округу Порт-Филлип позже Р. против Бонжона стало примечательным в связи с юридическим вопросом о том, обладают ли колониальные суды юрисдикцией в отношении преступлений, совершенных аборигенами inter se , то есть одним аборигеном. человек против другого, а также правовая ситуация в отношении приобретения британцами суверенитета над Австралией и его последствий для аборигенов.
События восстания Эврика 1854 года произошли на земле Вадавуррунг. Три клана Вадавуррунг жили в окрестностях раскопок Эврики: балук Буррамбит на озерах Буррамбит и Лермонт , балук Кит, подгруппа балук Буррамбит, на горе Буниньонг и балук Тулура на горе Варранхейп и Лал-Лал-Крик. [18]
Ранняя охрана золотых приисков Балларата осуществлялась местным полицейским корпусом , который обеспечивал сбор лицензионных сборов с золотодобытчиков, что привело к конфронтации между старателями и комиссаром по золоту, которую некоторые историки, такие как Майкл Кэннон и Уэстон Бэйт , считают прелюдией. к восстанию Эврика . [19]
Существует устная история о том, что местные аборигены, возможно, присматривали за некоторыми детьми шахтеров Эврики после военного штурма частокола Эврика и последующей резни шахтеров. счел эту версию правдоподобной Хотя эта версия не подтверждена какими-либо письменными источниками, историк Ян Д. Кларк . [20]
Приведенной выше информации можно дать некоторое дополнительное подтверждение, хотя и косвенное. Джордж Юлль, старший брат Уильяма Кросса Юилла , не только пользовался любовью и доверием местных аборигенов, но также установил отношения с одной из их женщин. Вместе у них был по крайней мере один ребенок, которого также звали Джордж Юлль. Джордж Юилл-старший умер 26 марта 1854 года. На момент смерти он работал кладовщиком на Специмен-Хилл и, следовательно, был среди шахтеров. Была ли с ним его жена, неизвестно, но можно справедливо предположить, что местные аборигены были бы очень хорошо знакомы с шахтерами, особенно если бы они находились в постоянном контакте с Джорджем Юилле.
Один из братьев Лермонта, в частности, неявно осознавал, что его пастухи использовали черепа людей Вадавуррунг на кольях, чтобы отгонять людей от его собственности. [21]
Виллем Баа Нип был последним выжившим членом Вадавуррунга, ставшим свидетелем колонизации. [22] Ряд выдающихся людей Вадавуррунг раннего колониального периода, в том числе Баа Нип, похоронены в северо-западном углу Западного кладбища в Джилонге. [23]
Историческое землепользование и обычаи
[ редактировать ]Сообщества состояли из 25 групп землевладельцев, называемых кланами , которые говорили на родственном языке и были связаны культурными и взаимными интересами, тотемами, торговыми инициативами и брачными узами. Доступ других кланов к земле и ресурсам иногда ограничивался в зависимости от состояния рассматриваемого ресурса. Например; если в реке или ручье регулярно ловили рыбу в течение рыболовного сезона, а запасы рыбы сокращались, рыбная ловля ограничивалась или полностью прекращалась кланом, владевшим этим ресурсом, до тех пор, пока рыбе не давали шанс восстановиться. В это время другие ресурсы использовались для еды. Это обеспечило устойчивое использование имеющихся у них ресурсов. Как и на большинстве других кулинских территорий, к нарушителям применялись такие наказания, как пронзание копьем. Сегодня традиционные места расположения кланов, языковые группы и границы больше не используются, и потомки народа Вадавуррунг живут в современном обществе, хотя и сохраняют большую часть своей культуры. [ нужна ссылка ]
По словам Уильяма Бакли, Вадавуррунг практиковали ритуальный каннибализм , в умеренной степени по сравнению с тем, что он сообщил о практиках соседнего племени Паллидургбарран , предполагаемый каннибализм которого сам по себе сомнительный. Бакли утверждал, что убитые в бою враги были поджарены и съедены. [11]
Кланы
[ редактировать ]До европейского заселения существовало 25 отдельных кланов, каждый из которых имел главу клана. [13] [с] которого называли н'арвитом среди прибрежных вадавуррунгов и нуренитом среди внутреннего северного племени. [24] Нарвит занимал то же племенное положение, что и нгурунгаэта народа Вурунджери .
Нет | Название клана | Примерное местоположение |
---|---|---|
1 | Барере-барере балуг | Станции Колак и Маунт-Бьют. |
2 | Берекварт балуг | Mount Emu |
3 | Бенгалатский балуг | Отступная голова |
4 | Берреджин Балуг | Неизвестный |
5 | Боро-Гундидж | Река Ярроуи |
6 | Буррамбит гундидж | Озера Бурумбит и Лермонт |
6а | Ключевой балуг | Гора Буниньонг |
7 | Каррингум балуг | Карнгем |
8 | Таможня Балуг | Станция «Эму-Хилл», Линтонс-Крик. |
9 | Корак балуг | Станция « Коммералгип » и ручей Куруч-а-рук. |
10 | Коррин корриньер балуг | Карранбаллак |
11 | Герарлтур балуг | К западу от озера Модуарр |
12 | Марпеанг балуг | Блэквуд , Мирнионг и Бахус Марш |
13 | Подробнее балуг | Неизвестный |
14 | Мойерре балуг | Гора Эму-Крик |
15 | Монер балуг | Станция «Травалла», гора Эму-Крик. |
16 | Монмарт | Неизвестный |
17 | Неерер балуг | Между Джилонгом и Ю Янгами (Ховеллс Кк?) |
18 | Пакехеник балуг | Месяц Овна |
19 | Перикельмун балуг | Район горы Мизери между Бофортом и Балларатом |
20 | Тулура балуг | Гора Уорренхейп , ручей Лал-лал, западный рукав реки Мурабул . |
21 | Вудаллок гундидж | Река Уорди-Яллоак , к югу от ручья Курук-а-рук. |
22 | Вадавуррунг балуг | Баррабоул Хиллз |
23 | Вонгеррер балуг | Глава реки Уорди Яллок |
24 | Вориньялоке балуг | Западный берег Литл-Ривер |
25 | Яаванги | Ю Ян Хиллз |
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Бенгальский (орда возле Джилонга)
- Борумбит Буллюк (орда у озера Буррамбит, говорящая на небольшом диалекте)
- Бунинёнг (топоним, местонахождение северной орды)
- Ваддороу, Вадавио, Вадурер, Воддовронг, Воллоуруронг, Воддовро, Вуджавуру, Витовуррунг, Вотоуруронг, Ваторронг
- Ваджавуру, Вудьяурру, Вудьяурра, Витуро, Виттьявхууронг
- Вадтаурунг, Вайтаурунг, Вудтаурунг, Воддовронг
- Варра, Варди-яллок ( Орда в районе Питфилда )
- Гитара
- Витовро, Витура
- Вуджа-вурунг, Витовурунг, Витовуронг
Источник: Тиндейл, 1974 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «У них есть убеждение, что, когда они умирают, они отправляются в то или иное место, и там становятся белыми людьми, а затем снова возвращаются в этот мир для другого существования. Они думают, что все белые люди до смерти были принадлежавшие к своим собственным племенам, поэтому возвращались к жизни в другом цвете. В тех случаях, когда они убивали белых людей, это обычно происходило потому, что они воображали, что они изначально были врагами или принадлежали к племенам, с которыми они были враждебны».
- ^ Отчет доступен в Wikisource по адресу:
Порт-Филлип Патриот , 20 сентября 1841 года .
- ↑ Доусон, цитируя Кларка, пишет: «Считается, что в рамках территориального названия Ватауронг насчитывалось от 14 до 25 меньших кланов, которые пересекали обширную территорию группами до 100 человек в ответ на сезонные источники пищи, церемониальные обязательства и торговые отношения. ." ( Доусон 2014 , стр. 83, № 14)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тиндейл 1974 .
- ^ Джилонг Австралия – Люди Ватауронга 2007 .
- ^ Джонс и др. 2016 , с. 265.
- ^ Норрис и др. 2012 , стр. 1–2, 9.
- ^ Рассел 2012 , с. 175 н.82.
- ^ Лоуренс 2000 , с. 31.
- ^ Мейнард и Хаскинс 2016 , стр. 26–59, 31.
- ^ Морган 1852 , с. 25.
- ^ Ховитт 2010 , с. 307.
- ^ Морган 1852 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Морган 1852 г.
- ^ Кларк 1995 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 1995 , стр. 169–175.
- ^ Кларк 1995 , с. 1.
- ^ Кларк 1995 , стр. 173–175.
- ^ Невеста, Томас Фрэнсис (1898). Письма пионеров Викторианской эпохи . Мельбурн: Правительственная пресса.
- ^ Порт-Филип Патриот 1841 г.
- ^ Кларк 2004 , с. 3.
- ^ Кларк 2004 , стр. 10–13.
- ^ Кларк 2004 , с. 15.
- ^ Уилан 2020 .
- ^ Город Большой Джилонг, 2018 .
- ^ «МОГИЛА КОРОЛЯ ДЖЕРРИ» . Рекламодатель Джилонга . № 21, 886. Виктория, Австралия. 29 июня 1917 г. с. 3 . Проверено 7 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Барвик 1984 , с. 107.
Источники
[ редактировать ]- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 18 июня 2021 г.
- Барвик, Дайан Э. (1984). «Картирование прошлого: атлас викторианских кланов 1835–1904 годов» (PDF) . История аборигенов . 8 : 100–131.
- Блейк, Барри ; Кларк, Ян Д .; Кришна-Пиллай, С.Х. (2001) [Впервые опубликовано в 1998 г.]. «Ватхавррунг: язык района Джилонг-Балларат» (PDF) . В Блейке, Барри (ред.). Ватхавррунг и колакский язык Южной Виктории . Том. 147. Научно-исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований . стр. 59–154. ISBN 0-85883-498-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Кларк, Ян Д. (1995). Шрамы на ландшафте: список мест резни на западе Виктории, 1803–1859 гг. (PDF) . АИАЦИС . стр. 169–175. ISBN 0-85575-281-5 .
- Кларк, Ян Д. (2004). Рабочий документ 2005/2007: Другая сторона Эврики – присутствие аборигенов на золотых приисках Балларата в 1854 году – были ли аборигены вовлечены в восстание Эврики? (PDF) . Школа бизнеса Университета Балларата . стр. 1–17.
- Доусон, Барбара (2014). Глазами смотрящего: что шесть женщин девятнадцатого века говорят нам о власти и идентичности коренных народов . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-1-925-02196-7 .
- «Джилонг Австралия — люди Ватауронг» . 1 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2007 г. Проверено 12 октября 2018 г.
- «СТРАТЕГИЯ НАСЛЕДИЯ Джилонга на 2017–2021 годы» (PDF) . Город Большой Джилонг . 10 августа 2018 года . Проверено 10 августа 2018 г.
- Ховитт, Альфред Уильям (2010) [впервые опубликовано в 1904 году]. Коренные племена Юго-Восточной Австралии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-00632-3 .
- Джонс, Дэвид; Чой, Дэррил Лоу; Кларк, Филип; Серрао-Нойманн, Сильвия; Хейлз, Роберт; Кошаде, Оливия (2016). «Проблема быть услышанным: понимание уязвимости Wadawurrung к изменению климата и способности к адаптации» . В Кеннеди, Мелисса; Батт, Эндрю; Амати, Марко (ред.). Конфликты и изменения в пригородных ландшафтах, городском планировании и окружающей среде Австралии . Рутледж . стр. 260–279. ISBN 978-1-317-16225-4 .
- Лоуренс, Сьюзен (2000). Долли-Крик: археология викторианского сообщества Голдфилдс . Издательство Мельбурнского университета . ISBN 978-0-522-84912-7 .
- Мейнард, Джон; Хаскинс, Виктория Кэтрин (2016). Жизнь с местными жителями: опыт жизни коренных народов ранних европейцев . Национальная библиотека Австралии . ISBN 978-0-642-27895-1 .
- Морган, Джон (1852). Жизнь и приключения Уильяма Бакли: тридцать два года странствия среди аборигенов тогда еще неизведанной страны вокруг Порт-Филлипа, ныне провинции Виктория (PDF) . Хобарт: Арчибальд Макдугалл. OCLC 5345532 — через Интернет-архив .
- Норрис, Рэй П.; Норрис, Силла; Хамахер, Дуэйн В.; Абрахамс, Рег (28 сентября 2012 г.). «Вурди Юанг: каменная композиция австралийских аборигенов с возможными солнечными индикаторами» (PDF) . Исследование наскального искусства . 30:55 . arXiv : 1210.7000 . Бибкод : 2013RArtR..30...55N . ISSN 1325-3395 .
- Паско, Брюс (2007). Убедительная основа: научиться влюбляться в свою страну . Пресса по изучению аборигенов . ISBN 978-0-855-75549-2 .
- «Отчет о деле Р против Бонжона». Порт-Филлип Патриот . Мельбурн. 20 сентября 1841 г. с. 1.
- Рассел, Линетт (2012). Кочующие моряки: китобои и тюлени австралийских аборигенов в Южных океанах, 1790–1870 гг . СУНИ Пресс . ISBN 978-1-438-44425-3 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Ватауронг (ВИК)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета. ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Уилан, Мелани (11 июня 2020 г.). «Статуи рушатся по всему миру, но что это значит для Балларата?» . Курьер . Проверено 13 сентября 2020 г.