Бунгандидж люди
Общая численность населения | |
---|---|
неизвестный | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
язык бунгандидж , английский | |
Религия | |
Мифология австралийских аборигенов , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Нгарринджери , Дхаувурд вуррунг , Бинджали и Джардваджали см. Список названий групп коренных народов Австралии. |
Народ Бунгандидж — австралийский абориген из региона Маунт-Гамбье на юго-востоке Южной Австралии , а также в западной Виктории . Их язык — язык бунгандидж . Бунгандидж исторически часто переводился как Боандик , Буандиг или Буандик .
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]Археологические исследования показали, что территория не только Бунганндидж, но и их соседей Мейнтанк была заселена уже около 30 000 лет назад. Прибрежная оккупация вокруг рек Роб и Кейп-Бэнкс свидетельствует о том, что это место обитания существовало, по самым низким оценкам, 5800 лет назад. [ 1 ]
Их название происходит от Bung-an-ditj , что означает «люди тростника», что указывает на их связь с землей и водой. [ 2 ]
Первый контакт
[ редактировать ]Первый контакт между бунгандиджами и европейцами произошел в начале 1820-х годов. Панчи с «Бунгандиджа» рассказал Кристине Смит историю о первом появлении кораблей в заливе Риволи в 1822 или 1823 году и о похищении его матери на три месяца, прежде чем она смогла сбежать, когда корабль зашел в залив Гишен . [ 3 ]
Когда губернатор Джордж Грей возглавил экспедицию геодезистов по суше от Аделаиды до горы Гамбье в апреле – мае 1844 года, автор дневников и художник Джордж Френч Ангас сопровождавший их отметил, что они обнаружили, начиная с хребта Вуаквайн , многочисленные следы местных жителей и старые лагеря. с брошенными верлиями и кучами шишек банксии , которые использовались для приготовления сладких напитков, грязевыми плотинами на болотах для ловли рыбы, плетеными ловушками для ловли рыбы. ловушки для птиц и приподнятые платформы для охоты на эму и кенгуру. [ 4 ]
Конфликт и лишение собственности
[ редактировать ]В ноябре 1834 года Эдвард Хенти поселился недалеко от Портленда , положив начало передвижению европейских поселенцев и их овец, крупного рогатого скота, лошадей и волов через западные равнины Виктории и юго-восточный регион Южной Австралии. Урегулирование произошло быстро в течение следующих двух десятилетий, при этом произошел серьезный пограничный конфликт, связанный с кражей овец, пронзением копьями, массовыми убийствами и массовыми отравлениями туземцев. [ 5 ] Экспедиция Грея сообщила, что встретила очень мало коренных жителей, не более чем группы по два или три человека. Обилие признаков предыдущего землепользования коренными народами при нехватке зрячих туземцев было объяснено оспой, завезенной европейцами на север, которая распространилась после опустошения племен Мюррея и истребления аборигенов южнее. [ 1 ]
Есть ряд сообщений о том, что в то время отравленную муку или увлажнитель давали или оставляли туземцам в поселениях Виктории и Южной Австралии. [ 6 ] Согласно рассказам Пендовэна, Нинимина и Баракбурану, переданным Кристине Смит:
- «Мы попробовали баранину и нашли ее очень вкусной, но закопали заслонку, так как боялись отравиться». [ 3 ]
В 1843 году Генри Артур присоединился к своему брату Чарльзу в создании овцеводческой фермы на горе Шанк . Однако проблемы с народом буандиг и динго вынудили братьев Артур продаться в 1844 году. У Хенти также были проблемы со своими овцеводческими фермами в Маунт-Гамбье: их овец украли, а пастухов зарезали копьями в 1844 году. Произошли такие тяжелые потери, что Хенти были вынуждены вывести все свои стада с горы Гамбье. [ нужна ссылка ] Братья Лик на своей станции в Гленко также сообщили о проблемах, связанных с потерей 1000 овец из их 16-тысячного стада в 1845 году. [ 7 ] Сообщается, что боевые действия в районе реки Гленелг продолжались в течение следующих двух лет.
Жестокое обращение с аборигенами было на уровне 1845 года, когда комиссар полиции обратил внимание на зверское обращение в районе залива Риволи:
- «... заслонка отравлена едким сублиматом… [и] изгнание туземцев из единственных водопоев в округе. Судя по всему, пастухи также разыскивали туземных женщин, в то время как мужчин выгоняли со станций с угрозами» . [ 8 ] [ 9 ]
В 1848 году резня на станции Авеню-Рейндж произошла в районе залива Гишен в Южной Австралии. По меньшей мере девять представителей клана Бунгадидж Ваттатонга были предположительно убиты владельцем станции Джеймсом Брауном, которому впоследствии было предъявлено обвинение в этом преступлении. [ 10 ] [ 11 ] Дело было прекращено Короной из-за отсутствия свидетелей из Европы. До этого года чернокожие не могли давать показания под присягой. [ 12 ] Источник Кристины Смит из племени Ваттатонга ссылается на 11 человек, убитых в этом инциденте двумя белыми мужчинами. Причиной резни стала кража овец в пищу. [ 13 ]
Доклад г-на Смита доктору Мурхаусу , защитнику аборигенов , в апреле 1851 года показывает, что «туземцы, принадлежащие к племени залива Риволи (Буандиг), все тихие, и большинство из них так или иначе с пользой нанимаются поселенцами. " В докладе также выражается обеспокоенность тем, что «детоубийство практиковалось и до сих пор практикуется среди местных жителей» и «отношения, существующие между местными женщинами и европейцами, очень дискредитируют». [ 14 ]
Еще в 1854 году поселенцы на земле Бунгандидж все еще выражали опасения подвергнуться нападению. По словам местного историка Леса Хилла , братья Лик со станции Гленко в 1854 году построили то, что они назвали своим «Пограничным домом», который описывается как «большая усадьба с прорезями в стенах, через которые можно было использовать винтовки против любого вероятного злоумышленника ». [ 15 ]
Постепенно люди буандиг стали работать станционными рабочими, стрижками и домашней прислугой, оставаясь при этом на своей земле.
По словам Белла и Марсдена, аборигены разбили лагеря на окраине Кингстона и даже переехали в коттеджи в Роузтауне на северной стороне Кингстона в 1877 году. Люди часто перемещали лагерь сезонно, собирая и употребляя традиционные продукты питания, а также используя традиционные местные могильники. Они отмечают, что заповедник Блэкфорд на Бордертаун-роуд был еще одним местом, где до 1970-х годов жили аборигены. [ 8 ] Кингстон и Бордертаун были территориальной границей, разделяемой между Буандигом и Нгарринджери .
Сегодня
[ редактировать ]Сегодня в регионе много людей, которые идентифицируют себя как Бунгандидж. Потомки Бунгандидж и Мейнтанк продолжают развивать и защищать свою культуру через Культурную ассоциацию аборигенов Кунгари, базирующуюся в Кингстоне, ЮВ. [ 16 ]
В 2022 году многие достопримечательности вокруг горы Гамбье, в том числе озера спящего вулкана, известного как Маунт-Гамбье , получили двойное название - имена Бунгадиджа. Город Маунт-Гамбье по состоянию на октябрь 2022 г. [update] еще не имеет двойного названия, но имеет обозначение «Беррин / Маунт-Гамбье», причем Беррин - это название, под которым город известен его нынешним коренным жителям. [ 2 ] Имена включают в себя:
- Голубое озеро/Война , что означает «страна ворон», [ 17 ] или «голос множества ворон» [ 18 ]
- Нога Бараньего озера / Яттон-Лоо (значение неизвестно) [ 17 ]
- Озеро Браунс / Кровератвари , что означает «эму, [или] их следы». [ 17 ]
- Долина озера / Кетла Мальпи , что означает «священное говорящее дерево». [ 17 ]
- Амферстонская воронка / Балумбул , что означает «цветок лютика». [ 17 ]
- Пещерный сад / Туги , что означает « лягушки-быки ». [ 17 ]
Страна
[ редактировать ]По словам Кристины Смит в ее книге 1880 года о Бунгандидже - Племя Боандик аборигенов Южной Австралии: очерк их привычек, обычаев, легенд и языка -
- «Аборигены Юго-Востока делились на пять племен, каждое из которых занимало свою территорию и использовало разные диалекты одного и того же языка. Их имена были Буандик , Пинеджунга , Мутатунга , Вичинтунга и Полинджанга ». [ 19 ]
Самым крупным кланом, по мнению Смита, были Бунгандиджи, оккупировавшие страну от устья реки Гленелг до севера залива Риволи ( Бичпорт ), простирающегося вглубь страны примерно на 30 миль (48 км). Существуют некоторые разногласия относительно того, какое племя, Бунгандидж или Мейнтанк, занимало участок земли между заливом Риволи и мысом Яффо , и, в частности, какое из двух племён владело хребтом Воаквайн . [ 1 ] Другие кланы оккупировали территорию от залива Ласепед до Пограничного города . [ 19 ] Бунгандидж разделял племенные границы с народом нгарринджери устьев Куронга и Мюррея на западе, бинджали и джардваджали на севере и народом гундитджмара на востоке.
Антрополог Норман Тиндейл утверждал в 1940 году и снова в 1974 году, что во время европейского заселения Бунгандиджи находились под территориальным давлением со стороны народа Джардваджали на севере, вытесняя территориальную границу Бунгандиджа на юг от Гариверда до современного Кастертона . [ 20 ] Однако историк Ян Д. Кларк оспорил выводы Тиндейла, утверждая, что этноисторические и лингвистические данные не подтверждают утверждения Тиндейла относительно границ между Бунгандиджами и Джардваджали. [ а ] [ 21 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Бунгандиджи были разделены на два брачных класса: кумитэ и кроке , причем детям присваивался класс матери. В классе кумитэ существовало пять основных тотемов животных.
- рядом с Мулой : рыбный ястреб
- Награда Борте : пеликан
- борте ва : ворона
- Борте Виллер : черный какаду
- бурте карато : (безобидная) змея
У класса Кроке было четыре основных тотема:
- бурте виррмал : сова
- Wsereo Board : Театр Скраб
- доска мурна : съедобный корень
- панцирные доски : белый какаду без гребня. [ 22 ] [ 23 ]
Каждому из этих подразделений соответствовало множество животных, растений и неживых элементов. К этим тотемическим предметам относились как к друзьям всех членов тотемического клана, и были наложены ограничения на употребление в пищу связанных с ними видов, за исключением чрезвычайных обстоятельств, когда выражалось должное сожаление и раскаяние. [ 24 ]
У южных групп, судя по всему, был миграционный цикл, состоящий из разбивки лагерей для рыбалки на юге в теплое время года, а затем, с наступлением зимы, покидания бурных берегов для охоты и ловли рыбы вглубь страны. В более поздних отчетах описывается их жилищное устройство: обмазанные грязью вурли , более удобные, чем пастушеские хижины, позже построенные скотоводами. [ 25 ]
Язык
[ редактировать ]Язык Бунгандидж является пама-ньюнганским языком и классифицируется как принадлежащий к подгруппе Бунгандидж/Куурн-Копан-Ноот викторианских кулинских языков . [ 26 ] Их собственное название языка было Друалат-нголонунг (человеческая речь) или, альтернативно, Буандик-нголо (речь бунгандидж). [ 27 ] Он состоял из 5 известных диалектов: бунгандидж, пинеджанга, мутатунга, вичинтунга и полинджанга . [ 26 ] Недавно его изучил Барри Блейк . [ 28 ]
Родственная лексика в бунгандидже включает: друал (мужчина); барит (девушка); муронгал (мальчик); и Нгат (мать) [ 29 ]
Несколько слов
[ редактировать ]- загон ((самец) кенгуру)
- кал/карл (ручная собака)
- собака дикая
- марм (отец)
- Нгате (мать)
- Кумамир (белый человек) [ 30 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]Учитывая диапазон ранних взаимодействий и встреч с народом Бунгандидж, несколько демонимов и орфографий : существует [ 20 ]
- Барконедит, Бак-он-дата
- Бооандик-голо
- Буандитж, Боандик, Буандич, Боандик, Бангандидж, Буандик, Буандич, Боандикс
- Литература (название языка)( Литература — опечатка)
- Бунгандити, Бунгандаитч, Бунгандаетч, Бунгандаетча
- Друлат-нголонг
- Нгуро (диалект горы Гамбье, восточных племен)
- Пунгандайтж, Пунгантитж, Пунгандик
- Племя Смоки Ривер
В искусстве
[ редактировать ]Боба Мазы В пьесе «Хранители» рассказывалось о лишении собственности народа Буандиг. В 1988 году он был исполнен несколько раз, в том числе в Наракорте театром Mainstreet и на фестивале Adelaide Fringe театром труппы под руководством Джеффа Кроухерста . [ 31 ] и в театре Бельвуар-Стрит в Сиднее , [ 32 ] в главных ролях с Лилиан Кромби и Дэнни Адкоком , режиссер Маза. [ 33 ] За эту постановку Маза получил Национальную премию чернокожих драматургов. [ 32 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Форт 2005 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс, Джек Д. (21 февраля 2022 г.). «Культовые достопримечательности горы Гамбье получат двойное название: европейское и бунгандитское» . Новости АВС . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1880 , стр. 25–26.
- ^ Форт 2005 , стр. 5–6.
- ^ Фостер, Неттелбек и Хоскинг 2001 , стр. 47, 77, 82–83, 113.
- ^ Фостер, Неттельбек и Хоскинг 2001 , стр. 82–83.
- ^ Макгилливрей 1989 , стр. 27–28.
- ^ Перейти обратно: а б Белл и Марсден 2008 .
- ^ Дженкин 1979 , с. 63.
- ^ Фостер, Неттельбек и Хоскинг 2001 , стр. 74–93.
- ^ Фостер и Неттельбек 2012 , с. 138.
- ^ Фостер, Неттельбек и Хоскинг 2001 , стр. 13.
- ^ Смит 1880 , с. 62.
- ^ Смит 1880 , стр. 36–37.
- ^ Хилл 1972 , стр. 26–29.
- ^ Халат .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Двойные названия объектов культурного значения» . Город Маунт-Гамбье . 16 февраля 2022 г. Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ «ВойнаВойна – это слово» . САВода . 30 мая 2019 года . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1880 , с. ix.
- ^ Перейти обратно: а б Тиндейл 1974 .
- ^ Кларк 1998 , стр. 15–16.
- ^ Смит 1880 , стр. ix–x.
- ^ Стюарт 1887 , стр. 461–462.
- ^ Смит 1880 , с. х.
- ^ Форт 2005 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Диксон 2004 , с. хххв.
- ^ Смит 1880 , с. 125.
- ^ Блейк 2003 .
- ^ Смит 1880 , стр. 125–126.
- ^ Стюарт 1887 , с. 464.
- ^ AusStage: Театр труппы 1988 .
- ^ Перейти обратно: а б Ван Стратен 2007 .
- ^ AusStage: Бельвуар 1988 .
Источники
[ редактировать ]- История аборигенов . Городской совет Робе .
- Ангас, Джордж Френч (1847). Дикая жизнь и сцены в Австралии и Новой Зеландии: впечатления художника о странах и людях на Антиподах (PDF) . Том. 1, 2. Лондон: Смит, Элдер и компания – через Интернет-архив .
- Белл, Питер; Марсден, Сьюзен (2008). Kingston SE – Обзор . Районный совет Кингстона .
- Блейк, Барри (2003). Язык бунгандитж (бувандик) региона Маунт-Гамбье . Исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований Австралийского национального университета . ISBN 978-0-858-83495-8 .
- Кларк, Ян Д. (1995). Шрамы на ландшафте: список мест резни на западе Виктории, 1803–1859 гг. (PDF) . АИАЦИС . стр. 169–175. ISBN 0-85575-281-5 .
- Кларк, Ян Д. (ноябрь 1998 г.). Понимание врага: Нгамаджид или иностранный захватчик? Восприятие аборигенами европейцев в Западной Виктории девятнадцатого века . Рабочий доклад факультета бизнеса и экономики 73/98 . стр. 1=25. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Диксон, Роберт М.В. (2004) [Впервые опубликовано в 2002 г.]. Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . стр. 169–175. ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Форт, Кэрол (2005). «Заниматься» историей и «понимать» культурные ландшафты: преодолевая хребет Вуаквайн в Южной Австралии (PDF) . стр. 1–17.
- Фостер, Роберт; Неттельбек, Аманда (2012). Из тишины: история и память о пограничных войнах Южной Австралии . Уэйкфилд Пресс. ISBN 978-1-743-05172-6 .
- Фостер, Роберт; Неттельбек, Аманда; Хоскинг, Рик (2001). Фатальные столкновения: граница Южной Австралии и насилие памяти . Уэйкфилд Пресс. ISBN 978-1-862-54533-5 .
- Хилл, Лес Р. (1972). Маунт-Гамбье, Город вокруг пещеры: региональная история . Аделаида: Издательство Openbook.
- Дженкин, Грэм (1979). Завоевание Нгарринджери . Ригби . ISBN 978-0-727-01112-1 .
- «Хранители: Театр на Бельвуар-Стрит, Серри-Хиллз, Новый Южный Уэльс: 25 мая 1988 года» . База данных австралийских живых выступлений . 1988 год . Проверено 17 декабря 2021 г.
- «Хранители: Театр труппы, Анли, ЮАР. Аделаида Фриндж, 1988» . База данных австралийских живых выступлений . 1988 год . Проверено 17 декабря 2021 г.
- Макгилливрей, Лейт (1989). « Мы нашли свой рай»: сквоттократия Юго-Востока, 1840–1870 гг.» (DOC) . Журнал Исторического общества Южной Австралии . 17 :25–38.
- Смит, миссис Джеймс (1880). Племя буандик аборигенов Южной Австралии: очерк их привычек, обычаев, легенд и языка . Аделаида: Правительственный принтер E Spiller – через Интернет-архив .
- Стюарт, Д. (1887). «Гора Гамбье» (PDF) . В Карре, Эдвард Миклетвейт (ред.). Австралийская раса: ее происхождение, языки, обычаи, место высадки в Австралии и пути распространения по континенту . Том. 3. Мельбурн: Дж. Феррес. стр. 460–465 - через Интернет-архив .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Бунгандитж (СА)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Ван Стратен, Фрэнк (2007). «Боб Маза А.М. 1939–2000» . Живое выступление в Австралии .