Каурна
Народ Каурна ( Английский: / ˈ ɡ ɑː n ə / , Каурна : [ɡ̊auɳa] ; также Курна , Каура , Гаурна и другие вариации) — группа аборигенов , традиционные земли которых включают равнины Аделаиды в Южной Австралии . были известны как племя Аделаиды Ранние поселенцы каурна . Культура и язык были почти полностью уничтожены в течение нескольких десятилетий после британской колонизации Южной Австралии в 1836 году. Однако обширная документация первых миссионеров и других исследователей позволила возродить современный язык и культуру. Фраза Каурна мейунна означает «люди Каурны».
Этимология
[ редактировать ]Первые поселенцы Южной Австралии называли различные коренные племена равнин Аделаиды и полуострова Флерье «племенем Рапид-Бэй», «племенем Энкаунтер-Бэй», «племенем Аделаиды», племенем кувандилья, «племенем Вирра». «племя Ноарлунга» (группа Нгурлоннга) и племя Виллунга (группа Виллангга). [ 1 ]
Расширенные семейные группы Аделаидских равнин, которые говорили на диалектах общего языка, были названы в зависимости от местности, такие как Каванда Меюнна (северяне), Вирра Меюнна (лесные люди), Пиетта Меюнна (люди реки Мюррей), Вито Меюнна ( прежнее название клана Аделаиды), Танданья (народ Южной Аделаиды) и т. д. – но у них не было общего названия. Имя Каурна не было записано до 1879 года, его использовал Альфред Уильям Ховитт в 1904 году. [ 2 ] но широко не использовался, пока не был популяризирован Норманом Б. Тиндейлом в 1920-х годах. [ 3 ] Скорее всего, это экзоним, образованный от из Раминджери или Нгарринджери, слова kornar означающего «мужчины» или «народ». [ 3 ]
Каурна мейунна , что означает народ Каурна, [ 4 ] часто используется в приветствиях и церемониях «Добро пожаловать в страну» или «Признание страны». [ 5 ] [ 6 ]
Язык
[ редактировать ]Каурна'вар:а (речь Каурны) [ 7 ] принадлежит к туро-юрской ветви пама-ньюнганских языков . [ 8 ] Первые списки слов языка каурна датируются 1826 годом. [ 9 ] Многие первые поселенцы стремились к знанию языка каурна. Уильям Уильямс и Джеймс Кронк были первыми поселенцами, которые получили практическое знание языка и опубликовали список слов Каурны, что они и сделали в 1840 году. [ 10 ] Когда Джордж Голер , третий губернатор Южной Австралии, прибыл в октябре 1838 года, он произнес речь перед местным коренным населением через переводчика Уильяма Вятта (позже третьего временного защитника аборигенов ), которому помогали Уильямс и Кронк. Гоулер активно поощрял поселенцев изучать Каурну и выступал за использование названий Каурны для обозначения географических достопримечательностей. [ 11 ]
В октябре 1838 года два немецких миссионера , Кристиан Тейхельманн и Кламор Шюрманн , прибыли на том же корабле, что и Гоулер в 1838 году, и немедленно приступили к изучению и документированию языка. [ 12 ] В декабре 1839 года они открыли школу в Пилтаводли (на западе Парковых земель к северу от реки Торренс ), где детей учили читать и писать в Каурне. Шурманн и Тейхельманн (а позже Сэмюэл Клозе [ 13 ] ) перевел на Каурну Десять заповедей и ряд немецких гимнов, при этом Шюрманн пытался «христианизировать» и «цивилизовать» людей. [ 14 ] Хотя они так и не достигли своей цели по переводу всей Библии, их записанный словарный запас, насчитывавший более 2000 слов, был самым большим списком слов, зарегистрированным к тому времени, и сыграл решающую роль в современном возрождении языка. [ 15 ]
Территория
[ редактировать ]
Территория Каурны простиралась от мыса Джервис на дне полуострова Флерье до Порт-Уэйкфилда на восточном берегу залива Сент-Винсент и вплоть до Кристал-Брук на Среднем Севере . Тиндейл утверждал, что кланы были обнаружены в окрестностях Сноутауна , Блита , Хойлтона , Хэмли-Бридж , Кларендона , Голера и Мипонги . Леса из тягучей коры позади горных хребтов Лофти считаются традиционной границей между народами Каурна и Перамангк . Пляж Тункалилла (кеинари), в 20 километрах (12 миль) к востоку от мыса Джервис, является традиционной границей с Раминджери . [ нужна ссылка ]
Это наиболее широко упоминаемый вариант выравнивания территориальных границ Каурны. Однако, по словам Рональда и Кэтрин Берндт, соседнее племя Раминджери претендует на историческую территорию, включающую всю южную часть полуострова Флерье и остров Кенгуру , простирающуюся на север до Ноарлунги. [ 16 ] [ 17 ] или даже река Торренс . [ 18 ] Это пересекается со значительной частью территории, на которую претендуют как Каурна, так и соседний Нгарринджери на востоке. Однако лингвистические данные свидетельствуют о том, что аборигены, с которыми полковник Лайт столкнулся в Рапид-Бей в 1836 году, говорили на языке каурна. [ 19 ] Этнографическое исследование Берндтов, проведенное в 1930-е годы, выявило шесть кланов нгарринджери, занимавших побережье от мыса Джервис до нескольких километров к югу от Аделаиды. Берндты утверждали, что кланы, возможно, расширились вдоль торговых путей, поскольку Каурна были лишены собственности колонистами. [ 17 ]
Основное присутствие Каурны находилось в Тарнданьянгге («место красных кенгуру») недалеко от реки Торренс и впадающих в нее ручьев, районе, который стал местом центра города Аделаиды . Люди Каурна также проживали в пригороде Бернсайда , и один из первых поселенцев деревни Бомонт так описывал местных жителей:
У каждого ручья и оврага по ночам можно было увидеть их кувшины и костры... часто от 500 до 600 человек разбивали лагеря в разных местах... некоторые позади Ботанического сада на берегу реки; некоторые в сторону хребтов; некоторые в овраге Водопада . [ 20 ]
Раскулачивание
[ редактировать ]Хотя губернаторы Хиндмарш (1836–1838) и Голер (1838–1841) получили приказ распространить защиту британского закона на людей и их собственность, интересы колонистов стояли на первом месте; их политика «цивилизации» и «защиты» коренных народов, тем не менее, предполагала мирную передачу земли поселенцам. Вся земля была выставлена на продажу и куплена поселенцами. [ 21 ]
Лютеранские . миссионеры Кристиан Тейхельманн и Кламор Шурманн изучили язык и культуру Каурны и смогли сообщить властям о своем исключительном владении землей, унаследованной по отцовской линии Гаулер зарезервировал несколько территорий для народа Каурна, но поселенцы выразили протест, и эти территории впоследствии были проданы или сданы в аренду. В течение десяти лет все земли Каурны и Раминджери были оккупированы европейцами. Дикая фауна исчезла, когда были введены европейские методы садоводства, а пасущиеся животные уничтожали луковицы, лилии и клубни, которые Каурна выращивали в пищу. Старейшины больше не имели власти; весь их образ жизни был подорван. [ 21 ]
Население
[ редактировать ]1790–1860-е гг.
[ редактировать ]До контакта с европейцами Каурна, возможно, насчитывала несколько тысяч человек, но к моменту официального основания колонии в 1836 году их число сократилось примерно до 700. [ 22 ] Первоначально контакты начались с приходом тюленеводов и китобоев в 1790-х годах. [ 22 ] Мореплаватели обосновались на острове Кенгуру еще в 1806 году и совершали набеги на материк в поисках женщин Каурна, как в поисках сексуальных возможностей, так и в поисках рабочей силы, которую они могли предоставить для снятия шкур с добычи тюленей. [ 9 ] Опасаясь европейцев из-за своего опыта общения с тюленями, каурна обычно держались в стороне, когда прибыли первые колонисты. [ 23 ] Время было важно. Лето было периодом, когда Каурна традиционно переселялись с равнин в предгорья, так что первоначальное заселение территории Аделаиды произошло без каких-либо конфликтов. [ 24 ]
Население снова резко сократилось после прибытия англо-европейских колониальных поселенцев под руководством губернатора Южной Австралии капитана Джона Хиндмарша в качестве главнокомандующего в декабре 1836 года в Холдфаст-Бэй (ныне Гленелг ). Согласно записи в Регистре Южной Австралии (30 января 1842 г.), население Каурны насчитывало около 650 человек. [ 25 ] В начале 1830-х годов (и, возможно, снова в 1889 году) их численность серьезно сократилась. [ 2 ] из-за эпидемии оспы , которая, как полагают, возникла в восточных штатах и распространилась вдоль реки Мюррей , когда группы коренных народов торговали друг с другом. [ 26 ] Это разрушило их жизнь во всех смыслах. [ 2 ] Вспышка брюшного тифа, вызванная загрязнением европейцами реки Торренс , привела к многочисленным смертям и быстрому сокращению населения, хотя точные цифры не были зафиксированы. [ 26 ] Многие заразились другими болезнями, против которых у них не было иммунитета, такими как корь , коклюш , тиф , дизентерия и грипп. Группы утратили свою идентичность по мере слияния с другими, а народы Каурна и Раминджери сократились до очень немногих. [ 27 ] В 1840-х годах люди из реки Мюррей вторглись, похищая женщин и детей, в то время как правительство подавляло попытки Каурны самообороны. Некоторые Каурны двинулись на север, чтобы присоединиться к другим племенам. [ 28 ]
Комиссары по колонизации пообещали защитить аборигенов и их собственность, а также обеспечить их существование, образование и продвижение. [ 2 ] должность Защитника аборигенов с этой целью была создана . За Уильямом Вяттом последовало первое официальное назначение на эту роль Мэтью Мурхауса , который занимал этот пост с 1839 по 1856 год. В 1840 году он сообщил, что многие Каурны были дружелюбны и готовы помочь, и что к 1840 году около 150 человек хотя бы немного говорили по-английски. Многие мужчины Каурны, такие как Муллавиррабурка («Король Джон») и Кадлитпинна («Капитан Джек») помогали полиции и новым поселенцам, а также делились своим языком, культурой и верованиями с миссионерами. [ 29 ] Один из первых поселенцев в Марриэтвилле , Джордж Бранскилл , сообщил, что «местные негры» были безобидны, не воровали и быстро возвращали взятые взаймы вещи. [ 30 ] С обеих сторон было проявлено много доброй воли, но по мере того, как число поселенцев росло, их пьянство, насилие, эксплуатация и неспособность практиковать взаимность, ожидаемую в культуре аборигенов, испортили отношения. [ 31 ]
После нескольких инцидентов, связанных с казнями мужчин-аборигенов после убийств поселенцев, иногда на основании ненадежных доказательств, и закрывать глаза на насилие в отношении коренных народов, ситуация обострилась. Резня Марией потерпевших кораблекрушение на Куронге привела к дальнейшим ожесточенным столкновениям, и для защиты поселенцев были наложены суровые наказания. Миссионеры Тейхельманн и Шурманн, протектор Мурхаус и суб-протектор Эдвард Джон Эйр подвергли сомнению использование иностранного правового кодекса против коренных народов, а Мурхаус жаловался на враждебность полиции по отношению к аборигенам, но губернатор Джордж Грей стоял твердо, и военное положение. даже было введено где раньше было мало контактов с поселенцами. [ 32 ]
Мурхаус и Грей отказались от попыток поселить местных аборигенов в качестве фермеров и не одобряли поселение в Пирлтавардли . 1847 года Закон о бродяжничестве ограничил их свободное передвижение. [ 33 ] Тейхельманн пытался основать миссионерское поселение аборигенов в Хэппи-Вэлли , примерно в 20 километрах (12 миль) к югу от Аделаиды, но у него не было средств для развития собственности или превращения сельского хозяйства в жизнеспособный вариант для Каурны. [ 34 ] Многие жители Каурны работали на поселенцев, и о них хорошо думали, но работа была сезонной, вознаграждение было недостаточным, а работодатели не понимали их племенных обязанностей. Грей начал использовать пайки , чтобы поддерживать мир и убеждать людей отправлять своих детей в школу. [ 35 ]
По словам Мурхауса, к 1846 году «почти целые племена» исчезли. [ 36 ] и к 1850-м годам Каурны в районе Аделаиды осталось мало. В 1850 году дети (в основном из района реки Мюррей, но в том числе и несколько человек из Каурны) [ 37 ] ) в Туземной школе (которая находилась на Кинтор-авеню с 1846 года) были переведены в Пунинди Учебное заведение для коренных жителей недалеко от Порт-Линкольна , на полуострове Эйр , на расстоянии более 600 километров (370 миль). [ 38 ] Мурхаус ушел с поста протектора в 1856 году, а в 1857 году эта должность была упразднена. [ 39 ]
Жителям Каурны пришлось смириться с колониальным господством быстрее, чем в других регионах, и они в основном предпочли мирно сосуществовать с поселенцами. Большинство, однако, сопротивлялось «цивилизаторской» политике правительства и христианскому учению миссионеров. Будучи настолько малочисленными к 1850-м годам, некоторые из них были поглощены соседними группами Нарунгга или Нгарринджери , а некоторые женились на поселенцах. [ 27 ]
1860-е – настоящее время
[ редактировать ]К 1860 году численность Каурна значительно превосходила численность колонистов, которых насчитывалось 117 727 человек. Взрослые также были переселены из города в такие места, как Виллунга , Пойнт-Макли и Пойнт-Пирс в 1860-х годах. В 1888 году немецкий миссионер сообщил, что «едва ли остался один». [ 27 ] Некоторые из народа Каурна, обосновавшиеся в Пойнт-Макли и Пойнт-Пирсе, вступали в брак с местными семьями, а чистокровные Каурна все еще жили в миссиях и были рассеяны по населенным районам в конце 19 века, несмотря на широко распространенное мнение, что «племя Аделаиды» было вымерли к 1870-м годам. [ 40 ]
Пайки продолжали поставляться в Аделаиду и со складов пайков в стране. Хотя должность протектора была восстановлена в 1861 году, правительство не играло активной роли в делах аборигенов, оставив их благополучие миссионерам. Специальный комитет сообщил, что раса обречена на вымирание. Некоторые аборигены (Каурна и другие) передвигались и иногда посещали город, разбивая лагерь в Ботаническом парке , который тогда назывался Полицейскими загонами. В 1874 году 18 мужчин и женщин были арестованы и обвинены как «бродяги» и после 14-дневного заключения были отправлены обратно в Гулву и Миланг . Бои между полицией и аналогичными группировками продолжались десятилетиями. [ 41 ]
В книгах по истории Аделаиды в значительной степени игнорируется присутствие аборигенов, а Уомаделаиду каждый год проводят в Ботаническом парке без упоминания о стоянках аборигенов 150 лет назад на той же земле. Существует традиция исполнения корробори и танцев, восходящая к 1840-м годам, в том числе «Большое корробори» на Аделаидском овале в 1885 году и корробори на пляжах Гленелг и Хенли-Бич на рубеже веков. Это огромное упущение в учебниках истории было описано антропологом В. Э. Стеннером как «стратегическое забвение» . [ 42 ]
Последний выживший человек полного происхождения Каурны, женщина по имени Ивариджи (Амелия Тейлор или Амелия Сэвидж). [ 43 ] ) умер в 1929 году. [ 44 ] [ а ] Она родилась в Порт-Аделаиде в конце 1840-х годов. На языке каурна ее имя означает «нежный, туманный дождь». Ее отец, Итьямай-итпина , известный как «Родни», был одним из лидеров Каурны и занимал видное место в рассказах первых поселенцев. [ 43 ] Она отвечала за определение мест, имеющих культурное значение в городе, таких как озеро в ботаническом саду Аделаиды и площадь Виктория/Тарнданьянгга , а площадь Уитмор получила ее имя в честь предыдущего занятия этой земли народом Каурна. [ 45 ]
Родное название
[ редактировать ]В отличие от остальной части Австралии, Южная Австралия не считалась terra nullius . Принятие Закона о Южной Австралии 1834 года , который позволил создать провинцию Южная Австралия, признало право собственности аборигенов и заявило, что не могут быть предприняты никакие действия, которые «затронули бы права любых аборигенов, уроженцев указанной провинции, на фактическое занятие и пользование». в их личном лице или в лице их потомков на любой земле, находящейся на ней, которая в настоящее время фактически занята или которой пользуются такие туземцы». Хотя Закон гарантировал коренным жителям права на землю в силу закона, он был проигнорирован властями Южно-Австралийской компании и скваттерами, которые истолковали Закон как означающий «постоянно оккупированные». [ 46 ] [ 47 ]
В 2000 году группа под названием Kaurna Yerta Corporation [ 48 ] подал иск о праве коренных жителей от имени народа Каурна. Иск охватывает более 8000 квадратных километров (3100 квадратных миль) земли, простирающейся от мыса Джервис до Порт-Бротона , включая всю столичную территорию Аделаиды . [ 49 ] Народ Раминджери оспорил южную часть первоначального требования. [ 18 ] В марте 2018 года решение было принято, и Каурна были официально признаны традиционными владельцами земель от «Мипонги до Нижнего Света». Соглашение о землепользовании этой территории коренными народами было заключено 19 ноября 2018 года. [ 50 ] Соглашение было заключено между правительством Южной Австралии , федеральным правительством и народом Каурна, с официальным признанием после решения Федерального суда , через 18 лет после вынесения. Это была первая заявка на первое соглашение о землепользовании, заключенная в любой столице Австралии. Права охватывают всю столичную территорию Аделаиды и включают «17 участков незастроенной земли, не находящихся в собственности». Часть земли принадлежит Короне , часть принадлежит правительству штата, а часть является частной землей, принадлежащей корпорациям. Судья Дебра Мортимер заявила, что это будет «первый раз в Австралии, когда [будет] положительный результат в области определения (местного титула)». [ 51 ] [ 52 ]
В 2009 году группа Encompass Technology [ 53 ] написал губернатору Южной Австралии от имени народа Каурна, заявляя о суверенитете над руинами Мраморного холма на Аделаидских холмах и Культурным центром Варрипаринга Ливинг Каурна в Марионе и утверждая, что им задолжали почти 50 миллионов долларов за аренду. [ 53 ] Правительство Южной Австралии отклонило это требование. [ 54 ]
Культура
[ редактировать ]Народ Каурна представлял собой общество охотников-собирателей , менявших жилища в зависимости от климатических условий: летом они разбивали лагерь возле прибрежных источников, ловя малловей . С наступлением зимы они удалялись в леса, часто используя выдолбленные опавшие красные камеди вдоль ручьев и отростки коры в качестве убежищ. [ 55 ] Внезапные ливни могли потушить пожары, поддержание которых было делом старух, со смертельными последствиями. Временами им приходилось навязываться презираемым в других отношениях племенам, таким как нгаяванг и нгангуруку, чтобы торговать такими товарами, как плащи, кварцевые кремни и красная охра, чтобы получить огненные палочки. [ 56 ]
Среди их обычаев была практика выращивания огненных палок (намеренно зажигаемых лесных костров для охотничьих целей) на Аделаидских холмах , которые первые европейские поселенцы заметили до того, как Каурна были перемещены. Эти пожары были частью процесса расчистки кустарников, чтобы стимулировать рост травы для эму и кенгуру . [ 57 ] Эта традиция привела к конфликту с колонистами, поскольку пожары наносили значительный ущерб сельскохозяйственным угодьям. В официальном отчете майор Томас О'Халлоран утверждал, что Каурна также использовала это как оружие против колонистов, разжигая костры для намеренного разрушения заборов, геодезических колышков и разгона скота. леса предгорий Из-за этих регулярных пожаров к моменту прибытия первых европейцев первоначальные волокнистые были в значительной степени заменены лугами. С конца 1960-х годов ограничения на подразделение и застройку предгорий позволили восстановить местные деревья и кустарники до «естественного» состояния, которого не было бы во времена европейской оккупации. [ 58 ]
Артефакты
[ редактировать ]Предметы материальной культуры Каурны, такие как традиционные предметы, копья, бумеранги, сети и т. д., встречаются крайне редко. Интерес к коллекционированию и сохранению культуры Каурна не был обычным явлением до тех пор, пока их демонстрация на Парижской выставке 1889 года не стимулировала интерес к культуре коренных народов, и к тому времени традиционная культура Каурна уже не практиковалась. Многие сотни предметов были отправлены на парижскую выставку и так и не были возвращены в Австралию. [ нужна ссылка ]
Коллекция Каурны, хранящаяся в Южно-Австралийском музее, насчитывает всего 48 предметов. [ когда? ] В сентябре 2002 года Культурный центр «Живая Каурна» был открыт в Варрипаринга в южном пригороде Аделаиды.
Племенная организация
[ редактировать ]Люди Каурна жили семейными группами, называемыми бандами, которые жили на определенных территориях, называемых панкарра , которые «передавались» от отца к сыну после его посвящения. Пангкарра всегда имела доступ к береговой линии и простиралась вглубь страны. Береговая линия была необходима для охоты за морепродуктами, а внутренние территории обеспечивали людей едой, одеждой и защитой во время непогоды. Панкарра также были сгруппированы в более крупные участки земли, называемые йерта . [ б ]
Поскольку все члены банды были родственниками, брак между мужчиной и женщиной внутри одной банды был запрещен. Группы были патрилинейными и патрилокальными : женщина всегда жила с группой своего мужа после замужества. Каждая группа также состояла из двух экзогамных группировок , Каруру и Маттари, которые прослеживали свое происхождение по материнской линии от наследственного тотемного существа. Все дети в браке получали часть своей матери, поскольку считалось, что дети «унаследовали» свою «плоть и кровь» только от своих матерей. Брак внутри одной фратрии был запрещен. [ 59 ] Девочки выходили замуж в период полового созревания , обычно около 12 лет. И наоборот, мужчинам разрешалось вступать в брак только после 25 лет. [ 60 ]
Сексуальные отношения были относительно свободными и раскованными, независимо от семейного положения. Собственность Каурны была общинной; репродуктивные органы не отличались от любой другой формы собственности, и поэтому прелюбодеяние было практически повсеместным. Визит мужчин из далеких племен рассматривался как хорошая возможность пополнить генофонд . практика милла мангконди , или кражи жены . По той же причине была распространена [ с ] Хотя некоторые жертвы ненавидели этот обычай, поскольку браки по расчету были нормой, некоторые женщины видели в нем возможность выбирать себе партнеров и активно поощряли предпочтительного поклонника; Говорят, что все группы Каурны регулярно занимались этой практикой. [ 61 ]
Обряды и мифология
[ редактировать ]Об обрядах и мифологии Каурны известно очень мало, поскольку колониальные письменные записи фрагментарны и редки. Физически каурна практиковали скарификацию груди и проводили обрезание инициации в качестве обряда и были самой южной языковой группой коренных народов, делавшей это. Водопад-Галли был связан с обрядами инициации. [ 62 ]
Исторические сведения об обрядах погребения Каурны ненадежны, поскольку считалось, что любое собрание Каурны предназначалось для похорон. Как только человек умирал, его тело заворачивали в одежду, которую он носил при жизни. Затем тело положили на виралли (скрещенные палки, образующие радиусы круга), и было проведено расследование для определения причины смерти. Затем тело было похоронено. Детей до четырех лет не хоронили в течение нескольких месяцев, их днем заворачивали и несли матери, а ночью использовали сверток в качестве подушки. [ 63 ] Захоронение у водоемов было обычным явлением с использованием песчаных пляжей, песчаных дюн и берегов рек. Большое количество могил было обнаружено на пляже Гленелг и в порту Ноарлунга . [ 64 ] Аналогичным образом было обнаружено необычно сложное захоронение в Конгаратти. Могила имела прямоугольную форму и была выложена сланцем , основание также было выложено шифером, покрытым травяным покровом. Пожилая женщина лежала на боку, закутанная в рыболовную сеть и закутанная в плащ из шкуры кенгуру. Могила была покрыта слоем травы, покрытой морскими губками. [ 64 ]
Подобно легенде о снах Перамангков , Каурна считают 35 миль от горных хребтов до Нуриотпы телом гиганта по имени Нганно (часто произносится как Нуну), который был убит там после нападения на их племя. Вершины гор Лофти-Рейнджс и горы Бонитон — это юрейдла (сохранившийся в топониме Урайдла ), а именно его «два уха». [ 65 ] Есть и другие традиционные истории, связанные с двумя вершинами — горой Лофти и горой Бонитон: одна история касается двух мужчин, а другая относится к двум группам групп Каурны. [ 66 ] Общая тема этих историй, связанных с двумя вершинами, — это важность сообщества и идея бескорыстия как практики, поддерживающей сообщество.
Легенда, по-разному пересказанная Унайпоном и Милерумом, касается культурного героя по имени Тджильбруке. [ 67 ] имеет топографические особенности, позволяющие отнести его к территории Каурны. В версии Тиндейла Тжилбруке ассоциируется с блестящим ибисом ; название на самом деле относится к синему журавлю . [ 68 ] «Следы снов Тильбрюка» были нанесены на карту в районе Бедфорд-парка ( Варрипаринга ), вниз по полуострову Флерье , и были предприняты усилия, чтобы сохранить и увековечить их память, где это возможно. [ 69 ]
Мунайтерло — древнее существо, создавшее Луну и звезды, прежде чем стать Солнцем. слово Мунайтерло Тейхельман считал, что также относится к самому Времени снов Каурны . Мифологию Мура-Мура, древних существ, которые создали особенности ландшафта, ввели законы и инициацию, можно найти на юго-западе Квинсленда , Северной территории и в хребтах Флиндерс вплоть до полуострова Эйр в Южной Австралии. Поскольку известно, что Каурны разделяли с этими народами общее сновидение, вполне вероятно, что они разделяли и Мура-Мура. Напротив, путешествия Тжилбрюка хорошо известны из Нормана Тиндейла . исследований [ 64 ]
Времена года
[ редактировать ]Сезонный календарь Каурны разделен на четыре сезона, примерно эквивалентных лету, осени, зиме и весне: [ 70 ]
- Варлтати, жаркий сезон, с января по март ( варлта = жарко, жара и тепло)
- Парнати, сезон ветров, с апреля по июнь ( waitpi = ветрено).
- Кудлила, сезон дождей, с июля по сентябрь ( кудлинти = мыть землю).
- Вирлтуту, мягкий теплый сезон с октября по декабрь (обозначается положением вирлту , созвездия орлиной стопы или Южного Креста на небе)
Культурное возрождение
[ редактировать ]Начиная с 1970-х годов, ряд старейшин и общественных лидеров возглавили культурное возрождение и были ответственны за внедрение взглядов Каурны в образовательную программу ЮАР, создание « Тропы сновидений Тджильбруке» и других инициатив. В число этих людей входили Льюис О'Брайен , Глэдис Элфик , Алития (Элис) Ригни и Джорджина Уильямс из Южно-Австралийского музея . Большая часть учебной программы по изучению аборигенов основана на книге «Люди Каурна» (1989). [ 71 ] Многие люди Каурна выросли в Буккиане (миссия Пойнт-Пирс) и Рауккане (миссия Маклея), испытали на себе некоторые аспекты культуры Нарунгги и Нгарринджери и постепенно начали восстанавливать навыки Каурны и истории сновидений. [ 72 ]
Организации
[ редактировать ]Ассоциация сообщества аборигенов и наследия Каурны ( КАЧА ) признана представительным органом всего народа Каурна. Начав свою деятельность как Комитет по движению Тджилбруке, базирующийся в Южно-Австралийском музее, он был переименован в Комитет по наследию Каурны, а затем превратился в КАЧА, который охватывает более широкие вопросы, чем проблемы культурного наследия , включая восстановление языка и культуры. [ 72 ]
Корпорация аборигенов Каурна Йерта представляет народ Каурна и участвовала в создании мемориального парка и места захоронения Вангаярта в 2021 году. [ 73 ]
Танец
[ редактировать ]В Южной Австралии есть как минимум две группы традиционных танцоров Каурны:
- Группа Taikurtinna (что означает «семья»), основанная дядей Стиви Голдсмитом. [ 74 ] [ 75 ] и с момента его смерти возглавлял его сын Джейми [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ]
- Кума Карро («Одна кровь»), основанная в 2008 году Джеком Бакскином. [ 79 ] [ 80 ] [ 74 ]
Топонимы Каурны
[ редактировать ]
Многие места вокруг Аделаиды и полуострова Флерье имеют названия, которые прямо или частично происходят от топонимов Каурны, таких как Ковандилья , Алдинга , Мориальта и Мунно Пара . Некоторые из них были названиями племен Каурна, живших там. Есть также несколько имен Каурны, гибридизированных с европейскими словами. [ 81 ]
В 1997 году городской совет Аделаиды начал процесс присвоения двойных названий всем городским площадям, каждый из парков которых образует парковые зоны , окружающие центр города Аделаида и Северную Аделаиду , а также другие места, имеющие значение для народа Каурна. [ 82 ] Процесс наименования, в результате которого каждому месту было присвоено дополнительное название на языке каурна, в основном был завершен в 2003 году. [ 83 ] и переименование 39 объектов, завершенное и одобренное советом в 2012 году. [ 84 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- «Племя Аделаиды»
- Курна
- Джайтджавар:а («наш собственный язык»)
- Углы
- Курумидланта ( термин Пангкала , букв. «Злые духи»)
- Медайнди (орда, живущая недалеко от Гленелга), Медайнди
- Мельюрна . («сварливые люди», также употребляемые в отношении северных орд Каурны)
- Мерельде ( термин Раминджери чаще всего применяется к Перамангку, но также и к Каурне) [ 25 ]
- Мерилдекальд ( термин Танганекалда, также широко обозначающий Перамангк )
- Мэйу ( меджу = мужчина)
- Мидланта ( экзоним Каурны в Панкала)
- Милипитингара
- Нантувара («говорящие на кенгуру», применительно к северным ордам )
- Нантувару
- Нганавара
- Паднаинди (имя орды), Паднаинди
- Вакануван ( термин Джарилдекалда для обозначения Каурны, а также других племен, таких как нгаяванг )
- Варра (означает «речь», название языка), Варра, Карнуварра («язык холмов», северный диалект, предположительно диалект Порт-Уэйкфилда)
- Виднинга ( термин Нгаджури применяется к Каурне из Порт-Уэйкфилда и Бакленд-парка )
- Винаини (орда к северу от Голера )
- Уиннэйн
Репатриация останков
[ редактировать ]1 августа 2019 года останки 11 жителей Каурны были преданы земле на церемонии, которую возглавил старейшина Джеффри Ньючерч в прибрежном заповеднике Кингстон-Парк , к югу от Аделаиды . Джон Карти, руководитель отдела гуманитарных наук Южно-Австралийского музея , сказал, что музей «увлечён» работой с народом Каурна по репатриации их предков , а также будет помогать просвещать сообщество о том, что это значит для аборигенов. Музей продолжает получать останки аборигенов из зарубежных музеев в дополнение к уже имеющимся у него большому количеству останков. Хотя многие из этих останков предков могут быть возвращены в страну своими семьями, кем были многие из этих людей, неизвестно. Из-за большого количества останков, которые продолжают расти и многие из которых неизвестны, необходимо было найти способ вернуть этих предков в страну, например, создать мемориальный парк. [ 85 ]
площадью 2 га (4,9 акра) В 2021 году на кладбище было построено новое место захоронения для размещения репатриированных останков народа Каурна, называемого Вангаярта , в Южном Эванстоне . Он был разработан группой, в которую входили старейшины дядя Джеффри Ньючерч, тетя Хизер Агиус, дядя майор «Муги» Самнер и многие другие, и был поддержан Корпорацией аборигенов Каурна Йерта. [ 86 ] Мемориал имеет форму щита Каурна, призванного защитить похороненных здесь предков. [ 87 ]
В ноябре 2021 года Южно-Австралийский музей извинился перед народом Каурна за то, что за последние 165 лет удерживал 4600 останков аборигенов, и похоронил на этом месте первые 100 останков их предков. [ 87 ] Второй раунд захоронений состоялся в июне 2022 года. [ 88 ]
Известные люди
[ редактировать ]Джек Бакскин
[ редактировать ]Джек Каня Куднуитя Бакскин (родился около 1986 г.) [ 74 ] Каурна / Нарунгга ), человек [ 89 ] также известный как Винсент Бакскин, который был признан молодым австралийцем года в Южной Австралии в 2011 году, является учителем языка и культуры Каурна. [ 80 ]
Толчком к его работе послужил тот момент, когда ему было всего 19 лет, и, став вторым в своей семье, закончившим 12-й класс и поступившим в университет, он получил известие о том, что его сестра Мэри, переехавшая в Дарвин , покончила жизнь самоубийством. Дядя Стиви Голдсмит (см. ниже) пригласил его присоединиться к танцевальной группе «Тайкуртинна», чтобы поднять ему настроение, и он впервые танцевал публично на Festival Plaza , снявшись в болливудском фильме « История любви 2050» . [ 74 ] С тех пор в 2008 году он основал свою собственную традиционную танцевальную группу «Кума Карро» («Одна кровь»), которая выступала на национальном и международном уровне. [ 79 ] и преподавал танцы в школе Kaurna Plains . [ 80 ] С тех пор Кума-Каару превратился в центр многих местных культурных услуг аборигенов. [ 90 ] в нем работают 12 человек, которые стремятся обучать как аборигенов, так и неаборигенов языку и культурному разнообразию аборигенов. Они работают со школами, South Australian Music Awards , Sydney Swans и многими другими. [ 91 ]
Бакскин преподавал язык каурна в Варрипаринге через языковую школу; в средней школе Солсбери ; Школа Каурна-Плейнс , Средняя школа Ле Февр ; и в средней школе Аделаиды . Он работает с Робом Эмери над возрождением языка в Университете Аделаиды. [ 79 ]
, снятый Диланом Ривером и Глинном Макдональдом, изображающий взаимодействие Бакскина со своим языком и культурой, Документальный фильм под названием Buckskin был выпущен в 2013 году. [ 92 ] [ 93 ] и доступен на канале SBS on Demand . [ 94 ] В 2018 году город Порт-Аделаида-Энфилд удостоил его награды. [ 79 ]
В 2020 году он поставил «Добро пожаловать в страну Каурны» для сериала онлайн-театра «Декамерон 2.0 » во время пандемии COVID-19 и сыграл в этом сериале одноактную пьесу Алексиса Уэста. [ 95 ] [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ]
По состоянию на 2023 год [update] Бакскин работает в колледже аборигенов Тауонди в Порт-Аделаиде . консультантом и наставником [ 89 ] и его часто призывают исполнять «Добро пожаловать в страну» . У него и его партнера Кхесанха, с которым он познакомился, когда оба учились в средней школе Солсбери , трое детей, которые научились говорить на языке каурна дома. [ 74 ]
дядя Стиви Голдсмит
[ редактировать ]Стивен «Гадлабарти» Голдсмит (умер в июле 2017 г.), известный как дядя Стиви, — житель Каурны, Нарунгги и Нгарринджери . [ 99 ] был уважаемым советником по культуре. Он работал в центре возрождения языка Каурна при Университете Аделаиды , Каурна Варра Пинтьянти (KWP), и консультировал Южно-Австралийский музей и Художественную галерею Южной Австралии .
Дядя Стиви основал группу «Тайкуртинна» (что означает «семья») и танцевал с ней и был опытным игроком на йидаки . Его часто приглашали доставить приветствия в страну , в том числе на WOMADelaide и других WOMAD за рубежом. фестивалях [ 75 ] Он также выступал на телевидении и на сцене, в том числе в на фестивале в Аделаиде постановке «Тайной реки» , и появлялся во многих рекламных объявлениях. [ 77 ]
После его смерти Роб Амери , глава KWP, написал на своей штабной веб-странице: «Это была большая потеря для команды, которая во многом полагалась на Стива – образца для подражания, наставника, Курраку в кукольном спектакле Пирлтавардли, исполнителя, редактор-оператор, советник по культуре и т. д.». [ 100 ]
Голдсмит был удостоен награды лорд-мэра Аделаиды NAIDOC в 2017 году был и удостоен награды «Старейшина года». Он был фанатом команды Adelaide Crows AFL, и после его смерти команда носила черные повязки на игре Showdown . [ 75 ] В 2018 году в его честь в рамках Ruby Awards была учреждена награда — The Stevie Gadlabarti Goldsmith Memorial Award. [ 101 ] [ 102 ] Майор Муги Самнер получил первую награду. [ 103 ] «Класс дяди Стиви» продолжается в KidZone на WOMADelaide. [ 99 ] «Портрет Стивена Голдсмита» — это фреска на Райт-стрит , в центре Аделаиды выполненная Джимми С. (Джеймсом Кокраном) совместно с Элизабет Клоуз и написанная в 2018 году. Сын дяди Стиви Джейми — известный йидаки-игрок и танцор группы «Тайкуртинна», который также был удостоен фрески, написанной Джимми Си на Фрэнкс-лейн. [ 77 ] [ 78 ]
Другие известные люди Каурны
[ редактировать ]Дядя майор «Муги» Самнер А.М. — широко уважаемый старейшина Нгарринджери и Каурны. [ 104 ] который в основном работает над развитием культуры Нгарринджери. [ 105 ]
Среди других известных людей Каурны:
- Глэдис Элфик (1904–1988), президент-основатель Совета женщин-аборигенов Южной Австралии
- Ивариджи (ок. 1849–1929), вероятно, последний человек полного происхождения Каурны, последний известный носитель языка Каурна до его возрождения.
- Льюис О'Брайен (1930 г.р.), старейшина и защитник
- Алитья (Алиса) Ригни (1942–2017), ученый и лингвист
- Джорджина Уильямс , проделавшая большую работу для Tjilbruke Dreaming Track , [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ] и кто стал финалистом премии NAIDOC Awards 2021 [ 109 ]
См. также
[ редактировать ]- История Аделаиды
- Мэтью Мурхаус
- Пирлтавардли
- Тильбруке
- Варрипаринга - место культурного центра «Живая Каурна».
Сноски
[ редактировать ]- ^ Тиндейл ошибочно указывает дату своей смерти в 1931 году ( Тиндейл 1974 , стр. 133, 213), ошибка, которая распространялась в других источниках.
- ^ yerta означает («земля, почва, почва, страна») и считался Таплином эквивалентом слова ruwe в Нгарринджери . Другое слово Каурна, панкарра, определенно подразумевает владение землей ( Амери 2016 , стр. 116).
- ^ Милла мангконди. Милла: существительное, обозначающее насилие или силу. Мангконди: глагол, означающий прикоснуться или схватить женщину, точнее молодую женщину.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Росс 1984 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Локвуд 2017 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Эмери 2016 , с. 3.
- ^ Телфер и Мэлоун, 2012 .
- ^ Чарльз Стюарт: Каурна .
- ^ Город Аделаида 2020 .
- ^ Тиндейл 1974 , с. 133.
- ^ Клендон 2015 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Эмери 2016 , с. 57.
- ^ Эмери 2016 , стр. 61, 93.
- ^ Эмери 2016 , стр. 64–65.
- ^ Эймери 2016 , с. 65.
- ^ Харрис 2014 .
- ^ Эмери 2016 , стр. 66–68, 86.
- ^ Эймери 2016 , с. 86.
- ^ Эймери 2016 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , с. 312.
- ^ Jump up to: а б Уитли 2009 .
- ^ Эймери 2016 , с. 5.
- ^ Уорбертон 1981 , с. хв.
- ^ Jump up to: а б Локвуд 2017 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Локвуд 2017 , с. 66.
- ^ Эймери 2016 , с. 59.
- ^ Дженкин 1979 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 .
- ^ Jump up to: а б Эмери 2016 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с Локвуд 2017 , стр. 65, 66.
- ^ Локвуд 2017 , с. 68.
- ^ Локвуд 2017 , стр. 68–69.
- ^ Браун 1989 , стр. 24–28.
- ^ Локвуд 2017 , с. 69.
- ^ Локвуд 2017 , стр. 70–71.
- ^ Локвуд 2017 , с. 71.
- ^ Локвуд 2017 , с. 73.
- ^ Локвуд 2017 , стр. 74–5.
- ^ Локвуд 2017 , с. 81.
- ^ Локвуд 2017 , с. 77.
- ^ О'Брайен и Пол 2013 .
- ^ Гара 2017 , с. 86.
- ^ Гара 2017 , стр. 86–87.
- ^ Гара 2017 , стр. пп=86–87.
- ^ Гара 2017 , стр. 104–105.
- ^ Jump up to: а б Гара 1990 , с. 64.
- ^ Эймери 2016 , с. 1.
- ^ Уитмор .
- ^ Ассоциация земель и наследия Нгаджури Валпа Юри nd .
- ^ Парламент Южной Австралии, 2006 г.
- ^ Холдфаст Бэй 2003 .
- ^ ННТТ 2000 .
- ^ ННТТ 2018 .
- ^ Ричардс 2018 .
- ^ Ричардс 2020 .
- ^ Jump up to: а б newsmaker.com.au 2009 .
- ^ Новости ABC 2009 .
- ^ Тиндейл 1974 , с. 71.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 73.
- ^ Архивная копия .
- ^ Смит, Пейт и Мартин 2006 .
- ^ Росс 1984 , стр. 3–5.
- ^ «Брак в традиционных обществах аборигенов» . АЛРК . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Монгер, Джордж. Брачные обычаи мира: от хны до медового месяца . п. 3.
- ^ Росс 1984 , с. 3.
- ^ Аборигены и исторические места вокруг столичного Аделаиды и южного побережья с. 8 (Тиндейл, 1936)
- ^ Jump up to: а б с Аборигены и исторические места вокруг столичной Аделаиды и южного побережья с. 7
- ^ Тиндейл 1974 , с. 64.
- ^ «Перамангк Социальная история аборигенов южных гор Лофти-Рейнджс (2011)» (PDF) . Фасай на Deviantart . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Тиндейл 1987 , стр. 5–13.
- ^ Эймери 2016 , с. 115.
- ^ каурнакультура .
- ^ «Календарь Каурна» . Местные знания о погоде . Бюро метеорологии . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ ED.oSA 1989 .
- ^ Jump up to: а б Эмери, 2016 г. , стр. 12–14.
- ^ Скуиньш, Анжела; Фон Эйнем, Джонни (13 декабря 2021 г.). «Вес Вангаярты» . Городской маг . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уиллис, Белинда (14 ноября 2023 г.). «Бакскин борется с нежелательными словами в своей стране» . InDaily . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Уход Стиви Голдсмита» . Родное название SA . 30 августа 2017 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Каурна Добро пожаловать» . WOMADelaide 2022 . 13 марта 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Работа Стиви Голдсмита как культурного педагога запечатлена на фреске Джимми С. Элизабет Клоуз в городе Аделаида» . Аделаида, Аризона . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Времена года // Коллектив Bowerbird» . Камерная музыка Аделаида . 26 сентября 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Возрождение Каурны, языка равнин Аделаиды» . Выпускники и пожертвования . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Винсент Бакскин» . Австралиец года . 2011 . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Эмери и Бакскин 2009 .
- ^ Инициативы по присвоению географических названий .
- ^ Значения географических названий .
- ^ Каурна топонимия .
- ^ Саттон 2019 .
- ^ Скуиньш, Анжела; Фон Эйнем, Джонни (13 декабря 2021 г.). «Вес Вангаярты» . Городской маг . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Маллинз, Сара (7 декабря 2021 г.). «Музей ЮАР приносит извинения за хранение 4600 останков аборигенов в качестве первых репатриантов, захороненных в стране» . Австралия: Новости ABC . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Фон Эйнем, Джонни (30 июня 2022 г.). « 'Проще никогда не станет, брат': перезахоронения в Вангаярте продолжаются» . СитиМаг . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Джек Каня Куднуитя Бакскин» . Симфонический оркестр Аделаиды .
- ^ "О нас" . Кума Каару . 15 февраля 2023 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Наша команда» . Кума Каару . 15 февраля 2023 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Бакскин» . Национальный архив кино и звука Австралии . Проверено 23 августа 2024 г.
- ^ «Бакскин» . Экран Австралия . Проверено 23 августа 2024 г.
- ^ «Бакскин» . SBS по требованию . 2 июля 2021 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Декамерон 2.0» . Государственная театральная труппа Южной Австралии . 26 мая 2022 г. Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Грбек, Моник (20 августа 2020 г.). «Декамерон 2.0: Наследие жертвоприношения» . Выступление свидетеля – Представление.Обсуждение.Сообщество . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Декамерон 2.0 (Эпизод первый: Те, кто приносит жертвы)» . Сценический шепот . 10 июля 2020 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Харрис, Самела . «Декамерон 2.0 Часть 2» . Обзор босиком . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Добро пожаловать в страну» . WOMADelaide . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Доцент Роб Эмери» . Университета Аделаиды Справочник сотрудников . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Педди, Клэр (3 ноября 2018 г.). «Представляем Мемориальную премию Стиви «Гадлабарти» Голдсмита, новинку Ruby Awards 2018» . Рекламодатель (Аделаида) . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ «Рубиновая премия» . Департамент Премьера и Кабинета министров . 8 ноября 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Рубиновая премия 2018» . Департамент Премьера и Кабинета министров . 26 июня 2019 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Кинофестиваль в Аделаиде 2023 привлечет внимание к фильмам, снятым в ЮАР» . САФК . 20 октября 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Майор Муги Самнер AM» . Награды SA в области окружающей среды . 1 августа 2018 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Знак уважения Джорджине Уильямс» . Онкапаринга сейчас . 28 апреля 2021 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
На важной церемонии также было отмечено 50 лет работы и активности, которые старшая женщина Каурна Меюнна Джорджина Уильямс посвятила своему народу, своей культуре и более широкому сообществу Онкапаринга.
- ^ «Джорджина Уильямс» . Город Порт-Аделаида-Энфилд . 11 апреля 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Мэлоун, Гэвин (10 мая 2007 г.). «Способы принадлежности: примирение и культурные маркеры коренных народов общественного пространства Аделаиды». Географические исследования . 45 (2). Уайли: 158–166. дои : 10.1111/j.1745-5871.2007.00445.x . ISSN 1745-5863 .
- ^ Стратхерн, Пери (6 июля 2021 г.). «Старейшина Нгарринджери майор Муги Самнер выигрывает награду Недели NAIDOC» . Новости Мюррей-Бридж . Проверено 20 октября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- «Аборигены Южной Австралии и раннее правительство Южной Австралии» . Парламент Южной Австралии. 21 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2008 г. Проверено 19 ноября 2008 г.
- «Инициативы по присвоению топонимов городскому совету Аделаиды» . Каурна Варра Пинтьянти . Университет Аделаиды . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- Эмери, Роб (2016). Варрапарна Каурна!: Возвращение австралийского языка (PDF) . Университет Аделаиды Пресс. стр. 12–14. дои : 10.20851/каурна . ISBN 978-1-925261-25-7 .
- Эмери, Роб; Бакскин, Винсент (Джек) Канья (март 2009 г.). «Глава 10. Определение названий Каурны: лингвистические проблемы, возникающие при разработке базы данных топонимов Каурны» (PDF) . В Геркусе, Луиза; Ходжес, Флавия; Симпсон, Джейн (ред.). Земля — это карта: топонимы коренных народов Австралии . АНУ Пресс. стр. 202–203. ISBN 978-192153657-1 .
- Берндт, Рональд Мюррей ; Берндт, Кэтрин Хелен ; Стэнтон, Джон Э. (1993). Мир, который был: Яральди реки Мюррей и озер, Южная Австралия . Университет Британской Колумбии UBC Press. ISBN 978-0-774-80478-3 – через Интернет-архив .
- Браун, Розмари (март 1989 г.). «Бранскиллы из Сэндфорда» (PDF) . Информационный бюллетень Исторического общества Бернсайда . Том. 9, нет. 1. С. 24–28.
- Клендон, Марк (2015). Грамматика Барнгарлы Кламора Шюрмана: комментарий к первому разделу словаря языка Парнкалла . Университет Аделаиды Пресс . ISBN 978-1-925-26111-0 .
- Икотт, Алина (21 марта 2018 г.). «Люди Каурна предоставили права собственности коренным народам в Аделаиде через 18 лет после иска» . Новости АВС .
- Гара, Том (декабрь 1990 г.). «Жизнь Иваритджи («Принцессы Амелии») из племени Аделаиды» (PDF) . Журнал Антропологического общества Аделаиды . 28 (1): 64–105. ISSN 1034-4438 .
- Гара, Том (2017). «5. Присутствие аборигенов в Аделаиде, 1860–1960-е годы». В Броке, Пегги; Гара, Том (ред.). Колониализм и его последствия: история аборигенов Южной Австралии . Уэйкфилд Пресс . стр. 86–105. ISBN 978-174305499-4 .
- Хамахер, Дуэйн В. (2015). «Определение сезонных звезд в астрономических традициях Каурны». Журнал астрономической истории и наследия . 18 (1): 1–23. arXiv : 1504.01570 . Бибкод : 2015JAHH...18...39H . дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2015.01.04 . S2CID 118805294 .
- Харрис, Ронда (6 февраля 2014 г.). «Пирлтавадлы» . SA History Hub (1 июня 2017 г. (издание с обновленным написанием)). Исторический фонд Южной Австралии . Проверено 7 декабря 2019 г. Пересмотренная версия статьи, впервые опубликованной в журнале The Wakefield Companion to South Australia History, 2001 г.
- Геркус, Луиза; Ходжес, Флавия; Симпсон, Джейн, ред. (2009). Земля — это карта: топонимы коренных народов Австралии . АНУ Пресс. ISBN 978-192153657-1 .
- Дженкин, Грэм (1979). Завоевание Нгарринджери . Ригби . ISBN 978-0-727-01112-1 .
- «Каурна провозглашает суверенитет и выставляет счет на 47,5 миллионов долларов за Марбл-Хилл на дне открытых дверей губернатора ЮАР» . newsmaker.com.au . 24 апреля 2009 года . Проверено 19 декабря 2017 г.
- «Люди Каурны» . Город Чарльза Стёрта . 7 октября 2019 года . Проверено 16 октября 2020 г.
- Народ Каурна: аборигены равнин Аделаиды: курс изучения аборигенов для учащихся средних классов 8-10 классов . Департамент образования Южной Австралии. 1989. ISBN 978-0-7243-8125-8 .
- «Заявление народа Каурна о титуле коренного населения» . Национальный трибунал по титулам коренных жителей . 25 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2009 г. Проверено 30 декабря 2009 г.
- «Топонимия Каурны: признание наследия Каурны через физические особенности города» . Город Аделаида . Проверено 29 ноября 2019 г.
- «Значения топонима Каурна в Аделаиде » Каурна Варра Пинтьянти . Университет Аделаиды . Получено 28 ноября.
- «Каурна Варра» . kaurna.tripod.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 19 июля 2011 г.
- Локвуд, Кристина (2017). «4. Ранние встречи на равнинах Аделаиды и в заливе Энкаунтер». В Броке, Пегги; Гара, Том (ред.). Колониализм и его последствия: история аборигенов Южной Австралии . Уэйкфилд Пресс . стр. 65–81. ISBN 978-174305499-4 .
- Миллар, Глен (12 августа 2003 г.). Заявление о праве на коренное население — обновление (PDF) (отчет). Город Холдфаст Бэй. Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2011 года . Проверено 30 декабря 2009 г.
- «Подробности определения титула коренного населения: SCD2018/001 - Заявление народа Каурна о титуле коренных жителей» . Национальный трибунал по титулам коренных жителей . 19 ноября 2018 года . Проверено 28 апреля 2020 г. Поселение коренных народов Каурна ILUA
- Ассоциация земель и наследия Нгаджури Валпа Юри (ND). Гнаджури Совет САСОСЕ. ISBN 0-646-42821-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - О'Брайен, Льюис Йерлобурка; Пол, Мэнди (8 декабря 2013 г.). «Люди Каурны» . Правительство Южной Австралии . Проверено 8 сентября 2017 г.
- Прест, Уилфред; Раунд, Керри; Форт, Кэрол, ред. (15 июля 2001 г.). Уэйкфилдский спутник истории Южной Австралии . Уэйкфилд Пресс. ISBN 978-186254559-5 .
- Ричардс, Стефани (21 марта 2018 г.). « Наши предки будут улыбаться»: народ Каурна обретает коренные права на титул» . InDaily . Проверено 16 мая 2020 г.
- Ричардс, Стефани (7 февраля 2020 г.). «Каурна Йерта — на шаг ближе к обретению дома в Тарнтании Аделаиде» . СитиМаг . Проверено 16 мая 2020 г.
- Росс, Бетти, изд. (1984). Аборигены и исторические места вокруг Аделаиды и южного побережья (PDF) . Антропологическое общество Южной Австралии . ISBN 0-9594806-2-5 .
- «Правительство ЮАР отклоняет иск Марбл-Хилл» . Новости АВС . 1 июля 2009 года . Проверено 19 декабря 2017 г.
- Смит, Пэм; Пейт, Ф. Дональд; Мартин, Роберт, ред. (2006). Каменные долины: археология и история холмов Аделаиды (PDF) . Белэр: Kōpi Books. ISBN 978-0-727-01112-1 .
- Саттон, Малькольм (1 августа 2019 г.). «Останки предков народа Каурна были возвращены в страну из Великобритании на эмоциональной церемонии в Аделаиде» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 1 августа 2019 г.
- Телфер, Карл; Мэлоун, Гэвин (2012). Культурное картографирование Каурна Меюнна: живой культурный ландшафт людей (PDF) (отчет). При содействии Мэтью Осборна и Тома Гара. Город Чарльза Стёрта .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (май 1987 г.). «Странствия Тжирбруки: рассказ о народе Каурна из Аделаиды» . Записи Южно-Австралийского музея . 20 :5–13 — через BHL .
- «Следы сновидений Тжилбруке» . каурнакультура . Проверено 26 февраля 2020 г.
- « ТДЖИРБУКИ» или «ТЖИРБУК» (Пляж Блоухол)» (PDF) . Каурна Варрапинтянди Проект географических названий Южной Каурны . 2016.
- Уорбертон, Элизабет (1981). Загоны внизу: история Бернсайда с самого начала . Город Бернсайд . ISBN 095938760-9 .
- «Приветствие и признание Родины» . Город Аделаида . 2020 . Проверено 16 октября 2020 г.
- Уитли, Ким (20 ноября 2009 г.). «Племенная война за титул коренных жителей» . Рекламодатель .
- «Уитмор-сквер» . Центр истории ЮАР . Исторический фонд Южной Австралии.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Аборигены Южной Австралии: Каурна» . Государственная библиотека Южной Австралии. – Путеводитель по онлайн-ресурсам
- Курноу, Пол (11 октября 2011 г.). «Ночное небо Каурны (Часть I)» . Австралийская астрономия коренных народов .
- Курноу, Пол (20 октября 2011 г.). «Ночное небо Каурны (Часть II)» . Австралийская астрономия коренных народов .
- «Домашняя страница: Интернет-дом родителей Каурны » Каурна Варра Краска
- «Каурна» . Мобильная языковая группа . Университет Аделаиды.
- «Календарь Каурна» . Местные знания о погоде . Бюро метеорологии .