Jump to content

Каурна

(Перенаправлено с Джека Бакскина )

Народ Каурна ( Английский: / ˈ ɡ ɑː n ə / , Каурна : [ɡ̊auɳa] ; также Курна , Каура , Гаурна и другие вариации) — группа аборигенов , традиционные земли которых включают равнины Аделаиды в Южной Австралии . были известны как племя Аделаиды Ранние поселенцы каурна . Культура и язык были почти полностью уничтожены в течение нескольких десятилетий после британской колонизации Южной Австралии в 1836 году. Однако обширная документация первых миссионеров и других исследователей позволила возродить современный язык и культуру. Фраза Каурна мейунна означает «люди Каурны».

Этимология

[ редактировать ]

Первые поселенцы Южной Австралии называли различные коренные племена равнин Аделаиды и полуострова Флерье «племенем Рапид-Бэй», «племенем Энкаунтер-Бэй», «племенем Аделаиды», племенем кувандилья, «племенем Вирра». «племя Ноарлунга» (группа Нгурлоннга) и племя Виллунга (группа Виллангга). [ 1 ]

Расширенные семейные группы Аделаидских равнин, которые говорили на диалектах общего языка, были названы в зависимости от местности, такие как Каванда Меюнна (северяне), Вирра Меюнна (лесные люди), Пиетта Меюнна (люди реки Мюррей), Вито Меюнна ( прежнее название клана Аделаиды), Танданья (народ Южной Аделаиды) и т. д. – но у них не было общего названия. Имя Каурна не было записано до 1879 года, его использовал Альфред Уильям Ховитт в 1904 году. [ 2 ] но широко не использовался, пока не был популяризирован Норманом Б. Тиндейлом в 1920-х годах. [ 3 ] Скорее всего, это экзоним, образованный от из Раминджери или Нгарринджери, слова kornar означающего «мужчины» или «народ». [ 3 ]

Каурна мейунна , что означает народ Каурна, [ 4 ] часто используется в приветствиях и церемониях «Добро пожаловать в страну» или «Признание страны». [ 5 ] [ 6 ]

Каурна'вар:а (речь Каурны) [ 7 ] принадлежит к туро-юрской ветви пама-ньюнганских языков . [ 8 ] Первые списки слов языка каурна датируются 1826 годом. [ 9 ] Многие первые поселенцы стремились к знанию языка каурна. Уильям Уильямс и Джеймс Кронк были первыми поселенцами, которые получили практическое знание языка и опубликовали список слов Каурны, что они и сделали в 1840 году. [ 10 ] Когда Джордж Голер , третий губернатор Южной Австралии, прибыл в октябре 1838 года, он произнес речь перед местным коренным населением через переводчика Уильяма Вятта (позже третьего временного защитника аборигенов ), которому помогали Уильямс и Кронк. Гоулер активно поощрял поселенцев изучать Каурну и выступал за использование названий Каурны для обозначения географических достопримечательностей. [ 11 ]

В октябре 1838 года два немецких миссионера , Кристиан Тейхельманн и Кламор Шюрманн , прибыли на том же корабле, что и Гоулер в 1838 году, и немедленно приступили к изучению и документированию языка. [ 12 ] В декабре 1839 года они открыли школу в Пилтаводли (на западе Парковых земель к северу от реки Торренс ), где детей учили читать и писать в Каурне. Шурманн и Тейхельманн (а позже Сэмюэл Клозе [ 13 ] ) перевел на Каурну Десять заповедей и ряд немецких гимнов, при этом Шюрманн пытался «христианизировать» и «цивилизовать» людей. [ 14 ] Хотя они так и не достигли своей цели по переводу всей Библии, их записанный словарный запас, насчитывавший более 2000 слов, был самым большим списком слов, зарегистрированным к тому времени, и сыграл решающую роль в современном возрождении языка. [ 15 ]

Территория

[ редактировать ]
Приблизительная протяженность территории Каурны, на основе описания Эмери (2000).

Территория Каурны простиралась от мыса Джервис на дне полуострова Флерье до Порт-Уэйкфилда на восточном берегу залива Сент-Винсент и вплоть до Кристал-Брук на Среднем Севере . Тиндейл утверждал, что кланы были обнаружены в окрестностях Сноутауна , Блита , Хойлтона , Хэмли-Бридж , Кларендона , Голера и Мипонги . Леса из тягучей коры позади горных хребтов Лофти считаются традиционной границей между народами Каурна и Перамангк . Пляж Тункалилла (кеинари), в 20 километрах (12 миль) к востоку от мыса Джервис, является традиционной границей с Раминджери . [ нужна ссылка ]

Это наиболее широко упоминаемый вариант выравнивания территориальных границ Каурны. Однако, по словам Рональда и Кэтрин Берндт, соседнее племя Раминджери претендует на историческую территорию, включающую всю южную часть полуострова Флерье и остров Кенгуру , простирающуюся на север до Ноарлунги. [ 16 ] [ 17 ] или даже река Торренс . [ 18 ] Это пересекается со значительной частью территории, на которую претендуют как Каурна, так и соседний Нгарринджери на востоке. Однако лингвистические данные свидетельствуют о том, что аборигены, с которыми полковник Лайт столкнулся в Рапид-Бей в 1836 году, говорили на языке каурна. [ 19 ] Этнографическое исследование Берндтов, проведенное в 1930-е годы, выявило шесть кланов нгарринджери, занимавших побережье от мыса Джервис до нескольких километров к югу от Аделаиды. Берндты утверждали, что кланы, возможно, расширились вдоль торговых путей, поскольку Каурна были лишены собственности колонистами. [ 17 ]

Основное присутствие Каурны находилось в Тарнданьянгге («место красных кенгуру») недалеко от реки Торренс и впадающих в нее ручьев, районе, который стал местом центра города Аделаиды . Люди Каурна также проживали в пригороде Бернсайда , и один из первых поселенцев деревни Бомонт так описывал местных жителей:

У каждого ручья и оврага по ночам можно было увидеть их кувшины и костры... часто от 500 до 600 человек разбивали лагеря в разных местах... некоторые позади Ботанического сада на берегу реки; некоторые в сторону хребтов; некоторые в овраге Водопада . [ 20 ]

Раскулачивание

[ редактировать ]

Хотя губернаторы Хиндмарш (1836–1838) и Голер (1838–1841) получили приказ распространить защиту британского закона на людей и их собственность, интересы колонистов стояли на первом месте; их политика «цивилизации» и «защиты» коренных народов, тем не менее, предполагала мирную передачу земли поселенцам. Вся земля была выставлена ​​на продажу и куплена поселенцами. [ 21 ]

Лютеранские . миссионеры Кристиан Тейхельманн и Кламор Шурманн изучили язык и культуру Каурны и смогли сообщить властям о своем исключительном владении землей, унаследованной по отцовской линии Гаулер зарезервировал несколько территорий для народа Каурна, но поселенцы выразили протест, и эти территории впоследствии были проданы или сданы в аренду. В течение десяти лет все земли Каурны и Раминджери были оккупированы европейцами. Дикая фауна исчезла, когда были введены европейские методы садоводства, а пасущиеся животные уничтожали луковицы, лилии и клубни, которые Каурна выращивали в пищу. Старейшины больше не имели власти; весь их образ жизни был подорван. [ 21 ]

Население

[ редактировать ]

1790–1860-е гг.

[ редактировать ]

До контакта с европейцами Каурна, возможно, насчитывала несколько тысяч человек, но к моменту официального основания колонии в 1836 году их число сократилось примерно до 700. [ 22 ] Первоначально контакты начались с приходом тюленеводов и китобоев в 1790-х годах. [ 22 ] Мореплаватели обосновались на острове Кенгуру еще в 1806 году и совершали набеги на материк в поисках женщин Каурна, как в поисках сексуальных возможностей, так и в поисках рабочей силы, которую они могли предоставить для снятия шкур с добычи тюленей. [ 9 ] Опасаясь европейцев из-за своего опыта общения с тюленями, каурна обычно держались в стороне, когда прибыли первые колонисты. [ 23 ] Время было важно. Лето было периодом, когда Каурна традиционно переселялись с равнин в предгорья, так что первоначальное заселение территории Аделаиды произошло без каких-либо конфликтов. [ 24 ]

Население снова резко сократилось после прибытия англо-европейских колониальных поселенцев под руководством губернатора Южной Австралии капитана Джона Хиндмарша в качестве главнокомандующего в декабре 1836 года в Холдфаст-Бэй (ныне Гленелг ). Согласно записи в Регистре Южной Австралии (30 января 1842 г.), население Каурны насчитывало около 650 человек. [ 25 ] В начале 1830-х годов (и, возможно, снова в 1889 году) их численность серьезно сократилась. [ 2 ] из-за эпидемии оспы , которая, как полагают, возникла в восточных штатах и ​​распространилась вдоль реки Мюррей , когда группы коренных народов торговали друг с другом. [ 26 ] Это разрушило их жизнь во всех смыслах. [ 2 ] Вспышка брюшного тифа, вызванная загрязнением европейцами реки Торренс , привела к многочисленным смертям и быстрому сокращению населения, хотя точные цифры не были зафиксированы. [ 26 ] Многие заразились другими болезнями, против которых у них не было иммунитета, такими как корь , коклюш , тиф , дизентерия и грипп. Группы утратили свою идентичность по мере слияния с другими, а народы Каурна и Раминджери сократились до очень немногих. [ 27 ] В 1840-х годах люди из реки Мюррей вторглись, похищая женщин и детей, в то время как правительство подавляло попытки Каурны самообороны. Некоторые Каурны двинулись на север, чтобы присоединиться к другим племенам. [ 28 ]

Комиссары по колонизации пообещали защитить аборигенов и их собственность, а также обеспечить их существование, образование и продвижение. [ 2 ] должность Защитника аборигенов с этой целью была создана . За Уильямом Вяттом последовало первое официальное назначение на эту роль Мэтью Мурхауса , который занимал этот пост с 1839 по 1856 год. В 1840 году он сообщил, что многие Каурны были дружелюбны и готовы помочь, и что к 1840 году около 150 человек хотя бы немного говорили по-английски. Многие мужчины Каурны, такие как Муллавиррабурка («Король Джон») и Кадлитпинна («Капитан Джек») помогали полиции и новым поселенцам, а также делились своим языком, культурой и верованиями с миссионерами. [ 29 ] Один из первых поселенцев в Марриэтвилле , Джордж Бранскилл , сообщил, что «местные негры» были безобидны, не воровали и быстро возвращали взятые взаймы вещи. [ 30 ] С обеих сторон было проявлено много доброй воли, но по мере того, как число поселенцев росло, их пьянство, насилие, эксплуатация и неспособность практиковать взаимность, ожидаемую в культуре аборигенов, испортили отношения. [ 31 ]

После нескольких инцидентов, связанных с казнями мужчин-аборигенов после убийств поселенцев, иногда на основании ненадежных доказательств, и закрывать глаза на насилие в отношении коренных народов, ситуация обострилась. Резня Марией потерпевших кораблекрушение на Куронге привела к дальнейшим ожесточенным столкновениям, и для защиты поселенцев были наложены суровые наказания. Миссионеры Тейхельманн и Шурманн, протектор Мурхаус и суб-протектор Эдвард Джон Эйр подвергли сомнению использование иностранного правового кодекса против коренных народов, а Мурхаус жаловался на враждебность полиции по отношению к аборигенам, но губернатор Джордж Грей стоял твердо, и военное положение. даже было введено где раньше было мало контактов с поселенцами. [ 32 ]

Мурхаус и Грей отказались от попыток поселить местных аборигенов в качестве фермеров и не одобряли поселение в Пирлтавардли . 1847 года Закон о бродяжничестве ограничил их свободное передвижение. [ 33 ] Тейхельманн пытался основать миссионерское поселение аборигенов в Хэппи-Вэлли , примерно в 20 километрах (12 миль) к югу от Аделаиды, но у него не было средств для развития собственности или превращения сельского хозяйства в жизнеспособный вариант для Каурны. [ 34 ] Многие жители Каурны работали на поселенцев, и о них хорошо думали, но работа была сезонной, вознаграждение было недостаточным, а работодатели не понимали их племенных обязанностей. Грей начал использовать пайки , чтобы поддерживать мир и убеждать людей отправлять своих детей в школу. [ 35 ]

По словам Мурхауса, к 1846 году «почти целые племена» исчезли. [ 36 ] и к 1850-м годам Каурны в районе Аделаиды осталось мало. В 1850 году дети (в основном из района реки Мюррей, но в том числе и несколько человек из Каурны) [ 37 ] ) в Туземной школе (которая находилась на Кинтор-авеню с 1846 года) были переведены в Пунинди Учебное заведение для коренных жителей недалеко от Порт-Линкольна , на полуострове Эйр , на расстоянии более 600 километров (370 миль). [ 38 ] Мурхаус ушел с поста протектора в 1856 году, а в 1857 году эта должность была упразднена. [ 39 ]

Жителям Каурны пришлось смириться с колониальным господством быстрее, чем в других регионах, и они в основном предпочли мирно сосуществовать с поселенцами. Большинство, однако, сопротивлялось «цивилизаторской» политике правительства и христианскому учению миссионеров. Будучи настолько малочисленными к 1850-м годам, некоторые из них были поглощены соседними группами Нарунгга или Нгарринджери , а некоторые женились на поселенцах. [ 27 ]

1860-е – настоящее время

[ редактировать ]

К 1860 году численность Каурна значительно превосходила численность колонистов, которых насчитывалось 117 727 человек. Взрослые также были переселены из города в такие места, как Виллунга , Пойнт-Макли и Пойнт-Пирс в 1860-х годах. В 1888 году немецкий миссионер сообщил, что «едва ли остался один». [ 27 ] Некоторые из народа Каурна, обосновавшиеся в Пойнт-Макли и Пойнт-Пирсе, вступали в брак с местными семьями, а чистокровные Каурна все еще жили в миссиях и были рассеяны по населенным районам в конце 19 века, несмотря на широко распространенное мнение, что «племя Аделаиды» было вымерли к 1870-м годам. [ 40 ]

Пайки продолжали поставляться в Аделаиду ​​и со складов пайков в стране. Хотя должность протектора была восстановлена ​​в 1861 году, правительство не играло активной роли в делах аборигенов, оставив их благополучие миссионерам. Специальный комитет сообщил, что раса обречена на вымирание. Некоторые аборигены (Каурна и другие) передвигались и иногда посещали город, разбивая лагерь в Ботаническом парке , который тогда назывался Полицейскими загонами. В 1874 году 18 мужчин и женщин были арестованы и обвинены как «бродяги» и после 14-дневного заключения были отправлены обратно в Гулву и Миланг . Бои между полицией и аналогичными группировками продолжались десятилетиями. [ 41 ]

В книгах по истории Аделаиды в значительной степени игнорируется присутствие аборигенов, а Уомаделаиду ​​каждый год проводят в Ботаническом парке без упоминания о стоянках аборигенов 150 лет назад на той же земле. Существует традиция исполнения корробори и танцев, восходящая к 1840-м годам, в том числе «Большое корробори» на Аделаидском овале в 1885 году и корробори на пляжах Гленелг и Хенли-Бич на рубеже веков. Это огромное упущение в учебниках истории было описано антропологом В. Э. Стеннером как «стратегическое забвение» . [ 42 ]

Последний выживший человек полного происхождения Каурны, женщина по имени Ивариджи (Амелия Тейлор или Амелия Сэвидж). [ 43 ] ) умер в 1929 году. [ 44 ] [ а ] Она родилась в Порт-Аделаиде в конце 1840-х годов. На языке каурна ее имя означает «нежный, туманный дождь». Ее отец, Итьямай-итпина , известный как «Родни», был одним из лидеров Каурны и занимал видное место в рассказах первых поселенцев. [ 43 ] Она отвечала за определение мест, имеющих культурное значение в городе, таких как озеро в ботаническом саду Аделаиды и площадь Виктория/Тарнданьянгга , а площадь Уитмор получила ее имя в честь предыдущего занятия этой земли народом Каурна. [ 45 ]

Родное название

[ редактировать ]

В отличие от остальной части Австралии, Южная Австралия не считалась terra nullius . Принятие Закона о Южной Австралии 1834 года , который позволил создать провинцию Южная Австралия, признало право собственности аборигенов и заявило, что не могут быть предприняты никакие действия, которые «затронули бы права любых аборигенов, уроженцев указанной провинции, на фактическое занятие и пользование». в их личном лице или в лице их потомков на любой земле, находящейся на ней, которая в настоящее время фактически занята или которой пользуются такие туземцы». Хотя Закон гарантировал коренным жителям права на землю в силу закона, он был проигнорирован властями Южно-Австралийской компании и скваттерами, которые истолковали Закон как означающий «постоянно оккупированные». [ 46 ] [ 47 ]

В 2000 году группа под названием Kaurna Yerta Corporation [ 48 ] подал иск о праве коренных жителей от имени народа Каурна. Иск охватывает более 8000 квадратных километров (3100 квадратных миль) земли, простирающейся от мыса Джервис до Порт-Бротона , включая всю столичную территорию Аделаиды . [ 49 ] Народ Раминджери оспорил южную часть первоначального требования. [ 18 ] В марте 2018 года решение было принято, и Каурна были официально признаны традиционными владельцами земель от «Мипонги до Нижнего Света». Соглашение о землепользовании этой территории коренными народами было заключено 19 ноября 2018 года. [ 50 ] Соглашение было заключено между правительством Южной Австралии , федеральным правительством и народом Каурна, с официальным признанием после решения Федерального суда , через 18 лет после вынесения. Это была первая заявка на первое соглашение о землепользовании, заключенная в любой столице Австралии. Права охватывают всю столичную территорию Аделаиды и включают «17 участков незастроенной земли, не находящихся в собственности». Часть земли принадлежит Короне , часть принадлежит правительству штата, а часть является частной землей, принадлежащей корпорациям. Судья Дебра Мортимер заявила, что это будет «первый раз в Австралии, когда [будет] положительный результат в области определения (местного титула)». [ 51 ] [ 52 ]

В 2009 году группа Encompass Technology [ 53 ] написал губернатору Южной Австралии от имени народа Каурна, заявляя о суверенитете над руинами Мраморного холма на Аделаидских холмах и Культурным центром Варрипаринга Ливинг Каурна в Марионе и утверждая, что им задолжали почти 50 миллионов долларов за аренду. [ 53 ] Правительство Южной Австралии отклонило это требование. [ 54 ]

Культура

[ редактировать ]

Народ Каурна представлял собой общество охотников-собирателей , менявших жилища в зависимости от климатических условий: летом они разбивали лагерь возле прибрежных источников, ловя малловей . С наступлением зимы они удалялись в леса, часто используя выдолбленные опавшие красные камеди вдоль ручьев и отростки коры в качестве убежищ. [ 55 ] Внезапные ливни могли потушить пожары, поддержание которых было делом старух, со смертельными последствиями. Временами им приходилось навязываться презираемым в других отношениях племенам, таким как нгаяванг и нгангуруку, чтобы торговать такими товарами, как плащи, кварцевые кремни и красная охра, чтобы получить огненные палочки. [ 56 ]

Среди их обычаев была практика выращивания огненных палок (намеренно зажигаемых лесных костров для охотничьих целей) на Аделаидских холмах , которые первые европейские поселенцы заметили до того, как Каурна были перемещены. Эти пожары были частью процесса расчистки кустарников, чтобы стимулировать рост травы для эму и кенгуру . [ 57 ] Эта традиция привела к конфликту с колонистами, поскольку пожары наносили значительный ущерб сельскохозяйственным угодьям. В официальном отчете майор Томас О'Халлоран утверждал, что Каурна также использовала это как оружие против колонистов, разжигая костры для намеренного разрушения заборов, геодезических колышков и разгона скота. леса предгорий Из-за этих регулярных пожаров к моменту прибытия первых европейцев первоначальные волокнистые были в значительной степени заменены лугами. С конца 1960-х годов ограничения на подразделение и застройку предгорий позволили восстановить местные деревья и кустарники до «естественного» состояния, которого не было бы во времена европейской оккупации. [ 58 ]

Артефакты

[ редактировать ]

Предметы материальной культуры Каурны, такие как традиционные предметы, копья, бумеранги, сети и т. д., встречаются крайне редко. Интерес к коллекционированию и сохранению культуры Каурна не был обычным явлением до тех пор, пока их демонстрация на Парижской выставке 1889 года не стимулировала интерес к культуре коренных народов, и к тому времени традиционная культура Каурна уже не практиковалась. Многие сотни предметов были отправлены на парижскую выставку и так и не были возвращены в Австралию. [ нужна ссылка ]

Коллекция Каурны, хранящаяся в Южно-Австралийском музее, насчитывает всего 48 предметов. [ когда? ] В сентябре 2002 года Культурный центр «Живая Каурна» был открыт в Варрипаринга в южном пригороде Аделаиды.

Племенная организация

[ редактировать ]

Люди Каурна жили семейными группами, называемыми бандами, которые жили на определенных территориях, называемых панкарра , которые «передавались» от отца к сыну после его посвящения. Пангкарра всегда имела доступ к береговой линии и простиралась вглубь страны. Береговая линия была необходима для охоты за морепродуктами, а внутренние территории обеспечивали людей едой, одеждой и защитой во время непогоды. Панкарра также были сгруппированы в более крупные участки земли, называемые йерта . [ б ]

Поскольку все члены банды были родственниками, брак между мужчиной и женщиной внутри одной банды был запрещен. Группы были патрилинейными и патрилокальными : женщина всегда жила с группой своего мужа после замужества. Каждая группа также состояла из двух экзогамных группировок , Каруру и Маттари, которые прослеживали свое происхождение по материнской линии от наследственного тотемного существа. Все дети в браке получали часть своей матери, поскольку считалось, что дети «унаследовали» свою «плоть и кровь» только от своих матерей. Брак внутри одной фратрии был запрещен. [ 59 ] Девочки выходили замуж в период полового созревания , обычно около 12 лет. И наоборот, мужчинам разрешалось вступать в брак только после 25 лет. [ 60 ]

Сексуальные отношения были относительно свободными и раскованными, независимо от семейного положения. Собственность Каурны была общинной; репродуктивные органы не отличались от любой другой формы собственности, и поэтому прелюбодеяние было практически повсеместным. Визит мужчин из далеких племен рассматривался как хорошая возможность пополнить генофонд . практика милла мангконди , или кражи жены . По той же причине была распространена [ с ] Хотя некоторые жертвы ненавидели этот обычай, поскольку браки по расчету были нормой, некоторые женщины видели в нем возможность выбирать себе партнеров и активно поощряли предпочтительного поклонника; Говорят, что все группы Каурны регулярно занимались этой практикой. [ 61 ]

Обряды и мифология

[ редактировать ]

Об обрядах и мифологии Каурны известно очень мало, поскольку колониальные письменные записи фрагментарны и редки. Физически каурна практиковали скарификацию груди и проводили обрезание инициации в качестве обряда и были самой южной языковой группой коренных народов, делавшей это. Водопад-Галли был связан с обрядами инициации. [ 62 ]

Исторические сведения об обрядах погребения Каурны ненадежны, поскольку считалось, что любое собрание Каурны предназначалось для похорон. Как только человек умирал, его тело заворачивали в одежду, которую он носил при жизни. Затем тело положили на виралли (скрещенные палки, образующие радиусы круга), и было проведено расследование для определения причины смерти. Затем тело было похоронено. Детей до четырех лет не хоронили в течение нескольких месяцев, их днем ​​заворачивали и несли матери, а ночью использовали сверток в качестве подушки. [ 63 ] Захоронение у водоемов было обычным явлением с использованием песчаных пляжей, песчаных дюн и берегов рек. Большое количество могил было обнаружено на пляже Гленелг и в порту Ноарлунга . [ 64 ] Аналогичным образом было обнаружено необычно сложное захоронение в Конгаратти. Могила имела прямоугольную форму и была выложена сланцем , основание также было выложено шифером, покрытым травяным покровом. Пожилая женщина лежала на боку, закутанная в рыболовную сеть и закутанная в плащ из шкуры кенгуру. Могила была покрыта слоем травы, покрытой морскими губками. [ 64 ]

Подобно легенде о снах Перамангков , Каурна считают 35 миль от горных хребтов до Нуриотпы телом гиганта по имени Нганно (часто произносится как Нуну), который был убит там после нападения на их племя. Вершины гор Лофти-Рейнджс и горы Бонитон — это юрейдла (сохранившийся в топониме Урайдла ), а именно его «два уха». [ 65 ] Есть и другие традиционные истории, связанные с двумя вершинами — горой Лофти и горой Бонитон: одна история касается двух мужчин, а другая относится к двум группам групп Каурны. [ 66 ] Общая тема этих историй, связанных с двумя вершинами, — это важность сообщества и идея бескорыстия как практики, поддерживающей сообщество.

Легенда, по-разному пересказанная Унайпоном и Милерумом, касается культурного героя по имени Тджильбруке. [ 67 ] имеет топографические особенности, позволяющие отнести его к территории Каурны. В версии Тиндейла Тжилбруке ассоциируется с блестящим ибисом ; название на самом деле относится к синему журавлю . [ 68 ] «Следы снов Тильбрюка» были нанесены на карту в районе Бедфорд-парка ( Варрипаринга ), вниз по полуострову Флерье , и были предприняты усилия, чтобы сохранить и увековечить их память, где это возможно. [ 69 ]

Мунайтерло — древнее существо, создавшее Луну и звезды, прежде чем стать Солнцем. слово Мунайтерло Тейхельман считал, что также относится к самому Времени снов Каурны . Мифологию Мура-Мура, древних существ, которые создали особенности ландшафта, ввели законы и инициацию, можно найти на юго-западе Квинсленда , Северной территории и в хребтах Флиндерс вплоть до полуострова Эйр в Южной Австралии. Поскольку известно, что Каурны разделяли с этими народами общее сновидение, вполне вероятно, что они разделяли и Мура-Мура. Напротив, путешествия Тжилбрюка хорошо известны из Нормана Тиндейла . исследований [ 64 ]

Времена года

[ редактировать ]

Сезонный календарь Каурны разделен на четыре сезона, примерно эквивалентных лету, осени, зиме и весне: [ 70 ]

  • Варлтати, жаркий сезон, с января по март ( варлта = жарко, жара и тепло)
  • Парнати, сезон ветров, с апреля по июнь ( waitpi = ветрено).
  • Кудлила, сезон дождей, с июля по сентябрь ( кудлинти = мыть землю).
  • Вирлтуту, мягкий теплый сезон с октября по декабрь (обозначается положением вирлту , созвездия орлиной стопы или Южного Креста на небе)

Культурное возрождение

[ редактировать ]

Начиная с 1970-х годов, ряд старейшин и общественных лидеров возглавили культурное возрождение и были ответственны за внедрение взглядов Каурны в образовательную программу ЮАР, создание « Тропы сновидений Тджильбруке» и других инициатив. В число этих людей входили Льюис О'Брайен , Глэдис Элфик , Алития (Элис) Ригни и Джорджина Уильямс из Южно-Австралийского музея . Большая часть учебной программы по изучению аборигенов основана на книге «Люди Каурна» (1989). [ 71 ] Многие люди Каурна выросли в Буккиане (миссия Пойнт-Пирс) и Рауккане (миссия Маклея), испытали на себе некоторые аспекты культуры Нарунгги и Нгарринджери и постепенно начали восстанавливать навыки Каурны и истории сновидений. [ 72 ]

Организации

[ редактировать ]

Ассоциация сообщества аборигенов и наследия Каурны ( КАЧА ) признана представительным органом всего народа Каурна. Начав свою деятельность как Комитет по движению Тджилбруке, базирующийся в Южно-Австралийском музее, он был переименован в Комитет по наследию Каурны, а затем превратился в КАЧА, который охватывает более широкие вопросы, чем проблемы культурного наследия , включая восстановление языка и культуры. [ 72 ]

Корпорация аборигенов Каурна Йерта представляет народ Каурна и участвовала в создании мемориального парка и места захоронения Вангаярта в 2021 году. [ 73 ]

В Южной Австралии есть как минимум две группы традиционных танцоров Каурны:

Топонимы Каурны

[ редактировать ]
Название реки Онкапаринга (на фото) происходит от языка каурна.

Многие места вокруг Аделаиды и полуострова Флерье имеют названия, которые прямо или частично происходят от топонимов Каурны, таких как Ковандилья , Алдинга , Мориальта и Мунно Пара . Некоторые из них были названиями племен Каурна, живших там. Есть также несколько имен Каурны, гибридизированных с европейскими словами. [ 81 ]

В 1997 году городской совет Аделаиды начал процесс присвоения двойных названий всем городским площадям, каждый из парков которых образует парковые зоны , окружающие центр города Аделаида и Северную Аделаиду , а также другие места, имеющие значение для народа Каурна. [ 82 ] Процесс наименования, в результате которого каждому месту было присвоено дополнительное название на языке каурна, в основном был завершен в 2003 году. [ 83 ] и переименование 39 объектов, завершенное и одобренное советом в 2012 году. [ 84 ]

Альтернативные названия

[ редактировать ]
  • «Племя Аделаиды»
  • Курна
  • Джайтджавар:а («наш собственный язык»)
  • Углы
  • Курумидланта ( термин Пангкала , букв. «Злые духи»)
  • Медайнди (орда, живущая недалеко от Гленелга), Медайнди
  • Мельюрна . («сварливые люди», также употребляемые в отношении северных орд Каурны)
  • Мерельде ( термин Раминджери чаще всего применяется к Перамангку, но также и к Каурне) [ 25 ]
  • Мерилдекальд ( термин Танганекалда, также широко обозначающий Перамангк )
  • Мэйу ( меджу = мужчина)
  • Мидланта ( экзоним Каурны в Панкала)
  • Милипитингара
  • Нантувара («говорящие на кенгуру», применительно к северным ордам )
  • Нантувару
  • Нганавара
  • Паднаинди (имя орды), Паднаинди
  • Вакануван ( термин Джарилдекалда для обозначения Каурны, а также других племен, таких как нгаяванг )
  • Варра (означает «речь», название языка), Варра, Карнуварра («язык холмов», северный диалект, предположительно диалект Порт-Уэйкфилда)
  • Виднинга ( термин Нгаджури применяется к Каурне из Порт-Уэйкфилда и Бакленд-парка )
  • Винаини (орда к северу от Голера )
  • Уиннэйн

Репатриация останков

[ редактировать ]

1 августа 2019 года останки 11 жителей Каурны были преданы земле на церемонии, которую возглавил старейшина Джеффри Ньючерч в прибрежном заповеднике Кингстон-Парк , к югу от Аделаиды . Джон Карти, руководитель отдела гуманитарных наук Южно-Австралийского музея , сказал, что музей «увлечён» работой с народом Каурна по репатриации их предков , а также будет помогать просвещать сообщество о том, что это значит для аборигенов. Музей продолжает получать останки аборигенов из зарубежных музеев в дополнение к уже имеющимся у него большому количеству останков. Хотя многие из этих останков предков могут быть возвращены в страну своими семьями, кем были многие из этих людей, неизвестно. Из-за большого количества останков, которые продолжают расти и многие из которых неизвестны, необходимо было найти способ вернуть этих предков в страну, например, создать мемориальный парк. [ 85 ]

площадью 2 га (4,9 акра) В 2021 году на кладбище было построено новое место захоронения для размещения репатриированных останков народа Каурна, называемого Вангаярта , в Южном Эванстоне . Он был разработан группой, в которую входили старейшины дядя Джеффри Ньючерч, тетя Хизер Агиус, дядя майор «Муги» Самнер и многие другие, и был поддержан Корпорацией аборигенов Каурна Йерта. [ 86 ] Мемориал имеет форму щита Каурна, призванного защитить похороненных здесь предков. [ 87 ]

В ноябре 2021 года Южно-Австралийский музей извинился перед народом Каурна за то, что за последние 165 лет удерживал 4600 останков аборигенов, и похоронил на этом месте первые 100 останков их предков. [ 87 ] Второй раунд захоронений состоялся в июне 2022 года. [ 88 ]

Известные люди

[ редактировать ]

Джек Бакскин

[ редактировать ]

Джек Каня Куднуитя Бакскин (родился около 1986 г.) [ 74 ] Каурна / Нарунгга ), человек [ 89 ] также известный как Винсент Бакскин, который был признан молодым австралийцем года в Южной Австралии в 2011 году, является учителем языка и культуры Каурна. [ 80 ]

Толчком к его работе послужил тот момент, когда ему было всего 19 лет, и, став вторым в своей семье, закончившим 12-й класс и поступившим в университет, он получил известие о том, что его сестра Мэри, переехавшая в Дарвин , покончила жизнь самоубийством. Дядя Стиви Голдсмит (см. ниже) пригласил его присоединиться к танцевальной группе «Тайкуртинна», чтобы поднять ему настроение, и он впервые танцевал публично на Festival Plaza , снявшись в болливудском фильме « История любви 2050» . [ 74 ] С тех пор в 2008 году он основал свою собственную традиционную танцевальную группу «Кума Карро» («Одна кровь»), которая выступала на национальном и международном уровне. [ 79 ] и преподавал танцы в школе Kaurna Plains . [ 80 ] С тех пор Кума-Каару превратился в центр многих местных культурных услуг аборигенов. [ 90 ] в нем работают 12 человек, которые стремятся обучать как аборигенов, так и неаборигенов языку и культурному разнообразию аборигенов. Они работают со школами, South Australian Music Awards , Sydney Swans и многими другими. [ 91 ]

Бакскин преподавал язык каурна в Варрипаринге через языковую школу; в средней школе Солсбери ; Школа Каурна-Плейнс , Средняя школа Ле Февр ; и в средней школе Аделаиды . Он работает с Робом Эмери над возрождением языка в Университете Аделаиды. [ 79 ]

, снятый Диланом Ривером и Глинном Макдональдом, изображающий взаимодействие Бакскина со своим языком и культурой, Документальный фильм под названием Buckskin был выпущен в 2013 году. [ 92 ] [ 93 ] и доступен на канале SBS on Demand . [ 94 ] В 2018 году город Порт-Аделаида-Энфилд удостоил его награды. [ 79 ]

В 2020 году он поставил «Добро пожаловать в страну Каурны» для сериала онлайн-театра «Декамерон 2.0 » во время пандемии COVID-19 и сыграл в этом сериале одноактную пьесу Алексиса Уэста. [ 95 ] [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ]

По состоянию на 2023 год Бакскин работает в колледже аборигенов Тауонди в Порт-Аделаиде . консультантом и наставником [ 89 ] и его часто призывают исполнять «Добро пожаловать в страну» . У него и его партнера Кхесанха, с которым он познакомился, когда оба учились в средней школе Солсбери , трое детей, которые научились говорить на языке каурна дома. [ 74 ]

дядя Стиви Голдсмит

[ редактировать ]

Стивен «Гадлабарти» Голдсмит (умер в июле 2017 г.), известный как дядя Стиви, — житель Каурны, Нарунгги и Нгарринджери . [ 99 ] был уважаемым советником по культуре. Он работал в центре возрождения языка Каурна при Университете Аделаиды , Каурна Варра Пинтьянти (KWP), и консультировал Южно-Австралийский музей и Художественную галерею Южной Австралии .

Дядя Стиви основал группу «Тайкуртинна» (что означает «семья») и танцевал с ней и был опытным игроком на йидаки . Его часто приглашали доставить приветствия в страну , в том числе на WOMADelaide и других WOMAD за рубежом. фестивалях [ 75 ] Он также выступал на телевидении и на сцене, в том числе в на фестивале в Аделаиде постановке «Тайной реки» , и появлялся во многих рекламных объявлениях. [ 77 ]

После его смерти Роб Амери , глава KWP, написал на своей штабной веб-странице: «Это была большая потеря для команды, которая во многом полагалась на Стива – образца для подражания, наставника, Курраку в кукольном спектакле Пирлтавардли, исполнителя, редактор-оператор, советник по культуре и т. д.». [ 100 ]

Голдсмит был удостоен награды лорд-мэра Аделаиды NAIDOC в 2017 году был и удостоен награды «Старейшина года». Он был фанатом команды Adelaide Crows AFL, и после его смерти команда носила черные повязки на игре Showdown . [ 75 ] В 2018 году в его честь в рамках Ruby Awards была учреждена награда — The Stevie Gadlabarti Goldsmith Memorial Award. [ 101 ] [ 102 ] Майор Муги Самнер получил первую награду. [ 103 ] «Класс дяди Стиви» продолжается в KidZone на WOMADelaide. [ 99 ] «Портрет Стивена Голдсмита» — это фреска на Райт-стрит , в центре Аделаиды выполненная Джимми С. (Джеймсом Кокраном) совместно с Элизабет Клоуз и написанная в 2018 году. Сын дяди Стиви Джейми — известный йидаки-игрок и танцор группы «Тайкуртинна», который также был удостоен фрески, написанной Джимми Си на Фрэнкс-лейн. [ 77 ] [ 78 ]

Другие известные люди Каурны

[ редактировать ]

Дядя майор «Муги» Самнер А.М. — широко уважаемый старейшина Нгарринджери и Каурны. [ 104 ] который в основном работает над развитием культуры Нгарринджери. [ 105 ]

Среди других известных людей Каурны:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Тиндейл ошибочно указывает дату своей смерти в 1931 году ( Тиндейл 1974 , стр. 133, 213), ошибка, которая распространялась в других источниках.
  2. ^ yerta означает («земля, почва, почва, страна») и считался Таплином эквивалентом слова ruwe в Нгарринджери . Другое слово Каурна, панкарра, определенно подразумевает владение землей ( Амери 2016 , стр. 116).
  3. ^ Милла мангконди. Милла: существительное, обозначающее насилие или силу. Мангконди: глагол, означающий прикоснуться или схватить женщину, точнее молодую женщину.
  1. ^ Росс 1984 , с. 5.
  2. ^ Jump up to: а б с д Локвуд 2017 , с. 65.
  3. ^ Jump up to: а б Эмери 2016 , с. 3.
  4. ^ Телфер и Мэлоун, 2012 .
  5. ^ Чарльз Стюарт: Каурна .
  6. ^ Город Аделаида 2020 .
  7. ^ Тиндейл 1974 , с. 133.
  8. ^ Клендон 2015 , с. 2.
  9. ^ Jump up to: а б Эмери 2016 , с. 57.
  10. ^ Эмери 2016 , стр. 61, 93.
  11. ^ Эмери 2016 , стр. 64–65.
  12. ^ Эймери 2016 , с. 65.
  13. ^ Харрис 2014 .
  14. ^ Эмери 2016 , стр. 66–68, 86.
  15. ^ Эймери 2016 , с. 86.
  16. ^ Эймери 2016 , с. 4.
  17. ^ Jump up to: а б Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , с. 312.
  18. ^ Jump up to: а б Уитли 2009 .
  19. ^ Эймери 2016 , с. 5.
  20. ^ Уорбертон 1981 , с. хв.
  21. ^ Jump up to: а б Локвуд 2017 , с. 67.
  22. ^ Jump up to: а б Локвуд 2017 , с. 66.
  23. ^ Эймери 2016 , с. 59.
  24. ^ Дженкин 1979 , с. 32.
  25. ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 .
  26. ^ Jump up to: а б Эмери 2016 , с. 74.
  27. ^ Jump up to: а б с Локвуд 2017 , стр. 65, 66.
  28. ^ Локвуд 2017 , с. 68.
  29. ^ Локвуд 2017 , стр. 68–69.
  30. ^ Браун 1989 , стр. 24–28.
  31. ^ Локвуд 2017 , с. 69.
  32. ^ Локвуд 2017 , стр. 70–71.
  33. ^ Локвуд 2017 , с. 71.
  34. ^ Локвуд 2017 , с. 73.
  35. ^ Локвуд 2017 , стр. 74–5.
  36. ^ Локвуд 2017 , с. 81.
  37. ^ Локвуд 2017 , с. 77.
  38. ^ О'Брайен и Пол 2013 .
  39. ^ Гара 2017 , с. 86.
  40. ^ Гара 2017 , стр. 86–87.
  41. ^ Гара 2017 , стр. пп=86–87.
  42. ^ Гара 2017 , стр. 104–105.
  43. ^ Jump up to: а б Гара 1990 , с. 64.
  44. ^ Эймери 2016 , с. 1.
  45. ^ Уитмор .
  46. ^ Ассоциация земель и наследия Нгаджури Валпа Юри nd .
  47. ^ Парламент Южной Австралии, 2006 г.
  48. ^ Холдфаст Бэй 2003 .
  49. ^ ННТТ 2000 .
  50. ^ ННТТ 2018 .
  51. ^ Ричардс 2018 .
  52. ^ Ричардс 2020 .
  53. ^ Jump up to: а б newsmaker.com.au 2009 .
  54. ^ Новости ABC 2009 .
  55. ^ Тиндейл 1974 , с. 71.
  56. ^ Тиндейл 1974 , с. 73.
  57. ^ Архивная копия .
  58. ^ Смит, Пейт и Мартин 2006 .
  59. ^ Росс 1984 , стр. 3–5.
  60. ^ «Брак в традиционных обществах аборигенов» . АЛРК . Проверено 16 марта 2022 г.
  61. ^ Монгер, Джордж. Брачные обычаи мира: от хны до медового месяца . п. 3.
  62. ^ Росс 1984 , с. 3.
  63. ^ Аборигены и исторические места вокруг столичного Аделаиды и южного побережья с. 8 (Тиндейл, 1936)
  64. ^ Jump up to: а б с Аборигены и исторические места вокруг столичной Аделаиды и южного побережья с. 7
  65. ^ Тиндейл 1974 , с. 64.
  66. ^ «Перамангк Социальная история аборигенов южных гор Лофти-Рейнджс (2011)» (PDF) . Фасай на Deviantart . Проверено 29 марта 2022 г.
  67. ^ Тиндейл 1987 , стр. 5–13.
  68. ^ Эймери 2016 , с. 115.
  69. ^ каурнакультура .
  70. ^ «Календарь Каурна» . Местные знания о погоде . Бюро метеорологии . Проверено 21 октября 2021 г.
  71. ^ ED.oSA 1989 .
  72. ^ Jump up to: а б Эмери, 2016 г. , стр. 12–14.
  73. ^ Скуиньш, Анжела; Фон Эйнем, Джонни (13 декабря 2021 г.). «Вес Вангаярты» . Городской маг . Проверено 9 июля 2022 г.
  74. ^ Jump up to: а б с д и Уиллис, Белинда (14 ноября 2023 г.). «Бакскин борется с нежелательными словами в своей стране» . InDaily . Проверено 19 ноября 2023 г.
  75. ^ Jump up to: а б с «Уход Стиви Голдсмита» . Родное название SA . 30 августа 2017 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
  76. ^ «Каурна Добро пожаловать» . WOMADelaide 2022 . 13 марта 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
  77. ^ Jump up to: а б с «Работа Стиви Голдсмита как культурного педагога запечатлена на фреске Джимми С. Элизабет Клоуз в городе Аделаида» . Аделаида, Аризона . Проверено 20 ноября 2023 г.
  78. ^ Jump up to: а б «Времена года // Коллектив Bowerbird» . Камерная музыка Аделаида . 26 сентября 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
  79. ^ Jump up to: а б с д «Возрождение Каурны, языка равнин Аделаиды» . Выпускники и пожертвования . Проверено 20 ноября 2023 г.
  80. ^ Jump up to: а б с «Винсент Бакскин» . Австралиец года . 2011 . Проверено 19 ноября 2023 г.
  81. ^ Эмери и Бакскин 2009 .
  82. ^ Инициативы по присвоению географических названий .
  83. ^ Значения географических названий .
  84. ^ Каурна топонимия .
  85. ^ Саттон 2019 .
  86. ^ Скуиньш, Анжела; Фон Эйнем, Джонни (13 декабря 2021 г.). «Вес Вангаярты» . Городской маг . Проверено 9 июля 2022 г.
  87. ^ Jump up to: а б Маллинз, Сара (7 декабря 2021 г.). «Музей ЮАР приносит извинения за хранение 4600 останков аборигенов в качестве первых репатриантов, захороненных в стране» . Австралия: Новости ABC . Проверено 29 декабря 2021 г.
  88. ^ Фон Эйнем, Джонни (30 июня 2022 г.). « 'Проще никогда не станет, брат': перезахоронения в Вангаярте продолжаются» . СитиМаг . Проверено 9 июля 2022 г.
  89. ^ Jump up to: а б «Джек Каня Куднуитя Бакскин» . Симфонический оркестр Аделаиды .
  90. ^ "О нас" . Кума Каару . 15 февраля 2023 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
  91. ^ «Наша команда» . Кума Каару . 15 февраля 2023 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
  92. ^ «Бакскин» . Национальный архив кино и звука Австралии . Проверено 23 августа 2024 г.
  93. ^ «Бакскин» . Экран Австралия . Проверено 23 августа 2024 г.
  94. ^ «Бакскин» . SBS по требованию . 2 июля 2021 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
  95. ^ «Декамерон 2.0» . Государственная театральная труппа Южной Австралии . 26 мая 2022 г. Проверено 24 июля 2023 г.
  96. ^ Грбек, Моник (20 августа 2020 г.). «Декамерон 2.0: Наследие жертвоприношения» . Выступление свидетеля – Представление.Обсуждение.Сообщество . Проверено 20 ноября 2023 г.
  97. ^ «Декамерон 2.0 (Эпизод первый: Те, кто приносит жертвы)» . Сценический шепот . 10 июля 2020 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
  98. ^ Харрис, Самела . «Декамерон 2.0 Часть 2» . Обзор босиком . Проверено 20 ноября 2023 г.
  99. ^ Jump up to: а б «Добро пожаловать в страну» . WOMADelaide . Проверено 20 ноября 2023 г.
  100. ^ «Доцент Роб Эмери» . Университета Аделаиды Справочник сотрудников . Проверено 14 декабря 2023 г.
  101. ^ Педди, Клэр (3 ноября 2018 г.). «Представляем Мемориальную премию Стиви «Гадлабарти» Голдсмита, новинку Ruby Awards 2018» . Рекламодатель (Аделаида) . Проверено 8 ноября 2023 г.
  102. ^ «Рубиновая премия» . Департамент Премьера и Кабинета министров . 8 ноября 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
  103. ^ «Рубиновая премия 2018» . Департамент Премьера и Кабинета министров . 26 июня 2019 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
  104. ^ «Кинофестиваль в Аделаиде 2023 привлечет внимание к фильмам, снятым в ЮАР» . САФК . 20 октября 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
  105. ^ «Майор Муги Самнер AM» . Награды SA в области окружающей среды . 1 августа 2018 года . Проверено 20 ноября 2023 г.
  106. ^ «Знак уважения Джорджине Уильямс» . Онкапаринга сейчас . 28 апреля 2021 г. Проверено 20 ноября 2023 г. На важной церемонии также было отмечено 50 лет работы и активности, которые старшая женщина Каурна Меюнна Джорджина Уильямс посвятила своему народу, своей культуре и более широкому сообществу Онкапаринга.
  107. ^ «Джорджина Уильямс» . Город Порт-Аделаида-Энфилд . 11 апреля 2023 г. Проверено 20 ноября 2023 г.
  108. ^ Мэлоун, Гэвин (10 мая 2007 г.). «Способы принадлежности: примирение и культурные маркеры коренных народов общественного пространства Аделаиды». Географические исследования . 45 (2). Уайли: 158–166. дои : 10.1111/j.1745-5871.2007.00445.x . ISSN   1745-5863 .
  109. ^ Стратхерн, Пери (6 июля 2021 г.). «Старейшина Нгарринджери майор Муги Самнер выигрывает награду Недели NAIDOC» . Новости Мюррей-Бридж . Проверено 20 октября 2022 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a84ab1484fe78a6cfc9a63814eb08aa7__1724384580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/a7/a84ab1484fe78a6cfc9a63814eb08aa7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kaurna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)