Диджериду
Другие имена | Диджериду, йидаки , мандапул , мако и т. д. |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 423.121.11 с выдувным концом (прямая трубчатая натуральная труба без мундштука) |
Диапазон игры | |
Письменный диапазон: фундаментальный, обычно от A2 до G3. |
Диджериду диджериду ( / ˌ d ɪ dʒ ər i ˈ d uː / ; также пишется , на котором , среди других вариантов) — духовой инструмент играют вибрирующими губами для создания непрерывного гудения при использовании специальной техники дыхания, называемой круговым дыханием . Диджериду был разработан аборигенами северной Австралии по крайней мере 1000 лет назад и сейчас используется во всем мире, хотя до сих пор наиболее тесно связан с музыкой коренных народов Австралии . На языках йолу коренных жителей северо-восточного Арнемленда инструмент называется йидаки , а в последнее время некоторые называют мандапул . На языке бининь кунвок Западного Арнемленда он известен как мако . [1]
Диджериду обычно имеет цилиндрическую или коническую форму и может иметь длину от 1 до 3 м (от 3 до 10 футов). Большинство из них имеют длину около 1,2 м (4 фута). Как правило, чем длиннее инструмент, тем ниже его высота или тональность. Расклешенные инструменты играют более высокую высоту, чем нерасширенные инструменты той же длины.
История
[ редактировать ]Достоверных источников точного возраста диджериду нет. Археологические исследования показывают, что жители региона Какаду в Северной Австралии использовали диджериду менее 1000 лет, основываясь на датировке наскальных рисунков. [2] Четкая наскальная живопись в Гинга Варделиррменг, на северной окраине плато Арнемленд , пресноводного периода. [3] (это началось 1500 лет назад) [4] изображен игрок на диджериду и два певца, участвующие в церемонии Убарра. [5] Таким образом, считается, что он был разработан аборигенами северной Австралии, возможно, в Арнемленде .
Т. Б. Уилсона» «Рассказ о кругосветном путешествии (1835 г.) включает рисунок аборигена из залива Раффлз на полуострове Кобург (около 350 километров (220 миль) к востоку от Дарвина ), играющего на этом инструменте. Другие видели в том же районе такой инструмент, сделанный из бамбука и длиной около 3 футов (0,9 м). В 1893 году английский палеонтолог Роберт Этеридж-младший наблюдал использование «трех очень любопытных труб», сделанных из бамбука, в северной Австралии. росли два местных вида бамбука В то время вдоль реки Аделаида на Северной территории ». [6]
По словам А. П. Элкина , в 1938 году инструмент был «известен только в восточной части Кимберли [регион в Западной Австралии] и северной трети Северной территории ». [7]
Этимология
[ редактировать ]Название диджериду не имеет лингвистического происхождения от аборигенов Австралии и считается звукоподражательным словом. Самые ранние упоминания этого слова в печати включают издание Hamilton Spectator 1908 года, в котором упоминается « дид-гери-до» (полый бамбук)». [8] издание The Northern Territory Times and Gazette 1914 года , [9] и выпуск Smith's Weekly за 1919 год , в котором он упоминался как «диджерри» и, как говорилось, издавал звук «диджерри, диджерри, диджерри и так далее до бесконечности». [10]
Альтернативное объяснение, согласно которому диджериду является искажением ирландской шотландского фразы dúdaire dubh или гэльского dùdaire dúth , является спорным. [11] Ирландский dúdaire или dúidire и шотландский гэльский dùdaire — существительные, которые, в зависимости от контекста, могут означать «трубач», «хаммер» , « певец » или « фугу », в то время как ирландский dubh «черный». означает «черный», а шотландский гэльский dúth означает " родной ".
Другие имена
[ редактировать ]У аборигенов северной Австралии существует множество названий этого инструмента , ни одно из которых не похоже на слово «диджериду» (см. ниже). Некоторые энтузиасты диджериду, ученые и аборигены выступают за использование для инструмента названий на местном языке. [12]
Yiḏaki (транскрибируется yidaki на английском языке, иногда пишется yirdaki ) — одно из наиболее часто используемых имен, хотя, строго говоря, оно относится к определенному типу инструмента, изготовленного и используемого народами йолнгу на северо-востоке Арнемленда . [13] Некоторые люди йолнгу начали использовать слово мандапул после 2011 года из уважения к кончине человека из Мангалили , имя которого звучало похоже на йидаки. [14]
На западе Арнемленда он известен как мако , имя, популяризированное виртуозным игроком Дэвидом Бланаси , жителем Бининджа , чей язык был кунвинджку , и который принес диджериду мировую известность. [7] Однако мако немного отличается от йаки: обычно короче и звучит несколько иначе - немного более полный и богатый звук, но без ноты «обертона». [14] [15] [7]
У диджериду существует как минимум 45 названий, некоторые из которых предполагают его оригинальную конструкцию из бамбука. [ нужна ссылка ] , такие как бамбу , бомбо , камбу и пампу , которые до сих пор используются в лингва франка некоторыми аборигенами. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных региональных названий. [6]
Люди | Область | Местное название |
---|---|---|
я ошибаюсь | Гроот Эйландт | Нгаррриралкпвина |
Аррернте | Алис-Спрингс | илпирра |
Джинанг ( народ йолнгу ) | Арнем Лэнд | йдаки |
Гагуджу | Арнемленд / Какаду | Гарнбак |
Гупапуйгу | Арнем Лэнд | Йирака |
Ивайджа | Полуостров Кобург | Артавирр |
Джавойн | Кэтрин / Нитмилюк / Какаду | ружейная кора |
Познакомься с ним | Арнемленд / Какаду | неделя [16] |
Майали | Аллигаторные реки | Мартба [ нужна ссылка ] |
Нгарлума | Роборн, Вашингтон | курмур |
Nyul Nyul | Кимберли | добро пожаловать |
Дверь | Центральная Австралия | паампу |
Рэй | Река Аделаида | бамбук |
Yolngu | Арнем Лэнд | мандапул (ийдаки) |
Описание и конструкция
[ редактировать ]Диджериду обычно имеет цилиндрическую или коническую форму и может иметь длину от 1 до 3 м (от 3 до 10 футов). Большинство из них имеют длину около 1,2 м (4 фута). Как правило, чем длиннее инструмент, тем ниже его высота или тональность. Однако расширяющиеся инструменты играют более высокую высоту, чем нерасширенные инструменты той же длины. [17]
Диджериду относится к духовым инструментам и по форме похож на прямую трубу , но сделан из дерева. Его еще называют дронпайпом. [18]
Традиционный
[ редактировать ]Традиционные диджериду обычно изготавливаются из лиственных пород , особенно из различных эвкалипта видов , эндемичных для северной и центральной Австралии. [19] Обычно собирают основной ствол дерева, хотя вместо него можно использовать и толстую ветку. Традиционные производители диджериду ищут подходящие полые живые деревья в местах с явной активностью термитов . Термиты нападают на эти живые эвкалипты, удаляя только мертвую сердцевину дерева, поскольку живая заболонь содержит химическое вещество, отпугивающее насекомых. [20] Для поиска деревьев с подходящим дуплом используются различные методы, включая знание ландшафта и особенностей активности термитов, а также своего рода тест постукивания или стука, при котором кора дерева отслаивается, а ноготь или тупой конец инструмент, например топор, ударяют по дереву, чтобы определить, создает ли углубление правильный резонанс. [21] Как только найдено подходящее дупло, его срубают и очищают, снимают кору, обрезают концы и придают внешнюю форму; в результате получается готовый инструмент. ободок из пчелиного воска можно нанести На конец мундштука .
Современный
[ редактировать ]Нетрадиционные диджериду могут быть изготовлены из местной или иностранной твердой древесины (обычно расколотой, полой и соединенной заново), стекла, стекловолокна , металла, агавы , глины, смолы , труб из ПВХ и углеродного волокна. Они обычно имеют верхний внутренний диаметр около 3 сантиметров (1,2 дюйма) до раструба от 5 до 20 сантиметров (2–8 дюймов) и длину, соответствующую желаемому ключу. Концу трубки можно придать определенную форму и сгладить, чтобы получился удобный мундштук, или дополнительный мундштук может быть изготовлен из любого формованного и сглаженного материала, например резины, резиновой пробки с отверстием или пчелиного воска.
Современный дизайн диджериду отличается от традиционного диджериду австралийских аборигенов и является инновацией, признанной музыковедами . [22] Инновации в дизайне диджериду начались в конце 20 века с использованием нетрадиционных материалов и нетрадиционных форм. Однако эта практика вызвала множество споров среди практикующих представителей коренных народов и некоренного населения по поводу ее эстетических, этических и юридических вопросов. [23] [24]
Украшение
[ редактировать ]Диджериду могут быть раскрашены их создателем или художником с использованием традиционных или современных красок, в то время как другие сохраняют рисунок натурального дерева с минимальным декором или без него.
Играя
[ редактировать ]На диджериду можно играть, просто производя вибрирующий звук губ, создавая основной гул. Более продвинутая игра включает в себя технику, известную как круговое дыхание . Техника кругового дыхания требует вдоха через нос и одновременного использования мышц щек для сжатия щек и выпуска накопленного воздуха изо рта. Используя эту технику, опытный музыкант может пополнить объем воздуха в своих легких, а с практикой он сможет удерживать ноту столько, сколько пожелает. Существуют записи современных игроков на диджериду, играющих непрерывно более 40 минут; Марк Аткинс на Концерте Диджериду (1994) играет непрерывно более 50 минут. Хотя круговое дыхание действительно устраняет необходимость прекращать игру, чтобы перевести дух, дискомфорт все равно может возникнуть во время продолжительной игры из-за потрескавшихся губ или другого дискомфорта в полости рта.
Диджериду действует «...как слуховой калейдоскоп тембров». [26] и «чрезвычайно сложные виртуозные техники, разработанные опытными исполнителями, не имеют аналогов где-либо еще». [26]
Виртуоз диджериду и композитор Уильям Бартон расширил роль инструмента в концертном зале как своими собственными оркестровыми и камерными произведениями, так и произведениями, написанными или аранжированными для него выдающимся австралийским композитором Питером Скалторпом .
Физика и работа
[ редактировать ]Диджериду с термитами имеет неправильную форму, которая в целом обычно увеличивается в диаметре к нижнему концу. Такая форма означает, что его резонансы возникают на частотах, которые не расположены гармонически по частоте. Это контрастирует с гармоническим расстоянием между резонансами в цилиндрической пластиковой трубе, резонансные частоты которой находятся в соотношении 1:3:5 и т. д. Второй резонанс диджериду (нота, звучащая путем наддува) обычно примерно на 11-ю выше, чем основная частота (отношение частот 8:3).
Вибрация, производимая губами музыканта, имеет гармоники в соотношении 1:2:3 и т. д. Однако негармоническое расстояние между резонансами инструмента означает, что гармоники основной ноты систематически не усиливаются резонансами инструмента, как это обычно происходит. случай для западных духовых инструментов (например, в низком диапазоне кларнета 1 -я, 3-я и 5-я гармоники язычка поддерживаются резонансами канала ствола).
Достаточно сильные резонансы речевого тракта могут сильно влиять на тембр инструмента.На некоторых частотах, значения которых зависят от положения языка исполнителя, резонансы речевого тракта тормозят колебательный поток воздуха в инструмент.Полосы частот, которые таким образом не подавляются, создают форманты выходного звука.Эти форманты, и особенно их вариации во время фаз вдоха и выдоха кругового дыхания, придают инструменту легко узнаваемый звук. [27] [28]
Другие вариации звука диджериду можно сделать, добавив к дрону вокализацию. Большинство вокализаций связано со звуками, издаваемыми австралийскими животными, такими как динго или кукабарра . Чтобы воспроизвести эти звуки, музыканты используют свои голосовые связки, чтобы воспроизводить звуки животных, продолжая при этом продувать воздух через инструмент. Результаты варьируются от очень высоких звуков до гораздо более низких звуков, вызывающих интерференцию между вибрациями губ и голосовых связок. [29] Добавление вокализации увеличивает сложность игры.
В популярной культуре
[ редактировать ]Чарли МакМэхон , основавший группу Gondwanaland , был одним из первых игроков неаборигенного происхождения, получивших известность как профессиональный игрок на диджериду. Он гастролировал по всему миру с Midnight Oil . Он изобрел диджерибон, скользящий диджериду, сделанный из двух отрезков пластиковой трубки; его стиль игры чем-то похож на тромбон .
Диджериду использовался рядом современных групп в различных музыкальных жанрах.
Он был показан в британском детском сериале Blue Peter . [30]
Индустриальные музыкальные группы, такие как Test Dept, используют диджериду.
В ранних песнях эйсид-джаз-группы Jamiroquai участвовал исполнитель диджериду Уоллис Бьюкенен, включая первый сингл группы " When You Gonna Learn ", в котором диджериду присутствует во вступительной и сольной частях.
Эмбиент-художник Стив Роуч использует его в своей совместной работе Australia: Sound of the Earth с австралийским художником-аборигеном Дэвидом Хадсоном и виолончелисткой Сарой Хопкинс, а также Dreamtime Return .
Он используется в индийской песне « Jaane Kyon » из фильма Dil Chahta Hai .
Крис Брукс, солист новозеландской хард-рок- группы Like a Storm , использует диджериду в некоторых песнях, в том числе в «Love the Way You Hate Me» из их альбома Chaos Theory: Part 1 (2012).
Кейт Буш широко использовала диджериду, сыгранный австралийским музыкантом Рольфом Харрисом , в своем альбоме The Dreaming (1982), который был написан и записан после отпуска в Австралии.
Культурное значение
[ редактировать ]Традиционно на диджериду играли как аккомпанемент к церемониальным танцам и пению, а также в сольных или развлекательных целях. У аборигенов северной Австралии йидаки до сих пор используется для сопровождения певцов и танцоров на культурных церемониях . Для народа йолнгу йидаки является частью всего их физического и культурного ландшафта и окружающей среды, включая людей и духовных существ, принадлежащих их стране, системе родства и языку йолнгу матха . Он связан с Законом Йолнгу и подкреплен церемониями, песнями, танцами, изобразительным искусством и историями. [13]
Парные палочки, иногда называемые хлопушками ( билма или бимла в некоторых традиционных группах), [31] установить ритм для песен во время церемоний. Ритм диджериду и удары хлопьев точны, и эти образцы передавались из поколения в поколение. В жанре ванга певец начинает с вокала, а затем вводит билму . под аккомпанемент диджериду [32]
Традиционные дебаты о запрете на гендерной основе
[ редактировать ]Традиционно только мужчины играют на диджериду и поют во время торжественных случаев; Сообщества аборигенов и старейшины иногда не одобряют игру женщин. В 2008 году издательство HarperCollins извинилось за свою книгу «Дерзкая книга для девочек» , в которой открыто призывало девочек играть на этом инструменте после того, как ученый-абориген Марк Роуз назвал такое поощрение «крайней культурной нечувствительностью» и «крайней бестактностью … частью общей политики». невежество, которое господствующая часть Австралии имеет о культуре аборигенов». [2] [33] [34] Однако Линда Барвик , этномузыколог нет запрета , сказала, что, хотя традиционно женщины не играли на диджериду на церемониях, в неформальных ситуациях в Законе о сновидениях . [35] Например, в 1966 году этномузыковед Элис Маршалл Мойл сделала запись в Борролуле Джемаймы Вималу, женщины Мара из реки Ропер, умело играющей на диджериду. [36] В 1995 году музыковед Стив Кнопофф наблюдал, как женщины из Йирркала исполняют песни джатпангарри , которые традиционно исполняются мужчинами, а в 1996 году этномузыковед Элизабет МакКинли сообщила, что женщины из группы Яньюва выступали на публике.
Хотя в регионе происхождения диджериду нет никаких запретов, такие ограничения применялись и другими общинами коренных народов. Диджериду был представлен жителям Кимберли в начале 20-го века, но только намного позже, как, например, в критике Роуз « Дерзкой книги для девочек» в 2008 году , мужчины-аборигены начали проявлять негативную реакцию на женщин, играющих на этом инструменте, и запреты особенно очевидны в Юго-восток Австралии. Вера в то, что женщинам запрещено играть, широко распространена среди неаборигенов, а также среди общин аборигенов в Южной Австралии; некоторые этномузыкологи полагают, что распространение табу и других заблуждений является результатом коммерческих программ и маркетинга. Большинство доступных коммерческих записей диджериду распространяются транснациональными звукозаписывающими компаниями и включают людей, не являющихся аборигенами, играющих нью-эйдж музыку в стиле с примечаниями, пропагандирующими духовность инструмента, что вводит потребителей в заблуждение относительно светской роли диджериду в традиционной культуре аборигенов. [2]
Это табу особенно сильно среди многих групп аборигенов на юго-востоке Австралии, где женщинам некоренного происхождения, и особенно исполнителям музыки Нью-Эйдж, независимо от пола, запрещено играть на диджериду или даже прикасаться к нему. . [2]
Польза для здоровья
[ редактировать ]Исследование 2006 года, опубликованное в Британском медицинском журнале, показало, что обучение и практика игры на диджериду помогли уменьшить храп и обструктивное апноэ во сне за счет укрепления мышц верхних дыхательных путей, тем самым уменьшая их склонность к коллапсу во время сна. В ходе исследования субъекты вмешательства обучались и практиковались в игре на диджериду, включая круговое дыхание и другие техники. Испытуемых из контрольной группы попросили не играть на этом инструменте. Субъектов обследовали до и после периода исследования для оценки эффектов вмешательства. [37] Небольшое исследование 2010 года отметило заметные улучшения в лечении астмы у 10 взрослых и детей аборигенов после шестимесячной программы уроков диджериду один раз в неделю. [38]
См. также
[ редактировать ]- Центр исполнительских искусств аборигенов
- Альфорн
- Уильям Бартон , виртуоз диджериду и композитор оркестра
- Digeridoo (EP) - песня Aphex Twin
- Джалу Гуррувиви , мастер-создатель и игрок йидаки
- Энергия
- Список игроков на диджериду
- труба майя
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гард, Мюррей. «Интернет-словарь Бининдж Кунвок» . njamed.com . Региональный языковой центр Бининдж Кунвок . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Нойенфельдт, Карл, изд. (1997). Диджериду: от Арнемленда до Интернета . Издательство Perfect Beat. стр. 89–98 . ISBN 1-86462-003-Х .
- ^ «Национальный парк Какаду – стили наскального искусства» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2012 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
- ^ Сэйерс, Эндрю (2001) [2001]. Австралийское искусство (Оксфордская история искусства) (мягкая обложка). Издательство Оксфордского университета, США (опубликовано 19 июля 2001 г.). п. 19 . ISBN 978-0192842145 .
- ^ Джордж Чалупка , Путешествие во времени , с. 189.
- ^ Jump up to: а б «Диджериду и культура аборигенов» . Центр искусства и культуры аборигенов Австралии, Алис-Спрингс, Австралия . 2020 . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «История диджериду идаки» . Искусство аборигенов . Архивировано из оригинала 3 марта 2009 года . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ «Возмездие» . Гамильтон Зритель . № 7567. Виктория, Австралия. 24 октября 1908 г. с. 8 . Проверено 28 января 2017 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Переписка» . The Northern Территория Таймс и Газетт . Том. XXXVIII, нет. 2145. Северная территория, Австралия. 17 декабря 1914 г. с. 14 . Проверено 28 января 2017 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Значения и происхождение австралийских слов и идиом: D» . Австралийский национальный словарный центр . Проверено 27 января 2017 г.
- ^ «Это так же по-ирландски, как… э-э… диджериду» . Журнал Флиндерса . Университет Флиндерса . 10–23 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2002 г. Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ «Диджериду» и «Йидаки» — одно и то же?» . Йидаки Дхаву Миватжнуруниджа . Центр Буку Ларрнгай Мулка. Архивировано из оригинала 14 февраля 2011 года . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Николлс, Кристин Джудит (6 апреля 2017 г.). «Пятничное эссе: замечательный йидаки (и нет, это не «дидж»)» . Разговор . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Йидаки» . Духовная галерея . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ «Терминология диджериду: 5. Что такое валторна, гудок, обертон?» . Духовная галерея . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Гард, Мюррей. «Интернет-словарь Бининдж Кунвок» . njamed.com . Региональный языковой центр Бининдж Кунвок . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Флетчер, Нью-Хэмпшир (1996) Диджериду (диджериду). Акустика Австралии 24, 11–15.
- ^ «Диджериду: Музыкальный инструмент» . Британская энциклопедия . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Тейлор Р., Клоук Дж. и Форнер Дж. (2002) Скорость сбора урожая комбайном йолгну и сравнение выбора диджериду йолнгу и джавойном, Сбор диджериду аборигенами и их участие в промышленности на Северной территории ( изд. Р. Тейлор), стр. 25–31. Отчет в AFFA Australia. Служба парков и дикой природы Северной территории, Департамент инфраструктуры, планирования и окружающей среды, Пальмерстон, Северная Каролина.
- ^ МакМахон, Чарли. (2004) Экология термитов и диджеридусов, Диджериду: от древних времен до современности (под редакцией Дэвида Линднера) Шёнау: Traumzeit-Verlag
- ^ «Как делается Йидаки?» . Йидаки Дхаву Миватджнуруниджа . Центр Буку Ларрнгай Мулка. Архивировано из оригинала 14 февраля 2011 года . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Уэйд-Мэтьюз, М., Томпсон, В., Музыкальная энциклопедия , 2011, стр. 184–185. ISBN 0-7607-6243-0
- ^ Брайан Фицджеральд и Сьюзан Хедж, «Традиционное культурное самовыражение и мир Интернета», в книге Кристофа Антонса, под ред. « Традиционные знания, традиционные выражения культуры и право интеллектуальной собственности в Азиатско-Тихоокеанском регионе » (Альфен ан ден Рейн, Нидерланды: 2009 г.) ), 264–65. ISBN 9789041127211
- ^ «Звуки земли: Диджериду вызывает споры на летнем фестивале Bang on a Can | Саундчек | Новые звуки» . Newsounds.org . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Грейвс, Рэндин (2 июня 2017 г.). «Ёлнгу — люди 2: Они не картинки» . История Йидаки . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Бэйнс, Оксфордский справочник по музыкальным инструментам, OUP, 1992 г.
- ^ Тарнопольский А., Флетчер, Н. Холленберг Л., Ланге Б., Смит Дж. и Вулф Дж. (2006) «Резонансы голосового тракта и звук австралийского диджериду (йидаки) I: Эксперимент», Дж. Акуст. Соц. Америка, 119, 1194–1204. https://www.phys.unsw.edu.au/~jw/reprints/Tarnopolskyetal.pdf
- ^ Вульф, Джо. «Акустика диджериду/акустика йидаки/акустика диджериду» . Университет Нового Южного Уэльса . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Вулф Дж. и Смит Дж. (2008) «Акустическая связь между губными клапанами и голосовыми складками», Acoustics Australia, 36, 23-27. https://newt.phys.unsw.edu.au/jw/reprints/WolfeSmithAA.pdf
- ^ «Диджериду Бит-бокс» . Синий Питер . Би-би-си . Проверено 31 июля 2013 г.
- ^ «Хлопушки: обучение с помощью уникальных предметов» . Мельбурнский университет: преподавание с использованием уникальных коллекций . 21 июня 2017 года . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ Елкин, А.П. (1979) [1938]. Австралийские аборигены . Сидней: Ангус и Робертсон. п. 290. ИСБН 0-207-13863-Х .
- ^ «Книга Диджериду расстраивает аборигенов» . News.bbc.co.uk. 3 сентября 2008 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ « Дерзкая книга для девочек» нарушает табу на диджериду в Австралии» . Независимый . 23 октября 2011 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «Женщины могут играть на диджериду – табу стимулирует продажи» . Архивировано из оригинала 4 июня 2007 года . Проверено 25 мая 2007 г.
- ^ Мойл, Элис М. Звуковые инструменты аборигенов . Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива. стр. 18–19. CiteSeerX 10.1.1.370.505 .
- ^ Пухан М.А., Суарес А., Ло Кашио С. и др. (2005). «Диджериду играет роль альтернативного лечения синдрома обструктивного апноэ во сне: рандомизированное контролируемое исследование» . БМЖ . 332 (7536): 266–70. дои : 10.1136/bmj.38705.470590.55 . ПМЦ 1360393 . ПМИД 16377643 .
- ^ Эли, Роберт; Горман, Дон (2010). «Игра на диджериду и пение для поддержки лечения астмы у австралийских аборигенов» (PDF) . Журнал сельского здоровья . 26 (1): 100–104. дои : 10.1111/j.1748-0361.2009.00256.x . ISSN 0890-765X . ПМИД 20105276 . Архивировано (PDF) из оригинала 30 декабря 2010 года.
Библиография
[ редактировать ]- Ах Чи Нгала П., Коуэлл К. (1996): Как играть на диджериду – и история . ISBN 0-646-32840-9
- Чалупка, Г. (1993): Путешествие во времени . Рид, Сидней.
- Коуп, Джонатан (2000): Как играть на диджериду: практическое руководство для всех . ISBN 0-9539811-0-X .
- Джонс, Т.А. (1967): «Диджериду. Некоторые сравнения его типологии и музыкальных функций с аналогичными инструментами во всем мире». Исследования в области музыки 1, стр. 23–55.
- Кэй, Питер (1987): Как играть на диджериду австралийских аборигенов – Руководство для новичков .
- Кеннеди, К. (1933): «Музыкальные инструменты, используемые австралийскими аборигенами». Человечество (августовское издание), стр. 147–157.
- Линднер, Д. (редактор) (2005): Феномен Диджериду. От древнейших времен до современности . Траумцайт-Верлаг, Германия.
- Мойл, AM (1981): «Австралийское диджериду: позднее музыкальное вторжение». в мировой археологии , 12 (3), 321–31.
- Нойенфельдт, К. (редактор) (1997): Диджериду: от Арнемленда до Интернета . Сидней: Дж. Либби/Perfect Beat Publications.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сервер Диджериду W3
- Физика диджа
- Акустика Диджериду от Университета Нового Южного Уэльса.
- База данных аудиозаписей традиционной музыки Арнемленда, включая сэмплы, многие из которых содержат диджериду.
- Диджериду: Путеводитель Джо Чила - Общая информация о диджериду с цитатами и ссылками.
- Yidakiwuy Dhawu Miwatjngurunydja, Подробный сайт созданный традиционными владельцами инструмента.