Бининдж
Бининджи проживающие — австралийские аборигены, на территории Западного Арнема на Северной территории . Подгруппы бининджа иногда называют различными языковыми диалектами, на которых говорят в регионе, то есть группой диалектов, известной как бининдж кунвок ; поэтому этих людей можно назвать группами Кунвинджку , Кунинджку , Кунджейхми ( Гунджейхми ), Маньяллалук Майали , Кундеджнженгми и Куне .
говорят на трех языках В клановой группе Миррар или Мирарр , которые играют важную роль в вопросах ухода за традиционными землями, . Большинство говорит на Кунджейхми , другие говорят на Гаагуджу , а третьи на другом языке.
История
[ редактировать ]Аборигены населяли территорию Кададу около 65 000 лет назад. [1]
Макасаны на протяжении из Сулавеси поддерживали торговые контакты веков до прихода белой цивилизации. Они приплыли сюда, чтобы обменять различные свои товары на трепанги , и о влиянии их присутствия свидетельствует сохранение в некоторых диалектах Бининдж Кунвок нескольких десятков иностранных заимствованных слов из языка этих торговцев. Они были изображены местными художниками на наскальных рисунках коренных народов Австралии, которые до сих пор сохранились в различных местах вокруг реки Манн. Первое зарегистрированное проникновение европейцев на эти территории было предпринято Фрэнсисом Каделлом, который достиг территории Кунинджку на реке Ливерпуль. Район Ливерпуля был обследован Дэвидом Линдси по поручению правительства в 1884 году. [2]
Наскальное искусство, известное как « Динамические фигуры» , относящееся к определенной серии работ в стране Зеркала, было описано историком искусства Джорджем Чалупкой и часто упоминается в статьях о наскальном искусстве в Арнемленде. [3] [4]
Имя
[ редактировать ]Буквальное значение слова Бининдж — человек, абориген или неабориген, а также «мужчина» в отличие от «женщины». [5] «Бининдж» — слово на языке кунвок , часто называемое его доминирующим диалектом кунвинджку . [6]
Страна
[ редактировать ]Их территория простирается от национального парка Какаду на западе, Арафурского моря на севере, реки Блит на востоке и региона Кэтрин на юге.Традиционные земли бининджа располагались к западу от реки Гумадер , к северу вокруг рек Кинг и Купер, к югу в сторону реки Восточный Аллигатор и простирались до Гунбаланьи (Оэнпелли) . [7]
Большая часть национального парка Какаду, включая районы, где говорят на бининдж-кунвок, была возвращена в собственность аборигенам в 2022 году. [8]
Язык
[ редактировать ]Бининдж Кунвок относится к шести тесно связанным языкам и диалектам, на которых говорят в национальном парке Какаду , на юге до Пайн-Крик и Маньяллаку , через плато Арнем и на востоке до реки Ливерпуль и ее притока реки Манн, а также реки Каделл . районов [9] Классификация, охватывающая взаимопонятные языки, соответственно Kunwinjku, Kuninjku, Kundjeyhmi, Manyallaluk Mayali, Kundedjnjenghmi и две разновидности Kune , была сделана Николасом Эвансом . [9] [10] Их слово для европейцев — баланда , слово, заимствованное у торговцев Макассана, на языке которых оно означало «голландцы». [11]
При обращении к духам джанг (см. ниже) используется особый язык, называемый кундангвок . [12] необходимо использовать то, что специфично для каждого конкретного клана. [13]
Социальные группы по диалекту
[ редактировать ]- находился Говорят , что первоначальный центр Кунвинджку в холмистой местности к югу от острова Гоулберн , а их граница с Маунгом проходила к югу от скалы Тор . Их северное продолжение приближалось к Сэнди-Крик, в то время как они также находились на юго-востоке в истоке Куперс-Крик и части реки Кинг . [14] Согласно схеме Нормана Тиндейла , кунвинджку была отведена племенная территория площадью около 2800 квадратных миль (7300 км²). 2 ) в районе к югу от Джангл-Крик и в верховьях реки Ист-Аллигатор . [15] возле Болота Гумадер залива Джанкшен и ручьи к востоку от Оэнпелли/ Авунбеленьи также входили в состав их земель. [16]
- Кунджейхми, а именно клан Миррар или Мирарр, живут вокруг Джабиру между реками Восточного и Южного Аллигатора. Они сформировали Корпорацию аборигенов Гунджейхми, чтобы представлять интересы традиционных владельцев земли Миррар, а также других народов бининджей Какаду. [17] Одной из самых больших проблем в последнее время является добыча урана и переход территории после истечения срока последней аренды и прекращения всех операций в 2021 году. [18]
- Майали жили южнее, за рекой Южный Аллигатор, с рекой Кэтрин на их восточном склоне.
- Кундеджнженгми двигался вокруг рек Верхний Ливерпуль и Манн к востоку от Кунвиньку и Кунджейхми .
- Кунинджку жили к северу от Кундеджнженгми и к юго-западу от Манингриды . [19] который служит их центром услуг. Многие живут примерно в 15 отдаленных районах, таких как Кумуррулу в Мангабор-Крик над поймой реки Ливерпуль. [20]
- Куне жили к востоку от Кунинджку, вокруг реки Каделл. [7]
ПРИМЕЧАНИЕ. В клановой группе Миррар или Мирарр говорят на трех языках, помимо английского. Большинство говорит на Кунджейхми, другие говорят на Гаагуджу , а третьи на другом языке. [21] [22]
Социальная система
[ редактировать ]Социальная система Кунвиньку была подробно проанализирована в монографии 1970 года Рональда Берндта и Кэтрин Берндт . [23]
Мифология
[ редактировать ]Как и аборигены Западного Арнема, бининьи верили в изначальную творческую функцию Радужного змея , которая обычно [а] называется Нгалёд [б] черты которого больше напоминают женственность, чем мужественность. В Австралию он попал из моря к северо-востоку от полуострова Кобург. [25] Когда Болдуин Спенсер посетил этот район и был гостем в усадьбе Кэхилла в Оэнпелли, он подхватил одну версию, в которой говорилось о той же фигуре, которую звали Нумереджи. [с] [д] Легенда гласит, что она пришла с севера, полная детей-духов, и поселилась в месте под названием Куперс-Крик на реке Ист-Аллигатор. Она превратила своих детей в мужчин, создала водопои, чтобы утолить их жажду, снабдила людей копьями и вумерами . и женщины с сумками для мелочей и палками-копателями , наделяя при этом и интеллектом, и своими чувствами. Она глотает тех, кто нарушает ее законы, и топит плачущих детей, так как ее беспокоит шум. [26]
В повествованиях о Сновидениях, когда Нгалиод поднимается из-под земли, чтобы пожрать какой-то предковый вид, он делает это потому, что было нарушено табу, и этот акт освящает это место. [13]
- Для кунинджку важными местами сновидений ( джанг ) являются «Сны пиявки» в Йибалайджийгоде в болотах ручья Мангабор, «Сны личинки» в Йирольке, где из водоема поднимается скала, опоясанная кувшинками, и «Сны Баррамунди» вокруг Маррколиджбана. Первые два сравниваются с Радужным змеем, который, кусая плоть, символизирует темы распада и возрождения. [27] Души ( kunmalng ) Кунинджку сами происходят от водных духов в таких местах. [28] Омолаживающие муссонные ливни вызваны полетом Нгалёда из своего подземного святилища в небо, отмеченное радугой. Церемонии увеличения, такие как обряды Кунабиби и Яббадуррува, проводятся для того, чтобы побудить джанг спровоцировать наступление оплодотворяющих дождей. [29]
Известные люди
[ редактировать ]- Джон Мавурнджул Кунинджку — художник с международной известностью. [30]
- Бардаял 'Лофти' Наджамеррек
- Бобби Нганджмирра , художник Кунвинджку
См. также
[ редактировать ]- Лоррккон , полый бревенчатый гроб или мемориальный столб.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Согласно Тасону, Радужная Змея/Женщина известна как Ингарна у Кунвиннджку , женщина по имени Имберомбера или Варраамуррунгундджи у народов Гаагуджу и Ивайджа, в то время как у Гунджейбми предковая женщина, превратившаяся в радужную змею, - Альмуджи ( Taçon 2011 , стр. 84). ).
- ^ Часто говорят Нгалёд [24] быть сыном Йингарны.
- ^ Маунтфорд 1978 , с. 78 п.31 идентифицирует Нумереджи как идентичного Нгалиоду.
- ↑ Нумереджи появился в Кумбулморме и пожрал большое племя в Йирингире , услышав плач ребенка. Вызов Ваджи Биалильи, яна. ваджи биалилла («здесь плачет ребенок, где ребенок плачет?») Он скользнул вверх и втянул ребенка, а затем туземцы, за исключением старухи Коминиямана , которая спряталась на дереве и сумела избежать ее проглотили до тех пор, пока она не ударила комаров, и выдала свое местоположение. Он ушел насытившись, пересек реку Ист-Аллигатор в Майполке и напугал местных птиц, которые с криками улетели, тем самым предупредив следующее племя о своем присутствии. Они осмотрели спящее существо, которое не ответило на их вопросы, но знали, что это, должно быть, Нумереджи. Один старейшина наконец сказал: Urawulla jereini jau (Это люди Уравуллы, которых вы съели), на что радужный змей изрыгнул кости своих жертв, которые можно увидеть и по сей день в виде камней. При этом Нумереджи ушел под землю в Мунгеруауэра ( Спенсер 1914 , стр. 290–291).
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Райт, Тони (19 июля 2017 г.). «Археологическое открытие аборигенов в Какаду переписывает историю Австралии» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ Охранник 2013 , с. 18.
- ^ Джонстон, Гольдхан и май 2017 г.
- ^ Тасон и др. 2020 , стр. 1–18.
- ^ БКОД , бининдж .
- ^ БКОД , кунвок .
- ^ Jump up to: а б Охранник 2013 , с. 15.
- ^ Гибсон, Яно (24 марта 2022 г.). «Почти половина национального парка Какаду будет возвращена традиционным владельцам-аборигенам» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Охранник 2013 , с. 14.
- ^ Эванс 2003 .
- ^ Скамбари 2013 , с. 110.
- ^ БКОД , кундангвок .
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2012 , с. 28.
- ^ Элкин, Берндт и Берндт 1951 , стр. 253–254.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 226.
- ^ Элкин, Берндт и Берндт 1951 , с. 254.
- ^ GAC: Мирарр 2020 .
- ^ GAC: Добыча урана .
- ^ Тейлор 2012 , с. 22.
- ^ Тейлор 2012 , стр. 23, 25.
- ^ «Мирарр – Коренные народы» . Межконтинентальный крик . Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ «Корпорация аборигенов Мирарр» . Корпорация аборигенов Гунджейхми . Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ Берндт и Берндт 1970 .
- ^ Тасон 2011 , с. 84.
- ^ Маунтфорд 1978 , с. 78.
- ^ Маунтфорд 1978 , стр. 78–79.
- ^ Тейлор 2012 , стр. 26–27.
- ^ Тейлор 2012 , с. 27.
- ^ Тейлор 2012 , с. 29.
- ^ Тейлор 2015 , с. 108.
Источники
[ редактировать ]- Берндт, Рональд Мюррей ; Берндт, Кэтрин Хелен (1970). Человек, земля и миф в Северной Австралии: народ Гунвинггу . Юр Смит .
- Элькин, АП ; Берндт, РМ ; Берндт, CH (июнь 1951 г.). «Социальная организация Арнемленда». Океания . 21 (4): 253–301. дои : 10.1002/j.1834-4461.1951.tb00176.x . JSTOR 40328302 .
- Эванс, Николас (2003). Бининджская работа с оружием: пандиалектная грамматика майали, кунвинджку и куне . Исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований АНУ . ISBN 978-0-858-83530-6 .
- Гард, Мюррей. «Интернет-словарь Бининдж Кунвок» . njamed.com . Региональный языковой центр Бининдж Кунвок . Проверено 28 мая 2019 г.
- Гард, Мюррей (2008). «Личные имена, имена собственные и осмотрительность в разговоре Бининдж Кунвок» . В Мушине, Илана; Бейкер, Бретт (ред.). Дискурс и грамматика австралийских языков . Издательство Джона Бенджамина . стр. 203–233. ISBN 978-9-027-29034-2 .
- Гард, Мюррей (2013). Культура, взаимодействие и упоминание личности на австралийском языке: этнография общения Бининдж Ганвок . Издательство Джона Бенджамина . ISBN 978-9-027-27124-2 .
- Джонстон, Иэн Г.; Гольдхан, Йоаким; Мэй, Салли К. (2017). «6. Динамические фигуры страны Мирарр: четырехфазная теория Чалупки и вопрос изменчивости в стиле наскального искусства». У Дэвида, Бруно; Тасон, Пол СК; и др. (ред.). Археология наскальных рисунков в Западном Арнемленде, Австралия . Terra Australis, 47. ANU Press . ISBN 978-176046162-1 .
- «Мирарр» . Корпорация аборигенов Гунджейхми. 2020 . Проверено 18 февраля 2020 г. .
- Маунтфорд, Чарльз (1978). «Мифы Австралии о радужных змеях» . В Бухлере, Ира Р.; Мэддок, Кеннет (ред.). Радужный змей: хроматическая пьеса . Вальтер де Грюйтер . стр. 23–97. ISBN 978-3-110-80716-5 .
- Скамбари, Бенедикт (2013). Моя страна, моя страна: коренные народы, борьба за добычу полезных ископаемых и разработку в отдаленной Австралии . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-1-922-14473-7 .
- Спенсер, Болдуин (1914). Коренные племена Северной территории Австралии . Макмиллан и Ко.
- Тасон, Пол СК; Мэй, Салли К.; и др. (30 сентября 2020 г.). «Фигуры Маливавы — ранее неописанный Арнем Л и стиль наскального искусства». Австралийская археология . 86 (3): 208–225. дои : 10.1080/03122417.2020.1818361 . ISSN 0312-2417 . (О фигурках Маливавы )
- Тасон, Пол СК (2011). «Определение древних священных ландшафтов в Австралии: от физического к социальному» . В Прейселе, Роберт В.; Мрозовский, Стивен А. (ред.). Современная археология в теории: новый прагматизм . Джон Уайли и сыновья . стр. 77–91. ISBN 978-1-444-35851-3 .
- Тейлор, Люк (2012). «Духовные связи: привязанность Куниньку к стране» . В Weir, Джессика К. (ред.). Страна, родной титул и экология . Австралийский национальный университет . стр. 21–47. ISBN 978-1-921-86256-4 .
- Тейлор, Люк (2015). «Категории «старого» и «нового» в живописи коры Западного Арнемленда» . В МакГрате, Энн; Джебб, Мэри Энн (ред.). Долгая история, глубокое время: углубление истории места . Австралийский национальный университет . стр. 101–118. ISBN 978-1-925-02253-7 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Гунвинггу (Северная Каролина)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . Архивировано из оригинала 29 декабря 2019 года . Проверено 23 января 2020 г.
- «Добыча урана» . Корпорация аборигенов Гунджейхми . Проверено 18 февраля 2020 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Куред [домашняя страница]» . Бининдж Кунвок . Региональный языковой центр Бининдж Кунвок.