Вардаманские люди
Вардаманцы живущая — небольшая группа австралийских аборигенов, 145 километрах (90 миль) к юго-западу от Кэтрин , на территории Менгенского земельного фонда аборигенов на Северной территории Австралии примерно в .
Язык
[ редактировать ]Вардаманский язык не является пама-ньюнганским . Хотя он был почти умирающим языком , еще в начале 1990-х годов он был одним из наиболее широко распространенных языков аборигенов в Кэтрин , на котором, по оценкам, говорили 30 человек и, возможно, 200 или более человек, которые могли понять его, если бы на нем говорили. [ 1 ]
Страна
[ редактировать ], Вардаман контролировал По словам Нормана Тиндейла около 7300 квадратных километров (2800 квадратных миль) территории от истоков южных рукавов верхнего течения реки Флора и на запад до депо реки Виктория . Их южные границы лежали вокруг ущелья Джаспер. , засвидетельствованное в период после контакта, Присутствие Вардамана в Деламере исторически недавнее. [ 2 ]
История контакта
[ редактировать ]Контакты европейцев с вардаманами и родственными им народами, такими как дагоманы и янманы, с самого начала характеризовались значительным насилием. В конце концов, когда их племенные земли были переданы в аренду для скотоводства, мужчины освоили такие профессии, как выпас скота, а женщины стали использоваться в качестве помощников. [ 3 ]
Наскальное искусство
[ редактировать ]Вардаманы различают два типа искусства: предметы, созданные творческими существами в первобытные времена сна , называемые буварраджа , и предметы, созданные людьми, булавула. [ 4 ] Последний посвящен более поздним историческим темам, таким как события, произошедшие после того, как белые оккупировали страну, включая такие вещи, как оружие и перегон скота. [ 5 ] Дизайн буварраджи более абстрактен и имеет чрезвычайно древнюю историю, некоторые из которых насчитывают не менее 5000 лет. [ 6 ]
Мифология
[ редактировать ]Вардаманские легенды о времени сновидений говорят о Ягджагбуле и Джабирринги , «Братьях-молниях» из Джабиджин подсекции , связанных с наступлением сезона дождей , и которые представлены в священных местах Вардамана наскальных рисунков , таких как Йиварларлай. [ 7 ] [ а ]
Ягджагбула , младший из двоих, высокий и красивый, у него есть жена Гуллиридан , а Джабирринги ниже ростом и несколько некрасив. Супруга последнего зовут Ганаянда. Братья охотятся поочерёдно, каждый приносит в лагерь дневную дичь. В определенный момент, возвращаясь с охоты, Джабирринги слышит шепот в каменистой местности и обнаруживает, что его жена совокупляется с его младшим братом. На открытой местности между ними происходит ожесточенная битва, в которой метаются копья и бумеранги, сверкают молнии и ревут громы. Когда молния пронзает скалу из песчаника в Иварларлае, лягушки появляются и наблюдают, ритмично хлопая по бедрам, пока они продолжают сражаться. Проходя по пути к водопою Йингаларри, Горондольни , приказывает Виану Вардамана , Радужный змей , дождю , остановиться, в результате чего он превращается в дождевую скалу Нгаланджарри неподалеку. Ягджагбула в конце концов выходит победителем, либо сбив с Джабирринги головной убор, либо обезглавив его бумерангом. В сцене, изображающей этот первобытный конфликт, Ягджагбула изображен ростом более 4 метров, и эта фигура является одной из крупнейших антропоморфы в мире. [ 9 ]
Сегодня
[ редактировать ]Сообщество Вардаман в Кэтрин сосредоточено в двух лагерях, к югу и западу от поселка. Одна группа находится в Бунджарри (Бинджара) на станции Манбуллоо, примерно в 7,5 милях от Кэтрин, а другая - в Рокхоле, чуть более чем в 6 милях от города, на шоссе Флорина. [ 10 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Билл Йидумдума Харни , защитник коренных австралийцев и автор нескольких книг. [ 11 ] [ 12 ]
- Джейсон Хорн-Фрэнсис , номер один на драфте АФЛ в 2021 году и нынешний игрок футбольного клуба Порт-Аделаида. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Американский антрополог Д.С. Сазерленд был первым белым человеком, который упомянул о наскальном искусстве Иварларлая в 1936 году. Сравнение фотографий показывает, что с тех пор эти изображения подвергались дальнейшей обработке и доработке. [ 8 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уайтинг 1994 , с. 1.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 237.
- ^ Уайтинг 1994 , с. 8.
- ^ Дэвид и Уилсон 2002 , с. 48.
- ^ Дэвид и Уилсон 2002 , стр. 48–49.
- ^ Дэвид и Уилсон 2002 , с. 49.
- ^ Дэвид и Уилсон 2002 , с. 50.
- ^ Дэвид и Уилсон 2002 , с. 51.
- ^ Дэвид и Уилсон 2002 , стр. 50–51.
- ^ Уайтинг 1994 , с. 2.
- ^ Кэрнс и Харни 1993 .
- ^ Probyn-Rapsey 2013 , p. 62.
- ^ «Карта коренных народов игроков АФЛ на 2022 год» (PDF) .
Источники
[ редактировать ]- Кэрнс, Хью Кэмпбелл; Харни, Билл Йидумдума (1993). Темные бенгальские огни: астрономия аборигенов Вардамана Йидумдумы . Кэрнс.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дэвид, Бруно; Уилсон, Мередит (2002). «Пространства сопротивления: граффити и отметки коренных народов в период ранних европейских контактов в Северной Австралии» . У Дэвида, Бруно; Уилсон, Мередит (ред.). Вписанные пейзажи: разметка и расстановка мест . Издательство Гавайского университета . стр. 42–60. ISBN 978-0-824-82472-3 .
- Мерлан, Франческа (1994). Грамматика вардамана: язык Северной территории Австралии . Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3-110-12942-7 .
- Пробин-Рпси, Фиона (2013). Сделано важным: белые отцы, украденные поколения . Издательство Сиднейского университета . ISBN 978-1-920-89997-4 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Вардаман (НТ)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .