Люди Маунг
Народ Маунг , или Варруви , — аборигенный австралийский народ, живущий на островах Гоулберн , в Арафурском море у побережья Северной территории .
Язык
[ редактировать ]Маунг не входит в число большинства пама-ньюнганских языков , но принадлежит к ивайджикской подгруппе , иваиджанских языков на которых говорят вместе с манангкарди на острове Гоулберн. [ 1 ] Язык был впервые подробно описан Артуром Капеллом и Хизер Хинч. [ 2 ]
Страна
[ редактировать ]Норман Тиндейл оценил территорию Маунга в 500 квадратных миль (1300 км²). 2 ), охватывающий как острова Гоулберн, так и прилегающие прибрежные земли. Их восточное продолжение простиралось на восток до Кинг-Ривер , Брейтуэйт-Пойнт и Джанкшен-Бэй. Их западные границы находились у ручьев Сэнди и Ангулярли. [ 3 ] [ 4 ]
Сезоны делились на два основных типа: сезон дождей, который длился либо до мая, либо до июня, за которым следовал сухой сезон, который заканчивался в октябре/ноябре. Местный календарь был установлен путем сопоставления начала времен года с незначительными изменениями, наблюдаемыми в фауне и флоре. Предвестником конца сезона дождей стал пиви , появление которого сигнализировало о том, что пришло время собирать мавейн , разновидность корня кувшинки. [ 5 ] Бурая пена, мангиргирра , в прибрежных водах означала, что пришло время выйти и ловить небольшую разновидность акул, которых в это время, в августе, было в изобилии; когда валуру, или волокнистая кора , начинала цвести, это означало, что черепахи спаривались, а когда цветки должны были опасть, на этих черепах начинался период охоты. [ 5 ]
Вопреки широко распространенному представлению об аборигенах как о кочевых народах, занимающихся исключительно охотой и собирательством, в исследованиях Маунга также были получены доказательства того, что ряд групп понимали и занимались сельским хозяйством, выбирая корни и пересаживая их для сезонного сбора урожая. Дедушка Ламилами собирал лилии мунгубди и корни, похожие на тапиоку , называемые гурабел, и переносил их в другие места, например в биллабонги , где их сажали. То же самое было сделано с баньяном и капустными деревьями , чтобы создать тень. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Методистская миссия, основанная на острове в 1916 году, рассматривала традиционную культуру как нечто враждебное современной западной трудовой этике, которую они хотели привить, и, чтобы нарушить нормальный образ жизни Маунг, в отношении женщин Варрури они ввели плетение корзин в 1922 году. Однако представленная техника была основана на наблюдении за методом намотки, распространенным среди ткачей племени нгарринджери , который методистский инструктор Гретта Мэтьюз узнал об этом, находясь в Гленелге, Южная Австралия . Овладение этой техникой оказало большое влияние, поскольку ее изучили родственники иваджа на острове Крокер , кунибиджи в районе Манингриды и кунвинджку в Гунбаланье (Оэнпелли), и, в свою очередь, она распространилась по всему Арнемленду и заливу Карпентария . [ 7 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Лазарь Ламилами (1908 г.) [ 8 ] /1913 [ 4 ] /-1977), был полностью посвященным Маунгом, который стал первым чистокровным аборигеном, рукоположенным в сан методистского священника в 1965 году. [ 9 ] и написал автобиографию своей жизни и времени. [ 4 ] [ 10 ]
- Мондалми , сестра Ламилами, хранительница культуры, лингвист и активистка, которая сотрудничала с антропологом Кэтрин Берндт , чтобы записать традиционные образы жизни своего народа.
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Кунмарунг ( Кунвинджку экзоним ). [ 3 ] [ 11 ]
- Манангари
- Всегда
- Да
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эванс 2000 , с. 111.
- ^ Капелл и Хинч 1970 .
- ^ Перейти обратно: а б Тиндейл 1974 , с. 231.
- ^ Перейти обратно: а б с Коул 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б Лаудин 2016 , с. 92.
- ^ Лаудин 2016 .
- ^ Запад 2015 , с. 294.
- ^ Лаудин 2016 , с. 294.
- ^ Пресс 2011 , с. 121
- ^ Ламилами 1974 .
- ^ Гард .
Источники
[ редактировать ]- Капелл, Артур ; Хинч, Хизер Э. (1970). Грамматика Маунга: тексты и словарный запас . Мутон .
- Коул, Кейт (2000). «Ламилами, Лазарь (1913–1977)» . Австралийский биографический словарь . Том. 15. Издательство Мельбурнского университета .
- Эванс, Николас (2000). «Мутация Ивайджа и ее происхождение» . В Крейдлере, Чарльз В. (ред.). Фонология: критические понятия в лингвистике . Том. 4. Тейлор и Фрэнсис . стр. 111–144. ISBN 978-0-415-20348-7 .
- Гард, Мюррей. «кунмарунг» . Онлайн-словарь Бининдж Кунвок . Региональный языковой центр Бининдж Кунвок . Проверено 16 июня 2019 г.
- Ламилами, Лазарь (1974). Ламилами говорит: Крик поднялся, история жителей островов Гоулберн, Северная Австралия . Юр Смит . ISBN 978-0-725-40198-6 .
- Лаудин, Кэтрин (2016) [Впервые опубликовано в 2009 г.]. Экологические знания аборигенов: рациональное благоговение . Рутледж . ISBN 978-1-317-18609-0 .
- Прентис, Малкольм Дэвид (2011). Краткий справочник по истории аборигенов . Розенберг. ISBN 978-1-921-71961-5 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Маунг (Северная Каролина)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Австралийский национальный университет . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Уэст, Марджи (2015). «Юта Джама: инновации в волокне коренных народов Австралии» . В Джеффрисе, Дженис; Конрой, Дайана Вуд; Кларк, Хейзел (ред.). Справочник текстильной культуры . Издательство Блумсбери . стр. 293–308. ISBN 978-1-474-27579-8 .