Yumu people
Юму Джуму (также пишется как ) — коренное население Северной территории .
Язык
[ редактировать ]Язык . назывался Н'ататара юму Это часто ошибочно принимают за их этноним и транскрибируют Нгататара, что приводит к путанице между юму и нгаятятжарра Западной Австралии. [ 1 ]
Страна
[ редактировать ]По словам Нормана Тиндейла, площадь Юму занимала около 4900 квадратных миль (13 000 км2). 2 ) племенных земель, в Западных хребтах Макдоннелла , идущих к востоку от горы Рассел до окрестностей горы Зейл . Их северные пределы, по-видимому, находились к югу от центральной горы Ведж и озера Беннетт. Южные границы он ставит вокруг горы Одинокой и горы Удор. Они также присутствовали в Хааст-Блаффе ( Уламбаура ) , который они называли Паурой . [ 1 ] Гора Либих и своеобразная. [ 2 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Брачные правила юму, как и в случае с нгалиа , оказались идентичными правилам классовой системы Аррернте с той разницей, что к соответствующему полу добавлялись префиксы: t(j)a- для мужчин и na- для женщин. .
Мужчины с кожным именем | Женитесь только на женщинах с именем | Сыновья будут | Дочери будут |
---|---|---|---|
Тьяпалтьярри | Отмечено | Тьюнгуррайи | Нунгуррайи |
Тьяпангати | Нампитджинпа | Тьяпанангка | Посмотреть предыдущее |
Тьякамарра | Напалтьярри | Глубокий рулон | Напуррула |
Тьямпитджинпа | Зудящий | Тьянгала | Нангала |
Тьяпанангка | Напуррула | Тьяпангати | Зудящий |
Тьюнгуррайи | Нангала | Тьяпалтьярри | Напалтьярри |
Глубокий рулон | Посмотреть предыдущее | Тьякамарра | Отмечено |
Тьянгала | Нунгуррайи | Тьямпитджинпа | Нампитджинпа [ 3 ] |
Мифы
[ редактировать ]По словам Гезы Рохейма , как и пинтупи , юму верили, что менструация была вызвана волосатым демоном ( маму ), которого называли «волосым» ( Инюталу ), который проникал во влагалище, царапая его ногтями. [ 4 ] [ а ]
История контакта
[ редактировать ]По словам Тиндейла, большинство людей юму умерло в результате эпидемии, охватившей их общину в период с 1932 по 1940 год. После этого оставшиеся дети были усыновлены племенем кукатья . [ 2 ] Затем Нгалия объявила их землю мара винджул (незавладенная страна). [ 1 ] И Маргарет Хеффернан, и Сара Холкомб, написавшие десятилетия спустя, не смогли найти никаких доказательств их существования. [ б ] в то время как некоторые ранние наблюдатели, такие как Х. К. Фрай, считали их ветвью Кукатии (Луритьи). [ 3 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]Источник: Тиндейл 1974 , с. 228
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Тед Стрелов высказал сомнения по поводу отчетов Рохейма, отметив, что он никогда не был на территориях племен и что его информаторы, зная, что он стремился получить непристойные подробности, щедро снабжали его анекдотами, чтобы торговаться с ним. [ 5 ] С другой стороны, Джон Мортон недавно утверждал: «Интерпретация Рохаймом детской сексуальности (является) конструктивной силой в увековечении культуры как исторически значимой. Рохейм, я хочу сказать, можно сказать, раскрыл основную фрейдистскую форму общественного договора в Центральной Австралии, пролив особый свет на место в нем развития ребенка, и именно это нужно сравнивать с современным навязыванием социального контракта от крупномасштабного, централизованного, «цивилизованного» правительства в настоящее время». [ 6 ]
- ^ «Хеффернан обнаружил, что восточными соседями Пинтупи являются Маютжарра (Кукатья). Как и я, Хеффернан, похоже, не нашел никаких свидетельств существования «Юму», названия, которое Тиндейл дал народам горы Либих, Хаастс-Блафф и Папунья. область." ( Холкомб 2016 , стр. 112)
- ^ Причина использования термина Кукатья в том, что юму говорят ŋada/ŋata вместо ожидаемого (посторонними) naŋata. ( Тиндейл 1974 , стр. 227–228)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тиндейл 1974 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 , с. 227.
- ^ Jump up to: а б Фрай 1934 , с. 472.
- ^ Рохайм 1933 , стр. 233–234.
- ^ Стрелов 1971 , с. XLII.
- ^ Мортон 2013 , с. 16.
Источники
[ редактировать ]- Фрай, Гонконг (июнь 1934 г.). «Родство в Западной Центральной Австралии». Океания . 4 (4): 472–478. дои : 10.1002/j.1834-4461.1934.tb00123.x . JSTOR 27976165 .
- Холкомб, Сара (2016). «Переплетенные истории горы Либих и Папунья-Луритья» . В Петерсоне, Николас; Майерс, Фред (ред.). Эксперименты по самоопределению: истории движения за границу в Австралии . Издательство Австралийского национального университета . стр. 105–119. ISBN 978-1-925-02290-2 .
- Кенни, Анна (2013). Пепа Аранды: введение в шедевр Карла Стрелова «Племена аранда и лоритья в Центральной Австралии (1907-1920)» . Австралийский национальный университет . ISBN 978-1-921-53677-9 . JSTOR j.ctt5hgz6k.10 .
- Мортон, Джон (2013). « Среди этих детей было скрыто меньше»: Геза Рохайм, Антропология и политика детства аборигенов» . В Эйкелькампе, Юте (ред.). Взросление в Центральной Австралии: новые антропологические исследования детства и подросткового возраста аборигенов . Книги Бергана . стр. 15–47. ISBN 978-1-782-38127-3 .
- Рохайм, Геза (1933). «Женщины и их жизнь в Центральной Австралии». Журнал Королевского антропологического института . 63 : 207–265. дои : 10.2307/2843917 . JSTOR 2843917 .
- Стрелов, К. (1910). Леонарди, Мориц фон (ред.). Племена аранда и лоритья в Центральной Австралии. Часть 3 (PDF) . Джозеф Баер и компания.
- Стрелов, TGH (1971). Песни Центральной Австралии . Ангус и Робертсон . ISBN 978-0-207-94657-8 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Джуму (НТ)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Австралийский национальный университет . ISBN 978-0-708-10741-6 .