Люди Далабона
Далабоны Дангбоны или — австралийские аборигены Северной территории .
Имя
[ редактировать ]Традиционно люди, которых сейчас называют Далабон, не имели собирательного названия, а сам этот термин происходит от языка, на котором говорят члены сообщества. [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]Язык Далабон относится к дальневосточной языковой группе Арнемленда . [ 2 ] и принадлежит к языковой семье Гунвинигуань . [ 3 ] Он находится под серьёзной угрозой исчезновения . [ 4 ] Одной из особенностей его языковой культуры является относительное отсутствие существительных, обозначающих эмоции, в сочетании с богатым репертуаром (160 лексем ) эмоциональных глаголов и прилагательных. [ 5 ]
Страна
[ редактировать ]Считается, что во время европейской колонизации территория племен Далабон занимала около 2000 квадратных миль (5200 км2). 2 ), [ 6 ] на юго-западе Арнемленда . [ 3 ] Антрополог их поместил Норман Тиндейл северную границу в верховьях реки Гойдер , а центральную часть — в верховьях рек Фелп, Роуз и Харт. [ 6 ] Ученый -лингвист Майя Понсонне утверждает, что до колониального периода народ далбонов проживал в центральной части Арнемленда, а клановые поместья простирались дальше на север, в направлении Арафурского моря . [ 3 ]
Их непосредственная племенная среда состояла из нескольких народов: джавойнов на их юго-западе, куне и майали, говорящих на диалектной цепи Бининдж Кунвок , на их западно-северо-западных границах, нгалакган на их южной границе и рембаррнга за их восточными пределами. [ 7 ]
Образ жизни
[ редактировать ]Далабоны были полукочевыми охотниками-собирателями, имевшими доступ к обильным пищевым ресурсам, добываемым на территории смешанной саванны и леса, которая претерпела три сезонных изменения: влажный влажный муссонный период с декабря по апрель, за которым следовали три прохладных сухих месяца (с мая по июль). и завершается постепенным наступлением потепления с августа по ноябрь как прелюдия к возвращению летнего сезона дождей. [ 8 ]
Социальная организация
[ редактировать ]В обществе Далабона было восемь подразделов , каждый из которых имел мужское и женское имя, и которые можно проанализировать с точки зрения трех дихотомий. Первая таксономия идентифицирует людей с точки зрения наследия Дуа . / Йирритжа [ а ] тип. Второе разделение происхождения — по материнской линии ; пересечение этих двух образует четыре секции. Третья система имеет подразделы, позволяющие выявить идеальные пары «отец и сын». [ 9 ]
Структура этих фрагментов и полуфрагментов влияет на ритуальную хореографию двух основных церемоний, Гунабиби и Ябудурува , проводимых в разные годы далабонами и некоторыми соседними племенами. [ 10 ]
Мифология
[ редактировать ]Согласно космологии Далабона , в древнейшие времена люди проводили ночь под водой и имели культи вместо ног. Крокодил владел тайной огня. Ситуация изменилась, когда зимородок украл у крокодила головню и поджег ландшафт, в результате чего люди сгорели, что привело их к изучению искусства приготовления пищи, а также к приобретению ног, которые у них теперь есть. Две пары древних людей-предков ( Наюнгхёнкиг ), мужчины йирритья Буландж и Коджок , и женщины дува Калиджан и Камандж – вместе называемые Накооркко – бродили по земле, устанавливая закон, вписанный в природу ландшафта Далабона и его отражение в социальных обычаях Далабона. [ 11 ]
Новое время
[ редактировать ]Далабоны сегодня в основном проживают в районе к востоку от Кэтрин , в Вугуларре (бывший Бесвик), Барунге (бывший Бамиили), Булмане и Вимоле . [ 3 ]
Таможня
[ редактировать ]Кеннет Мэддок обнаружил, что далабоны все еще сохраняют обычай, который они называют магард , который был кратко отмечен ранее среди йолнгу и бурарра , и называют миррири, согласно которому человек, чья классификационная сестра подвергалась непристойным оскорблениям [ б ] подразумевая, что она занималась сексуальными непристойностями, был вынужден напасть на нее, вооружившись копьем, бумерангом или палками. [ 12 ] У. Ллойд Уорнер воспринял эту практику как ритуальное выражение недовольства, совершаемое с целью смягчить вспышку военных действий между соответствующими кланами мужа и жены; Лестер Хайатт считал, что его материалы скорее указывают на отрицание братом инцестуозного интереса к своей сестре; Мэддок воспринял обычай Далабона как предсказуемое церемониальное подтверждение социальных отношений, являющихся частью более широкой части племенного этикета. [ с ]
Этнографические исследования
[ редактировать ]Кеннет Мэддок провел первые комплексные исследования Далабона. [ 8 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]Дангбон Тиндейла
[ редактировать ]Норман Тиндейл постулировал существование «племени» Дангбон, которое он считал отличным от Далабона, но не смог предоставить оценку земель их племен, за исключением того, что эти Дангбоны располагались к востоку от истоков реки Ливерпуль и на реках Каделл и Манн . [ 14 ] Он также предоставил список альтернативных названий этой группы: [ 14 ]
- Гундангбон
- Дангбун
- Дангбар (опечатка)
- Резиновые работы
Современные ученые теперь рассматривают Дангбон как альтернативное название Далабона. [ 15 ]
Несколько слов
[ редактировать ]Николас Эванс Далабона отмечает, что корень √ люди, с более или менее общим смыслом «социального сознания/сознания», возникает в сложной прилагательной форме, такой как men-djabalarrk (послушный), которая применяется также к нечеловеческим существам, таким как собака. . [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Понсоннет транскрибирует далабонскую форму этих имен, распространённую в этом районе (см. Йолнгу ), как Дува / Йирриджджа . ( Понсоннет 2014 , стр. 34)
- ^ Эванс, утверждая, что √ beng в большей или меньшей степени охватывает идею «ума» в английском языке, хотя, возможно, этимологически связано со словом, обозначающим «ухо», пишет: «Предложение √ beng , .. почти никогда не встречается вне глагольных образований. Основное использование этого слова в свободной форме имеет специализированное значение «(табу на) (мужчину), ругающегося в отношении сестры, в ее присутствии или в ее присутствии». ( Эванс 2007 , стр. 72, 76)
- ^ Бербанк изучал ту же практику среди нунггубую . ( Бербанк 1985 , стр. 47)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мэддок 1989 , с. 82.
- ^ Диксон 2002 , с. хл.
- ^ Jump up to: а б с д Понсонне 2014 , с. 28.
- ^ Понсоннет 2014 , с. 1.
- ^ Ponsonnet 2014 , стр. 2, 18.
- ^ Jump up to: а б с Тиндейл 1974а , с. 222.
- ^ Ponsonnet 2014 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Понсонне 2014 , с. 30.
- ^ Понсоннет 2014 , с. 34.
- ^ Мэддок 1989 , стр. 83–84.
- ^ Ponsonnet 2014 , стр. 36–37.
- ^ Мэддок 1970 , стр. 165–176, 165, 167.
- ^ Мэддок 1970 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974b , с. 222.
- ^ Охранник 2013 , с. 14.
- ^ Эванс 2007 , стр. 71–71.
Источники
[ редактировать ]- Бербанк, Виктория К. (сентябрь 1985 г.). «Миррири как ритуальная агрессия». Океания . 56 (1): 47–55. дои : 10.1002/j.1834-4461.1985.tb02107.x . JSTOR 40330847 .
- Капелл, Артур (июнь 1942 г.). «Языки Арнемленда, Северная Австралия». Океания . 12 (4): 364–392. дои : 10.1002/j.1834-4461.1942.tb00365.x . JSTOR 40327959 .
- Капелл, Артур (сентябрь 1942b). «Языки Арнемленда, Северная Австралия (продолжение)». Океания . 13 (1): 24–50. дои : 10.1002/j.1834-4461.1942.tb00367.x . JSTOR 40327973 .
- Капелл, Артур (март 1960а). «Вандаранг и другие племенные мифы ритуала Ябудурува». Океания . 30 (3): 206–224. дои : 10.1002/j.1834-4461.1960.tb00221.x . JSTOR 40329205 .
- Капелл, Артур (сентябрь 1960b). «Мифы и сказки Нунггубую, юго-восточный Арнемленд». Океания . 31 (1): 31–62. дои : 10.1002/j.1834-4461.1960.tb01738.x . JSTOR 40329241 .
- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Эванс, Николас (2007). «Встать на ноги: вспоминая в Далабоне» . В Амбербере, Менгисту (ред.). Язык памяти в кросслингвистической перспективе . Издательство Джона Бенджамина . стр. 67–95. ISBN 978-9-027-22375-3 .
- Гард, Мюррей (2013). Культура, взаимодействие и упоминание личности на австралийском языке: этнография общения Бининдж Ганвок . Издательство Джона Бенджамина . ISBN 978-9-027-27124-2 .
- Мэддок, Кеннет (март 1970 г.). «Структурная интерпретация Миррири». Океания . 40 (3): 165–176. дои : 10.1002/j.1834-4461.1970.tb01088.x . JSTOR 40329867 .
- Мэддок, Кеннет (1989). «Сложность двойной организации у аборигенов Австралии» . В Мэйбери-Льюис, Дэвид; Альмагор, Ури (ред.). Притяжение противоположностей: мышление и общество в дуалистическом режиме . Издательство Мичиганского университета . стр. 77–96. ISBN 978-0-472-08086-1 .
- Понсонне, Майя (2014). Язык эмоций: случай Далабона (Австралия) . Издательская компания Джона Бенджаминса . ISBN 978-9-027-26920-1 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974a). «Далабон (Северная Каролина)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974b). «Дангбон (Северная Каролина)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 . Архивировано из оригинала 20 марта 2020 года.
- Уорнер, Уильям Ллойд (1937). Черная цивилизация: социальное исследование австралийского племени . Харпер и братья.