Это безумие
Вулвулам . , также известный как Вулвонга, был коренным австралийским народом Северной территории Считается, что они были почти полностью истреблены в 1880-х годах в отместку за инцидент, когда некоторые члены племени закололи копьями четырех шахтеров. [ 1 ] [ 2 ]
Страна
[ редактировать ]Земля Вулвулама простиралась примерно на 1900 квадратных миль (4900 км²). 2 ) от истоков реки Мэри на запад до Пайн-Крик и на юг почти до Кэтрин . На восточном фланге их граница проходила у истока реки Южный Аллигатор . [ 3 ] Сообщалось также о них в районе горы Банди . [ 2 ]
Люди
[ редактировать ]По словам Нормана Тиндейла , норвежский этнограф Кнут Даль имел в виду вулвулам в тех отрывках, где он писал об агигондинах, племени центрального плоскогорья и орде под названием агогила. [ 3 ] [ а ]
История контакта
[ редактировать ]Численность вулвулама выросла в результате быстрого сокращения численности членов двух племен на юге и западе по мере развития европейской колонизации, а именно агиквала, авинмул и авараи . Остатки этих двоих были поглощены Вулвуламом как субплеменные орды . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Добыча меди, обнаруженная возле горы Хейвуд в 1882 году, вскоре после этого привела к развитию поселения на племенных землях вдоль реки Дейли , и члены племени Вулвулам были привлечены к этому месту и работали там. Начиная с 3 сентября 1884 года, несколько вулвуламов убили четырех европейских поселенцев в ответ на это, известное как резня в Коппермайне . [ б ] Фрэнсис Герберт Сакс, который управлял скотоводческой станцией, а также управлял шахтой, возглавил резню в Блэкфеллоу-Крик, где, по оценкам, было застрелено 150 местных жителей, что привело к их эффективному истреблению. Норвежский этнограф Кнут Даль , проживший в этом районе более года десять лет спустя, писал следующее:
Продолжение, которое в австралийском буше всегда сопровождало такие убийства, произошло со временем... Еще одно собрание белых людей, друзей и товарищей жертв, также начало кампанию мести против племени вулванга, которое было ответственно за убийство. за дело. Отчеты об этой кампании Но участники рассказали мне, что после долгих поисков они, наконец, нашли большую часть племени, собравшегося у заброшенной шахты. Они окружили их, загнали в лагуну и расстреляли всех: мужчин, женщин и детей. [ 4 ]
Погром продолжался несколько лет, ослабив некогда самое могущественное племя реки Дейли. [ 4 ] а также истребление племени Муллук-Муллук . [ 2 ] [ 5 ]
Четверо мужчин Вулвулама, Томми, Джимми, Дейли и Аджиббингвагне, предстали перед судом за убийства четырех поселенцев, Йоханнеса Любрехта Нолтениуса, Джека Ландерса (известного как Джек Адского Пламени ), [ 6 ] Генри Хоушильдт и Шоллерт. [ 7 ] [ 8 ] В дневнике миссии иезуитов записано, что Саксе все еще вел свою кампанию против Вулвулама 4 года спустя, в 1888 году.
Чарли Инги, известный как Длинноногий Чарли, один из четырех аборигенов, обвиненных в убийствах, в конце концов был оправдан и поселился в иезуитской миссии на реке Дейли. Позже он был приговорен к смертной казни за убийство в Коппермайне. [ 2 ]
В 2014 году был обнаружен документ, свидетельствующий о том, что один ребенок от родителей Вулвулам/Вулвонга был зарегистрирован в переписи населения, проведенной в 1889 году, и что в силу этого факта ее потомки начали отстаивать свои права собственности на старые охотничьи угодья Вулвулама. [ 1 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Агигондин (восточная орда)
- Он падает, он падает, он падает, он падает
- Агиваллем
- Агриконди, Агграакунди [ 9 ]
- Оолвунга Оолвунга
- Вулвонга, Вулвонга, Вулвонга, Вулвонга, Вулвонга
Источник: Тиндейл 1974 , с. 238
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Даль поместил агигондинцев на Центральное плоскогорье, а агогилу — на реку Катерина. ( Даль 1926 , стр. 15, 229, 239)
- ↑ Эти пятеро мужчин жили там некоторое время, построили небольшой дом, работали в руднике и постепенно вступили в контакт с туземцами, которые, наконец, за небольшую плату табаком и мукой были наняты на рудник. Сначала все шло хорошо. Я не могу сказать, произошла ли катастрофа из-за женщин или просто из-за ненависти туземцев к белому человеку или их жадности к продовольствию. Притворившись, что нашли золото, некоторые чернокожие заманили Гарри Хаушильда в горы. Вечером, когда он лежал под москитной сеткой, негры подкрались и чуть не оглушили его палкой. Вытащив револьвер, он попытался выбраться из сети и выстрелить, но его конюх Нэмми, который был с ним много лет, вонзил ему в грудь каменное копье, убив его. Тем временем остальные, как обычно, работали в шахте, каждый в своей разведочной шахте. Внезапно негры поднялись на человека и пронзили своих хозяев. Поскольку белые люди не упали сразу, черные бежали. Адский Джек не ушел далеко, прежде чем скончался. Оксолл и Нолтениус укрылись в доме, один с парой копий в животе, другой с копьем в легком. Джек Кобертс копал яму, когда помогавший ему чернокожий ударил его киркой, нанеся косой удар по голове. Джек упал, и черный мужчина убежал. День тянулся. Чернокожие спрятались в лесу, не смея приблизиться, пока их жертвы не были мертвы. Ночь упал; Оксолл умер, а Нолтениус остался один, кровь сочилась из его раны от копья. Наконец он выскользнул и начал ползти 40 миль, отделяющих его от старой скотоводческой станции Дейли, которую мы миновали на пути. С наступлением темноты Джек Кобертс снова пришел в себя. Осторожно оглядевшись в поисках своих товарищей, он нашел трупы и, слабый и шатающийся, пошел по той же тропе, что и Нолтениус, конечно, не зная о судьбе последнего. Продвигаясь на следующий день, он встретил нескольких чернокожих, убивших Хаушильда и ехавших на его лошадях, чтобы добраться до медного рудника и принять участие в добыче. Не зная, что случилось с Хаушильдом, Робертс взял только тех лошадей, которые ему были нужны, и так добрался до животноводческой станции. На следующий день менеджер этой станции. (Г-н Сакс) выехал на шахту, отправив сообщение некоторым людям, живущим на телеграфной линии. В лагуне, позже названной в его честь, Нолтениуса нашли умирающим, более чем в семи милях от шахты. ( Даль 1926 , стр. 32–33)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пуртил до 2014 года .
- ^ Jump up to: а б с д Гандер 2015 .
- ^ Jump up to: а б с Тиндейл 1974 , с. 238.
- ^ Jump up to: а б Даль 1926 , с. 33.
- ^ Рид 1990 , стр. 99 и далее..
- ^ Даль 1926 , с. 32.
- ^ Робертс 1886 , с. 9.
- ^ Судебные разбирательства 1884 года .
- ^ Паркхаус 1895 , с. 2.
Источники
[ редактировать ]- «Судебное разбирательство» . Северная Территория Таймс и Газетт . 27 декабря 1884 г.
- Даль, Кнут (1926). В дикой Австралии: отчет об охотничьей и собирательской экспедиции на Арнемленд и Дампьер-Лэнд (PDF) . Лондон: П. Аллен и сыновья. стр. 72–98.
- Гантер, Регина (2015). «Немецкие миссионеры в Австралии: река Дейли (1886-1899)» . Университет Гриффита .
- Паркхаус, штат Техас (1895 г.). «Родные языки в окрестностях Порт-Дарвина» . Труды Королевского общества Южной Австралии . 19 : 1–18.
- Пуртилл, Джеймс (25 сентября 2014 г.). « «Забытое» племя Вулвонга требует признания спустя 130 лет после «истребления»)» . Новости АВС .
- Рид, Гордон (1990). Пикник с туземцами: отношения аборигенов и европейцев на Северной территории до 1910 года . Издательство Мельбурнского университета . ISBN 978-0-522-84419-1 .
- Робертс, Генри (20 февраля 1886 г.). «Убийства на медном руднике Дейли-Ривер: заявление единственного выжившего» . Южно-Австралийская еженедельная хроника – через Trove .
- Спенсер, Болдуин (1914). Коренные племена Северной территории Австралии (PDF) . Лондон: Издательство Macmillan .
- Станнер, WEH (декабрь 1933 г.). «Церемониальная экономика племен муллук-муллук и мандгелла на реке Дейли, Северная Австралия. Предварительный документ». Океания . 4 (2): 156–175. дои : 10.1002/j.1834-4461.1933.tb00098.x . JSTOR 40327457 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Вулвулам (Северная Каролина)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Австралийский национальный университет .