Jump to content

Нгарринджери

Флаг Нгарринджери
Культура Нгарринджери сосредоточена вокруг нижних озер реки Мюррей .

Нгарринджери южно - — традиционные австралийские аборигены нижнего течения реки Мюррей , восточного полуострова Флерье и куронга центральной части штата Южная Австралия . Термин Нгарринджери означает «принадлежащий мужчинам». [1] и относится к «племенному созвездию». Нгарринджери на самом деле состояли из нескольких отдельных, хотя и тесно связанных племенных групп, в том числе Джарилдекалда , Танганекалда , Мейнтанга и Раминджери . [2] которые начали формировать единый культурный блок после того, как остатки каждой отдельной общины собрались в Рауккане, Южная Австралия (бывшая миссия Пойнт Макли).

Потомок этих народов, Ирен Уотсон, утверждала, что понятие идентичности нгарринджери — это культурная конструкция, навязанная поселенцами-колонизаторами, которые объединили и объединили множество различных культурных и родственных групп аборигенов в одну гомогенизированную модель, теперь известную как нгарринджери. [3]

Историческое обозначение и использование

[ редактировать ]

Источники расходятся во мнениях относительно того, кем были Нгарринджери. [4] Миссионер Джордж Тэплин выбрал этот термин, написав его как Нарриниери . [5] как родовой этноним для обозначения единого созвездия нескольких отдельных племен и имеющий значение «принадлежность к народу», в отличие от кринггари (белых). [6] Этимологически считается, что это аббревиатура от корнериньери («принадлежащий мужчинам/человеческим существам»), образованного нарр (лингвистически простой или понятный) и иньери , суффикса, указывающего на принадлежность. [7] Это подразумевало, что те, кто не входил в группу, были не совсем людьми. [6] Были и другие термины, например, Кукабрак , [а] но авторитет Тэплина популяризировал другой термин. [8]

Более поздние этнографы и антропологи не согласились с построением Таплином племенной федерации из 18 лакиньери ( кланов ). [7] [9] Ян Д. Кларк назвал это «новым изобретением традиции» . Норман Тиндейл и Рональд Мюррей Берндт, в частности, критиковали как Тэплина, так и переоценку доказательств друг другом. [4] По словам Тиндейла, тщательная оценка его материала позволяет предположить, что его данные в основном относятся к культуре Джарилдекальд/Яралде. [10] и он ограничил их границы мысом Джервис , тогда как Берндт и его жена Кэтрин Берндт утверждали, что часть Раминджери жила недалеко от Аделаиды . [4] Берндты утверждали, что, несмотря на культурные связи, не существует политического единства, которое могло бы гарантировать существование «нации» или «конфедерации». [11]

Согласно карте Дэвида Хортона «Аборигены Австралии», земли нгарринджери лежат вдоль береговой линии Куронга , от гавани Виктор на юге полуострова Флерье на севере до мыса Яффо на юге. [12] Согласно карте, земли простираются вглубь страны к северу от моста Мюррей , отступая до прибрежной полосы шириной 15–20 км (9,3–12,4 миль) к западу от нижних озер реки Мюррей , но простираясь дальше вглубь страны на юге. до точки недалеко от государственной границы в Кунаварре . Земли включают оба нижних озера Мюррей, озеро Александрина и озеро Альберт .

Приблизительная историческая протяженность территории Нгарринджери

История до контакта

[ редактировать ]

Археология, особенно в ходе раскопок, проведенных на равнине Рунка , которая представляет собой одно из самых выдающихся мест для исследования «доевропейских контактных захоронений аборигенов в Австралии», показала, что традиционная территория Нгарринджери была заселена с периода голоцена , начиная с периода голоцена. от около 8000 г. до н.э. до примерно 1840 г. н.э. [13]

История после контакта

[ редактировать ]

Китобойцы и охотники на тюленей посещали побережье Южной Австралии с 1802 года, а к 1819 году на Картах, острове Кенгуру , был постоянный лагерь . Многие из этих мужчин были беглыми преступниками, охотниками на тюленей и китобоями, которые привели с собой женщин-аборигенов Тасмании, но они также совершали набеги на материк в поисках женщин, особенно Раминджери . Первоначально это был самый густонаселенный район Австралии, но эпидемия оспы распространилась вниз по реке Мюррей до колонизации Британией , возможно, убив большую часть нгарринджери. Похоронные обряды и культурные обычаи были нарушены, семейные группы объединились, а землепользование изменилось. В песнях того времени рассказывается об оспе, которая вышла из Южного Креста на востоке с громким шумом, похожим на яркую вспышку. В 1830 году первая исследовательская экспедиция достигла земель Нгарринджери, и Чарльз Стёрт отметил, что люди уже знакомы с огнестрельным оружием. [14]

На момент колонизации в 1836 году из-за эпидемии их насчитывалось всего 6000 человек. Это единственная культурная группа аборигенов в Австралии, чья земля находилась в пределах 100 км (62 миль) от столицы, которая выжила как отдельный народ, население которого все еще живо. о бывшей миссии в Рауккане (бывший Пойнт Макли). [ нужна ссылка ] Помберук (Нгарринджери означает место переправы) на берегу Мюррея у моста Мюррей был самым значительным объектом Нгарринджери. Все 18 лакиньери (племен) собирались там для корробори . Примерно в 22 км (14 миль) ниже по реке находился Тагаланг ( Тайлем-Бенд ), традиционный торговый лагерь, где собирались лакиньери, чтобы торговать охрой , оружием и одеждой. В 1900-х годах Тайлем-Бенд был назначен государственным складом продовольствия, снабжавшим нгарринджери.

Европейское поселение

[ редактировать ]

Нгарринджери были первыми аборигенами Южной Австралии, которые работали с европейцами в крупномасштабных экономических операциях, работая фермерами, китобоями и чернорабочими. [15] Еще в 1836 году достоверно сообщалось, что на китобойной станции в заливе Энкаунтер работали команды аборигенов , что на некоторых лодках работали исключительно команды аборигенов, а нгарринджери были заняты переработкой китового жира в обмен на мясо, джин и табака и, как сообщается, относятся к ним как к равным. [16]

Джордж Тэплин создал миссию Рауккан от имени Ассоциации друзей аборигенов (чьей заявленной целью было «моральное, духовное и физическое благополучие коренных жителей этой провинции »). [17] было основано поселение народа нгарринджери из региона Куронг ) в 1859 году. В результате на территории миссии , некоторые из которых спаслись от приграничных войн , которые уничтожили их население. Земля была маленькая, [б] но народ нгарринджери на протяжении целого поколения процветал за счет торговли. Они освоили ряд промыслов, таких как шорное , кузнечное , столярное, каменотесное и хлебопекарное дело, а также основали рыболовное предприятие и шерстомоечный завод. Многие аборигены стали христианами во время своего поселения. [18] Они также выжили, сезонно работая в пасторальных владениях и получая пожертвования. [19] В конечном итоге община изо всех сил пыталась выжить из-за разделения пастбищных владений на фермы, что привело к нехватке сезонной работы, а также к отказу правительства Южной Австралии признать их право собственности на землю и увеличить размер их резерва. В 1890 году шерстомоечная фабрика закрылась из-за новой ирригационной системы, построенной в верховьях реки Мюррей , которая уменьшила сток реки вниз по течению. [19]

После колонизации Южной Австралии и вторжения европейцев на земли Нгарринджери, Помберук до 1940-х годов оставался последним традиционным местом стоянки, где оставшиеся аборигены были вынуждены покинуть его в 1943 году новыми землевладельцами, компанией Hume Pipe Company , и были переселены местный совет и правительство Южной Австралии. [20]

Услышав, что поселение аборигенов должно быть очищено, Рональд и его жена Кэтрин Берндт , которые исследовали культуру аборигенов в этом районе, обратились к последнему главному защитнику аборигенов Уильяму Пенхоллу и получили устное обещание, что очистка не будет осуществляться так, как пока был жив старший старейшина Нгарринджери, 78-летний Альберт Карлоан (Карлоан Понгги). Вскоре после того, как Берндты уехали, чтобы вернуться в Сидней , Карлоан получил приказ о выселении, вступающий в силу немедленно. Будучи уверенным в том, что только смерть отделит его от его земли, Карлоан отправился в Аделаиду ​​за помощью, но вернулся в свой бывший дом в Помберуке 2 февраля 1943 года. Он умер на следующее утро. [21]

Региональные власти Нгарринджери, ныне известные как железнодорожный участок Мюррей-Бридж и заповедник Хьюм, добиваются переименования заповедника Хьюм в заповедник Карлоан Понгги (в честь Альберта Карлоана) в честь пожилых людей, которые боролись за сохранение старых обычаев. Они представили план развития и управления, направленный на сохранение и развитие этого места как памятника и образовательного средства для примирения. [20]

Споры о мосте на острове Хиндмарш

[ редактировать ]

Нгарринджери добились большой известности в 1990-х годах из-за своего противодействия строительству моста от Гулвы до острова Хиндмарш , что привело к рассмотрению дела Королевской комиссией и Высоким судом в 1996 году. Королевская комиссия установила, что утверждения о «секретных женский бизнес» на острове был сфабрикован. [22] Однако в деле, возбужденном застройщиками с требованием возмещения убытков, судья Федерального суда г-н Джон фон Доусса не согласился с выводами Королевской комиссии и, отклонив иски, заявил, что он считает Дорин Картиньери заслуживающим доверия свидетелем. [23]

Доказательства, полученные Судом по этой теме, существенно отличаются от тех, которые были на рассмотрении Королевской комиссии. На основании доказательств, представленных этому суду, я не удовлетворен тем, что ограниченные знания женщин были сфабрикованы или что они не были частью подлинной традиции аборигенов. [24]

В результате засухи 1995–2009 годов , охватившей всю Австралию , уровень воды в озерах Альберт и Александрина упал до такой степени, что обнажились традиционные могильники, находившиеся под водой. [25]

Первое лингвистическое исследование диалектов нгарринджери было проведено лютеранским миссионером Х.А.Э. Мейером в 1843 году. [26] Он собрал 1750 слов, в основном из диалекта Раминджери в Энкаунтер-Бэй . Тэплин собрал еще много слов из нескольких диалектов, включая яральди и портавалун, от людей, собравшихся вокруг миссии Пойнт-Маклей (ныне Рауккан) на озере Александрина , и в его словаре было 1668 статей на английском языке. Другие лингвистические данные, собранные с тех пор, позволили составить современный словарь нгарринджери, содержащий 3700 элементов. [27] В настоящее время он классифицируется вместе с яральде как один из пяти языков группы Нижнего Мюррея . [28]

Культура

[ редактировать ]

Мечтание

[ редактировать ]

Многие места, имеющие значение для Дриминга , расположены вдоль реки Мюррей. Недалеко от впадения реки Мюррей в озеро Александрина находится Мурунгун (Холм Мейсона), где обитает буньип по имени Мульджеванк . Герой-предок по имени Нгурундери преследовал огромную треску Мюррея по имени Понди из ручья в центральной части Нового Южного Уэльса . Спасаясь, Понди создал реку Мюррей и прилегающие к ней лагуны из ее развевающегося хвоста. Каувира ( Маннум ) — это место, где Нгурундери заставил Понди резко повернуть на юг. Прямой участок реки до Пейнджалонга (недалеко от излучины Тайлем) возник в результате того, что Понди в страхе бежал после того, как ему пронзили хвост копьем. Двойные вершины, большие постоянные песчаные холмы горы Мизери на восточном берегу Александринского озера, известны как Лалангенггул или Лалангангел (два плавсредства) и символизируют место, где Нгурундери вывел свои плоты на берег, чтобы разбить лагерь. Нгурундери разрезал Понди в Рауккане, бросив куски в воду, где каждый кусок стал разновидностью рыбы. [29]

Хотя существовало устоявшееся сновидение, каждая из различных семейных групп имела свои собственные вариации. Например, некоторые говорят, что Нгурундери создал рыбу на побережье, другие семейные группы полагают, что он создал ее там, где река впадает в озеро Александрина, а некоторые говорят, что именно там пресная вода встречается с солью. Они также поделились некоторыми историями о сновидениях с племенами Нового Южного Уэльса и Виктории. [30]

В конце 1980-х годов были собраны истории о сновидениях, одна из которых связана с историей создания с участием Тукаби черепахи . В антропологических записях не было упоминания о Тукаби , и этот пример позже был использован в качестве доказательства сохранившихся историй Нгарринджери, которые были неизвестны антропологам в поддержку тайного женского бизнеса . [31]

Буньип . появляется в Нгарринджери во сне как водный дух по имени Мулявонк, который схватит любого, кто выловит из водных путей больше, чем полагается, рыбы, или заберет детей, если они подойдут слишком близко к воде В этих историях содержались практические послания, призванные обеспечить долгосрочное выживание нгарринджери, олицетворяющие заботу о стране и ее народе. [32]

Нгарринджери имеют свою собственную языковую группу и, за исключением групп, живущих вдоль реки, не имеют общих слов с соседними народами. Их отцовская объяснил культура и ритуальные практики также отличались от культуры окружающих народов, что историк-абориген Грэм Дженкин их враждебностью к каурнам на западе, которые практиковали обрезание. [с] и монополизированные красной охрой , Меркани (Нгарринджери означает «враг») на востоке, которые украли женщин Нгарринджери и слыли каннибалами. [33] а на севере - Нгаджури, которые, как считалось, посылали мулапи («умные люди», колдуны), и, хотя они не имели общей границы, Нукуну , которые считались колдунами, склонными к кровосмесительству и склонными к совершению изнасилований. [34]

В качестве контраста и из-за общих сновидений , родства между нгарринджери и вальканди-вони (народом теплого северо-восточного ветра), их собирательное название для различных групп, живущих вдоль реки до Вентворта в Нью-Йорке. Южный Уэльс имел большое взаимное значение, и группы регулярно встречались в Веллингтоне , Тайлеме-Бенде , Мюррей-Бридж , Маннуме или Лебедином Риче , чтобы обмениваться песнями и проводить церемонии . [34] В 1849 году преподобный Джордж Тэплин наблюдал за сбором 500 воинов Нгарринджери, и другой житель рассказал ему, что семь лет назад собралось около 800 человек. [35]

У каждого из восемнадцати лакиньери были свои особые похоронные обычаи; некоторые тела высушивались дымом, прежде чем их помещали на деревья, на платформы, в каменные убежища или хоронили в зависимости от местных обычаев. Некоторые помещали тела на деревья и собирали упавшие кости для захоронения. Некоторые удалили череп, который затем использовали как сосуд для питья. [36] Некоторые семейные группы сдирали кожу со своих трупов, чтобы обнажить розовую плоть. Тело тогда называлось гринкари — термин, которым они называли европейцев в первые годы расселения. [37]

Образ жизни

[ редактировать ]

В отличие от большинства общин австралийских аборигенов, плодородие их земель позволяло нгарринджери и меркани вести полуоседлый образ жизни, перемещаясь между постоянными летними и зимними лагерями. [36] Фактически, одной из главных проблем, с которыми столкнулись европейцы, была решимость нгарринджери восстановить свои лагеря на землях, заявленных для выпаса скота. В отличие от остальной части Австралии, Патентные письма об учреждении провинции Южная Австралия 1836 года в соответствии с Законом о Южной Австралии 1834 года (или Законом об основании ), которые в совокупности позволили создать провинцию Южная Австралия, признали право собственности аборигенов и заявили, что не могут быть предприняты никакие действия, которые «влияли бы на права любых аборигенов, проживающих в указанной провинции, на фактическое занятие и пользование от своего имени или от лица их потомков любой землей в этой провинции, которая в настоящее время фактически занята или которой пользуются такие туземцы». [38] Это эффективно гарантировало земельные права аборигенов в силу закона; однако колонисты истолковали это просто как означающее, что аборигены не могут быть лишены собственности на места, которые они постоянно занимали. В мае 1839 года защитник аборигенов Уильям Вятт публично заявил: «Оказывается, туземцы не занимают никаких земель особым образом», описанным в инструкциях. Подчиняясь интересам видных колонистов и комиссара-резидента, который хотел беспрепятственно обследовать и продать землю, Вятт в своих отчетах о культуре и обычаях аборигенов никогда не упоминал, что эти участки были постоянно заселены. [36]

Поделки и инструменты

[ редактировать ]

Камыш тростник , , деревья и осока использовались для плетения корзин или изготовления веревок давали древесину для копий , а камни превращались в инструменты . [32] Нгарринджери были широко известны как «выдающиеся мастера», специализирующиеся на плетении плетеных изделий использовались сети длиной более 100 метров (330 футов) , циновках и сетях, причем записи указывают на то, что для ловли эму . Колонисты утверждали, что сети, которые они делали для рыбной ловли, превосходили те, которые использовали европейцы. [39] Сети, сделанные путем пережевывания корней камыша ( Typha Shuttleworthii ) до тех пор, пока не оставалось только волокно, которое женщины пряли в нити, а затем мужчины плели сети, «считались своего рода богатством для своего владельца». . [40]

Люди питались флорой и фауной для еды и лекарств . До колонизации на полуострове Флерье были обширные болота и лесные массивы , которые служили средой обитания и источниками пищи для множества птиц, рыб и других животных, включая змеешеих черепах , ябби , ракали , уток и черных лебедей . Флора включала местную орхидею ( орхидея-порей ), цесарку и болотный плетень (Вирилда). [32]

Нгарринджери были хорошо известны европейцам своими кулинарными навыками и эффективностью своих походных печей, остатки которых до сих пор можно найти по всему району реки Мюррей. Некоторые виды рыб, птиц и других животных, которые считались легко пойманными, по закону предназначались для пожилых и немощных, что свидетельствует об изобилии еды на землях Нгарринджери. [39] В первые годы существования колонии Нгарринджери добровольно вызывался ловить рыбу для «белых собратьев». [41]

На широкий спектр продуктов налагались запреты нгарамби ( табу ). Что касается нгайтджи (тотемов семейной группы), то их употребление в пищу не было нгарамби, а зависело от собственного отношения семейных групп. Некоторые семейные группы запрещали их есть, некоторые могли есть их только в том случае, если их поймали члены другой семейной группы, а у некоторых не было никаких ограничений. После смерти животное больше не считалось нгайтджи, что на языке нгарринджери означает «друг». Нгайтджи на самом деле не был священным в западном понимании, но считался «духовным наставником» семейной группы. Другие продукты были нгарамби, но не имели сверхъестественных санкций и зависели от отношения к виду. Собаки-самцы были друзьями Нгарринджери, поэтому их не ели, а собак-самок не ели, потому что они были «нечистыми». Змей не ели из-за «ощущения их кожи». Некоторые виды птиц, которые, как считалось, жестоко обращались с другими животными, были нгарамби, а сороки - потому, что они предупреждали других птиц бежать, если кто-то из них будет убит. Некоторые виды птиц назывались нгарамби, потому что они были духами умерших людей. Птицы стали нарамби во время сезона гнездования и Маллифул назывался нгарамби, потому что его яйца считались более ценными в пищу, хотя за нарушение не было никаких наказаний. Продукты, на которые налагались сверхъестественные санкции, ограничивались летучими мышами , белыми совами и некоторыми продуктами, которые были разрешены только женщинам или беременным женщинам. Отдельную категорию нгарамби составляли молодые мальчики, проходящие инициацию. Сами они считались нгарамби, и любая еда, которую они ловили или готовили, была нгарамби для всех женщин, которым даже запрещалось ее видеть или нюхать. Нарушение, будь то случайное или преднамеренное, приводило к физическим наказаниям, включая пронзение копьем, которые применялись не только к женщине, но и к ее родственникам. Таплин в 1862 году отметил, что запреты нгарамби регулярно нарушались детьми из-за европейского влияния, а в 1930-х годах Берндт записал, что большинство нгарамби были забыты, а если и известны, то игнорировались. [42]

Социальная организация

[ редактировать ]

Согласно Таплину, существовало восемнадцать территориальных кланов или лакалиниери , составлявших «конфедерацию» или «нацию» Нгарринджери, каждым из которых управляло около дюжины старейшин ( тенди ). каждого клана Тенди , в свою очередь, собирались, чтобы избрать рупулли , или вождя всей конфедерации Нгарринджери. Тэплин истолковал это как централизованно управляемое иерархическое правительство, представляющее племенные владения ( руве ), которому было делегировано управление восемнадцатью независимыми территориями. [43]

Нгарринджери маленьери

[ редактировать ]

Тэплина Список 18 мужских болей [7] [9] [д] У каждого прианьери есть свой nga:tji/ngaitji . [и] был дополнительно усовершенствован Альфредом Уильямом Ховиттом , опираясь на информацию, полученную им от Тэплина, и в списке 20. [44] Следующее воспроизводит версию этого списка Ховитта с указанием, где возможно, местоположения и тотема .

клан маме Расположение Родное слово / английское значение Тотем ( нгаитджи )
Раминджери . Энкаунтер-Бэй ; [ф] румаи (запад) поворот / поворот плетёная жвачка
Танганарин . Гулва Куронгу. [45] (куда нам идти?) мангуритпури . пеликан или облака .
Кандарлиндери . Западная сторона устья Мюррея . [46] (киты) Кандарли кит
Легочный . Восточная сторона Мюррей-Маут (приморские мужчины) Тьеллитьелли крачка
Турарорн Остров Мунду на озере Александрина. болваны мужики шоу/каверы . простофиля
Банкир [г] Куронг к востоку от озера Альберт (глубокая вода) масляная рыба)
Канмерарар . Куронг между Пакинджери и Нгрангатари (мужчины-кефали) кефаль ( Кефаль ).
Кайкалабинджери . Южный/восточный берег озера Альберт (смотрит) а) муравей- бык нгулгар-инджери ; б) пинги , водяной сорняк
Божий помощник Восточная сторона озера Альберт (густая или мутная вода) Ваньи шоколадный Шелдрейк
Рангулиндери . Западный берег озера Альберт (воющая собака) туриит-пани темного окраса ( динго )
Каратиндери . Восточная сторона озера Александрина вокруг Пойнт-Малкольм (сигнальный дым) туриит-пани (светлый динго )
Пилтинджери . восточный берег Александринского озера (муравьи) (а) Манинки . ( пиявки ); (б) помери , ( сом ). [час]
Talk-indyeri ((a(полнота) (b)Artemis sp. (а)? пиявка/? сом? (б) кружевная ящерица тияви .
Вуллок (древесный воробей) ?пиявка, ?сом? кружевная ящерица?
Каровалли К северу от озера Александрина (ушёл туда) Уэйи Уипснейк
Фиолетовый . Западная сторона Александринского озера вокруг Миланга (место камыша) плавать . мускусная утка
Велиндджери . Северный берег Александринского озера. (принадлежащий самому себе или сам по себе) накаре черная утка ; ухмыльнулась краснобрюхая черная змея
Лутинджери Река Мюррей (принадлежит восходящему солнцу) кунгари черный лебедь ; кричать ; Кикинумми серобрюхая черная змея
Это древний Река Мюррей Порча набережной (север) Наккаре черная утка
Нрангатари / Гуррунгвари Ласепед-Бэй ; (на юго-востоке/юго-западе) Ваукавие- кенгуру-крыса

Каждый член лакиньери связан кровным родством, и запрещено жениться на другом члене того же лакиньери . Пара также не может вступить в брак с членом другого лакиньери, если у них есть общий прадедушка и дедушка (или более близкий родственник). [ нужна ссылка ]

Исследования Нормана Тиндейла в 1920-х годах и этнографическое исследование Рональда и Кэтрин Берндт , проведенное в 1930-х годах, установили только 10 лакиньераров. Тиндейл работал с Кларенсом Лонгом (человеком из Тангани), а Берндты работали с Альбертом Карлоаном (человеком из Яральди). [47]

  • Мальгандува – До Берндта никаких упоминаний нет. Семейные группы не выявлены.
  • Марунггулинджери – Никаких упоминаний до Берндта. Две семейные группы.
  • Наберуволин . – Никаких упоминаний до Берндта. Семейные группы не идентифицированы, могут быть связаны с Потаволином.
  • Потаволин - также пишется Портхаулун и Портаулан. Дэвид Унайпон сказал, что это название языка и что лакиньери зовут Варувальди. Семейные группы не выявлены, но записаны Рэдклиффом-Брауном (1918: 253).
  • Раминджери . - Также пишется Раминьери, Раминджери, Раминдерар или Раминджерар (ар = множественное число), также известный как Рамонг и Тарбана-валун. 27 семейных групп.
  • Тангани . - Также пишется Тангане, Танганарин, Тангалун и Тенгги. Подтверждено 19 семейных групп и восемь зарегистрировано, но не обнаружено. Канмерарорн и пакинджери лакиньери, названные Таплином, записаны как семейная группа Тангани.
  • Пробуждение . - Также пишется Варки, Варкенд, также известный как Коровалле, Коровалде и Кораулун. Одна семейная группа.
  • Валерумальди . - Также пишется Варувальди (см. Потаволин). Две семейные группы.
  • Воньякалди . - Также пишется Вуньякулде и Ванакалде. Одна семейная группа.
  • Яральди . - Также пишется Яральде, Джаралде и Ярилде. 14 семейных групп. В 1930-х годах руве (земля) шести из этих семейных групп простиралась вдоль побережья от мыса Джервис до нескольких километров к югу от Аделаиды, земли, которая традиционно считалась Каурной . Преподобный Джордж Тэплин записал в 1879 году, что Раминджери оккупировали южную часть побережья от залива Энкаунтер, примерно в 100 км к югу от Аделаиды, до мыса Джервис, но не упомянул о какой-либо более северной оккупации Нгарринджери. Берндт утверждает, что семейные группы Нгарринджери, возможно, расширились вдоль торговых путей, поскольку Каурна были лишены собственности колонистами. [48]

Некоторые лакиньери могли исчезнуть, а другие могли слиться в результате сокращения численности населения после колонизации. Кроме того, семейные группы внутри лакиньерара будут использовать местный диалект или название своей собственной семейной группы для имен лакиньери, что также приводит к путанице. Например, Джаралде, Джаралди, Джарилдекальд и Джарилдикальд были названиями отдельных семейных групп, как и Раминджари, Раминджерар, Раминджери, Рамингара, Раминджери, Раминьери. Некоторые из них также используются в качестве названий лакиньерара. [47] Семейные группы также могли менять свои лакиньери. Берндт обнаружил, что две семейные группы Тангани, жившие рядом с семейной группой Яральди, усвоили свой диалект и, таким образом, теперь считались Яральди. [49]

Региональная администрация Нгарринджери

[ редактировать ]

Региональная администрация Нгарринджери (NRA) является высшим представительным органом народа Нгарринджери. [50] В его состав входят представители 12 низовых организаций Нгарринджери, а также еще четыре избранных члена сообщества. Его цель состоит в том, чтобы:

  • Защищайте и улучшайте благосостояние народа Нгарринджери,
  • Защищать территории, имеющие особое значение для народа нгарринджери,
  • Улучшить экономические возможности народа Нгарринджери,
  • Содействовать программам социального обеспечения в интересах аборигенов,
  • Преследовать коренные права на традиционные земли и воды народа нгарринджери,
  • Заключать соглашения о контрактах с третьими лицами от имени народа Нгарринджери,
  • Управлять землей, имеющей культурное значение для народа Нгарринджери, и иметь какие-либо интересы в такой земле в качестве попечителя или иным образом от его имени,
  • Выступать в качестве попечителя любого траста, созданного в интересах народа Нгарринджери,
  • Защитите права интеллектуальной собственности народа Нгарринджери.

Известные люди

[ редактировать ]
Дэвид Унайпон

Несколько слов

[ редактировать ]
  • соболезнование (кит) [51]
  • korni/korne (man) [51]
  • крингкари, грингари (белый человек) [51]
  • мулдарпи/муларпи (путешествующий дух колдунов и незнакомцев) [51]
  • янун (говорить, говорить) [52]

Животные, вымершие со времен колонизации

[ редактировать ]

Источник: Хобсон 2010 , с. 398

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Берндты определили, что кукабраки обитают в Нижнем Мюррее, озерах и прибрежных районах ( Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , стр. 22).
  2. Первоначально площадь земли составляла всего 180 га (440 акров), но в 1872 году она была расширена до 688 га (1700 акров).
  3. ^ Каурна называли Нгарринджери Паруру . Слово Каурна означало как «необрезанный», так и «животное».
  4. ^ Оригинальный список Тэплина можно изучить в Woods & Taplin 1879 , стр. 2
  5. Таплин интерпретирует значение этого термина как «друг». ( Таплин 1879 , стр. 35)
  6. ^ Unaipon добавляет мыс Джервис ( Unaipon 2001 , стр. 145)
  7. Тэплин написал parkindjeri , исправлено Брауном. ( Браун 1918 , стр. 251)
  8. ^ Браун добавляет третий тотем: (c) калкалли . ( кружевная ящерица ). ( Браун 1918 , стр. 251)
  1. ^ Тиндейл 1974 .
  2. ^ Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , с. XVIII.
  3. ^ Уотсон 2014 , с. 75.
  4. ^ Jump up to: а б с Белл 1998 , с. 458.
  5. ^ Харрис 1990 , с. 373.
  6. ^ Jump up to: а б Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , с. 19.
  7. ^ Jump up to: а б с Таплин 1879 , с. 34.
  8. ^ Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , с. 21.
  9. ^ Jump up to: а б Пейт 2006 , с. 239.
  10. ^ Тиндейл 1974 , с. 212.
  11. ^ Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , с. xxvii.
  12. ^ Хортон 1996 .
  13. ^ Пейт 2006 , с. 226.
  14. ^ Саймонс 2003 , стр. 18–19.
  15. ^ Дженкин 1979 , с. 50.
  16. ^ Рассел 2012 , с. 34.
  17. ^ CE Бартлетт Краткая история заповедника Пойнт-Макли и Ассоциации друзей аборигенов округа, 1959.
  18. ^ Брум 2019 , с. 87.
  19. ^ Jump up to: а б Брум 2019 , с. 91.
  20. ^ Jump up to: а б Региональная администрация Нгарринджери .
  21. ^ Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , с. 7.
  22. ^ Брантон 1998 .
  23. ^ Белл 2008 , с. 18.
  24. ^ Белл 2010 , с. 15.
  25. ^ Новости ABC 2008 .
  26. ^ Мейер 1843 , стр. 1–121.
  27. ^ Хобсон 2010 , стр. 395–396.
  28. ^ Диксон 2002 , с. xxxvi.
  29. ^ Кларк 2003 , с. 393.
  30. ^ Саймонс 2003 , с. 26.
  31. ^ Саймонс 2003 , стр. 44–45.
  32. ^ Jump up to: а б с Саллех, Анна (27 мая 2021 г.). «Проект знаний коренных народов может помочь спасти находящиеся под угрозой исчезновения водно-болотные угодья полуострова Флерье» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 30 мая 2021 г.
  33. ^ Дженкин 1979 .
  34. ^ Jump up to: а б Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , стр. 20–22.
  35. ^ Таплин 1879 , с. 43.
  36. ^ Jump up to: а б с Ффорде, Хьюберт и Тернбулл 2004 .
  37. ^ Саймонс 2003 , с. 19.
  38. ^ Ассоциация земель и наследия Нгаджури Валпа Юри
  39. ^ Jump up to: а б Дженкин 1979 , стр. 14–15.
  40. ^ Креффт 1865 , стр. 361–362.
  41. ^ Дженкин 1979 , с. 284.
  42. ^ Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , стр. 22–26.
  43. ^ Пейт 2006 , с. 238.
  44. ^ Ховитт 1904 , с. 131.
  45. ^ Смит и Вобст 2005 , с. 245.
  46. ^ Унайпон 2001 , с. 19.
  47. ^ Jump up to: а б Статус языков коренных народов в Южной Австралии, 2002 г.
  48. ^ Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , с. 312.
  49. ^ Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , с. 32.
  50. ^ НРА .
  51. ^ Jump up to: а б с д Белл 1998 , с. xiii.
  52. ^ Белл 1998 , с. xiv.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8bda3814cfc06743e8c04392d4288f51__1716274080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/51/8bda3814cfc06743e8c04392d4288f51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ngarrindjeri - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)