Дэвид Унайпон
Дэвид Нгунаитпони | |
---|---|
![]() Унайпон в конце 1920-х годов | |
Рожденный | Дэвид Нгунаитпони 28 сентября 1872 г. |
Умер | 7 февраля 1967 г. Тайлем-Бенд , Южная Австралия , Австралия | ( 94 года
Национальность | Австралийский абориген ( портаулун ) [1] |
Другие имена | Дэвид Унайпон ( англизация ) |
Образование | Миссионерская школа Раукка |
Супруг | Кэтрин Картер ( урожденная Самнер ) |
Родители |
|

Дэвид Нгунаитпони (28 сентября 1872 — 7 февраля 1967), известный как Дэвид Унайпон , был австралийским проповедником, изобретателем и писателем из числа аборигенов Австралии. Мужчина из Нгарринджери , его вклад в австралийское общество помог разрушить многие стереотипы об аборигенах, и он изображен на австралийской банкноте в 50 долларов в ознаменование его работы. Он был сыном проповедника и писателя Джеймса Унайпона .
Биография
[ редактировать ]Дэвид Нгунаитпони родился 28 сентября 1872 года в миссии Пойнт Макли на берегу Александринского озера в Куронг регионе в Южной Австралии . Унайпон был четвертым из девяти детей Джеймса , проповедника, и Нимбулды Нгунаитпони. Оба родителя были носителями языка Яральди , [2] и члены Портаулунской ветви народа Нгарринджери . Унайпон начал свое образование в возрасте семи лет в миссионерской школе Пойнт Макли и вскоре стал известен своим умом. В 1887 году бывший секретарь Ассоциации друзей аборигенов заявил: «Я только хотел бы, чтобы большинство белых мальчиков были такими же умными». умный, хорошо обученный и воспитанный, как тот малыш, за которого я сейчас отвечаю». [3]
Унайпон бросил школу в 13 лет, чтобы работать слугой у CB Young в Аделаиде , где Янг активно поощрял интерес Унайпона к литературе, философии, науке и музыке. В 1890 году он вернулся в Пойнт-Макли, где пошел учеником сапожника и был назначен органистом миссии. [4] В конце 1890-х годов он поехал в Аделаиду, но обнаружил, что его цвет кожи является препятствием для трудоустройства в его профессии, и вместо этого устроился кладовщиком у сапожника в Аделаиде, прежде чем вернуться на работу бухгалтером в магазине Point McLeay.
Позже он был нанят Ассоциацией друзей аборигенов в качестве представителя , в этой роли он путешествовал и широко проповедовал в поисках поддержки миссии Пойнт Макли. [5] Унайпон ушел из проповеди в 1959 году, но продолжал работать над своими изобретениями до 1960-х годов. [2]
изобретатель
[ редактировать ]Унайпон потратил пять лет на попытки создать вечный двигатель . В ходе своей работы он разработал ряд устройств. [6] На семьдесят девятом году жизни он все еще пытался создать такое устройство. [7]
По данным некоторых источников, Унайпон получил предварительные патенты на 19 изобретений , но не смог позволить себе полностью запатентовать ни одно из своих изобретений. Мюке и Шумейкер говорят, что между «1910 и 1944 годами он подал десять… заявок на такие разнообразные изобретения, как антигравитационное устройство, многорадиальное колесо и наконечник для стрижки овец». [8] [9] Предварительный патент № 15 624, который он ратифицировал в 1910 году, касается «улучшенного механического приводного устройства». [10] это преобразованное вращательное движение, которое «применяется, например, эксцентриком » , [11] в тангенциальное возвратно-поступательное движение, примером применения являются ножницы для овец . Изобретение, лежащее в основе современных механических ножниц для овец, было представлено без получения Унайпоном какой-либо финансовой отдачи, и, за исключением газетного сообщения 1910 года, в котором он был признан изобретателем, он не получил никакого современного признания. [6]
Другие изобретения включали центробежный двигатель и механическое двигательное устройство. Он был также известен как австралиец Леонардо да Винчи за свои механические идеи, которые включали в себя до Первой мировой войны, чертежи конструкции вертолета основанные на принципе бумеранга , и его исследования поляризации света ; он также провел большую часть своей жизни, пытаясь создать вечный двигатель . [12] В преклонном возрасте он вернулся на родину, где дальше работал над изобретениями.
Писатель и преподаватель
[ редактировать ]
Унайпон был одержим правильным английским языком и в разговоре имел тенденцию использовать классический английский, а не общепринятый. Его письменный язык следовал стилю Джона Мильтона и Джона Баньяна . [5]
Унайпон был первым автором-аборигеном, который был опубликован после того, как в начале 1920-х годов Университет Аделаиды поручил ему составить книгу о легендах аборигенов. [13] Его первая статья «Аборигены: их традиции и обычаи» была опубликована 2 августа 1924 года в газете Sydney Daily Telegraph , после чего он написал еще множество статей. [14] Он опубликовал три коротких буклета с историями аборигенов в 1927, 1928 и 1929 годах. За это время он писал на самые разные темы: от вечного двигателя и полета на вертолете до легенд аборигенов и кампаний за права аборигенов. [13]
Его работа в Ассоциации друзей аборигенов по сбору денег на подписку позволила ему много путешествовать. Путешествие позволило ему познакомиться со многими умными людьми, сочувствующими делу защиты прав аборигенов, и дало ему возможность читать лекции о культуре и правах аборигенов. Он был очень востребован как оратор.
Унайпон был первым писателем-аборигеном, опубликовавшим свою работу на английском языке. [15] автор многочисленных статей в газетах и журналах, в том числе в Sydney Daily Telegraph , пересказывающих традиционные истории и отстаивающих права аборигенов.
Пять традиционных рассказов Унайпона были опубликованы в 1929 году под названием « Native Legends» под его собственным именем и с его изображением на обложке. [16]
Некоторые из традиционных историй аборигенов Унайпона были опубликованы в книге 1930 года « Мифы и легенды австралийских аборигенов » под именем антрополога Уильяма Рамзи Смита . [9] Они были переизданы в оригинальном виде под именем автора под названием « Легендарные сказки австралийских аборигенов» . [17]
Другая работа
[ редактировать ]Унайпон был признанным авторитетом в области баллистики . [6]
Унайпон также участвовал в политических вопросах, связанных с делами аборигенов, и был активным сторонником самоопределения аборигенов , в том числе работал исследователем и свидетелем в ходе расследования Бликли о благосостоянии аборигенов в 1928 году, а также лоббировал австралийское правительство , чтобы оно взяло на себя ответственность за аборигенов. из входящих в его состав государств . Он предложил правительству Южной Австралии заменить должность главного защитника аборигенов ответственным советом и был арестован за попытку предоставить аборигенам отдельную территорию в центральной и северной Австралии. [2]
Сообщалось, что в 1936 году он был первым аборигеном, присутствовавшим на приеме , когда он присутствовал на приеме в честь столетия Южной Австралии в Аделаиде, событии, которое попало в международные новости. [18]
Позиция Унайпона по вопросам аборигенов привела его к конфликту с другими лидерами аборигенов, включая Уильяма Купера из Лиги австралийских аборигенов , и Унайпон публично раскритиковал « День траура », проводимый Лигой в 150-летие прибытия Первого флота , утверждая, что протест только нанесет ущерб репутации Австралии за рубежом и укрепит негативное общественное мнение об аборигенах. [19]
Почести и награды
[ редактировать ]В возрасте 81 года Унайпон был награжден Коронационной медалью в 1953 году в честь коронации королевы Елизаветы II . [20]
В 1985 году он посмертно получил премию FAW Патрисии Вейкхардт писателю-аборигену . [20] [21]
Личная жизнь
[ редактировать ]4 января 1902 года он женился на Кэтрин Картер ( урожденной Самнер ), женщине из Тангани, которая умерла в 1928 году, но их брак не был счастливым. [2]
Унайпон был любознательным религиозным человеком, верящим в эквивалентность традиционной духовности аборигенов и христианства . [ нужна ссылка ] Наибольшее влияние на него оказали англиканская и конгрегационалистская церкви . [2] Во время поездок на публичные выступления ему часто отказывали в размещении из-за его расовой принадлежности. [13] Он сказал: «...во Христе Иисусе цвет кожи и расовые различия исчезают...» и что эта мысль помогала ему в такие моменты. [22]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Унайпон умер в больнице Тайлем-Бенд 7 февраля 1967 года и был похоронен на миссионерском кладбище Рауккан (ранее Пойнт Макли). [2] У него остался сын. [2]
Банкнота в пятьдесят долларов
[ редактировать ]
В 1995 году Unaipon был изображен на первой полимерной банкноте номиналом 50 долларов . В 2018 году банкнота в 50 долларов была модернизирована, а дизайн улучшен и теперь включает изображение его личности из Нгарринджери. [23] [24]
В конце 2008 года активист-абориген Аллан «Чирпи» Кэмпбелл, внучатый племянник Дэвида Унайпона, потерпел неудачу в попытке договориться об урегулировании спора с Резервным банком Австралии за использование изображения Унайпона на банкноте без разрешения семьи. Аргумент Кэмпбелла заключался в том, что женщина (которая впоследствии умерла), с которой первоначально консультировался Резервный банк, не имела отношения к Унайпону. [25] [26] Кэмпбелл, заявивший, что нет никаких доказательств того, что женщина, от которой в 1994 году было получено разрешение, Мелва Линда Картер, на самом деле была внучатой племянницей Унайпона, [27] [28] как она утверждала. Он требовал компенсации в размере 30 миллионов австралийских долларов, которую, по его словам, он потратит на создание благотворительной организации для психически больных детей. [29] [30] С 2015 года он продолжал выступать в Facebook по этому вопросу. [28]
Другое признание
[ редактировать ]Его жизни и творчеству было отдано много дань уважения.
В 1988 году были учреждены две литературные премии в знак признания вклада Унайпона:
- Литературная премия Дэвида Унайпона — ежегодная награда, вручаемая за лучшие произведения года неопубликованными авторами-аборигенами и жителями островов Торресова пролива. [31] [13]
- Премия Дэвида Унайпона для писателей-аборигенов — национальная награда. [2]
Также в 1988 году была учреждена ежегодная лекция Unaipon в Аделаиде. [32] [2] [33]
В 1992 году Канберры Унайпон-авеню в пригороде Нгуннавал . его именем была названа [34] [32]
была создана Школа Унайпон, позже названная Колледжем образования и исследований коренных народов Дэвида Унайпона В 1996 году в Университете Южной Австралии . [35] [36] Он закрылся в 2015 году, когда было признано ненужным иметь отдельный кампус для студентов из числа коренного населения, и была принята другая структура обслуживания студентов из числа коренного населения. [37] [38]
интерпретирующий танец, основанный на жизни Унайпона, «Унайпон» создал и исполнил В 2004 году Танцевальный театр Бангарры . [39] [40]
Работает
[ редактировать ]- Унайпон, Дэвид (2001). Легендарные сказания австралийских аборигенов . Издательство Мельбурнского университета. ISBN 0-522-84905-9 .
- Рукопись тома 1 «Легендарных сказок австралийских аборигенов», написанная Дэвидом Унайпоном, 1924–1925 гг., Приобретенная в Издательском архиве Ангуса и Робертсона в 1933 г. Государственной библиотекой Нового Южного Уэльса.
- Машинопись тома 2 «Легендарных сказок австралийских аборигенов» Дэвида Унайпона, 1924–1925 гг., Приобретенного в Издательском архиве Ангуса и Робертсона в 1933 г. Государственной библиотекой Нового Южного Уэльса.
- 8. Унайпон, Дэвид, 1925–1927 , том 85. Пункт 2: Файлы переписки Ангуса и Робертсона от Лилиан Ирен Тернер с Артуром Стайлсом Валлаком, 1896–1931, приобретенные в Издательском архиве Ангуса и Робертсона в 1933 году Государственной библиотекой Нью-Йорка. Южный Уэльс
- Легенды аборигенов (Hungarrda) Дэвида Унайпона, 1924–1925, опубликовано Аделаидой: Sn, Государственная библиотека Нового Южного Уэльса , 398.20994/41
- Унайпон, Дэвид (2 августа 1924 г.). «АБОРИГЕНЫ: их традиции и обычаи – откуда они пришли?» . «Дейли телеграф» . № 13, 932. Новый Южный Уэльс, Австралия: Национальная библиотека Австралии . п. 13 . Проверено 16 апреля 2021 г. - через Trove .
См. также
[ редактировать ]- Джеймс Унайпон
- Рауккан, Южная Австралия
- Нгарринджери
- Список исторических деятелей коренных народов Австралии
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Единственным первоисточником названия Нимбулда является Джордж Таплин . В генеалогии Яральди, составленной Рональдом Берндтом, она названа Нимберинджери, причем Нимбулда была первой женой ее отца, а также была еще одна женщина с таким же именем, женатая на другом родственнике. Не исключено, что она была известна под обоими именами. Традиция аборигенов требовала, чтобы после смерти имя умершего больше нельзя было использовать, а те, у кого было такое же имя, брали новое имя ( Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , стр. 515–516).
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тиндейл 1974 , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я АуДБ, 1990 год .
- ^ Дженкин 1979 , с. 185.
- ^ ХТоСА .
- ^ Перейти обратно: а б Харрис 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дженкин 1979 , стр. 234–236.
- ^ Хоскинг 1995 , с. 89.
- ^ Unaipon, Muecke & Shoemaker 2001 , стр. xvi.
- ^ Перейти обратно: а б Миллер 2005 , с. ?.
- ^ АусПат 1909 .
- ^ Выкл. Пэт 15624
- ^ АВС 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Австралийское географическое издание 2014 .
- ^ МакКеон, Неванка (29 февраля 2016 г.). «Дэвид Унайпон и банкнота в 50 долларов: история изображения» . НИТВ . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Гейл 1997 , с. 41.
- ^ Хоскинг 1995 , с. 94.
- ^ Unaipon, Muecke & Shoemaker 2001 .
- ^ Таймс 1936 , с. 15.
- ^ Эттвуд и Маркус 2004 , стр. 86–88.
- ^ Перейти обратно: а б «Дэвид Унайпон — Легендарные сказки» . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса . 30 мая 2011 года . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ АустЛит .
- ^ Хоскинг 1995 , с. ?.
- ^ «Инновация» . Музей Резервного банка Австралии . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Банкнота 50 долларов» . Банкноты Резервного банка Австралии . 4 октября 1995 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Стэтхэм 2008 .
- ^ «Семья коренного жителя на 50-долларовой банкноте требует компенсации» . Сидней Морнинг Геральд . 27 ноября 2008 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Джон Грегори Кэмпбелл (12 июля 2015 г.). «Это фотография Мелве Линды Картер…» Facebook . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аллан Чирпи Кэмпбелл (21 апреля 2015 г.). «Они — аборигены миссии Пойнт-Маклей…» Facebook . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Портрет австралийской 50-долларовой банкноты (B228) использован без разрешения?» . Банкнотные новости . 4 декабря 2008 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Предложение о компенсации за племянника в 50 долларов отклонено» . Новости АВС . 27 ноября 2008 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Австралиец .
- ^ Перейти обратно: а б Унайпон Авеню .
- ^ СРП 2018 .
- ^ «Слова на месте: цифровая картография австралийских писателей и писателей из Сиднея, Мельбурна и Канберры» . Университет Маккуори . 13 июня 2017 г. Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Колледж Дэвида Унайпона .
- ^ «Наши вехи» . Университет Южной Австралии . 2 мая 2023 г. Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Колледж коренных народов ЮАР закроется» . Новости СБС . 14 сентября 2015 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Лиддл, Селеста (21 сентября 2015 г.). «Центр Дэвида Унайпона в UniSA будет закрыт» . НТЭУ . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Уайтхорн 2010 , с. 16.
- ^ «Создание Унайпона» . Бангарра . Проверено 27 ноября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Эттвуд, Бэйн; Маркус, Эндрю (2004). Думая черным: Уильям Купер и Лига австралийских аборигенов . Пресса по изучению аборигенов . ISBN 978-0-855-75459-4 .
- «Австралийские аборигены в Леве». Таймс . Лондон. 24 июня 1936 г. с. 15.
- Берндт, Рональд Мюррей ; Берндт, Кэтрин Хелен ; Стэнтон, Джон Э. (1993). Мир, который был: Яральди реки Мюррей и озер, Южная Австралия . Университет Британской Колумбии UBC Press. ISBN 978-0-774-80478-3 .
- «Колледж образования и исследований коренных народов Дэвида Унайпона» . Университет Южной Австралии. Архивировано из оригинала 7 марта 2009 года.
- «Лекция Дэвида Унайпона 2018: Центры власти австралийских аборигенов» . Ассоциация политических исследований (PSA). 28 ноября 2018 года . Проверено 13 февраля 2020 г. .
- «Дэвид Унайпон Проповедник, изобретатель, музыкант и писатель» . Исторический фонд Южной Австралии. Архивировано из оригинала 13 марта 2011 года.
- «Премия FAW Патрисии Вейкхардт писателю-аборигену» . АустЛит . Проверено 13 февраля 2020 г. .
- Гейл, Мэри-Энн (1997). История письменности на языках аборигенов Институт исследований аборигенов Университета Южной Австралии . ISBN 978-0-868-03182-8 .
- Гроссман, Мишель (2013). Запутанные предметы: межкультурные разговоры, тексты и современность коренных и австралийских народов . Родопи . ISBN 978-9-401-20913-7 .
- Харрис, Джон (2004). «Унайпон, Дэвид (1872–1967)» . Ассоциация евангелической истории Австралии. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года – через веб-журналы.
- Хоскинг, Сьюзен (1995). «Дэвид Унайпон-Его история» . Баттерсс, Филип (ред.). Southwords: Очерки письменности Южной Австралии . Уэйкфилд Пресс. стр. 85–100. ISBN 978-1-862-54354-6 .
- «Усовершенствованное механическое устройство перемещения (номер заявки 1909015624)» . Правительство Австралии – IP Australia. 1909 год.
- Дженкин, Грэм (1979). Завоевание Нгарринджери . Ригби . ISBN 978-0-727-01112-1 .
- Джонс, Филип (1990). «Унайпон, Дэвид (1872 – 1967)» . Австралийский биографический словарь . Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 . Проверено 13 января 2009 г.
- «Человек на наши 50 долларов, Дэвид Унайпон, родился в этот день» . Австралийское географическое издание . 28 сентября 2014 года . Проверено 11 ноября 2014 г.
- Миллер, Бенджамин (2005). «Запутывающие эпистемологии: белизна, мимикрия и ассимиляция в книге Дэвида Унайпона «Смешение языка» » (PDF) . Высота: электронный журнал новых гуманитарных работ . 6 : 1–13.
- «На берегу чужой земли: Дэвид Унайпон» . Австралийская радиовещательная корпорация . 7 марта 2009 года . Проверено 26 февраля 2009 г.
- «Писательница-новичок Эми Баркер присоединяется к литераторам» . Австралиец . Проверено 16 октября 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- Стэтхэм, Ларин (27 ноября 2008 г.). «Семья хочет подарок за купюру в 50 долларов» . news.com.au. ААП. Архивировано из оригинала 27 мая 2009 года . Проверено 28 ноября 2008 г. .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Портаулун (ЮАР)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 . Архивировано из оригинала 25 марта 2018 года . Проверено 25 марта 2018 г.
- «Унайпон Авеню» . ACT Планирование и Земельное управление. Архивировано из оригинала 15 марта 2011 года . Проверено 11 ноября 2010 г.
- Унайпон, Дэвид ; Мюке, Стивен; Шумейкер, Адам (2001). «Репатриация истории». В Мюке, Стивен; Шумейкер, Адам (ред.). Легендарные сказания австралийских аборигенов . Издательство Мельбурнского университета . ISBN 978-0-522-84905-9 .
- Уайтхорн, Зейн (март – май 2010 г.). «Наследие Дэвида Унайпона». Ленты новостей коренных народов . п. 16.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биографические заметки хореографа Театра танца Бангарра . Фрэнсис Рингс
- Дэвид и Джеймс Унайпон в школе Унайпон Университета Южной Австралии
- Премия Дэвида Унайпона Университета Квинсленда Press
- Выставка цифрового искусства «Легендарные сказки»
- Интернет-коллекция Дэвида Унайпона - Государственная библиотека Нового Южного Уэльса