Jump to content

Дэвид Унайпон

Дэвид Нгунаитпони
Унайпон в конце 1920-х годов
Рожденный
Дэвид Нгунаитпони

( 1872-09-28 ) 28 сентября 1872 г.
Умер 7 февраля 1967 г. ) ( 1967-02-07 ) ( 94 года
Национальность Австралийский абориген ( портаулун ) [1]
Другие имена Дэвид Унайпон ( англизация )
Образование Миссионерская школа Раукка
Супруг Кэтрин Картер ( урожденная Самнер )
Родители
Дэвид Унайпон в 1938 году

Дэвид Нгунаитпони (28 сентября 1872 — 7 февраля 1967), известный как Дэвид Унайпон , был австралийским проповедником, изобретателем и писателем из числа аборигенов Австралии. Мужчина из Нгарринджери , его вклад в австралийское общество помог разрушить многие стереотипы об аборигенах, и он изображен на австралийской банкноте в 50 долларов в ознаменование его работы. Он был сыном проповедника и писателя Джеймса Унайпона .

Биография

[ редактировать ]

Дэвид Нгунаитпони родился 28 сентября 1872 года в миссии Пойнт Макли на берегу Александринского озера в Куронг регионе в Южной Австралии . Унайпон был четвертым из девяти детей Джеймса , проповедника, и Нимбулды Нгунаитпони. Оба родителя были носителями языка Яральди , [2] и члены Портаулунской ветви народа Нгарринджери . Унайпон начал свое образование в возрасте семи лет в миссионерской школе Пойнт Макли и вскоре стал известен своим умом. В 1887 году бывший секретарь Ассоциации друзей аборигенов заявил: «Я только хотел бы, чтобы большинство белых мальчиков были такими же умными». умный, хорошо обученный и воспитанный, как тот малыш, за которого я сейчас отвечаю». [3]

Унайпон бросил школу в 13 лет, чтобы работать слугой у CB Young в Аделаиде , где Янг активно поощрял интерес Унайпона к литературе, философии, науке и музыке. В 1890 году он вернулся в Пойнт-Макли, где пошел учеником сапожника и был назначен органистом миссии. [4] В конце 1890-х годов он поехал в Аделаиду, но обнаружил, что его цвет кожи является препятствием для трудоустройства в его профессии, и вместо этого устроился кладовщиком у сапожника в Аделаиде, прежде чем вернуться на работу бухгалтером в магазине Point McLeay.

Позже он был нанят Ассоциацией друзей аборигенов в качестве представителя , в этой роли он путешествовал и широко проповедовал в поисках поддержки миссии Пойнт Макли. [5] Унайпон ушел из проповеди в 1959 году, но продолжал работать над своими изобретениями до 1960-х годов. [2]

изобретатель

[ редактировать ]

Унайпон потратил пять лет на попытки создать вечный двигатель . В ходе своей работы он разработал ряд устройств. [6] На семьдесят девятом году жизни он все еще пытался создать такое устройство. [7]

По данным некоторых источников, Унайпон получил предварительные патенты на 19 изобретений , но не смог позволить себе полностью запатентовать ни одно из своих изобретений. Мюке и Шумейкер говорят, что между «1910 и 1944 годами он подал десять… заявок на такие разнообразные изобретения, как антигравитационное устройство, многорадиальное колесо и наконечник для стрижки овец». [8] [9] Предварительный патент № 15 624, который он ратифицировал в 1910 году, касается «улучшенного механического приводного устройства». [10] это преобразованное вращательное движение, которое «применяется, например, эксцентриком » , [11] в тангенциальное возвратно-поступательное движение, примером применения являются ножницы для овец . Изобретение, лежащее в основе современных механических ножниц для овец, было представлено без получения Унайпоном какой-либо финансовой отдачи, и, за исключением газетного сообщения 1910 года, в котором он был признан изобретателем, он не получил никакого современного признания. [6]

Другие изобретения включали центробежный двигатель и механическое двигательное устройство. Он был также известен как австралиец Леонардо да Винчи за свои механические идеи, которые включали в себя до Первой мировой войны, чертежи конструкции вертолета основанные на принципе бумеранга , и его исследования поляризации света ; он также провел большую часть своей жизни, пытаясь создать вечный двигатель . [12] В преклонном возрасте он вернулся на родину, где дальше работал над изобретениями.

Писатель и преподаватель

[ редактировать ]
Портрет Дэвида Унайпона работы Гарольда Казно ок. 1934 год

Унайпон был одержим правильным английским языком и в разговоре имел тенденцию использовать классический английский, а не общепринятый. Его письменный язык следовал стилю Джона Мильтона и Джона Баньяна . [5]

Унайпон был первым автором-аборигеном, который был опубликован после того, как в начале 1920-х годов Университет Аделаиды поручил ему составить книгу о легендах аборигенов. [13] Его первая статья «Аборигены: их традиции и обычаи» была опубликована 2 августа 1924 года в газете Sydney Daily Telegraph , после чего он написал еще множество статей. [14] Он опубликовал три коротких буклета с историями аборигенов в 1927, 1928 и 1929 годах. За это время он писал на самые разные темы: от вечного двигателя и полета на вертолете до легенд аборигенов и кампаний за права аборигенов. [13]

Его работа в Ассоциации друзей аборигенов по сбору денег на подписку позволила ему много путешествовать. Путешествие позволило ему познакомиться со многими умными людьми, сочувствующими делу защиты прав аборигенов, и дало ему возможность читать лекции о культуре и правах аборигенов. Он был очень востребован как оратор.

Унайпон был первым писателем-аборигеном, опубликовавшим свою работу на английском языке. [15] автор многочисленных статей в газетах и ​​журналах, в том числе в Sydney Daily Telegraph , пересказывающих традиционные истории и отстаивающих права аборигенов.

Пять традиционных рассказов Унайпона были опубликованы в 1929 году под названием « Native Legends» под его собственным именем и с его изображением на обложке. [16]

Некоторые из традиционных историй аборигенов Унайпона были опубликованы в книге 1930 года « Мифы и легенды австралийских аборигенов » под именем антрополога Уильяма Рамзи Смита . [9] Они были переизданы в оригинальном виде под именем автора под названием « Легендарные сказки австралийских аборигенов» . [17]

Другая работа

[ редактировать ]

Унайпон был признанным авторитетом в области баллистики . [6]

Унайпон также участвовал в политических вопросах, связанных с делами аборигенов, и был активным сторонником самоопределения аборигенов , в том числе работал исследователем и свидетелем в ходе расследования Бликли о благосостоянии аборигенов в 1928 году, а также лоббировал австралийское правительство , чтобы оно взяло на себя ответственность за аборигенов. из входящих в его состав государств . Он предложил правительству Южной Австралии заменить должность главного защитника аборигенов ответственным советом и был арестован за попытку предоставить аборигенам отдельную территорию в центральной и северной Австралии. [2]

Сообщалось, что в 1936 году он был первым аборигеном, присутствовавшим на приеме , когда он присутствовал на приеме в честь столетия Южной Австралии в Аделаиде, событии, которое попало в международные новости. [18]

Позиция Унайпона по вопросам аборигенов привела его к конфликту с другими лидерами аборигенов, включая Уильяма Купера из Лиги австралийских аборигенов , и Унайпон публично раскритиковал « День траура », проводимый Лигой в 150-летие прибытия Первого флота , утверждая, что протест только нанесет ущерб репутации Австралии за рубежом и укрепит негативное общественное мнение об аборигенах. [19]

Почести и награды

[ редактировать ]

В возрасте 81 года Унайпон был награжден Коронационной медалью в 1953 году в честь коронации королевы Елизаветы II . [20]

В 1985 году он посмертно получил премию FAW Патрисии Вейкхардт писателю-аборигену . [20] [21]

Личная жизнь

[ редактировать ]

4 января 1902 года он женился на Кэтрин Картер ( урожденной Самнер ), женщине из Тангани, которая умерла в 1928 году, но их брак не был счастливым. [2]

Унайпон был любознательным религиозным человеком, верящим в эквивалентность традиционной духовности аборигенов и христианства . [ нужна ссылка ] Наибольшее влияние на него оказали англиканская и конгрегационалистская церкви . [2] Во время поездок на публичные выступления ему часто отказывали в размещении из-за его расовой принадлежности. [13] Он сказал: «...во Христе Иисусе цвет кожи и расовые различия исчезают...» и что эта мысль помогала ему в такие моменты. [22]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Унайпон умер в больнице Тайлем-Бенд 7 февраля 1967 года и был похоронен на миссионерском кладбище Рауккан (ранее Пойнт Макли). [2] У него остался сын. [2]

Банкнота в пятьдесят долларов

[ редактировать ]
Банкнота в 50 австралийских долларов с изображением Унайпона, миссией Рауккан и механическими ножницами Унайпона на заднем плане.

В 1995 году Unaipon был изображен на первой полимерной банкноте номиналом 50 долларов . В 2018 году банкнота в 50 долларов была модернизирована, а дизайн улучшен и теперь включает изображение его личности из Нгарринджери. [23] [24]

В конце 2008 года активист-абориген Аллан «Чирпи» Кэмпбелл, внучатый племянник Дэвида Унайпона, потерпел неудачу в попытке договориться об урегулировании спора с Резервным банком Австралии за использование изображения Унайпона на банкноте без разрешения семьи. Аргумент Кэмпбелла заключался в том, что женщина (которая впоследствии умерла), с которой первоначально консультировался Резервный банк, не имела отношения к Унайпону. [25] [26] Кэмпбелл, заявивший, что нет никаких доказательств того, что женщина, от которой в 1994 году было получено разрешение, Мелва Линда Картер, на самом деле была внучатой ​​племянницей Унайпона, [27] [28] как она утверждала. Он требовал компенсации в размере 30 миллионов австралийских долларов, которую, по его словам, он потратит на создание благотворительной организации для психически больных детей. [29] [30] С 2015 года он продолжал выступать в Facebook по этому вопросу. [28]

Другое признание

[ редактировать ]

Его жизни и творчеству было отдано много дань уважения.

В 1988 году были учреждены две литературные премии в знак признания вклада Унайпона:

Также в 1988 году была учреждена ежегодная лекция Unaipon в Аделаиде. [32] [2] [33]

В 1992 году Канберры Унайпон-авеню в пригороде Нгуннавал . его именем была названа [34] [32]

была создана Школа Унайпон, позже названная Колледжем образования и исследований коренных народов Дэвида Унайпона В 1996 году в Университете Южной Австралии . [35] [36] Он закрылся в 2015 году, когда было признано ненужным иметь отдельный кампус для студентов из числа коренного населения, и была принята другая структура обслуживания студентов из числа коренного населения. [37] [38]

интерпретирующий танец, основанный на жизни Унайпона, «Унайпон» создал и исполнил В 2004 году Танцевальный театр Бангарры . [39] [40]

Работает

[ редактировать ]
  • Унайпон, Дэвид (2001). Легендарные сказания австралийских аборигенов . Издательство Мельбурнского университета. ISBN  0-522-84905-9 .
  • Рукопись тома 1 «Легендарных сказок австралийских аборигенов», написанная Дэвидом Унайпоном, 1924–1925 гг., Приобретенная в Издательском архиве Ангуса и Робертсона в 1933 г. Государственной библиотекой Нового Южного Уэльса.
  • Машинопись тома 2 «Легендарных сказок австралийских аборигенов» Дэвида Унайпона, 1924–1925 гг., Приобретенного в Издательском архиве Ангуса и Робертсона в 1933 г. Государственной библиотекой Нового Южного Уэльса.
  • 8. Унайпон, Дэвид, 1925–1927 , том 85. Пункт 2: Файлы переписки Ангуса и Робертсона от Лилиан Ирен Тернер с Артуром Стайлсом Валлаком, 1896–1931, приобретенные в Издательском архиве Ангуса и Робертсона в 1933 году Государственной библиотекой Нью-Йорка. Южный Уэльс
  • Легенды аборигенов (Hungarrda) Дэвида Унайпона, 1924–1925, опубликовано Аделаидой: Sn, Государственная библиотека Нового Южного Уэльса , 398.20994/41
  • Унайпон, Дэвид (2 августа 1924 г.). «АБОРИГЕНЫ: их традиции и обычаи – откуда они пришли?» . «Дейли телеграф» . № 13, 932. Новый Южный Уэльс, Австралия: Национальная библиотека Австралии . п. 13 . Проверено 16 апреля 2021 г. - через Trove .

См. также

[ редактировать ]
  1. Единственным первоисточником названия Нимбулда является Джордж Таплин . В генеалогии Яральди, составленной Рональдом Берндтом, она названа Нимберинджери, причем Нимбулда была первой женой ее отца, а также была еще одна женщина с таким же именем, женатая на другом родственнике. Не исключено, что она была известна под обоими именами. Традиция аборигенов требовала, чтобы после смерти имя умершего больше нельзя было использовать, а те, у кого было такое же имя, брали новое имя ( Берндт, Берндт и Стэнтон 1993 , стр. 515–516).
  1. ^ Тиндейл 1974 , с. 217.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я АуДБ, 1990 год .
  3. ^ Дженкин 1979 , с. 185.
  4. ^ ХТоСА .
  5. ^ Перейти обратно: а б Харрис 2004 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Дженкин 1979 , стр. 234–236.
  7. ^ Хоскинг 1995 , с. 89.
  8. ^ Unaipon, Muecke & Shoemaker 2001 , стр. xvi.
  9. ^ Перейти обратно: а б Миллер 2005 , с. ?.
  10. ^ АусПат 1909 .
  11. ^ Выкл. Пэт 15624
  12. ^ АВС 2009 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Австралийское географическое издание 2014 .
  14. ^ МакКеон, Неванка (29 февраля 2016 г.). «Дэвид Унайпон и банкнота в 50 долларов: история изображения» . НИТВ . Проверено 27 ноября 2023 г.
  15. ^ Гейл 1997 , с. 41.
  16. ^ Хоскинг 1995 , с. 94.
  17. ^ Unaipon, Muecke & Shoemaker 2001 .
  18. ^ Таймс 1936 , с. 15.
  19. ^ Эттвуд и Маркус 2004 , стр. 86–88.
  20. ^ Перейти обратно: а б «Дэвид Унайпон — Легендарные сказки» . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса . 30 мая 2011 года . Проверено 7 ноября 2023 г.
  21. ^ АустЛит .
  22. ^ Хоскинг 1995 , с. ?.
  23. ^ «Инновация» . Музей Резервного банка Австралии . Проверено 27 ноября 2023 г.
  24. ^ «Банкнота 50 долларов» . Банкноты Резервного банка Австралии . 4 октября 1995 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
  25. ^ Стэтхэм 2008 .
  26. ^ «Семья коренного жителя на 50-долларовой банкноте требует компенсации» . Сидней Морнинг Геральд . 27 ноября 2008 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
  27. ^ Джон Грегори Кэмпбелл (12 июля 2015 г.). «Это фотография Мелве Линды Картер…» Facebook . Проверено 27 ноября 2023 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Аллан Чирпи Кэмпбелл (21 апреля 2015 г.). «Они — аборигены миссии Пойнт-Маклей…» Facebook . Проверено 27 ноября 2023 г.
  29. ^ «Портрет австралийской 50-долларовой банкноты (B228) использован без разрешения?» . Банкнотные новости . 4 декабря 2008 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
  30. ^ «Предложение о компенсации за племянника в 50 долларов отклонено» . Новости АВС . 27 ноября 2008 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
  31. ^ Австралиец .
  32. ^ Перейти обратно: а б Унайпон Авеню .
  33. ^ СРП 2018 .
  34. ^ «Слова на месте: цифровая картография австралийских писателей и писателей из Сиднея, Мельбурна и Канберры» . Университет Маккуори . 13 июня 2017 г. Проверено 27 ноября 2023 г.
  35. ^ Колледж Дэвида Унайпона .
  36. ^ «Наши вехи» . Университет Южной Австралии . 2 мая 2023 г. Проверено 27 ноября 2023 г.
  37. ^ «Колледж коренных народов ЮАР закроется» . Новости СБС . 14 сентября 2015 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
  38. ^ Лиддл, Селеста (21 сентября 2015 г.). «Центр Дэвида Унайпона в UniSA будет закрыт» . НТЭУ . Проверено 27 ноября 2023 г.
  39. ^ Уайтхорн 2010 , с. 16.
  40. ^ «Создание Унайпона» . Бангарра . Проверено 27 ноября 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52f90adb1f27ac8f21b8498997dd6c62__1721943060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/62/52f90adb1f27ac8f21b8498997dd6c62.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David Unaipon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)