Тильбруке

Тджилбруке (также Тджирбруки , Тджилбруки , Тджирбрук , Тджирбук или Тджирбуки ) — важный предок творения народа каурна на равнинах Аделаиды в австралийском штате Южная Австралия . [ 1 ] Тжилбруке был человеком из Каурны, который появился в «Сновидениях Каурны» около 11 000 лет назад. [ 2 ] Тропа сновидений Тжилбруке или Тропа сновидений Тжилбруке — это главная тропа сновидений , которая соединяет места от столичной Аделаиды на юг до мыса Джервис , некоторые из которых являются священными местами аборигенов , имеющими большое значение. [ 3 ]
Человек и существо-творец
[ редактировать ]«Сны Тджилбруке» возникли еще до контакта с европейцами и, вероятно, возникли, когда «племя равнин Аделаиды», Каурна, заселило эту территорию по крайней мере 2000 лет назад (о чем свидетельствуют археологические находки в бухте Халлетт , где стоянки Каурна пришли на смену стоянкам народа Картан из Остров Кенгуру , находившийся здесь десятки тысяч лет назад). [ 2 ] Каурна Йерта Парнгкарра (страна племени Каурна) простирается от мыса Джервис на юге до Кристал-Брук на севере, на запад до горных хребтов Лофти и залива Сент-Винсент, включая равнины и город Аделаиду. [ 4 ] [ 5 ]
История Тильбруке стала частью южного « Сновидения Каурны» . [ 2 ] Это больше, чем история творения ; для некоторых оно принимает статус религии, устанавливает стандарты и правила жизни и придает духовный смысл. Это и знание , и закон . [ 3 ] Предания повествуют о времени, когда все люди жили в соответствии с законами мирной торговли, которые управляли всей их жизнью. Закон был принесен на землю, и «Старый Тжирбруки», живший как обычный человек, хранитель закона, пришедшего с юга, после того, как вода покрыла землю (когда был создан Вонгга Йерло , или залив Сент-Винсент). . [ 4 ] ). Тжилбруке был известен как «великий охотник и создатель огня» и герой Каурны. Он также сыграл роль в защите животных и территории Каурны, в то же время проявляя уважение к соседним народам. Ценить все живое, будь то животное или человек, было частью их образа жизни с Каурной. [ 6 ]
Варианты написания и версии
[ редактировать ]Примерно в 1840 году антрополог Рональд Берндт записал написание «Тжирбук» или «Тжирбуки» от человека из Нгарринджери Альберта Карлована как название небольшого водно-болотного угодья . [ 7 ] Антрополог Норман Тиндейл из Южно-Австралийского музея записал написание как Тджирбруки, но сегодня наиболее часто используемое написание — Тджилбруке. [ 4 ]
С начала 1980-х годов семья Уильямс, принадлежащая к кланам Муллавирра и Мулла Май/ Куднарто , была старшими хранителями истории Тильбруке, а Карл Винда Телфер сотрудничал с Гэвином Мэлоуном, чтобы поделиться этой историей. Милерум, также известный как Кларенс Лонг, также внес свой вклад. передавалась в устной традиции . История Тжилбруке является частью более крупной и сложной истории, известной как «Сновидение Мунаинтья», которая на протяжении многих лет [ 4 ]
История сновидения Тильбруке
[ редактировать ]Рассказ о путешествии Тжилбрука вдоль восточного побережья Вонгга-Эрло/залива Сент-Винсент является наиболее известным из всех историй о сновидениях Каурны и стал символом обновления культуры Каурна, хотя впервые он был записан из источников Нгарринджери Тиндейлом, а затем и Тиндейлом. Рональд и Кэтрин Берндт . Он записывался Тиндейлом в течение многих лет, вплоть до 1964 года, но только в 1987 году он опубликовал наиболее полную версию, издававшуюся до сих пор, под названием « Странствия Тжирбруки: рассказ о народе каурна из Аделаиды» . [ 8 ]
История начинается с охоты на эму ( кари ), которую устроили трое мужчин: Кулултуви, Джурави и Тетджави. Все они были племянниками Тжилбруке, но Кулултуви имел особое отношение к своему дяде, так как он был сыном его сестры и был известен как его нангари ; двое других были его сводными братьями. [ 4 ] Тджилбруке отвечал за Кулутви как дядя и отец, чтобы помочь ему вырасти правильно и поступить правильно. [ 6 ] Пока молодые люди ходили на охоту в районе Тарнданьи (Аделаида), через Миккавомму (равнины) к Йерта Булти ( устье реки Порт ), гоня птиц вверх по Мудлангге (полуостров Ле Февр), Тжилрбуке ловил рыбу в Виту-ваттингге (Брайтон). область). Закончив рыбалку, он разбил лагерь в Тулукуданге / Тулукуданке ( Кингстон-парк) , а затем начал выслеживать эму на юге. Когда Кулултуви вернулся в этот район, он обнаружил, что выслеживает того же эму, что и его дядя, что ему было запрещено делать. Однако он убил эму, и Тжилбрюк, хотя поначалу рассердился, простил его, когда дал ему немного мяса эму. [ 4 ] (В одной из версий этой истории, хотя Кулултуви не должен был убивать кари раньше своего дяди, Тжилбруке дал ему на это разрешение при условии, что он отдаст ему немного мяса. [ 9 ] )
Пока Кулултуви готовил мясо эму на костре, Джурави и Тетжави убили его своими копьями в наказание за нарушение закона клана. Братья отвезли тело в лагерь своего клана в Варрипарри (река Стерт) и рассказали им эту историю, а затем, как того требовал обычай, начали сушить тело дымом. После того, как Тжилбрук узнал об этом, он был очень расстроен и заколол двух племянников до смерти (в отместку, применив закон, будучи человеком закона [ 9 ] ), прежде чем отнести тело Кулултуви в Тулукудангу, где было проведено дознание и церемония завершения курения тела. [ 4 ]
Далее история повествует о том, как шесть пресноводных источников слезы Тжилбрюка образовали , когда он нес тело своего мертвого племянника из Варрипарри на побережье и на юг, мимо пляжа Алдинга и на западное побережье полуострова Флерье в залив Рапид . [ 8 ] [ 6 ] The Dreaming включает в себя локации в нескольких географических областях: равнины Аделаиды , полуостров Флерье, на южном побережье в Розетта-Хед (Утес) недалеко от Виктор-Харбора , а также на холмах Аделаиды в Брукунге ; так что это происходит в Раминджери и Перамангк . стране [ 8 ]
После того, как тело Кулултуви было прокопчено и высушено, [ 9 ] Тжилбруке поднял тело и сначала отнес его в Тулукуданга/Тулукуданк. Здесь некоторые версии истории несколько расходятся; один говорит, что он плакал в этот момент и его слезы творились этой весной, [ 6 ] другой говорит, что Тулукуданга был источником, существовавшим в этом месте. [ 8 ] Из Тулукуданги Тжилбруке пронес тело Кулултуви по восточному берегу залива Сент-Винсент, а также по западному побережью полуострова Флерье. [ 6 ] На закате каждую ночь своего путешествия Тжилбрук плакал над телом своего племянника, и его слезы превращались в источники пресной воды в шести местах: [ 1 ]
- Карейлдунг (бухта Халлетт)
- Тайнбаранг (Порт Ноарлунга)
- Потартанг (бухта Красная Охра, недалеко от пляжа Моана )
- Руварунга (Порт-Виллунга)
- Витавали (Пляж Селликс)
- Конгаратинга (около бухты Виррина или Янкалилла). [ 6 ] )
Он прибыл в пещеру ( перки [ 9 ] ) в заливе Рапид , недалеко от мыса Джервис, [ 6 ] а затем вышел из-под земли в Ватейре Ненгаль ( гора Хейфилд ) и создал желтую охру . Он пошел дальше в Лонковар (Утес/Розетта-Хед, в Раминджери ). стране [ 4 ] ), недалеко от Виктор-Харбора, [ 8 ] где он убил серого курравонга , натер его жир на свое тело и привязал его перья к рукам, [ 4 ] прежде чем превратиться в блестящего ибиса (или другую болотную птицу ; [ 6 ] в некоторых источниках синий журавль [ 3 ] ), когда его дух покинул тело. Его тело стало обнажением пирита в Брукунге. [ 8 ]
Опечаленный этими событиями, Тжилбрук решил, что больше не желает жить как мужчина. Его дух стал птицей Тджильбрук ( Глянцевый ибис ), а его тело стало мартоваланом (мемориалом) в виде обнажения баруке ( железных пиритов ) в Баррукунгге, месте скрытого огня ( Брукунга — к северу от Нэрна в Аделаиде). Хиллз). Тжилбруке был мастером разведения огня . [ 8 ] [ 9 ]
Создание трека сновидений Тжилбруке (1986–2006)
[ редактировать ]Комитет по памятникам Тджилбрука был сформирован Робертом Эдвардсом из Южно-Австралийского музея (SAM), скульптором Джоном Дауи и сотрудниками Sunday Mail в 1971 году. Во многом это произошло благодаря усилиям Эдвардса и других людей, не являющихся аборигенами, которые способствовали раннему продвижению. Каурны культурного туризма . Обращение общественности помогло профинансировать разметку тропы мемориальными досками и скульптурами, отдать дань уважения культуре Каурны, а также привлечь и обучить туристов. В 1972 году Джон Дауи создал скульптуру, известную как Памятник Тжилбруку, в Кингстон-парке , в городе Холдфаст-Бэй . [ 3 ] [ 8 ]
Кэрнсы были построены в важных точках тропы Тжилбрук. В 1980-х годах были опубликованы статьи и буклеты, а тропа была включена в учебные программы по изучению аборигенов. Однако на этом этапе от жителей Каурны было мало вклада. [ 3 ]
В 1981 году Джорджина Уильямс [ Примечание 1 ] (СЭМ) начал исследовать след. Это было важно для нее, «потому что Тжилбруке был для меня примером закона моего народа и закона, касающегося земли и мест вдоль побережья». Ряд объектов имеют особое духовное значение, и в 1980-х годах работа на трассе преемника Комитета по памятникам Тжилбруке, Трекового комитета Тжилбруке, стала центральным элементом идентичности Каурны. Позже комитет был переименован в Комитет по наследию Каурны, а затем в 1990-х годах превратился в Ассоциацию сообщества аборигенов и наследия Каурны (КАЧА), которая стала признанным представительным органом для всех людей Каурны по вопросам культурного наследия и другим вопросам. [ 3 ]
Тропа сновидений Тжилбруке, или Тропа сновидений Тжилбруке, отмеченная памятными досками в десяти местах, была создана во время 150-летия британской колонизации Южной Австралии (1986 г.) вдоль побережья в непосредственной близости от морского берега. В течение года проводились различные мероприятия, в основном посвященные истории белых, заключительные празднования состоялись 28 декабря 1986 года, в 150-летие провозглашения Южной Австралии . Однако «Тропа сновидений» была одним из примерно 30 проектов аборигенов, которые рассматривались, и представляла собой крупное мероприятие. Первоначальной идеей было установить памятник в Розетта-Хед/Блафф в Виктор-Харборе, месте, где дух Тжилбрюка покинул землю и превратился в ибиса, Джорджина Уильямс настаивала на идее создания тропы, на которой несколько участков вдоль побережья были отмечены , «чтобы обеспечить современное присутствие Каурны в физическом публичном пространстве своих земель и в общественном воображении». [ 8 ]
В 2005 году город Марион в партнерстве с городом Холдфаст-Бэй , городом Онкапаринга и районным советом Янкалилла разработал региональное соглашение Каурна Таппа Ири на 2005–2008 годы («Прогулка вместе») , в котором значительное место заняла Тропа мечты Тджилбруки. вдоль тропы были установлены шесть поясняющих знаков Каурны В 2006 году в сотрудничестве с правительством штата . [ 10 ] Маркеры имеют огромное культурное и социальное значение как для аборигенов, так и для неаборигенов, и помогают донести культурное значение аборигенов до более широкой аудитории. [ 8 ]
Направляясь на юг от памятника Тжилбруке в Кингстонском парке, вы увидите десять маркеров, расположенных в следующих местах: [ 8 ]
- Город Марион :
- 1 Hallett Cove/Karildilla, в заповеднике на Вираб Драйв.
- 2 Бухта Халлетт, Карилдилла, на дороге Херон, на берегу моря - место первого источника.
- Город Онкапаринга :
- 3 Порт Ноарлунга/Тайнбарилла – в заповеднике Туту Вирра [ 11 ] — сайт второго родника
- 4 Бухта Красная Охра/Каркунгга – место третьего источника
- 5 Порт-Виллунга/Вирруваррунгга, Эспланада – место четвертого источника
- 6 Пляж Селликс/Витаводли, Эспланада/улица Фрэнсиса – место пятого источника
- Районный совет Янкалиллы
- 7 Каррикалинга-Хед/Каррагарлангга, береговая полоса
- 8 Wirrina Cove Resort/Kongaratinga, входная площадка – место шестого источника
- 9 Рапид Бэй/Патпанга, прибрежная полоса
- 10 Мыс Джервис/Параверангк, смотровая парковка
В 2009 году была проложена дорожка с новыми поясняющими указателями, обеспечивающая лучший доступ к источнику Тулукуданга в Кингстон-парке. [ 8 ]
В текущем Плане примирения города Марион планируется «сотрудничать с соседними советами для продвижения местных троп сновидений Каурна Тджилбруке» в июне 2022 года. [ 10 ]
Ворота Тжилбруки (1997)
[ редактировать ]
Ворота Тджилбруки — это инсталляция современного искусства, установленная властями города Марион в Варрипаринга («ветренное место у реки»). [ 12 ] ), разработанный художниками из Аделаиды Маргарет Уорт , Шерри Рэнкин и Гэвином Мэлоуном . Это сложное и очень символичное произведение искусства включает в себя цветной песок из бухты Красная Охра, морти ( трут ), сделанный из стволов деревьев Stringybark , и эвкалипты . [ 9 ] После планирования с 1995 г. [ 10 ] На официальном открытии в октябре 1997 года присутствовали генерал-губернатор Австралии Ловитья Уильям Дин , О'Донохью и несколько представителей Каурны, и оно было отмечено традиционной церемонией и танцами. [ 9 ]
Вымогательство (2001)
[ редактировать ]Проект федеральным правительством, , финансируемый примирения в партнерстве с городом Мэрион и общиной Каурна (кланы Диксон и Уильямс) работал вместе над созданием туристического и образовательного центра для коренных и некоренных народов, чтобы они могли собраться вместе и примирить свои разногласия в нынешней ситуации. столичный пригород Мэрион, Южная Австралия , на участке, известном как участок в Варрипаринга. [ 12 ] Это место в Бедфорд-парке на территории водно-болотных угодий Варрипаринга и реки Стёрт , традиционного церемониального лагеря народа Каурна. [ 13 ] Открыт в 2001 году, [ 10 ] он был назван Интерпретативным центром Варрипаринга, а впоследствии стал Культурным центром Живой Каурны . [ 14 ]
Другие публичные поминки Тильбруке
[ редактировать ]Tjilbruke Dreaming упоминается в одиннадцати местах в центре Аделаиды . Первыми могут быть ибис и абориген, представленные в Фонтане Трех Рек , созданном Джоном Доуи и впервые представленном в 1963 году на площади Виктория/Тарнданьянгга . [ 8 ] [ 15 ] [ 16 ]
есть мемориальная доска На вершине горы Лофти с информацией о Тжилбруке. [ 3 ]
Разработано Кокатой [ 17 ] [ 18 ] Художник Дэррил Пфицнер «Мо» Милика , художественная инсталляция на открытом воздухе Yerrakartarta , что означает «случайно» или «без замысла», была создана при содействии нескольких других художников, в том числе художницы из Каурны / Нгарринджери Мюриэль ван дер Бил А. М. , [ Примечание 2 ] керамисты Джо Фрейзер, Стивен Бауэрс и Джо Кроуфорд с 1993 по 1994 год на переднем дворе отеля Hyatt, ныне отеля InterContinental, на Северной террасе в Аделаиде. В то время это была «крупнейшая австралийская комиссия по созданию общественных произведений искусства аборигенов». [ 20 ] [ 21 ] и представляет историю земли через формы животных, вырезанных на тротуаре, а на стене, окружающей территорию, огромную керамическую фреску, изображающую историю сновидений Тжилбрюка. [ 17 ] [ 21 ]
Другие памятные даты включают: [ 8 ]
- 1990-е: Фреска «Мечта Тджилбрюка», Бромптона . начальная школа
- 1997: Парк сигнальной будки Культурной тропы, Роузуотер
- 1998: Фреска «Тджилбрюк мечтает», О'Салливан-Бич начальная школа
- 2006: Фреска «Прогулка Варрипаринга», под мостом Южной скоростной автомагистрали в Варрипаринга, Бедфорд-парк.
- 2002: Каурна мейунна, Каурна йерта тампенди - «Признание народа Каурна и земли Каурна», Фестивальный центр Аделаиды , с резным камнем, изображающим источники.
- 2007: Заповедник Товилла Йерта, Порт-Виллунга - рисунок тротуара имеет форму слезы, а также есть поясняющие указатели, относящиеся к Сновидениям.
- 2009: Glow / Taltaityai , Уолтер Моррис Драйв, Порт-Аделаида , с изображениями ибисов и эму.
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Уильямс — один из многих людей Каурны, в том числе Льюиса О'Брайена , Глэдис Элфик и Элис Ригни , которые «являются движущей силой культурного возрождения» и отвечали за внедрение взглядов Кауры в образовательную программу ЮАР. [ 3 ]
- ↑ Изображение Ван дер Била было включено в австралийскую банкноту в пятьдесят долларов, выпущенную в 2018 году. [ 19 ] (все еще актуально по состоянию на 2020 год) [update]).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Следы снов Тжилбруке» . Каурнакультура . 16 октября 2013 года . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Исследование управления прибрежными районами, ХаллеттКоув, ЮАР» (PDF) . Отчет № Р11-008-01-01. Coastal Environment Pty Ltd. 14 июня 2012 г. Проверено 15 ноября 2020 г.
Подготовлено для города Мэрион .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эмери, Роб (2016). Варрапарна Каурна!: Возвращение австралийского языка (PDF) . Университет Аделаиды Пресс. дои : 10.20851/каурна . ISBN 978-1-925261-25-7 . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «История Тильбруке» . Порт Аделаида Энфилд . 12 августа 2014 года . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Карта (ы) страны Каурна» . Каурна Варра Пинтьянти . Университет Аделаиды . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Истории о золотом правиле Каурны: Истории Каурны: Тжилбруке» . Институт Авраама . Проверено 19 ноября 2020 г. .
Как рассказали дядя Льюис О'Брайен , Каурна, [и] Катрина Карлапина Пауэр, Каурна Старейшина
- ^ Шульц, Честер (18 марта 2019 г.). «Сводка географических названий 7.01/07: «Тжирбуки» или «Тжирбук» (Пляж Блоухол)» . Исследования и стипендии Аделаиды . Университет Аделаиды . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Мэлоун, Гэвин Дэмиен Фрэнсис (2012). «Глава 10: Предок Каурны был Тджилбруком: воспоминания» (PDF) . Фазы включения аборигенов в общественное пространство в Аделаиде, Южная Австралия, после колонизации (доктор философии). Университет Флиндерса . стр. 209–237 . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Искусство и культура» . Город Марион . 7 февраля 2018 года . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д Город Мэрион (2019). «Опыты примирения города Мэрион» (PDF) . План действий по сверке, январь 2020 г. – июнь 2023 г. (Отчет). стр. 8–9 . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Город Онкапаринга (июль 2017 г.). Годовой отчет 2016-17 (Отчет).
В декабре каменная пирамида, обозначающая природный источник Тжирбруки/Тропа Мечты Тджилбруке в Порт-Ноарлунге, была восстановлена в заповеднике на вершине Уиттон-Блафф. С тех пор этот заповедник получил название «Заповедник Туту Вирра», что на языке Каурна означает «смотровой парк». Новое место для пирамиды из камней было выбрано в результате взаимодействия с местным старейшиной Каурны. Пирамида в порту Ноарлунга — один из четырех маркеров Тжирбруки/Тжилбруке, расположенных вдоль береговой линии в нашем регионе.
- ^ Перейти обратно: а б «Живой культурный центр Каурна» . Город Марион . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ «Варрипаринга» . Город Марион . Город Марион . Архивировано из оригинала 3 июля 2009 года . Проверено 25 июля 2009 г.
- ^ «Живой культурный центр Каурна» . Город Марион . Город Марион . Архивировано из оригинала 3 июля 2009 года . Проверено 3 августа 2009 г.
- ^ Элтон, Джуд. «Фонтан Трех рек» . Аделаидия . Исторический фонд Южной Австралии . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Хаф, Эндрю (30 июля 2014 г.). «Вода включилась в историческом фонтане «Три реки» в Аделаиде на площади Виктория» . Новостная корпорация. Город . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ерракартарта» . Бродячий вомбат . 4 октября 2017 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Милика, Дэррил Пфицнер. "Введение" . Искусство аборигенов и любительская астрономия: слияние культуры, творчества, искусства и науки . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ «Мюриэл Ван Дер Бил – на празднике» . Музей миграции . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ «Фреска Ерракартарта, Аделаида» . НиксПиксМикс . 23 июля 2012 года . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Милика, Дэррил Пфицнер. «Арт-галерея» . Искусство аборигенов и любительская астрономия: слияние культуры, творчества, искусства и науки . Проверено 21 ноября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нгану и Тджилбруке: история двух героев на YouTube (апрель 2020 г., видео, 10 минут) «Этот рассказ используется с разрешения Университета Монаша в рамках партнерства между Корпорацией аборигенов Каурна Варра Карпанти и Комиссией католических школ Южной Австралии по согласованию. со старшим дядей Каурны Льюисом О'Брайеном».
- Мэлоун, Гэвин Дэмиен Фрэнсис (2012). «Глава 10: Предок Каурны был Тджилбруком: воспоминания» (PDF) . Фазы включения аборигенов в общественное пространство в Аделаиде, Южная Австралия, после колонизации (доктор философии). Университет Флиндерса . стр. 209–237. Содержит множество фотографий указателей на тропе, Ерракартарты, ворот Тжирбруки и других объектов, включая вовлеченных людей.