Божество-создатель
Часть серии о |
Теизм |
---|
Божество -создатель или бог-создатель — это божество, ответственное за создание Земли , мира и вселенной в человеческой религии и мифологии. В монотеизме единый Бог часто также является творцом. Ряд монолатристических традиций отделяют вторичного творца от первичного трансцендентного существа, идентифицируемого как первичный творец. [ 1 ]
Монотеизм
Атенизм
Инициирован фараоном Эхнатоном и царицей Нефертити около 1330 г. до н.э., в период Нового царства в истории Древнего Египта. Они построили совершенно новую столицу ( Ахетатон ) для себя и поклонников своего единственного бога-творца в пустыне. Его отец поклонялся Атону наряду с другими богами своей политеистической религии. Атон задолго до времени своего отца почитался как бог среди множества богов и богинь Египта. Атенизм был отменен более поздним фараоном Тутанхамоном , как записано в артефакте, Реставрационной Стеле. [ 2 ] Несмотря на разные взгляды, некоторые ученые считают атенизм одним из рубежей монотеизма в истории человечества.
Авраамические религии
иудаизм
— Повествование о сотворении мира в книге Бытие это миф о сотворении мира. [ а ] как иудаизма , так и христианства . [ 3 ] Повествование состоит из двух историй , примерно эквивалентных первым двум главам Книги Бытия . В первом Элохим (еврейское родовое слово, обозначающее Бога ) создает небеса и Землю, животных и человечество за шесть дней, затем отдыхает, благословляет и освящает седьмой день (т. е. библейскую субботу ). Во второй истории Бог, которого теперь называют личным именем Яхве , создает Адама , первого человека, из праха и помещает его в Эдемский сад , где ему дается власть над животными. Ева , первая женщина, создана из Адама и является его спутницей.
Он излагает темы, параллельные темам месопотамской мифологии , подчеркивая веру израильского народа в единого Бога . [ 4 ] Первый крупный всеобъемлющий проект Пятикнижия ( серия из пяти книг, которая начинается с Бытия и заканчивается Второзаконием ) был составлен в конце 7-го или 6-го века до нашей эры ( источник яхвистов ) и позже был расширен другими авторами ( священнический источник ). ) в произведение, очень похожее на книгу Бытие, известную сегодня. [ 5 ] В повествовании о творении можно выделить два источника: Священнический и Яхвистический. [ 6 ] Комбинированное повествование представляет собой критику месопотамской теологии творения: Бытие подтверждает монотеизм и отрицает политеизм . [ 7 ] Роберт Альтер описал объединенное повествование как «убедительное по своему архетипическому характеру, адаптации мифа к монотеистическим целям». [ 8 ]
христианство
Повествование о творении Авраама состоит из двух историй, примерно эквивалентных двум первым главам Книги Бытия . [ 9 ] В первом повествовании (от 1:1 до 2:3) используется повторяющаяся структура божественного повеления и исполнения, а затем утверждение: «И был вечер, и было утро, [ x й «день» для каждого из шести дней творения. В каждый из первых трех дней происходит акт разделения: первый день отделяет тьму от света, второй день — «воды вверху» от «вод внизу», и третий день - море от суши. В каждый из следующих трех дней эти подразделения заселены: четвертый день наполняет тьму и свет солнцем, луной и звездами; пятый день наполняет моря и небо рыбой и птицей и, наконец, сушу; существа и человечество заселить землю. [ 10 ]
Первая ( история Священника ) касалась космического плана творения, тогда как вторая ( история Яхве ) фокусируется на человеке как возделывателе окружающей среды и как моральном агенте. [ 9 ] Во втором повествовании, в отличие от регламентированной семидневной схемы из 1-й главы Бытия, используется простой плавный стиль повествования, который начинается от создания Богом первого мужчины через Эдемский сад до сотворения первой женщины и института брака. В отличие от всемогущего Бога из Бытия 1, создающего богоподобное человечество, Бог из Бытия 2 может как потерпеть неудачу, так и добиться успеха. Человечество, которое он создает, не богоподобно, но наказывается за действия, которые привели бы к их богоподобию (Бытие 3:1-24), а сам порядок и метод творения различаются. [ 11 ] «Вместе это сочетание параллельного характера и контрастного профиля указывает на разное происхождение материалов в Бытие 1:1 и Бытие 2:4, как бы элегантно они ни были теперь объединены». [ 12 ]
Раннее объединение греческой философии с повествованиями еврейской Библии пришло от Филона Александрийского (ум. 50 г. н.э.), писавшего в контексте эллинистического иудаизма . Филон приравнял еврейского божества-создателя Яхве к Аристотеля неподвижному двигателю ( Первопричине ). [ 13 ] [ 14 ] в попытке доказать, что евреи придерживались монотеистических взглядов еще до греков. [ нужна ссылка ]
Подобное теоретическое положение было продемонстрировано Фомой Аквинским , который связал аристотелевскую философию с христианской верой, за которым последовало утверждение, что Бог — это Первосущество, Перводвигатель и есть Чистый Действий. [ 15 ]
Во второканонической книге «2 Маккавея» есть два соответствующих отрывка. В 7-й главе речь сужается о матери еврейского первомученика, говорящей своему сыну: «Умоляю тебя, сын мой, взгляни на небо и землю и все, что на них: и помысли, что Бог сотворил их из ничего». , и человечество тоже»; [ 16 ] [ 17 ] в главе 1 упоминается торжественная молитва, воспетая Ионафаном , Неемией и Священником Израилевым во время принесения жертв в честь Бога: «О Господь, Господь Бог, Творец всего сущего, грозный, сильный и праведный, и милосердый, и единственный, и милостивый царь». [ 18 ]
Пролог Евангелия от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 То же самое было вначале с Богом. 3 Все было создано Им, и без Него не было создано ничего, что было создано». [ 19 ]
Христианство подтверждает творение Бога с самого начала в Апостольском Символе веры («Верую в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли», 1 век н. э.), что симметрично Никейскому Символу веры (4 век н. э.). ).
Сегодня богословы спорят о том, учит ли сама Библия, является ли творение Бога творением ex nihilo . Традиционные переводчики [ 20 ] аргументируйте на грамматических и синтаксических основаниях, что именно в этом заключается смысл Бытия 1:1, который обычно переводится: «В начале сотворил Бог небо и землю». Однако другие переводчики [ 21 ] понимать творение ex nihilo как богословское развитие II века. Согласно этой точке зрения, отцы церкви выступали против представлений, появлявшихся в дохристианских и мифах о сотворении мира в гностицизме, — представлений о творении демиурга из изначального состояния материи (известного в религиоведении как хаос после греческого термина, использованного Гесиодом в его «Теогонии»). ). [ 22 ] Еврейские мыслители подхватили эту идею. [ 23 ] что стало важным для иудаизма.
ислам
Согласно исламу , божество-создатель, Бог, известный по-арабски как Аллах , является всемогущим и всезнающим Творцом, Вседержителем, Управляющим и Судьей вселенной. Творение рассматривается как акт божественного выбора и милосердия, имеющий великую цель: «И Мы [ примечание 1 ] не сотворил небо и землю и то, что между ними, в игре». [ 24 ] Скорее, цель человечества состоит в том, чтобы быть испытанным: «Сотворивший смерть и жизнь, чтобы испытать вас, кто из вас лучший в деле. И Он — Всемогущий, Прощающий»; [ 25 ] Прошедшие испытание удостоятся Рая: «Воистину, праведникам будет исполнение (сердечных) желаний»; [ 26 ]
Согласно учению ислама, Бог существует над небесами и самим творением. В Коране упоминается: «Он — Тот, Кто создал для вас все, что есть на земле. Затем Он Истава (поднялся) к небу и создал семь небес, и Он — Всезнающий всего». [ 27 ] В то же время Бог непохож ни на что в творении: «Нет ничего подобного Ему, и Он есть Слышащий, Видящий». [ 28 ] и никто не может воспринимать Бога во всей полноте: «Видение не воспринимает Его, но Он воспринимает [все] видения; и Он — Тонкий, Познаваемый». [ 29 ] Бог в Исламе не только величественный и суверенный, но и личный Бог: «И действительно, Мы создали человека, и Мы знаем, что шепчет ему он сам. И Мы ближе к нему, чем его яремная вена (По Нашему Знанию). " [ 30 ] Аллах повелевает верующим постоянно помнить Его («О вы, уверовавшие, поминайте Аллаха с великим поминанием»). [ 31 ] ) и взывать к Нему одному («А кто взывает помимо Аллаха к другому божеству, для которого у него нет доказательства, то его счет только перед его Господом. Воистину, неверующие не добьются успеха». [ 32 ] ).
Ислам учит, что Бог, упомянутый в Коране, является единственным богом и тем же Богом, которому поклоняются представители других авраамических религий, таких как христианство и иудаизм.
сикхизм
Одной из самых больших обязанностей в вере сикхизма является поклонение Богу как «Творцу», называемому Вахегуру , бесформенному, вневременному и незрячему, то есть Ниранкару , Акалу и Алакху Ниранджану . Религия основывается только на вере в «Одного Бога для всех» или Ик Онкара .
Вера Бахаи
В Вере Бахаи Бог — нетленное, нетварное существо, которое является источником всего существования. [ 33 ] Он описывается как «личный Бог, непознаваемый, недоступный, источник всего Откровения, вечный, всеведущий , вездесущий и всемогущий ». [ 34 ] [ 35 ] Хотя его образ трансцендентен и недоступен напрямую, он отражен в его творении. Цель творения состоит в том, чтобы созданное имело способность знать и любить своего создателя. [ 36 ]
мандеизм
В мандеизме (букв. = Великая Жизнь) , Хайи Рабби или «Великий Живой Бог», [ 37 ] является верховным Богом, из которого исходит все сущее . Он также известен как «Первая жизнь», поскольку во время создания материального мира Юшамин эманировал от Хайи Рабби как «Вторая жизнь». [ 38 ] «Принципы мандейского учения: вера в единственного великого Бога, Хайи Рабби, которому принадлежат все абсолютные свойства; Он создал все миры, сформировал душу своей силой и поместил ее с помощью ангелов в человеческое тело. тело. Так Он создал Адама и Еву , первых мужчину и женщину». [ 39 ] Мандеи признают Бога вечным, творцом всего, единственным и единственным, у которого нет партнера. [ 40 ]
Монолатризм
Монолатрические традиции отделяют вторичного творца от первичного трансцендентного существа, идентифицируемого как первичный творец. [ 1 ] По мнению Гаудия-вайшнавов , Брахма является вторичным творцом, а не высшим. [ 41 ] Вишну — первотворец. Согласно верованиям вайшнавов, Вишну создает основную вселенскую оболочку и обеспечивает все сырье, а также помещает живые существа в материальный мир, исполняя их собственную независимую волю. Брахма работает с материалами, предоставленными Вишну, чтобы фактически создать то, что в пуранической терминологии считается планетами, и контролирует их население. [ 42 ]
Монизм
Монизм — это философия, которая утверждает единство в качестве своей фундаментальной предпосылки и противоречит основанной на дуализме теистической предпосылке о том, что существует Бог-творец, который вечен и отделен от остального существования. Существует два типа монизма, а именно духовный монизм, который утверждает, что вся духовная реальность едина, и материальный монизм, который утверждает, что все, включая всю материальную реальность, является одним и тем же. [ 43 ]
Некреационизм
буддизм
Буддизм отрицает существование божества-творца и утверждает, что мирские божества, такие как Махабрахма, ошибочно воспринимаются как творцы. [ 44 ]
Джайнизм
Джайнизм не поддерживает веру в божество-творца. Согласно джайнской доктрине, Вселенная и ее составляющие — душа, материя, пространство, время и принципы движения существовали всегда ( статическая вселенная, подобная вселенной эпикурейства и устойчивой космологической модели ). Все составляющие и действия подчиняются универсальным законам природы . Невозможно создать материю из ничего, и, следовательно, общая сумма материи во Вселенной остается прежней (аналогично закону сохранения массы ). Точно так же душа каждого живого существа уникальна и несотворена и существует с безначальных времен. [а] [ 45 ]
Джайнская теория причинности утверждает, что причина и ее следствие всегда идентичны по своей природе, и поэтому сознательная и нематериальная сущность, такая как Бог, не может создать материальную сущность, подобную Вселенной. Более того, согласно джайнской концепции божественности, любая душа, разрушающая свою карму и желания, достигает освобождения. Душа, уничтожающая все свои страсти и желания, не имеет желания вмешиваться в работу Вселенной. Моральные награды и страдания — это не дело божественного существа, а результат врожденного морального порядка в космосе ; механизм саморегулирования, посредством которого человек пожинает плоды своих собственных действий через действие кармы.
На протяжении веков джайнские философы называли джайнизм настика даршаном или атеистической философией категорически отвергали и выступали против концепции творца и всемогущего Бога, в результате чего конкурирующие религиозные философии . Тема некреационизма и отсутствия всемогущего Бога и божественной милости прочно проходит во всех философских аспектах джайнизма, включая его космологию , карму , мокшу и моральный кодекс поведения. Джайнизм утверждает, что религиозная и добродетельная жизнь возможна без идеи бога-творца. [ 46 ]
Политеизм
В политеистическом творении мир часто возникает органически, например, прорастая из первичного семени, половым путем, путем чудесного рождения (иногда путем партеногенеза ), hieros gamos , насильственно, путем убийства первобытного чудовища или искусственно, божественным демиург или «мастер». Иногда бог, вольно или невольно, участвует в сотворении мира. Примеры включают в себя:
- Контексты стран Африки к югу от Сахары:
- Мбомбо из мифологии Бакубы , которого вырвало весь мир, почувствовав боль в животе.
- Бог в мифологии зулусов
- Американские контексты:
- Нанабожо (Великий Кролик), оджибве божество , оборотень и сотворец мира. [ 47 ] [ 48 ]
- Котликуэ в ацтекской мифологии
- Чиминигагуа (и/или Баге) в мифологии Муиски
- Иитои в космологии О'одхама народов
- Виракоча в мифологии инков
- Божество -обманщик в образе Ворона в мифологии инуитов.
- Ближневосточный контекст:
- Египетская мифология
- 'Эл в ханаанской религии
- Мардук убивает Тиамат в вавилонской Энума Элиш
- Азиатский контекст:
- Атингкок Мару Сидаба в мифологии Манипури , создатель вселенной
- Есегэ Малан в монгольской мифологии царь небес.
- Эскери - в тунгусской мифологии
- Камуй в мифологии айнов , построивший мир на спине форели.
- Идзанаги и Идзанами-но-Микото в японской мифологии , которые пахтали океан копьем, создавая острова Японии.
- Пангу в китайской мифологии — тот, кто разделил небо и землю и стал географическими объектами, такими как горы и реки.
- Бог , создавший мир во вьетнамской мифологии.
- Европейский контекст:
- Сыновья Борра убивают первобытного великана Имира в скандинавской мифологии
- Род в славянской мифологии
- Ипмил или Радиен-Ахчи (Радиен-Отец) в саамской мифологии
- Океанические контексты:
- Макемаке — создатель человечества, бог плодородия и главный бог культа « Тангата ману » или «человека-птицы» мифологии Рапа Нуи .
- Рангинуи , Отец Неба, и Папатуануку , Мать-Земля в мифологии маори.
- Тильбруке
Платонический демиург
Платон в своем диалоге «Тимей » описывает миф о сотворении мира с участием существа, называемого демиургом ( δημιουργός «мастер»). Неоплатонизм и гностицизм продолжили и развили эту концепцию. В неоплатонизме демиург представляет вторую причину или диаду после монады . В гностическом дуализме демиург — несовершенный дух и, возможно, злое существо, превосходящее божественную Полноту ( Плерому ). В отличие от авраамического Бога, демиург Платона не способен создать ex-nihilo .
индуизм

Индуизм — это разнообразная система мышления, включающая в себя, монотеизм среди прочего , политеизм , панентеизм , пантеизм , , пандеизм , монизм и атеизм ; [ 49 ] [ 50 ] [ примечание 2 ] и его концепция божества-творца сложна и зависит от каждого человека, а также от традиции и философии, которым он следует. Индуизм иногда называют генотеистическим (т.е. подразумевающим преданность одному богу при одновременном признании существования других), но любой такой термин является чрезмерным обобщением. [ 51 ]
Насадия -сукта ( Гимн творения ) Ригведы — один из самых ранних текстов. [ 52 ] который «демонстрирует чувство метафизического предположения» о том, что создало вселенную, концепцию бога (ов) и Единого, и знает ли даже Единый, как возникла вселенная. [ 53 ] [ 54 ] Ригведа восхваляет различные божества, ни высшие , ни низшие, в генотеистической манере. [ 55 ] Гимны неоднократно ссылаются на Единую Истину и Реальность. «Единая Истина» ведической литературы в современной науке интерпретируется как монотеизм, монизм, а также как обожествленные Скрытые Принципы, стоящие за великими событиями и процессами природы. [ 56 ]
Постведические тексты индуизма предлагают множество теорий космогонии , многие из которых связаны с Брахмой . К ним относятся Сарга (первичное творение вселенной) и Висарга (вторичное творение), идеи, связанные с индийской мыслью о том, что существует два уровня реальности: один первичный, который неизменен ( метафизический ), и другой вторичный, который всегда меняется ( эмпирический ), и что вся наблюдаемая реальность последнего находится в бесконечном повторяющемся цикле существования, что космос и жизнь, которую мы переживаем, постоянно создаются, развиваются, растворяются и затем воссоздаются. [ 57 ] Первичный создатель широко обсуждается в ведических космогониях, где есть Брахман , Пуруша или Деви . среди терминов, используемых для обозначения первичного творца, [ 57 ] [ 58 ] в то время как ведические и постведические тексты называют разных богов и богинь в качестве вторичных творцов (часто Брахму в постведических текстах), а в некоторых случаях другой бог или богиня являются вторичными творцами в начале каждого космического цикла ( кальпа , эон ). [ 59 ] [ 57 ]
Брахма — «вторичный творец», как описано в Махабхарате и Пуранах , и один из наиболее изученных и описанных. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Рожденный из лотоса, выходящего из пупа Вишну , Брахма создает все формы во вселенной, но не саму первичную вселенную. [ 63 ] Напротив, Пураны, ориентированные на Шиву , описывают, что Брахма и Вишну были созданы Ардханаришварой , то есть наполовину Шивой и наполовину Парвати; или, альтернативно, Брахма родился от Рудры , или Вишну, Шивы и Брахмы, циклически создающих друг друга в разные эоны ( кальпа ). [ 59 ] Таким образом, в большинстве пуранических текстов творческая деятельность Брахмы зависит от присутствия и силы высшего бога. [ 64 ]
В других версиях творения божеством-творцом является тот, кто эквивалентен Брахману , метафизической реальности в индуизме. В вайшнавизме Вишну создает Брахму и приказывает ему управлять остальной вселенной. В шиваизме Шиву можно рассматривать как творца. В шактизме Великая Богиня создает Тримурти. [ 59 ] [ 57 ] [ 65 ]
Другой
Религия Конго
Народ баконго традиционно верит в Нзамби Мпунгу , Бога-Творца, которого португальцы сравнивали с христианским Богом во время колонизации. Они также считают, что его женский аналог по имени Нзамбичи является предком ( бакулу ), а также духами-хранителями, такими как Лемба, басимби , бакиси и бакита. [ 66 ] Устная традиция сообщает, что вначале существовала только круглая пустота ( мбунги ), в которой не было жизни. [ 67 ] Нзамби Мпунгу вызвал искру огня ( Калунга ), которая росла, пока не заполнила мбунги. Когда он стал слишком большим, Калунга превратился в великую силу энергии и высвободил горячие элементы по пространству, сформировав вселенную с солнцем, звездами, планетами и т. д. [ 67 ] Из-за этого Калунга рассматривается как источник жизни и сила движения. Баконго верят, что жизнь требует постоянных изменений и вечного движения. Нзамби Мпунга также известен как Калунга, Бог перемен. [ 67 ] сходства между верой баконго в Калунгу и теорией большого взрыва . Были изучены [ 68 ]
Говорят также, что Нзамби создал два мира. Когда Калунга заполнил мбунги, он создал невидимую линию, разделившую круг пополам. [ 67 ] Верхняя половина представляет физический мир ( Ку Нсеке или нси а бамойо ), а нижняя половина представляет духовный мир предков ( Ку Мпэмба ). [ 66 ] Линия Калунга разделяет эти два мира, и все живое существует по ту или иную сторону. [ 67 ] После создания линия и круг мбунги стали рекой, несущей людей между мирами при рождении и смерти. Затем процесс повторяется и человек возрождается. [ 67 ] Симби (мн. бисимби) — это водный дух, который, как полагают, обитает в водоемах и скалах и обладает способностью вести бакулу , или предков, по линии Калунга в духовный мир после смерти. , они также присутствуют во время крещения афроамериканских христиан Согласно традиции Худу . [ 69 ] [ 70 ]
Китайская традиционная космология
Пангу можно интерпретировать как еще одно божество-творец. Вначале во вселенной не было ничего , кроме бесформенного хаоса . Однако за восемнадцать тысяч лет этот хаос начал объединяться в космическое яйцо . Внутри него совершенно противоположные принципы инь и ян уравновесились, и Пангу появился (или проснулся) из яйца. Паньгу обычно изображают в виде примитивного волосатого великана с рогами на голове, одетого в меха. Паньгу приступил к задаче создания мира: он отделил Инь от Ян взмахом своего гигантского топора, создав Землю ( мутный Инь ) и Небо (ясный Ян ). Чтобы разделить их, Паньгу встал между ними и поднял небо. Эта задача заняла восемнадцать тысяч лет, с каждым днем небо становилось на десять футов выше, Земля на десять футов шире, а Паньгу на десять футов выше. В некоторых версиях истории Пангу помогают в этой задаче четыре самых выдающихся зверя, а именно Черепаха , Цилинь , Феникс и Дракон .
Спустя восемнадцать тысяч лет [ 71 ] Прошло время, и Пангу был похоронен. Его дыхание превратилось в ветер ; его голос - гром ; левый глаз — солнце , правый — луна ; его тело стало горами и крайностями мира; его кровь образовывала реки; его мускулы — плодородные земли; волосы на его лице — звезды и Млечный Путь; его мех - кусты и леса; его кости — ценные минералы; его костный мозг — священные алмазы; пот его лился дождем; и блохи на его шерсти, разнесенные ветром, стали людьми по всему миру.
Первым писателем, опубликовавшим миф о Паньгу, был Сюй Чжэн в период Троецарствия .
Шанди — еще одно божество-творец, возможно, предшествовавшее Пангу; разделяя концепции, аналогичные авраамическим верованиям.
казахский
Согласно казахским народным сказкам, Джасаньян – творец мира. [ 72 ]
См. также
- Мифология аборигенов Австралии
- Время снов – Священная эпоха в мифологии австралийских аборигенов.
- Библейская космология
- Космологический аргумент - Аргумент в пользу существования Бога
- Креационизм - вера в то, что природа возникла в результате сверхъестественных действий.
- Датирование создания – использование мифов о сотворении мира для датировки Земли.
- Деизм - вера в Бога, основанная на рациональном мышлении.
- Существование – состояние реальности
- Разумный дизайнер - в неокреационизме творец жизни.
- Цимцум - лурианское учение каббалы.
- Почему вообще что-то есть – Метафизические вопросы.
Примечания
- ^ Термин «миф» используется здесь в академическом смысле, означая «традиционную историю, состоящую из событий, которые якобы являются историческими, хотя часто и сверхъестественными, объясняющими происхождение культурной практики или природного явления». Оно не используется для обозначения «чего-то ложного».
- ^ величественное множественное число
- ^ Ниниан Смарт (2007). «Политеизм» . Британская энциклопедия . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 5 июля 2007 г.
Ссылки
- ^ Jump up to: а б (2004) Священные книги индусов, том 22, часть 2: Pt. 2, с. 67, РБ Видьярнава, Рай Бахадур Шриша Чандра Видьярнава
- ^ Беннетт, Дж. (1939). Реставрационная надпись Тутанхамона. Журнал египетской археологии, 25 (1), 8–15.
- ^ Лиминг и Лиминг 2004 , с. 113.
- ^ Сарна 1997 , с. 50.
- ^ Дэвис 2007 , с. 37.
- ^ Бандстра 2008 , с. 37.
- ^ Уэнам 2003b , с. 37.
- ^ Альтер 2004 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Альтернатива 1981 , с. 141.
- ^ Руитен 2000 , стр. 9–10.
- ^ Карр 1996 , с. 62-64.
- ^ Карр 1996 , с. 64.
- ^ Йонг, Чарльз Дюк (1854). «Приложения к «Трактату о мире» (1): Но что может быть хуже этого или более рассчитано на то, чтобы продемонстрировать недостаток истинного благородства, существующего в душе, чем представление о причинах, вообще говоря, как вторичных и созданных причинах, объединенных с незнанием единой первопричины, нетварного Бога, Творца вселенной, который по этим и бесчисленным другим причинам является наиболее превосходным, причин, которые из-за их величины человеческий интеллект не способен постичь?» Работы Филона Иудея: современника Иосифа Флавия. Лондон: HG Bohn» . Cornerstonepublications.org. Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Книга X законов Платона, Public Domain-Project Gutenberg. АФИНЯНИН: Тогда я полагаю, что должен повторить странный аргумент тех, кто создает душу по своим нечестивым представлениям; они утверждают, что то, что является первой причиной возникновения и разрушения всех вещей, является не первым, а последним. , и то, что последнее, должно быть первым, и, следовательно, они впали в заблуждение относительно истинной природы богов… Тогда мы должны сказать, что самодвижение является источником всех движений и первым, которое возникает среди вещей, находящихся в состоянии покоя, как как и среди вещей, находящихся в движении, есть старейший и величайший принцип изменения, а то, что изменяется другим и все же движет другим, является вторым».
- ^ «О простоте Бога, в «Summa Theologiae», часть I, вопрос 3» . Приорат Доминиканского ордена (на латыни и английском языке). Перевод отцов английской Доминиканской провинции. Братья Бензигер. версия 1947. Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 6 октября 2018 г.
Выше было показано, что Бог есть перводвигатель и непоколебим. Отсюда очевидно, что Бог не является телом. Во-вторых, потому, что то, что есть первое бытие, должно быть в действии, а никоим образом не в возможности. Ибо хотя в одной и той же вещи, которая исходит из возможности в действие, возможность предшествует действию во времени, однако просто действие предшествует возможности, потому что то, что находится в возможности, не сводится к действию иначе, как через бытие. в акте. Выше было показано, что Бог есть первое существо. Поэтому невозможно, чтобы в Боге было что-то потенциальное... Уже доказано (Вопрос [2], Статья [3]), что Бог является Перводвигателем и Сам неподвижен. Поэтому ясно, что Бог не является телом. Во-вторых, потому, что первое существо необходимо должно быть в действии, а никоим образом не в потенциальности. Ибо хотя в любой отдельной вещи, которая переходит от возможности к действительности, возможность предшествует во времени действительности; тем не менее, абсолютно говоря, действительность предшествует потенциальности; ибо все, что находится в потенциальности, может быть сведено к действительности только посредством некоторого существа в действительности. Теперь уже доказано, что Бог — Первое Существо. Поэтому невозможно, чтобы в Боге была какая-либо потенциальность.
- ^ «Библия короля Иакова 1611 года. Вторая книга Маккавеев, глава 7, стих 8» . kingjamesbibleonline.org . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года.
- ^ «Греческая Септуагинта и Wiki English Translation. 2 Маккавеев 7:58» (на английском и греческом языках). Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 года.
- ^ «Библия короля Иакова 1611 года. Вторая книга Маккавеев, глава 1, стих 24» . kingjamesbibleonline.org . Архивировано из оригинала 24 декабря 2012 года.
- ^ «Новый Завет на греческий язык и перевод Wiki на английский язык. Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи с 1 по 3» (на английском и греческом языках). Архивировано из оригинала 21 августа 2011 года.
- ^ Коллинз, К. Джон, Бытие 1–4: лингвистический, литературный и богословский комментарий (Филипсбург, Нью-Джерси: P&R Publishing, 2006), 50 и далее.
- ^
Мэй, Герхард (2004). Creatio ex nihilo [ Сотворение из ничего ]. Континуум Интернэшнл. п. xii. ISBN 978-0-567-08356-2 . Проверено 23 ноября 2009 г.
Если мы обратимся к раннехристианским источникам, то станет очевидным, что тезис о творении из ничего в полном и собственном смысле, как онтологическое утверждение, появился лишь тогда, когда он был задуман, в противовес идее мирообразования из непервоначальной материи. , чтобы выразить всемогущество, свободу и уникальность Бога.
- ^ Мэй, Герхард (1978). Создание из ничего. Происхождение доктрины creatio ex nihilo [ Творение из небытия: происхождение доктрины creatio ex nihilo ]. AKG 48 (на немецком языке). Берлин/Нью-Йорк: де Грюйтер. п. 151ф. ISBN 3-11-007204-1 .
- ^
Зигфрид, Франциск (1908). «Творение» . Католическая энциклопедия, том 4 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 30 сентября 2008 г.
Вероятно, идея творения никогда не приходила в голову человеческому разуму, кроме Откровения. Хотя некоторые языческие философы достигли относительно высокой концепции Бога как верховного правителя мира, они, похоже, никогда не делали следующего логического вывода о том, что Он является абсолютной причиной всего конечного существования. [...] Потомки Сэма и Авраама, Исаака и Иакова сохранили идею творения ясной и чистой; и от первого стиха Бытия до заключительной книги Ветхого Завета учение о творении проходит безошибочно и абсолютно незапятнано каким-либо посторонним элементом. «В начале сотворил Бог небо и землю». В этом первом предложении Библии мы видим источник потока, перенесенного в новый порядок заявлением матери Махавеев: «Сын, взгляни на небо и землю и все, что есть». в них: и считайте, что Бог сотворил их из ничего» (2 Маккавеев 7:28). Достаточно лишь сравнить повествование Моисея о творческой работе с тем, что недавно было обнаружено на глиняных табличках, раскопанных на руинах Вавилона, чтобы увидеть огромную разницу между незапятнанной откровенной традицией и ребяческой историей космогонии, искаженной политеистическими мифами. Между еврейским и халдейским повествованием имеется ровно столько сходства, чтобы оправдать предположение, что оба являются версиями какого-то предшествующего сообщения или традиции; но никто не может избежать убеждения, что библейское повествование представляет собой чистую, хотя и неполную, истину, в то время как вавилонская история одновременно легендарна и фрагментарна (Смит, «Халдейское повествование о Бытии», Нью-Йорк, 1875).
- ^ Коран 21:16 , Международный перевод Сахих.
- ^ Коран 67:2 , Перевод Мухсин Хана
- ^ Коран 78:31 , перевод Юсуфа Али
- ↑ Коран 2:29 , перевод Мухсин Хана.
- ^ Коран 42:11 , Международный перевод Сахих.
- ^ Коран 6:103 , Сахих Международный перевод.
- ^ Коран 50:16 , Перевод Мухсин Хана
- ^ Коран 33:41, Международный перевод Сахих.
- ^ Коран 23:117 , Международный перевод Сахих.
- ^ Хэтчер и Мартин 1985 , с. 74
- ^ Смит 2008 , с. 106
- ^ Эффенди 1944 , с. 139
- ^ Смит 2008 , с. 111
- ^ Нашми, Юхана (24 апреля 2013 г.), «Современные проблемы мандейской веры» , Союз мандейских ассоциаций , получено 8 октября 2021 г.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Аль-Саади, Кайс (27 сентября 2014 г.), «Гинза Рабба, «Великое сокровище», Священная книга мандеев на английском языке» , Союз мандейских ассоциаций , получено 8 октября 2021 г.
- ^ Ханиш, Шак (2019). Мандеи в Ираке. В Роу, Пол С. (2019). Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 163. ИСБН 9781317233794 .
- ^ Нандалал Синха {1934} Веданта-сутры Бадараяны с комментариями Баладевы. п. 413
- ^ «Вторичное творение» . Кришна.com. Архивировано из оригинала 26 ноября 2009 года . Проверено 6 августа 2009 г.
- ^ Оуэн Андерсон (2015). Декларация независимости и Бог: самоочевидные истины в американском законодательстве . Издательство Кембриджского университета. п. 234. ИСБН 978-1-316-40464-5 .
- ^ Харви, Питер (2013). Введение в буддизм: учения, история и практика (2-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 36-8
- ^ Наянар (2005b), стр.190, раздел 10.310.
- ^ Сони, Джаяндра (1998). Э. Крейг (ред.). «Джайнская философия» . Философская энциклопедия Рутледжа . Лондон: Рутледж. Архивировано из оригинала 5 июля 2008 года . Проверено 27 июня 2008 г.
- ^ «Большой заяц» . Сообщество-2.webtv.net . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ «Нанабожо, Генеалогия доступа» . Accessgenealogy.com . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Джулиус Дж. Липнер (2010), Индусы: их религиозные верования и практики, 2-е издание, Routledge, ISBN 978-0-415-45677-7 , стр. 8; Цитата: «(...) не обязательно быть религиозным в минимальном описанном смысле, чтобы индусы приняли его как индуиста, или вполне обоснованно описывать себя как индуиста. Человек может быть политеистом или монотеистом, монистом или пантеистом, даже агностиком, гуманистом или атеистом, и при этом считаться индуистом».
- ^ Чакраварти, Ситансу (1991), Индуизм, образ жизни , Motilal Banarsidass Publ., стр. 71, ISBN 978-81-208-0899-7
- ^ См. Michaels 2004 , с. xiv и Гилл, Н.С. «Генотеизм» . О компании, Inc. Архивировано из оригинала 17 марта 2007 года . Проверено 5 июля 2007 г.
- ^ Наводнение 1996 , с. 226.
- ^ Наводнение 1996 , с. 226; Крамер 1986 , стр. 20–21.
- ^
- Оригинальный санскрит: Ригведа 10.129 ; Wikisource
- Перевод 1 : Макс Мюллер (1859). История древней санскритской литературы . Уильямс и Норгейт, Лондон. стр. 559–565.
- Перевод 2 : Кеннет Крамер (1986). Мировые Писания: Введение в сравнительное религиоведение . Паулист Пресс. п. 21. ISBN 0-8091-2781-4 .
- Перевод 3 : Дэвид Кристиан (2011). Карты времени: введение в большую историю . Издательство Калифорнийского университета. стр. 17–18. ISBN 978-0-520-95067-2 .
- ^ Макс Мюллер (1878), Лекции о происхождении и развитии религий: на примере религий Индии, Longmans Green & Co, страницы 260-271;
Уильям Джозеф Уилкинс , Индуистская мифология: ведические и пуранические , стр. 8, в Google Книгах , Лондонское миссионерское общество, Калькутта. - ^ Х. Н. Рагхавендрачар (1944), Монизм в Ведах. Архивировано 6 февраля 2015 года в Wayback Machine , полугодовой журнал Майсурского университета: Раздел A - Искусство, Том 4, Выпуск 2, страницы 137-152;
К. Вернер (1982), Люди, боги и силы в ведическом мировоззрении, Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, том 114, выпуск 01, страницы 14–24;
Х. Кауард (1995), Рецензия на книгу: «Границы Священного Писания: новая интерпретация Вед Вивеканандой», Журнал индуистско-христианских исследований, том 8, выпуск 1, страницы 45–47, Цитата : «Существует мало сомнений в том, что теория -Монистическая категория подходит для рассмотрения широкого спектра событий индуистской традиции». - ^ Jump up to: а б с д Трейси Пинчман (1994), Возвышение богини в индуистской традиции, State University of New York Press, ISBN 978-0791421123 , страницы 122-138.
- ^ Ян Гонда (1969), Индуистская Троица , Антропос, Bd 63/64, H 1/2, страницы 213-214
- ^ Jump up to: а б с Стелла Крамриш (1994), Присутствие Шивы, Princeton University Press, ISBN 978-0691019307 , страницы 205-206.
- ^ Брайант, Эдвин Ф., изд. (2007). Кришна: справочник . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 7. ISBN 978-0-19-514891-6 .
- ^ Саттон, Николас (2000). Религиозные доктрины в Махабхарате (1-е изд.). Дели: Издательство Motilal Banarsidass. п. 182. ИСБН 81-208-1700-1 .
- ^ Азиатские мифологии Ива Боннефуа и Венди Донигер. Страница 46
- ^ Брайант, Эдвин Ф., изд. (2007). Кришна: справочник . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 978-0-19-514891-6 .
- ^ Фрейзер, Джессика (2011). Компаньон Continuum в индуистских исследованиях . Лондон: Континуум. п. 72. ИСБН 978-0-8264-9966-0 .
- ^ Арвинд Шарма (2000). Классическая индуистская мысль: Введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 64–65. ISBN 978-0-19-564441-8 .
- ^ Jump up to: а б Браун, Рас Майкл (2012). Афро-атлантические культуры и Лоукантри Южной Каролины (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кембридж. стр. 90–114. ISBN 9781107668829 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Асанте, Молефи Кете; Мазама, Ама (2009). Энциклопедия африканской религии . Публикации SAGE. стр. 120–124, 165–166, 361. ISBN. 978-1412936361 .
- ^ Луялука, Киатесуа Лубанзадио (2017). «Спираль как основная семиотика религии Конго, Буконго» . Журнал исследований чернокожих . 48 (1): 91–112. дои : 10.1177/0021934716678984 . ISSN 0021-9347 . JSTOR 26174215 . S2CID 152037988 .
- ^ Андерсон, Джеффри Э. (2008). Худу, вуду и колдовство: справочник . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 114. ИСБН 9780313342226 .
- ^ Маниго-Брайант, ЛеРонда С. (2014). Разговор с мертвыми: религия, музыка и живая память среди женщин-гулл/гичи . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822376705 .
- ^ (Примечание: в древнем Китае 18 000 не совсем означает восемнадцать тысяч, это означает «много» или «число, которое невозможно сосчитать»).
- ^ Мифы о происхождении человека: Народы Северо-Западного региона (04): Казахи 2-1
Библиография
- Альтер, Роберт (1981). Искусство библейского повествования . Основные книги. ISBN 978-0-465-00427-0 .
- Альтер, Роберт (2004). Пять книг Моисея: перевод с комментариями . WW Нортон и компания. ISBN 0-393-33393-0 .
- Бандстра, Барри Л. (2 июля 2008 г.). Чтение Ветхого Завета: Введение в еврейскую Библию . Cengage Обучение. ISBN 978-0-495-39105-0 .
- Карр, Дэвид Маклейн (1 января 1996 г.). Чтение разломов Книги Бытия: исторический и литературный подходы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22071-6 .
- Дэвис, солдат (2007). «Введение в Пятикнижие» . В Бартоне, Джон; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-927718-6 .
- Эффенди, Шоги (1944). Бог проходит мимо . Уилметт, Иллинойс: Издательский фонд Бахаи. ISBN 0-87743-020-9 .
- Флад, Гэвин Д. (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета.
- Хэтчер, Уильям; Мартин, Дуглас (1985). Вера Бахаи . Сан-Франциско: Харпер и Роу. ISBN 1931847061 .
- Крамер, Кеннет (1986), Всемирные Священные Писания: введение в сравнительное религиоведение , Paulist Press, ISBN 978-0-8091-2781-8
- Лиминг, Дэвид Адамс; Лиминг, Маргарет (2004). Словарь мифов о сотворении мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510275-8 .
- Майклс, Аксель (2004), Индуизм. Прошлое и настоящее , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Рюитен, Жак ТАГМ (1 января 2000 г.). Интерпретация первобытной истории: переписывание Бытия 1–11 в Книге Юбилеев . Блестящий. ISBN 978-90-04-11658-0 .
- Сарна, Наум М. (1997). «Туманы времени: Бытие I–II» . В Фейрике, Ада; Гордон, Сайрус Х.; Сарна, Наум М. (ред.). Бытие: Мир мифов и патриархов . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-8147-2668-6 .
- Смит, Питер (2008). Введение в веру Бахаи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86251-6 .
- Уэнам, Гордон (2003b). «Генезис» . В Данне — Джеймс Дуглас Грант; Роджерсон, Дж. Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
Внешние ссылки
СМИ, связанные с божествами-создателями, на Викискладе?