Jump to content

Буддийские божества

Большая мандала императорского храма Тодзи в Киото.

Буддизм включает в себя широкий спектр божественных существ , которые почитаются в различных ритуальных и популярных контекстах. Первоначально они включали в себя в основном индийские фигуры, такие как дэвы , асуры и якши , но позже стали включать и других азиатских духов и местных богов (например, бирманских натов и японских ками ). Они варьируются от просветленных Будд до региональных духов, принятых буддистами или практикующих на задворках религии.

Позже буддисты также стали включать аспекты из стран, в которых они распространились. По существу, он включает в себя множество аспектов, взятых из других мифологий этих культур.

Мандала на основе статуи, где каждый из пяти Будд смотрит в свою сторону света в пагоде «Многие сокровища», Ренге-ин Тандзё-дзи , Япония.

Будда пробудилось — это существо, которое полностью и полностью постигло Четыре Благородные Истины . В традиции Тхеравады , хотя и существует список признанных будд прошлого, исторический Будда Шакьямуни является единственным Буддой нашей нынешней эпохи и обычно не рассматривается как доступный или существующий на каком-то более высоком плане существования. Палийская литература традиции Тхеравады включает рассказы о двадцати девяти Буддах , которыми являются Шакьямуни и двадцать восемь Будд, предшествовавших ему.

Буддисты Махаяны почитают многочисленных Будд, больше, чем представителей традиции Тхеравады, в том числе Майтрейю и Амитабху , которые считаются существами великой мудрости и силы, управляющими чистыми землями , куда можно отправиться после смерти. Традиции Махаяны и Ваджраяны также признают пять основных Будд :

Каждый связан с разным супругом, направлением, совокупностью (или аспектом личности), эмоцией, элементом, цветом, символом и горой. [1] В более поздних источниках, особенно тантрических, каждый Будда-мужчина связан с конкретной Буддой-женщиной (хотя их имена и атрибуты различаются в разных буддийских источниках). Вот один общий список пяти женщин-Будд (также называемых праджнями или видьями): [2] [3]

  • Акашадхатвишвари («Владычица сферы бесконечного пространства»), праджня Вайрочаны.
  • Лочана, праджня Акшобхьи
  • Мамаки («Шахтер»), праджня Ратнасамбхавы.
  • Пандаравасини («Белоодетый»), праджня Амитабхи.
  • Тара («Звезда»), иногда ассоциируется с Амогхасиддхи, иногда с Амитабхой.

В тибетском буддизме также признаны несколько женщин-Будд, например, Тара , самая популярная женщина-Будда в тибетском буддизме , которая бывает во многих формах и цветах. Другие женские фигуры Будды включают Ваджрайогини , Найратмью и Курукуллу .

Помимо этих пяти, среди других будд есть Бхайсаджьягуру (Будда медицины) и Нагешвара Раджа (царь нагов ) .

Существует также идея Ади-Будды , «первого Будды», достигшего состояния будды . Названный по-разному как Ваджрадхара , Самантабхадра , Шива и Махавайрочана , первый Будда также связан с концепцией Дхармакаи и Основы всех явлений.

Некоторые исторические личности также рассматриваются как Будды, например, буддийский философ Нагарджуна (иногда называемый вторым Буддой) и фигура Падмасамбхавы .

Бодхисаттвы

[ редактировать ]
Статуя Одиннадцатиголовой и Тысячерукой Гуаньинь ( Шийимиан Гуаньинь ) с 28 дэвами-хранителями, связанными с этим проявлением, по бокам от нее; расположен в храме Гуаньинь на горе Путуо, Царство Дхармы Гуаньинь в провинции Чжэцзян , Китай.
Будда с защитником Ваджрапани в греческом стиле, напоминающим Геракла или Зевса , второй век.
Непальское изображение Манджушри

В буддизме Тхеравады бодхисатта это термин, используемый в основном для Будды Шакьямуни до его пробуждения. Также широко распространено мнение, что будущий Будда Майтрейя (пали: Меттейя) в настоящее время проживает на небесах Тушита , и эта фигура является одним из немногих бодхисаттв, занимающих видное место в Тхераваде. [4] [5]

В буддизме Махаяны бодхисаттва — это любое существо, которое пробудило бодхичитту (ум пробуждения) и таким образом стремится к полному состоянию будды . В этой традиции очень почитаются Бодхисаттвы, которых считают могущественными и высокоразвитыми.

список, известный как «Восемь близких сыновей» (санскр. aṣṭa utaputra ), это: В Индии основным набором бодхисаттв из окружения Будды Шакьямуни стал [6] [7]

В тибетском буддизме, буддийской традиции Ваджраяны , главными бодхисаттвами являются «восемь великих бодхисаттв». [8]

Бодхисаттва Праджняпарамита-деви — женское олицетворение совершенства мудрости и Праджняпарамиты сутр . Она стала важной фигурой, широко изображенной в индийском буддийском искусстве . Она — главная женщина-бодхисаттва в индийских источниках. Другие сутры Махаяны также изображают женщин-бодхисаттв, например, «Львиный рык Шрималадеви» . [9]

Другие бодхисаттвы-мужчины, появляющиеся в индийских источниках, включают Чандрапрабху , Сурьяпрабху , Бхайшаджьясамудгату , Бхайшаджьяраджа , Акшаямати и Ваджрасаттву . Есть также другие женщины-бодхисаттвы, такие как Тара , Ушнишавиджая , Васудхара и Чунди .

В восточноазиатских буддийских традициях , которые в основном относятся к Махаяне, основные бодхисаттвы включают многих из вышеперечисленных: Гуаньинь (японский: Каннон), Майтрейя (китайский: Миле, японский: Мироку ), Самантабхадра (китайский: Посянь, японский: Фуген ), Манджушри. ( Вэньшу ), Кшитигарбха (Ch: Jìzàng Jp: Jizō) и Акасагарбха . Самым популярным бодхисаттвой в пантеоне Восточной Азии, несомненно, является Гуаньин (восточноазиатская форма индийского Авалокитешвары ), который в Восточной Азии изображается как женщина, а не как индийский мужчина Авалокитешвара. Буддисты также полагают, что Гуаньинь принимает многочисленные проявления, среди которых есть несколько других бодхисаттв, таких как Кунди и Чинтаманикакра .

Кроме того, буддийские традиции в разных странах также включили в свой локализованный буддийский пантеон местных божеств, иногда в виде бодхисаттв. Некоторыми примерами являются Гуань Юй в китайском буддизме , который почитается как Бодхисаттва Сангхарама ( китайский : 伽藍菩薩; Пиньинь : Qiélán Púsà ), а также божество, и Хачиман в японском буддизме , который почитается как Бодхисаттва Хатиман ( японский : 八幡大).菩薩; Ромадзи : Хатиман Дайбосацу ).

Некоторые исторические личности считались бодхисаттвами, например Нагарджуна . Последователи тибетского буддизма считают возрожденных тулку, таких как Далай-ламы и Кармапы, эманациями бодхисаттв. Восточноазиатские буддийские традиции могут почитать определенных исторических личностей как бодхисаттв, таких как Кукай в школе Сингон .

Божества-защитники

[ редактировать ]
Пять королей мудрости — самая важная группа королей мудрости (Видьяраджа) в китайском эзотерическом буддизме .

Существуют различные типы апотропных божеств, основная роль которых - божества-хранители, защитники или общие удалятели зла. Некоторые из них уникальны для буддизма, а другие являются индийскими божествами, общими для буддизма и индуизма. Этих божеств можно рассматривать как бодхисаттв, дэвов или даже как проявления Будды.

Мудрость Короля

[ редактировать ]

Короли Мудрости (санскрит: Видьяраджа) — существа, почитаемые в восточноазиатском буддизме и в буддизме Ваджраяны . Их часто изображают агрессивными или свирепыми, что символизирует их способность избавляться от негативных сил. Поэтому их часто рассматривают как выражение сострадания Будды.

В восточноазиатском буддизме Пять королей мудрости часто рассматриваются как эманации будд. Эти пять:

Другие важные Короли Мудрости включают

Пять богинь-защитниц

[ редактировать ]

Панчаракша («Пять защитниц») — пять богинь-защитниц, которые играют важную роль в тантрическом буддизме; этот термин также относится к их дхарани . [10] [11] [12] [13]

Эти пять дхарани богинь - -защитниц : [10]

  • Махапратисара (известный защитой от омрачений, болезней и зла),
  • Махасахасрапрамардини (для защиты от злых духов),
  • Махамаюри или видьяраджни (для защиты от змеиного яда),
  • Махашитавати (для защиты от «жестоких» планет, жестоких животных и ядовитых насекомых) и
  • Махаракша мантранусарини (для защиты от болезней).

Дхармапала

[ редактировать ]

В тибетском буддизме существует множество «защитников дхармы» ( дхармапал ), которые считаются эманациями бодхисаттв или будд. К ним относятся такие популярные защитники дхармы, как: Экаджати , Махакала , Палден Лхамо и Хаягрива .

Двадцать четыре Дхармапалы

[ редактировать ]
Лакшми в буддийском комплексе Санчи.

В китайском буддизме существует список двадцати четырёх божеств-защитников ( китайский : 二十四諸天; пиньинь : Èrshísì Zūtiān ). Эти дхармапалы (защитники Дхармы) считаются защитниками буддизма и защитниками буддистов от зла ​​и вреда. Они есть:

  1. Махешвара (Шива)
  2. Брахма
  3. Чакра (Индра)
  4. Лакшми
  5. Сарасвати
  6. Вайшравана
  7. Вирудхака
  8. Дхритараштра
  9. Вирупакша
  10. Сурья
  11. Чандра
  12. Гухьяпада
  13. Панчика
  14. Сканда
  15. Притхви
  16. Дух Дерева Бодхи
  17. В Харити
  18. В Мариче
  19. Сагара
  20. Яма
  21. Киннара Кинг
  22. Император Цзы Вэй
  23. Император Дунъюэ
  24. Бог Грома
Визит Индры и Брахмы к Будде, Ступа Санчи №. 1
Тайская статуя Брахмы, которую тайские буддисты до сих пор почитают как Пхра Пхром , божество удачи и защиты.
Вайшравана ( Тамонтен-Бишамонтен ) в Тодай-дзи , Япония

Дэвы — божественные существа, хотя не все они обязательно мудры или следуют буддийскому пути и, следовательно, не являются окончательными объектами прибежища . У них очень долгая жизнь, в которой гораздо меньше страданий, чем у людей, но они не бессмертны и не застрахованы от страданий. Некоторые дэвы не имеют физической формы и существуют в бесформенных мирах. Никто из них не является богом-творцом , и они не всеведущи и не всемогущи .

Различные индийские божества были частью индийского буддизма с раннего периода. Примеры включают Шакру (известного как «повелитель дэвов», буддистского Индру ), который правит дэвами «Неба Тридцати Трех» ( Трайатримса ), четырьмя Локапалами («хранителями мира») и такими богинями, как Лакшми и Харити .

Четыре локапалы также известны как Четыре Небесных Царя ( Чатурмахараджа ). Каждый управляет определенным направлением, а также классом нечеловеческих существ.

С распространением буддизма за пределами Индии различные культуры также интегрировали или синкретизировали местных божеств в свой пантеон дэвов. Например, китайский буддизм почитает Двадцать Четыре Дэва-Защитника , в число которых входят как изначально индийские божества, такие как Махешвара ( Шива ), Шакра ( Индра ), Брахма , Сарасвати , Лакшми , Маричи и Харити , а также несколько божеств, интегрированных из даосизм , такие как император Цзы Вэй и Лэйгун . Гуань Юй считается богом войны , который в даосизме , также считается одновременно бодхисаттвой и дэвом.

В японском буддизме синтоистские боги также были синкретизированы в пантеон в соответствии с теорией хондзи-судзяку, будучи объединенными с индийскими божествами, импортированными из буддизма, такими как Угаджин и Окунинуши .

Чакрасамвара

Йидам, или Ишта-девата, — личное божество для медитации. Санскритское иштадевата слово иштадевах или - определяется В.С. Апте как «любимый бог, божество покровитель ». [14] Хотя этот термин используется во многих популярных книгах по буддийской тантре, термин иштадевата не встречается ни в одном буддийском тантрическом тексте на санскрите. Неродственная тибетская версия этого термина, возможно, полностью местного происхождения, - йи-дам. [15] Говорят, что это сокращение тиба. йид-кый-дам-цыг , [16] что означает « самайя ума» — другими словами, состояние нерушимой связи с изначально чистой и освобожденной природой ума.

Ишта-девата в индуизме — это аспект Бога для личного поклонения. [17] В буддизме йидам является проявлением просветления и может принимать форму будд Самбхогакаи , тантрических божеств, таких как дакини , бодхисаттв, защитников Дхармы ( Дхармапала ) или других исторических личностей, таких как прошлые гуру или религиозные лидеры. [16]

Гневные божества

[ редактировать ]

В буддийских тантрах будды и бодхисаттвы часто проявляются в необычных и жестоких формах, которые используются в тантре как йидамы или божества для медитации. [18] Хотя некоторые из этих божеств имеют отвратительный и свирепый вид, они не являются олицетворением зла или демонических сил. Свирепый вид этих божеств используется, чтобы вселить страх в злых духов, угрожающих Дхарме. [19]

Другие существа

[ редактировать ]
Якша, Храм Кинкау, Самутпракарн, Таиланд
Гранитный охранный камень нагараджа из Шри-Ланки.

Асуры, иногда переводимые как Титаны или Полубоги, часто изображаются как враги Дэвов и сражаются с ними в войнах. Говорят, что они были побеждены дэвами во главе с Шакрой, царем богов. [20] Часто считается, что ими руководят сильные страсти, такие как ненависть и жадность.

Мара (буквально означает «смерть») относится либо к конкретному существу, либо к классу существ, которые изображаются враждебными Будде, Дхарме и Сангхе. Как повелитель царства желаний, Мара изображается работающим над тем, чтобы держать существ под своим контролем.

Якши это широкий класс духов природы, обычно доброжелательных, которые являются хранителями природных сокровищ, спрятанных в земле и корнях деревьев. [21] Индуизм , которому поклонялись в Индии еще до ведического периода , принял поклонение якше , подобно Кубере . Позже их поклонение было перенято буддизмом. В джайнизме якшам с поклонялись как шасана-деватам самого начала .

В буддизме считается, что они обитают глубоко под Гималаями, где охраняют богатства Земли. Якшами . управляет Кубера, повелитель богатства [22]

В Бирме существует популярное поклонение духам природы, называемым натами , которым поклоняются наряду с буддизмом. [23]

Другие духовные существа

[ редактировать ]

можно найти множество потусторонних духов и легендарных существ В буддийских текстах и ​​буддийской мифологии . Многие из них перекликаются с индуистской мифологией . К ним относятся:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уильямс, П.; Трайб, А.; Винн, А. (2002). Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию . Индия: Тейлор и Фрэнсис. п. 211.
  2. ^ Вессантара (2014), Женские божества в буддизме. Публикации Виндхорс.
  3. ^ «Буддийские мантры — мантры будд, бодхисаттв и других архетипических фигур, а также разные мантры и песнопения» . www.visiblemantra.org . Проверено 7 декабря 2023 г.
  4. ^ Лейтон, Тайген Дэн (2012). Лица сострадания: классические архетипы бодхисаттвы и их современное выражение — введение в буддизм Махаяны . Саймон и Шустер. п. 246.
  5. ^ Джори, Патрик (2016). Теория монархии Таиланда: Вессантара Джатака и идея идеального мужчины . СУНИ Пресс. п. 72.
  6. ^ Далай-лама XIV Бстан-'дзин-ргья-мцо, Далай-лама XIV, Далай-лама, Сантидева (1994). Вспышка молнии во тьме ночи: Путеводитель по образу жизни бодхисаттвы, стр. 128-129, примечание 23. Шамбала.
  7. ^ Ван, Мишель К. (2017) Мандалы в процессе создания: Визуальная культура эзотерического буддизма в Дуньхуане , стр. 158. БРИЛЛ.
  8. ^ Мипхам, Джамгон (2008). Гирлянда драгоценностей: Восемь великих бодхисаттв . США: Публикации КТД.
  9. ^ «Исследование Локадхары, Введение» . 84000 Перевод слов Будды . Архивировано из оригинала 1 января 2022 г. Проверено 1 января 2022 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Словарь | Буддийская дверь» . www2.buddhistdoor.net . Проверено 10 января 2024 г.
  11. ^ КР ван Коой (1978). Религия в Непале . БРИЛЛ Академик. стр. 25–27. ISBN  90-04-05827-3 .
  12. ^ Адальберт Дж. Гейл; Герд Дж. Р. Мевиссен; Ричард Саломон (2006). Сценарий и изображение: статьи об искусстве и эпиграфике . Мотилал Банарсидасс. стр. 57–58. ISBN  978-81-208-2944-2 .
  13. ^ Томас Э. Дональдсон (2001). Иконография буддийской скульптуры Ориссы: Текст . Публикации Абхинава. стр. 295–296. ISBN  978-81-7017-406-6 .
  14. ^ Апте, Ваман Шиварам (2014). Практический санскритский словарь . Мотилал Банарсидасс. п. [ нужна страница ] . ISBN  978-8120805675 .
  15. ^ Блофельд, Джон (1992). Тантрический мистицизм Тибета: практическое руководство по теории, целям и техникам тантрической медитации . Пингвин. Функция Йидама – одна из глубоких тайн Ваджраяны... Йидам имеет огромное значение, особенно в первые годы практики. Йидам — это тибетский перевод санскритского слова Истадева — обитающее божество; но если индусы принимают Истадеву за реальное божество, приглашенное обитать в сердце преданного, то йидамы тантрического буддизма на самом деле являются эманациями собственного ума адепта.
  16. ^ Перейти обратно: а б Хардинг, Сара (весна 2005 г.). «Словарь Дхармы». Буддадхарма: Ежеквартальный журнал практикующего .
  17. ^ Пандит, Б. (2005). Изучите индуизм . Великобритания: Сердце Альбиона. п. 173.
  18. ^ Фаррер-Холлс, Г. (2002). Женское лицо буддизма . США: Книги квестов. п. 42.
  19. ^ Форрестер, ST (2006). Танец в огне трансформации . Публикации флейтистов. стр. 357–358.
  20. ^ Чалмерс, Роберт (1895). Джатака: или истории о прежних рождениях Будды . Том. Я. Кембридж: Университетское издательство . Проверено 3 июня 2021 г.
  21. ^ «Якша» . Британская энциклопедия . Проверено 15 июля 2007 г.
  22. ^ Энциклопедия мирового искусства . Том. 13. Великобритания: МакГроу-Хилл. 1959. с. 831.
  23. ^ Пауэлл, А. (1995). Живой буддизм . США: Издательство Калифорнийского университета. п. 59.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8304a9b1679491bfa71f9e1c896d61c__1719514740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/1c/d8304a9b1679491bfa71f9e1c896d61c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Buddhist deities - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)