Буддийские божества
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2021 г. ) |

Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Буддизм включает в себя широкий спектр божественных существ , которые почитаются в различных ритуальных и популярных контекстах. Первоначально они включали в себя в основном индийские фигуры, такие как дэвы , асуры и якши , но позже стали включать и других азиатских духов и местных богов (например, бирманских натов и японских ками ). Они варьируются от просветленных Будд до региональных духов, принятых буддистами или практикующих на задворках религии.
Позже буддисты также стали включать аспекты из стран, в которых они распространились. По существу, он включает в себя множество аспектов, взятых из других мифологий этих культур.
Будды
[ редактировать ]
Будда пробудилось — это существо, которое полностью и полностью постигло Четыре Благородные Истины . В традиции Тхеравады , хотя и существует список признанных будд прошлого, исторический Будда Шакьямуни является единственным Буддой нашей нынешней эпохи и обычно не рассматривается как доступный или существующий на каком-то более высоком плане существования. Палийская литература традиции Тхеравады включает рассказы о двадцати девяти Буддах , которыми являются Шакьямуни и двадцать восемь Будд, предшествовавших ему.
Буддисты Махаяны почитают многочисленных Будд, больше, чем представителей традиции Тхеравады, в том числе Майтрейю и Амитабху , которые считаются существами великой мудрости и силы, управляющими чистыми землями , куда можно отправиться после смерти. Традиции Махаяны и Ваджраяны также признают пять основных Будд :
- Вайрочана («Просветитель»), ключевая фигура в Аватамсака-сутре и Вайрочанабхисамбодхи-сутре . Он является центральным Буддой в буддизме Хуаянь , китайском эзотерическом буддизме и Сингоне . Его чистая земля известна как Падмагарбхалокадхату (мир-сокровищница лотоса), а также как «Плотно устроенная Акаништха » ( Гханавьюхакаништха ).
- Акшобхья («Невозмутимый»), его поле будды — Абхирати (буквально «Радостный»).
- Амитабха (Будда Амида, «Бесконечный Свет»), главный Будда буддизма Чистой Земли . Его поле будды называется Сукхавати («Блаженный»).
- Амогхасиддхи («Неошибочный успех»)
- Ратнасамбхава («Рожденный драгоценностью»)
Каждый связан с разным супругом, направлением, совокупностью (или аспектом личности), эмоцией, элементом, цветом, символом и горой. [1] В более поздних источниках, особенно тантрических, каждый Будда-мужчина связан с конкретной Буддой-женщиной (хотя их имена и атрибуты различаются в разных буддийских источниках). Вот один общий список пяти женщин-Будд (также называемых праджнями или видьями): [2] [3]
- Акашадхатвишвари («Владычица сферы бесконечного пространства»), праджня Вайрочаны.
- Лочана, праджня Акшобхьи
- Мамаки («Шахтер»), праджня Ратнасамбхавы.
- Пандаравасини («Белоодетый»), праджня Амитабхи.
- Тара («Звезда»), иногда ассоциируется с Амогхасиддхи, иногда с Амитабхой.
В тибетском буддизме также признаны несколько женщин-Будд, например, Тара , самая популярная женщина-Будда в тибетском буддизме , которая бывает во многих формах и цветах. Другие женские фигуры Будды включают Ваджрайогини , Найратмью и Курукуллу .
Помимо этих пяти, среди других будд есть Бхайсаджьягуру (Будда медицины) и Нагешвара Раджа (царь нагов ) .
Существует также идея Ади-Будды , «первого Будды», достигшего состояния будды . Названный по-разному как Ваджрадхара , Самантабхадра , Шива и Махавайрочана , первый Будда также связан с концепцией Дхармакаи и Основы всех явлений.
Некоторые исторические личности также рассматриваются как Будды, например, буддийский философ Нагарджуна (иногда называемый вторым Буддой) и фигура Падмасамбхавы .
Бодхисаттвы
[ редактировать ]

В буддизме Тхеравады бодхисатта — это термин, используемый в основном для Будды Шакьямуни до его пробуждения. Также широко распространено мнение, что будущий Будда Майтрейя (пали: Меттейя) в настоящее время проживает на небесах Тушита , и эта фигура является одним из немногих бодхисаттв, занимающих видное место в Тхераваде. [4] [5]
В буддизме Махаяны бодхисаттва — это любое существо, которое пробудило бодхичитту (ум пробуждения) и таким образом стремится к полному состоянию будды . В этой традиции очень почитаются Бодхисаттвы, которых считают могущественными и высокоразвитыми.
список, известный как «Восемь близких сыновей» (санскр. aṣṭa utaputra ), это: В Индии основным набором бодхисаттв из окружения Будды Шакьямуни стал [6] [7]
- Манджушри («Нежная слава») Кумарабхута («Молодой принц»), главный бодхисаттва мудрости.
- Авалокитешвара («Господь, смотрящий на мир сверху»), бодхисаттва-спаситель великого сострадания.
- Ваджрапани («Ваджра в руке»), бодхисаттва защиты, защитник Будды (в восточноазиатских источниках это место занимает Махастхамапрапта , хотя Ваджрапани встречается и в этих традициях)
- Майтрейя («Дружелюбный») в будущем станет Буддой нашего мира.
- Кшитигарбха («Источник Земли»), известный как спаситель существ из ада.
- Акашагарбха («Пространственный источник»), также известный как Гаганаганджа , связанный с элементом пространства ( акаша ).
- Сарваниваранавишкамбхин («Тот, кто блокирует препятствия»)
- Самантабхадра («Всеобщий достойный» или «Всехороший»), связанный с обетами.
В тибетском буддизме, буддийской традиции Ваджраяны , главными бодхисаттвами являются «восемь великих бодхисаттв». [8]
Бодхисаттва Праджняпарамита-деви — женское олицетворение совершенства мудрости и Праджняпарамиты сутр . Она стала важной фигурой, широко изображенной в индийском буддийском искусстве . Она — главная женщина-бодхисаттва в индийских источниках. Другие сутры Махаяны также изображают женщин-бодхисаттв, например, «Львиный рык Шрималадеви» . [9]
Другие бодхисаттвы-мужчины, появляющиеся в индийских источниках, включают Чандрапрабху , Сурьяпрабху , Бхайшаджьясамудгату , Бхайшаджьяраджа , Акшаямати и Ваджрасаттву . Есть также другие женщины-бодхисаттвы, такие как Тара , Ушнишавиджая , Васудхара и Чунди .
В восточноазиатских буддийских традициях , которые в основном относятся к Махаяне, основные бодхисаттвы включают многих из вышеперечисленных: Гуаньинь (японский: Каннон), Майтрейя (китайский: Миле, японский: Мироку ), Самантабхадра (китайский: Посянь, японский: Фуген ), Манджушри. ( Вэньшу ), Кшитигарбха (Ch: Jìzàng Jp: Jizō) и Акасагарбха . Самым популярным бодхисаттвой в пантеоне Восточной Азии, несомненно, является Гуаньин (восточноазиатская форма индийского Авалокитешвары ), который в Восточной Азии изображается как женщина, а не как индийский мужчина Авалокитешвара. Буддисты также полагают, что Гуаньинь принимает многочисленные проявления, среди которых есть несколько других бодхисаттв, таких как Кунди и Чинтаманикакра .
Кроме того, буддийские традиции в разных странах также включили в свой локализованный буддийский пантеон местных божеств, иногда в виде бодхисаттв. Некоторыми примерами являются Гуань Юй в китайском буддизме , который почитается как Бодхисаттва Сангхарама ( китайский : 伽藍菩薩; Пиньинь : Qiélán Púsà ), а также божество, и Хачиман в японском буддизме , который почитается как Бодхисаттва Хатиман ( японский : 八幡大).菩薩; Ромадзи : Хатиман Дайбосацу ).
Некоторые исторические личности считались бодхисаттвами, например Нагарджуна . Последователи тибетского буддизма считают возрожденных тулку, таких как Далай-ламы и Кармапы, эманациями бодхисаттв. Восточноазиатские буддийские традиции могут почитать определенных исторических личностей как бодхисаттв, таких как Кукай в школе Сингон .
Божества-защитники
[ редактировать ]
Существуют различные типы апотропных божеств, основная роль которых - божества-хранители, защитники или общие удалятели зла. Некоторые из них уникальны для буддизма, а другие являются индийскими божествами, общими для буддизма и индуизма. Этих божеств можно рассматривать как бодхисаттв, дэвов или даже как проявления Будды.
Мудрость Короля
[ редактировать ]Короли Мудрости (санскрит: Видьяраджа) — существа, почитаемые в восточноазиатском буддизме и в буддизме Ваджраяны . Их часто изображают агрессивными или свирепыми, что символизирует их способность избавляться от негативных сил. Поэтому их часто рассматривают как выражение сострадания Будды.
В восточноазиатском буддизме Пять королей мудрости часто рассматриваются как эманации будд. Эти пять:
Другие важные Короли Мудрости включают
Пять богинь-защитниц
[ редактировать ]Панчаракша («Пять защитниц») — пять богинь-защитниц, которые играют важную роль в тантрическом буддизме; этот термин также относится к их дхарани . [10] [11] [12] [13]
Эти пять дхарани богинь - -защитниц : [10]
- Махапратисара (известный защитой от омрачений, болезней и зла),
- Махасахасрапрамардини (для защиты от злых духов),
- Махамаюри или видьяраджни (для защиты от змеиного яда),
- Махашитавати (для защиты от «жестоких» планет, жестоких животных и ядовитых насекомых) и
- Махаракша мантранусарини (для защиты от болезней).
Дхармапала
[ редактировать ]В тибетском буддизме существует множество «защитников дхармы» ( дхармапал ), которые считаются эманациями бодхисаттв или будд. К ним относятся такие популярные защитники дхармы, как: Экаджати , Махакала , Палден Лхамо и Хаягрива .
Двадцать четыре Дхармапалы
[ редактировать ]
В китайском буддизме существует список двадцати четырёх божеств-защитников ( китайский : 二十四諸天; пиньинь : Èrshísì Zūtiān ). Эти дхармапалы (защитники Дхармы) считаются защитниками буддизма и защитниками буддистов от зла и вреда. Они есть:
- Махешвара (Шива)
- Брахма
- Чакра (Индра)
- Лакшми
- Сарасвати
- Вайшравана
- Вирудхака
- Дхритараштра
- Вирупакша
- Сурья
- Чандра
- Гухьяпада
- Панчика
- Сканда
- Притхви
- Дух Дерева Бодхи
- В Харити
- В Мариче
- Сагара
- Яма
- Киннара Кинг
- Император Цзы Вэй
- Император Дунъюэ
- Бог Грома
должен
[ редактировать ]![]() | Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2021 г. ) |



Дэвы — божественные существа, хотя не все они обязательно мудры или следуют буддийскому пути и, следовательно, не являются окончательными объектами прибежища . У них очень долгая жизнь, в которой гораздо меньше страданий, чем у людей, но они не бессмертны и не застрахованы от страданий. Некоторые дэвы не имеют физической формы и существуют в бесформенных мирах. Никто из них не является богом-творцом , и они не всеведущи и не всемогущи .
Различные индийские божества были частью индийского буддизма с раннего периода. Примеры включают Шакру (известного как «повелитель дэвов», буддистского Индру ), который правит дэвами «Неба Тридцати Трех» ( Трайатримса ), четырьмя Локапалами («хранителями мира») и такими богинями, как Лакшми и Харити .
Четыре локапалы также известны как Четыре Небесных Царя ( Чатурмахараджа ). Каждый управляет определенным направлением, а также классом нечеловеческих существ.
- Дхритараштра – Хранитель Востока. Лидер гандхарвов и пишаков .
- Вирудхака – Хранитель Юга. Лидер кумбханд и претов .
- Вирупакша – Хранитель Запада. Лидер нагов и путанов .
- Вайшравана – Хранитель Севера. Лидер якш и ракшасов .
С распространением буддизма за пределами Индии различные культуры также интегрировали или синкретизировали местных божеств в свой пантеон дэвов. Например, китайский буддизм почитает Двадцать Четыре Дэва-Защитника , в число которых входят как изначально индийские божества, такие как Махешвара ( Шива ), Шакра ( Индра ), Брахма , Сарасвати , Лакшми , Маричи и Харити , а также несколько божеств, интегрированных из даосизм , такие как император Цзы Вэй и Лэйгун . Гуань Юй считается богом войны , который в даосизме , также считается одновременно бодхисаттвой и дэвом.
В японском буддизме синтоистские боги также были синкретизированы в пантеон в соответствии с теорией хондзи-судзяку, будучи объединенными с индийскими божествами, импортированными из буддизма, такими как Угаджин и Окунинуши .
Йидам
[ редактировать ]
Йидам, или Ишта-девата, — личное божество для медитации. Санскритское иштадевата слово иштадевах или - определяется В.С. Апте как «любимый бог, божество покровитель ». [14] Хотя этот термин используется во многих популярных книгах по буддийской тантре, термин иштадевата не встречается ни в одном буддийском тантрическом тексте на санскрите. Неродственная тибетская версия этого термина, возможно, полностью местного происхождения, - йи-дам. [15] Говорят, что это сокращение тиба. йид-кый-дам-цыг , [16] что означает « самайя ума» — другими словами, состояние нерушимой связи с изначально чистой и освобожденной природой ума.
Ишта-девата в индуизме — это аспект Бога для личного поклонения. [17] В буддизме йидам является проявлением просветления и может принимать форму будд Самбхогакаи , тантрических божеств, таких как дакини , бодхисаттв, защитников Дхармы ( Дхармапала ) или других исторических личностей, таких как прошлые гуру или религиозные лидеры. [16]
Гневные божества
[ редактировать ]В буддийских тантрах будды и бодхисаттвы часто проявляются в необычных и жестоких формах, которые используются в тантре как йидамы или божества для медитации. [18] Хотя некоторые из этих божеств имеют отвратительный и свирепый вид, они не являются олицетворением зла или демонических сил. Свирепый вид этих божеств используется, чтобы вселить страх в злых духов, угрожающих Дхарме. [19]
Другие существа
[ редактировать ]Асуры
[ редактировать ]Асуры, иногда переводимые как Титаны или Полубоги, часто изображаются как враги Дэвов и сражаются с ними в войнах. Говорят, что они были побеждены дэвами во главе с Шакрой, царем богов. [20] Часто считается, что ими руководят сильные страсти, такие как ненависть и жадность.
Мара
[ редактировать ]Мара (буквально означает «смерть») относится либо к конкретному существу, либо к классу существ, которые изображаются враждебными Будде, Дхарме и Сангхе. Как повелитель царства желаний, Мара изображается работающим над тем, чтобы держать существ под своим контролем.
Якша
[ редактировать ]Якши — это широкий класс духов природы, обычно доброжелательных, которые являются хранителями природных сокровищ, спрятанных в земле и корнях деревьев. [21] Индуизм , которому поклонялись в Индии еще до ведического периода , принял поклонение якше , подобно Кубере . Позже их поклонение было перенято буддизмом. В джайнизме якшам с поклонялись как шасана-деватам самого начала .
В буддизме считается, что они обитают глубоко под Гималаями, где охраняют богатства Земли. Якшами . управляет Кубера, повелитель богатства [22]
В Бирме существует популярное поклонение духам природы, называемым натами , которым поклоняются наряду с буддизмом. [23]
Другие духовные существа
[ редактировать ]можно найти множество потусторонних духов и легендарных существ В буддийских текстах и буддийской мифологии . Многие из них перекликаются с индуистской мифологией . К ним относятся:
- Нага , змеиное божество или раса в индуистских, буддийских и джайнских традициях.
- Гарудас , орлоподобные существа
- Апсары, женские духи воды
- Гандхарвы , небесные музыканты
- Шляпа
- Махорага
- В группе
- Парджанья
- Манимекхала
См. также
[ редактировать ]- Буддийская космология
- Китайские боги и бессмертные
- Индуистские божества
- Японский буддийский пантеон
- Карма в буддизме
- Религия в Азии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильямс, П.; Трайб, А.; Винн, А. (2002). Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию . Индия: Тейлор и Фрэнсис. п. 211.
- ^ Вессантара (2014), Женские божества в буддизме. Публикации Виндхорс.
- ^ «Буддийские мантры — мантры будд, бодхисаттв и других архетипических фигур, а также разные мантры и песнопения» . www.visiblemantra.org . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Лейтон, Тайген Дэн (2012). Лица сострадания: классические архетипы бодхисаттвы и их современное выражение — введение в буддизм Махаяны . Саймон и Шустер. п. 246.
- ^ Джори, Патрик (2016). Теория монархии Таиланда: Вессантара Джатака и идея идеального мужчины . СУНИ Пресс. п. 72.
- ^ Далай-лама XIV Бстан-'дзин-ргья-мцо, Далай-лама XIV, Далай-лама, Сантидева (1994). Вспышка молнии во тьме ночи: Путеводитель по образу жизни бодхисаттвы, стр. 128-129, примечание 23. Шамбала.
- ^ Ван, Мишель К. (2017) Мандалы в процессе создания: Визуальная культура эзотерического буддизма в Дуньхуане , стр. 158. БРИЛЛ.
- ^ Мипхам, Джамгон (2008). Гирлянда драгоценностей: Восемь великих бодхисаттв . США: Публикации КТД.
- ^ «Исследование Локадхары, Введение» . 84000 Перевод слов Будды . Архивировано из оригинала 1 января 2022 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Словарь | Буддийская дверь» . www2.buddhistdoor.net . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ КР ван Коой (1978). Религия в Непале . БРИЛЛ Академик. стр. 25–27. ISBN 90-04-05827-3 .
- ^ Адальберт Дж. Гейл; Герд Дж. Р. Мевиссен; Ричард Саломон (2006). Сценарий и изображение: статьи об искусстве и эпиграфике . Мотилал Банарсидасс. стр. 57–58. ISBN 978-81-208-2944-2 .
- ^ Томас Э. Дональдсон (2001). Иконография буддийской скульптуры Ориссы: Текст . Публикации Абхинава. стр. 295–296. ISBN 978-81-7017-406-6 .
- ^ Апте, Ваман Шиварам (2014). Практический санскритский словарь . Мотилал Банарсидасс. п. [ нужна страница ] . ISBN 978-8120805675 .
- ^ Блофельд, Джон (1992). Тантрический мистицизм Тибета: практическое руководство по теории, целям и техникам тантрической медитации . Пингвин.
Функция Йидама – одна из глубоких тайн Ваджраяны... Йидам имеет огромное значение, особенно в первые годы практики. Йидам — это тибетский перевод санскритского слова Истадева — обитающее божество; но если индусы принимают Истадеву за реальное божество, приглашенное обитать в сердце преданного, то йидамы тантрического буддизма на самом деле являются эманациями собственного ума адепта.
- ^ Перейти обратно: а б Хардинг, Сара (весна 2005 г.). «Словарь Дхармы». Буддадхарма: Ежеквартальный журнал практикующего .
- ^ Пандит, Б. (2005). Изучите индуизм . Великобритания: Сердце Альбиона. п. 173.
- ^ Фаррер-Холлс, Г. (2002). Женское лицо буддизма . США: Книги квестов. п. 42.
- ^ Форрестер, ST (2006). Танец в огне трансформации . Публикации флейтистов. стр. 357–358.
- ^ Чалмерс, Роберт (1895). Джатака: или истории о прежних рождениях Будды . Том. Я. Кембридж: Университетское издательство . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ «Якша» . Британская энциклопедия . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Энциклопедия мирового искусства . Том. 13. Великобритания: МакГроу-Хилл. 1959. с. 831.
- ^ Пауэлл, А. (1995). Живой буддизм . США: Издательство Калифорнийского университета. п. 59.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джозеф (2003). Мифы света: восточные метафоры вечного . Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира. ISBN 1-57731-403-4 .
- Гарсон, Натаниэль ДеВитт (май 2004 г.). Проникновение в тайную сущность тантры: контекст и философия в системе Махайоги ньингма-тантры (докторская диссертация) . Проверено 11 января 2024 г.