Палден Лхамо


Палден Лхамо («Славная богиня», [ 1 ] [ 2 ] Тибетский : dpal лдан лха мо , Уайли : dpal ldan lha mo , лхасский диалект : [panthen l'amo] , санскрит : Шридеви ) [ 3 ] или Шри Деви — тантрическая буддийская ( ваджраянская ) богиня, появляющаяся в различных формах. [ 4 ] Обычно она появляется как гневное божество , выполняющее главную роль дхармапалы . В частности, она является Защитницей Мудрости, просветленным существом. [ 4 ]
Палден Лхамо — особый дхармапала Далай-лам, а тремя защитниками его гелуг школы тибетского буддизма являются Ямараджа, Вайшравана и Махакала . [ 5 ] Она — гневное божество, которое считается главной защитницей Тибета .
Палден Лхамо появляется в свите Махакалы, устраняющего препятствия, либо как самостоятельная фигура. [ 1 ] или связанный с Экаджати , [ 6 ] и был описан как «божество-покровитель Тибета и его правительства». [ 7 ] и как «прославляемый по всему Тибету и Монголии и как могущественный защитник Далай -лам , Панчен-лам и Лхасы ». [ 8 ]
Происхождение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2021 г. ) |

Палден Лхамо означает «Славная Богиня» и может включать в себя широкий спектр гневных женщин-защитниц и дакини . Обычно Палден Лхамо относится к ее версии гелугпа как к гневной эманации Чамунды , гневной эманации богини Кали .
Говорят, что Магзор Гьялмо звали Ремати, когда она была замужем за злым королем Ланки, оба они были ракшасами, согласно одной из версий. [ 9 ] Ремати поклялась, что, если ей не удастся обратить короля в буддизм и развеять его злобу, она положит конец его династии. Она много раз пыталась обратить его, чтобы избежать убийства практикующих дхарму, но потерпела неудачу, поскольку их сына воспитывали убивать буддистов. Не имея выбора, она зарезала своего сына, пока ее муж был на охоте. Она ела плоть своего сына, пила его кровь из его черепа в виде капалы или чаши и содрала с него кожу, чтобы сделать седло. [ 10 ]
Она убежала на север. Когда она уехала на муле, король вернулся и узнал об убийстве своего сына. В ярости он выстрелил в круп мула, на котором ехал Ремати. В ответ Ремати исцелил рану и превратил ее в глаз, заявив: «Пусть рана моего скакуна станет глазом, достаточно большим, чтобы наблюдать за двадцатью четырьмя регионами, и пусть я сам буду тем, кто искоренит родословную злобные короли Ланки!». [ 10 ] Там она путешествовала через Индию, Тибет, Китай, Монголию и, как говорят, наконец поселилась на горе Ойхан в Восточной Сибири.
Когда она умерла, она переродилась в аду и пробилась из ада, украв мешок с болезнями и меч. Когда она сбежала на кладбище, она не нашла покоя и молилась Будде о причине жизни. Перед ней предстал Будда Ваджрадхара (тантр Шакьямуни) и попросил ее защитить Дхарму. Удивленная, Ремати согласилась и, таким образом, стала дхармапалой, которой она и является, используя свое оружие только против врагов буддизма. [ 11 ] Она также была назначена хранительницей дхармы Ямой , повелителем смерти. [ 9 ] Ее свита состоит из дакини с головой льва Симхамукхи (Сенгдонгмы) позади нее и дакини с головой Макара Макаравактры, держащей поводья мула перед Палденом Лхамо. Их окружают 4 богини времен года, 5 сестер долгой жизни и 12 богинь Тенма .
Палден Лхамо и озеро Лхамо Ла-цо
[ редактировать ]
Палден Лхамо, как женщина-дух-хранитель священного озера , Лхамо Ла-цо , пообещала 1-му Далай-ламе в видении, «что она будет защищать линию реинкарнации Далай-лам». [ нужна ссылка ] Со времен Второго Далай-ламы , который формализовал систему, регенты и другие монахи отправлялись к озеру, чтобы медитировать и искать совета по выбору следующей реинкарнации посредством видений. [ 12 ]
Особая форма Палден Лхамо в Лхамо Ла-цо - это Гьелмо Макзор Ма ( Уайли : rgyal mo dmag zor ma «Королева Торма Мать») или Мачик Пеллха Живе Ньямчен ( Wylie : ma gcig dpal lha zhi ba'i nyams can «Умиротворенное выражение»). «Общей жены Палден Лхамо»), необычайно мирная форма Палден Лхамо. [ 13 ] Озеро иногда называют «Палден Лхамо Калидеви», что указывает на то, что оно является эманацией богини Кали . [ 3 ]
Гора к югу от монастыря Чокоргьел — «голубая» резиденция Палден Лхамо, на которой небесное захоронение . расположено [ 14 ] Первоначально монастырь был построен треугольной формы, чтобы отразить символику его положения у слияния трех рек и окруженного тремя горами, а также представляет собой соединение трех стихий воды, земли и огня, а также женского начала. Палден Лхамо в символической форме перевернутого треугольника. [ 15 ]
Традиционные аккаунты
[ редактировать ]Говорят, что во время правления Сонгцена Гампо (605 или 617? – 649 гг. н.э.) Палден Лхамо превзошла всех других божеств-защитников в своем обещании защитить королевский храм Труланг. Она преподнесла железную чашу и поклялась: «Постройте мое изображение, и я защищу эту королевскую святыню от любого будущего ущерба со стороны людей и мамо демонов !» Говорят также, что она посоветовала Лхалунгу Пелджи Дордже убить антибуддийского короля Лангдарму в 841 году нашей эры, и ее называют «защитницей Дхармы Лхасы». [ 16 ]
Описание
[ редактировать ]Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Она - единственная женщина среди традиционных «Восьми стражей закона», и ее обычно изображают темно-синего цвета и с рыжими волосами, что символизирует ее гневный характер, пересекающей море крови верхом на белом муле. У мула есть глаз на левом крупе, куда попала стрела ее разгневанного мужа после того, как она убила своего сына, которому было суждено было вырастить того, кто наконец положит конец буддизму, и использовала его шкуру в качестве седельного одеяла. У нее три глаза, и ее часто изображают пьющей кровь из человеческого черепа. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Басуэлл, Роберт Э. младший; Зиглер, Дональд С. Лопес-младший; при содействии Джуна Ана, Дж. Уэйна Басса, Уильяма Чу, Аманды Гудман, Хён Сок Хама, Сон Ук Ким, Суми Ли, Патрика Франке, Эндрю Квинтмана, Гарета Спархэма, Майи Стиллер, Харуми (2013). Басвелл, Роберт Э; Лопес, Дональд С. мл. (ред.). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 267. ИСБН 978-0691157863 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Фолькманн, Розмари: «Женские стереотипы в тибетской религии и искусстве: прародительница/прародительница как представительница подземного мира» в Клоппенборг, Риа; Ханеграаф, Воутер Дж. (1995). Женские стереотипы в религиозных традициях . Лейден: Брилл. п. 171. ИСБН 978-9004102903 .
- ^ Jump up to: а б Дауман, Кейт. (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , с. 260. Routledge & Kegan Paul Ltd., Лондон. ISBN 0-7102-1370-0 (pbk).
- ^ Jump up to: а б https://www.himalayanart.org/search/set.cfm?setID=164 Основная страница Шри Деви на сайте Himalayan Art Resources
- ^ https://tricycle.org/magazine/real-or-pretend/ Божества настоящие или притворные?
- ^ Джон К. Хантингтон, Дина Бангдел (2003). Круг блаженства: буддийское медитативное искусство . Публикации Сериндии. п. 335. ИСБН 9781932476019 .
- ^ «Бескостный язык: альтернативные голоса из Бутана в контексте ламаистских обществ». Майкл Арис. Прошлое и настоящее , № 115 (май 1987 г.), с. 141.
- ^ Шрам, Луи MJ (1957). «Монгуры на границе Каннсу и Тибета: Часть II. Их религиозная жизнь». Труды Американского философского общества . Новая серия, том. 47, № 1, (1957), с. 21.
- ^ Jump up to: а б Сильвия Луэтйоханн, Ник Дудка (2007). Тибетские практики медитации с танками: понимание, сострадание и мудрость . ЭДАФ. стр. 113–114. ISBN 9788441419452 .
- ^ Jump up to: а б «Палден Лхамо» . www.kandro.net .
- ^ Тензин Лакпа, Евгений Бах (2019). Уходящий Будда: Встреча тибетского монаха с Живым Богом . Дом Уитакера. ISBN 9781641231039 .
- ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , стр. 139, 264–5. Гроув Пресс, Нью-Йорк ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- ^ Дауман, Кейт. (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , стр. 78, 260, 344. Routledge & Kegan Paul Ltd., Лондон. ISBN 0-7102-1370-0 (pbk).
- ^ Дауман, Кейт. (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , с. 258. Routledge & Kegan Paul Ltd., Лондон. ISBN 0-7102-1370-0 (pbk).
- ^ Дауман, Кейт. (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , с. 257. Routledge & Kegan Paul Ltd., Лондон. ISBN 0-7102-1370-0 (pbk).
- ^ «Ясное зеркало королевской генеалогии» Сонама Сакьяпы Гьялцена (1312-1375), переведенное Маккомасом Тейлором и ламой Чоедаком Ютоком как: «Ясное зеркало: традиционный отчет о золотом веке Тибета» , стр. 173, 265. Snow Lion Publications, Итака, Нью-Йорк. ISBN 1-55939-048-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Священные видения: ранние картины из Центрального Тибета , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Палден Лхамо (см. Указатель)
- Палден Лхамо
- Изображения Шри Деви в Himalayan Art