Jump to content

История тибетского буддизма

Буддисты , преимущественно выходцы из Индии, впервые активно распространяли свои практики в Тибете с 6 по 9 века нашей эры. В эпоху фрагментации (9–10 века) буддизм в Тибете пришел в упадок, но снова возродился в 11 веке. После монгольского вторжения в Тибет (1240 г.) и установления монгольской династии Юань (1271–1368 гг.) в Китае тибетский буддизм распространился за пределы Тибета в Монголию и Китай. С 14 по 20 века тибетскому буддизму покровительствовали китайская династия Мин (1368–1644) и маньчжурская династия Цин (1644–1912), правившие Китаем.

Школа Гелугпа , основанная Дже Цонкапой (1357–1419), приобрела (политическую) известность при Нгаванге Лобсанге Гьяцо (1617–1682), пятом Далай-ламе (занимавший должность в 1642–1682 годах), который пригласил монголов вмешаться в Тибетская гражданская война 1639–1642 гг. Монголы наделили его политической властью в Тибете, что привело к доминированию гелугпа до 20 века. В 19 веке движение Риме стало противовесом этому доминированию, пытаясь сохранить учения школ Ньингма , Кагью и Сакья .

В начале 20 века Тибет получил фактическую независимость от Маньчжурской империи Цин. Независимость Тибета закончилась китайским вторжением в 1950 году , которое привело к исходу тибетцев . В 21 веке тибетский буддизм по-прежнему имеет приверженцев на Тибетском нагорье и в прилегающих регионах, а также вызывает значительный интерес в западном мире.

До VI века

[ редактировать ]

В III веке буддизм начинает распространяться в Тибетском регионе, и учения влияют на религию Бон в Королевстве Чжанчжунг . [1] [ нужен лучший источник ]

Легендарное происхождение (6 век)

[ редактировать ]

Согласно традиции, во времена правления короля Тотори Ньянцена (6 век) [примечание 1] корзина с буддийскими писаниями прибыла в Тибет из Индии. [примечание 2]

Первое распространение (7–9 вв.)

[ редактировать ]

Сонгцен Гампо (7 век)

[ редактировать ]

Санскритские буддийские писания из Непала и Индии были впервые переведены на тибетский язык во время правления тибетского короля Сонгцена Гампо (618–649). [2] основавший Тибетскую империю. Сонгцену Гампо традиционно приписывают распространение буддизма в Тибете под влиянием его непальской супруги Бхрикути из непальской династии Личчави , а также объединение того, что ранее было несколькими тибетскими королевствами. Известно, что он женился на китайской династии Тан буддийской принцессе Вэньчэн , которая приехала в Тибет со статуей Будды Шакьямуни. Из тибетских источников ясно, что некоторые из его преемников стали ярыми буддистами. Записи показывают, что китайские буддисты активно участвовали в миссионерской деятельности в Тибете, но они не имели такого же уровня поддержки со стороны империи, как индийские буддисты с тантрическими линиями передачи из Бихара и Бенгалии. [3]

Ко второй половине VIII века его уже считали воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары . [4] Согласно тибетским традициям, Бхрикути была набожной буддисткой и -невари в качестве приданого привезла с собой множество священных изображений и опытных мастеров . Красный дворец (Мар-по-ри Пхо-дранг) на Марпо Ри (Красная гора) в Лхасе, который позже был перестроен в тринадцатиэтажную Поталу Пятым Далай-ламой , был построен непальскими мастерами по ее желанию. Она также построила Туб-ван и другие статуи в Самье , а знаменитый непальский художник Тро-во вырезал почитаемую статую Ченрезига , Тунгджи Чен-по ранг-джунг нга-лдан . Ее также называют статуей Микьо Дордже (Мануваджры) – Рамоче Джово или Джово Чунгпа, которая находилась в храме Рамоче в Лхасе. С тех пор они объединились, и статую окружают Восемь Бодхисаттв . [ нужна ссылка ]

Сонгцен Гампо и Бхрикути построили в самом сердце Лхасы великий храм Цулаг Кханг (или «Дом Мудрости») для размещения изображений, который сейчас известен как Джоканг («Дом Господа») в самом сердце Лхасы. быть самым священным храмом в Тибете. [ нужна ссылка ]

Бхрикути обычно изображается как Зеленая Тара В тибетской иконографии . Говорят, что Бхрикути и Вэньчэн вместе работали над основанием храмов и буддизма в Тибете. [ нужна ссылка ]

Индийское и непальское влияние (8 век)

[ редактировать ]
Падмасамбхава , основатель Ньингмапы , самой ранней школы тибетского буддизма; обратите внимание на широко открытые глаза, характерные для определенного метода медитации [5]

В VIII веке буддизм действительно утвердился в Тибете. [6] [примечание 3] Преемники Сонгцена Гампо с меньшим энтузиазмом относились к распространению буддизма, но в VIII веке король Трисонг Децен (755–797) провозгласил его официальной религией государства. [7]

Трисонг Децен пригласил к себе индийских буддийских ученых, и сегодня тибетские буддисты прослеживают свои древнейшие духовные корни от индийских мастеров Падмасамбхавы (8 век) и Шантаракшиты (725–788), которые основали Ньингма , «Древние» , старейшую школу тибетского языка. Буддизм. [8] Согласно тибетской традиции, Падмасамбхава написал ряд важных писаний, некоторые из которых он спрятал, чтобы их будущие тертоны могли найти ; эти «сокровища» терма (откровенные тексты) имеют особое значение для школы Ньингма.

В это раннее время с юга пришло влияние ученых из династии Пала в индийском штате Магадха. Они достигли смеси Махаяны и Ваджраяны , которая стала характерной для всех форм тибетского буддизма. Их учение в сутре основывалось на Абхисамаяланкаре IV века , тексте йогичарина , но видными среди них были Мадхьямики учёные Шантаракшита и Камалашила .

Третье влияние оказали сарвастивадины из Кашмира на юго-запад. [9] и Хотан на северо-западе. [10] Хотя им не удалось сохранить свое присутствие в Тибете, их тексты вошли в тибетский буддийский канон , предоставив тибетцам почти все их первоисточники о том, что они считали Хинаяной . Подраздел этой школы, Муласарвастивада, был источником тибетской винаи . [10]

Китайское влияние (8 век)

[ редактировать ]

Китайская принцесса Цзиньчэн Гунчжу ( zh:金城 принцесса ) (?–739), известная в Тибете как Ким-шэн, [примечание 4] Набожная буддистка, в 710 году была отправлена ​​в Тибет, где вышла замуж за Мес-аг-тшомса. [11] [примечание 5] Буддийские монахи из Хотана (Ли), спасавшиеся от преследований антибуддийского царя, получили убежище от Ким-шэна около 737 года. Ким-шэн умер во время вспышки оспы где-то между 739 и 741 годами, а антибуддийские группировки в Тибете стали винить в эпидемии поддержку буддизма королем и королевой. [12] Это заставило монахов снова бежать; сначала в Гандхару , а затем в Косамби в центральной Индии, где монахи, очевидно, поссорились и убивали друг друга. [13]

Тибетский король Трисонг Децен (742–797) пригласил чаньского мастера Мохэяна. [примечание 6] передать Дхарму в монастыре Самье. Согласно тибетским источникам, Мохеян проиграл так называемый совет Лхасы (793 г.), дебаты о природе пустоты, организованные Трисонгом Деценом, с индийским мастером Камалашилой , и король заявил, что философия Камалашилы должна составить основу тибетского буддизма. [14] [15] [примечание 7] [примечание 8] Однако китайский источник, найденный в Дуньхуане и написанный Мо-хо-яном, говорит, что их сторона победила, а некоторые ученые приходят к выводу, что весь этот эпизод является вымышленным. [16] [17]

Буддолог-новатор Джузеппе Туччи предположил, что идеи Мохайена были сохранены ньингмапа в форме учений дзогчен . [18] [примечание 9] Джон Мирдин Рейнольдс и Сэм ван Шайк отвергают эту возможность. По словам Рейнольдса, «за исключением краткого флирта с Чань на заре буддизма в Тибете в восьмом веке, тибетцы почти не проявляли вообще никакого интереса к китайскому буддизму, за исключением перевода нескольких сутр с китайского, для которых они не обладал индийскими оригиналами». [22] [примечание 10]

Рост в Тибете (9 век)

[ редактировать ]

С самого начала буддизму противостояла местная шаманская религия Бон , имевшая поддержку аристократии, но она процветала под королевским покровительством, достигнув расцвета при короле Рялпахане (годы правления 817–836). Терминология перевода была стандартизирована примерно в 825 году, что позволило использовать методологию весьма буквального перевода.

Эпоха раздробленности (9–10 вв.)

[ редактировать ]

Изменение буддийского влияния началось при короле Лангдарме (годы правления 836–842), и за его смертью последовала так называемая Эра Фрагментации — период тибетской истории в IX и X веках. В эту эпоху рухнула политическая централизация ранней Тибетской империи . [24] В этот период доминировали восстания против остатков имперского Тибета и возвышение региональных полевых командиров. [25] После смерти Лангдармы , последнего императора единой Тибетской империи, последовала гражданская война, которая фактически положила конец централизованному тибетскому управлению до периода Са-скья. Союзникам Осунга удалось сохранить контроль над Лхасой, и Юмтан был вынужден отправиться в Ялунг, где он установил отдельную линию королей. [26]

Тибетский ренессанс (10–12 вв.)

[ редактировать ]
Атиша

В конце 10 и 11 веках произошло возрождение буддизма в Тибете. Это совпало с ранними открытиями « спрятанных сокровищ » ( терма ). [27] В 11 веке произошло возрождение буддийского влияния, зародившегося на Дальнем Востоке и Крайнем Западе Тибета. [28] На западе Ринчен Зангпо (958–1055) работал переводчиком и основывал храмы и монастыри. Из Индии вновь были приглашены видные учёные и преподаватели.

В 1042 году Атиша (982–1054 гг. н. э.) прибыл в Тибет по приглашению царя Западного Тибета. Этот известный представитель палской формы буддизма из индийского университета Викрамашила позже переехал в центральный Тибет. Там его главный ученик Дромтонпа основал Кадампа школу тибетского буддизма Нового Перевода , под влиянием которой развились современные школы .

Сакья khon dkon , школа Серой Земли , была основана Кхоном Кончоком Гьелпо ( Уайли : ' mchog rgyal po , 1034–1102), учеником великого Лоцавы Дрогми Шакья ( Wylie : brog mi lo tsā wa ye shes ). Его возглавляет Сакья Тризин , и он ведет свою родословную от махасиддхи Вирупы. [8] и представляет научную традицию. Известный деятель Сакья Пандита (1182–1251 гг. н.э.) был правнуком Кхона Кончока Гьелпо.

Другими выдающимися индийскими учителями были Тилопа (988–1069) и его ученик Наропа (вероятно, умер около 1040 г. н. э.). Кагью , линия передачи (буддийского) слова , представляет собой устную традицию, которая очень сильно связана с экспериментальным аспектом медитация. Самым известным ее представителем был Миларепа , мистик XI века. Он содержит один основной и один второстепенный подраздел. Первая, Дагпо Кагью, включает в себя те школы Кагью, которые восходят к индийскому мастеру Наропе через Марпу Лоцаву , Миларепу и Гампопу. [8]

Монгольское господство (13–14 вв.)

[ редактировать ]

Первоначальное влияние на Монголию (11–13 вв.)

[ редактировать ]

Тибетский буддизм оказывал сильное влияние с 11 века среди народов Внутренней Азии , особенно среди монголов . Тибетский буддизм тантрического стиля, возможно, впервые распространился среди монголов через тангутское государство Западная Ся (1038–1227). [29] [30] Буддисты поступили на службу Монгольской империи в начале 13 века. Буддийским монастырям, основанным в Каракоруме, предоставили этой религии официальный статус был предоставлен статус освобожденных от налогов, хотя монголы лишь позже.

Монгольское завоевание Тибета (13 век)

[ редактировать ]

Монголы вторглись в Тибет в 1240 году. [31] [32] Монголы вывели своих солдат из Тибета в 1241 году и вернулись в этот регион в 1244 году, когда Кётен предъявил ультиматум, вызвав настоятеля Сакья ( Кундга' rGyal-mtshan ) в качестве своего личного капеллана, опасаясь более масштабного вторжения. если бы он отказался. [33] Сакья Пандиту потребовалось почти три года, чтобы подчиниться призыву и прибыть в регион Коконор в 1246 году, а в следующем году встретился с принцем Кётеном в Лянчжоу. Монголы аннексировали Амдо и Кхам на востоке и назначили Сакья Пандита наместником Центрального Тибета монгольским двором в 1249 году. [34]

Тибет был включен в состав Монгольской империи, сохраняя номинальную власть над религиозными и региональными политическими делами, в то время как монголы управляли структурной и административной властью. [35] [36] власть над регионом, подкрепленная редким военным вмешательством.

Династия Юань (1271–1368)

[ редактировать ]

Тибетский буддизм был принят в качестве фактической государственной религии монгольской династией Юань (1271–1368), основанной Хубилай-ханом , которая также правила Китаем . [37] [примечание 11]

Все варианты буддизма, такие как китайский , тибетский и индийский буддизм , процветали, хотя тибетский буддизм в конечном итоге получил одобрение на имперском уровне при императоре Мункэ (1209–1259), который назначил Намо из Кашмира главой всех буддийских монахов. ведомство и правительственное учреждение высшего уровня, известное как Бюро по делам буддизма и Тибета ) было создано В Ханбалыке (современный Пекин (Сюаньчжэн Юань) для надзора за буддийскими монахами по всей империи. Императорские Сакья наставники действовали при дворе Юаня и пользовались особой властью. [39] В этот период тибетский буддизм практиковался не только в столице Пекине и на Тибетском нагорье , но и по всей стране. Например, Ханчжоу , столица бывшей династии Южная Сун и крупнейший город в царстве Юань, стал важным центром деятельности тибетского буддизма, который имел общественный или официальный приоритет над ханьским китайским буддизмом . Точно так же гора Утай , священное место Бодхисаттвы Манджушри и священная гора китайских буддийских паломников, находилась под сильным влиянием тибетского буддизма. [40]

Упадок Золотой Орды и Ильханства (13–14 вв.)

[ редактировать ]

класса монгольских Орды ( Золотой 1240–1502 Среди ) гг правящего ханств . династия. В первые дни правители обоих ханств все чаще принимали тибетский буддизм, как и династия Юань в то время. Однако монгольские правители Газан из Ильханства и Узбек из Золотой Орды обратились в ислам в 1295 и 1313 годах нашей эры соответственно. Династия Юань, базирующаяся в Китае и Монголии, стала единственным подразделением Монгольской империи, которое не приняло ислам, а вместо этого отдавало предпочтение тибетскому буддизму до своего упадка.

Независимость Тибета (14–18 вв.)

[ редактировать ]

С упадком династии Юань Центральным Тибетом правили сменявшие друг друга семьи с 14 по 17 века, и Тибет стал де-факто независимым с середины 14 века в течение почти 400 лет. [41]

Семейное правление и создание школы Гелугпа (14–17 вв.)

[ редактировать ]

Джангчуб Гьялцен (Бьянг чуб rgyal mtshan, 1302–1364) стал самой сильной политической семьей в середине 14 века. Военные действия закончились в 1354 году, когда Джангчуб Гьялцен стал бесспорным победителем, основавшим в том же году династию Пхагмодрупа . Он продолжал править центральным Тибетом до своей смерти в 1364 году, хотя оставил все монгольские институты в силе как пустые формальности. Власть оставалась в руках семьи Пхагмодру до 1434 года. [42]

Правление Джангчуба Гьялцена и его преемников подразумевало новое культурное самосознание, образцы которого искались в эпоху древнего Тибетского царства . Относительно мирные условия благоприятствовали развитию литературы и искусства. [43] В этот период ученый-реформатор Дже Цонкапа (1357–1419) основал секту Гелуг , которая оказала решающее влияние на историю Тибета.

Внутренние раздоры внутри династии Пхагмодрупа, а также сильный местничество различных феодальных владений и политико-религиозных фракций привели к длинной серии внутренних конфликтов. Семья министров Ринпунгпа , базирующаяся в Цанге (Западно-Центральный Тибет), доминировала в политике после 1435 года.

В 1565 году семья Ринпунгпа была свергнута династией Шигадзе Цангпа , которая в последующие десятилетия расширила свою власть в разных направлениях Тибета и отдавала предпочтение секте Карма Кагью . Они сыграют ключевую роль в событиях, которые привели к приходу к власти Далай-ламы в 1640-х годах.

Иностранный патронаж

[ редактировать ]

Тибетскому буддизму покровительствовали этнические китайцы в Минском Китае после свержения монгольского правления. [44] [45] и поддерживал дружеские отношения с некоторыми религиозными лидерами буддизма, известными как принцы Дхармы, и даровал некоторые другие титулы местным лидерам, включая Великого Императорского Наставника. [46] [47]

Монголия

[ редактировать ]

В ранний период династии Северная Юань (1368 — ок. 1636) шаманизм вновь стал единственной господствующей религией в Монголии , однако последние шестьдесят лет перед смертью последнего хана Лигдан-хана (1588–1643) ознаменовались интенсивное проникновение тибетского буддизма в монгольское общество. В 1578 году Сонам ​​Гьяцо был приглашен в Монголию и обратил Алтан-хана в буддизм вместе со своим племенем (первое монгольское племя, обратившееся таким образом). Алтан-хан присвоил ему титул «Далай», причем «Далай» является монгольским переводом его тибетского имени « Гьяцо », что означает «море» или «океан». [48] Отсюда и происхождение титула Далай-ламы . [ нужна ссылка ] Мин помогал Алтан-хану (1507–1582), королю тюмедских монголов , когда он просил помощи в распространении буддизма Ваджраяны. [49] За 50 лет почти все монголы стали буддистами, включая десятки тысяч монахов, почти все последователи школы гелуг и лояльные Далай-ламе. [50] С тех пор тибетский буддизм сыграл очень важную роль среди монголов.

Тибетский буддизм был важнейшей религией монголов под властью Цин (1635–1912), а также государственной религией Калмыцкого ханства (1630–1771), Джунгарского ханства (1634–1758) и Хошутского ханства (1642–1758). 1717). Тибетский буддизм также обожал маньчжурский двор Цин (1644–1912), поскольку и монголы, и тибетцы верили в тибетский буддизм. Некоторые историки могут рассматривать продвижение тибетского буддизма среди монголов китайцами и маньчжурами как преднамеренный заговор с целью ослабить военную мощь монголов, но другие отвергают эту теорию. [51]

Правительство Ганден Пходранга (17–18 вв.)

[ редактировать ]

Ганден Пходранг — тибетский режим или правительство, основанное Далай-ламой V с помощью Гуши-хана Хошута в 1642 году. После гражданской войны в 17 веке и монгольской интервенции в тибетском буддизме доминировала школа гелугпа. и последующие Далай-ламы правили Тибетом с середины 17 до середины 20 веков.

Начало линии Далай-ламы

[ редактировать ]

Возвышение Далай-ламы было тесно связано с военной мощью монгольских кланов. Алтан-хан , король Тюмед монголов , впервые пригласил Сонама Гьяцо , главу школы гелугпа тибетского буддизма (позже известного как третий Далай-лама), в Монголию в 1569 году и снова в 1578 году, во время правления семьи Цангпа. . Гьяцо принял второе приглашение. Они встретились на месте новой столицы Алтан-хана, Коко Хотан (Хух-Хото), и Далай-лама обучал там огромную толпу.

Сонам ​​Гьяцо публично заявил, что он является реинкарнацией тибетского Сакья монаха Дрогона Чогьяла Пхагпы (1235–1280), обратившего Хубилай-хана, а Алтан-хан был реинкарнацией Хубилай-хана (1215–1294), знаменитого правителя монголов и императора. Китая и что они снова собрались вместе, чтобы сотрудничать в распространении буддийской религии. [52] Хотя это не привело сразу к массовому обращению монголов в буддизм (это произошло только в 1630-х годах), это все же привело к широкому использованию буддийской идеологии для легитимации власти среди монгольской знати. И последнее, но не менее важное: Йонтен Гьяцо , четвертый Далай-лама, был внуком Алтан-хана. [53]

Возвышение и господство Гелугпы (17–18 вв.)

[ редактировать ]

Сонам ​​Чофель (1595–1657 гг. н.э.), первый регент пятого Далай-ламы , был «главным архитектором прихода к власти гелуг ». [54] Сонам ​​Чопел попросил помощи у Гуши-хана , могущественного джунгарского военачальника, чтобы положить конец десятилетиям клановых войн в провинциях Дбус и Гцанг, а также гражданской войне в Тибете 1639–1642 годов. [55] [54] Гуши-хан (который был главой племени Хошут ) завоевал Кхам в 1640 году, взяв под свой контроль Сакья и правителей Кхама и Амдо . Его победа над Кармой Тенкёнгом , принцем Цанга в Шигадзе , в 1642 году завершила военное объединение страны и основание Хошутского ханства . Благодаря этому подвигу династия Пхагмодрупа , которая была связана с вариантом школы Кагью , была технически заменена; на самом деле он был бессилен в течение многих лет. Впоследствии официально признав власть Пятого Далай-ламы в 1642 году, Гуши-хан фактически сделал Гьяцо временным правителем всего Тибета. [54] [56] [57]

Правление Цин (18–20 вв.)

[ редактировать ]

Установление правления Цин

[ редактировать ]

Династия Цин (1644–1912) установила свою власть над Тибетом после того, как экспедиция Цин разбила джунгаров в 1720 году, и просуществовала до падения династии Цин в 1912 году. Императоры Цин назначили в имперских жителей, известных как амбани Тибет , которые командовал более чем 2000 солдатами, дислоцированными в Лхасе , и подчинялся Лифан Юань , правительственному агентству Цин, которое курировало регион в этот период. [58] Правители маньчжурской династии Цин поддерживали тибетский буддизм, особенно секту Гелуг , на протяжении большей части своей династии. [37]

Движение Риме (19 век)

[ редактировать ]

Движение Риме было движением, в котором участвовали Сакья , Кагью и Ньингма школы тибетского буддизма , а также некоторые Бон . ученые [59] Увидев, как институты гелуг вытеснили другие традиции в уголки культурной жизни Тибета, Джамьянг Кьенце Вангпо (1820–1892) и Джамгон Конгтрул (1813–1899) собрали воедино учения сакья , кагью и ньингма , включая многие близкие к ним учения. исчезнувшие учения. [60] Если бы Кхьенце и Конгтрул не собирали и не печатали редкие произведения, подавление буддизма коммунистами было бы гораздо более окончательным. [61] Движению Риме принадлежит ряд сборников Священных Писаний, таких как Ринчен Тердзод и Шеджа Дзо .

Современная история (20–21 вв.)

[ редактировать ]

20 век – фактическая независимость, китайская оккупация и исход тибетцев.

[ редактировать ]

В 1912 году Тибет снова стал де-факто независимым, но в 1950 году был аннексирован Китайской Народной республикой. В 1959 году 14-й Далай-лама и большое количество священнослужителей покинули страну, чтобы поселиться в Индии и других соседних странах. Это также положило начало распространению тибетского буддизма в западных странах, что привело к появлению сообществ тибетского буддизма по всему миру.

Благодаря тибетской диаспоре тибетский буддизм приобрел приверженцев на Западе и во всем мире. 14- й Далай-лама Тензин Гьяцо путешествовал по миру и говорил о благополучии тибетцев, окружающей среде , экономике , правах женщин , ненасилии , межконфессиональном диалоге , физике , астрономии , буддизме и науке , когнитивной нейробиологии , репродуктивном здоровье и сексуальности. , а также различные Махаяны и Ваджраяны темы . Он получил Нобелевскую премию мира в 1989 году.

21 век – изгнание и распространение за границей

[ редактировать ]

Сегодня тибетский буддизм широко исповедуется на Тибетском нагорье , в Монголии , северном Непале , Калмыкии (на северо-западном берегу Каспия), Сибири ( Тува и Бурятия ), на Дальнем Востоке России и северо-востоке Китая. Это религия Бутана государственная . [62] Индийские регионы Сикким и Ладакх , ранее независимые королевства, также являются домом для значительного тибетского буддийского населения, как и индийские штаты Химачал-Прадеш (который включает Дхарамсалу и район Лахаул-Спити), Западную Бенгалию (горные станции Дарджилинг и Калимпонг ) и Аруначал-Прадеш .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Об этой дате см. Ричардсон, Хью: «Происхождение Тибетского королевства», в: История Тибета , изд. Алекс Маккей, Том. 1, Лондон, 2003 г., с. 159. Традиционные тибетские источники утверждают, что это событие произошло скорее в 233 году.
  2. Согласно тибетской легендарной традиции, они упали с неба и включали Карандавьюхасутру : Стадхолм, Александр: Происхождение Ом Манипадме Хум , Олбани, Нью-Йорк, 2002, стр. 13–14.
  3. ^ Подробнее см.: Александр Берзин, История раннего периода буддизма и бон в Тибете.
  4. ^ Из Гим Шанг Онга; также известный как Kong-co
  5. Тот, которому в то время было всего шесть или семь лет.
  6. ^ 和尚摩訶衍; его имя состоит из тех же китайских иероглифов, которые используются для транслитерации слова « Махаяна ») (тибетский: Хва шанг Махаяна )
  7. Весь инцидент описан в книге французского историка Поля Демьевиля под названием «Le Concile de Lhasa» .
  8. После этого Камалашила написал три текста Бхаванакрамы .
  9. ^ По словам А. В. Барбера из Университета Калгари, [19] Чань -буддизм был представлен Ньингмапе в трех основных потоках: учения корейского мастера Кима Ким Хо-шанга (Чин хо шанг)金和尚, переданные Сан Ши. [20] в с. 750 г. н. э.; линия Мастера У Чу (無住禪師) школы Пао Тан была передана в Тибет Е-шесом Вангпо; и учение Мо-хо-яня, которые представляли собой синтез Северной школы Чань и школы Пао Тан. [21]
  10. ^ Шайк подчеркивает, что Чан и Дзогчен основаны на двух разных классах писаний: Чан основан на сутрах, а Дзогчен основан на тантрах. [23] Далее Шайк заявляет, что «кажущееся сходство может ввести в заблуждение». [23]
  11. ^ Монголов, возможно, привлекла ламаистская традиция, и они отреагировали таким образом из-за поверхностного сходства ламаистской культуры с монгольской шаманской культурой. Однако даже несмотря на эту привлекательность, монголы «мало внимания уделяли тонкостям буддийской доктрины». [38]
  1. ^ «Хронология истории тибетского буддизма – основные события» .
  2. ^ Берзин, Александр, Обзор истории Тибета.
  3. ^ Пауэрс 2004 , стр. 38–39.
  4. ^ Макдональд, Александр: Религия в Тибете во времена Сронг-бцана сгам-по: миф как история , в: История Тибета , изд. Алекс Маккей, Том. 1, Лондон, 2003 г., с. 354-363 (о королевах см. стр. 355); Даргьяй, Ева: Сронг-бцан сгам-по Тибета: Бодхисаттва и царь , в: История Тибета , изд. Алекс Маккей, Том. 1, Лондон, 2003 г., с. 364-378 (о ферзях см. стр. 373).
  5. ^ Уоллес 1999 , с. 183.
  6. ^ Конзе 1993 .
  7. ^ Беквит, CI: Восстание 755 года в Тибете , в: История Тибета , изд. Алекс Маккей, Том. 1, Лондон, 2003 г., с. 273-285 (обсуждается политическая подоплека и мотивы правителя).
  8. ^ Jump up to: а б с Берзин. Александр (2000). Как развивался тибетский буддизм? : StudyBuddhism.com .
  9. ^ Конзе 1993 , с. 106.
  10. ^ Jump up to: а б Берзин, Александр (2000). Как развивался тибетский буддизм? ; Берзин, Александр (1996). Распространение буддизма в Азии.
  11. ^ Wangdu & Diemberger 2000 , стр. 33–34 и н. 56.
  12. ^ Древний Тибет 1986 , с. 253.
  13. ^ Хилл 1988 , стр. 179–180.
  14. ^ «Дин Цзе Бао Лан Лунь Синь Юэ Ши» Архивировано из оригинала 02 ноября 2013 г. Проверено 31 октября 2013 г.
  15. ^ Ямагути, Дзуйхо (без даты). Основные элементы индийского буддизма, представленные в Тибете: контраст с японским буддизмом. Источник: Thezensite.com (по состоянию на 20 октября 2007 г.)
  16. ^ «Рукописи династии Тан, просветляющие истину Махаяны» Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 г. Проверено 31 октября 2013 г.
  17. ^ Macmillan Энциклопедия буддизма (том первый), стр. 70
  18. ^ Масао Ичишима, «Источники тибетской буддийской медитации». Буддийско-христианские исследования, Том. 2, (1982), стр. 121–122, опубликовано издательством Гавайского университета.
  19. ^ AW Парикмахерская
  20. Позже Сан Ши стал настоятелем монастыря Самье .
  21. ^ Барбер, AW (1990). «Объединение Рдзогов Па Чен По и Чань» . Буддийский журнал Чунг-Хва . 3, 04.1990: 301–317 . Проверено 23 апреля 2011 г.
  22. ^ Рейнольдс, Джон. http://vajranatha.com/teaching/DzogchenChinese.htm (по состоянию на 18 ноября 2010 г.)
  23. ^ Jump up to: а б Шайк, Сэм Ван. http://earlytibet.com/2011/11/22/tibetan-chan-v/ (по состоянию на 27 февраля 2011 г.)
  24. ^ Шакабпа 1967 , с. 173.
  25. ^ Ван Шайк и Галамбос 2011 , с. 4.
  26. ^ Шакабпа 1967 , с. 53.
  27. ^ Берзин, Александр. Четыре традиции тибетского буддизма: личный опыт, история и сравнения
  28. ^ Конзе 1993 , стр. 104 и далее.
  29. ^ Орзех, Чарльз; Соренсен, Хенрик; Пейн, Ричард (2011). Эзотерический буддизм и тантры в Восточной Азии . Брилл. стр. 540–. ISBN  978-90-04-18491-6 .
  30. ^ Хейрман, Энн; Стефан Питер Бумбахер (11 мая 2007 г.). Распространение буддизма . Брилл. стр. 12–. ISBN  978-90-474-2006-4 .
  31. ^ Шакабпа 1967 , с. 61: «тридцать тысяч солдат под командованием Ледже и Дорты достигли Фанпо, к северу от Лхасы».
  32. ^ Сандерс. п. В 309 году его внук Годан-хан вторгся в Тибет с 30 000 человек и разрушил несколько буддийских монастырей к северу от Лхасы.
  33. ^ Бьюэлл 2011 , с. 194; Шакабпа 1967 , стр. 61–2.
  34. ^ «Буддийский цифровой ресурсный центр» . www.tbrc.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
  35. ^ Уайли 1990 , с. 104.
  36. ^ «Чтобы уравновесить политическую власть ламы, Хубилай назначил гражданских администраторов в Са-скье для надзора за монгольским регентством».
  37. ^ Jump up to: а б Круг блаженства: буддийское медитативное искусство, Джон К. Хантингтон, Дина Бангдел, Роберт А.Ф. Турман, стр. 48.
  38. ^ Джерри Бентли, Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в досовременные времена (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993), 142.
  39. ^ История цивилизаций Центральной Азии: с 750 г. н. э. до конца пятнадцатого века . Часть вторая: Достижения, с. 59.
  40. ^ Эзотерический буддизм и тантры в Восточной Азии, Чарльз Орзех, Хенрик Соренсен, Ричард Пейн, стр. 548.
  41. ^ Россаби 1983 , с. 194.
  42. ^ Петех, Л. Центральный Тибет и монголы . (Восточная серия Рим 65). Рим: Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока, 1990: 85–143.
  43. ^ Ван Шайк, Южный Тибет. История . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2011: 88–112.
  44. ^ Дэвид М. Робинсон (2008). Культура, придворные и конкуренция: Двор Мин (1368–1644): Двор Мин и наследие юаньских монголов (PDF) . Издательство Гарвардского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2016 г. Проверено 28 июля 2016 г.
  45. ^ Мартин Слободник (2004). «Отношения между китайской династией Мин и тибетским правящим домом Пхаг-мо-гру в 1368-1434 годах: политические и религиозные аспекты» (PDF) . Азиатские и африканские исследования . 13 (2): 166.
  46. ^ Туччи, Г. Тибетские расписные свитки , Том. 1–2. Рим 1949, Том. 1: 692–3.
  47. ^ Чжан, Т. История Мин - География III
  48. ^ Маккей 2003 , с. 18.
  49. ^ Таверн, Патрик (1 января 2004 г.). Хань-монгольские встречи и миссионерские усилия: история Шейта в Ордосе (Хетао) 1874–1911 гг . Издательство Левенского университета. стр. 100-1 67–. ISBN  978-90-5867-365-7 .
  50. ^ Лэрд 2006 , с. 144.
  51. ^ Цай, Вэй-цзе (июнь 2017 г.). Монголизация ханьских китайцев и маньчжурских поселенцев в Цинской Монголии, 1700–1911 (доктор философии кафедры исследований Центральной Евразии, Университет Индианы).
  52. ^ Лэрд 2006 , с. 145.
  53. ^ Майкл Вейерс, История монголов , Штутгарт, 2004, стр. 175 и далее.
  54. ^ Jump up to: а б с Кармай, Самтен Г. (декабрь 2005 г.). «Великая пятая» (PDF ) Информационный бюллетень IIAS № 39 . Лейден, Нидерланды: Международный институт азиатских исследований. стр. 100-1 12, 13. Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября . Получено 25 января.
  55. ^ Рональд М. Дэвидсон, Тибет . В: Роберт М. Басвелл (редактор), Энциклопедия буддизма , стр.856.
  56. ^ Лэрд 2006 , стр. 158–162.
  57. ^ Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история . Второе издание, исправленное и дополненное, с. 42. Шамбала. Бостон и Лондон. ISBN  0-87773-376-7 .(pbk)
  58. ^ Эмблемы Империи: Избранное из художественной коллекции Мактаггарта, Джон Э. Воллмер, Жаклин Симкокс, стр. 154
  59. ^ Лопес, Дональд С. (1998). Узники Шангри-Ла: тибетский буддизм и Запад . Чикаго: Издательство Чикагского университета, с. 190
  60. ^ Шайк, Сэм ван. Тибет: История . Издательство Йельского университета, 2011 г., страницы 165–9.
  61. ^ Шайк, Сэм ван. Тибет: История . Издательство Йельского университета, 2011, стр. 169.
  62. В отчете Госдепартамента США о свободе вероисповедания в Бутане за 2007 год отмечается, что «буддизм Махаяны является государственной религией…» и что правительство Бутана поддерживает секты Кагью и Ньингма. Государство.gov

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Древний Тибет: материалы исследований проекта Еше Де . Беркли, Калифорния: Издательство Дхармы. 1986. ISBN  0-89800-146-3 .
  • Бьюэлл, Пол Д. (2011). «Тибетцы, монголы и слияние евразийских культур». В Акасой, Анна; Бернетт, Чарльз; Йоэли-Тлалим, Ронит (ред.). Ислам и Тибет: взаимодействие на мускусном пути . Издательство Эшгейт. стр. 188–208.
  • Конзе, Эдвард (1993). Краткая история буддизма (2-е изд.). Один мир. ISBN  1-85168-066-7 .
  • Хилл, Джон Э. (июль 1988 г.). «Заметки о датировке хотанской истории» . Индо-иранский журнал . 13 (3) – через Academia.edu.
  • Лэрд, Томас; Далай-лама XIV Бстан-дзин-ргья-мцо (2006 г.). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Гроув Пресс. ISBN  978-0-8021-1827-1 . OCLC   63165009 .
  • Маккей, Алекс, изд. (2003). История Тибета . Нью-Йорк: RoutledgeCurzon. ISBN  0-7007-1508-8 .
  • Пауэрс, Джон (2004). История как пропаганда: тибетские изгнанники против Китайской Народной Республики . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-517426-7 .
  • Россаби, Моррис (1983). Китай среди равных: Поднебесная и его соседи, X-XIV вв . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-04383-1 .
  • Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: политическая история . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
  • Ван Шайк, Сэм ; Галамбос, Имре (2011). Рукописи и путешественники: китайско-тибетские документы буддийского паломника десятого века . Де Грютер. ISBN  978-3-11-022564-8 .
  • Уоллес, Б. Алан (1999). «Буддийская традиция саматхи: методы совершенствования и исследования сознания». Журнал исследований сознания . 6 (2–3): 175–187.
  • Вангду, Пасанг; Димбергер, Хильдегард (2000). дба' бжед: Королевское повествование о принесении учения Будды в Тибет . Вена: Издательство Австрийской академии наук. ISBN  3-7001-2956-4 .
  • Уайли, Тернелл (1990). «Первое монгольское завоевание Тибета в новой интерпретации». Гарвардский журнал азиатских исследований . 37 (1). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский институт Йенчинга: 103–133. дои : 10.2307/2718667 . ISSN   0073-0548 . JSTOR   2718667 . OCLC   6015211726 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Смит, Э. Джин (2001). Среди тибетских текстов: история и литература Гималайского нагорья . Бостон: Публикации мудрости. ISBN  0-86171-179-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 94b9fab1177d1998863ebec02f370efc__1712170080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/fc/94b9fab1177d1998863ebec02f370efc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Tibetan Buddhism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)