История тибетского буддизма
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Буддисты , преимущественно выходцы из Индии, впервые активно распространяли свои практики в Тибете с 6 по 9 века нашей эры. В эпоху фрагментации (9–10 века) буддизм в Тибете пришел в упадок, но снова возродился в 11 веке. После монгольского вторжения в Тибет (1240 г.) и установления монгольской династии Юань (1271–1368 гг.) в Китае тибетский буддизм распространился за пределы Тибета в Монголию и Китай. С 14 по 20 века тибетскому буддизму покровительствовали китайская династия Мин (1368–1644) и маньчжурская династия Цин (1644–1912), правившие Китаем.
Школа Гелугпа , основанная Дже Цонкапой (1357–1419), приобрела (политическую) известность при Нгаванге Лобсанге Гьяцо (1617–1682), пятом Далай-ламе (занимавший должность в 1642–1682 годах), который пригласил монголов вмешаться в Тибетская гражданская война 1639–1642 гг. Монголы наделили его политической властью в Тибете, что привело к доминированию гелугпа до 20 века. В 19 веке движение Риме стало противовесом этому доминированию, пытаясь сохранить учения школ Ньингма , Кагью и Сакья .
В начале 20 века Тибет получил фактическую независимость от Маньчжурской империи Цин. Независимость Тибета закончилась китайским вторжением в 1950 году , которое привело к исходу тибетцев . В 21 веке тибетский буддизм по-прежнему имеет приверженцев на Тибетском нагорье и в прилегающих регионах, а также вызывает значительный интерес в западном мире.
До VI века
[ редактировать ]В III веке буддизм начинает распространяться в Тибетском регионе, и учения влияют на религию Бон в Королевстве Чжанчжунг . [1] [ нужен лучший источник ]
Легендарное происхождение (6 век)
[ редактировать ]Согласно традиции, во времена правления короля Тотори Ньянцена (6 век) [примечание 1] корзина с буддийскими писаниями прибыла в Тибет из Индии. [примечание 2]
Первое распространение (7–9 вв.)
[ редактировать ]Сонгцен Гампо (7 век)
[ редактировать ]Санскритские буддийские писания из Непала и Индии были впервые переведены на тибетский язык во время правления тибетского короля Сонгцена Гампо (618–649). [2] основавший Тибетскую империю. Сонгцену Гампо традиционно приписывают распространение буддизма в Тибете под влиянием его непальской супруги Бхрикути из непальской династии Личчави , а также объединение того, что ранее было несколькими тибетскими королевствами. Известно, что он женился на китайской династии Тан буддийской принцессе Вэньчэн , которая приехала в Тибет со статуей Будды Шакьямуни. Из тибетских источников ясно, что некоторые из его преемников стали ярыми буддистами. Записи показывают, что китайские буддисты активно участвовали в миссионерской деятельности в Тибете, но они не имели такого же уровня поддержки со стороны империи, как индийские буддисты с тантрическими линиями передачи из Бихара и Бенгалии. [3]
Ко второй половине VIII века его уже считали воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары . [4] Согласно тибетским традициям, Бхрикути была набожной буддисткой и -невари в качестве приданого привезла с собой множество священных изображений и опытных мастеров . Красный дворец (Мар-по-ри Пхо-дранг) на Марпо Ри (Красная гора) в Лхасе, который позже был перестроен в тринадцатиэтажную Поталу Пятым Далай-ламой , был построен непальскими мастерами по ее желанию. Она также построила Туб-ван и другие статуи в Самье , а знаменитый непальский художник Тро-во вырезал почитаемую статую Ченрезига , Тунгджи Чен-по ранг-джунг нга-лдан . Ее также называют статуей Микьо Дордже (Мануваджры) – Рамоче Джово или Джово Чунгпа, которая находилась в храме Рамоче в Лхасе. С тех пор они объединились, и статую окружают Восемь Бодхисаттв . [ нужна ссылка ]
Сонгцен Гампо и Бхрикути построили в самом сердце Лхасы великий храм Цулаг Кханг (или «Дом Мудрости») для размещения изображений, который сейчас известен как Джоканг («Дом Господа») в самом сердце Лхасы. быть самым священным храмом в Тибете. [ нужна ссылка ]
Бхрикути обычно изображается как Зеленая Тара В тибетской иконографии . Говорят, что Бхрикути и Вэньчэн вместе работали над основанием храмов и буддизма в Тибете. [ нужна ссылка ]
Индийское и непальское влияние (8 век)
[ редактировать ]В VIII веке буддизм действительно утвердился в Тибете. [6] [примечание 3] Преемники Сонгцена Гампо с меньшим энтузиазмом относились к распространению буддизма, но в VIII веке король Трисонг Децен (755–797) провозгласил его официальной религией государства. [7]
Трисонг Децен пригласил к себе индийских буддийских ученых, и сегодня тибетские буддисты прослеживают свои древнейшие духовные корни от индийских мастеров Падмасамбхавы (8 век) и Шантаракшиты (725–788), которые основали Ньингма , «Древние» , старейшую школу тибетского языка. Буддизм. [8] Согласно тибетской традиции, Падмасамбхава написал ряд важных писаний, некоторые из которых он спрятал, чтобы их будущие тертоны могли найти ; эти «сокровища» терма (откровенные тексты) имеют особое значение для школы Ньингма.
В это раннее время с юга пришло влияние ученых из династии Пала в индийском штате Магадха. Они достигли смеси Махаяны и Ваджраяны , которая стала характерной для всех форм тибетского буддизма. Их учение в сутре основывалось на Абхисамаяланкаре IV века , тексте йогичарина , но видными среди них были Мадхьямики учёные Шантаракшита и Камалашила .
Третье влияние оказали сарвастивадины из Кашмира на юго-запад. [9] и Хотан на северо-западе. [10] Хотя им не удалось сохранить свое присутствие в Тибете, их тексты вошли в тибетский буддийский канон , предоставив тибетцам почти все их первоисточники о том, что они считали Хинаяной . Подраздел этой школы, Муласарвастивада, был источником тибетской винаи . [10]
Китайское влияние (8 век)
[ редактировать ]Китайская принцесса Цзиньчэн Гунчжу ( zh:金城 принцесса ) (?–739), известная в Тибете как Ким-шэн, [примечание 4] Набожная буддистка, в 710 году была отправлена в Тибет, где вышла замуж за Мес-аг-тшомса. [11] [примечание 5] Буддийские монахи из Хотана (Ли), спасавшиеся от преследований антибуддийского царя, получили убежище от Ким-шэна около 737 года. Ким-шэн умер во время вспышки оспы где-то между 739 и 741 годами, а антибуддийские группировки в Тибете стали винить в эпидемии поддержку буддизма королем и королевой. [12] Это заставило монахов снова бежать; сначала в Гандхару , а затем в Косамби в центральной Индии, где монахи, очевидно, поссорились и убивали друг друга. [13]
Тибетский король Трисонг Децен (742–797) пригласил чаньского мастера Мохэяна. [примечание 6] передать Дхарму в монастыре Самье. Согласно тибетским источникам, Мохеян проиграл так называемый совет Лхасы (793 г.), дебаты о природе пустоты, организованные Трисонгом Деценом, с индийским мастером Камалашилой , и король заявил, что философия Камалашилы должна составить основу тибетского буддизма. [14] [15] [примечание 7] [примечание 8] Однако китайский источник, найденный в Дуньхуане и написанный Мо-хо-яном, говорит, что их сторона победила, а некоторые ученые приходят к выводу, что весь этот эпизод является вымышленным. [16] [17]
Буддолог-новатор Джузеппе Туччи предположил, что идеи Мохайена были сохранены ньингмапа в форме учений дзогчен . [18] [примечание 9] Джон Мирдин Рейнольдс и Сэм ван Шайк отвергают эту возможность. По словам Рейнольдса, «за исключением краткого флирта с Чань на заре буддизма в Тибете в восьмом веке, тибетцы почти не проявляли вообще никакого интереса к китайскому буддизму, за исключением перевода нескольких сутр с китайского, для которых они не обладал индийскими оригиналами». [22] [примечание 10]
Рост в Тибете (9 век)
[ редактировать ]С самого начала буддизму противостояла местная шаманская религия Бон , имевшая поддержку аристократии, но она процветала под королевским покровительством, достигнув расцвета при короле Рялпахане (годы правления 817–836). Терминология перевода была стандартизирована примерно в 825 году, что позволило использовать методологию весьма буквального перевода.
Эпоха раздробленности (9–10 вв.)
[ редактировать ]Изменение буддийского влияния началось при короле Лангдарме (годы правления 836–842), и за его смертью последовала так называемая Эра Фрагментации — период тибетской истории в IX и X веках. В эту эпоху рухнула политическая централизация ранней Тибетской империи . [24] В этот период доминировали восстания против остатков имперского Тибета и возвышение региональных полевых командиров. [25] После смерти Лангдармы , последнего императора единой Тибетской империи, последовала гражданская война, которая фактически положила конец централизованному тибетскому управлению до периода Са-скья. Союзникам Осунга удалось сохранить контроль над Лхасой, и Юмтан был вынужден отправиться в Ялунг, где он установил отдельную линию королей. [26]
Тибетский ренессанс (10–12 вв.)
[ редактировать ]В конце 10 и 11 веках произошло возрождение буддизма в Тибете. Это совпало с ранними открытиями « спрятанных сокровищ » ( терма ). [27] В 11 веке произошло возрождение буддийского влияния, зародившегося на Дальнем Востоке и Крайнем Западе Тибета. [28] На западе Ринчен Зангпо (958–1055) работал переводчиком и основывал храмы и монастыри. Из Индии вновь были приглашены видные учёные и преподаватели.
В 1042 году Атиша (982–1054 гг. н. э.) прибыл в Тибет по приглашению царя Западного Тибета. Этот известный представитель палской формы буддизма из индийского университета Викрамашила позже переехал в центральный Тибет. Там его главный ученик Дромтонпа основал Кадампа школу тибетского буддизма Нового Перевода , под влиянием которой развились современные школы .
Сакья khon dkon , школа Серой Земли , была основана Кхоном Кончоком Гьелпо ( Уайли : ' mchog rgyal po , 1034–1102), учеником великого Лоцавы Дрогми Шакья ( Wylie : brog mi lo tsā wa ye shes ). Его возглавляет Сакья Тризин , и он ведет свою родословную от махасиддхи Вирупы. [8] и представляет научную традицию. Известный деятель Сакья Пандита (1182–1251 гг. н.э.) был правнуком Кхона Кончока Гьелпо.
Другими выдающимися индийскими учителями были Тилопа (988–1069) и его ученик Наропа (вероятно, умер около 1040 г. н. э.). Кагью , линия передачи (буддийского) слова , представляет собой устную традицию, которая очень сильно связана с экспериментальным аспектом медитация. Самым известным ее представителем был Миларепа , мистик XI века. Он содержит один основной и один второстепенный подраздел. Первая, Дагпо Кагью, включает в себя те школы Кагью, которые восходят к индийскому мастеру Наропе через Марпу Лоцаву , Миларепу и Гампопу. [8]
Монгольское господство (13–14 вв.)
[ редактировать ]Первоначальное влияние на Монголию (11–13 вв.)
[ редактировать ]Тибетский буддизм оказывал сильное влияние с 11 века среди народов Внутренней Азии , особенно среди монголов . Тибетский буддизм тантрического стиля, возможно, впервые распространился среди монголов через тангутское государство Западная Ся (1038–1227). [29] [30] Буддисты поступили на службу Монгольской империи в начале 13 века. Буддийским монастырям, основанным в Каракоруме, предоставили этой религии официальный статус был предоставлен статус освобожденных от налогов, хотя монголы лишь позже.
Монгольское завоевание Тибета (13 век)
[ редактировать ]Монголы вторглись в Тибет в 1240 году. [31] [32] Монголы вывели своих солдат из Тибета в 1241 году и вернулись в этот регион в 1244 году, когда Кётен предъявил ультиматум, вызвав настоятеля Сакья ( Кундга' rGyal-mtshan ) в качестве своего личного капеллана, опасаясь более масштабного вторжения. если бы он отказался. [33] Сакья Пандиту потребовалось почти три года, чтобы подчиниться призыву и прибыть в регион Коконор в 1246 году, а в следующем году встретился с принцем Кётеном в Лянчжоу. Монголы аннексировали Амдо и Кхам на востоке и назначили Сакья Пандита наместником Центрального Тибета монгольским двором в 1249 году. [34]
Тибет был включен в состав Монгольской империи, сохраняя номинальную власть над религиозными и региональными политическими делами, в то время как монголы управляли структурной и административной властью. [35] [36] власть над регионом, подкрепленная редким военным вмешательством.
Династия Юань (1271–1368)
[ редактировать ]Тибетский буддизм был принят в качестве фактической государственной религии монгольской династией Юань (1271–1368), основанной Хубилай-ханом , которая также правила Китаем . [37] [примечание 11]
Все варианты буддизма, такие как китайский , тибетский и индийский буддизм , процветали, хотя тибетский буддизм в конечном итоге получил одобрение на имперском уровне при императоре Мункэ (1209–1259), который назначил Намо из Кашмира главой всех буддийских монахов. ведомство и правительственное учреждение высшего уровня, известное как Бюро по делам буддизма и Тибета ) было создано В Ханбалыке (современный Пекин (Сюаньчжэн Юань) для надзора за буддийскими монахами по всей империи. Императорские Сакья наставники действовали при дворе Юаня и пользовались особой властью. [39] В этот период тибетский буддизм практиковался не только в столице Пекине и на Тибетском нагорье , но и по всей стране. Например, Ханчжоу , столица бывшей династии Южная Сун и крупнейший город в царстве Юань, стал важным центром деятельности тибетского буддизма, который имел общественный или официальный приоритет над ханьским китайским буддизмом . Точно так же гора Утай , священное место Бодхисаттвы Манджушри и священная гора китайских буддийских паломников, находилась под сильным влиянием тибетского буддизма. [40]
Упадок Золотой Орды и Ильханства (13–14 вв.)
[ редактировать ]класса монгольских Орды ( Золотой 1240–1502 Среди ) гг правящего ханств . династия. В первые дни правители обоих ханств все чаще принимали тибетский буддизм, как и династия Юань в то время. Однако монгольские правители Газан из Ильханства и Узбек из Золотой Орды обратились в ислам в 1295 и 1313 годах нашей эры соответственно. Династия Юань, базирующаяся в Китае и Монголии, стала единственным подразделением Монгольской империи, которое не приняло ислам, а вместо этого отдавало предпочтение тибетскому буддизму до своего упадка.
Независимость Тибета (14–18 вв.)
[ редактировать ]С упадком династии Юань Центральным Тибетом правили сменявшие друг друга семьи с 14 по 17 века, и Тибет стал де-факто независимым с середины 14 века в течение почти 400 лет. [41]
Семейное правление и создание школы Гелугпа (14–17 вв.)
[ редактировать ]Джангчуб Гьялцен (Бьянг чуб rgyal mtshan, 1302–1364) стал самой сильной политической семьей в середине 14 века. Военные действия закончились в 1354 году, когда Джангчуб Гьялцен стал бесспорным победителем, основавшим в том же году династию Пхагмодрупа . Он продолжал править центральным Тибетом до своей смерти в 1364 году, хотя оставил все монгольские институты в силе как пустые формальности. Власть оставалась в руках семьи Пхагмодру до 1434 года. [42]
Правление Джангчуба Гьялцена и его преемников подразумевало новое культурное самосознание, образцы которого искались в эпоху древнего Тибетского царства . Относительно мирные условия благоприятствовали развитию литературы и искусства. [43] В этот период ученый-реформатор Дже Цонкапа (1357–1419) основал секту Гелуг , которая оказала решающее влияние на историю Тибета.
Внутренние раздоры внутри династии Пхагмодрупа, а также сильный местничество различных феодальных владений и политико-религиозных фракций привели к длинной серии внутренних конфликтов. Семья министров Ринпунгпа , базирующаяся в Цанге (Западно-Центральный Тибет), доминировала в политике после 1435 года.
В 1565 году семья Ринпунгпа была свергнута династией Шигадзе Цангпа , которая в последующие десятилетия расширила свою власть в разных направлениях Тибета и отдавала предпочтение секте Карма Кагью . Они сыграют ключевую роль в событиях, которые привели к приходу к власти Далай-ламы в 1640-х годах.
Иностранный патронаж
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]Тибетскому буддизму покровительствовали этнические китайцы в Минском Китае после свержения монгольского правления. [44] [45] и поддерживал дружеские отношения с некоторыми религиозными лидерами буддизма, известными как принцы Дхармы, и даровал некоторые другие титулы местным лидерам, включая Великого Императорского Наставника. [46] [47]
Монголия
[ редактировать ]В ранний период династии Северная Юань (1368 — ок. 1636) шаманизм вновь стал единственной господствующей религией в Монголии , однако последние шестьдесят лет перед смертью последнего хана Лигдан-хана (1588–1643) ознаменовались интенсивное проникновение тибетского буддизма в монгольское общество. В 1578 году Сонам Гьяцо был приглашен в Монголию и обратил Алтан-хана в буддизм вместе со своим племенем (первое монгольское племя, обратившееся таким образом). Алтан-хан присвоил ему титул «Далай», причем «Далай» является монгольским переводом его тибетского имени « Гьяцо », что означает «море» или «океан». [48] Отсюда и происхождение титула Далай-ламы . [ нужна ссылка ] Мин помогал Алтан-хану (1507–1582), королю тюмедских монголов , когда он просил помощи в распространении буддизма Ваджраяны. [49] За 50 лет почти все монголы стали буддистами, включая десятки тысяч монахов, почти все последователи школы гелуг и лояльные Далай-ламе. [50] С тех пор тибетский буддизм сыграл очень важную роль среди монголов.
Тибетский буддизм был важнейшей религией монголов под властью Цин (1635–1912), а также государственной религией Калмыцкого ханства (1630–1771), Джунгарского ханства (1634–1758) и Хошутского ханства (1642–1758). 1717). Тибетский буддизм также обожал маньчжурский двор Цин (1644–1912), поскольку и монголы, и тибетцы верили в тибетский буддизм. Некоторые историки могут рассматривать продвижение тибетского буддизма среди монголов китайцами и маньчжурами как преднамеренный заговор с целью ослабить военную мощь монголов, но другие отвергают эту теорию. [51]
Правительство Ганден Пходранга (17–18 вв.)
[ редактировать ]Ганден Пходранг — тибетский режим или правительство, основанное Далай-ламой V с помощью Гуши-хана Хошута в 1642 году. После гражданской войны в 17 веке и монгольской интервенции в тибетском буддизме доминировала школа гелугпа. и последующие Далай-ламы правили Тибетом с середины 17 до середины 20 веков.
Начало линии Далай-ламы
[ редактировать ]Возвышение Далай-ламы было тесно связано с военной мощью монгольских кланов. Алтан-хан , король Тюмед монголов , впервые пригласил Сонама Гьяцо , главу школы гелугпа тибетского буддизма (позже известного как третий Далай-лама), в Монголию в 1569 году и снова в 1578 году, во время правления семьи Цангпа. . Гьяцо принял второе приглашение. Они встретились на месте новой столицы Алтан-хана, Коко Хотан (Хух-Хото), и Далай-лама обучал там огромную толпу.
Сонам Гьяцо публично заявил, что он является реинкарнацией тибетского Сакья монаха Дрогона Чогьяла Пхагпы (1235–1280), обратившего Хубилай-хана, а Алтан-хан был реинкарнацией Хубилай-хана (1215–1294), знаменитого правителя монголов и императора. Китая и что они снова собрались вместе, чтобы сотрудничать в распространении буддийской религии. [52] Хотя это не привело сразу к массовому обращению монголов в буддизм (это произошло только в 1630-х годах), это все же привело к широкому использованию буддийской идеологии для легитимации власти среди монгольской знати. И последнее, но не менее важное: Йонтен Гьяцо , четвертый Далай-лама, был внуком Алтан-хана. [53]
Возвышение и господство Гелугпы (17–18 вв.)
[ редактировать ]Сонам Чофель (1595–1657 гг. н.э.), первый регент пятого Далай-ламы , был «главным архитектором прихода к власти гелуг ». [54] Сонам Чопел попросил помощи у Гуши-хана , могущественного джунгарского военачальника, чтобы положить конец десятилетиям клановых войн в провинциях Дбус и Гцанг, а также гражданской войне в Тибете 1639–1642 годов. [55] [54] Гуши-хан (который был главой племени Хошут ) завоевал Кхам в 1640 году, взяв под свой контроль Сакья и правителей Кхама и Амдо . Его победа над Кармой Тенкёнгом , принцем Цанга в Шигадзе , в 1642 году завершила военное объединение страны и основание Хошутского ханства . Благодаря этому подвигу династия Пхагмодрупа , которая была связана с вариантом школы Кагью , была технически заменена; на самом деле он был бессилен в течение многих лет. Впоследствии официально признав власть Пятого Далай-ламы в 1642 году, Гуши-хан фактически сделал Гьяцо временным правителем всего Тибета. [54] [56] [57]
Правление Цин (18–20 вв.)
[ редактировать ]Установление правления Цин
[ редактировать ]Династия Цин (1644–1912) установила свою власть над Тибетом после того, как экспедиция Цин разбила джунгаров в 1720 году, и просуществовала до падения династии Цин в 1912 году. Императоры Цин назначили в имперских жителей, известных как амбани Тибет , которые командовал более чем 2000 солдатами, дислоцированными в Лхасе , и подчинялся Лифан Юань , правительственному агентству Цин, которое курировало регион в этот период. [58] Правители маньчжурской династии Цин поддерживали тибетский буддизм, особенно секту Гелуг , на протяжении большей части своей династии. [37]
Движение Риме (19 век)
[ редактировать ]Движение Риме было движением, в котором участвовали Сакья , Кагью и Ньингма школы тибетского буддизма , а также некоторые Бон . ученые [59] Увидев, как институты гелуг вытеснили другие традиции в уголки культурной жизни Тибета, Джамьянг Кьенце Вангпо (1820–1892) и Джамгон Конгтрул (1813–1899) собрали воедино учения сакья , кагью и ньингма , включая многие близкие к ним учения. исчезнувшие учения. [60] Если бы Кхьенце и Конгтрул не собирали и не печатали редкие произведения, подавление буддизма коммунистами было бы гораздо более окончательным. [61] Движению Риме принадлежит ряд сборников Священных Писаний, таких как Ринчен Тердзод и Шеджа Дзо .
Современная история (20–21 вв.)
[ редактировать ]20 век – фактическая независимость, китайская оккупация и исход тибетцев.
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2017 г. ) |
В 1912 году Тибет снова стал де-факто независимым, но в 1950 году был аннексирован Китайской Народной республикой. В 1959 году 14-й Далай-лама и большое количество священнослужителей покинули страну, чтобы поселиться в Индии и других соседних странах. Это также положило начало распространению тибетского буддизма в западных странах, что привело к появлению сообществ тибетского буддизма по всему миру.
Благодаря тибетской диаспоре тибетский буддизм приобрел приверженцев на Западе и во всем мире. 14- й Далай-лама Тензин Гьяцо путешествовал по миру и говорил о благополучии тибетцев, окружающей среде , экономике , правах женщин , ненасилии , межконфессиональном диалоге , физике , астрономии , буддизме и науке , когнитивной нейробиологии , репродуктивном здоровье и сексуальности. , а также различные Махаяны и Ваджраяны темы . Он получил Нобелевскую премию мира в 1989 году.
21 век – изгнание и распространение за границей
[ редактировать ]Сегодня тибетский буддизм широко исповедуется на Тибетском нагорье , в Монголии , северном Непале , Калмыкии (на северо-западном берегу Каспия), Сибири ( Тува и Бурятия ), на Дальнем Востоке России и северо-востоке Китая. Это религия Бутана государственная . [62] Индийские регионы Сикким и Ладакх , ранее независимые королевства, также являются домом для значительного тибетского буддийского населения, как и индийские штаты Химачал-Прадеш (который включает Дхарамсалу и район Лахаул-Спити), Западную Бенгалию (горные станции Дарджилинг и Калимпонг ) и Аруначал-Прадеш .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Об этой дате см. Ричардсон, Хью: «Происхождение Тибетского королевства», в: История Тибета , изд. Алекс Маккей, Том. 1, Лондон, 2003 г., с. 159. Традиционные тибетские источники утверждают, что это событие произошло скорее в 233 году.
- ↑ Согласно тибетской легендарной традиции, они упали с неба и включали Карандавьюхасутру : Стадхолм, Александр: Происхождение Ом Манипадме Хум , Олбани, Нью-Йорк, 2002, стр. 13–14.
- ^ Подробнее см.: Александр Берзин, История раннего периода буддизма и бон в Тибете.
- ^ Из Гим Шанг Онга; также известный как Kong-co
- ↑ Тот, которому в то время было всего шесть или семь лет.
- ^ 和尚摩訶衍; его имя состоит из тех же китайских иероглифов, которые используются для транслитерации слова « Махаяна ») (тибетский: Хва шанг Махаяна )
- ↑ Весь инцидент описан в книге французского историка Поля Демьевиля под названием «Le Concile de Lhasa» .
- ↑ После этого Камалашила написал три текста Бхаванакрамы .
- ^ По словам А. В. Барбера из Университета Калгари, [19] Чань -буддизм был представлен Ньингмапе в трех основных потоках: учения корейского мастера Кима Ким Хо-шанга (Чин хо шанг)金和尚, переданные Сан Ши. [20] в с. 750 г. н. э.; линия Мастера У Чу (無住禪師) школы Пао Тан была передана в Тибет Е-шесом Вангпо; и учение Мо-хо-яня, которые представляли собой синтез Северной школы Чань и школы Пао Тан. [21]
- ^ Шайк подчеркивает, что Чан и Дзогчен основаны на двух разных классах писаний: Чан основан на сутрах, а Дзогчен основан на тантрах. [23] Далее Шайк заявляет, что «кажущееся сходство может ввести в заблуждение». [23]
- ^ Монголов, возможно, привлекла ламаистская традиция, и они отреагировали таким образом из-за поверхностного сходства ламаистской культуры с монгольской шаманской культурой. Однако даже несмотря на эту привлекательность, монголы «мало внимания уделяли тонкостям буддийской доктрины». [38]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хронология истории тибетского буддизма – основные события» .
- ^ Берзин, Александр, Обзор истории Тибета.
- ^ Пауэрс 2004 , стр. 38–39.
- ^ Макдональд, Александр: Религия в Тибете во времена Сронг-бцана сгам-по: миф как история , в: История Тибета , изд. Алекс Маккей, Том. 1, Лондон, 2003 г., с. 354-363 (о королевах см. стр. 355); Даргьяй, Ева: Сронг-бцан сгам-по Тибета: Бодхисаттва и царь , в: История Тибета , изд. Алекс Маккей, Том. 1, Лондон, 2003 г., с. 364-378 (о ферзях см. стр. 373).
- ^ Уоллес 1999 , с. 183.
- ^ Конзе 1993 .
- ^ Беквит, CI: Восстание 755 года в Тибете , в: История Тибета , изд. Алекс Маккей, Том. 1, Лондон, 2003 г., с. 273-285 (обсуждается политическая подоплека и мотивы правителя).
- ^ Jump up to: а б с Берзин. Александр (2000). Как развивался тибетский буддизм? : StudyBuddhism.com .
- ^ Конзе 1993 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Берзин, Александр (2000). Как развивался тибетский буддизм? ; Берзин, Александр (1996). Распространение буддизма в Азии.
- ^ Wangdu & Diemberger 2000 , стр. 33–34 и н. 56.
- ^ Древний Тибет 1986 , с. 253.
- ^ Хилл 1988 , стр. 179–180.
- ^ «Дин Цзе Бао Лан Лунь Синь Юэ Ши» Архивировано из оригинала 02 ноября 2013 г. Проверено 31 октября 2013 г.
- ^ Ямагути, Дзуйхо (без даты). Основные элементы индийского буддизма, представленные в Тибете: контраст с японским буддизмом. Источник: Thezensite.com (по состоянию на 20 октября 2007 г.)
- ^ «Рукописи династии Тан, просветляющие истину Махаяны» Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 г. Проверено 31 октября 2013 г.
- ^ Macmillan Энциклопедия буддизма (том первый), стр. 70
- ^ Масао Ичишима, «Источники тибетской буддийской медитации». Буддийско-христианские исследования, Том. 2, (1982), стр. 121–122, опубликовано издательством Гавайского университета.
- ^ AW Парикмахерская
- ↑ Позже Сан Ши стал настоятелем монастыря Самье .
- ^ Барбер, AW (1990). «Объединение Рдзогов Па Чен По и Чань» . Буддийский журнал Чунг-Хва . 3, 04.1990: 301–317 . Проверено 23 апреля 2011 г.
- ^ Рейнольдс, Джон. http://vajranatha.com/teaching/DzogchenChinese.htm (по состоянию на 18 ноября 2010 г.)
- ^ Jump up to: а б Шайк, Сэм Ван. http://earlytibet.com/2011/11/22/tibetan-chan-v/ (по состоянию на 27 февраля 2011 г.)
- ^ Шакабпа 1967 , с. 173.
- ^ Ван Шайк и Галамбос 2011 , с. 4.
- ^ Шакабпа 1967 , с. 53.
- ^ Берзин, Александр. Четыре традиции тибетского буддизма: личный опыт, история и сравнения
- ^ Конзе 1993 , стр. 104 и далее.
- ^ Орзех, Чарльз; Соренсен, Хенрик; Пейн, Ричард (2011). Эзотерический буддизм и тантры в Восточной Азии . Брилл. стр. 540–. ISBN 978-90-04-18491-6 .
- ^ Хейрман, Энн; Стефан Питер Бумбахер (11 мая 2007 г.). Распространение буддизма . Брилл. стр. 12–. ISBN 978-90-474-2006-4 .
- ^ Шакабпа 1967 , с. 61: «тридцать тысяч солдат под командованием Ледже и Дорты достигли Фанпо, к северу от Лхасы».
- ^ Сандерс. п. В 309 году его внук Годан-хан вторгся в Тибет с 30 000 человек и разрушил несколько буддийских монастырей к северу от Лхасы.
- ^ Бьюэлл 2011 , с. 194; Шакабпа 1967 , стр. 61–2.
- ^ «Буддийский цифровой ресурсный центр» . www.tbrc.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Уайли 1990 , с. 104.
- ^ «Чтобы уравновесить политическую власть ламы, Хубилай назначил гражданских администраторов в Са-скье для надзора за монгольским регентством».
- ^ Jump up to: а б Круг блаженства: буддийское медитативное искусство, Джон К. Хантингтон, Дина Бангдел, Роберт А.Ф. Турман, стр. 48.
- ^ Джерри Бентли, Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в досовременные времена (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993), 142.
- ^ История цивилизаций Центральной Азии: с 750 г. н. э. до конца пятнадцатого века . Часть вторая: Достижения, с. 59.
- ^ Эзотерический буддизм и тантры в Восточной Азии, Чарльз Орзех, Хенрик Соренсен, Ричард Пейн, стр. 548.
- ^ Россаби 1983 , с. 194.
- ^ Петех, Л. Центральный Тибет и монголы . (Восточная серия Рим 65). Рим: Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока, 1990: 85–143.
- ^ Ван Шайк, Южный Тибет. История . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2011: 88–112.
- ^ Дэвид М. Робинсон (2008). Культура, придворные и конкуренция: Двор Мин (1368–1644): Двор Мин и наследие юаньских монголов (PDF) . Издательство Гарвардского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2016 г. Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ Мартин Слободник (2004). «Отношения между китайской династией Мин и тибетским правящим домом Пхаг-мо-гру в 1368-1434 годах: политические и религиозные аспекты» (PDF) . Азиатские и африканские исследования . 13 (2): 166.
- ^ Туччи, Г. Тибетские расписные свитки , Том. 1–2. Рим 1949, Том. 1: 692–3.
- ^ Чжан, Т. История Мин - География III
- ^ Маккей 2003 , с. 18.
- ^ Таверн, Патрик (1 января 2004 г.). Хань-монгольские встречи и миссионерские усилия: история Шейта в Ордосе (Хетао) 1874–1911 гг . Издательство Левенского университета. стр. 100-1 67–. ISBN 978-90-5867-365-7 .
- ^ Лэрд 2006 , с. 144.
- ^ Цай, Вэй-цзе (июнь 2017 г.). Монголизация ханьских китайцев и маньчжурских поселенцев в Цинской Монголии, 1700–1911 (доктор философии кафедры исследований Центральной Евразии, Университет Индианы).
- ^ Лэрд 2006 , с. 145.
- ^ Майкл Вейерс, История монголов , Штутгарт, 2004, стр. 175 и далее.
- ^ Jump up to: а б с Кармай, Самтен Г. (декабрь 2005 г.). «Великая пятая» (PDF ) Информационный бюллетень IIAS № 39 . Лейден, Нидерланды: Международный институт азиатских исследований. стр. 100-1 12, 13. Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября . Получено 25 января.
- ^ Рональд М. Дэвидсон, Тибет . В: Роберт М. Басвелл (редактор), Энциклопедия буддизма , стр.856.
- ^ Лэрд 2006 , стр. 158–162.
- ^ Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история . Второе издание, исправленное и дополненное, с. 42. Шамбала. Бостон и Лондон. ISBN 0-87773-376-7 .(pbk)
- ^ Эмблемы Империи: Избранное из художественной коллекции Мактаггарта, Джон Э. Воллмер, Жаклин Симкокс, стр. 154
- ^ Лопес, Дональд С. (1998). Узники Шангри-Ла: тибетский буддизм и Запад . Чикаго: Издательство Чикагского университета, с. 190
- ^ Шайк, Сэм ван. Тибет: История . Издательство Йельского университета, 2011 г., страницы 165–9.
- ^ Шайк, Сэм ван. Тибет: История . Издательство Йельского университета, 2011, стр. 169.
- ↑ В отчете Госдепартамента США о свободе вероисповедания в Бутане за 2007 год отмечается, что «буддизм Махаяны является государственной религией…» и что правительство Бутана поддерживает секты Кагью и Ньингма. Государство.gov
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Древний Тибет: материалы исследований проекта Еше Де . Беркли, Калифорния: Издательство Дхармы. 1986. ISBN 0-89800-146-3 .
- Бьюэлл, Пол Д. (2011). «Тибетцы, монголы и слияние евразийских культур». В Акасой, Анна; Бернетт, Чарльз; Йоэли-Тлалим, Ронит (ред.). Ислам и Тибет: взаимодействие на мускусном пути . Издательство Эшгейт. стр. 188–208.
- Конзе, Эдвард (1993). Краткая история буддизма (2-е изд.). Один мир. ISBN 1-85168-066-7 .
- Хилл, Джон Э. (июль 1988 г.). «Заметки о датировке хотанской истории» . Индо-иранский журнал . 13 (3) – через Academia.edu.
- Лэрд, Томас; Далай-лама XIV Бстан-дзин-ргья-мцо (2006 г.). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-1827-1 . OCLC 63165009 .
- Маккей, Алекс, изд. (2003). История Тибета . Нью-Йорк: RoutledgeCurzon. ISBN 0-7007-1508-8 .
- Пауэрс, Джон (2004). История как пропаганда: тибетские изгнанники против Китайской Народной Республики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517426-7 .
- Россаби, Моррис (1983). Китай среди равных: Поднебесная и его соседи, X-XIV вв . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04383-1 .
- Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: политическая история . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Ван Шайк, Сэм ; Галамбос, Имре (2011). Рукописи и путешественники: китайско-тибетские документы буддийского паломника десятого века . Де Грютер. ISBN 978-3-11-022564-8 .
- Уоллес, Б. Алан (1999). «Буддийская традиция саматхи: методы совершенствования и исследования сознания». Журнал исследований сознания . 6 (2–3): 175–187.
- Вангду, Пасанг; Димбергер, Хильдегард (2000). дба' бжед: Королевское повествование о принесении учения Будды в Тибет . Вена: Издательство Австрийской академии наук. ISBN 3-7001-2956-4 .
- Уайли, Тернелл (1990). «Первое монгольское завоевание Тибета в новой интерпретации». Гарвардский журнал азиатских исследований . 37 (1). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский институт Йенчинга: 103–133. дои : 10.2307/2718667 . ISSN 0073-0548 . JSTOR 2718667 . OCLC 6015211726 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Смит, Э. Джин (2001). Среди тибетских текстов: история и литература Гималайского нагорья . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-179-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Берзин, Александр . «Тибетский буддизм, история и культура» в Study Buddhism
- Тибетская и Гималайская цифровая библиотека: история
- Ресурсный центр Тибетского буддизма: исторические сочинения