Атиша
Атиша | |
---|---|
![]() Этот портрет Атиши был сделан в монастыре Кадам в Тибете в Нью-Йорке и был подарен Метрополитен-музею в 1993 году. На этом изображении Атиша держит в левой руке длинную тонкую рукопись на пальмовом листе, что, вероятно, символизирует одну из многих важных тексты он писал, делая жест учения правой рукой. [1] | |
Персональный | |
Рожденный | т. 982 г. н.э. возможно, Викрампура |
Умер | ок. 1054 г. н.э. |
Религия | буддизм |
Образование | Одантапури , Мадхьямака |
Старшая должность | |
Студенты |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Атиша (ок. 982–1054) был буддийским религиозным лидером и учителем из Бенгалии . [2] Его обычно связывают с его работой, проводимой в монастыре Викрамашила в Бихаре . [3] Он был одной из главных фигур в распространении буддизма Махаяны и Ваджраяны XI века в Азии и вдохновил буддийскую мысль от Тибета до Суматры . Он признан одним из величайших деятелей средневекового буддизма. Главный ученик Атиши, Дромтон , был основателем школы Кадам . [4] одна из Нового перевода школ тибетского буддизма , позже вытесненная традицией Гелуг в 14 веке, которая переняла ее учение и поглотила ее монастыри. [5]
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
В 2004 году Атиша заняла 18-е место в опросе BBC о величайших бенгальцах всех времен . [6] [7] [8]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ваджрайогини, деревня в Викрампуре , наиболее вероятное место рождения Атиши, была одной из столиц империи Пала , древнего королевства Бенгалии. [9] Подобно Гаутаме Будде , Атиша родился в королевской семье. [10] Его отцом был царь по имени Кальянашри, а матерью — Прабхавати Шри. [11] [12] Один из трех королевских братьев, Атиша в первой половине своей жизни носил имя Чандрагарбха. Фактически, только когда он отправился в Гуге и встретил короля Джангчупа О ( Wylie : byang chub 'od , 984–1078), ему дали имя Атиша. [ нужна ссылка ]
Исследования
[ редактировать ]Согласно тибетским источникам, Атиша был посвящен в линию Махасангхика в возрасте двадцати восьми лет настоятелем Шиларакшитой и изучил почти все буддийские и небуддийские школы своего времени, включая учения вайшнавизма , шиваизма , тантрического индуизма и других практик. Он также изучал шестьдесят четыре вида искусства, искусство музыки и искусство логики и занимался этими исследованиями до двадцати двух лет. Среди многих буддийских линий передачи, которые он изучал, практиковал и передал, тремя основными были линия передачи глубокого действия, переданная Асангой и Васубандху , линия передачи глубокого видения, переданная Нагарджуной и Чандракирти , и линия передачи глубокого опыта, переданная Тилопой и Наропой. . [13] Говорят, что у Атиши было более 150 учителей, но одним из ключевых был Дхармакиртишри . [14] Другим известным его учителем во время его пребывания в Викрамашиле был Ратнакарашанти . [15]
Учения на Суматре и Тибете
[ редактировать ]
Тибетские источники утверждают, что Атиша провел 12 лет на Суматре империи Шривиджая и вернулся в Индию в 1025 году нашей эры, что также было в том же году, когда Раджендра Чола I из династии Чола вторгся на Суматру. [16] Атиша вернулся в Индию. Вернувшись, все более знающий монах привлек большое внимание к своим учениям и навыкам ведения дискуссий и философии. Трижды монах Атиша прославлялся тем, что победил небуддийских экстремистов в дебатах. Когда он вступал в контакт с тем, что он считал ошибочной или деградирующей формой буддизма, он быстро и эффективно проводил реформы. Вскоре он был назначен на должность управляющего или настоятеля в Викрамашиле , основанной императором Дхармапалой . [ нужна ссылка ] Говорят также, что он «кормил» Одантапури . [17]
Возвращение Атиши из Суварнабхуми , где он учился у Дхармакиртишри, и его восхождение к известности в Индии совпали с расцветом буддийской культуры и практики буддизма в регионе, и во многом влияние Атиши способствовало этому развитию. Согласно традиционным повествованиям, король Лангдарма подавлял учение буддизма и преследовал его последователей более семидесяти лет. Согласно « Голубым анналам» , новый король Гуге по имени Еше-О послал своих академических последователей изучить и перевести некоторые санскритские буддийские тексты. [18] Среди этих ученых был Накцо, которого в конце концов отправили в Викрамашилу изучать санскрит и умолять Атишу приехать преподавать Дхарму на его родину.Путешествуя с Накцо и Гья Лоцавой, Атиша путешествовал через Непал по пути в Толунг, столицу Королевства Пуранг. (Гья Лотсава умер, не доехав до Толунга.) Говорят, что по пути он встретил Марпу Лотсаву. Он провел три года в Толунге и объединил свои учения в свою самую влиятельную научную работу « Бодхипатхапрадипа» , или «Светильник на пути к просветлению» . Краткий текст, состоящий из шестидесяти семи стихов, излагает весь буддийский путь с точки зрения трех колесниц: Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны, и стал образцом для последующих текстов в жанре Ламрим (лам рим) , или Стадий. Пути, [19] и именно он послужил основой для Цонкапы сочинений о Ламриме. Здесь Атиша встретил Дромтона , или Дромтонпу, который стал его главным учеником, которого считали одновременно приверженцем этических стандартов более позднего распространения и держателем тантрической линии передачи Атиши. [20]
По словам Джамгона Конгтрула , когда Атиша обнаружил хранилище санскритских текстов в Пекар Кордзолинге, библиотеке Самье , «он сказал, что степень распространения Ваджраяны в Тибете не имеет себе равных даже в Индии. Сказав это, он почтительно сложил его руки и прославлял великих царей Дхармы, переводчиков и пандитов предыдущих столетий». [21]
Сочинения
[ редактировать ]Его книги включают:
- Бодхипатхапрадипа ( Уайли : бьянг чуб лам гьи сгрон ма )
- Бодхипатхапрадипапанджиканама (его собственный комментарий к Бодхипатхапрадипе / byang chub lam gyi sgron ma)
- Чарььясамграхапрадипа содержит несколько стихов киртана , сочиненных Атишей.
- Сатьядваяватара
- Бодхисаттваманьявали
- Мадхьямакаратнапрадипа
- Махаянапатхасадханасанграха
- Шикшасамучкая Абхисамья
- Праджняпарамитапиндартапрадипа
- Экавирасадхана
- Вималаратналекха , санскритское письмо Наяпале, царю Магадхи .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Портрет Атиши [Тибет (монастырь Кадампа)] (1993.479)» . Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. Октябрь 2006 года . Проверено 11 января 2008 г.
- ^ «Реинкарнация» . Далайлама . Далай Лама. Архивировано из оригинала 14 мая 2015 года . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Ян Вестерхофф (2018). Золотой век индийской буддийской философии . Издательство Оксфордского университета. п. 276. ИСБН 978-0-19-873266-2 .
- ^ Точка зрения. «Тибетский буддизм от А до Я — Моя реинкарнация — POV — PBS» . ПБС . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 24 августа 2017 г.
- ^ «Кадам — сокровищница жизней: Биографическая энциклопедия Тибета, Внутренней Азии и Гималайского региона» . Сокровищница жизней . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ «Слушатели называют «величайшего бенгальца» » . 14 апреля 2004 года . Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ «Международный: Муджиб, Тагор, Бозе среди «величайших бенгальцев всех времен» » . Индус . 17 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ "The Daily Star Web Edition, том 4, номер 313" . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ «Дипанкар Сриджнан, Атиш» . Банглапедия .
- ^ Общество Маха Бодхи , Маха Бодхи , Том 90, с. 238.
- ^ «Атиса Дипамкара» . Сокровищница жизней .
- ^ «АТЕША или АТЕША» . Энциклопедия Universalis (на французском языке).
- ^ Великие мастера Кагью: Сокровищница золотой линии передачи, автор: Кхенпо Кончог Гьялцен, Snow Lion Publications, страницы 154-186.
- ^ Басвелл 2014 , с. 247.
- ^ «Ратнакарашанти» . Энциклопедия буддизма онлайн.
- ^ Атиша и Тибет: жизнь и творчество Дипамкара Шриджняны, Алака Чаттопадхьяя, стр.91
- ^ Чаттопадхьяя, Алака; Атиша (1981). Атиша и Тибет: жизнь и творчество Дипанкара Шриджняны по отношению к истории и религии Тибета . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 126. ИСБН 978-81-208-0928-4 .
- ^ бстан паи мгон по (1974). Голубые летописи . Локеш Чандра.
- ^ «Атиса Дипамкара» . Сокровищница жизней . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ «Дромтон Гьелва Джунгне» . Сокровищница жизней . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Тулку и Хелм 2006 , с. 74.
Библиография
[ редактировать ]- Басуэлл, Роберт младший (2014). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691157863 .
- Кхенпо Кончог Гьялцен, Великие Мастера Кагью: Сокровищница Золотой линии передачи , Публикации Snow Lion
- Геше Сонам Ринчен, Лампа Атиши на пути к просветлению , Публикации Snow Lion
- Кхьенце, Дилго (1993). «Просвещенная храбрость . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion . ISBN 1-55939-023-9 .
- Тулку, Рингу; Хелм, Энн (2006). Философия Ри-Ме Джамгона Конгтрула Великого: исследование буддийских линий передачи Тибета . Бостон: Публикации Шамбалы . ISBN 1-59030-286-9 .
- Apple, Джеймс Б. (2019). Атиша Дипамкара: Просветитель пробудившегося разума . Бостон: Публикации Шамбалы . ISBN 978-1611806472 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Атиши или о ней в Internet Archive
- Работы Атиши или о ней в Internet Archive
- Библиография работ Атиши, № 596. Архивировано 13 ноября 2021 года в Wayback Machine , Карл Поттер, Вашингтонский университет.
- Совет от сердца Атиши
- Атиша Дипамкара в Банглапедии
- Английский перевод книги «Светильник на путь просветления» (доктор Александр Берзин)
- 982 рождения
- 1054 смерти
- Индийские учёные буддизма
- Монахи Викрамашилы
- Тибетские буддийские духовные учителя
- Буддизм в Бангладеш
- Ученые Мадхьямаки
- Кадампа-ламы
- Люди из Бикрампура
- Индийские буддийские монахи
- Индийцы 10-го века
- Индийцы 11 века
- История тибетского буддизма
- Основатели буддийских сект
- История Тибета
- Люди из Империи Пала