Еше Цогял
Еше Цогял | |
---|---|
![]() Еше Цогял | |
Персональный | |
Религия | Тибетский буддизм |
Еше Цогял | |||
тибетское имя | |||
---|---|---|---|
тибетский | Еше Мцо Гьял | ||
| |||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Еше Цогял | ||
Упрощенный китайский | Еше Цогял | ||
|
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Yeshe Tsogyal (c. 757 or 777 – 817 CE), [1] также известна как «Победоносный Океан Знаний», « Знаний Императрица Озера » ( Wylie : ye shes mtsho rgyal , ཡེ་ཤེས་མཚོ་རྒྱལ), или по ее санскритскому имени Джнянасагара «Океан Знаний», или по имени ее клана «Леди». Харчен», [2] достигла просветления при жизни и считается Матерью тибетского буддизма. Еше Цогьял — высшая женщина в линии Ньингма Ваджраяны . Некоторые источники говорят, что она, как принцесса Карчена, была либо женой, либо супругой Три Сонгдецена , императора Тибета. [3] когда она начала изучать буддизм у Падмасамбхавы , который стал ее главным супругом по кармамудре . Падмасамбхава — основатель традиции тибетского Ньингма буддизма и считается вторым буддой нашей эпохи. [4] Известно, что она открывала терма Падмасамбхаве , а также была главным писцом этих терма. Позже Еше Цогьял также спрятала многие терма Падмасамбхавы самостоятельно, по указанию Падмасамбхавы для будущих поколений. [2]
Родившаяся принцессой в районе Кхарчен, Тибет, примерно в 777 году нашей эры, она бежала от браков по расчету, пока не попала в плен к Три Сонгдецену. Еше Цогьял прожила около 99 лет и является выдающейся фигурой школы тибетского буддизма Ньингма и образцом для подражания для современных духовных практиков. Хотя Еше Цогьял часто называют главной супругой Падамасамбхавы, она была прежде всего духовным учителем и учителем сама по себе.
На основании ее духовных достижений школы тибетского буддизма Ньингма и Карма Кагью признают Еше Цогьял женщиной- Буддой . Переводчики « Леди Лотосорожденной» , намтара , или духовной биографии, которую Еше Цогьял оставила в качестве терма , отмечают:
Как ясно дает понять Додруп Тенпай Ньима, существа, способные раскрывать Терма, должны иметь, по крайней мере, реализацию практик Стадии Совершенства . С другой стороны, тот, кто создаёт Сокровища, должен обладать высшим достижением состояния будды. Таким образом, Леди Лотосорожденного является свидетельством просветления Еше Цогьял . [5]
Биография и историчность
[ редактировать ]Учитывая важное место Еше Цогьял в различных школах тибетского буддизма, возникают вопросы о том, является ли она реальной исторической фигурой. [6] [7] существует как минимум четыре перевода духовной биографии Еше Цогял На английском языке : [8] и один на французском языке . [9] Еще,
Однако с исторической точки зрения эта агиография Йе ше мцхоргьял оставляет без ответа некоторые важные вопросы... Еще более фундаментальным является вопрос о том, является ли Йе ше мцхоргьял вообще исторической фигурой. Проблема в том, что ни в одной современной эпиграфике никогда не упоминается ни Йе шес мцхоргьял, ни Мкхар чен бра (титул ее клана), по крайней мере, насколько нам известно. [9]
Тем не менее в другой публикации тот же ученый пишет:
Нет никаких современных надписей, в которых бы она упоминалась, поэтому возникает вопрос, действительно ли она является исторической фигурой. Но она появляется сравнительно рано — по крайней мере, в двенадцатом веке — в мифологизированных рассказах о превращении Тибета в буддийскую страну, и ссылки на титул ее клана Мкхар чен Бза (Карчен За) также делают ее историчность заслуживающей доверия. Конечно, возможно, что существовала такая царица, которая увлекалась буддийскими медитативными практиками, даже если ее история была подробно разработана по мере развития повествования об обращении Тибета. [10]
Итак, независимо от того, существует ли достаточно исторических свидетельств, чтобы подтвердить или опровергнуть Еше Цогял как историческую фигуру, с точки зрения духовных традиций, в которых она занимает видное место, подробности ее жизни богаты. Вот некоторые подробности зачатия и рождения Еше Цогял:
Из уст лотоса родился
Быстрая богиня, героическая освободительница
Кто вышел в человеческом облике
Среди заснеженных гор Тибета. [11]
По легенде, Еше Цогьял родилась так же, как и Будда , мантра, звучащая так, как ее мать рожала безболезненно. Ее считают реинкарнацией собственной матери Будды , Майи . Ее имя, « мудрости Королева озера » ( Wylie : ye shes mtsho rgyal ), происходит от ее рождения, в результате чего близлежащее озеро увеличилось вдвое. [12]
Ее духовные наклонности проявлялись с самого раннего возраста, и Еше Цогял хотела продолжить жизнь, практикуя дхарму, а не выходить замуж. Она так сильно переживала по этому поводу, что убежала, и ее пришлось силой вернуть обратно. В возрасте шестнадцати лет она была вынуждена вступить в нежелательный брак по расчету с тогдашним императором Тибета Три Сонгдеценом .
Именно после их свадьбы Три Сонгдецен пригласил Падмасамбхаву приехать в Тибет из Индии и распространять буддийское учение. Еше Цогьял была подарена Три Сонгдеценом Падмасамбхаве. Падмасамбхава освободил Еше Цогьял, и она стала главной ученицей и супругой Падмасамбхавы. [12]
Духовная жизнь и достижения
[ редактировать ]В теле женщины
[ редактировать ]
Что касается места женщин-практикующих в тибетском буддизме , Еше Цогьял была важным образцом для подражания. Когда она сама спросила о «своем неполноценном женском теле» (частая тема в биографиях женщин-духовных практикующих), [13] Падмасамбхава советовал Еше Цогьял, что женское тело вовсе не является помехой на пути к просветлению, как это принято считать, а является достоинством: «Основа для реализации просветления – человеческое тело. Мужское или женское, большой разницы нет. Но если она разовьется ум, стремящийся к просветлению, женское тело лучше». [14]
После многих лет серьезного обучения и медитативной практики уровень духовного пробуждения, просветления Еше Цогьял сравнялся с уровнем Падмасамбхавы.
Ее духовные практики
[ редактировать ]Известно также, что Еше Цогьял провела много лет в изолированном медитативном ретрите. Она выполнила несколько различных циклов тантрических духовных практик, полученных от Падмасамбхавы и различных мудрецов, включая практики Ваджракилаи , Зитро , туммо (внутреннего тепла) и практику кармамудры .
Например, один учёный рассказывает, как Еше Цогьял получила полномочия практиковать Зитро от существа мудрости, видьядхары :
Совершив множество подвигов, в том числе обезглавив тигра, она получает доступ к изысканному дворцу, где получает эзотерические посвящения от нескольких видьядхаров и будд. Она возвращается в Чингпу, и через год ее грабят семь бандитов, которых она затем обращает в буддийскую практику. Она следует с бандитами на ковре-самолете к месту Удияна, где все они получают мирные и гневные посвящения в практику божеств (зитро) от видьядхары, который дает ей тайное имя Кхарчен За и резвится с ней в блаженстве. [6]
Все эти практики привели Еше Цогял к пробуждению. Среди тибетцев-мирян она понимается как полностью просветленный Будда , принимающий облик обычной женщины, чтобы быть доступной обычному человеку, «который пока не видит в ее форме Ваджраварахи полностью совершенного божества . " [12]
Студенты
[ редактировать ]Известно, что на момент смерти у Еше Цогял было одиннадцать основных учеников, как женщин, так и мужчин. Среди держателей линии Зур Еше Цогьял: [15]
- Карчен Жонну Дронма
- Монмо Таши Кхидрен, или Дети Таши (Бутана)
- Shelkar Dorje Tsomo, or Dorje Tsomo (of Shelkar)
- Имя Еше
- Ма Ринчен Чок
- Одрен Жону Пель, или Одрен Пельги Жонну
- Ланглаб Гьелва Джангчуб Дордже
- Ласум Гьелва Джангджуб, или Атсара Сале
- Дарча Дордже Паво
- Укьи Ньима, или Сурья Тепа (центральный Тибет)
- Королева Ли-за Джангчуб Дронма, или Джангчуб Дролма (Хотана), царица Три Сонгдецена
Все последние учения Еше Цогял были даны по просьбе одного из этих одиннадцати главных учеников.
Среди других держателей тибетской линии — король Мутри Ценпо, принц Мурум Ценпо, принцесса Нганг-чунг Пелдьи Гьелмо. Среди непальских держателей линии передачи — Джила Джхипа, Васудхара, Шакья Дема, Гелонг Намкай Ньингпо (которого она обучала в Бутане), йогини Демо, или Девамо, или Чонема, или Деченмо, Сельта и Лодро Кий.
Помимо одиннадцати основных держателей линии, на заключительных учениях Еше Цогьял присутствовало еще около 79 учеников. Некоторые источники говорят, что на этих заключительных учениях присутствовало не менее 100 человек.
Эманации
[ редактировать ]Еше Цогьял также считается проявлением Бодхисаттвы Тары. Она также считается эманацией Самантабхадри , Праджняпарамиты и Ваджрайогини . [16] В « Жизни Еше Цогьел» Падмасамбхава предсказал, что Еше Цогьел переродится как Мачиг Лабдрон ; ее супруг, Ацара Сале , [2] станет Топабхадрой , мужем Мачига; ее помощница и еще одна супруга Падмасамбхавы, Таши Хьидрен , переродятся единственной дочерью Мачига и так далее. Все важные фигуры в жизни Цогьела должны были переродиться в жизни Мачига Лабдрона, включая самого Падмасамбхаву, который впоследствии стал Дампой Сангье . [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ рдо-рье, Стаг-шам Нус-лдан- (1996). Небесная танцовщица: Тайная жизнь и песни госпожи Еше Цогель . Кейт Дауман, Ева ван Дам, Гьялва Чангчуб и активный деятель 8-9 веков Нам-мхаи-снининг-по (издание подготовлено издательством Penguin Books, Ltd.). Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. стр. 338–339. ISBN 978-1-55939-065-1 . ОСЛК 34470998 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Анон (nd) .
- ^ Гарднер (2018) .
- ^ Шераб (2010) , с. 85.
- ^ Чанчуб и Ньингпо (2002) , с. xxxvii.
- ^ Перейти обратно: а б Гьяцо (2006) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Gayley (2007) .
- ^ См. Dowman (1984) , Changchub & Nyingpo (2002) , Kunga & Tsogyal (2017) и Nam-mkha'i snying-po (1983) .
- ^ Перейти обратно: а б Гьяцо (2006) , с. 2.
- ^ Гьяцо (2005) .
- ^ Джигме Лингпа, цитируется Дро-друп-ченом III в Гантоке (1975), цитируется по Кляйну (1995) , стр. [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б с Кляйн (1995) , стр. 15–17.
- ^ Джейкоби (2015) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Стивенс (1990) , с. 71.
- ^ Дауман (1984) , стр. 150–187.
- ^ Переводы Дакини (2020) .
- ^ Аллионе (2000) , «Мачиг Лабдрон».
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аллионе, Цюльтрим (2000). Женщины Мудрости . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1559391412 .
- Анон (nd). «Биографии: Еше Цогьял, принцесса Карчена» . Dharmafellowship.org . Гьялва Кармапа . Проверено 1 декабря 2022 г.
- Чангчуб, Гьялва; Ньингпо, Намкай (2002). Леди Лотосорожденной: Жизнь и просветление Еше Цогьял . Перевод группы переводов Падмакара. Бостон и Лондон: Публикации Шамбалы. ISBN 1-57062-544-1 .
- Переводы Дакини (24 ноября 2020 г.). «НОВЫЙ ПЕРЕВОД: 'Еше Цогьел Гуру Йога' XV Кармапы» . Dakinitranslations.com . Проверено 1 декабря 2022 г.
- Дауман, Кейт (1984). Небесная танцовщица: Тайная жизнь и песни госпожи Еше Цогель . Бостон, Массачусетс: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-9576-7 .
- Гарднер, Александр (январь 2018 г.). «Еше Цогель» . Сокровищница жизней . ISSN 2332-077X . Проверено 24 ноября 2021 г.
- Гейли, Холли (1 декабря 2007 г.). «Множество жизней Еше Цогял» . Львиный рык . Проверено 2 сентября 2019 г.
- Гьяцо, Джанет (2005). «Еше Цогял» В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 14 (2-е изд.). Детройт: Макмиллан. пп. 9881–9882.
- Гьяцо, Джанет (август 2006 г.). «Частичная генеалогия истории жизни Еше Цогял» . Журнал Международной ассоциации тибетских исследований (2). Гарвардский университет: 1–27 . Получено 23 ноября 2021 г. - через thlib.org.
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Джейкоби, Сара Х. (2015). Любовь и освобождение: автобиографические сочинения тибетского буддийского провидца Серы Кхандро . Издательство Колумбийского университета.
- Кляйн, Энн Кэролайн (1995). Встреча с Великой Королевой Блаженства: буддисты, феминистки и искусство себя . Бостон: Beacon Press. ISBN 0-8070-7306-7 .
- Кунга, Дриме; Цогял, Еше (2017). Жизнь и видения Еше Цогял: автобиография великой царицы мудрости . Перевод Чони Дролмы. Публикации Шамбалы. ISBN 978-1611804348 .
- Нам-мхаи снайнинг-по (1983). Мать Знания: Просветление Е-шес мЦшоргьял . Перевод Тартанга Тулку . Беркли, Калифорния: Издательство Дхарма. ISBN 978-0913546918 .
- Шераб, Палден (2010). Буддийский путь: практическое руководство по традиции ньингма тибетского буддизма . Публикации Снежного Льва. ISBN 9781559397988 .
- Стивенс, Джон (1990). Жажда просветления: буддизм и секс . США: Шамбала. ISBN 978-0834829343 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гросс, Рита М. (зима 1987 г.). «Еше Цогял: Просветленная супруга, великий учитель, женский образец для подражания». Тибетский журнал . 12 (4): 1–18.
- Кляйн, Энн Кэролайн (2008). Встреча с Великой Королевой Блаженства: буддисты, феминистки и искусство себя . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1559392914 .
- Кунга, Дриме (2008). Шераб, Палден (ред.). mkha' 'gro'i gtso mo ye she mtso rgyal gyi thun min nang gi brda don gsang ba'i rnam thar chen mo [ Тайная символическая биография Еше Цогьял ] (PDF) (на тибетском языке) . Проверено 1 декабря 2022 г.
- Миклес, Наташа Л. (осень 2007 г.). «Тантрик в современном мире: сексуальное влияние Еше Цогьял». Монитор : 28–39.
- Шераб, Палден ; Донгьял, Цеванг (2007). Просветленная деятельность Тары . Боулдер, Колорадо: Снежный лев. ISBN 978-1-55939-287-7 .