Туммо

В тибетском буддизме туммо ( тиб .: слизь , Уайли : gtum-mo ; Санскрит : Чандали , латинизированное : чандали ) — свирепая богиня жары и страсти. [1] Туммо встречается в текстах Махасиддхи Кришначарьи и Хеваджра-тантры . [2]
Туммо — это также тантрическая практика внутреннего тепла , разработанная вокруг концепции женского божества. [1] [3] [4] Его можно найти в Шести Дхармах Наропы , Ламдре , Калачакре и Ану-йоге, учениях Ваджраяны . Цель туммо — получить контроль над процессами тела на стадии завершения или Ану-йоги Ануттарайога -тантры («высшей йога-тантры»).
Практика начинается с визуализации энергетических каналов, ветров, капель и чакр тела. Внутреннее тепло, вырабатываемое посредством специальных упражнений по задержке дыхания, помогает жизненным ветрам проникать в центральный канал, что приводит к блаженным переживаниям. Практика также предполагает сосредоточение внимания на семенных слогах в чакрах и объединение их с медитацией на пустоту. Со временем практикующие стремятся овладеть этим процессом, достигая повышенных состояний ясности, внутреннего тепла и блаженства. [5]
Научные исследования изучили влияние туммо, продемонстрировав заметное повышение температуры тела, метаболизма и выброса тепловой энергии у опытных медитаторов. Хотя влияние этой практики на температуру тела было исследовано, ее основная цель в тибетском буддизме по-прежнему сосредоточена на духовном развитии, сочетая визуализацию, дыхание и медитацию для использования внутреннего огня и достижения глубоких состояний просветления. [6]
Этимология
[ редактировать ]Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
![]() |
Туммо ( gTum mo в транслитерации Уайли , также пишется тумо или тум-мо ; санскритское чандали или чандали ) — тибетское слово, буквально означающее «жестокая [женщина]». Туммо также по-тибетски означает «внутренний огонь». [7] Tummo также может быть переведено на английский язык, что соответствует его фонематическому произношению как dumo . [8]
Упражняться
[ редактировать ]Практика внутреннего жара ( gtum mo , санскр. chandali, буквально означает «жестокая, горячая или дикая женщина») является основой для остальных шести дхарм и является первой из шести дхарм. [9] [10] Эта практика работает с тонким телом (также известным как ваджра-тело ), системой каналов ( нади ), ветров ( лунг , вайю ), капель ( бинду ) и чакр . Благодаря внутреннему теплу жизненные ветры проникают в центральный канал ( авадхути ), вызывая четыре блаженства или радости, которые затем объединяются с мудростью, постигающей пустоту. [9]
Эта практика представляет собой разновидность пранаямы , которая обычно включает в себя сидение с прямой спиной, визуализацию каналов, задержку дыхания глубоко в животе на длительное время (так называемое «дыхание вазы», кумбхака ), затем применение визуализации огненного короткого удара АХ. слог на пупке. Эта практика направляет жизненные ветры в центральный канал, где, как говорят, они плавят капли ( бинду , крошечные сферы тонкой энергии), вызывая великое блаженство. [11] Это мощное переживание блаженства «считается подобием настоящего блаженства, испытываемого при духовном пробуждении ( byang chub , bodhi )». [12]
По словам Гленна Маллина, тантрические писания утверждают, что тантрическое блаженство, испытываемое при этой практике, «в сто раз интенсивнее, чем обычный сексуальный оргазм, [и] порождает особое состояние сознания». [13] Это экстатическое состояние ума затем используется для созерцания пустоты. Этот «экстаз, соединенный с (мудростью) пустоты» [13] это то, что называют Махамудрой («Великая печать»). [13]

В стихах Тилопы о шести дхармах практика кратко описывается следующим образом:
Йогическое тело, совокупность энергетических каналов, грубых и тонких, обладающих энергетическими полями, должно быть взято под контроль. Метод начинается с физических упражнений. Жизненный воздух [т.е. энергии] втягивается, наполняется, сохраняется и растворяется. Есть два боковых канала, центральный канал авадхути и четыре чакры. Пламя поднимается от огня чандали в пупке. Поток нектара стекает со слога ХАМ на макушке, призывая четыре радости. Есть четыре результата, подобных подобным причине, и шесть упражнений, расширяющих их. [14]
Линия Кагью
[ редактировать ]Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Презентация Гампопы
[ редактировать ]Ульрих Тимме Краг описывает развитие этой практики из одного из руководств Гампопы , озаглавленного «Тесно нанизанный жемчуг» . После описания визуализации трех каналов в тексте очерчиваются четыре чакры, которые следует визуализировать вдоль центрального канала с различными спицами, исходящими из каждой чакры, как раскрытый зонтик. Четыре чакры, описанные Гампопой:
- В пупке находится эманационная чакра с 64 спицами.
- В центре находится Дхармачакра с 8 спицами.
- В горле находится чакра наслаждения с 16 спицами.
- На макушке головы находится чакра великого блаженства с 32 спицами.
Краг описывает эту практику следующим образом:
Практикующему советуют задержать дыхание ниже пупка, чтобы буква А вспыхнула, как пламя, причем пламя достигло такой высоты, что пламя ударило в букву Хам, визуализируемую в чакре великого блаженства. Это заставляет энергию, называемую бодхичиттой ( бьянг семс ), которая хранится в этой чакре, стекать вниз по центральному каналу. Заполняя различные чакры на своем пути вниз, он порождает различные переживания блаженства. После достижения и заполнения пупочной чакры бодхичитта визуализируется как текущая обратно вверх, в то время как йоги продолжают использовать технику дыхания гтум мо, заключающуюся в задержке дыхания в животе как можно дольше. В конце практики практикующий перестает визуализировать ( yid la mi byed ) каналы, ветры и капли и вместо этого погружается в непридуманное состояние Махамудры ( phyag rgya chen po ma bcos pa'i ngang ). [15]
В другом руководстве по медитации Гампопы также упоминается практика, основанная на визуализации капли ( thig le, *bindu ) между бровями. Это бинду спускается и поднимается по центральному каналу, распространяя по пути ощущение блаженства-пустоты. Что касается пост-медитации, йогу «предписывается тренироваться переживать все чувственные впечатления как блаженство и поддерживать постоянное ощущение внутреннего тепла и успокаивающего, охлаждающего блаженства нисходящей бодхичитты. Говорят, что переживание всего как блаженства автоматически приведет к возникновению опыта немыслия ( mi rtog pa , nirvikalpa )». [16]
Воздушная линия
[ редактировать ]В системе Цонкапы внутренний жар является краеугольным камнем всех шести дхарм (наряду с медитацией на пустоте). Каждый раз, когда человек практикует одну из этих шести дхарм, он должен сначала создать внутренний жар вместе с четырьмя блаженствами и объединить его с медитацией на пустоту. После освоения туммо затем применяется к практике иллюзорного тела, и на основе йоги иллюзорного тела практикуется йога сияния/ясного света. [17]
Комментарий Цонкапы «Три вдохновения » делит практику внутреннего тепла на три основных компонента: [18]
- Медитация на каналах ; сначала визуализируют три канала (правый — красный, левый — белый и центральный канал — синий), а затем четыре чакры: макушку (разноцветную, с 32 лепестками), горло (красную, с 16 лепестками), сердце (белую, с 6 лепестками). и ниже пупка (красный с 64 лепестками). Человек фиксирует ум на каждой чакре, и с практикой они становятся все более ясными. Если это слишком сложно, можно сначала медитировать на каналы или на точку их соединения ниже пупка. Цель – добиться стабильной ясности сияющего вида каналов и чакр на длительный период времени. Эту практику можно также объединить с дыхательным упражнением вазы (т. е. кумбхакой ) и визуализацией полого тела. [19]
- Медитация на мантрических семенных слогах в центре каждой чакры ; Цонкапа утверждает: «следует сконцентрироваться на слогах трех верхних чакр лишь на короткий период времени, а затем посвятить большую часть сеанса медитации на ударе А в пупочной чакре». Остальные слоги: перевернутый белый Хам в коронной чакре, перевернутый синий Хум ཧཱུྃ в сердечной чакре, красный Ом ཨོཾ в горловой чакре. [20] Слоги-семена следует визуализировать как крошечные, размером с горчичное зерно , хотя Цонкапа утверждает, что можно начать представлять их более крупными, а затем уменьшить их. [21]
- Медитация на чакры, слоги и каналы в сочетании с техникой дыхания вазы. Чтобы попрактиковаться в дыхании вазы, сделайте долгий глубокий вдох через нос. Затем проглотите и надавите животом. Удерживает воздух максимально долго. Затем мягко и тихо выдыхаем. [22] По мнению Цонкапы, до тех пор, пока в этой практике не будет достигнут некоторый прогресс, следует практиковать осторожно, без применения силы. Дискомфорта быть не должно. Также следует практиковать натощак. [23]

Цонкапа описывает результат полного метода (с одновременной практикой всех трех описанных выше элементов) следующим образом:
Затем энергии, находящиеся в чакре в тайном месте, заставляют слог А-Х в пупочной чакре, который по своей природе является внутренним огнем, пылать светом. Этот свет поднимается вверх по центральному каналу авадхути и расплавляет остальные три слога: ХАМ, ОМ и ХУМ [соответственно в коронной, горловой и сердечной чакрах]. Они тают и падают в слог АХ [в пупочной чакре]. Четверо обретают одну неразделимую природу. Затем человек фиксирует ум на капле [образующейся в результате этого слияния], природа которой — врожденный экстаз. Если это удастся, то из капли выйдет язычок крохотного пламени внутреннего тепла. Человек фиксирует на этом ум. Свет этого пламени поднимается вверх по центральному каналу, где расплавляет каплю белой субстанции бодхимона, пребывающей в коронной чакре. Она стекает вниз, как нектар, наполняя мантрический слог АХ в пупочной чакре. Медитируют однонаправленно на АХ-удар, пока не появятся признаки стабильности. Когда достигнута медитативная устойчивость, сияние света внутреннего огня будет освещать внутреннюю и внешнюю часть тела, а также жилище и т. д., делая их прозрачными, как кусочек плода кюрура, который держат в руке. . [25]
Эта практика заставит жизненные ветры войти в центральный канал. Цонкапа описывает различные признаки того, что это произошло, главным образом то, что дыхание течет через ноздри плавно и равномерно, затем оно становится все более тонким, а затем совсем прекращается. [26]
Говорят также, что практика Туммо порождает четыре блаженства. Цонкапа объясняет, что первое блаженство возникает, когда капля энергии в теменной чакре плавится, когда жизненные ветры приносятся к макушке посредством туммо. Когда энергии достигают горла, это второе блаженство («высшее блаженство»), когда они достигают сердца, возникает третье блаженство («особое блаженство») и когда они достигают пупка, возникает четвертое «врожденное блаженство». Если человек сможет удерживать ум в чакрах в течение длительного времени, он обретет способность контролировать движение капель энергии. [21] Затем можно также вернуть каплю обратно по центральному каналу, снова испытывая блаженство, но начиная с пупочной чакры. Затем продолжайте практиковать, перемещая каплю вверх и вниз по центральному каналу, снова и снова переживая четыре нисходящих и четыре восходящих блаженства. [27]
Чтобы медитировать на врожденную мудрость, нужно дать капле расплавиться до самой чакры в тайном месте («кончик драгоценного камня»). Затем человек медитирует на пустоту и пребывает в этом экстазе – медитации пустоты. Затем каплю возвращают в коронную чакру, медитируя на «сфере экстаза, соединенной с пустотой». [28]
Цонкапа далее утверждает: «В периоды после медитации нужно сознательно развивать осознанность переживания экстаза и пустоты и ставить печатью этого экстаза и пустоты все объекты и события, которые появляются и происходят. Это применение вызывает особый экстаз воспламениться, чему следует способствовать». [28]
Научное исследование
[ редактировать ]Исследования тибетских монахов и западной контрольной группы продемонстрировали эффект увеличения выходной тепловой энергии с использованием техники принудительного дыхания , который частично зависит от медитативной визуализации. [29]
В исследовании 1982 года, проведенном Бенсоном и соавт. Были исследованы три монаха, практикующие туммо-йогу. Все три монаха практиковали туммо ежедневно в течение шести лет. Кроме того, они жили в едва утепленных, неотапливаемых каменных сараях. Температуру кожи измеряли в разных точках, а именно вокруг пупка, поясницы, груди, левого предплечья, ногтевого ложа пятого пальца левой руки и, наконец, на лбу. У первого монаха во время 55-минутной практики на животе было зарегистрировано повышение температуры пальца на 5,9°C; температура пальцев ног увеличилась на 7°С; температура воздуха повысилась с 22°С до 23,5°С. Температура пальцев у второго монаха увеличилась на 7,2°С, температуры пальцев ног на 4,0°С; температура воздуха увеличилась с 16°С до 19,2°С. У третьего монаха было зарегистрировано повышение температуры пальца на 3,15°С; температура пальцев ног увеличилась на 8,3°С; комнатная температура снизилась с 20°С до 18,5°С, но затем снова выросла до 19,5°С. Эти результаты показывают, что практика туммо-йоги может привести к значительному повышению температуры пальцев ног и пальцев. [30]
В эксперименте 2002 года, о котором сообщалось в Harvard Gazette и который проводился в Нормандии, Франция , два монаха буддийской традиции носили датчики, которые фиксировали изменения в выработке тепла и обмене веществ. Однако это исследование не было опубликовано в рецензируемом научном журнале и подверглось критике со стороны коллег: «Визуальный эффект дымящихся простыней, о котором сообщили очевидцы церемонии г-туммо, не может быть принят как свидетельство повышенной температуры тела. Влажные простыни, обернутые вокруг тела практикующего, будут испаряться и высыхать из-за значительной разницы температур между влажными простынями (нагретыми человеческим телом) и холодным воздухом снаружи, даже если практикующие просто поддерживают нормальную температуру тела». [29]
Исследование, проведенное Кожевниковым и его коллегами в 2013 году, показало повышение температуры тела как у опытных медитаторов из восточного Тибета, так и у западных людей, не медитирующих. Опытные медитаторы, использующие визуализацию живота и упражнения, смогли повысить температуру тела больше всего. [29] В этом исследовании изучались эффекты туммо в сочетании с практикой визуализации, сопровождающей традиционную технику, по сравнению с туммо йогой, в которой задействована только техника дыхания. Участниками традиционной группы практики туммо были опытные медитаторы из монастыря в восточном Тибете. Участники группы, изучающей только технику дыхания, были выходцами из Запада и не имели такого опыта, как традиционная группа. Однако западная группа имела опыт работы с несколькими другими формами йоги.Для традиционной группы, практикующей туммо, стаж работы варьировался от 6 до 32 лет. ЭЭГ-активность, температура пятого пальца левой руки и внутренняя температура тела измерялись в 4 различных условиях для группы традиционной практики. Условия были следующими: 1) базовое принудительное дыхание, когда участников просили дышать и выполнять движения так, как они обычно делают во время принудительного дыхания, но без визуализации, 2) базовое спокойное дыхание, когда участники выполняли легкое дыхание, как обычно, но без визуализация, 3) медитационное принудительное дыхание, где участники выполняли принудительное дыхание вместе с практикой визуализации, и 4) медитационное нежное дыхание, где участники практиковали мягкое дыхание наряду с практикой визуализации.
Участники западной группы получили обширные инструкции по техникам выполнения различных форм дыхания, используемых в практике туммо, после чего все участники западной группы практиковали эти техники туммо в течение примерно 45–60 минут, в течение в какое время им измеряли температуру. В традиционном состоянии наблюдалось повышение температуры от 1,2°С до 6,8°С. Также было обнаружено, что когда те, кто находился в традиционном состоянии, также применяли свои методы визуализации, повышение температуры могло поддерживаться в течение более длительного периода времени. У тех, кто находился в западном состоянии, температура повышалась в той же степени, что и у тех, кто находился в традиционном состоянии. Эти результаты показывают, что, когда туммо практикуется в правильной форме, как опытные, так и недавно обученные практикующие могут повысить температуру своего тела. При дополнительном применении методов визуализации такое повышение температуры может поддерживаться в течение более длительного периода времени. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Крук и Лоу (1997) , стр. 89–90.
- ^ Цетен (2008) , стр. 252–254.
- ^ Сенге (2015) , с. 242.
- ^ Дхармакирти (2002) , с. 126–127.
- ^ Еше, Т.; Куртин, Р. (2003). Стать Буддой Сострадания: Тантрическая Махамудра для повседневной жизни . Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-343-1 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Тайе, JKL; Группа переводов Падмакара (2022). Практика Махасиддхи: Из Митрайогина и других мастеров, Том 16 (Сокровищница драгоценных наставлений) . Сокровищница драгоценных наставлений. Шамбала. п. 198. ИСБН 978-1-61180-893-3 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Yeshe (1998) , p. 22.
- ^ Чанг (1993) , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Yeshe (2005) , p. 22.
- ^ Маллин (2005) , с. 36.
- ^ Маллин (2005) , стр. 139–140.
- ^ Краг (2015) , стр. 345, 351.
- ^ Jump up to: а б с Маллин (2005) , стр. 62–63.
- ^ Маллин (1997) .
- ^ Краг (2015) , стр. 352.
- ^ Краг (2015) , стр. 370.
- ^ Маллин (2005) , с. 170.
- ^ Маллин (2005) , с. 64.
- ^ Маллин (2005) , стр. 143–144.
- ^ Маллин (2005) , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Маллин (2005) , с. 148.
- ^ Маллин (2005) , стр. 150–152.
- ^ Маллин (2005) , с. 153.
- ^ Маллин (2005) , с. 65.
- ^ Маллин (2005) , стр. 154–155.
- ^ Маллин (2005) , с. 155.
- ^ Маллин (2005) , стр. 159–166.
- ^ Jump up to: а б Маллин (2005) , с. 164.
- ^ Jump up to: а б с д Kozhevnikov et al. (2013) .
- ^ Бенсон (1982) .
Цитируемые работы
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Чанг, Персидский залив (1993). Тибетская йога . Нью-Джерси: Издательская группа Кэрол. ISBN 0-8065-1453-1 .
- Крук, Джон; Лоу, Джеймс (1997). Йоги Ладакха: паломничество среди отшельников буддийских Гималаев . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1479-0 .
- Дхармакирти, Шри (2002). Махаяна Тантра: Введение . Книги о пингвинах. ISBN 978-0143028536 .
- Краг, Ульрих Тимме (2015). Тибетская йога и мистицизм: текстовое исследование йог Наропы и медитации Махамудры в средневековой традиции Дагспо . Токио: Международный институт буддийских исследований Международного колледжа последипломного буддийских исследований. ISBN 978-4-90626-772-9 .
- Маллин, Гленн (тр.) (весна 1997 г.). «Чтения по шести йогам Наропы» (PDF) . Информационный бюллетень Снежного Льва . 12 (2). ISSN 1059-3691 . Проверено 19 сентября 2021 г.
- Маллин, Гленн (2005). Шесть йог Наропы . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 1-55939-058-1 .
- Сенге, Ра Еше (2015). Всепроникающий мелодичный барабанный бой: Жизнь Ра Лоцавы . Пингвин. ISBN 978-0142422618 .
- Цетен, Мигмар (2008). Сокровища линии Сакья: Учения мастеров . Публикации Шамбалы. ISBN 978-1590304884 .
- Еше, Тубтен (1998). Блаженство внутреннего огня: сердечная практика шести йог Наропы . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-136-9 .
- Еше, Тубтен (2005). Блаженство внутреннего огня: сердечная практика шести йог Наропы . Саймон и Шустер.
Научные исследования
[ редактировать ]- Бенсон, Герберт (1982). «Температура тела меняется во время практики г Туммо йоги». Природа . 295 (5846): 234–235. Бибкод : 1982Natur.295..234B . дои : 10.1038/295234a0 . ПМИД 7035966 . S2CID 4272584 .
- Дин-И Янг, Джон; Тейлор, Юджин (июнь 1998 г.). «Медитация как добровольное гипометаболическое состояние биологической активности». Новости физиологических наук . 13 (3): 149–153. doi : 10.1152/физиологияонлайн.1998.13.3.149 . ПМИД 11390779 .
- Кожевников М; Эллиотт, Дж; Шепард, Дж; Граманн, К. (2013). «Нейрокогнитивные и соматические компоненты повышения температуры во время медитации Туммо: легенда и реальность» . ПЛОС ОДИН . 8 (3): e58244. Бибкод : 2013PLoSO...858244K . дои : 10.1371/journal.pone.0058244 . ПМК 3612090 . ПМИД 23555572 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроми, Уильям (18 апреля 2002 г.). «Медитация резко меняет температуру тела» . Гарвардская газета . Проверено 23 февраля 2019 г.
- Эванс-Венц, Вайоминг , изд. (2000). Великий тибетский йогин Миларепа: биография тибетца Джецун-Каббума или биографическая история Джецун-Миларепы . Перевод ламы Кази Дава-Самдупа. Издательство Оксфордского университета.
- Говинда, Анагарика (1988). Путь белых облаков . Публикации Шамбалы.
- Маллин, Гленн Х. (2006). Практика шести йог Наропы . Публикации Снежного Льва.