Амритасиддхи

Амритасиддхи санскрит ( , хотя в : अमृतसिद्धि, «достижение бессмертия»), написанный в буддийской среде примерно в 11 веке, является самым ранним существенным текстом о том, что стало хатха-йогой нем не упоминается этот термин. [2] В произведении описывается роль бинду в йогическом теле и способы управления им с помощью Махамудры , чтобы достичь бессмертия ( Амриты ). Подразумеваемая модель состоит в том, что бинду постоянно теряется из своего хранилища в голове, что приводит к смерти, но его можно сохранить с помощью йогических практик. Текст имеет буддийские черты и использует метафоры из алхимии .
Стих в бумажной рукописи Амритасиддхи , возможно, более поздней копии, утверждает, что датируется 2 марта 1160 года. Он написан на двух языках: санскрите и тибетском . [2] основанное Критическое издание, на всех сохранившихся рукописях, было опубликовано в 2021 году индологами Джеймсом Маллинсоном и Петер-Даниэлем Санто.
Контекст
[ редактировать ]Амритасиддхи — самый ранний систематический и хорошо структурированный санскритский текст о том, что впоследствии стало называться хатха-йогой. В нем говорится, что оно было написано Мадхавачандрой. Вероятно, он был составлен где-то в индийском регионе Декан в конце 11 века нашей эры. Его вступительные и заключительные обращения к Сиддхе Вирупе подразумевают, что он был написан в тантрическом буддийском контексте Ваджраяны . Этот текст использовался также в Тибете как основа «Чи мед груб па» , текстового цикла, название которого, переведенное обратно на санскрит, было Амарасиддхи . [3]
Текст привлек внимание современных учёных в 2002 году, когда Куртис Шеффер написал о нём статью. Он использовал двуязычную рукопись на санскрите и тибетском языке, известную как C, когда-то хранившуюся в Библиотеке Дворца культуры национальностей в Пекине . В современном критическом издании Амритасиддхи , опубликованном в 2021 году индологами Джеймсом Мэллинсоном и Петером-Даниэлем Санто, использовались C и одиннадцать других рукописей, а также другие доказательства. Рукописи датируются периодом с 11 по 17 века. C, самый старый, сохранялся до 1990-х годов, но сейчас недоступен, и исследование продолжалось на основе плохой фотокопии. Остальные одиннадцать рукописей сохранились в южной группе в Мадрасе (ныне Ченнаи ) и Бароде , а также в северной группе в Джодхпуре и Катманду . [4]
Рукопись C содержит текст в трех формах, написанный группами по три строки, обычно по три таких группы на каждом листе. Каждая группа из трех строк состоит из CS — строки санскритского почерка, имитирующей восточно-индийский стиль письма деванагари ; CT — строка транслитерации санскрита дбу тибетскими буквами ; и C tr — строка перевода на тибетский язык с использованием букв dbu med . Однако перевод первых двух строк C tr не является санскритским. Ранее он был переведен монахом Падма'од зером из утерянной санскритской рукописи Амритасиддхи, которая иногда согласуется с вариациями в некоторых других сохранившихся рукописях. Это значит, что C tr можно разместить возле основания индийской ветви дерева вариантов текста, где CS находится на собственной ветви, возле основания всего дерева. [5]
Маллинсон и Санто предполагают, что неназванный тибетский писец, составивший рукопись C, скопировал санскрит, имитируя предположительно восточно-индийский почерк оригинала; затем транслитерировал его для своих тибетских коллег, которые не умели читать индийский алфавит; и, наконец, приложил тибетскую версию знаменитого монаха-переводчика, хотя он знал, что она местами расходится с санскритом, который он скопировал. Переписчик заметил в конце текста, что «кому-то вроде меня трудно изменить его, потому что мудрый перевел его в соответствии с [предполагаемым] смыслом». [5]
Текст
[ редактировать ]Краткое содержание
[ редактировать ]Титул Амритасиддхи означает «достижение бессмертия» от а-мрита , «не [подверженный] смерти». [6]
Главы (вивеки) 1–10 описывают, как функционирует йогическое тело, объясняя его элементы. Тело расположено вокруг центрального канала , с луной наверху, из которой капает нектар, Бинду , и солнцем в его основании, сжигающим нектар. [а] Освобождение, конечная цель йоги и, следовательно, сама йога, означает соединение Солнца и Луны. [7] Йогу также определяют как союз двух основных дыханий, Праны и Апаны. [8] Бинду описывается как «единственное семя» и отождествляется с Садашивой , луной и «другими экзотическими субстанциями» как основной сущностью всего сущего. Бинду контролируется дыханием, требующим контроля над умом. Ссылка на Садашиву подразумевает шиваитскую тантрическую аудиторию, тогда как использование в тексте тантрических буддийских терминов подразумевает, что текст пришел из этой среды. [9] [10]
Главы 11–14 описывают практику йоги. [9] Махамудра , «великая печать», вместе с Махабандхой , «великим замком», и характерным для Амритасиддхи жестом Махаведхи сдерживают бинду , или лунный нектар, позволяя йогу контролировать «тело, речь и ум» и, в конечном итоге, предотвратить смерть. Комбинацию этих трех техник следует практиковать каждые три часа, чтобы сделать тело сильным и уничтожить болезни и другие нарушения; текст предупреждает, что поначалу это будет утомительно. Беспокойства возникают из Пракрити , природы, проявляющейся как три доши (качества, вызывающие болезни) и три гуны (основные качества объектов). [9] [10]
В главах 15–18 изложены четыре уровня личности: слабый, средний, превосходный и выдающийся. [11]
В главах 19–31 определяются четыре стадии практики йоги, а именно Арамбха , Гхата , Парикая и Ниспатти . Объясняется, что смерть вызвана «блаженством эякуляции» и что «врожденное блаженство», или сахаджананда, достигается путем изменения направления потока так, чтобы он двигался вверх по сушумна нади , центральному каналу. состояния самадхи или медитативного погружения, дживанмукти или жизни в состоянии освобождения (концепция, редко встречающаяся в буддизме) и махамудры. Описаны [11]
Главы 32–35 описывают результаты успеха в йоге. Несовершенства тела, дыхания и ума преодолеваются. Тогда йог сможет стать невидимым. Йог достигает нирваны . [11]
Амритасиддхимула
[ редактировать ]Тибетский текст, получивший санскритское название Амритасиддхимула , «корень достижения амриты» в переводе с тибетского Маллинсона и Санто, состоит из 58 стихов, 48 из которых являются «очень грубыми переводами» частей глав 11–13 Амритасиддхи . , беспорядочно освещая основные практики. Другие его стихи охватывают учения, не взятые из Амритасиддхи , включая идею о том, что прогресс связан с повторной практикой трех мудр или печатей для тела ( кармамудра , самамудра и дхармамудра ), а также с практикой вытягивания и втягивания рук и ног, например в тибетском Хрулхоре один . [12]
Новые учения йоги.
[ редактировать ]
Бинду-модель хатха-йоги.
[ редактировать ]Амритасиддхи помещает солнце , луну и огонь внутрь тела. Как и в более ранних текстах, луна находится в голове, из нее капает амрита (нектар бессмертия); текст представляет новую идею о том, что солнце/огонь находится в животе, поглощает амриту и ведет к смерти. Бинду капающей впервые отождествляется с амритой и семенем . [14]
Тело явно мужское; Считается, что этот текст восходит к безбрачной мужской монашеской традиции. [15] Также впервые в тексте говорится, что сохранение этой жидкости необходимо для жизни: «Нектар бессмертия на Луне опускается вниз, в результате чего люди умирают». (4.11) [14]
Бинду , семя бывает двух видов: мужской — биджа , и женский — раджас , «женская порождающая жидкость». [14] Этот текст также является первым, в котором бинду связывается с умом и дыханием, чьи движения заставляют бинду двигаться ; и первый, кто заявил, что йогические практики махамудры, махабандхи и махаведхи могут заставить дыхание входить и подниматься по центральному каналу. [14]
Основные практики: махамудра , махабандха , махаведха.
[ редактировать ]
Основными практиками Амритасиддхи являются махамудра , махабандха и махаведха , описанные в главах с 11 по 13. [16]
- Махамудра состоит из сидения, нажатия левой пяткой на промежность и захвата руками вытянутой правой стопы; дыхание поступает в тело и задерживается. В тексте говорится, что это уничтожает нечистоты, активирует бинду и наду и предотвращает смерть. [16]
- Махабандха — это комбинация замка промежности (сокращение промежности и подталкивание дыхания апаны вверх) и горлового замка (ограничение дыхания и направление праны вниз до тех пор, пока два дыхания не соединятся и не поднимутся). Вместе они сдерживают и направляют дыхание праны и апаны , чтобы заставить открыть центральный канал, сушумна нади . [16]
- Махаведха начинается с двух жестов рук: йони -мудры и линга- мудры . Оба жеста, очевидно, были сделаны руками на земле. Йони -мудра могла состоять из обхватывания больших пальцев мизинцем и безымянным пальцами обеих рук. Линга -мудра заключалась в сцеплении пальцев обеих рук и направлении больших пальцев вверх; жесты описаны в Брахмаямале 43–45. Затем ягодицы поднимают и пальцами ног вниз постукивают по пяткам по промежности. Это приводит к тому, что все узлы ( грантхи ) развязываются и цели йоги достигаются. [16]
Буддийские особенности
[ редактировать ]Первичный [17] Особенностью буддизма является вступительный стих, восхваляющий богиню Чиннамаста : [14]
В пупке — белый лотос. Сверху находится безупречный шар палящих лучей [солнца]... В середине [исходит из обращенного вниз треугольника женского полового органа]... Я поклоняюсь ей... Чиннамаста... кто является йогини , несущей печать йоги. [17]
Другие буддийские особенности текста включают идею чандохи , места сбора; существование четырех элементов (а не пяти, как в шиваитской традиции); термин кутагара , «многоэтажный дворец»; три , «тело, речь ваджры ( кая , вак и читта и ум»); трикая , буддийское тройное тело; а в ранних версиях даже Будда ассоциировался с бинду , Шивой и Вишну . (7.15) Кроме того, в тексте упоминается ваджраянская концепция свадхистана-йоги , визуализации себя как бога. [14]
Метафоры из алхимии
[ редактировать ]
Большая часть описания трансформации, которая должна быть достигнута с помощью йоги в Амритасиддхи, использует метафоры из индийской алхимии , философии, целью которой является превращение металлов в золото и достижение бессмертия. Мэллинсон и Санто приводят множество примеров такого языка, включая такие термины, как махамудра, фундаментальные для хатха-йоги. Они отмечают, что если алхимические трансформации часто неясны, то детали телесных трансформаций, описываемых метафорически, еще более неясны. Они заявляют, что более поздние авторы, писавшие о йоге на санскрите, часто не обладали алхимическими знаниями, чтобы интерпретировать эти метафоры; Ранние тексты на хинди учат подобной йоге, но используют метафору дистилляции , а не алхимии. [18]
Срок | английский перевод | Алхимический смысл | Значение в Амритасиддхи |
---|---|---|---|
в махамудре | «Великая печать» | Уплотнение золы или грязи, закрывающее стык между верхней и нижней половинами закрытого тигля , предотвращающее испарение. | с помощью махабандхи сворачивает Кундалини [б] прямо, достичь состояния мараны |
махабандха | «Великий Замок» | Процесс стабилизации ртути для устойчивости к нагреванию; результат нагревания ртути с золотом или серебром с образованием твердого шара | Достижение сампута состояния |
Махаведха | «Великий пирсинг» | Преобразовательное слияние пары реагентов. | Дыхание вырывается из двойной пута |
сампута | «закрытый тигель» | Герметичный огнестойкий горшок с ртутью и другими реагентами. | тело закрыто сужениями в горле и промежности |
джарана | "пищеварение" | поглощение какого-либо вещества ртутью | процессы, которые воздействуют на семя, нечистоту, бинду и наду |
чарана | "активация" | ||
марана | "убийство" | Изменение состояния вещества путем нагревания до тех пор, пока оно не станет инертным, например, путем прокаливания или окисления. | Успокаивание или остановка дыхания или Бинду |
В Амритасиддхи 7.7 говорится о последствиях трансформации Бинду, как если бы алхимическая трансформация ртути осуществлялась с использованием терминов «утолщенный» ( mūrcchitaḥ ), «фиксированный» ( baddha ), «растворенный» ( lina ) и «неподвижный» ( niścala ). Этот стих имеет параллели во многих более поздних текстах хатха-йоги, а в Тантре - в Хеваджратантре . [19]
Утолщенный, [Бинду] устраняет болезнь; связанный, он делает человека Небесным вездеходом; поглощенный, он вызывает все сверхъестественные силы, а неподвижный дарует освобождение.
- Амритасиддхи 7.7 [20]
Интерпретация
[ редактировать ]Связь с тантрическим буддизмом
[ редактировать ]Ученый-тибетолог и буддист Куртис Шеффер заявил в 2002 году, что Амритасиддхи является «частью гибридной традиции йогической теории и практики», которую «нельзя с комфортом классифицировать как буддийскую или небуддийскую», но вместо этого «воплощает общие традиции». практики и учения» между буддийскими группами и (преимущественно шиваитскими ) натхами . [21]
Ученый йоги Джеймс Мэллинсон заявил в 2017 году, а затем в 2021 году, что Амритасиддхи происходит из среды тантрического буддизма , а не тантрического шиваизма . [22] [10] [14] [23]
Религиовед Сэмюэл Граймс отмечает, что Амритасиддхи демонстрирует очевидное буддийское влияние и имеет легко прослеживаемое влияние на физическую хатха-йогу; его влияние на более поздний тантрический буддизм сомнительно. Он отмечает, что в модели хатха-йоги есть две ключевые идеи: сохранение бинду, хранящегося в голове, продлевает жизнь; и что манипулирование дыханием, чтобы заставить его подняться через центральный канал тонкого тела, может обратить вспять падение Бинду и продлить жизнь. Ранний тантрический буддизм не одобрял использование силы, например хатха-йога. [24]
Отношения с более поздней шиваитской хатха-йогой
[ редактировать ]Джейсон Бёрч утверждает, что Амараугхапрабодха , ранний шиваитский текст по хатха-йоге, некоторые стихи которого были скопированы в Хатхайогапрадипика , имеет «тесную связь» с Амритасиддхи . Три физические практики хатха-йоги (махамудра, махабандха и махаведха), описанные в двух текстах, схожи, как и четыре стадии йоги, но терминология ваджраяны из Амритасиддхи по большей части была удалена в пользу шиваитской метафизики и, вероятно, впервые Хатха-йога представлена в рамках Раджа-йоги . [25]

Нильс Якоб Лирш пишет, что Горакшайогашастра , текст начала XV века, приписываемый мудрецу Горакше , перефразирует большую часть Амритасиддхи и заимствует из нее несколько стихов. Как и в предыдущем тексте, здесь прямо не используется название «Хатха-йога»; и, как и Амараугхапрабодха , он сжимает Амритасиддхи , опуская большую часть теории и доктрины, чтобы сделать ее менее сектантской. [26]
Мэллинсон утверждает, что во многих текстах хатха-йоги используется Амритасиддхи . XVI века Йогачинтамани и Хатхапрадипикаджьотсна 1837 года цитируют его по имени. XIII века Горакшашатака и Вивекамартанда XV века , а также Хатхайогапрадипика заимствуют несколько стихов без указания авторства, в то время как Амараугхапрабодха XIV века заимствует 6 стихов и перефразирует многие другие, а Шивасамхита XV века «разделяет» 34 стиха. [26]
Хагар Шалев утверждает, что, хотя классический индуизм утверждает, что тело непостоянно и что страдания возникают в результате привязанности человека к телу, Амритасиддхи ознаменовали раннюю стадию в том, что хатха-йога придает повышенное значение телу. Сюда входит состояние дживанмукти живого освобождения в теле, хотя в некоторых текстах это состояние рассматривается как одновременно воплощенное и развоплощенное, не обращая внимания на противоречия. Он отмечает, что вместо этого Бёрч считает, что состояние дживанмукти является трансцендентным, а не потусторонним в Хатхайогапрадипике . [27]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б Санто, Петер-Даниэль (15 сентября 2016 г.). «Краткое введение в Амритасиддхи» (PDF) . СОАС . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 3–5.
- ^ Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 3–5, 25–28.
- ^ Jump up to: а б Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 4, 25–28.
- ^ Маллинсон и Санто, 2021 , с. 7.
- ^ Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 8, 114.
- ^ Маллинсон и Санто, 2021 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с Маллинсон и Санто 2021 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Бернс, Грэм (13 октября 2017 г.). «Санскритский читальный зал: исходный текст тантрического буддизма Хатха-йоги» . СОАС . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Маллинсон и Санто 2021 , с. 9.
- ^ Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 13–15.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 32, 180–181.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэллинсон 2018 .
- ^ Jump up to: а б Мэллинсон 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 128–134.
- ^ Jump up to: а б Маллинсон и Санто 2021 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 20–23.
- ^ Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 21, 119.
- ^ Маллинсон и Санто, 2021 , с. 119.
- ^ Шеффер 2002 , с. 517-523.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. хх.
- ^ Маллинсон и Санто 2021 .
- ^ Граймс 2020 .
- ^ Береза 2019 .
- ^ Jump up to: а б с Лирш 2018 .
- ^ Шалев 2022 .
Источники
[ редактировать ]- Берч, Джейсон (2 июля 2019 г.). «Амарагхапрабодха: новые данные о передаче рукописей ранних работ по хатха- и раджа-йоге» . Журнал индийской философии . 47 (5): 947–977. дои : 10.1007/s10781-019-09401-5 . S2CID 198531075 .
- Граймс, Сэмюэл (19 марта 2020 г.). «Амритасиддхи апостериори: исследовательское исследование возможного влияния Амритасиддхи на последующую санскритскую традицию Ваджраяны» . Религии . 11 (3): 140. дои : 10.3390/rel11030140 .
- Лирш, Нильс Якоб (2018). «Горакшайогашастра: ранний текст Хатха-йоги» . 17-я Всемирная конференция по санскриту . Ванкувер: 9–13.
- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Мэллинсон, Джеймс (2018). Доминик Гудолл, Шаман Хэтли и Харунага Исааксон (ред.). Амритасиддхи: тантрический буддийский исходный текст Хатха-йоги . Лейден: Брилл . п. 409.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Мэллинсон, Джеймс ; Санто, Петер-Даниэль (2021). Амритасиддхи и Амритасиддхимула: самые ранние тексты традиции хатха-йоги . Пондишери: Французский институт Пондишери, Французская школа экстремального востока. ISBN 978-81-8470-242-2 .
- Мэллинсон, Джеймс (14 января 2019 г.). «Йога Амритасиддхи» . Soundcloud.com . СОАС Лондонского университета . (аудиозапись выступления 1 час 5 минут)
- Мандал, Нирадбаран (2018). Сатапатия, Бандита (ред.). Амритасиддхийогах: текст, английский перевод и критическое исследование на основе единственной рукописи . Лонавла, Пуна: Кайвальядхама . ISBN 978-9387198005 .
- Шеффер, Куртис Р. (2002). «Достижение бессмертия: от натхов в Индии до буддистов в Тибете». Журнал индийской философии . 30 (6): 515–533. дои : 10.1023/А:1023527703312 . JSTOR 23496941 . S2CID 169684620 .
- Шалев, Агарь (2022). «Возрастающая важность физического тела в хатха-йоге раннего средневековья: размышления о йогическом теле в освобождении». Журнал индийской философии . 50 (1): 117–142. дои : 10.1007/s10781-021-09497-8 . S2CID 246056083 .