Jump to content

Яб-Юм

Херука в форме Яб-Юм. На выставке в храма Гангарамайя . музее
Обложка тибетской книги с изображением Праджняпарамиты Деви и Манджушри в Яб Юме, конец 13 века.

Яб-юм ( тибетский : ཡབ་ཡུམ། буквально «отец-мать») — распространенный символ в тибетском буддийском искусстве Индии , Бутана , Непала и Тибета . Он представляет собой изначальный союз мудрости и сострадания, изображаемый как мужское божество в союзе со своей супругой посредством аналогичных идей взаимопроникновения или «слияния» ( тибетский : ཟུང་འཇུག Уайли: zung-'jug ; санскрит: yuganaddha ), используя концепция сети Индры, чтобы проиллюстрировать это. [1]

Мужская фигура представляет сострадание и умелые действия , а партнерша-женщина представляет проницательность . В яб-ям женщина сидит на коленях у мужчины. Существует редкое изображение похожей фигуры, но в перевернутом виде: мужчина сидит на коленях у женщины, что называется ням-яб . [2]

Происхождение

[ редактировать ]

Символика связана с Ануттарайога-тантрой существуют различные интерпретации символики , и, хотя на языке сумерек , мужская фигура обычно связана с состраданием ( каруна ) и искусными средствами ( упайя-каушалья ), тогда как партнерша связана с «мудростью». «( праджня ). [3]

Иконография

[ редактировать ]

Обычно считается, что Яб-юм представляет собой изначальный (или мистический) союз мудрости и сострадания. [4] В буддизме активна мужская форма, олицетворяющая сострадание и искусные средства ( упайя). [5] ), которые необходимо развивать, чтобы достичь просветления . Женская форма пассивна и представляет мудрость ( праджню ), которая также необходима для просветления. Объединенные фигуры символизируют союз, необходимый для преодоления завесы Майи , ложной двойственности объекта и субъекта. [ нужна ссылка ]

Эти фигуры часто изготавливаются в форме статуй. [6] или рельефы , или нарисованы на тханках . Яб-юм также может быть представлен через аниконическое значение янтры и мандалы . [ нужна ссылка ]

Тибетский буддизм

[ редактировать ]

Символика союза и сексуальной полярности является центральным учением тантрического буддизма , особенно в Тибете. Союз осознается практикующим как мистический опыт внутри собственного тела. [7] Яб-юм представляет собой практику кармамудры или «печати действия», тантрической йоги с участием физического партнера.

Священная тантрическая практика приводит к быстрому развитию ума посредством использования опыта блаженства, недвойственности и экстаза во время общения со своим супругом, либо визуализируемого, либо, в случае продвинутых практиков, в некоторых случаях физического. В одном важном тексте Ануттарайоги, где Тилопа разъясняет смысл Наропе , говорится:

Когда вы полагаетесь на супругу, возникает мудрость пустого блаженства, поэтому вступите в союз – благословение метода и мудрости. Медленно опустите его, удерживайте, разверните и снова поднимите. Поднесите его к местам тела и дайте ему распространиться по всему телу. Когда вы останетесь свободными от желаний, появится мудрость пустого блаженства. [8]

Указывая на продвинутый характер реальной практики с супругой, эти стихи являются последними в том, что уже широко считается текстом для самых продвинутых практиков, и этот факт ясно очевиден в истории о получении учения Наропой. [9]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Невилл, Роберт К. (1987). Новая метафизика для вечного опыта, Журнал китайской философии 14, 357-370.
  2. ^ Симмер-Браун, Дж. (2002). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Шамбала. п. 159. ИСБН  978-0-8348-2842-1 . Проверено 18 января 2020 г.
  3. ^ Киоун, Дэмиен. (2003). Словарь буддизма , стр. 338. Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-860560-9 .
  4. ^ « Брак мудрости и метода» — эссе Марко Паллиса» . www.studiesincomparativereligion.com . Проверено 30 января 2023 г.
  5. ^ Упайя Британская энциклопедия
  6. ^ Экзотическое индийское искусство (12 июля 2006 г.). «Парамасукха-Чакрасамвара и Ваджраварахи» .
  7. ^ Херрманн-Пфандт, Адельхайд. «Иконография Яб Юм и роль женщин в тибетском тантрическом буддизме». Тибетский журнал . Том. XXII, № 1. Весна 1997 г., стр. 12–34.
  8. ^ «Естественное осознание: тексты Махамудры» . www.naturalawareness.net . Проверено 31 декабря 2017 г.
  9. ^ «Жизнь Тилопы и Ганги Махамудры Трангу Ринпоче» . www.namsebangdzo.com . Проверено 31 декабря 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1d4a22691b242299967c0a341b44fac__1722709380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/ac/c1d4a22691b242299967c0a341b44fac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yab-Yum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)