Jump to content

Занятия Тантрой в тибетском буддизме

(Перенаправлено из Внутренних Тантр )

Занятия тантрой в тибетском буддизме относятся к категоризации буддийских тантрических писаний в индо-тибетском буддизме . Тибетский буддизм унаследовал многочисленные тантры и формы тантрической практики от средневековой индийской буддийской тантры. В Индии существовали различные способы классификации этих тантр. В Тибете школы Сарма (Новый перевод) делят тантрические писания на четыре класса, а школа Ньингма (Древние) использует шесть классов тантры.

Классификация Сармы («Новый перевод»)

[ редактировать ]

Школы Сарма , «Нового перевода» тибетского буддизма ( Гелуг , Сакья , Кагью , Джонанг ) делят тантрические практики и тексты на четыре группы. В этом они следуют индийским тантрическим буддистам, таким как Абхаякара, который проводит это различие в своих «Группах наиболее существенных наставлений» . Тантры классифицируются в соответствии со способностями людей, божествами, которые они используют, конкретными типами методов, которые они используют, и тем, как они используют желание ( кама ). [1] [2]

Иллюстрированные страницы из разрозненной рукописи Дхарани

Крийя- тантры (тиб. bya ba , «Действие») преподавали практикующим с более низкими способностями, имеющим склонность к выполнению многих внешних ритуальных действий в целях защиты и очищения, таких как ритуальное омовение, окропление ароматной водой, создание круга защита, использование мудр и пение мантр. [1] [2] Существуют также различные предписания, касающиеся еды, питья и одежды. [3] Согласно Конгтрулу, в крия-йоге человек относится к божеству так же, как субъект относится к своему господину, и медитирует только на внешнее божество (а не на себя как на божество). [4]

Согласно Конгтрулу, «суть тантры действия» заключается в следующем:

смотреть на глубокую истину со страхом и опасением по причине неполного интеллекта и соблюдать предельную чистоту и непорочность, омовение, аскетизм и т. д.; не развивать гордость быть божеством, поскольку не существует поколения самого себя в качестве залогового божества; быть лишенным высшего блаженства божества изначального осознания, поскольку божество изначального осознания не было призвано слиться с божеством-залогом; не быть вместилищем возвышенных учений, поскольку человек не способен получать учения о возвышенном и необыкновенном, о глубоких смыслах, сказанных с определенным намерением; и из-за недостатка, связанного с неспособностью постичь возвышенное, обусловленностью представлениями о чистоте или нечистоте вещей, тщательно тренироваться в ритуалах омовения и т. д. и тем самым практиковать йогу божеств в подвластном господину отношения с божеством. [5]

Что касается посвящения , в «Сущности изначального осознания» говорится: «широко известно, что в тантре действия существуют посвящения воды и короны». [6]

Каждый текст тантры действия обычно сосредоточен на конкретном Будде или Бодхисаттве , и многие из них основаны на дхарани . Некоторые из этих текстов на самом деле называются «сутра» или «дхарани». Тантра действия включает в себя различные практики для божеств, таких как Будда Медицины, «одиннадцатиликий» Ченрезиг и Ваджрапани. Примеры текстов Тантры Действия включают: [7]

Что касается практики йоги божеств в «Тантре действия», Конгтрул выделяет шесть основных элементов или божеств, а именно «Пустота, буква, звук, форма, Печать и знак»:

Во-первых, божество как пустота должно оставаться поглощенным пустотой, сущностью окончательного пробуждающегося ума, в котором сущностный принцип самого себя и принципа божества заключается в нераздельности за пределами концепций. Во-вторых, божество как буква означает медитацию на конкретное божество, [которое практикуется] в форме написанных букв мантры [божества], покоящейся на лунном диске (представляющем ум), визуализируемом в пространстве [перед]. Буквенным божеством также считается медитация просто на луну [без букв]. В-третьих, божество как звук – медитировать на звучные звуки мантры (на Луне), связанной с одним из [трех] божеств трёх семейств, на которые направлена ​​практика чтения для полного ознакомления. В-четвертых, божество как форма — это медитация на полную форму божества. [Первый шаг включает в себя] медитацию на то, что свет, излучаемый буквами мантры, преследует две цели; затем [когда свет снова сходится, буквы] трансформируются в полную форму божества. В-пятых, божеству как печати следует выполнять мудры рук для благословения, такие как мудра выступания темени, и во время чтения соответствующей мантры касаться мудрой соответствующих мест тела. Альтернативно, можно сделать мудру обета этой конкретной [семьи]. В-шестых, божество как знак должно при любых обстоятельствах напоминать форму божества, медитируемую в состоянии равновесия, так что явления внешнего мира и его обитателей рассматриваются как чистые видения, воображаемые как жилище божества, формируют и ресурсы. [9]

Панель из тибетской буддийской ритуальной короны с изображением Будды Вайрочаны, конец XIII – начало XIV века.

Тантры Чарья ( spyod pa , Представление или Поведение) предназначены для практиков средних способностей. По словам Цонкапы, это для «тех, кто уравновешивает внешнюю деятельность и внутреннюю медитативную стабилизацию, не полагаясь на очень многие виды деятельности». Вид желания, который он использует, является самым слабым, сравнимым с парой, смотрящей друг на друга. [1] [2] Они также известны как Упа-тантра или Убхайя-тантра.

Хотя эти тантры поддерживают многочисленные внешние ритуальные действия, сейчас акцент делается на достижении освобождения посредством медитации. Таким образом, это рассматривается как поддержание баланса между внутренними и внешними действиями. Внешне она похожа на Крия-тантру, а внутренне на Йога-тантру. [10]

Согласно Конгтрулу, основными элементами тантры поведения являются:

Тщательно практиковать и тренироваться в широком спектре действий, связанных с активациями, которые представляют собой наборы внешних (физических и вербальных) [действий], таких как мудры и другие характерные фокусы, как преподается в тантре действия, и, таким образом, [иметь] объекты практики. это соответствует этой тантре; развивать внутреннее (умственное) созерцание, соответствующее йогатантре, и практиковать [йогу божества] в отношениях друг с другом с божеством. [10]

Конгтрул далее утверждает: «Известно, что тантра поведения имеет пять посвящений: вода, диадема, ваджра, колокольчик и имя». [11]

В этом классе тантр Вайрочана является главным божеством. В тибетском буддизме этот класс тантры включает линии практики Махавайрочанабхисамбодхитантры («Пробуждение Великого Вайрочаны»), Ваджрапаньябхишекамахатантры ( тантры Ваджрапани посвящения ) и Манджушри . [12] [13]

Присутствие Будды Вайрочаны часто очевидно в тантрах этого класса, где он часто изображается в центре мандалы с четырьмя другими Буддами из его свиты, расположенными в четырех сторонах света, по сторонам света . Важно отметить, что во время занятий Чарьья-тантрой и литературного периода появилось заметное нововведение, заключающееся в том, что садхака должен развивать отождествление с божеством в медитативном погружении (известное как «самопорождение»). Этот класс литературы был также важен для китайского чженьянского буддизма и тантрических мастеров, таких как Шубхакарасимха (637–735), Ваджрабодхи (671–741) и Амогхаваджра (705–774). Этот фокус позже был передан учеником Амогхаваджры Хуэйго (746–805) монаху Кукаю (774–835), что привело к развитию японского буддизма Сингон .

Гуариско и МакЛеод объясняют кодификацию этого класса Джамгоном Конгтрулом следующим образом:

Тантра поведения, где поведение включает в себя как внешнюю ритуальную деятельность, так и внутреннее созерцание, включает в себя обучение широкому спектру действий при входе во внутреннюю реальность, которая проявляется в визуальных и звуковых божественных представлениях. Здесь имеется в виду близость к состоянию совершенного божественного существа, состоянию, которое еще не полностью реализовано. Этот ограниченный взгляд преодолевается путем визуализации себя как божества, понимая эту форму как видимый аспект пустоты. [14]

В Чарья-йоге йоги визуализируют себя как «существо, связанное обязательствами» (санскрит: самайасаттва «существо-гнозис» ( джнянасаттва ) и визуализируют перед собой ), которое представлено в отношениях с духовным другом. Различные «медитации со знаками» являются частью этой практики, включая: биджу (семенной слог) и визуализацию мандалы , мудру (ручные печати), повторение мантр и т. д., как это описано в Тантре Действия. Проведение йоги также включает в себя особую «йогу без знаков», описанную Конгтрулом следующим образом:

Особая йога без знаков культивируется в сочетании с тремя умами: умами входа, пребывания и возникновения, сущностью которых является само окончательное пробуждающееся сознание. Ум вхождения — это осознание нерожденной природы всех явлений (совокупностей и т. д.), полученное путем их рассмотрения с точки зрения четырех крайностей; ум пребывания, прямая реализация нерожденной природы как сущности неконцептуального состояния; и появляется ум, последующее великое сострадание, направленное к страдающим существам, которым не хватает такой реализации. [15]

Йога-тантра ( rnal'byor ), по мнению Цонкапы, предназначена для практиков высоких способностей, которые «в основном полагаются на медитативную стабилизацию и полагаются лишь на немногие внешние действия». Говорят, что уровень желания, который они используют, аналогичен тому, как пара держится за руки или обнимается. [1] «Йога» относится к союзу или соединению метода и мудрости. Человек видит свое тело, речь и ум неразрывно связанными с телом божества. [3]

Конгтрул определяет йога-тантру следующим образом:

Йога-тантра названа так потому, что подчеркивает внутреннюю йога-медитацию, метод и мудрость; или, альтернативно, потому что, основанный на знании и понимании всех аспектов глубокой абсолютной истины и огромной относительной истины, он подчеркивает созерцание, которое неразрывно объединяет эти две истины. [16]

Йога-тантра — последняя и высшая из внешних тантр, и здесь внешние обряды считаются гораздо менее важными, чем внутренние практики. Предоставляемые посвящения - это посвящение 5 семей будд и посвящение Ваджрного мастера, и ученики должны взять на себя обязательства 5 семей будд и принять тантрические обеты. [17] Путь разделен на 4 печати; великая печать тела, печать речи Дхармы, печать преданности ума и печать просветлённых действий.

Некоторые практики Ваджрасаттвы подпадают под эту категорию, а также Таттвасанграха-тантра (Суммирование основных принципов) и Ваджрашекхара-тантра (Нерушимая вершина). [18] [19] Другие тантры йоги включают « Всетайную тантру», «Тантру победителя в трех мирах»; и Славное Высшее Изначальное Существо . [20] Хотя Вайрочана сохраняет свое положение главного божества, теперь он рассматривается как находящийся в центре пяти семей будд вместо трех, причем каждая семья принадлежит одному из Пяти Татхагат .

Шурангама -сутру и Шурангама-мантру, из которой она произошла (называемую Шитатапатра Ушниша Дхарани В эту категорию можно включить ).

Непревзойденная йога

[ редактировать ]
Хеваджра Мандала
Божества Чакрасамвара-тантры

Ануттарайога-тантры ( rnal'byor blamed , Непревзойденные или Непревзойденные йога-тантры), также известные как Йоганируттаратантра , предназначены для практиков высочайших способностей, не полагающихся на внешнюю деятельность. Она использует высший уровень желания, сексуальный союз, и поэтому также называется «тантрой союза двоих». Согласно Конгтрулу, только Высшая Йога включает в себя как фазы зарождения, так и фазы завершения. [1] [2] Конгтрул утверждает, что они «высшие среди всех тантр» и «нет другой тантры выше нее». [21]

Ануттарайога характеризуется практикой Йоги Божеств, а также различными йогами тонкого тела (такими как шесть Дхарм Наропы ), направленными на порождение великого блаженства и достижение тонкого ясного света (сияющего) ума. По словам Миранды Шоу, тексты Ануттарайога-тантры «остаются в авангарде созерцания, ритуалов и интерпретаций во всей гималайской буддийской сфере». [22]

В классификации системы Дзогчен , используемой ньингмой , она считается эквивалентной тантрам Махайоги . [23] Далай -лама XIV утверждает: «Старый перевод Дзогчен и новый перевод ануттарайога-тантры предлагают эквивалентные пути, которые могут привести практикующего к одному и тому же состоянию состояния будды ». [24]

Конгтрул описывает суть Непревзойденной Йога-тантры как

Посреди свиты цариц, в образе всемогущего государя, такого как Херука (в материнской тантре) или Вайрочана (в отцовской тантре); и посредством созерцания великого блаженства союза мужских и женских божеств стать «королем, живущим в замке» (как сказано в тантрах), что означает совершенное пребывание в бхаге царицы , находится в божественном дворце, в источнике явлений; тренироваться в соответствии с возвышенными ваджрными словами, утверждениями шести параметров – интерпретируемых, неинтерпретируемых, предварительных, окончательных, стандартных и придуманных терминов – которые противоречат мирским человеческим обычаям (как сказано в тантрах: «Успех быстро достигается». достигается опорой на мать, сестру или дочь») путем совершения крайне низких поступков; и тем самым осуществлять обычные и высшие полномочия. [25]

Это утверждение содержит различные тантрические термины, выражающие природу Непревзойденной Тантры. Бхага (в конечном итоге) относится к источнику явлений (chos 'byung, dharmodaya), или источнику всех пробужденных качеств, а также буквально к влагалищу сексуальной ( супруги то есть королевы, btsun mo ). [26] Таким образом, это утверждение относится к кармамудре, сексуальному союзу, который является ключевым элементом символизма, мысли и практики Непревзойденных Йога-тантр и который порождает великое блаженное сознание («замок великого блаженства»), которое затем направляется на понимание высшей реальности. [26] Более того, когда в тантрах говорится об опоре на матерей, сестер и т. д., имеется в виду разные типы тантрических супругов. [26] Что касается шести параметров, то это относится к «шести уровням смысла содержания тантр», которые выражают различные способы интерпретации и понимания тантр. [26]

Тантры Ануттарайоги, получившие известность в Тибете, включают:

В Сарме их иногда подразделяют на «Отцовские Тантры» (Wyl. pha rgyud ), «Материнские Тантры» ( ma rgyud ) и «Недвойственные Тантры» ( gnyis med kyi rgyud ).

Махайога -тантры индийской империи Пала стали известны в Тибете как «Отцовские тантры» ( pha rgyud ). Согласно взглядам гелуг , следуя рассуждениям Цонкапы , отцовские тантры подчеркивают создание формы будды посредством развития иллюзорного тела на основе практик с энергетической системой тонкого тела. Раньше Сакья мастера и ученые Кагью считали Отцовские Тантры подчеркивающими практику блаженного осознания. [27] Отцовские Тантры также рассматриваются как подчеркивающие использование гнева ( пратигхи ) как пути практики, сосредотачивающиеся на пустоты аспекте природы Будды .

Йогини -тантры , которые стали известны в Тибете как «Материнские Тантры» ( ma rgyud ), подчеркивают развитие просветленного осознания («ума» иллюзорного тела) посредством развития фундаментального чистого ума всех существ, известного как «сияние». ( прабхасвара ) (часто переводится, следуя тибетскому, как « ясный свет »). Считается, что они подчеркивают использование желания ( тришна ) как путь практики, сосредотачиваясь на блестящем ( прабхасвара ) аспекте природы Будды. Среди Материнских Тантр наиболее известной является Чакрасамвара . [28] Практика Ваджрайогини развилась из практики Чакрасамвары и теперь является де-факто (Ваджрайогини является супругой Чакрасамвары). самостоятельной практикой [29] Другими материнскими тантрами являются Хеваджра-тантра и Чандамахарошана.

Недвойственные тантры используют и гнев, и желание как противоядие от заблуждений (авидья) , сосредотачиваясь как на физических, так и на ментальных, пустотных и блестящих аспектах просветленного ума. Типичным примером этой категории является Калачакра-тантра . Традиция Сакья также считает Хеваджру недвойственной тантрой, но другие традиции классифицируют ее как йогини-тантру. Практика Ямантаки также направлена ​​на эту цель.

Классификация Ньингма

[ редактировать ]

Между тем, школа Ньингма имеет шесть основных категорий тантры, которые составляют последние шесть основных схем Ньингма « девять ян ». По словам Жана-Люка Ашара, «в традиции ньингма существует несколько способов классификации учений Будды на девять, десять, а иногда и двенадцать Колесниц. Большинство этих классификаций не сохранились в практическом использовании, за исключением одной, на девять В этом случае девятая считается Колесницей Дзогчена». [30]

Первые три категории по существу аналогичны классификации Сармы (Крия, Чарья или Убхая и Йога) и называются «Внешними Тантрами» . [31]

Последние три — это «Внутренние Тантры» : Махайога , Ануйога и Ати-йога. [31]

  • Махайога ( rnal 'byor chen po ) — это класс тантрических текстов и практик, которые подчеркивают стадию зарождения и иногда также называются отцовскими тантрами. Коллекция «Сеть магических проявлений» ( Майаджала ) содержит основные труды Махайоги . «Гухьягарбха-тантра» является наиболее влиятельной из них.
  • Тексты ану-йоги ( rjes surnal 'byor ) связаны с тантрами, подчеркивающими стадию завершения, и связаны с материнскими тантрами. Они также учат «принципу мгновенного совершенства», которого нет в других тантрах. Примером одного из таких текстов является Всеобъединяющее Чистое Присутствие ( Kun'dus rig pa'i mdo ).
  • Ати-йога (Дзогчен) . В Ньингме Дзогчен («Великое совершенство») рассматривается как непостепенный метод, выходящий за пределы двух стадий тантрической йоги и фокусирующийся на прямом доступе к врожденной чистоте вещей. Ати-йога далее делится на три основные категории: серия ума (semde) , серия пространства (longdé) и серия инструкций (menngakde) . С этой колесницей связано множество тантр и текстов, таких как « Кунджед Гьялпо» и «Семнадцать тантр эзотерического цикла наставлений» ( man ngag sde'i rgyud bcu bdun ).

Согласно Великой Колеснице Лонгченпы :

Махайога, отцовская тантра, природа метода, [связанного с] внешним видом, [преподавается] для пользы тех, чьим сильнейшим эмоциональным недугом является отвращение, и кто подвержен чрезмерной дискурсивности. Ануйога, материнская тантра, мудрость фазы завершения, [связанная с] сущностной реальностью пустоты, [преподавается] для пользы тех, чьим сильнейшим эмоциональным недугом является желание и кто наслаждается спокойствием ума. Ати-йога, природа недвойственности, [учит] приносить пользу тем, чьим сильнейшим эмоциональным недугом является заблуждение и кто запятнан [привязанностью к] усилиям. [32]

В книге Лонгченпы « Обретение комфорта и легкости в природе ума» говорится:

Махайога делает упор на ветрах и методах фазы зарождения. Ануйога подчеркивает составляющую [блаженства] и мудрость фазы завершения; Ати-йога подчеркивает изначальное осознание, от которого нет ничего отдельного. [32]

Что касается альтернативных схем, которые сейчас редко используются в Ньингме, Ахард пишет:

В классификации на двенадцать Колесниц (например, в сохранившихся протодоксографических работах Оргьян Глингпа ) Дзогчен, как обычно, является девятой Колесницей, но он состоит из трех подразделений, которые также называются Колесницами ( тегпа ). В этом случае Дзогчен приравнивается к Ати-йоге. Затем десятая Колесница — это Шпити йога ; одиннадцатый — Янти -йога ; и двенадцатый — проводник Великого Предела ( mtha'chen ). Подобные ссылки на высшие категории учений Дзогчен, которые, как говорят, превосходят учения Ати-йоги в строгом смысле этого слова , сохранились, по крайней мере, до откровений МЧог Гьюр Глингпа в XIX веке. С тех пор практически никто не использовал эти необычные категории, особенно категорию Великого Предела, которая остается более чем неясной. [30]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Цон-кха-па, Великое изложение тайной мантры, часть первая в Цон-кха-па и др. (2016), стр. 63 – 155.
  2. ^ Jump up to: а б с д Джамгон Конгтрул (2005), стр. 40, 93.
  3. ^ Jump up to: а б Джамгон Конгтрул (2005), с. 41.
  4. ^ Джамгон Конгтрул (2005), стр. 59, 96.
  5. ^ Джамгон Конгтрул (2005), стр. 100 - 101.
  6. ^ Джамгон Конгтрул (2005), с. 102.
  7. ^ Джамгон Конгтрул (2005), с. 274.
  8. ^ Сандерсон, Алексис. «Эпоха Шива: рост и господство шиваизма в период раннего средневековья». В: Генезис и развитие тантризма под редакцией Шинго Эйноо. Токио: Институт восточной культуры Токийского университета, 2009. Специальная серия Института восточной культуры, 23, стр. 129–131.
  9. ^ Джамгон Конгтрул (2005), с. 107.
  10. ^ Jump up to: а б Джамгон Конгтрул (2005), с. 116.
  11. ^ Джамгон Конгтрул (2005), с. 117.
  12. ^ Рингу Тулку (2007) Философия Ри-Ме Джамгона Конгтрула Великого: исследование буддийских линий передачи Тибета, стр. 94-95, Публикации Шамбалы.
  13. ^ 14-й Далай-лама, Сердце мантры, в Цон-кха-па и др. (2017) Великое изложение тайной мантры, второй том .
  14. ^ Гуариско, Элио (пер.); Маклеод, Ингрид (пер., редактор); Джамгон Конгтрул Лодро Тайе, Кон-Спрул Бло-Грос-Мта-Яс (составитель) (2005). Сокровищница знаний: Книга шестая, Часть четвертая: Системы буддийской тантры . Итака, Нью-Йорк, США: Публикации Snow Lion. ISBN   1-55939-210-X , стр.41
  15. ^ Джамгон Конгтрул (2005), с. 121.
  16. ^ Гуариско, Элио (пер.); Маклеод, Ингрид (пер., редактор); Джамгон Конгтрул Лодро Тайе, Кон-Спрул Бло-Грос-Мта-Яс (составитель) (2005). Сокровищница знаний: Книга шестая, Часть четвертая: Системы буддийской тантры . Итака, Нью-Йорк, США: Публикации Snow Lion. ISBN   1-55939-210-X , стр.128
  17. ^ Джамгон Конгтрул (2005), стр. 129-130.
  18. ^ Далай-лама XIV, Особенности йога-тантры , в Цон-кха-па и др. (2017) Великое раскрытие тайной мантры, часть третья.
  19. ^ Пол Уильямс, Энтони Трайб, Александр Винн. Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию, стр. 209
  20. ^ Джамгон Конгтрул (2005), с. 274.
  21. ^ Джамгон Конгтрул (2005), с. 141.
  22. ^ Шоу, Миранда (1995). Страстное просветление::Женщины в тантрическом буддизме . Издательство Принстонского университета. п. 15 . ISBN  0-691-01090-0 .
  23. ^ Дуджом Ринпоче, Школа тибетского буддизма Ньингма: ее основы и история , Wisdom Publications, 2002. ISBN   0-86171-199-8 . стр. 283
  24. ^ Гьяцо, Тензин; Александр Берзин (1997). Традиция Махамудры Гелуг/Кагью . Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. п. 243. ИСБН  1-55939-072-7 .
  25. ^ Джамгон Конгтрул (2005), с. 142.
  26. ^ Jump up to: а б с д Джамгон Конгтрул (2005), с. 417.
  27. ^ Далай-лама; Александр Берзин (1997). Традиция Махамудры Гелуг/Кагью . 9781559399302: Публикации Snow Lion. п. 243. ИСБН  9781559399302 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  28. ^ Сущность Ваджраяны : Высшая йога-тантрическая практика мандалы тела Херуки, Tharpa Publications (1997) ISBN   978-0-948006-48-7
  29. ^ Путеводитель по Земле Дакини : Высшая йога-тантрическая практика Будды Ваджрайогини, стр. 3, Tharpa Publications (2-е изд., 1996 г.) ISBN   978-0-948006-39-5
  30. ^ Jump up to: а б Ашар, Жан-Люк. Взгляд на спыйти йогу*. Архивировано 24 июня 2021 г. в Wayback Machine CNRS, CRCAO, Париж.
  31. ^ Jump up to: а б Джамгон Конгтрул (2005), стр. 307-308.
  32. ^ Jump up to: а б Джамгон Конгтрул (2005), с. 308.
  • Мхас-груб-рье (компилятор); Лессинг Р.Д. (старший переводчик) и Уэйман Алекс (подмастерье-переводчик, аннотации) (1968, 1993). «Введение в буддийские тантрические системы» ( Уайли : rgyud sde spyi'i rnam par gzhag pa rgyas par brjod ). Тибетский транслитерирован на языке Уайли с английским переводом. Второе издание. Дели, Индия: Мотилал Банарсидасс. ISBN   81-208-0834-7
  • Гуариско, Элио (пер.); Маклеод, Ингрид (пер., редактор); Джамгон Конгтрул Лодро Тайе, Кон-Спрул Бло-Грос-Мта-Яс (составитель) (2005). Сокровищница знаний: Книга шестая, Часть четвертая: Системы буддийской тантры . Итака, Нью-Йорк, США: Публикации Snow Lion. ISBN   1-55939-210-X
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d4032ca7264ea38ec9b996221975962__1716917760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/62/4d4032ca7264ea38ec9b996221975962.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Classes of Tantra in Tibetan Buddhism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)