Jump to content

Семде

Семде ( тибетский : སེམས་སྡེ , Уайли : sems sde ; На санскрите : читтаварга , «разделение ума», «класс ума» или «ряд ума» — это название одного из трёх писаний и линий передачи подразделений в традиции Дзогчен (Великое Совершенство). [ 1 ] Школа Ньингма тибетского буддизма традиционно делит свое учение Дзогчен на три основных раздела: Семде, Лонгде (Космический сериал) и Меннгагде (Серия тайных наставлений). [ 2 ]

Чаще всего считается, что тексты семде являются переводами деятелей ранней передачи (VII–IX веков) буддизма таких в Тибет, как Шри Сингха , Вайроцана и Вималамитра . [ 3 ] В этих текстах подчеркивается «пробуждённый ум» (тибетский: byang-chub-kyi sems , санскр. bodhicitta ), который является истинной природой ума и по своей сути чист и совершенен, точно так же, как состояние будды . [ 4 ] Тексты семде критикуют тантрическую практику как основанную на усилии и вместо этого способствуют простому и непринуждённому созерцанию ума и его пустоты , сияния , чистоты и присущего ему гнозиса . [ 3 ] [ 5 ]

Предыстория и история

[ редактировать ]

Самые ранние источники

[ редактировать ]
Вайрочана (བཻ་རོ་ཙ་ན་, санскрит: Вайрочана), тибетский переводчик VIII века текстов Семде. Он путешествовал и учился в Индии, Непале и Китае и был посвящен в сан Шантаракшиты . [ 6 ]
Нубчен Сангье Еше (832-962), один из первых учёных и систематизатор мысли Дзогчен.

Тексты Дзогчен, которые сегодня классифицируются как «Семде», включают самые ранние известные в настоящее время источники Дзогчен. [ 7 ] Обычно это короткие тексты, появившиеся в девятом веке и приписываемые ранним деятелям передачи, таким как Гараб Дордже (седьмой век?), Шрисимха (восьмой век) , Вайроцана (8 век) и Вималамитра (восьмой-девятый век). [ 3 ] [ 7 ] [ 8 ] На эти учения повлияли тантрические источники, такие как тантра Гухьягарбхи, а также литература Йогачары «только ума» и литература о природе будды . [ 9 ] [ 10 ] Различные ученые показали, что ранние учения Дзогчен развились из учений тантр Махайоги , таких как Гухьягарбха . [ 11 ]

Такие ученые, как Самтен Кармай и Карен Лильенберг, также утверждали, что другие традиции, такие как тантрический шиваизм и чань-буддизм, возможно, оказали некоторое влияние на эту раннюю литературу Дзогчен. [ 10 ] [ 12 ] Жан-Люк Ашар отметил некоторое сходство между практиками Дзогчен и учениями Шайва Виджнянабхайрава-тантры . [ 12 ] Что касается Чань, Лильенберг отмечает, что различные документы из Дуньхуана указывают на то, что некоторые практикующие Дзогчен синкретизировали Дзогчен с Чань, а другие ранние работы по Дзогчен показывают, что другие люди не соглашались с этой тенденцией. [ 13 ] Это также подтверждается работой тибетского учёного Нубчена Сангье Еше . Нубчен пытается доказать разницу между двумя учениями и превосходство Дзогчена, но он также согласен, что большая часть их терминологии схожа. [ 14 ] Более того, в биографиях нескольких мастеров Дзогчен они изображены как путешествовавшие в Китай (Вайроцана) или даже передавшие линии передачи Чань (Аро Еше). [ 15 ]

Лильенберг пишет, что основные темы пяти ранних переводов включают недвойственность (gnyis med), всеобщее равенство (mnyam nyid), «недействие» (bya med), «не стремление (rtsol med) к просветленному состоянию» и тот факт, что «нет необходимости в медитации или постепенных практиках для очищения или совершенствования себя», поскольку «нет пути, по которому нужно следовать, поскольку «пункт назначения» просветления уже достигнут и изначально имманентен». [ 16 ] По мнению тибетолога Дэвида Джермано , ранние тексты Дзогчена «Семде» игнорируют или отрицают обоснованность и актуальность тантрических практик и ритуалов Ваджраяны в пользу кратких поэтических описаний и прямого опыта пробужденного ума (бодхичитты). Таким образом, он называет эти работы «первозданным Великим Совершенством» и противопоставляет их более поздним текстам «Погребального Великого Совершенства», которые охватывают табуированные тантрические образы насилия, секса и смерти. [ 8 ] Джермано пишет, что эти ранние источники «отмечены отсутствием подробного описания ритуалов и созерцательных техник», а также отсутствием «погребального буддизма» ануттарайогатантр ( включая любое обсуждение образов склепов , мотивов смерти, телесных реликвий, погребальные ритуалы и учения бардо ), а также тантрические сексуальные мотивы и практики. [ 8 ]

Некоторые тексты Семде, такие как Кунджед Гьялпо , даже отрицают обоснованность и актуальность ключевых элементов тантрического буддизма (таких как мандалы , посвящение, этапы практики и т. д.). [ 10 ] Как отмечает Лильенберг, Тотальное Пространство Ваджрасаттвы (rdo rje sems dpa' nam mkha' che) называет тантрическую практику «детским занятием» ( byis pa'i spyod yul ). [ 17 ] Сэм ван Шайк также пишет, что «более поздние разработки Великого Совершенства принесли гораздо более сложные доктрины и практики, но ранние тексты серии разума оставались близкими к одной центральной теме: непосредственному присутствию просветленного ума и, как следствие, бесполезности любого практика, направленная на создание, развитие или раскрытие просветленного состояния». [ 7 ] Однако не все ранние источники Дзогчена отвергают тантрический ритуал, некоторые из них, например » Падмасамбхавы «Гирлянда воззрений , представляют Дзогчен в рамках тантрической Махайоги. Таким образом, вполне вероятно, что существовал целый спектр ранних методологий Дзогчен, некоторые из которых были более тантрическими, чем другие. [ 18 ]

Хотя термины «Раздел ума» (тиб. sems sde ) и «Ориентация ума» (тиб. sems phyogs ) не засвидетельствованы до XI века (и, следовательно, не встречаются в самых ранних текстах Дзогчен), они используются тибетскими и западные ученые задним числом относятся к классу текстов. [ 1 ] Наиболее важными из них являются «Восемнадцать Великих Священных Писаний» ( Lung-chen bco-brgyad стали называть «сериями ума» ( sems de ), которые позднее ) текстами . [ 3 ] Пять из этих текстов, «пять ранних переводов» ( snga 'gyur nga ), возможно, являются самыми ранними из них и приписываются монаху Вайрочане из Пагора. [ 19 ] Рукописи некоторых из этих текстов были найдены в пещерах Дуньхуана . [ 20 ] К ним относятся «Кукушка осознания» ( Rig pa'i khu byug ), «Маленькое спрятанное зерно» ( gSangs rgyas sbas pa ), «Вопросы и ответы Ваджрасаттвы» и «Золото, очищенное от руды» ( rdo la gser zhun ). [ 21 ] По мнению Лильенберга, «Золото, очищенное из руды», возможно, является самым ранним из них и действительно могло быть написано в Индии. [ 22 ]

Сэм ван Шайк отмечает, что одними из самых ранних датируемых текстов Дзогчен являются «Медитация на пробуждённый ум» ( Манджушримитры которая указана в каталоге 9-го века, называемом Денкарма) и различные короткие тексты, которые цитируются Нубченом Сангье Еше конца 9-го века. Лампа для глаз созерцания ( Самтен Мигдрон ). [ 23 ] Нубчена» Сама по себе «Лампа является очень важным источником комментариев к раннему Дзогчену «Семде», поскольку в ней цитируются многочисленные ранние источники, а также является одним из самых ранних текстов, в которых обсуждается утверждение, что Дзогчен является особым средством духовной практики ( яна ). [ 1 ] В « Лампе» также перечислены «двадцать или восемнадцать второстепенных текстов, посвященных разуму» (что относится к восемнадцати великим писаниям), указывая на то, что еще в 9 веке эти произведения начали рассматривать как группу. [ 1 ]

Другим важным источником ранних идей Дзогчен Семде являются работы ГНьян ДПал Дбьянга (ок. 8-9 вв.), особенно его «RDo rje sems dpa'zhus lan» ( «Вопросы и ответы Ваджрасаттвы» ), рукописи которых были найдены в Дуньхуане, и его сГрон. ma Drug ( Шесть Светильников ) , которые широко цитирует Нубчен. [ 24 ]

Более поздние события

[ редактировать ]

« Кун быед rgyal po» ( «Всесоздающий Царь» ), который исторически является наиболее важным текстом Семдэ в Ньингме, представляет собой несколько более поздний составной текст, возможно, датируемый концом 10 или началом 11 века, который содержит в себе различные короткие ранние тексты Семдэ, такие как Кукушка Ригпы . [ 3 ]

К 11 веку эти традиции развились в различных системах, таких как системы Кхам, Ронг и Ньянг, которые, по словам Рональда Дэвидсона, «представлены текстами, сохранившимися с тринадцатого по шестнадцатый век»). [ 10 ] Система Кхам была основана Кхам -йогом Аро Еше Джунгне ( а ро йе шес 'бюн гнас , 10 век). Эта линия объединила учение Дзогчен и линию Чань Хешанг Мохэяна, получив название «Система ментальной позиции» ( А-ро луг ). [ 25 ] Линия Ронг связана с Ронгзомом . [ 10 ]

В течение 13-го века линии передачи и традиции Семде стали менее популярными и постепенно были вытеснены гораздо более популярными системами Сокровенного наставления ( Меннагде ) Дзогчена, особенно традицией Семенного Сердца ( Ньинг-тиг ). [ 10 ] Эти новые учения Дзогчен начали появляться в период Возрождения (11–12 века) и связаны с такими открывателями сокровищ , как Чецун Сенге Вангчук и Жангтон Таши Дордже (1097–1127), которые утверждали, что обнаружили тексты, спрятанные такими фигурами, как Вималамитра . [ 26 ]

В новых системах Меннагде ранние учения Дзогчен сначала получили классификацию «Семде» и были подчинены учениям традиции Семенного Сердца. [ 27 ] Согласно текстам серии инструкций, серия «Ум» основана на понимании того, что собственный ум является основой всех явлений и что эта основа, называемая самим умом, пуста и светоносна . [ 28 ]

По мнению современного учителя Дзогчена Намкая Норбу , эти три серии представляют собой три способа представления и введения состояния Дзогчен. Норбу утверждает, что Меннагде является более прямой формой введения, Лонгде тесно связан с символическими формами представления Дзогчена, а Семде больше ориентирован на устные формы введения. [ 2 ]

Часть раннего текста Дзогчен «Семдэ» «Кукушка осознания» , найденная в Дуньхуане .

В центре внимания всех этих текстов находится «пробуждённый ум» ( byang-chub-kyi sems , санскр. бодхичитта ). По мнению Стена Анспала, этот общий буддийский термин имеет особое значение в текстах Дзогчен. Оно относится к истинной природе сознания , «которое по сути идентично состоянию Будды ». [ 4 ] Анспал пишет, что, согласно текстам Семде, доступ к этому чистому и совершенному пробужденному уму и пребывание в нем «осуществляет и превосходит все различные практики и методы других буддийских подходов». [ 4 ]

Кристофер Хэтчелл объясняет, что в этих ранних текстах Дзогчен «все существа и все явления сами по себе являются единственным просветленным гнозисом будды Всего Блага ( Самантабхадра, Кунту Зангпо )». [ 5 ] В «Победоносном появлении Пика» ( rTse mo byung rgyal ) говорится, что «многообразие, [то есть] Самантабхадра» — это «главное сознание, Основа всего» ( kung gzhi ), которое «никогда не покидало просторов естественного мира». -происходящая изначальная мудрость» и «наделен сострадательной энергией, которая полностью пронизывает тысячи миров». [ 29 ] Это обширное осознание, которое часто сравнивают с необъятностью неба, в различных текстах Семдэ, включая Всеобъемлющее Совершенство (sPyi chings), называется «Великим Я» (bdag nyid chen po). [ 30 ] На эту идею врожденного пробужденного ума повлияла буддийская махаянская литература о природе будды , в которой утверждается, что все чувствующие существа обладают чистой матрицей или сущностью будды (татхагатагарбха). [ 9 ]

Манджушримитры В «Медитации о пробужденном уме» бодхичитта описывается как «собственная природа опыта» (тиб. sems kyi rang bzhin, санскр. citta- svabhava ) и как «высшая природа опыта» (тиб. sems kyi chos nyid, санскр. читта - дхармата ). [ 31 ] Намкай Норбу пишет, что в источниках Семде такие термины, как бодхичитта, самое ядро ​​бодхичитты (снинг по бьянг чуб кьи семс) и «изначальная основа бытия» (йе гжи), являются синонимами Великого Совершенства (Дзогчен), которое представляет собой «изначальное состояние чистого и тотального присутствия», которое также называют «великой гиперсферой» (thig le chen po), «всеобъемлющим состоянием личности» (bdag nyid chen po) и «спонтанным совершенством». (хун харч). [ 32 ]

Одним из терминов, которые Нубчен Сангье Еше использует для объяснения природы основы, внутреннего состояния, является «спонтанное присутствие» (тиб. lhun grub). По словам Эслера, Нубчен видит в этом состояние, в котором «все различные мудрости спонтанно завершаются». Нубен называет это состояние «великим совершенством себя и других» и сравнивает его с драгоценностью, исполняющей желания. [ 1 ] Нубчен также старается объяснить, что эта спонтанная мудрость свободна от каких-либо мыслей, слов или концепций, а также от любого чувства существования или несуществования, сравнивая ее с небесным простором. [ 1 ] Как пишет Нубчен:

Внутреннее осознавание, осознающее пространство, свободно от мыслей:
Наделенный силой естественного пребывания,
Оно лишено мыслей и возникает подобно самому небу. [ 1 ]

По словам Кейта Доумана , пять переводов Вайрочаны сосредоточены на простом недуализме и не включают в себя никакой антропоморфической символики и никакой «заумной метафизической инфраструктуры». [ 33 ] Вместо этого основное внимание уделяется недвойственной реальности вневременного «единого света осознания», который является естественно совершенной «всеохватывающей целостностью». [ 33 ] Этот просветленный ум является невыразимой основой всех вещей. Далее Дауман описывает ее как «невыразимую недвойственную реальность, которая представляет собой единство, но в то же время и множественность. Она одновременно является источником и творением. Она непостижима и невыразима. Это просветленный ум или светящийся разум ». [ 33 ]

Упражняться

[ редактировать ]

По мнению Джермано, тексты Семде утверждают, что стремление к освобождению посредством структурированных практик (таких как тантрическая визуализация и ритуалы) порождает еще больше заблуждений. [ 3 ] Вместо этого работы Семде рекомендуют простые созерцания, чтобы распознать чистый и пустой пробужденный ум. Кристофер Хэтчелл пишет, что работы Семде демонстрируют «отсутствие интереса к определению каких-либо структурированных практик или концепций», которые используются для связи с высшим гнозисом ( ригпа ). Вместо этого в текстах Семде утверждается, что «нечего делать и не к чему стремиться, поэтому реальность Всего Добра проявится в своей непосредственности, просто расслабившись и отпустив». [ 5 ] Согласно ван Шайку, в этих ранних текстах Дзогчен ригпа (гнозис, знание) относится к недвойственному и неконцептуальному осознанию. [ 34 ]

Джермано пишет, что основным созерцанием в работах Семде было бесформенное «свободное от техники погружение в голую непосредственность собственных глубочайших уровней осознания». [ 10 ] Этот бесформенный метод считался превосходящим визуальные измышления тантрической йоги божеств . Однако учителя этого бесформенного метода могли также использовать «успокаивающие» ( саматхи ) практики, а также некоторые тантрические практики в качестве подготовительных или вторичных методов. [ 10 ]

Доуман аналогичным образом пишет, что дух этих ранних текстов Дзогчен — «недействие», «ненаправленное действие» или «непреднамеренное действие». [ 33 ] Это потому, что «здесь и сейчас — это поле имманентного сходства, и любая попытка повлиять на него или изменить его с помощью какой-либо техники контрпродуктивна. Любое приложение усилий уменьшает его. Поиск его препятствует его открытию». [ 33 ] По существу, эти тексты учат «отсутствию медитации», отказу от всей целенаправленной деятельности, поскольку доступ к светящемуся уму невозможен посредством расчетливой дисциплины и структурированной деятельности. Они также не содержат учений о постепенном прогрессе или пути, поскольку природа ума уже завершена и совершенна. Его невозможно улучшить по сравнению с имманентно совершенным состоянием, поэтому ему некуда идти и некуда идти. [ 33 ]

Отношение Семде к «бездействию» ( bya ba med pa ) к религиозной практике можно найти в следующем коротком Семде тексте под названием « Кукушка Ригпы » ( rig pa'i khu byug ):

В разнообразии разницы нет.
А местами свобода от уточнений.
Вещи, как они есть, не концептуальны, а
Сияние явлений – это Всё Хорошо.
Поскольку вы закончили, отбросьте болезнь усилий!
Отдыхая естественно, оставьте все [как есть]. [ 5 ]

Эслер отмечает, что этот важный текст пытается примирить разнообразие явлений с более глубокой недвойственной природой всех вещей, которая приравнивается к Будде Самантабхадре (Всему благу). Поскольку все проявления в конечном счете хороши, ничего не остается, как покоиться в спонтанности того, что присутствует. [ 1 ] По мнению Эслера, эта «нереферентная» (тиб. dmigs med) форма медитации лишена какого-либо конкретного объекта фокусировки и вместо этого влечет за собой постоянную тренировку «способности отдыхать «без усилий» в состоянии осознания (тиб. rig pa). ), идентифицированный как уже совершенный во всех отношениях». [ 1 ] Это подтверждает Нубчен Сангье Еше, который пишет в своих комментариях, что Дзогчен превосходит использование любых средств медитации, таких как мудры , объекты умственного сосредоточения и повторения мантр . [ 1 ] Это подтверждается комментарием к « Кукушке Ригпы», найденным в Дуньхуане (ITJ 647), в котором говорится: «Благодаря спонтанному достижению невыразимой бодхичитты мандала устанавливается спонтанно и пребывает без искусственности, без необходимости в деятельности по развитию и совершенство ». [ 7 ]

Подобным же образом текст Семде, называемый bDe ba phra bkod, говорит:

Нет никакой практики, которую нужно выполнять, [и] никакой фиксации на каких-либо божествах. Никакой медитации не нужно делать; [оно] свободно от какого-либо объекта внимания. [ 35 ]

В « Осознании истинного смысла медитации» ( sGom pa don sgrub ) также говорится, что, поскольку истинная природа ума — это Дхармата (конечная природа вещей), нет необходимости медитировать ни на чём другом:

Какие бы характеристики концептуального мышления ни возникали, если человек знает, что сама мысль является истинной природой вещей, то нет необходимости медитировать о сфере реальности где-либо еще. [ 36 ]

Норбу отмечает, что практика «неделания» в Дзогчен Семде должна быть основана на глубоком понимании природы ума, его естественного состояния (т.е. ригпа). Только в этом состоянии «нечего исправлять или корректировать, принимать или отвергать; нет медитации, в которую можно войти или из которой можно выйти». [ 37 ]

Четыре йоги

[ редактировать ]

Одной из особенностей практики созерцания в семде , которой учат сегодня, являются «четыре йоги» (где йога по- тибетски : ( rnal ' byor , Wylie : rnal 'byor , THL : näljor ). Четыре йоги: [ 38 ] [ 39 ]

  • Состояние покоя (Уайли: gnas pa ), этому учат как своего рода совершенствованию шаматхи с открытыми глазами. Один из методов, которому обучают, — это пристальное созерцание объекта, например, изображения буквы А , является основным символом изначального сознания в Дзогчене , которая, согласно Намкаю Норбу . Другой метод — практика спокойной медитации без какого-либо объекта. [ 40 ]
  • Недвижение (Wylie: mi g.yo ba ), которое связано с випашьяной.
  • Недвойственность (Уайли: mnyam nyid , санскрит: адвая ), [ 41 ] и
  • «Спонтанное присутствие» или «самосовершенное состояние» (санскрит: анабхога или нирабхога , [ 42 ] Тибетский : Лхундруп , Уайли : lhun grub , THL : лобстер ).

По словам Намкая Норбу, «нет никакой разницы между состоянием лхундруба и трегчода, о котором говорится в Дзогчен-упадеше ». [ 43 ]

Говорят, что эти четыре йоги параллельны Четырем йогам Махамудры . [ 44 ]

Класс ума ( сэмде ) Дзогчена сегодня можно найти в « Сборнике тантр древних» (Ньингма Гьюбум) и в других ньингма, сборниках школы таких как «Собрание тантр Вайрочаны». [ 45 ]

Основные тексты

[ редактировать ]

Наиболее важные тексты Семдэ являются частью коллекции, которая имеет различные названия, включая «двадцать или восемнадцать второстепенных [текстов] Разума» (наименование, найденное в «Лампе для глаз созерцания» Нубчена Сангье Еше ) и «Восемнадцать главных текстов». Решающие учения» ( lung chen po bco brgyad ). [ 45 ] [ 46 ] Современные ученые в целом согласны с тем, что восемнадцать текстов Семде представляют собой самый ранний корпус литературы Дзогчен. Однако в содержании этого сборника (в том числе в количестве текстов в нем, отсюда и утверждение Нубчена о том, что они состоят из «двадцати или восемнадцати» произведений) существует большая путаница и разнообразие. [ 46 ]

Между 9 и 14 веками появилось множество списков этих основных текстов семде, и эти разные списки различаются по содержанию. Еще больше усложняет проблему тот факт, что тексты семдэ с одинаковым заголовком, встречающиеся в разных источниках, иногда могут быть совершенно разными текстами. Более того, Карен Лильенберг также отметила, что некоторые тексты Семде в этом сборнике, возможно, изменили названия. [ 46 ] Таким образом, этот корпус произведений мог служить «идеальным» каноном, а не конкретным закрытым списком текстов. [ 46 ]

Как бы то ни было, Лонгченпы список из двадцати одного основного текста Семде в « Сокровищнице духовных и философских систем» ( Grub mtha' mdzod ) выглядит следующим образом: [ 45 ] [ 46 ]

Пять ранних переводов ( 'gyur lnga ) Вайрочаны sNga [ 47 ] [ 48 ] [ 46 ]

  1. Бодхичитта-кукушка Ригпы ( Уайли : Бьянг чуб семс риг па кху бюг )
  2. Великая сила бодхичитты ( Уайли : Byang chub sems rtsal chen sprugs pa )
  3. Бодхичитта Великий Парящий Гаруда ( Уайли : Бьянг чуб семс кхьюнг чен лдинг ба )
  4. Медитация Манджушримитры о пробужденном уме (Byang chub sems bsgom pa), также известная как «Извлечение чистого золота из руды» ( Wylie : rdo la gser zhun ). [ 49 ] Это логическое изложение учения Семде, в котором широко используется мысль Йогачары . [ 50 ]
  5. «Бодхичитта Неугасающее Знамя Победы», также известное как «Всеобщее Пространство Ваджрасаттвы» ( Wylie : Byang chub sems mi nub pa'i rgyal mtshan; rDo rje sems dpa' nam mkha' che ), этот текст также появляется как тринадцатая глава Кун быед rgyal po и в других тантрах.

Тринадцать более поздних переводов ( Phyi 'gyur bcu gsum ), переведенных Вималамитрой при содействии Ньяка Джнянакумары и Юдры Ньингпо: [ 45 ] [ 48 ] [ 46 ]

  1. Победоносное появление Пика ( Уайли : rtse mo byung rgyal )
  2. Король Космоса ( Уайли : rnam mkha'i rgyal po )
  3. Инкрустированное драгоценностями украшение блаженства Бодхичитты ( Уайли : Byang chub sems bde ba 'phrul bkod )
  4. Всеохватывающее совершенство ( Уайли : rdzogs pa spyi chings )
  5. Сущность Бодхичитты ( Wylie : byang chub sems tig ), также известная как Квинтэссенция Короля ( Yang tig rgyal po)
  6. Бесконечное блаженство ( Уайли : bde ba rab 'byams )
  7. Колесо Жизни ( Уайли : srog gi 'khor lo )
  8. Шесть сфер ( Уайли : приходи с наркотиками )
  9. Всепроникающее совершенство Бодхичитты ( Уайли : Byang chub sems rdzogs pa spyi gcod )
  10. Драгоценный камень, исполняющий желания ( Уайли : йид бжин нор бу )
  11. Всеобъединяющая Ригпа ( Уайли : kun tu rig pa )
  12. Верховный Господь ( Уайли : rje btsan dam pa )
  13. Осознание истинного смысла медитации ( Уайли : sgom pa don grub )

Наконец, есть три текста, которые часто классифицируются отдельно как семдэ и перечисляются в других источниках (когда они добавляются, сборник называется 21 текстом семдэ): [ 48 ]

  1. Всесоздающий Царь Бодхичитта Великое Совершенство всех явлений ( Чо Тамчед Дзогпа Ченпо Чангчуб Кий Сем Кунджед Гьялпо ), составной текст, который содержится в различных ранних работах Семде, включая некоторые из восемнадцати текстов Семде. [ 46 ]
  2. Чудесная Бодхичитта ( Уайли : byang chub kyi sems rmad du byung ba ). «Чудесное» ( rMad du byung ba ) — наиболее широко цитируемый текст сэмдэ Нубчена Сангье Еше в его «Лампе для глаз созерцания». [ 46 ]
  3. Десять заключительных учений (mDo bcu)

Кроме того, существуют и другие тексты семдэ, которые не входят в общий список текстов семдэ, но по-прежнему считаются важными. Два других важных текста, которые Нубчен цитирует в своей «Лампе», — это «Маленькое скрытое зерно» (rGum chung) и «Универсально определенное совершенство» (rDzogs pa spyi spyod). [ 46 ] Кроме того, у Лонгченпы есть альтернативный список из 18 текстов, в котором перечислены Тантра Края и Центра Неба ( Nam mkha' mtha' dbus kyi rgyud ). [ 46 ]

Другие тексты

[ редактировать ]

есть и другие работы Помимо двадцати одного ключевого произведения Семде, в разделе Семде Собрания тантр древних , включая другие тантры, такие как экзегетические тантры, вторичные тантры и тантры тайных наставлений. Кроме того, сборник под названием « Переданные наставления древних» также содержит дополнительные тексты семдэ . [ 45 ] Например, анонимный комментарий к книге «Извлечение чистого золота из руды существует » под названием «Бьянг чуб семс бсгом па дон бку гньис бстан па». [ 49 ]

Существует также сборник песен Дзогчена реализации (доха), связанных с ранними переводами. Это Восемнадцать Песен Реализации (полное тибетское название: Sems sde bco brgyad kyi dgongs pa rig 'dzin rnams kyis rdo rje'i glur bzhengs pa ). [ 51 ]

Более того, как отмечает ван Шайк, в Дуньхуане найдено множество рукописей, которые важны для изучения раннего Дзогчена и Семде, даже если в некоторых из них не используется термин Дзогчен. Одним из примеров является sBas pa'i rgum chung (ITJ 594), который «выглядит как текст ранней серии разума, хотя он не встречается ни в одной из сохранившихся коллекций». [ 7 ]

Существуют также трактаты по Дзогчену, написанные ранними деятелями школы Ньингма. К ним относятся произведения Нубчена Сангье Еше , особенно его «Светильник для глаз созерцания» ( Самтен Мигдрон ). [ 23 ] Нубчен также написал комментарии к некоторым из восемнадцати текстов Семде, в том числе rJe btsan dam pa'i 'grel pa [Комментарий к Святому Почитаемому]; Бьянг чуб семс бде ба 'пхра бкод кьи дон 'грел [Значение комментария к инкрустированной драгоценности блаженства, просветленного разума]; и rDo rje gzong phugs kyi 'grel pa [Комментарий к пронзительному шилу]. [ 1 ] Другой комментарий Семде - это sPyi gsang sngags лунг ги 'грел па ( Общий комментарий к авторитетным писаниям тайной мантры ), комментарий к тексту Семде, названный sPyi chings ( Универсальная связь ), написанный Ньяком Джнянакумарой (9 век). . [ 1 ]

Работы ранних ученых Ньингма, таких как Ронгзом Чокьи Зангпо (1012–1088) и Рогбан Шераб (1166–1244), также цитируют и опираются в основном на тексты Семде для объяснения Дзогчена. [ 46 ]

Более поздние авторы школы Ньингма также написали комментарии и трактаты по практике Семдэ, такие как «Корабль-драгоценность» Лонгченпы ( rin chen sgru bo ), комментарий к «Царю всего творящего» .

английские переводы

[ редактировать ]
  • Клементе, Адриано; Гуариско, Элио; Вэлби, Джим. Чудесное изначальное состояние, Меджунг-тантра, Фундаментальное писание Дзогчен Семде, Shang Shung Publications, 2012.
  • Клементе, Адриано; Норбу, Намкай. Высший источник: Фундаментальная тантра Дзогчен Семде Кунджед Гьялпо, Шамбала, 1999.
  • Дауман, Кейт. Изначальное совершенство: пять ранних передач Вайрочаны, 2013.
  • Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче. Указывая на природу ума: сущностные наставления Дзогчен Аро Еше Джунгне.
  • Кунсанг, Эрик Пема . Источники Великого Совершенства , Rangjung Yeshe Publications, 2006. [Содержит различные переводы]
  • Липман, Кеннард; Норбу, Намкай. Изначальный опыт. Введение в медитацию Дзог-чен . Шамбала, 1987. [Перевод книги «Золото, очищенное из руды» и анонимный комментарий].
  • Липман, Кеннард. Вы — глаза мира , Итака: Снежный лев, 2000. [Перевод « Корабля-драгоценности » Лонгченпы ]
  • Ноймайер-Даргьяй, Е.К. Суверенный всесоздающий разум: Материнский Будда , Олбани, 1992.
  • Норбу, Намкай. Ригбай Куджьюг: Шесть ваджрных стихов , 1990.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ослы (2021) .
  2. ^ Jump up to: а б Норбу (2000) , стр. 43–44.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Джермано (2005) , с. 2546.
  4. ^ Jump up to: а б с Анспал (2005) .
  5. ^ Jump up to: а б с д Хэтчелл (2014) , с. 52.
  6. ^ «Бай ро ца на – Природа Будды» . buddhanature.tsadra.org . Проверено 11 сентября 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ван Шайк (2004a) .
  8. ^ Jump up to: а б с Джермано (2005b) .
  9. ^ Jump up to: а б Лильенберг (2012) , стр. 16–17.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джермано (1994) .
  11. ^ Лильенберг (2012) , стр. 40-45.
  12. ^ Jump up to: а б Лильенберг (2012) , стр. 29-30.
  13. ^ Лильенберг (2012) , стр. 32-36.
  14. ^ Лильенберг (2012) , стр. 32-34.
  15. ^ Лильенберг (2012) , стр. 39.
  16. ^ Лильенберг (2012) , стр. 52.
  17. ^ Лильенберг (2012) , стр. 50.
  18. ^ Лильенберг (2012) , стр. 56-57.
  19. ^ Дауман (2013) .
  20. ^ ван Шайк (2004b) , с. 4.
  21. ^ Тисо (2016) , стр. 207.
  22. ^ Лильенберг (2012) , стр. 51-53.
  23. ^ Jump up to: а б ван Шайк (2008) .
  24. ^ Такахаши (2018) .
  25. ^ Дэвидсон (2005) , с. 75.
  26. ^ Джермано (1994) , стр. 269.
  27. ^ Джермано (1994) , с. 288.
  28. ^ ван Шайк (2004b) , с. 8.
  29. ^ Лильенберг (2012) , стр. 150-151.
  30. ^ Лильенберг (2012) , стр. 153.
  31. ^ Норбу и Липман (1987) , с. 19.
  32. ^ Норбу и Липман (1987) , с. х.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж Дауман (2013) , с. 1-17 (Введение переводчика).
  34. ^ ван Шайк (2004b) , с. 6.
  35. ^ Лильенберг (2012) , стр. 151.
  36. ^ Лильенберг (2012) , стр. 152.
  37. ^ Норбу и Липман (1987) , с. 32.
  38. ^ Норбу (2006) , с. 163.
  39. ^ Норбу (2002) .
  40. ^ Норбу (2002) , с. 10-11.
  41. ^ Кляйн и Вангьял Ринпоче (2006) , стр. 349.
  42. ^ Кляйн и Вангьял Ринпоче (2006) , стр. 357, 359.
  43. ^ Норбу (2006) , с. 98.
  44. ^ Намдак (2006) , с. 98.
  45. ^ Jump up to: а б с д и Норбу (2013) , с. 24 (Введение).
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Лопес (2018) .
  47. ^ Дербак (2019) .
  48. ^ Jump up to: а б с Норбу и Липман (1987) , с. 7.
  49. ^ Jump up to: а б Норбу и Липман (1987) , с. 5-6.
  50. ^ Норбу и Липман (1987) , с. 11.
  51. ^ Лильенберг (2012) , стр. 73-74.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Анспал, Стен (2005), «Затерянные в космосе: тибетские формулировки rDzogs-chen klong-sde», Acta Orientalia , I (17): 193 .
  • Басвелл, Роберт; Лопес, Дональд С. младший, ред. (2014), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press .
  • Дэвидсон, Рональд М. (2005), Тибетский ренессанс , издательство Колумбийского университета .
  • Дербак, Михай (28 августа 2019 г.), «Пять ранних» (sNga lnga) текстов тибетской буддийской традиции rDzogs chen Sems sde: историческое, литературное и текстологическое исследование с критическим редактированием и переводом тибетских текстов (докторская диссертация) , Университет Калгари .
  • Дауман, Кейт (2013), Первоначальное совершенство: пять ранних передач Вайрочаны , Публикации мудрости .
  • Эслер, Дилан (2021), «Переговоры об отсутствии ритуала: Дзогчен в тантрических рукописях Дуньхуана и за его пределами» (PDF) , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 44 : 409–440 .
  • Джермано, Дэвид Ф. (зима 1994 г.), «Архитектура и отсутствие в тайной тантрической истории Дзога Чена» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 17 (2): 203–335 .
  • Джермано, Дэвид (2005), «Дзогчен», в книге Джонса, Линдси (ред.), Энциклопедия религии Макмиллана. Том 4: Дакийские всадники - Эстер , Справочник Макмиллана, США .
  • Джермано, Дэвид (октябрь 2005 г.), «Погребальная трансформация великого совершенства (Rdzogs chen)», Журнал Международной ассоциации тибетских исследований (1): 1–54. {{citation}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) .
  • Хэтчелл, Кристофер (2014), Обнаженный, видящий великое совершенство, колесо времени и дальновидный буддизм в Тибете эпохи Возрождения , Oxford University Press .
  • Кармай, Самтен Гьялцен (1998), Великое совершенство (rdzogs chen). Философское и медитативное учение тибетского буддизма , Брилл .
  • Кунсанг, Эрик Пема (2012), Источники великого совершенства: жизнь и идеи ранних мастеров , Rangjung Yeshe Publications, ISBN  978-9627341819 .
  • Намдак, Тензин (2006), Бонпо Учения Дзогчен , Ваджрные публикации .
  • Норбу, Намкай; Липман, Кеннард (1987), «Изначальный опыт. Введение в медитацию Дзог-чен» , Шамбала .
  • Норбу, Намкай (2000), Высший источник: Фундаментальная тантра Дзогчен Семде Кунджед Гьялпо , Снежный лев, ISBN  978-1559391207 .
  • Норбу, Намкай (2002), Константино, Альбини (редактор), «Введение в практику созерцания» , перевод Эндрю Лукиановича, Shang Shung Publications .
  • Норбу, Намкай (2006), Учение Дзогчен , Шамбала .
  • Норбу, Намкай; Элио, Гуариско; Адриано, Клементе; Джим, Валби (2013), Чудесное изначальное состояние, Меджунг-тантра , Shang Shung Publications .
  • Кляйн, Энн Кэролин ; Вангьял Ринпоче, Геше Тензин (2006), Безграничная целостность: Дзогчен, Бон и логика неконцептуального , Oxford University Press, ISBN  0-19-517849-1 .
  • Лильенберг, Карен (2012), Критическое исследование тринадцати более поздних переводов серии «Ум Дзогчен» (докторская диссертация), SOAS, Лондонский университет .
  • Лопес, Мануэль (2018), «Серия «Двадцать или восемнадцать» текстов разума: Священное Писание, передача и идея канона в ранней литературе великого совершенства», Revue d'Etudes Tibétaines , 1 (43): 50– 94 .
  • Остенсен, Мортен (2018), «Пересмотр содержания и функций rDzogs chen Классификаций Sems phyogs и Sems sde», Revue d'Etudes Tibétaines , 1 (43): 32–49 .
  • Такахаши, Камми (2018), «Сияющая трансцендентность взглядов: тридцать апофатических тем в Thugs kyi sgron ma dPal dbyangs», Revue d'Etudes Tibétaines (44): 159–177 .
  • Цогьял, Еше (2004), Рожденный из лотоса: История жизни Падмасамбхавы , перевод Эрика Пемы Кунсанга, Гонконг: Rangjung Yeshe Publications, ISBN  962-7341-55-Х .
  • Тисо, Фрэнсис Т. (2016), Радужное тело и воскресение: духовное достижение, растворение материального тела и случай Кхенпо а Чо , North Atlantic Books .
  • ван Шайк, Сэм (2004a), «Первые дни великого совершенства» (PDF) , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 27 (1): 165–206 ..
  • ван Шайк, Сэм (2004b), Приближение к великому совершенству: одновременные и постепенные методы практики Дзогчен в Лонгчен Ньингтиг , Wisdom Publications
  • ван Шайк, Сэм (2008), «Ранний Дзогчен III: Происхождение Дзогчен?» , EarlyTibet.com .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эслер, Дилан (2023). Спонтанность без усилий: комментарии к Дзогчену Нубчена Сангье Еше . Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-53422-3 .
  • Лонгченпа, Дримед Одзер ; Норбу, Намкай (1996). Клементе, Адриано; Тэлботт, Гарольд (ред.). Практика Дзогчен . Перевод Джона Шейна; Тулку Тондуп. Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN  1-55939-054-9 .
  • Норбу, Намкай (1999). Клемент, Адриан (ред.). Высший источник: Фундаментальная тантра Дзогчен Семде, Кунджед Гьялпо . Перевод Андрея Лукьяновича. Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. ISBN  1-55939-120-0 .
  • Норбу, Намкай (2013). Чудесное изначальное состояние: фундаментальное писание Дзогчен Семде, Меджунг-тантра . Элио Гуариско, Адриано Клементе, Джим Вэлби. Арчидоссо, Италия: Публикации Шанг Шунг. ISBN  978-88-7834-129-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dfabba9ce7f6d6c234f5e3f6f672adc__1711565880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/dc/4dfabba9ce7f6d6c234f5e3f6f672adc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Semde - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)