Семде
Семде ( тибетский : སེམས་སྡེ , Уайли : sems sde ; На санскрите : читтаварга , «разделение ума», «класс ума» или «ряд ума» — это название одного из трёх писаний и линий передачи подразделений в традиции Дзогчен (Великое Совершенство). [ 1 ] Школа Ньингма тибетского буддизма традиционно делит свое учение Дзогчен на три основных раздела: Семде, Лонгде (Космический сериал) и Меннгагде (Серия тайных наставлений). [ 2 ]
Чаще всего считается, что тексты семде являются переводами деятелей ранней передачи (VII–IX веков) буддизма таких в Тибет, как Шри Сингха , Вайроцана и Вималамитра . [ 3 ] В этих текстах подчеркивается «пробуждённый ум» (тибетский: byang-chub-kyi sems , санскр. bodhicitta ), который является истинной природой ума и по своей сути чист и совершенен, точно так же, как состояние будды . [ 4 ] Тексты семде критикуют тантрическую практику как основанную на усилии и вместо этого способствуют простому и непринуждённому созерцанию ума и его пустоты , сияния , чистоты и присущего ему гнозиса . [ 3 ] [ 5 ]
Предыстория и история
[ редактировать ]Самые ранние источники
[ редактировать ]Тексты Дзогчен, которые сегодня классифицируются как «Семде», включают самые ранние известные в настоящее время источники Дзогчен. [ 7 ] Обычно это короткие тексты, появившиеся в девятом веке и приписываемые ранним деятелям передачи, таким как Гараб Дордже (седьмой век?), Шрисимха (восьмой век) , Вайроцана (8 век) и Вималамитра (восьмой-девятый век). [ 3 ] [ 7 ] [ 8 ] На эти учения повлияли тантрические источники, такие как тантра Гухьягарбхи, а также литература Йогачары «только ума» и литература о природе будды . [ 9 ] [ 10 ] Различные ученые показали, что ранние учения Дзогчен развились из учений тантр Махайоги , таких как Гухьягарбха . [ 11 ]
Такие ученые, как Самтен Кармай и Карен Лильенберг, также утверждали, что другие традиции, такие как тантрический шиваизм и чань-буддизм, возможно, оказали некоторое влияние на эту раннюю литературу Дзогчен. [ 10 ] [ 12 ] Жан-Люк Ашар отметил некоторое сходство между практиками Дзогчен и учениями Шайва Виджнянабхайрава-тантры . [ 12 ] Что касается Чань, Лильенберг отмечает, что различные документы из Дуньхуана указывают на то, что некоторые практикующие Дзогчен синкретизировали Дзогчен с Чань, а другие ранние работы по Дзогчен показывают, что другие люди не соглашались с этой тенденцией. [ 13 ] Это также подтверждается работой тибетского учёного Нубчена Сангье Еше . Нубчен пытается доказать разницу между двумя учениями и превосходство Дзогчена, но он также согласен, что большая часть их терминологии схожа. [ 14 ] Более того, в биографиях нескольких мастеров Дзогчен они изображены как путешествовавшие в Китай (Вайроцана) или даже передавшие линии передачи Чань (Аро Еше). [ 15 ]
Лильенберг пишет, что основные темы пяти ранних переводов включают недвойственность (gnyis med), всеобщее равенство (mnyam nyid), «недействие» (bya med), «не стремление (rtsol med) к просветленному состоянию» и тот факт, что «нет необходимости в медитации или постепенных практиках для очищения или совершенствования себя», поскольку «нет пути, по которому нужно следовать, поскольку «пункт назначения» просветления уже достигнут и изначально имманентен». [ 16 ] По мнению тибетолога Дэвида Джермано , ранние тексты Дзогчена «Семде» игнорируют или отрицают обоснованность и актуальность тантрических практик и ритуалов Ваджраяны в пользу кратких поэтических описаний и прямого опыта пробужденного ума (бодхичитты). Таким образом, он называет эти работы «первозданным Великим Совершенством» и противопоставляет их более поздним текстам «Погребального Великого Совершенства», которые охватывают табуированные тантрические образы насилия, секса и смерти. [ 8 ] Джермано пишет, что эти ранние источники «отмечены отсутствием подробного описания ритуалов и созерцательных техник», а также отсутствием «погребального буддизма» ануттарайогатантр ( включая любое обсуждение образов склепов , мотивов смерти, телесных реликвий, погребальные ритуалы и учения бардо ), а также тантрические сексуальные мотивы и практики. [ 8 ]
Некоторые тексты Семде, такие как Кунджед Гьялпо , даже отрицают обоснованность и актуальность ключевых элементов тантрического буддизма (таких как мандалы , посвящение, этапы практики и т. д.). [ 10 ] Как отмечает Лильенберг, Тотальное Пространство Ваджрасаттвы (rdo rje sems dpa' nam mkha' che) называет тантрическую практику «детским занятием» ( byis pa'i spyod yul ). [ 17 ] Сэм ван Шайк также пишет, что «более поздние разработки Великого Совершенства принесли гораздо более сложные доктрины и практики, но ранние тексты серии разума оставались близкими к одной центральной теме: непосредственному присутствию просветленного ума и, как следствие, бесполезности любого практика, направленная на создание, развитие или раскрытие просветленного состояния». [ 7 ] Однако не все ранние источники Дзогчена отвергают тантрический ритуал, некоторые из них, например » Падмасамбхавы «Гирлянда воззрений , представляют Дзогчен в рамках тантрической Махайоги. Таким образом, вполне вероятно, что существовал целый спектр ранних методологий Дзогчен, некоторые из которых были более тантрическими, чем другие. [ 18 ]
Хотя термины «Раздел ума» (тиб. sems sde ) и «Ориентация ума» (тиб. sems phyogs ) не засвидетельствованы до XI века (и, следовательно, не встречаются в самых ранних текстах Дзогчен), они используются тибетскими и западные ученые задним числом относятся к классу текстов. [ 1 ] Наиболее важными из них являются «Восемнадцать Великих Священных Писаний» ( Lung-chen bco-brgyad стали называть «сериями ума» ( sems de ), которые позднее ) текстами . [ 3 ] Пять из этих текстов, «пять ранних переводов» ( snga 'gyur nga ), возможно, являются самыми ранними из них и приписываются монаху Вайрочане из Пагора. [ 19 ] Рукописи некоторых из этих текстов были найдены в пещерах Дуньхуана . [ 20 ] К ним относятся «Кукушка осознания» ( Rig pa'i khu byug ), «Маленькое спрятанное зерно» ( gSangs rgyas sbas pa ), «Вопросы и ответы Ваджрасаттвы» и «Золото, очищенное от руды» ( rdo la gser zhun ). [ 21 ] По мнению Лильенберга, «Золото, очищенное из руды», возможно, является самым ранним из них и действительно могло быть написано в Индии. [ 22 ]
Сэм ван Шайк отмечает, что одними из самых ранних датируемых текстов Дзогчен являются «Медитация на пробуждённый ум» ( Манджушримитры которая указана в каталоге 9-го века, называемом Денкарма) и различные короткие тексты, которые цитируются Нубченом Сангье Еше конца 9-го века. Лампа для глаз созерцания ( Самтен Мигдрон ). [ 23 ] Нубчена» Сама по себе «Лампа является очень важным источником комментариев к раннему Дзогчену «Семде», поскольку в ней цитируются многочисленные ранние источники, а также является одним из самых ранних текстов, в которых обсуждается утверждение, что Дзогчен является особым средством духовной практики ( яна ). [ 1 ] В « Лампе» также перечислены «двадцать или восемнадцать второстепенных текстов, посвященных разуму» (что относится к восемнадцати великим писаниям), указывая на то, что еще в 9 веке эти произведения начали рассматривать как группу. [ 1 ]
Другим важным источником ранних идей Дзогчен Семде являются работы ГНьян ДПал Дбьянга (ок. 8-9 вв.), особенно его «RDo rje sems dpa'zhus lan» ( «Вопросы и ответы Ваджрасаттвы» ), рукописи которых были найдены в Дуньхуане, и его сГрон. ma Drug ( Шесть Светильников ) , которые широко цитирует Нубчен. [ 24 ]
Более поздние события
[ редактировать ]« Кун быед rgyal po» ( «Всесоздающий Царь» ), который исторически является наиболее важным текстом Семдэ в Ньингме, представляет собой несколько более поздний составной текст, возможно, датируемый концом 10 или началом 11 века, который содержит в себе различные короткие ранние тексты Семдэ, такие как Кукушка Ригпы . [ 3 ]
К 11 веку эти традиции развились в различных системах, таких как системы Кхам, Ронг и Ньянг, которые, по словам Рональда Дэвидсона, «представлены текстами, сохранившимися с тринадцатого по шестнадцатый век»). [ 10 ] Система Кхам была основана Кхам -йогом Аро Еше Джунгне ( а ро йе шес 'бюн гнас , 10 век). Эта линия объединила учение Дзогчен и линию Чань Хешанг Мохэяна, получив название «Система ментальной позиции» ( А-ро луг ). [ 25 ] Линия Ронг связана с Ронгзомом . [ 10 ]
В течение 13-го века линии передачи и традиции Семде стали менее популярными и постепенно были вытеснены гораздо более популярными системами Сокровенного наставления ( Меннагде ) Дзогчена, особенно традицией Семенного Сердца ( Ньинг-тиг ). [ 10 ] Эти новые учения Дзогчен начали появляться в период Возрождения (11–12 века) и связаны с такими открывателями сокровищ , как Чецун Сенге Вангчук и Жангтон Таши Дордже (1097–1127), которые утверждали, что обнаружили тексты, спрятанные такими фигурами, как Вималамитра . [ 26 ]
В новых системах Меннагде ранние учения Дзогчен сначала получили классификацию «Семде» и были подчинены учениям традиции Семенного Сердца. [ 27 ] Согласно текстам серии инструкций, серия «Ум» основана на понимании того, что собственный ум является основой всех явлений и что эта основа, называемая самим умом, пуста и светоносна . [ 28 ]
По мнению современного учителя Дзогчена Намкая Норбу , эти три серии представляют собой три способа представления и введения состояния Дзогчен. Норбу утверждает, что Меннагде является более прямой формой введения, Лонгде тесно связан с символическими формами представления Дзогчена, а Семде больше ориентирован на устные формы введения. [ 2 ]
Учения
[ редактировать ]Вид
[ редактировать ]В центре внимания всех этих текстов находится «пробуждённый ум» ( byang-chub-kyi sems , санскр. бодхичитта ). По мнению Стена Анспала, этот общий буддийский термин имеет особое значение в текстах Дзогчен. Оно относится к истинной природе сознания , «которое по сути идентично состоянию Будды ». [ 4 ] Анспал пишет, что, согласно текстам Семде, доступ к этому чистому и совершенному пробужденному уму и пребывание в нем «осуществляет и превосходит все различные практики и методы других буддийских подходов». [ 4 ]
Кристофер Хэтчелл объясняет, что в этих ранних текстах Дзогчен «все существа и все явления сами по себе являются единственным просветленным гнозисом будды Всего Блага ( Самантабхадра, Кунту Зангпо )». [ 5 ] В «Победоносном появлении Пика» ( rTse mo byung rgyal ) говорится, что «многообразие, [то есть] Самантабхадра» — это «главное сознание, Основа всего» ( kung gzhi ), которое «никогда не покидало просторов естественного мира». -происходящая изначальная мудрость» и «наделен сострадательной энергией, которая полностью пронизывает тысячи миров». [ 29 ] Это обширное осознание, которое часто сравнивают с необъятностью неба, в различных текстах Семдэ, включая Всеобъемлющее Совершенство (sPyi chings), называется «Великим Я» (bdag nyid chen po). [ 30 ] На эту идею врожденного пробужденного ума повлияла буддийская махаянская литература о природе будды , в которой утверждается, что все чувствующие существа обладают чистой матрицей или сущностью будды (татхагатагарбха). [ 9 ]
Манджушримитры В «Медитации о пробужденном уме» бодхичитта описывается как «собственная природа опыта» (тиб. sems kyi rang bzhin, санскр. citta- svabhava ) и как «высшая природа опыта» (тиб. sems kyi chos nyid, санскр. читта - дхармата ). [ 31 ] Намкай Норбу пишет, что в источниках Семде такие термины, как бодхичитта, самое ядро бодхичитты (снинг по бьянг чуб кьи семс) и «изначальная основа бытия» (йе гжи), являются синонимами Великого Совершенства (Дзогчен), которое представляет собой «изначальное состояние чистого и тотального присутствия», которое также называют «великой гиперсферой» (thig le chen po), «всеобъемлющим состоянием личности» (bdag nyid chen po) и «спонтанным совершенством». (хун харч). [ 32 ]
Одним из терминов, которые Нубчен Сангье Еше использует для объяснения природы основы, внутреннего состояния, является «спонтанное присутствие» (тиб. lhun grub). По словам Эслера, Нубчен видит в этом состояние, в котором «все различные мудрости спонтанно завершаются». Нубен называет это состояние «великим совершенством себя и других» и сравнивает его с драгоценностью, исполняющей желания. [ 1 ] Нубчен также старается объяснить, что эта спонтанная мудрость свободна от каких-либо мыслей, слов или концепций, а также от любого чувства существования или несуществования, сравнивая ее с небесным простором. [ 1 ] Как пишет Нубчен:
Внутреннее осознавание, осознающее пространство, свободно от мыслей:
Наделенный силой естественного пребывания,
Оно лишено мыслей и возникает подобно самому небу. [ 1 ]
По словам Кейта Доумана , пять переводов Вайрочаны сосредоточены на простом недуализме и не включают в себя никакой антропоморфической символики и никакой «заумной метафизической инфраструктуры». [ 33 ] Вместо этого основное внимание уделяется недвойственной реальности вневременного «единого света осознания», который является естественно совершенной «всеохватывающей целостностью». [ 33 ] Этот просветленный ум является невыразимой основой всех вещей. Далее Дауман описывает ее как «невыразимую недвойственную реальность, которая представляет собой единство, но в то же время и множественность. Она одновременно является источником и творением. Она непостижима и невыразима. Это просветленный ум или светящийся разум ». [ 33 ]
Упражняться
[ редактировать ]По мнению Джермано, тексты Семде утверждают, что стремление к освобождению посредством структурированных практик (таких как тантрическая визуализация и ритуалы) порождает еще больше заблуждений. [ 3 ] Вместо этого работы Семде рекомендуют простые созерцания, чтобы распознать чистый и пустой пробужденный ум. Кристофер Хэтчелл пишет, что работы Семде демонстрируют «отсутствие интереса к определению каких-либо структурированных практик или концепций», которые используются для связи с высшим гнозисом ( ригпа ). Вместо этого в текстах Семде утверждается, что «нечего делать и не к чему стремиться, поэтому реальность Всего Добра проявится в своей непосредственности, просто расслабившись и отпустив». [ 5 ] Согласно ван Шайку, в этих ранних текстах Дзогчен ригпа (гнозис, знание) относится к недвойственному и неконцептуальному осознанию. [ 34 ]
Джермано пишет, что основным созерцанием в работах Семде было бесформенное «свободное от техники погружение в голую непосредственность собственных глубочайших уровней осознания». [ 10 ] Этот бесформенный метод считался превосходящим визуальные измышления тантрической йоги божеств . Однако учителя этого бесформенного метода могли также использовать «успокаивающие» ( саматхи ) практики, а также некоторые тантрические практики в качестве подготовительных или вторичных методов. [ 10 ]
Доуман аналогичным образом пишет, что дух этих ранних текстов Дзогчен — «недействие», «ненаправленное действие» или «непреднамеренное действие». [ 33 ] Это потому, что «здесь и сейчас — это поле имманентного сходства, и любая попытка повлиять на него или изменить его с помощью какой-либо техники контрпродуктивна. Любое приложение усилий уменьшает его. Поиск его препятствует его открытию». [ 33 ] По существу, эти тексты учат «отсутствию медитации», отказу от всей целенаправленной деятельности, поскольку доступ к светящемуся уму невозможен посредством расчетливой дисциплины и структурированной деятельности. Они также не содержат учений о постепенном прогрессе или пути, поскольку природа ума уже завершена и совершенна. Его невозможно улучшить по сравнению с имманентно совершенным состоянием, поэтому ему некуда идти и некуда идти. [ 33 ]
Отношение Семде к «бездействию» ( bya ba med pa ) к религиозной практике можно найти в следующем коротком Семде тексте под названием « Кукушка Ригпы » ( rig pa'i khu byug ):
В разнообразии разницы нет.
А местами свобода от уточнений.
Вещи, как они есть, не концептуальны, а
Сияние явлений – это Всё Хорошо.
Поскольку вы закончили, отбросьте болезнь усилий!
Отдыхая естественно, оставьте все [как есть]. [ 5 ]
Эслер отмечает, что этот важный текст пытается примирить разнообразие явлений с более глубокой недвойственной природой всех вещей, которая приравнивается к Будде Самантабхадре (Всему благу). Поскольку все проявления в конечном счете хороши, ничего не остается, как покоиться в спонтанности того, что присутствует. [ 1 ] По мнению Эслера, эта «нереферентная» (тиб. dmigs med) форма медитации лишена какого-либо конкретного объекта фокусировки и вместо этого влечет за собой постоянную тренировку «способности отдыхать «без усилий» в состоянии осознания (тиб. rig pa). ), идентифицированный как уже совершенный во всех отношениях». [ 1 ] Это подтверждает Нубчен Сангье Еше, который пишет в своих комментариях, что Дзогчен превосходит использование любых средств медитации, таких как мудры , объекты умственного сосредоточения и повторения мантр . [ 1 ] Это подтверждается комментарием к « Кукушке Ригпы», найденным в Дуньхуане (ITJ 647), в котором говорится: «Благодаря спонтанному достижению невыразимой бодхичитты мандала устанавливается спонтанно и пребывает без искусственности, без необходимости в деятельности по развитию и совершенство ». [ 7 ]
Подобным же образом текст Семде, называемый bDe ba phra bkod, говорит:
Нет никакой практики, которую нужно выполнять, [и] никакой фиксации на каких-либо божествах. Никакой медитации не нужно делать; [оно] свободно от какого-либо объекта внимания. [ 35 ]
В « Осознании истинного смысла медитации» ( sGom pa don sgrub ) также говорится, что, поскольку истинная природа ума — это Дхармата (конечная природа вещей), нет необходимости медитировать ни на чём другом:
Какие бы характеристики концептуального мышления ни возникали, если человек знает, что сама мысль является истинной природой вещей, то нет необходимости медитировать о сфере реальности где-либо еще. [ 36 ]
Норбу отмечает, что практика «неделания» в Дзогчен Семде должна быть основана на глубоком понимании природы ума, его естественного состояния (т.е. ригпа). Только в этом состоянии «нечего исправлять или корректировать, принимать или отвергать; нет медитации, в которую можно войти или из которой можно выйти». [ 37 ]
Четыре йоги
[ редактировать ]Одной из особенностей практики созерцания в семде , которой учат сегодня, являются «четыре йоги» (где йога по- тибетски : ( rnal ' byor , Wylie : rnal 'byor , THL : näljor ). Четыре йоги: [ 38 ] [ 39 ]
- Состояние покоя (Уайли: gnas pa ), этому учат как своего рода совершенствованию шаматхи с открытыми глазами. Один из методов, которому обучают, — это пристальное созерцание объекта, например, изображения буквы А , является основным символом изначального сознания в Дзогчене , которая, согласно Намкаю Норбу . Другой метод — практика спокойной медитации без какого-либо объекта. [ 40 ]
- Недвижение (Wylie: mi g.yo ba ), которое связано с випашьяной.
- Недвойственность (Уайли: mnyam nyid , санскрит: адвая ), [ 41 ] и
- «Спонтанное присутствие» или «самосовершенное состояние» (санскрит: анабхога или нирабхога , [ 42 ] Тибетский : Лхундруп , Уайли : lhun grub , THL : лобстер ).
По словам Намкая Норбу, «нет никакой разницы между состоянием лхундруба и трегчода, о котором говорится в Дзогчен-упадеше ». [ 43 ]
Говорят, что эти четыре йоги параллельны Четырем йогам Махамудры . [ 44 ]
Тексты
[ редактировать ]Класс ума ( сэмде ) Дзогчена сегодня можно найти в « Сборнике тантр древних» (Ньингма Гьюбум) и в других ньингма, сборниках школы таких как «Собрание тантр Вайрочаны». [ 45 ]
Основные тексты
[ редактировать ]Наиболее важные тексты Семдэ являются частью коллекции, которая имеет различные названия, включая «двадцать или восемнадцать второстепенных [текстов] Разума» (наименование, найденное в «Лампе для глаз созерцания» Нубчена Сангье Еше ) и «Восемнадцать главных текстов». Решающие учения» ( lung chen po bco brgyad ). [ 45 ] [ 46 ] Современные ученые в целом согласны с тем, что восемнадцать текстов Семде представляют собой самый ранний корпус литературы Дзогчен. Однако в содержании этого сборника (в том числе в количестве текстов в нем, отсюда и утверждение Нубчена о том, что они состоят из «двадцати или восемнадцати» произведений) существует большая путаница и разнообразие. [ 46 ]
Между 9 и 14 веками появилось множество списков этих основных текстов семде, и эти разные списки различаются по содержанию. Еще больше усложняет проблему тот факт, что тексты семдэ с одинаковым заголовком, встречающиеся в разных источниках, иногда могут быть совершенно разными текстами. Более того, Карен Лильенберг также отметила, что некоторые тексты Семде в этом сборнике, возможно, изменили названия. [ 46 ] Таким образом, этот корпус произведений мог служить «идеальным» каноном, а не конкретным закрытым списком текстов. [ 46 ]
Как бы то ни было, Лонгченпы список из двадцати одного основного текста Семде в « Сокровищнице духовных и философских систем» ( Grub mtha' mdzod ) выглядит следующим образом: [ 45 ] [ 46 ]
Пять ранних переводов ( 'gyur lnga ) Вайрочаны sNga [ 47 ] [ 48 ] [ 46 ]
- Бодхичитта-кукушка Ригпы ( Уайли : Бьянг чуб семс риг па кху бюг )
- Великая сила бодхичитты ( Уайли : Byang chub sems rtsal chen sprugs pa )
- Бодхичитта Великий Парящий Гаруда ( Уайли : Бьянг чуб семс кхьюнг чен лдинг ба )
- Медитация Манджушримитры о пробужденном уме (Byang chub sems bsgom pa), также известная как «Извлечение чистого золота из руды» ( Wylie : rdo la gser zhun ). [ 49 ] Это логическое изложение учения Семде, в котором широко используется мысль Йогачары . [ 50 ]
- «Бодхичитта Неугасающее Знамя Победы», также известное как «Всеобщее Пространство Ваджрасаттвы» ( Wylie : Byang chub sems mi nub pa'i rgyal mtshan; rDo rje sems dpa' nam mkha' che ), этот текст также появляется как тринадцатая глава Кун быед rgyal po и в других тантрах.
Тринадцать более поздних переводов ( Phyi 'gyur bcu gsum ), переведенных Вималамитрой при содействии Ньяка Джнянакумары и Юдры Ньингпо: [ 45 ] [ 48 ] [ 46 ]
- Победоносное появление Пика ( Уайли : rtse mo byung rgyal )
- Король Космоса ( Уайли : rnam mkha'i rgyal po )
- Инкрустированное драгоценностями украшение блаженства Бодхичитты ( Уайли : Byang chub sems bde ba 'phrul bkod )
- Всеохватывающее совершенство ( Уайли : rdzogs pa spyi chings )
- Сущность Бодхичитты ( Wylie : byang chub sems tig ), также известная как Квинтэссенция Короля ( Yang tig rgyal po)
- Бесконечное блаженство ( Уайли : bde ba rab 'byams )
- Колесо Жизни ( Уайли : srog gi 'khor lo )
- Шесть сфер ( Уайли : приходи с наркотиками )
- Всепроникающее совершенство Бодхичитты ( Уайли : Byang chub sems rdzogs pa spyi gcod )
- Драгоценный камень, исполняющий желания ( Уайли : йид бжин нор бу )
- Всеобъединяющая Ригпа ( Уайли : kun tu rig pa )
- Верховный Господь ( Уайли : rje btsan dam pa )
- Осознание истинного смысла медитации ( Уайли : sgom pa don grub )
Наконец, есть три текста, которые часто классифицируются отдельно как семдэ и перечисляются в других источниках (когда они добавляются, сборник называется 21 текстом семдэ): [ 48 ]
- Всесоздающий Царь Бодхичитта Великое Совершенство всех явлений ( Чо Тамчед Дзогпа Ченпо Чангчуб Кий Сем Кунджед Гьялпо ), составной текст, который содержится в различных ранних работах Семде, включая некоторые из восемнадцати текстов Семде. [ 46 ]
- Чудесная Бодхичитта ( Уайли : byang chub kyi sems rmad du byung ba ). «Чудесное» ( rMad du byung ba ) — наиболее широко цитируемый текст сэмдэ Нубчена Сангье Еше в его «Лампе для глаз созерцания». [ 46 ]
- Десять заключительных учений (mDo bcu)
Кроме того, существуют и другие тексты семдэ, которые не входят в общий список текстов семдэ, но по-прежнему считаются важными. Два других важных текста, которые Нубчен цитирует в своей «Лампе», — это «Маленькое скрытое зерно» (rGum chung) и «Универсально определенное совершенство» (rDzogs pa spyi spyod). [ 46 ] Кроме того, у Лонгченпы есть альтернативный список из 18 текстов, в котором перечислены Тантра Края и Центра Неба ( Nam mkha' mtha' dbus kyi rgyud ). [ 46 ]
Другие тексты
[ редактировать ]есть и другие работы Помимо двадцати одного ключевого произведения Семде, в разделе Семде Собрания тантр древних , включая другие тантры, такие как экзегетические тантры, вторичные тантры и тантры тайных наставлений. Кроме того, сборник под названием « Переданные наставления древних» также содержит дополнительные тексты семдэ . [ 45 ] Например, анонимный комментарий к книге «Извлечение чистого золота из руды существует » под названием «Бьянг чуб семс бсгом па дон бку гньис бстан па». [ 49 ]
Существует также сборник песен Дзогчена реализации (доха), связанных с ранними переводами. Это Восемнадцать Песен Реализации (полное тибетское название: Sems sde bco brgyad kyi dgongs pa rig 'dzin rnams kyis rdo rje'i glur bzhengs pa ). [ 51 ]
Более того, как отмечает ван Шайк, в Дуньхуане найдено множество рукописей, которые важны для изучения раннего Дзогчена и Семде, даже если в некоторых из них не используется термин Дзогчен. Одним из примеров является sBas pa'i rgum chung (ITJ 594), который «выглядит как текст ранней серии разума, хотя он не встречается ни в одной из сохранившихся коллекций». [ 7 ]
Существуют также трактаты по Дзогчену, написанные ранними деятелями школы Ньингма. К ним относятся произведения Нубчена Сангье Еше , особенно его «Светильник для глаз созерцания» ( Самтен Мигдрон ). [ 23 ] Нубчен также написал комментарии к некоторым из восемнадцати текстов Семде, в том числе rJe btsan dam pa'i 'grel pa [Комментарий к Святому Почитаемому]; Бьянг чуб семс бде ба 'пхра бкод кьи дон 'грел [Значение комментария к инкрустированной драгоценности блаженства, просветленного разума]; и rDo rje gzong phugs kyi 'grel pa [Комментарий к пронзительному шилу]. [ 1 ] Другой комментарий Семде - это sPyi gsang sngags лунг ги 'грел па ( Общий комментарий к авторитетным писаниям тайной мантры ), комментарий к тексту Семде, названный sPyi chings ( Универсальная связь ), написанный Ньяком Джнянакумарой (9 век). . [ 1 ]
Работы ранних ученых Ньингма, таких как Ронгзом Чокьи Зангпо (1012–1088) и Рогбан Шераб (1166–1244), также цитируют и опираются в основном на тексты Семде для объяснения Дзогчена. [ 46 ]
Более поздние авторы школы Ньингма также написали комментарии и трактаты по практике Семдэ, такие как «Корабль-драгоценность» Лонгченпы ( rin chen sgru bo ), комментарий к «Царю всего творящего» .
английские переводы
[ редактировать ]- Клементе, Адриано; Гуариско, Элио; Вэлби, Джим. Чудесное изначальное состояние, Меджунг-тантра, Фундаментальное писание Дзогчен Семде, Shang Shung Publications, 2012.
- Клементе, Адриано; Норбу, Намкай. Высший источник: Фундаментальная тантра Дзогчен Семде Кунджед Гьялпо, Шамбала, 1999.
- Дауман, Кейт. Изначальное совершенство: пять ранних передач Вайрочаны, 2013.
- Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче. Указывая на природу ума: сущностные наставления Дзогчен Аро Еше Джунгне.
- Кунсанг, Эрик Пема . Источники Великого Совершенства , Rangjung Yeshe Publications, 2006. [Содержит различные переводы]
- Липман, Кеннард; Норбу, Намкай. Изначальный опыт. Введение в медитацию Дзог-чен . Шамбала, 1987. [Перевод книги «Золото, очищенное из руды» и анонимный комментарий].
- Липман, Кеннард. Вы — глаза мира , Итака: Снежный лев, 2000. [Перевод « Корабля-драгоценности » Лонгченпы ]
- Ноймайер-Даргьяй, Е.К. Суверенный всесоздающий разум: Материнский Будда , Олбани, 1992.
- Норбу, Намкай. Ригбай Куджьюг: Шесть ваджрных стихов , 1990.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ослы (2021) .
- ^ Jump up to: а б Норбу (2000) , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джермано (2005) , с. 2546.
- ^ Jump up to: а б с Анспал (2005) .
- ^ Jump up to: а б с д Хэтчелл (2014) , с. 52.
- ^ «Бай ро ца на – Природа Будды» . buddhanature.tsadra.org . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ван Шайк (2004a) .
- ^ Jump up to: а б с Джермано (2005b) .
- ^ Jump up to: а б Лильенберг (2012) , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джермано (1994) .
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 40-45.
- ^ Jump up to: а б Лильенберг (2012) , стр. 29-30.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 32-36.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 32-34.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 39.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 52.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 50.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 56-57.
- ^ Дауман (2013) .
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 4.
- ^ Тисо (2016) , стр. 207.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 51-53.
- ^ Jump up to: а б ван Шайк (2008) .
- ^ Такахаши (2018) .
- ^ Дэвидсон (2005) , с. 75.
- ^ Джермано (1994) , стр. 269.
- ^ Джермано (1994) , с. 288.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 8.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 150-151.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 153.
- ^ Норбу и Липман (1987) , с. 19.
- ^ Норбу и Липман (1987) , с. х.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дауман (2013) , с. 1-17 (Введение переводчика).
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 6.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 151.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 152.
- ^ Норбу и Липман (1987) , с. 32.
- ^ Норбу (2006) , с. 163.
- ^ Норбу (2002) .
- ^ Норбу (2002) , с. 10-11.
- ^ Кляйн и Вангьял Ринпоче (2006) , стр. 349.
- ^ Кляйн и Вангьял Ринпоче (2006) , стр. 357, 359.
- ^ Норбу (2006) , с. 98.
- ^ Намдак (2006) , с. 98.
- ^ Jump up to: а б с д и Норбу (2013) , с. 24 (Введение).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Лопес (2018) .
- ^ Дербак (2019) .
- ^ Jump up to: а б с Норбу и Липман (1987) , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Норбу и Липман (1987) , с. 5-6.
- ^ Норбу и Липман (1987) , с. 11.
- ^ Лильенберг (2012) , стр. 73-74.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Анспал, Стен (2005), «Затерянные в космосе: тибетские формулировки rDzogs-chen klong-sde», Acta Orientalia , I (17): 193 .
- Басвелл, Роберт; Лопес, Дональд С. младший, ред. (2014), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press .
- Дэвидсон, Рональд М. (2005), Тибетский ренессанс , издательство Колумбийского университета .
- Дербак, Михай (28 августа 2019 г.), «Пять ранних» (sNga lnga) текстов тибетской буддийской традиции rDzogs chen Sems sde: историческое, литературное и текстологическое исследование с критическим редактированием и переводом тибетских текстов (докторская диссертация) , Университет Калгари .
- Дауман, Кейт (2013), Первоначальное совершенство: пять ранних передач Вайрочаны , Публикации мудрости .
- Эслер, Дилан (2021), «Переговоры об отсутствии ритуала: Дзогчен в тантрических рукописях Дуньхуана и за его пределами» (PDF) , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 44 : 409–440 .
- Джермано, Дэвид Ф. (зима 1994 г.), «Архитектура и отсутствие в тайной тантрической истории Дзога Чена» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 17 (2): 203–335 .
- Джермано, Дэвид (2005), «Дзогчен», в книге Джонса, Линдси (ред.), Энциклопедия религии Макмиллана. Том 4: Дакийские всадники - Эстер , Справочник Макмиллана, США .
- Джермано, Дэвид (октябрь 2005 г.), «Погребальная трансформация великого совершенства (Rdzogs chen)», Журнал Международной ассоциации тибетских исследований (1): 1–54.
{{citation}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) . - Хэтчелл, Кристофер (2014), Обнаженный, видящий великое совершенство, колесо времени и дальновидный буддизм в Тибете эпохи Возрождения , Oxford University Press .
- Кармай, Самтен Гьялцен (1998), Великое совершенство (rdzogs chen). Философское и медитативное учение тибетского буддизма , Брилл .
- Кунсанг, Эрик Пема (2012), Источники великого совершенства: жизнь и идеи ранних мастеров , Rangjung Yeshe Publications, ISBN 978-9627341819 .
- Намдак, Тензин (2006), Бонпо Учения Дзогчен , Ваджрные публикации .
- Норбу, Намкай; Липман, Кеннард (1987), «Изначальный опыт. Введение в медитацию Дзог-чен» , Шамбала .
- Норбу, Намкай (2000), Высший источник: Фундаментальная тантра Дзогчен Семде Кунджед Гьялпо , Снежный лев, ISBN 978-1559391207 .
- Норбу, Намкай (2002), Константино, Альбини (редактор), «Введение в практику созерцания» , перевод Эндрю Лукиановича, Shang Shung Publications .
- Норбу, Намкай (2006), Учение Дзогчен , Шамбала .
- Норбу, Намкай; Элио, Гуариско; Адриано, Клементе; Джим, Валби (2013), Чудесное изначальное состояние, Меджунг-тантра , Shang Shung Publications .
- Кляйн, Энн Кэролин ; Вангьял Ринпоче, Геше Тензин (2006), Безграничная целостность: Дзогчен, Бон и логика неконцептуального , Oxford University Press, ISBN 0-19-517849-1 .
- Лильенберг, Карен (2012), Критическое исследование тринадцати более поздних переводов серии «Ум Дзогчен» (докторская диссертация), SOAS, Лондонский университет .
- Лопес, Мануэль (2018), «Серия «Двадцать или восемнадцать» текстов разума: Священное Писание, передача и идея канона в ранней литературе великого совершенства», Revue d'Etudes Tibétaines , 1 (43): 50– 94 .
- Остенсен, Мортен (2018), «Пересмотр содержания и функций rDzogs chen Классификаций Sems phyogs и Sems sde», Revue d'Etudes Tibétaines , 1 (43): 32–49 .
- Такахаши, Камми (2018), «Сияющая трансцендентность взглядов: тридцать апофатических тем в Thugs kyi sgron ma dPal dbyangs», Revue d'Etudes Tibétaines (44): 159–177 .
- Цогьял, Еше (2004), Рожденный из лотоса: История жизни Падмасамбхавы , перевод Эрика Пемы Кунсанга, Гонконг: Rangjung Yeshe Publications, ISBN 962-7341-55-Х .
- Тисо, Фрэнсис Т. (2016), Радужное тело и воскресение: духовное достижение, растворение материального тела и случай Кхенпо а Чо , North Atlantic Books .
- ван Шайк, Сэм (2004a), «Первые дни великого совершенства» (PDF) , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 27 (1): 165–206 ..
- ван Шайк, Сэм (2004b), Приближение к великому совершенству: одновременные и постепенные методы практики Дзогчен в Лонгчен Ньингтиг , Wisdom Publications
- ван Шайк, Сэм (2008), «Ранний Дзогчен III: Происхождение Дзогчен?» , EarlyTibet.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эслер, Дилан (2023). Спонтанность без усилий: комментарии к Дзогчену Нубчена Сангье Еше . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-53422-3 .
- Лонгченпа, Дримед Одзер ; Норбу, Намкай (1996). Клементе, Адриано; Тэлботт, Гарольд (ред.). Практика Дзогчен . Перевод Джона Шейна; Тулку Тондуп. Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 1-55939-054-9 .
- Норбу, Намкай (1999). Клемент, Адриан (ред.). Высший источник: Фундаментальная тантра Дзогчен Семде, Кунджед Гьялпо . Перевод Андрея Лукьяновича. Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. ISBN 1-55939-120-0 .
- Норбу, Намкай (2013). Чудесное изначальное состояние: фундаментальное писание Дзогчен Семде, Меджунг-тантра . Элио Гуариско, Адриано Клементе, Джим Вэлби. Арчидоссо, Италия: Публикации Шанг Шунг. ISBN 978-88-7834-129-6 .