А в буддизме
Фонема А ( Нагари: अ , Сиддхам : 𑖀) является важным символом и семенной мантрой в Махаяны буддизме , а также в буддизме Ваджраяны . [1] [2] [3]
В Махаяне
[ редактировать ]А — первая гласная в санскритском алфавите. Буддизм Махаяны наделил фонему мистическим значением, связанным с учением о пустоте . [1] [3] В санскрите использование а в качестве префикса отрицает значение слова. Так, например, свабхава , «с сущностью», можно заменить на асвабхава , «без сущности». [3]
Эта буква также стала обозначать учение Махаяны Праджняпарамита (Совершенство мудрости). Одна из сутр Праджняпарамиты — это краткое произведение «Мать Совершенство Мудрости в одном слоге» ( экакшариматапраджняпарамита ). Сутра открывается и закрывается, как обычная сутра Праджняпарамиты (с типичной вступительной ниданой ), но фактическое учение сутры состоит из одного слога: А. Согласно этой сутре, все учения Праджняпарамиты содержатся в «А». [1]
Сутра Панчавимшатисахасрика Праджняпарамита ( «Совершенство мудрости в 25 000 строк ») содержит метод медитации на буквы алфавита арапакана (алфавит, связанный с Карости ) как часть практики, которая называется «входом в дверь дхарани, вход в экспозицию писем». [4] [5] [6] Начиная с буквы А, в сутре говорится, что эта буква означает « анутпада », «невозникающий» или «нерожденный». [4] В частности, в сутре говорится, что А «является дверью к пониманию того, что все дхармы не созданы с самого начала ( akāro mukhaḥ sarvadharmaṇāṃ adyanutpannavāt )». [6]
Это утверждение позже стало отдельной мантрой, которая встречается в Хеваджра-тантре (10 век). [7] Анутпада — важный термин в буддизме Махаяны, который связан с абсолютной истиной и пустотой . [8] Панчавимшатисахасрика Праджняпарамита продолжает утверждать, что «любой Бодхисаттва, познавший это умение в буквах А и т. д., не будет связан никакими звуками, он достигнет всего посредством одинаковости всех дхарм и приобретет умение познания». звуков». [9] Сходство дхарм означает, что все явления одинаково пусты и лишены сущности (свабхава). [10]
По мнению Эдварда Конзе, эта идея может быть связана с доктриной школы Махасамгхика , согласно которой Будда учил, издавая только один звук, который разные слушатели слышат по-разному (в соответствии с их потребностями). [3]
अ также появляется в « Татхагатагугхьяка-сутре» , в которой он появляется как дхарани, называемая «Дверь Дхарани для входа в характеристики дхарм». [11]
В восточноазиатских буддийских традициях Чань / Дзен буква А также иногда рассматривается как символ природы Будды. [1] В школе Риндзай А иногда используется как часть некоторых медитативных техник. [12]
В Ваджраяне
[ редактировать ]Буква А появляется как мантра семенного (биджа) слога в Вайроканабхисамбодхи-сутре, в которой говорится: [13]
Буква А является сущностью всех мантр, и из нее повсюду исходят неизмеримые мантры;
Все легкомысленные споры прекращаются, и он способен породить искусную мудрость.
Владыка Тайн, почему [буква А] является сутью всех мантр?
Будда, почитаемый среди двуногих существ, учил, что буква А называется семенем.
Поэтому все так, [имея букву А как семя] и покоится во всех членах;
Распределив его по мере необходимости, раздайте его повсюду в соответствии с правилами.
Поскольку эта изначальная буква (т. е. А) пронизывает расширенные буквы,
Буквы образуют звуки, и из этого возникают конечности.
В эзотерической школе Сингон буква А считается семенным слогом или биджамантрой Махавайрочаны и представляет Дхармакаю и высшую реальность. Он используется в уникальной и популярной форме медитации под названием Аджикан («созерцание буквы «а»). В этой медитации медитирующий визуализирует Сиддхаму А в лунном диске, который символизирует нерожденную (анутпаду) природу Будды во всех существах, а также Будду Вайрочану. [1] [14] Это учение и практика являются одним из наиболее фундаментальных элементов системы Сингон, которой учил японский тантрический мастер Кукай (774–835). [14]
В Дзогчен традициях Ньингма и Бон семенной слог А широко используется символически и как мантрический слог в различных медитациях (например, в семдзинах Дзогчен, «фиксации ума» и практике гуру-йоги). [3] [15] [16] [17] В Дзогчене буква А обычно означает изначальное состояние или основу (гжи) . [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Роберт Э. Басвелл и Дональд С. Лопес (2014). Принстонский словарь буддизма , стр. 1, 24. Опубликовано Princeton University Press.
- ^ «Биджа/Семенной слог А в сценариях Сиддхама, Тибета, Ланца - значение и использование в буддизме» . www.visiblemantra.org . Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 г. Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Стрэнд, Кларк (12 мая 2011 г.). «Зеленые коаны 45: Совершенство мудрости в одном письме» . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 г. Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Брунхольцль, Карл. (2015). Когда облака расходятся: Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой, стр. 1033-1034. Публикации Шамбалы.
- ^ Саломон, Ричард. Новые доказательства гандхарского происхождения слогового письма арапакана. Журнал Американского восточного общества , Vol. 110, № 2 (апрель – июнь 1990 г.), стр. 255–273.
- ^ Jump up to: а б Конзе, Эдвард (1975). Большая Сутра Совершенной Мудрости с подразделениями Абхисамаяланкары, Архивировано 6 мая 2021 г. в Wayback Machine, стр. 160. Издательство Калифорнийского университета.
- ^ «Мантра Дверей Дхармы» . www.visiblemantra.org . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 г. Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Накамура, Хадзиме (2004), История ранней философии Веданты. Часть вторая , с. 255. Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited.
- ^ Конзе, Эдвард (1975). Большая Сутра Совершенной Мудрости с подразделениями Абхисамаяланкары, Архивировано 6 мая 2021 г. в Wayback Machine, стр. 162. Издательство Калифорнийского университета.
- ^ «Практика медитации «Азбука мудрости» . www.visiblemantra.org . Архивировано из оригинала 13 мая 2021 г. Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Синган, Сяку (2021). Тайны Татхагаты. Махаянская сутра. Архивировано 24 декабря 2021 г. в Wayback Machine , стр. 32, 37. Камакура. ISBN 978-1-716-23850-5 (Лулу).
- ^ Мейдо Мур. Скрытый дзен: практики внезапного пробуждения и воплощенной реализации, стр. 207-208. Публикации Шамбалы, 2020.
- ^ Гибель, Рольф В. (2005). Сутра Вайрочанабхисамбодхи , стр. 159. Буккё Дендо Кёкай и BDK America, Inc.
- ^ Jump up to: а б Рональд С. Грин. «Сингон Адзикан, Медитация на слог «А»: анализ компонентов и развитие». Архивировано 14 июля 2022 г. в Wayback Machine The Matheson Trust (2017), с. 1 – 33. DOI: 10.6084/m9.figshare.11859951
- ^ Ашар, Жан-Люк (2015), «Взгляд на шпионскую йогу», Revue d'Etudes Tibétaines, CNRS: 1–20
- ^ Тензин Намдак (2006). Учение Бонпо Дзогчен. п. 250. Ваджрные публикации.
- ^ Намкай Норбу (2006). Учения Дзогчен, стр. 82-83. Шамбала.
- ^ Клементе, Адриано (2016). Встречи с видениями: Учения Дзогчен бонпо, открывающего сокровища Шенсе Лхадже , с. 215. Публикации Шамбалы.