Земля (Дзогчен)
В Дзогчене основа — или основа ( тиб .: གཞི , Уайли : гжи ) — изначальное состояние. Это важнейший компонент традиции Дзогчен как для Бон традиции Ньингма , так и для школы тибетского буддизма . [2] [3] Знание этой основы называется ригпа .
Объяснение
[ редактировать ]Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Ключевым понятием в Дзогчене является «основа», «основа» или «изначальное состояние» (тибетский: gzhi gzhi ) , также называемое общей основой (pyi gzhi spyi gzhi ) или изначальной основой (gdod ma gzhi gdod ma'i gzhi). ). [4] Основой является изначальное состояние, «до того, как реализация породила будд, а нереализация породила живые существа». Оно вневременно и неизменно, и все же оно «ноэтически мощно», порождая разум (སེམས་ sems, ), сознание (ཤེས་པ་ shes pa ), заблуждение (མ་རིག་པ་ marigpa ) и знание (རིག་ པ་་ ригпа ). [5] Более того, Хэтчелл отмечает, что традиция Дзогчен изображает высшую реальность как нечто, что находится «за пределами концепций одного и многих». [6]
Таким образом, в Дзогчене основой является чистое пустое сознание, которое и необходимо осознать, чтобы достичь пробуждения. По мнению Смита, «Светящая лампа» утверждает, что в Ати-йоге изначальное сознание — это просто сознание, воспринимающее изначальное освобождение и родовую основу как высшее». [5] Другими словами, духовное знание в Дзогчене — это осознание своей основы.
Поскольку базис превосходит время, любой временной язык, используемый для его описания (например, «изначальный», «первоначальный» и т. д.), является чисто конвенциональным и не относится к реальному моменту времени, но его следует понимать как указывающий на состояние в какое время не имеет значения. По мнению Смита, «поэтому размещение первоначальной основы во временном спектре является дидактическим мифом ». [7]
Основу также не следует путать со «всеосновой» (тиб. ཀུན་གཞི་ kun gzhi ) или с фундаментальным накопительным сознанием (тиб. ཀུན་གཞི་ རྣམ་ པར་ཤེས་པ ). ་ кун гжи рнам пар shes pa ), поскольку оба эти состояния являются сансарическими видами сознания. [8] Другие термины, используемые для описания основы, включают беспрепятственный ( ma'gags pa ), универсальный (kun khyab kun khyab ) и вездесущий. [9]
Основа также связана с термином Дхармата , который определяется следующим образом: «Дхармата, изначальная чистота, свободна от всякого распространения. Поскольку на нее не влияет невежество, она свободна от всех омрачений». [10] По мнению Смита, описание основы как «великой изначальной чистоты» (ཀ་དག་ཆེན་པོ་ ka dag chen po ) является единственным описанием, которое согласно различным тантрам Дзогчен считается безупречным. [10]
Основа также связана с изначальным или изначальным состоянием будды , также называемым Самантабхадрой , которое, как говорят, находится за пределами самого времени и пространства. Следовательно, состояние будды — это не то, чего нужно достичь, а акт признания того, что уже присуще всем чувствующим существам. [11] этот взгляд на основу проистекает из индийской теории природы Будды . Согласно Петтиту, [12] Тибетские авторы, такие как Лонгченпа и Джигме Лингпа, специально связывали взгляд Дзогчена на основу с природой будды или сугатагарбхой (особенно в том виде, в каком он встречается в Ратнаготравибхаге ). [13]
В Вималамитре
[ редактировать ]В « Великом комментарии Вималамитры » (8 век) основа определяется как «свой незамысловатый ум» ( rang sems ma bcos pa ). Как отмечает Смит, это указывает на то, что в основе лежит не какая-то надличностная сущность. [14] [ не удалось пройти проверку ] Поэтому основа не определяется как «одна вещь» (т.е. монизм , Брахман и т. д.), поскольку существует производство разнообразия. По этому поводу в «Сферах и трансформациях звуковой тантры» говорится: «За исключением сострадания, возникающего как разнообразие, оно не определяется как нечто одно». [15] Комментарий к «Светильнику освещающему» объясняет изначальное сознание основы следующим образом:
В Ати изначальное сознание, подчиненное сознанию, воспринимающему изначальное освобождение и неизменную основу как высшее, неотделимо во всех буддах и живых существах как простое сознание. Поскольку предельное пронизывает их вообще без какой-либо природы, оно содержится внутри каждого индивидуального сознания. [5]
В Лонгченпе
[ редактировать ]Тибетский мастер Лонгченпа (1308–1364) описывает основу следующим образом:
самовозникающий изначальный гнозис осознания, изначальное изначально пустое Тело Реальности, абсолютная истина пространства и постоянное состояние сияющей реальности, внутри которой такие противоположности, как циклическое существование и трансцендентная реальность, удовольствие и страдание, существование и небытие, бытие и небытие, свобода и блуждание, осознанность и затемнённая осознанность вообще нигде не встречаются. [16]
Более того, Лонгченпа отмечает, что «основание» следует понимать как «безосновательное основание», которое кажется основанием и постулируется таковым только с относительной точки зрения, тогда как в истинной природе реальности оно пусто от того, чтобы быть основанием. Поскольку она не имеет внутренней природы и с относительной точки зрения кажется, что переживания сансары и нирваны возникают из нее, ее называют основой:
[D] благодаря поддержке всех явлений сансары и нирваны, это неизменная реальность, называемая «высшей универсальной основой»; оно необусловлено и пребывает как великая изначальная чистота. Более того, оно поддерживает явления сансары – карму и омрачающие эмоции – в виде неопоры, как солнце и пространство поддерживают облачные образования, они пребывают внутри его состояния без контакта и связи с основой. В действительности, поскольку нет внутренней природы, опора и поддерживаемая не устанавливаются; поскольку оно появляется как таковое, оно так и обозначается [как опора]. [а]
В Намкае Норбу
[ редактировать ]Намкай Норбу (1938–2018) пишет, что термин «базис» обозначает «фундаментальную основу существования, как на универсальном уровне, так и на уровне индивидуума, причем эти два понятия по сути одинаковы». Эта основа «несозданна, всегда чиста и самосовершенна, ее не нужно строить», однако она «остается скрытой для опыта каждого существа, затронутого иллюзией дуализма». [17] Жан Люк-Ашар определяет основу как «актуальный, подлинный постоянный образ Разума». [18] Согласно Ачарду, тантры Дзогчен определяют основу как «Великую Изначальную Чистоту» ( ka dag chen po ). Тантра Прекрасного Благоприятства ( bKra shis mdzes ldan gyi rgyud ) определяет это как «состояние, пребывающее до возникновения подлинных будд и до появления нечистых живых существ». [18]
Три аспекта
[ редактировать ]В традиции Лонгчен Ньингтик земля имеет три качества или аспекта, также называемые «тремя мудростями». Каждый из них соединен с одним из трех тел Будды и с одним из трех драгоценностей (что указывает на то, что они полностью включены в каждое живое существо). Норбу отмечает, что «эти три аспекта взаимозависимы и не могут быть отделены друг от друга». [20] точно так же, как различные качества зеркала необходимы для существования зеркала. Три аспекта основы таковы: [21] [22] [23] [24]
- Сущность (тиб. сущность, нгово ; вил. нго бо , санскр. свабхава ). Его определяют как изначальную чистоту (тиб ка даг , «вечно чистый»). Ка даг — это сокращение от ка нас даг па, «чистый от ка» ( ка — первая буква тибетского алфавита), которое также с самого начала обозначается как чистый ( тхог нас даг па ). [4] В этом контексте чистота (санскр. śuddha ) относится к пустоте ( śunyata , stong pa nyid ), которая в Дзогчене объясняется аналогично тому, как пустота объясняется в Мадхьямаке (как свобода от крайностей нигилизма и этернализма ). [4] «Сущность» также связана с Дхармакайей и Буддой. Намкай Норбу объясняет это тем фактом, что все явления «по сути пусты, непостоянны, существуют лишь временно, и можно рассматривать все «вещи» как состоящие из других вещей». [25] Он сравнивает этот аспект с пустотой, которая позволяет зеркалу принимать любое изображение.
- Природа (тиб. རང་བཞིན་, rangshyin ; Wyl. rang bzhin , санскр. prakṛti ) определяется как «Естественное совершенство» (тиб. lhun grub , санскр. anābhoga ), что также переводится как «спонтанное присутствие» или «спонтанное достижение». [23] Это умственная потенциальность основы. По мнению Норбу, этот аспект относится к непрерывному проявлению или появлению явлений и может быть проиллюстрирован сравнением его со «способностью зеркала отражать». [25] Сэм ван Шайк объясняет это как «присутствие, которое спонтанно в том смысле, что оно не создано и не основано ни на чем», а также как «светящийся аспект земли». [26] Естественное совершенство также используется взаимозаменяемо с аспектом « светоносности » ( 'od gsal , санскр. прабхасвара ). [27] Природа основы также связана с Дхармой и Самбхогакаей . Лонгченпа объясняет, что существует «восемь врат спонтанного присутствия». По словам Хэтчелла, первые шесть врат — это «основные формы, которые осознание принимает, когда оно впервые проявляется: свет, тела Будды, гнозис, сострадание, свобода и недвойственность», тогда как последние два врата «являются точками зрения, с которых первые шесть врат воспринимаемые» и являются вратами к чистоте (т.е. нирване) и нечистоте (сансаре), которые связаны с самопознанием/интеграцией и нераспознаванием/двойственностью (также называемыми «блужданием», 'khrul pa ). [28]
- Сострадание (тиб. ཐུགས་རྗེ་, tukjé , Wyl. thugs rje , санскр. karuṇā ), также иногда переводится как «Энергия». Ее также называют «проявленной основой» ( gzhi snang ) или «основой возникновения» ( 'char gzhi ). [26] Норбу сравнивает этот проявленный аспект основы с конкретными явлениями, отраженными в зеркале. Этот аспект также определяется в « Просвещающем светильнике» так: « Тугс — это привязанность ( brtse ba ) в сердце к чувствующим существам. Rje — возникновение особого сопереживания ( gdung sems ) к ним». [29] Смит объясняет этот аспект как относящийся к единству ясности и пустоты. [21] Ясность (тиб. gsal ba , санскр. свара ) — термин, который также встречается в индийской Махаяне и относится к познавательной силе ума, позволяющей явлениям проявляться. [26] [30] По словам Сэма ван Шайка, этот аспект «кажется, означает имманентное присутствие земли во всем, поскольку она определяется как всеобъемлющая и беспрепятственная». [23] Сострадание связано с Нирманакаей и Сангхой. По словам Норбу, эта энергия сострадания проявляется тремя способами: [31] [32]
- гДанг (санскр. сварата, сияние) , это бесконечный и бесформенный уровень сострадательной энергии и способности к размышлению, это «осознание, свободное от каких-либо ограничений и как энергия, свободная от каких-либо ограничений или форм» (Норбу). [33]
- рол па ( лила , игра). Это проявления, которые кажутся внутренними для человека (например, когда кажется, что хрустальный шар отражает что-то внутри себя).
- РЦал ( викрама, потенциальность, динамизм) — это «проявление энергии самого индивидуума как кажущегося «внешнего» мира», хотя эта кажущаяся внешняя сторона — всего лишь «проявление нашей собственной энергии на уровне Цал» (Норбу). [34] Это объясняется использованием хрустальной призмы, которая отражает и преломляет белый свет в различные другие формы света.
Намкай Норбу предупреждает, что «все примеры, используемые для объяснения природы реальности, могут быть лишь частично успешными в ее описании, потому что они сами по себе находятся за пределами слов и концепций». [35] Более того, он пишет, что «Основу не следует объективировать и рассматривать как самосуществующую сущность; это иллюзорное Состояние или состояние, которое служит основой всех сущностей и индивидуумов, о которых обычный человек не подозревает, но которые полностью осознаются». проявиться в реализованном индивидууме». [36]
Текст « Устремленная молитва об Основе, Пути и Результате» определяет три аспекта основы следующим образом:
Поскольку его сущность пуста, он свободен от предела этернализма.
Поскольку его природа светла, он свободен от крайностей нигилизма.
Поскольку его сострадание беспрепятственно, оно является основой многообразных проявлений. [37]
См. также
[ редактировать ]- Просветление в буддизме – цель буддийской практики
- Семнадцать тантр - Сборник тантр Дзогчен.
- Созерцание неба – практика тибетского буддизма.
- Трекчо – практика Дзогчен «прорезывания».
- Тогал – практика визуальной медитации Дзогчен.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лонгченпа, цитата из Duckworth (2009) , стр. 104.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ньошул Кхенпо (2016) , гл. 6.
- ^ Росси (1999) , с. 52.
- ^ Дуджом Ринпоче (1991) , с. 354.
- ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2004) , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Смит (2016) , стр. 12–13.
- ^ Хэтчелл (2014) , с. 56.
- ^ Смит (2016) , стр. 16–17.
- ^ Берзин (nd) .
- ^ Петтит (1999) , стр. 79.
- ^ Jump up to: а б Смит (2016) , с. 14.
- ^ Смит (2016) , с. 17.
- ^ Петтит (1999) , стр. 78.
- ^ ван Шайк (2004) , с. 63-66.
- ^ Смит (2016) , с. 12.
- ^ Смит (2016) , с. 16.
- ^ Хэтчелл (2014) , с. 57.
- ^ Норбу (2000) , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Ахард (2015) .
- ^ Норбу (2000) , стр. 149–150.
- ^ Норбу (2000) , с. 95-99.
- ^ Jump up to: а б Смит (2016) , стр. 13, 30.
- ^ Петтит (1999) , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2004) , с. 52-53.
- ^ Норбу (2000) , с. 95-100.
- ^ Jump up to: а б Норбу (2000) , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2004) , с. 53.
- ^ Смит (2016) , стр. 15, 224.
- ^ Хэтчелл (2014) , с. 58.
- ^ Смит (2016) , с. 13.
- ^ Смит (2016) , с. 13, 222.
- ^ Норбу (2000) , с. 99-101.
- ^ ван Шайк (2004) , с. 54.
- ^ Норбу (2000) , с. 100.
- ^ Норбу (2000) , с. 101.
- ^ Норбу (2000) , с. 94.
- ^ Норбу (2000) , с. 90.
- ^ Джермано (1994) .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ашар, Жан-Люк (2015). «Взгляд на шпионскую йогу» . Журнал тибетских исследований . НРСС: 1–20 . Проверено 05 сентября 2021 г.
- Берзин, Александр (н. д.). «Основные грани Дзогчена» . StudyBuddhism.com . Проверено 3 сентября 2021 г.
- Дакворт, Дуглас С. (2009). Мипам о природе будды: основа традиции ньингма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-7522-5 . OCLC 320185179 .
- Дуджом Ринпоче (1991). Школа тибетского буддизма Ньингма: ее основы и история . Том. Два тома. Перевод Гьюрме Дордже с Мэтью Капштейном. Публикации мудрости. ISBN 0-86171-087-8 .
- Джермано, Дэвид Ф. (зима 1994 г.). «Архитектура и отсутствие в тайной тантрической истории Дзога Чена» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 17 (2): 203–335 . Проверено 05 сентября 2021 г.
- Хэтчелл, Кристофер (2014). Обнаженная, видящая великое совершенство, колесо времени и призрачный буддизм в Тибете эпохи Возрождения . Издательство Оксфордского университета.
- Норбу, Намкай (2000). Кристалл и путь света: Сутра, Тантра и Дзогчен . Публикации Снежного Льва.
- Нёшул Кхенпо (2016). Рык бесстрашного льва: Глубокие наставления по Дзогчену, Великому Совершенству . Публикации Шамбалы.
- Петтит, Джон Уитни (1999). Маяк уверенности Мипхама: освещающий взгляд на Дзогчен, Великое Совершенство . Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-157-4 .
- Росси, Донателла (1999). Философский взгляд на великое совершенство тибетской религии бон . Снежный лев. ISBN 1-55939-129-4 .
- Смит, Малькольм (2016). Состояние будды в этой жизни: Великий комментарий Вималамитры . Саймон и Шустер.
- ван Шайк, Сэм (2004). Приближение к великому совершенству: одновременные и постепенные методы практики Дзогчен в Лонгчен Ньингтиг . Публикации мудрости.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Липман, Кеннард (1991) [1977]. «Как Самсара сотворяется из Основы Бытия» [Клонг-чен раб-'бьямс-па «Йид-бжин рин-по-че'и мдзод»]. Хрустальное зеркало V (ред.). Беркли: Издательство Дхармы. стр. 336–356.
- Лонгчен, Рабджам (1998). Драгоценная сокровищница Пути Пребывания . Перевод Ричарда Бэррона. Джанкшен-Сити, Калифорния: Паблишинг Падма.