Jump to content

Земля (Дзогчен)

Изображение Изначального Будды Самантабхадры со своей супругой Самантабхадри. Говорят, что эти изображения символизируют союз пространства (пустоты, женского аспекта) и ясности – осознания (мужского). [1]

В Дзогчене основа или основа ( тиб .: གཞི , Уайли : гжи ) — изначальное состояние. Это важнейший компонент традиции Дзогчен как для Бон традиции Ньингма , так и для школы тибетского буддизма . [2] [3] Знание этой основы называется ригпа .

Объяснение

[ редактировать ]

Ключевым понятием в Дзогчене является «основа», «основа» или «изначальное состояние» (тибетский: gzhi gzhi ) , также называемое общей основой (pyi gzhi spyi gzhi ) или изначальной основой (gdod ma gzhi gdod ma'i gzhi). ). [4] Основой является изначальное состояние, «до того, как реализация породила будд, а нереализация породила живые существа». Оно вневременно и неизменно, и все же оно «ноэтически мощно», порождая разум (སེམས་ sems, ), сознание (ཤེས་པ་ shes pa ), заблуждение (མ་རིག་པ་ marigpa ) и знание (རིག་ པ་་ ригпа ). [5] Более того, Хэтчелл отмечает, что традиция Дзогчен изображает высшую реальность как нечто, что находится «за пределами концепций одного и многих». [6]

Таким образом, в Дзогчене основой является чистое пустое сознание, которое и необходимо осознать, чтобы достичь пробуждения. По мнению Смита, «Светящая лампа» утверждает, что в Ати-йоге изначальное сознание — это просто сознание, воспринимающее изначальное освобождение и родовую основу как высшее». [5] Другими словами, духовное знание в Дзогчене — это осознание своей основы.

Поскольку базис превосходит время, любой временной язык, используемый для его описания (например, «изначальный», «первоначальный» и т. д.), является чисто конвенциональным и не относится к реальному моменту времени, но его следует понимать как указывающий на состояние в какое время не имеет значения. По мнению Смита, «поэтому размещение первоначальной основы во временном спектре является дидактическим мифом ». [7]

Основу также не следует путать со «всеосновой» (тиб. ཀུན་གཞི་ kun gzhi ) или с фундаментальным накопительным сознанием (тиб. ཀུན་གཞི་ རྣམ་ པར་ཤེས་པ ). ་ кун гжи рнам пар shes pa ), поскольку оба эти состояния являются сансарическими видами сознания. [8] Другие термины, используемые для описания основы, включают беспрепятственный ( ma'gags pa ), универсальный (kun khyab kun khyab ) и вездесущий. [9]

Основа также связана с термином Дхармата , который определяется следующим образом: «Дхармата, изначальная чистота, свободна от всякого распространения. Поскольку на нее не влияет невежество, она свободна от всех омрачений». [10] По мнению Смита, описание основы как «великой изначальной чистоты» (ཀ་དག་ཆེན་པོ་ ka dag chen po ) является единственным описанием, которое согласно различным тантрам Дзогчен считается безупречным. [10]

Основа также связана с изначальным или изначальным состоянием будды , также называемым Самантабхадрой , которое, как говорят, находится за пределами самого времени и пространства. Следовательно, состояние будды — это не то, чего нужно достичь, а акт признания того, что уже присуще всем чувствующим существам. [11] этот взгляд на основу проистекает из индийской теории природы Будды . Согласно Петтиту, [12] Тибетские авторы, такие как Лонгченпа и Джигме Лингпа, специально связывали взгляд Дзогчена на основу с природой будды или сугатагарбхой (особенно в том виде, в каком он встречается в Ратнаготравибхаге ). [13]

В Вималамитре

[ редактировать ]

В « Великом комментарии Вималамитры » (8 век) основа определяется как «свой незамысловатый ум» ( rang sems ma bcos pa ). Как отмечает Смит, это указывает на то, что в основе лежит не какая-то надличностная сущность. [14] [ не удалось пройти проверку ] Поэтому основа не определяется как «одна вещь» (т.е. монизм , Брахман и т. д.), поскольку существует производство разнообразия. По этому поводу в «Сферах и трансформациях звуковой тантры» говорится: «За исключением сострадания, возникающего как разнообразие, оно не определяется как нечто одно». [15] Комментарий к «Светильнику освещающему» объясняет изначальное сознание основы следующим образом:

В Ати изначальное сознание, подчиненное сознанию, воспринимающему изначальное освобождение и неизменную основу как высшее, неотделимо во всех буддах и живых существах как простое сознание. Поскольку предельное пронизывает их вообще без какой-либо природы, оно содержится внутри каждого индивидуального сознания. [5]

В Лонгченпе

[ редактировать ]

Тибетский мастер Лонгченпа (1308–1364) описывает основу следующим образом:

самовозникающий изначальный гнозис осознания, изначальное изначально пустое Тело Реальности, абсолютная истина пространства и постоянное состояние сияющей реальности, внутри которой такие противоположности, как циклическое существование и трансцендентная реальность, удовольствие и страдание, существование и небытие, бытие и небытие, свобода и блуждание, осознанность и затемнённая осознанность вообще нигде не встречаются. [16]

Более того, Лонгченпа отмечает, что «основание» следует понимать как «безосновательное основание», которое кажется основанием и постулируется таковым только с относительной точки зрения, тогда как в истинной природе реальности оно пусто от того, чтобы быть основанием. Поскольку она не имеет внутренней природы и с относительной точки зрения кажется, что переживания сансары и нирваны возникают из нее, ее называют основой:

[D] благодаря поддержке всех явлений сансары и нирваны, это неизменная реальность, называемая «высшей универсальной основой»; оно необусловлено и пребывает как великая изначальная чистота. Более того, оно поддерживает явления сансары – карму и омрачающие эмоции – в виде неопоры, как солнце и пространство поддерживают облачные образования, они пребывают внутри его состояния без контакта и связи с основой. В действительности, поскольку нет внутренней природы, опора и поддерживаемая не устанавливаются; поскольку оно появляется как таковое, оно так и обозначается [как опора]. [а]

В Намкае Норбу

[ редактировать ]

Намкай Норбу (1938–2018) пишет, что термин «базис» обозначает «фундаментальную основу существования, как на универсальном уровне, так и на уровне индивидуума, причем эти два понятия по сути одинаковы». Эта основа «несозданна, всегда чиста и самосовершенна, ее не нужно строить», однако она «остается скрытой для опыта каждого существа, затронутого иллюзией дуализма». [17] Жан Люк-Ашар определяет основу как «актуальный, подлинный постоянный образ Разума». [18] Согласно Ачарду, тантры Дзогчен определяют основу как «Великую Изначальную Чистоту» ( ka dag chen po ). Тантра Прекрасного Благоприятства ( bKra shis mdzes ldan gyi rgyud ) определяет это как «состояние, пребывающее до возникновения подлинных будд и до появления нечистых живых существ». [18]

Три аспекта

[ редактировать ]
Ганкьил . символизирует нераздельность всех трех групп в учении Дзогчен, таких как Основа, Путь и Плод [19]

В традиции Лонгчен Ньингтик земля имеет три качества или аспекта, также называемые «тремя мудростями». Каждый из них соединен с одним из трех тел Будды и с одним из трех драгоценностей (что указывает на то, что они полностью включены в каждое живое существо). Норбу отмечает, что «эти три аспекта взаимозависимы и не могут быть отделены друг от друга». [20] точно так же, как различные качества зеркала необходимы для существования зеркала. Три аспекта основы таковы: [21] [22] [23] [24]

Ригпа часто объясняется метафорой кристалла или хрустального шара.
  • Сущность (тиб. сущность, нгово ; вил. нго бо , санскр. свабхава ). Его определяют как изначальную чистоту (тиб ка даг , «вечно чистый»). Ка даг — это сокращение от ка нас даг па, «чистый от ка» ( ка — первая буква тибетского алфавита), которое также с самого начала обозначается как чистый ( тхог нас даг па ). [4] В этом контексте чистота (санскр. śuddha ) относится к пустоте ( śunyata , stong pa nyid ), которая в Дзогчене объясняется аналогично тому, как пустота объясняется в Мадхьямаке (как свобода от крайностей нигилизма и этернализма ). [4] «Сущность» также связана с Дхармакайей и Буддой. Намкай Норбу объясняет это тем фактом, что все явления «по сути пусты, непостоянны, существуют лишь временно, и можно рассматривать все «вещи» как состоящие из других вещей». [25] Он сравнивает этот аспект с пустотой, которая позволяет зеркалу принимать любое изображение.
  • Природа (тиб. རང་བཞིན་, rangshyin ; Wyl. rang bzhin , санскр. prakṛti ) определяется как «Естественное совершенство» (тиб. lhun grub , санскр. anābhoga ), что также переводится как «спонтанное присутствие» или «спонтанное достижение». [23] Это умственная потенциальность основы. По мнению Норбу, этот аспект относится к непрерывному проявлению или появлению явлений и может быть проиллюстрирован сравнением его со «способностью зеркала отражать». [25] Сэм ван Шайк объясняет это как «присутствие, которое спонтанно в том смысле, что оно не создано и не основано ни на чем», а также как «светящийся аспект земли». [26] Естественное совершенство также используется взаимозаменяемо с аспектом « светоносности » ( 'od gsal , санскр. прабхасвара ). [27] Природа основы также связана с Дхармой и Самбхогакаей . Лонгченпа объясняет, что существует «восемь врат спонтанного присутствия». По словам Хэтчелла, первые шесть врат — это «основные формы, которые осознание принимает, когда оно впервые проявляется: свет, тела Будды, гнозис, сострадание, свобода и недвойственность», тогда как последние два врата «являются точками зрения, с которых первые шесть врат воспринимаемые» и являются вратами к чистоте (т.е. нирване) и нечистоте (сансаре), которые связаны с самопознанием/интеграцией и нераспознаванием/двойственностью (также называемыми «блужданием», 'khrul pa ). [28]
  • Сострадание (тиб. ཐུགས་རྗེ་, tukjé , Wyl. thugs rje , санскр. karuṇā ), также иногда переводится как «Энергия». Ее также называют «проявленной основой» ( gzhi snang ) или «основой возникновения» ( 'char gzhi ). [26] Норбу сравнивает этот проявленный аспект основы с конкретными явлениями, отраженными в зеркале. Этот аспект также определяется в « Просвещающем светильнике» так: « Тугс — это привязанность ( brtse ba ) в сердце к чувствующим существам. Rje — возникновение особого сопереживания ( gdung sems ) к ним». [29] Смит объясняет этот аспект как относящийся к единству ясности и пустоты. [21] Ясность (тиб. gsal ba , санскр. свара ) — термин, который также встречается в индийской Махаяне и относится к познавательной силе ума, позволяющей явлениям проявляться. [26] [30] По словам Сэма ван Шайка, этот аспект «кажется, означает имманентное присутствие земли во всем, поскольку она определяется как всеобъемлющая и беспрепятственная». [23] Сострадание связано с Нирманакаей и Сангхой. По словам Норбу, эта энергия сострадания проявляется тремя способами: [31] [32]
    • гДанг (санскр. сварата, сияние) , это бесконечный и бесформенный уровень сострадательной энергии и способности к размышлению, это «осознание, свободное от каких-либо ограничений и как энергия, свободная от каких-либо ограничений или форм» (Норбу). [33]
    • рол па ( лила , игра). Это проявления, которые кажутся внутренними для человека (например, когда кажется, что хрустальный шар отражает что-то внутри себя).
    • РЦал ( викрама, потенциальность, динамизм) — это «проявление энергии самого индивидуума как кажущегося «внешнего» мира», хотя эта кажущаяся внешняя сторона — всего лишь «проявление нашей собственной энергии на уровне Цал» (Норбу). [34] Это объясняется использованием хрустальной призмы, которая отражает и преломляет белый свет в различные другие формы света.

Намкай Норбу предупреждает, что «все примеры, используемые для объяснения природы реальности, могут быть лишь частично успешными в ее описании, потому что они сами по себе находятся за пределами слов и концепций». [35] Более того, он пишет, что «Основу не следует объективировать и рассматривать как самосуществующую сущность; это иллюзорное Состояние или состояние, которое служит основой всех сущностей и индивидуумов, о которых обычный человек не подозревает, но которые полностью осознаются». проявиться в реализованном индивидууме». [36]

Текст « Устремленная молитва об Основе, Пути и Результате» определяет три аспекта основы следующим образом:

Поскольку его сущность пуста, он свободен от предела этернализма.
Поскольку его природа светла, он свободен от крайностей нигилизма.
Поскольку его сострадание беспрепятственно, оно является основой многообразных проявлений. [37]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лонгченпа, цитата из Duckworth (2009) , стр. 104.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Ашар, Жан-Люк (2015). «Взгляд на шпионскую йогу» . Журнал тибетских исследований . НРСС: 1–20 . Проверено 05 сентября 2021 г.
  • Берзин, Александр (н. д.). «Основные грани Дзогчена» . StudyBuddhism.com . Проверено 3 сентября 2021 г.
  • Дакворт, Дуглас С. (2009). Мипам о природе будды: основа традиции ньингма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0-7914-7522-5 . OCLC   320185179 .
  • Дуджом Ринпоче (1991). Школа тибетского буддизма Ньингма: ее основы и история . Том. Два тома. Перевод Гьюрме Дордже с Мэтью Капштейном. Публикации мудрости. ISBN  0-86171-087-8 .
  • Джермано, Дэвид Ф. (зима 1994 г.). «Архитектура и отсутствие в тайной тантрической истории Дзога Чена» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 17 (2): 203–335 . Проверено 05 сентября 2021 г.
  • Хэтчелл, Кристофер (2014). Обнаженная, видящая великое совершенство, колесо времени и призрачный буддизм в Тибете эпохи Возрождения . Издательство Оксфордского университета.
  • Норбу, Намкай (2000). Кристалл и путь света: Сутра, Тантра и Дзогчен . Публикации Снежного Льва.
  • Нёшул Кхенпо (2016). Рык бесстрашного льва: Глубокие наставления по Дзогчену, Великому Совершенству . Публикации Шамбалы.
  • Петтит, Джон Уитни (1999). Маяк уверенности Мипхама: освещающий взгляд на Дзогчен, Великое Совершенство . Публикации мудрости. ISBN  978-0-86171-157-4 .
  • Росси, Донателла (1999). Философский взгляд на великое совершенство тибетской религии бон . Снежный лев. ISBN  1-55939-129-4 .
  • Смит, Малькольм (2016). Состояние будды в этой жизни: Великий комментарий Вималамитры . Саймон и Шустер.
  • ван Шайк, Сэм (2004). Приближение к великому совершенству: одновременные и постепенные методы практики Дзогчен в Лонгчен Ньингтиг . Публикации мудрости.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Липман, Кеннард (1991) [1977]. «Как Самсара сотворяется из Основы Бытия» [Клонг-чен раб-'бьямс-па «Йид-бжин рин-по-че'и мдзод»]. Хрустальное зеркало V (ред.). Беркли: Издательство Дхармы. стр. 336–356.
  • Лонгчен, Рабджам (1998). Драгоценная сокровищница Пути Пребывания . Перевод Ричарда Бэррона. Джанкшен-Сити, Калифорния: Паблишинг Падма.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e88a58c589e99818ea4af1e961597eb5__1711533840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/b5/e88a58c589e99818ea4af1e961597eb5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ground (Dzogchen) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)