Jump to content

Мохеян

Мохеян
тибетское имя
тибетский Хуашэн Махаяна
Транскрипции
Wyliehwa shang ma hā yā na
Tibetan PinyinHaxang Mahayana
Lhasa IPA[haɕaŋ mahajana]
Китайское имя
Традиционный китайский Монах Махаян
Упрощенный китайский Монах Махаян
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinHéshang Móhēyǎn

Хешанг Мохэян ( китайский : 和尚摩訶衍 ; пиньинь : Хешанг Мохэюн ) был буддийским монахом конца 8-го века , связанным с Учением Восточной горы . Мохэян (摩訶衍) — это краткий перевод Махаяны на китайский язык, поэтому имя буквально означает «монах Махаяны». Он прославился тем, что представлял чань-буддизм на так называемом «Лхасском соборе», дебатах между приверженцами индийского учения «постепенного просветления» и китайского учения «внезапного просветления», в котором, согласно традиции, победил «постепенный учения».

Этимология

[ редактировать ]

Хвашанг - это тибетское приближение китайского хешанг « буддийский монах » ( китайский : 和尚 ). Это, в свою очередь, происходит от санскритского титула упадхьяя «учитель». [Интернет 1] [1]

Биография

[ редактировать ]

пребывание в Дуньхуане

[ редактировать ]

В то время как Учение Восточной Горы (известное как «Северная школа» Чань) находилось в упадке, подвергаясь нападкам со стороны Шэньхуэя (ученика Хуэйнэна ) как предполагаемого учения «постепенного просветления», Мохэян отправился в Дуньхуан , который в то время принадлежал Тибетская империя , в 781 или 787 году. [2] Для Мохэяна это была новая возможность для распространения (Северного) Чань. [2]

Совет Лхасы

[ редактировать ]
Главное здание Самье

После преподавания в районе Дуньхуана Мохэян был приглашен Трисонг Деценом из Тибетской империи поселиться в Самье , тогдашнем центре зарождающегося тибетского буддизма. [Интернет 2] Мохэян пропагандировал разновидности чань-буддизма и распространял учения Самье, где привлек значительное количество последователей.

Однако в 793 году Трисонг Децен решил, что Мохеян не придерживается истинной Дхармы . После интенсивных протестов сторонников Мохеяна Трисонг Децен предложил урегулировать вопрос путем организации дебатов. [примечание 1] Самый известный из этих дебатов стал известен как «Лхасский совет», хотя он мог проходить в Самье, на значительном расстоянии от Лхасы . На знаменитый собор в Лхасе индийский монах по имени Камалашила был приглашен представлять индийский буддизм , а Мохэян представлял китайский чань -буддизм. [3]

В то время как Моэян придерживался субитистского подхода к просвещению . С этой точки зрения такие практики, как совершенствование нравственности и изучение буддийских текстов , рассматривались как «постепенные», и Мохеян считал, что они необходимы только для тех, у кого «тупые» способности и «тупые» склонности. Обладающие «острыми» и «острыми» способностями и склонностями не нуждаются в этих практиках, поскольку они имеют «прямой» доступ к истине посредством медитации . Эта уступка «постепенникам» о том, что не каждый может достичь высшего состояния медитации, оставила Мохеяна открытым для обвинений в том, что у него дуалистический подход к практике. Чтобы преодолеть эти несоответствия в своей диссертации, Моэян утверждал, что отказ от всех представлений приводит к автоматическому и мгновенному достижению добродетели. Он учил, что существует «внутренняя» практика для достижения прозрения и освобождения себя, а также «внешняя» практика для освобождения других ( упайя , или искусные средства). Их рассматривали как две независимые практики, уступку человеческой психологии и библейской традиции.

По словам Хосе Кабесона: [3]

В так называемых «Великих дебатах», которые, как сообщают нам источники, происходили в недавно основанном монастыре Бсамьяс между 792 и 794 годами нашей эры, известный индийский ученый Камалашила , как предполагается, спорил с китайским мастером Чань Хва Шангом. Махаяна. Тибетские источники сообщают нам, что прения (шаги) происходили перед императором. Камалашила был сторонником «постепенной» (rim gyis pa) позиции, согласно которой просветление достигается посредством постепенного очищения ума, которое происходит посредством практики шести совершенств. Этот путь, по его мнению, требует аналитической умственной активности и стремления к целенаправленному накоплению заслуг. Хва Шан придерживался точки зрения «симультанеиста» (cig car ba) – что (по крайней мере, для продвинутых адептов) просветление не достигается постепенно посредством очищения ума, что для этих людей аналитическая деятельность является отвлечением и ненужным накоплением заслуг. Вместо этого, утверждал он, к просветлению, как к чему-то уже имманентному индивидууму, можно немедленно получить доступ, направив ум внутрь, прекратив размышление и осознав природу самого ума. Большинство тибетских источников говорят нам, что Камалашила выиграл дебаты, и это, как говорят, навсегда решило судьбу тибетского буддизма. Король Кри сронг Идеу Бцан, который выступал в качестве «арбитра» или «судьи» (дпанг по) в дебатах, заявил, что отныне тибетцы будут следовать индийской буддийской традиции, в частности системе Нагарджуны.

Большинство тибетских источников утверждают, что дебаты были решены в пользу Камалашилы (хотя многие китайские источники утверждают, что победил Мохеян). [4] и Мохеяну пришлось покинуть страну, а все тексты внезапного просветления были собраны и уничтожены королевским указом. Это было поворотное событие в истории тибетского буддизма , который впоследствии продолжал следовать поздней индийской модели с лишь незначительным влиянием Китая .

Тем не менее, чаньские тексты создавались до X века в Тибете, что ставит под сомнение эти тибетские источники. [Интернет 2]

Внезапные учения

[ редактировать ]

Учение Мохеяна представляло собой смесь учений Восточных гор. [5] [примечание 2] связан с Юйцюань Шэньсю и Баотанг Чаном. [6] Бротон дает следующую номенклатуру: [5]

Учение Мо-хо-яна в Тибете как знаменитого сторонника врат «все сразу» можно резюмировать как «созерцание ума» (k'an-hsin... = sems la bltas [примечание 3] и «не исследуя» (пу-куан... = мойи ртог па) или «не думая, не исследуя» (пу-ссу пу-куан... = мойи бсам мой ртог). «Созерцание ума» — это оригинальное учение Северной (или Восточной Горной Дхармы) учения. Как станет ясно, Поа-Танг и Северный Чань совпадают в тибетских источниках. Учение Мо-хо-яня кажется типичным для позднего Северного Чань. Следует отметить, что Мо-хо-йен прибыл в центральный Тибет несколько позже, чем чаньские передачи из Сычуани. [5]

Дихотомия постепенного севера и внезапного юга является исторической конструкцией, поскольку и Северная, и Южная школы содержали «постепенные учения». [примечание 4] и «внезапные учения» [примечание 5] и практики.

Освобождение от викальпа-читты

[ редактировать ]

Гомез дает подробный отчет о доктринальных разногласиях, которые были поставлены на карту на «Лхасском соборе», основываясь на » Бутона Ринчен Друба , «Чос-'юн который, в свою очередь, мог быть основан на «Третьей Бхаванакраме » Камалашилы . [7] Бутон Ринчен Друб выбрал два момента, чтобы подвести итог конфликту, который влечет за собой сложные доктринальные и исторические проблемы. [7]

Большая часть того, что известно об учении Мохэяна, происходит из фрагментов сочинений на китайском и тибетском языках, найденных в пещерах Могао в Дуньхуане (ныне в Ганьсу , Китай ). Рукопись, получившая название IOL Tib J 709, представляет собой сборник из девяти чаньских текстов, начиная с учения Мохэяна. [Интернет 2]

По словам Бутона Ринчен Друба, конфликт сосредоточился вокруг двух тезисов, выдвинутых Мохеяном: [7]

  1. «Пока человек совершает добрые или злые поступки, он не свободен от переселения». [7]
  2. «Кто ни о чем не думает, кто не размышляет, тот будет полностью свободен от переселения. Не думать, не размышлять, не исследовать, не воспринимать объект – это непосредственный доступ [к освобождению]». [8]

тем не менее, основной момент учения Мохеяна заключается в том, что, согласно Мохеяну, коренной причиной сансары является создание ложных различий, викальпа-читта . [9] Пока создаются эти ложные различия, человек привязан к сансаре.

Добрые и злые поступки

[ редактировать ]

По словам Бутона Ринчен Друба, Мохеян учил, что совершение добрых или злых поступков обязывает человека переселяться. [8] Точка зрения Мохеяна заключается в том, что концепция добра или лжи сама по себе все еще является концептуальным мышлением, которое затемняет просветление. Если все мысли, хорошие или плохие, затмевают просветление, то все действия должны быть основаны на простейших принципах поведения. Чтобы добиться надлежащего поведения, все концепции без исключения следует рассматривать как ложные:

Если человек видит концепции как не-концепции, он видит Татхагату . [10]

Недумание

[ редактировать ]

Сэм ван Шайк отмечает, что Мохеян «не выступал за подавление мыслей», а, скорее, советовал, по его собственным словам:

[Вы] не должны подавлять концепции. Когда бы они ни возникли, если вы ничего не выдумываете, а вместо этого отпускаете их, тогда они останутся такими, какие они есть, и успокоятся сами собой; таким образом, вы не будете преследовать их. [Интернет 4]

Практикуя дхьяну , осознание должно вернуться к самому этому осознанию:

Чтобы направить свет [ума] к источнику ума, то есть созерцать ум [...], человек не размышляет и не наблюдает, находятся ли мысли в движении или нет, чисты они или нет, пусты ли они. или нет. [11]

Направляя внимание внутрь, человек обнаруживает, что в движениях ума нельзя обнаружить никакой «собственной природы». [12] В конце концов, дхьяна приводит к осознанию того, что осознание пусто и не может быть постигнуто концепциями:

Когда он входит в состояние глубокого созерцания, он заглядывает в свой разум. Поскольку у него нет ума, он не занимается мыслями. Если возникают мысли о различении, он должен осознавать их [...] Какие бы мысли ни возникали, человек не исследует [...] Он не исследует никакой дхармы. Если он таким образом осознает возникновение (мыслей, он воспринимает) отсутствие самосуществования [...] После долгого сидения (таким образом) ум станет ручным, и человек осознает что его осознание также является различающим умом [...] Само осознание не имеет имени или формы [...] [T] осознание и место, где оно возникает, не могут быть получены никаким поиском. Невозможно поразмышлять о непостижимом. Не цепляться даже за это отсутствие мысли – это (непосредственный доступ) Татхагатам. [13] [примечание 6]

Учения Мохэяна и других мастеров Чань были объединены с линией передачи Кхам Дзогчен («Великое совершенство»). [примечание 7] через Кунхьен (по-тибетски « всеведущий ») Ронгзом Чокьи Зангпо . [14] Дзогчен Ньингмы часто отождествляли с субитистом («внезапным просветлением»). [примечание 8] Мохеяна, и был призван защищаться от этого обвинения признанными членами Сармы линии , которые придерживались стойкой точки зрения «постепенного просветления». [примечание 9] [15]

Иконография

[ редактировать ]

По словам Ин Чуа, Мохэян часто иконографически изображается держащим шанкху (санскрит) и малу (санскрит):

Обычно его изображают пухлой и веселой фигурой, держащей малу или четки в левой руке и санкху, раковину в правой. Его часто считают благодетелем детей, и его обычно изображают в окружении хотя бы одного или нескольких играющих детей. [Интернет 1]

Иконографическое изображение тханки Моэяна хранится в коллекции Художественного музея Южного Аллегейниса (SAMA), колледжа Св. Франциска, Лоретто, Пенсильвания . [Интернет 5]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Диалектика — древний аспект индийской и китайской религий , как и в гималайской традиции.
  2. ^ Китайский: 东山法门 tung-shan fa-men ; Шэньхуэй (670-762) назвал Чан «Северной школой»;
  3. ^ IOL Tib J 468: (1v) //bsam gtan nyId du 'jug pa'I tshe/ bdag gi sems la bltas na/ cI yang sems dpa' myed de myI bsam mo/ rtog pa'I sems g.yos na tshor бар бья/ ци лтар тшор бар бья жэ на/ банд г.йос па'и семс де нйИд/ г.йос па данг ма г.йос пар ян мьи бртаг/ йод па данг мьед пар янг (2р) мй бртаг/ дге ба Chos Thams Cad CI Lta Bur Yang Bur Thor Na Rang Bzhin Myed Pa YIn te/ /de nI chos lam spyod pa zhes bya' // [Интернет 3]
  4. ^ Китайский: тунцы
  5. ^ Китайский: цзяньмэнь
  6. ^ Цитируется у Пола Уильямса (1994), Буддизм Махаяны , стр. 195-196.
  7. ^ Это может совпадать, а может и не совпадать с линией передачи Кахма (тибетский: bka'ma ).
  8. ^ Тибетский: cig car gyi 'jug pa
  9. ^ Тибетский: rim gyis 'jug pa
  1. ^ Глэшофф, Клаус. «Санскритский словарь разговорного санскрита» . говоритьсанскрит.de .
  2. ^ Перейти обратно: а б Рэй 2005 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Кабесон, Хосе (2007). Свобода от крайностей , с. 19. Публикации мудрости.
  4. ^ Пауэрс 2004 , с. 38-44.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Бротон 1983 , с. 9.
  6. ^ Хэнсон-Барбер 1985 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Гомес 1983 , с. 70.
  8. ^ Перейти обратно: а б Гомес 1983 , с. 71.
  9. ^ Гомес 1983 , с. 74.
  10. ^ Гомес 1983 , с. 90.
  11. ^ Гомес 1983 , с. 93.
  12. ^ Гомес 1983 , с. 74–75.
  13. ^ Гомес 1983 , с. 108–109.
  14. ^ Барбер 1990 .
  15. ^ Шайк 2007 .

Источники

[ редактировать ]

Печатные источники

[ редактировать ]

Веб-источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d53636383a6ff285c7fc82707c0319a__1712415480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/9a/7d53636383a6ff285c7fc82707c0319a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moheyan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)