Дахуэй Цзунгао
Дахуи Цзунгго | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1089 |
Умер | 10 августа 1163 г. (73–74 года) |
Религия | буддизм |
Школа | Линии |
Старшая должность | |
Предшественник | Юаньу Кэцинь |
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
Часть серии о |
буддизм |
---|
Дахуэй Цзунгао (1089–10 августа 1163) ( китайский : 大慧宗杲 (дзен) XII века ; Уэйд-Джайлз: Та-хуэй Цунг-као; японский: Дайе Соко; вьетнамский: Đại Huệ Тонг Ко) был китайским мастером чань . Дахуэй был учеником Юаньу Кэциня (Уэйд-Джайлз: Юань-у Ко-цинь; японский: Энго Кокугон) (1063–1135) и был представителем 12-го поколения школы Линьцзи чань-буддизма. Он был доминирующей фигурой школы Линьцзи во времена династии Сун . [1]
Дахуэй ввел практику кан хуатоу , или «проверку критической фразы» коанской истории . Этот метод назывался «Чань гунган ( коан ) самоанализа» (看話禪 Канхуа Чан). [2]
Дахуэй был яростным критиком того, кого он называл «еретиком Чана молчаливого освещения » (默照邪禪 Можао Се Чан) школы Каодун (Уэйд-Джайлз: Цао-дун; японский: Сото ).
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Дахуэй родился в Сюаньчэне , Аньхой , в семье Си (奚). Он ушел из дома в шестнадцать и стал буддийским монахом в семнадцать. Его имя при посвящении было Цзун Гао. Следуя традиции того времени, он странствовал из общины Чань в общину в поисках наставлений. Он учился у мастера Каодуна и освоил основы пяти рангов за два года. Он изучил все записи Пяти Домов Чань , особенно его привлекли слова Юньмэнь Вэньяна (雲門文偃 Уэйд-Джайлс: Юнь-мэнь Вэнь-йен, японский: Уммон Буньэн), 864–949, основателя одного из «Пять домов» Чана. Он искал инструкции по высказываниям старых мастеров, собранным и прокомментированным Сюэдоу Чунсяном (雪竇重顯Wade-Giles: Hsüeh-tou Ch'ung-hsien; японский: Setchō Jūken), которые легли в основу сборника коанов « Синий». Клифф Рекорд .
Чжантанг
[ редактировать ]Неудовлетворенный интеллектуальной учебой, в возрасте двадцати одного года он отправился на Пик Сокровищ , недалеко от современного города Наньчан в провинции Цзянси , чтобы учиться у Чжантана Вэньчжуня (湛堂文準 Уэйд-Джайлз: Чан-тан Вэнь-чунь). ), мастер отделения Хуан-лун (黃龍) школы Линьцзи. Хотя Дахуи развил глубокое интеллектуальное понимание Чаня, просветление ускользнуло от него. Признавая его потенциал и большие интеллектуальные способности, Чжантан Вэньчжун (Zhan Tangzhun) сделал Дахуэя своим личным помощником. Однажды Вэньчжун спросил Дахуэй:
- «Почему твои ноздри сегодня безграничны?»
- Дахуи ответил: «(Потому что) я у тебя дома».
- Танчжоу парировал: «Ты фальшивый Чан». [3]
В другой раз, когда Дахуэю было двадцать шесть, Вэньчжун подозвал его и сказал:
Вы можете очень хорошо говорить о Чань; вы можете цитировать высказывания бывших мастеров и писать к ним комментарии. Вы красноречиво произносите проповеди и быстро обмениваетесь мнениями во время интервью. Но есть одна вещь, которой ты еще не знаешь».
Та-хуэй спросил, что это такое.
Танчжоу ответил: «Чего у тебя нет, так это пробуждения. Таким образом, когда я разговариваю с тобой в своей комнате, у тебя есть Чань. Но как только ты выходишь из комнаты, ты теряешь его. Когда ты бодрствуешь и внимателен, у тебя есть Чань. Чан, но как только ты засыпаешь, ты теряешь это. Если ты будешь продолжать в том же духе, как ты сможешь победить жизнь и смерть?»
Дахуи согласился, сказав: «Это именно то, в чем я сомневаюсь». [4]
Юаньу
[ редактировать ]Дахуэй продолжил обучение у Юаньу Кэциня (圜悟克勤). По пути в Тяньнин Ваньшоу, монастырь в старом имперском городе Бянь (современный Кайфэн ), Дахуэй поклялся работать с Юаньу в течение девяти лет и, если он не достигнет просветления, или, если Юаньу окажется лжеучителем, слишком легко давая одобрение, Дахуи сдавался и начинал писать священные писания или трактаты.
Юаньу привел высказывание Дахуэй Юньмэня: «Восточная гора идет по воде» как коан, над которым нужно работать. Дахуи погрузился в коан и боролся с ним день и ночь, давая сорок девять ответов на коан, но все они были отвергнуты его учителем. Наконец, 13 мая 1125 года он прорвался. Позже он вспоминал об этом событии:
Мастер Юань-у занял высокое место в лекционном зале по просьбе госпожи Чан Кан-го (張康國夫人). Он сказал: «Однажды монах задал Юнь-мэню вопрос: «Откуда берутся все Будды ?» Юнь-мэнь ответил: «Восточная гора идет по воде» (Дун-шань шуэй шэн син). Но на его месте я бы дал другой ответ: «Откуда берутся все Будды?» «Поскольку ароматный ветерок дует с юга, легкая прохлада естественным образом шевелится в дворцовом павильоне». Когда я услышал это, внезапно не стало больше ни до, ни после. Время остановилось. Я перестал чувствовать какое-либо беспокойство в своем уме и оставался в состоянии полного спокойствия. [5]
Как оказалось, Юаньу не так-то легко дал согласие. Он сказал:
Действительно, нелегко прийти к вашему нынешнему состоянию ума. Но, к сожалению, вы только умерли, но еще не родились заново. Ваша самая большая проблема в том, что вы недостаточно сомневаетесь в словах. Разве ты не помнишь эту поговорку? «Когда ты отпускаешь пропасть, ты становишься хозяином своей судьбы; умереть, а потом снова ожить, никто не сможет обмануть тебя. [6]
Юаньу дал Дахуи коан: «Быть и не быть – это похоже на глицинию, опирающуюся на дерево», над которой нужно работать, и через шесть месяцев Дахуэй достиг окончательного прорыва и был признан Юаньу наследником Дхармы в Линьцзи. традиция.
Преподавательская карьера
[ редактировать ]Юаньу поручил Дахуи преподавать, и слава Дахуэя распространилась повсюду. Высокопоставленный правительственный чиновник, правый министр Лу Шунь, подарил Дахуэй пурпурную мантию и почетное звание «Фори», Солнце Дхармы. В следующем, 1126 году, династия Юрчен Цзинь захватила императоров Хуэйцзун и Циньцзун ; столица была перенесена на юг, и началась эпоха Южной Сун.
Дахуи также переехал на юг и обучал как монахов, так и мирян. Именно в это время он начал свою резкую критику «еретика Чана молчаливого просветления» школы Цаодун, которую он будет продолжать до конца своей жизни. Он стал большим любимцем образованных и грамотных слоев населения, а также чаньских монахов, и в 1137 году, в возрасте сорока девяти лет, канцлер Чжан Цзюнь ( 張浚 ), ученик Дахуэя, назначил его настоятелем монастыря Цзиншань в новом районе. столица Линь-ань (современный Ханчжоу , Чжэцзян ). За несколько лет его сангха выросла до двух тысяч, и среди его последователей-мирян было много высокопоставленных чиновников. Дахуэй стал признанным лидером буддизма династии Южная Сун. [7]
Изгнание и возвращение
[ редактировать ]Однако вскоре его постигла катастрофа. Из-за связи с высокопоставленным чиновником, попавшим в немилость премьер-министра, Дахуэй был лишен всех императорских почестей и свидетельства о рукоположении, и его отправили в ссылку в Хэнчжоу ( Хунань в 1141 году ). В шестьдесят два года его перевели в нынешний Гуандун , место, известное в те времена чумой и враждебными элементами. Около пятидесяти монахов Дахуи умерли там от чумы. [8] На протяжении всех этих трудных лет Дахуэй продолжал преподавать в традиции линьцзи чань-буддизма, привлекая как дворян, так и простолюдинов. Наконец, в 1155 году Дахуэй был помилован и ему разрешили вернуться в свой бывший монастырь в Цзиншане, где он продолжал свое учение, пока не умер пять лет спустя, 10 августа 1163 года. Он написал последний стих для своих учеников, сказав: «Без стиха , я не мог умереть».
- Таким образом, рождение
- Смерть, таким образом,
- Стих или не стих
- Что за суета? [9]
Император Сун Сяоцзун даровал ему посмертный титул «Чаньский Мастер Великой Мудрости», от которого и произошло имя Дахуэй. [9]
Учения
[ редактировать ]Опыт просветления как ответ на загадку жизни и смерти, а также великое сомнение, необходимое для решимости прорваться, стали центральными в учении Дахуи.
Канхуа чан
[ редактировать ]Письма Дахуи мирянам раскрывают сострадательного учителя, который верил, что просветление, обещанное Буддой, доступно всем людям, независимо от их повседневной деятельности. Лучшим способом добиться этого было использование гунань в качестве средства ежедневной медитации.
Гонг-годы
[ редактировать ]Гун-ань возникла во времена династии Тан (618–907). [10] из записанных сборников высказываний мастеров Чан, в которых цитируются многие истории о «встрече известного прошлого деятеля Чана с учениками или другими собеседниками, а затем он предлагает свой собственный комментарий по этому поводу». [11] Эти истории и сопровождающие их комментарии использовались для обучения студентов и расширения их понимания буддийских учений.
Эти истории стали известны как гунган, «публичные дела». [11] Такая история считалась гонганом только тогда, когда ее прокомментировал другой мастер Чань. [11] Эта практика комментирования слов и поступков прошлых мастеров подтвердила положение мастера как пробужденного мастера в линии преемственности пробужденных мастеров прошлого. [12]
Дахуи в свое время рассматривал эту практику комментариев о гонганах как поверхностное литературное исследование. В качестве радикального шага, чтобы противостоять этому литературному акценту, он даже приказал запретить мастерское собрание коанов своего учителя «The Blue Cliff Record» (Уэйд-Джайлз: Пи Йен Лу; пиньинь: Bìyán Lù; японский: Hekiganroku), сжег все копии. и деревянные блоки для их печати, что фактически исключило почитаемый текст из обращения на следующие два столетия. [13]
Хуа тоу практика
[ редактировать ]Дахуэй ввел использование кан-хуа , концентрации на хуа-тоу («головке слова») гун-аня для достижения прозрения . [14] [15] [16] До него развивающаяся традиция гунган заключалась в основном в комментариях к «старым делам», добавлении комментариев и стихов. Такое использование письменных комментариев и стихов показывает влияние китайской литературной культуры, к которой принадлежали как государственные чиновники, так и большинство буддийских высших духовенств. [14] [17] [16]
Хотя были доступны сотни коанов, Дахуи использовал лишь несколько, полагая, что глубокого проникновения одного или двух коанов будет достаточно для достижения первоначального пробуждения или прозрения. Чтобы добиться этого, нужно было работать усердно и с большой решимостью, как человек, у которого «горит голова». [18] Для Дахуи не имело большого значения, был ли человек особенно умным или нет — освобождение было доступно всем. Он написал:
Не имеет значения, является ли ваше рациональное понимание острым или тупым; оно не имеет ничего общего с вопросами остроты или тупости, равно как и не имеет ничего общего с тишиной или смятением. [19]
Дахуэй часто использовал знаменитый му-коан : «Монах спросил Чжаочжу : «Есть ли у собаки природа Будды или нет у нее природы Будды?» Чжаочжоу ответил: «у» (китайский; японский: Му ), «нет», «не» (который позже стал 18-м коаном в сборнике « Книга невозмутимости» , опубликованном через 61 год после его смерти в 1224 году и затем снова появившемся как первый коан). коан в «Вратах без врат», этому учил опубликованный 4 года спустя, в 1228 году).
Это одно слово «нет» — нож, способный рассечь сомневающийся разум в вопросах рождения и смерти. Рукоять этого ножа находится в одной руке: вы не можете позволить, чтобы кто-то другой держал его за вас… Вы соглашаетесь взять его в свои руки только в том случае, если сможете отказаться от своей жизни. Если вы не можете отказаться от своей жизни, просто оставайтесь там, где ваше сомнение какое-то время остается несокрушенным: вдруг вы согласитесь отказаться от своей жизни, и тогда все будет готово. [20]
Сомневаться
[ редактировать ]Концепция «сомнения» была очень важна в учении Дахуи. Он предупредил своих учеников, что им следует «сомневаться» в словах, чтобы они не обманули их. Более того, им нужно было «усомниться» в самом своем существовании. Он сказал:
Многие студенты сегодня не сомневаются в себе, но сомневаются в других. И поэтому сказано: «При большом сомнении обязательно существует великое просветление». [21]
Влияние на традицию Риндзай
[ редактировать ]Его учение о практике канхуа стало стандартом для традиции практики коан школы Линьцзи в Китае, Корее и Японии. Дахуи оказал сильное влияние на японского Риндзай учителя Хакуина Экаку , который также учил о необходимости большого сомнения в пробуждении.
Отказ от бесшумного освещения
[ редактировать ]Учение Дахуи содержит беспощадные нападки на практику безмолвного просветления , сидя в медитации в спокойствии и тишине. Он называл учителей этого типа медитативной практики «еретиками» и жаловался:
После еды они просто сидят в призрачной пещере на темной горе. Они называют эту практику «безмолвным просветлением», «умиранием великой смертью», «состоянием до рождения родителей». Они сидят там до тех пор, пока на их позах не появятся мозоли, но все равно не осмеливаются пошевелиться». [22]
По его мнению, этот тип практики приводит к сонливости, отсутствию сознания, интеллектуализации и концептуализации чань-буддизма, а не к просветлению. Он думал, что учителя, обучавшие этому методу медитации, «никогда не просыпались сами, они не верят, что кто-то пробудился». [23] Для Дахуи коаны были единственным путем к просветлению, а без коанов человек был бы «как слепой без трости: неспособный сделать ни одного шага». [18] Но в коаны нужно было проникнуть полностью, а не интеллектуализировать. Именно этот страх перед поверхностностью и интеллектуализацией старых коанов побудил его уничтожить все копии шедевра своего учителя, « Записей Голубой скалы», чтобы спасти Чана и подтвердить правильную практику коанов.
Сочинения
[ редактировать ]Только одно произведение можно отнести к Дахуи — сборник коанов под названием «Чжэнфа Яньцзан 正法眼藏». [24] («Хранилище Ока Истинной Дхармы», Дж. Шобогэндзо ) [а]
Дахуэй также составил « Чанлин Бо Сюн» (禪林寶訓, «Ценные учения чаньской монашеской традиции»), наставления бывших чаньских настоятелей о добродетелях и идеалах монашеской жизни, в сотрудничестве с другим монахом, Дагуем. Ученик Дахуэя, Цзуюн , составил сборник жизни и учения Дахуи под названием Дахуэй Буджуэ Чанши Няньбу («Хронологическая биография чаньского мастера Дахуэя»). « Чжиюэ Лу» , составленный Цюй Жуджи , также содержит информацию об учении Дахуи и является основой перевода Дж. К. Клири « Болотные цветы», большая часть которого представляет собой сборник писем, которые Дахуэй написал своим ученикам. [25]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ « Неуказанное использование Догэном титула Дахуи Чэн-фа йен-цанг» для самого известного произведения всей жизни Догэна является примером широкого влияния Догэна. По прибытии в Китай Догэн сначала учился у Уцзи Лепая, ученика Дахуэя, так что, скорее всего, это источник знаний Догэна о Чэн фа иен цзан Дахуя . Была ли неспособность Догэна приписать присвоение им титула просто модой дня или преднамеренным запутыванием, остается открытым для интерпретации и споров. См. также примечание 3 к книге « Некоторые проблемы интерпретации: ранние и поздние сочинения Догэна».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макрей 2003 , стр. 123–133.
- ^ Yu, p. 211
- ^ Клири, с. xi
- ^ см. Ю., с. 213 и Клири, с. xii
- ^ Yu p. 214
- ^ Yu p. 215
- ^ Yu, p. 216
- ^ Фергюсон, с. 441
- ^ Перейти обратно: а б Клири, с. XVII
- ^ Шлюттер 2008 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с Шлюттер 2008 , с. 109.
- ^ Шлюттер 2008 , с. 1109.
- ^ Фостер и Шумейкер, с. 186
- ^ Перейти обратно: а б Басуэлл 1991 .
- ^ Макрей 2003 , с. 126-133.
- ^ Перейти обратно: а б Шлюттер 2008 .
- ^ Макрей 2003 , с. 126–133.
- ^ Перейти обратно: а б Yu, p. 226
- ^ Клири, с. 63
- ^ Клири, с. 46
- ^ Дюмулен, с. 258
- ^ Yu p. 225
- ^ Клири, с. 111
- ^ Сюйзанцзин Том. 67, № 1309. Архивировано 22 ноября 2008 г. в Wayback Machine , Китайская буддийская ассоциация электронных текстов.
- ^ Клири, стр. xxv – xxvi; Ага. 217 и с. 230 н. 8
Источники
[ редактировать ]- Басуэлл, Роберт Э. (1991), «Краткий» подход к медитации Кань-хуа: эволюция практического субитизма в китайском чань-буддизме. В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
- Клири, Дж. К., 1997 (2006), Цветы болота: письма и лекции мастера дзэн Та Хуэя, Шамбала, ISBN 978-1-59030-318-4
- Клири, Т.; Клири, JC (1977), The Blue Cliff Record , Шамбала, ISBN 0-87773-622-7
- Клири, Т. и Клири, Дж.К., 1994, Письма дзен: учения Юаньу, Шамбала, ISBN 0-87773-931-5
- Дюмулен, Генрих (1994, 1998) Дзен-буддизм: история, том I, Индия и Китай, Simon & Schuster и Prentice Hall International ISBN 0-02-897109-4
- Фергюсон, Энди (2000) Китайское наследие дзэн: мастера и их учения, Wisdom Publications, ISBN 0-86171-163-7
- Фостер, Нельсон и Шумейкер, Джек (редакторы), 1996, Ревущий поток: новый читатель дзен, The Ecco Press, Hopewell, ISBN 0-88001-344-3
- Хейне, Стивен и Райт, Дейл С., 2000, Коан: тексты и контексты в дзен-буддизме, Oxford University Press, ISBN 0-19-511749-2
- Лейтон, Тайген Дэниэл ; И Ву (1991), Культивирование пустого поля: безмолвное освещение мастера дзэн Хунчжи , North Point Press, ISBN 0-86547-475-3
- Леверинг, Мириам Литературное образование монаха: дружба Дахуи с Цзюэфаном Хуэйхуном ; Буддийский журнал Чунг-Хва, № 13.2 (май 2000 г.), стр. 369–384.
- Макрей, Джон (2003), Видеть сквозь дзен. Встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме , The University Press Group Ltd, ISBN 978-0-520-23798-8
- Шлюттер, Мортен (2008), Как дзен стал дзен. Спор о просвещении и формировании чань-буддизма в Китае династии Сун , Гонолулу: University of Hawai'i Press, ISBN 978-0-8248-3508-8
- Уотсон, Бертон, 1993, Учение Дзен Мастера Лин-Чи, Шамбала, ISBN 0-87773-891-2
- Ю, Чунь-Фан, 1979, Та-хуэй Цунг-као и Кунг-ань Чань , Журнал китайской философии, т. 6, с. 211–235