Пять домов Чана
![]() |
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
![]() |
Пять Домов Чань (также называемые Пять Домов Дзэн ) были пятью основными школами Чань-буддизма, зародившимися во времена Танского Китая . Хотя в то время они не считались формальными школами или сектами буддизма, теперь они считаются важными школами в истории чань-буддизма. Большинство линий передачи Чана по всей Азии и остальному миру изначально выросли из первоначальных пяти домов Чана или находились под их сильным влиянием.
Восточное горное учение
[ редактировать ]
Период Даосинь ( 道信 580–651) и Даман Хунжэнь ( 弘忍 601–674) стал называться Восточным горным учением из-за расположения резиденции Хунжэня в Хуамгмэй. Этот термин использовался Шэньсю (神秀 606?–706), наиболее важным преемником Хунжэня. [ 1 ]
В 701 году Шэньсю был приглашен при императорский двор императрицей У, которая оказала ему должное императорское почтение. В этот период были созданы первые документы о происхождении. [ 2 ]
Согласно традиции, шестой и последний основатель-предок Хуэйнэн (惠能; 638–713) был одним из гигантов истории Чана, и все сохранившиеся школы считают его своим предком. [ 3 ] Шэньхуэй , преемник Хуэйнэна, утверждал, что Хуэйнэн является преемником Хунжэня, а не тогдашнего публично признанного преемника Шэньсю. [ 4 ] Самым выдающимся из преемников линии Шэньхуэй был Гуйфэн Цзунми. [ 5 ]
Влияние Шэньхуэя прослеживается в « Платформенной сутре» , которая дает популярное изложение истории Хуэйнэна, но также примиряет антагонизм, созданный Шэньхуэем. Сам Шэньхуэй не фигурирует в Сутре Платформы; он был фактически вычеркнут из истории Чана. [ 6 ]
От Учений Восточной Горы происходят Пять Домов Чана по различным линиям передачи.
Предшественники | ||||
5 | Даман Хунжэнь (601-674) (5-й Патриарх) (В.Г. Та-ман Хун-жэнь, Яп. Гунин) | |||
6 | Юйцюань Шэньсю (605?-706) (РГ Юй-Цюань шэнь-сю, яп. Цзиньшу) |
Хуэйнэн (638-713) (WG Hui-neng, японец Ино) | ||
7 | Северная школа | Цинъюань Синси (660-740) (В.Г. Цин-юань Синь-су, японец Сэйген Гёши) |
Наньюэ Хуайран (677-744) (wg Нань-юэ Хуай-чжан, японский Нангаку Эдзё) |
Хэцзэ Шэньхуэй (В.Г. Хо-це Шэнь-хуэй, японский Катаку Цзиньэ) [ 7 ] [ 8 ] |
8 | Шито Сицянь (700–790) (WG Shih-t'ou Hsi-ch'ien, японский Sekitō Kisen) |
Мазу Даойи (709–788) (РГ Ма-цу Тао-и, японский Басо Доитсу) |
Южная школа (Школа WG Ho-tse, японская школа Kataku) | |
9 | Фаянская школа Школа Юньмэнь Школа Каодун |
Школа Хунчжоу Школьные линии |
||
Пятое поколение: Гуйфэн Цзунми (780–841). ((Кейхо Сюмицу WG Куэй-фэн Цунг-ми, японский Кейхо Сюмицу) |
Пять домов
[ редактировать ]Каждый из пяти домов определялся уникальным методом обучения. Методы каждой школы существенно отличались от других, хотя нередко учителя одной школы использовали методы другой. [ 9 ]
Школа Гуйян
[ редактировать ]Школа Гуйян (潙仰宗 Guíyáng, яп. Игё) была первой школой Пяти Домов Дзэн. [ 9 ] Гуйян назван в честь мастера Гуйшань Линъю (771–854) (Куэй-шань Лин-ю, яп. Исан Рэйю) и его ученика Яншань Хуэйцзи (807–883, [ 10 ] или 813–890) (Ян-шань Хуэй-чи, японский Кёдзан Эджаку).
Гуйшань был учеником Байчжан Хуайхая , китайского мастера дзэн, среди учеников которого был Хуанбо Сиюнь (который, в свою очередь, обучал Линьцзи Исюаня , основателя школы Линьцзи). [ 11 ] После основания школы Гуйян Яншань перенес свою школу на территорию современного Цзянси .
Школа Гуйян отличается от других школ использованием эзотерических метафор и образов в школьных коанах и других учениях. [ 9 ]
В период правления династии Сун (960–1279) школа Гуйян вместе со школами Фаян и Юньмэнь была поглощена школой Линьцзи. Однако мастер Чань Сюй Юнь попытался возродить поглощенные линии передачи. Попытка оказалась успешной в отношении школы Гуйян, Сюань Хуа наиболее известным современным представителем которой был .
Школьные линии
[ редактировать ]Линьцзи ( китайский : 临济宗 ; пиньинь : Линь цзи цзун ) был назван в честь чаньского мастера Линьцзи Исюаня, который отличался тем, что обучал учеников способами, включавшими крики и удары, пытаясь помочь ученикам достичь просветления . Школа Линьцзи является преобладающей китайской школой Чань. [ 12 ]
Школа Каодун
[ редактировать ]Школа Цаодун была основана Дуншанем Лянцзе и его наследниками Дхармы в 9 веке. Некоторые приписывают имя «Цаодун» союзу «Дуншань» и «Цаошань» от одного из его наследников Дхармы, Цаошань Бенджи ; однако «Цао» могло также происходить от Цаоси (曹溪), «горного имени» Хуэйнэна , шестого предка Чаня. Секта делала упор на сидячую медитацию , а затем на техники « безмолвного озарения ».
В 826 году корейский мастер Сон Доуи, ученик шестого предка Чан Хуэйнэна, привез Чан/Сон (корейский дзэн) в Корею и основал «Девять горных монастырей Сон», которые приняли название орден Чогье.
В 1227 году Догэн Дзэндзи , бывший ученик Тэндай , изучал буддизм Каодун и вернулся в Японию , чтобы основать школу Сото . Школа Цаодун по-прежнему остается респектабельной китайской школой Чань и уступает только Линьцзи по количеству монахов и храмов.
Фаянская школа
[ редактировать ]Школа Фаян (法眼宗) была названа в честь китайского мастера Чань Фаян Вэньи (Фа-йен Вэнь-и), жившего с 885 по 958 год.
Школа Юньмэнь
[ редактировать ]Школа Юньмэнь была названа в честь Юньмэнь Вэньяна . Школа процветала в начале династии Сун , оказывая особое влияние на высшие классы, и достигла кульминации в окончательном сборнике Blue Cliff Record . Позже, во времена династии Сун, школа была присоединена к школе Линьцзи . Они дожили до наших дней благодаря Мастеру Сюю Юню (1840–1959).
Пять домов во времена династии Сун
[ редактировать ]В течение династии Сун (960–1279) дома Гуйян, Фаян и Юньмэнь постепенно были поглощены домом Линьцзи. Цаодун был передан в Японию в 13 веке от Вен. Жуцзин из храма Тяньтун дост. Догэн привел к созданию школы Сото Дзэн.
Чан во времена династий Мин и Цин
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2019 г. ) |
Чан в современную эпоху
[ редактировать ]И Линьцзи, и Цаодун до сих пор практикуются в Китае. [ 13 ] Дост. Шэн-янь является примером современного учителя Линьцзи и Цаодун. [ 14 ] Дост. Сюй Юнь возродил школу Гуйян , школу Фаян и школу Юньмэнь в Китае .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макрей 2003 , стр. 33–36.
- ^ Макрей 2003 , с. 48.
- ^ «Сто лет дзен-исследований» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2013 г. , Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Макрей 2003 .
- ^ Ямпольский 2003a , с. 9.
- ^ Макрей 2003 , с. 63.
- ^ Макрей 2003 , с. 68.
- ^ Джон М. Томпсон, Хуэйнэн (Хуй-нэн) (638–713) , Интернет-энциклопедия философии
- ^ Jump up to: а б с Фергюсон, Эндрю Э. (2000). Китайское наследие дзэн: мастера и их учения . Сомервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. стр. 126–127. ISBN 0-86171-163-7 .
- ^ Школы 1997 , с. 207.
- ^ Дост. Цзянь Ху. «Буддизм в современном мире» Стэнфордский университет, 25 мая 2006 г., стр. 1
- ^ Мастер Шэн-янь и Дэн Стивенсон (2001). Отпечаток бычьего копыта: принципы чань-буддийского пути, преподанные современным китайским мастером . ISBN 9780195152487 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 9 апреля 2012 г.
- ^ Дост. Чаньский Мастер Дэчжэн (德政禅师). «Чжун Го скучает по рекламной линии Цзун Нхи фу шлифование Чуан Чаг» Наследие секты Каодун китайского дзэн-буддизма [Передача линии передачи Цаодун в Китае] (на китайском языке). Архивировано из оригинала 04 декабря 2017 г. Проверено 01 декабря 2017 г. Описана
линия передачи школы Каодун от основания до наших дней в Китае. Досточтимому Сюй Юню говорится: «На восемнадцатом году правления Гуансюя (1882 г.)…; в том же году он унаследовал линию секты Цаодун от монаха Яочэна (Динфэна) и стал 47-м поколением секты Цаодун. (перевод на английский: В 1882 году (досточтимый Сюй Юнь) получил от достопочтенного (Динфэна) Яочэна передачу школы Цаодун, став держателем передачи в сорок седьмом поколении.)
- ^ «Линия происхождения горной линии Дхармы Барабан китайской традиции Чань» . Архивировано из оригинала 05 февраля 2018 г. Проверено 13 февраля 2018 г.
см. диаграмму родословной передачи Линьцзи и Цаодуна Вен. Шэн-янь, современный чаньский мастер в Китае и Тайване.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Макрей, Джон (2003), «Видеть сквозь дзен» , The University Press Group Ltd.
- Ямпольски, Филип (2003a), Чен. Исторический очерк. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
Источники
[ редактировать ]- Кул, Будевейн (1997), Догэн Киген: Сокровищница ока истинного учения. Первая подборка из Сёбогэндзо с пояснительной информацией , Утрехт/Антверпен: Kosmos-Z&K Uitgevers.