Jump to content

Пять домов Чана

Пять Домов Чань (также называемые Пять Домов Дзэн ) были пятью основными школами Чань-буддизма, зародившимися во времена Танского Китая . Хотя в то время они не считались формальными школами или сектами буддизма, теперь они считаются важными школами в истории чань-буддизма. Большинство линий передачи Чана по всей Азии и остальному миру изначально выросли из первоначальных пяти домов Чана или находились под их сильным влиянием.

Восточное горное учение

[ редактировать ]
Я слышал разрывающиеся сутры

Период Даосинь ( 道信 580–651) и Даман Хунжэнь ( 弘忍 601–674) стал называться Восточным горным учением из-за расположения резиденции Хунжэня в Хуамгмэй. Этот термин использовался Шэньсю (神秀 606?–706), наиболее важным преемником Хунжэня. [ 1 ]

В 701 году Шэньсю был приглашен при императорский двор императрицей У, которая оказала ему должное императорское почтение. В этот период были созданы первые документы о происхождении. [ 2 ]

Согласно традиции, шестой и последний основатель-предок Хуэйнэн (惠能; 638–713) был одним из гигантов истории Чана, и все сохранившиеся школы считают его своим предком. [ 3 ] Шэньхуэй , преемник Хуэйнэна, утверждал, что Хуэйнэн является преемником Хунжэня, а не тогдашнего публично признанного преемника Шэньсю. [ 4 ] Самым выдающимся из преемников линии Шэньхуэй был Гуйфэн Цзунми. [ 5 ]

Влияние Шэньхуэя прослеживается в « Платформенной сутре» , которая дает популярное изложение истории Хуэйнэна, но также примиряет антагонизм, созданный Шэньхуэем. Сам Шэньхуэй не фигурирует в Сутре Платформы; он был фактически вычеркнут из истории Чана. [ 6 ]

От Учений Восточной Горы происходят Пять Домов Чана по различным линиям передачи.

Предшественники
5 Даман Хунжэнь (601-674) (5-й Патриарх)
(В.Г. Та-ман Хун-жэнь, Яп. Гунин)
6 Юйцюань Шэньсю (605?-706)
(РГ Юй-Цюань шэнь-сю, яп. Цзиньшу)
Хуэйнэн (638-713)
(WG Hui-neng, японец Ино)
7 Северная школа Цинъюань Синси (660-740)
(В.Г. Цин-юань Синь-су, японец Сэйген Гёши)
Наньюэ Хуайран (677-744)
(wg Нань-юэ Хуай-чжан, японский Нангаку Эдзё)
Хэцзэ Шэньхуэй
(В.Г. Хо-це Шэнь-хуэй, японский Катаку Цзиньэ) [ 7 ] [ 8 ]
8 Шито Сицянь (700–790)
(WG Shih-t'ou Hsi-ch'ien, японский Sekitō Kisen)
Мазу Даойи (709–788)
(РГ Ма-цу Тао-и, японский Басо Доитсу)
Южная школа
(Школа WG Ho-tse, японская школа Kataku)
9 Фаянская школа
Школа Юньмэнь
Школа Каодун
Школа Хунчжоу
Школьные линии
Пятое поколение: Гуйфэн Цзунми (780–841).
((Кейхо Сюмицу WG Куэй-фэн Цунг-ми, японский Кейхо Сюмицу)

Пять домов

[ редактировать ]

Каждый из пяти домов определялся уникальным методом обучения. Методы каждой школы существенно отличались от других, хотя нередко учителя одной школы использовали методы другой. [ 9 ]

Школа Гуйян

[ редактировать ]

Школа Гуйян (潙仰宗 Guíyáng, яп. Игё) была первой школой Пяти Домов Дзэн. [ 9 ] Гуйян назван в честь мастера Гуйшань Линъю (771–854) (Куэй-шань Лин-ю, яп. Исан Рэйю) и его ученика Яншань Хуэйцзи (807–883, [ 10 ] или 813–890) (Ян-шань Хуэй-чи, японский Кёдзан Эджаку).

Гуйшань был учеником Байчжан Хуайхая , китайского мастера дзэн, среди учеников которого был Хуанбо Сиюнь (который, в свою очередь, обучал Линьцзи Исюаня , основателя школы Линьцзи). [ 11 ] После основания школы Гуйян Яншань перенес свою школу на территорию современного Цзянси .

Школа Гуйян отличается от других школ использованием эзотерических метафор и образов в школьных коанах и других учениях. [ 9 ]

В период правления династии Сун (960–1279) школа Гуйян вместе со школами Фаян и Юньмэнь была поглощена школой Линьцзи. Однако мастер Чань Сюй Юнь попытался возродить поглощенные линии передачи. Попытка оказалась успешной в отношении школы Гуйян, Сюань Хуа наиболее известным современным представителем которой был .

Школьные линии

[ редактировать ]

Линьцзи ( китайский : 临济宗 ; пиньинь : Линь цзи цзун ) был назван в честь чаньского мастера Линьцзи Исюаня, который отличался тем, что обучал учеников способами, включавшими крики и удары, пытаясь помочь ученикам достичь просветления . Школа Линьцзи является преобладающей китайской школой Чань. [ 12 ]

Школа Каодун

[ редактировать ]

Школа Цаодун была основана Дуншанем Лянцзе и его наследниками Дхармы в 9 веке. Некоторые приписывают имя «Цаодун» союзу «Дуншань» и «Цаошань» от одного из его наследников Дхармы, Цаошань Бенджи ; однако «Цао» могло также происходить от Цаоси (曹溪), «горного имени» Хуэйнэна , шестого предка Чаня. Секта делала упор на сидячую медитацию , а затем на техники « безмолвного озарения ».

В 826 году корейский мастер Сон Доуи, ученик шестого предка Чан Хуэйнэна, привез Чан/Сон (корейский дзэн) в Корею и основал «Девять горных монастырей Сон», которые приняли название орден Чогье.

В 1227 году Догэн Дзэндзи , бывший ученик Тэндай , изучал буддизм Каодун и вернулся в Японию , чтобы основать школу Сото . Школа Цаодун по-прежнему остается респектабельной китайской школой Чань и уступает только Линьцзи по количеству монахов и храмов.

Фаянская школа

[ редактировать ]

Школа Фаян (法眼宗) была названа в честь китайского мастера Чань Фаян Вэньи (Фа-йен Вэнь-и), жившего с 885 по 958 год.

Школа Юньмэнь

[ редактировать ]

Школа Юньмэнь была названа в честь Юньмэнь Вэньяна . Школа процветала в начале династии Сун , оказывая особое влияние на высшие классы, и достигла кульминации в окончательном сборнике Blue Cliff Record . Позже, во времена династии Сун, школа была присоединена к школе Линьцзи . Они дожили до наших дней благодаря Мастеру Сюю Юню (1840–1959).

Пять домов во времена династии Сун

[ редактировать ]

В течение династии Сун (960–1279) дома Гуйян, Фаян и Юньмэнь постепенно были поглощены домом Линьцзи. Цаодун был передан в Японию в 13 веке от Вен. Жуцзин из храма Тяньтун дост. Догэн привел к созданию школы Сото Дзэн.

Чан во времена династий Мин и Цин

[ редактировать ]

Чан в современную эпоху

[ редактировать ]

И Линьцзи, и Цаодун до сих пор практикуются в Китае. [ 13 ] Дост. Шэн-янь является примером современного учителя Линьцзи и Цаодун. [ 14 ] Дост. Сюй Юнь возродил школу Гуйян , школу Фаян и школу Юньмэнь в Китае .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Макрей 2003 , стр. 33–36.
  2. ^ Макрей 2003 , с. 48.
  3. ^ «Сто лет дзен-исследований» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2013 г. , Проверено 9 июня 2013 г.
  4. ^ Макрей 2003 .
  5. ^ Ямпольский 2003a , с. 9.
  6. ^ Макрей 2003 , с. 63.
  7. ^ Макрей 2003 , с. 68.
  8. ^ Джон М. Томпсон, Хуэйнэн (Хуй-нэн) (638–713) , Интернет-энциклопедия философии
  9. ^ Jump up to: а б с Фергюсон, Эндрю Э. (2000). Китайское наследие дзэн: мастера и их учения . Сомервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. стр. 126–127. ISBN  0-86171-163-7 .
  10. ^ Школы 1997 , с. 207.
  11. ^ Дост. Цзянь Ху. «Буддизм в современном мире» Стэнфордский университет, 25 мая 2006 г., стр. 1
  12. ^ Мастер Шэн-янь и Дэн Стивенсон (2001). Отпечаток бычьего копыта: принципы чань-буддийского пути, преподанные современным китайским мастером . ISBN  9780195152487 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 9 апреля 2012 г.
  13. ^ Дост. Чаньский Мастер Дэчжэн (德政禅师). «Чжун Го скучает по рекламной линии Цзун Нхи фу шлифование Чуан Чаг» Наследие секты Каодун китайского дзэн-буддизма [Передача линии передачи Цаодун в Китае] (на китайском языке). Архивировано из оригинала 04 декабря 2017 г. Проверено 01 декабря 2017 г. Описана линия передачи школы Каодун от основания до наших дней в Китае. Досточтимому Сюй Юню говорится: «На восемнадцатом году правления Гуансюя (1882 г.)…; в том же году он унаследовал линию секты Цаодун от монаха Яочэна (Динфэна) и стал 47-м поколением секты Цаодун. (перевод на английский: В 1882 году (досточтимый Сюй Юнь) получил от достопочтенного (Динфэна) Яочэна передачу школы Цаодун, став держателем передачи в сорок седьмом поколении.)
  14. ^ «Линия происхождения горной линии Дхармы Барабан китайской традиции Чань» . Архивировано из оригинала 05 февраля 2018 г. Проверено 13 февраля 2018 г. см. диаграмму родословной передачи Линьцзи и Цаодуна Вен. Шэн-янь, современный чаньский мастер в Китае и Тайване.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Макрей, Джон (2003), «Видеть сквозь дзен» , The University Press Group Ltd.
  • Ямпольски, Филип (2003a), Чен. Исторический очерк. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс

Источники

[ редактировать ]
  • Кул, Будевейн (1997), Догэн Киген: Сокровищница ока истинного учения. Первая подборка из Сёбогэндзо с пояснительной информацией , Утрехт/Антверпен: Kosmos-Z&K Uitgevers.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4aa2e3f003a223092fbdef3f30a76427__1703659620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/27/4aa2e3f003a223092fbdef3f30a76427.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Five Houses of Chán - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)