Восточное горное учение
![]() |
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Китайский буддизм |
---|
![]() |

Учение Восточной горы ( традиционный китайский : 東山法門 ; пиньинь : Дуншань Фумэнь ; «Врата Дхармы Восточной горы») обозначает учение Четвертого предка Дайи Даосинь , его ученика и наследника Пятого предка Дамана Хунжэня , а также их учеников и линию передачи Чань. Буддизм . [ 1 ]
Учение Восточной горы получило свое название от храма Восточной горы на «Твин Пикс» ( китайский : 雙峰 ) в Хуанмэй (современный Хубэй). Храм Восточной горы находился на самой восточной вершине из двух. Его современное название — Храм Узу ( китайский : 五祖寺 ).
Два самых известных ученика Хунжэня, Хуэйнэн и Юйцюань Шэньсю , продолжили учение Восточной горы.
История
[ редактировать ]Школа Восточной горы была основана Даосинь ( 道信 580–651) в храме Восточной горы на горе Потоу (Сломанная голова), которая позже была переименована в Шуанфэн (Твин Пикс). Даосинь преподавал там 30 лет. Он основал первый монашеский дом «Дзен Бодхидхармы».
Традиция гласит, что Хунжэнь ( 弘忍 601–674) покинул дом в раннем возрасте (от семи до четырнадцати лет) и жил в храме Ист-Маунтин на Твин Пикс, где Даосинь был настоятелем.
После смерти Даосина [в 651 г. н.э.]. в возрасте семидесяти двух лет Хунжэнь принял игуменство. Затем он перенес Храм Восточной горы примерно в десяти километрах на восток, к склонам горы Пинму. Вскоре слава Хунжэня затмила славу его учителя. [ 2 ]
Учения
[ редактировать ]Сообщество Ист-Маунтин было специализированным центром обучения медитации. Создание общины в одном месте было отличием от странствующей жизни Бодхидхармы, Хуике и их последователей. [ 3 ] Это лучше вписывалось в китайское общество, которое высоко ценило поведение, ориентированное на сообщество, а не одиночную практику. [ 4 ]
Важным аспектом Учения Восточной горы было то, что оно не полагалось на одну сутру или один набор сутр в качестве доктринальной основы, как это делалось большинством других буддийских сект того времени.
Восточная горная школа включала в себя как Ланкаватара-сутру, так и Махапраджняпарамита-сутру .
Взгляд на разум в «Пробуждении веры» в Махаяне также имел важное значение для доктринального развития Восточного горного учения: [ 5 ]
Говоря словами «Пробуждения веры», в котором суммированы основные положения Махаяны, «я» и мир, ум и таковость неразрывно едины. Все является носителем этого априорного просветления; все зарождающееся просветление основано на этом. Тайна существования, таким образом, заключается не в том, «Как мы можем преодолеть отчуждение?» Проблема, скорее, в том, «Почему мы вообще думаем, что заблудились?» [ 6 ]
Медитация
[ редактировать ]В этой школе преподавали три основные техники медитации. Одна из них представляла собой медитацию на шуньяту , «пустоту», в которой человек созерцает все дхармы тела и ума как пустые. Другой практикой было созерцание некоего «высшего принципа», оно было связано с « самадхи одной практики » ( китайский : 一行三昧 ; пиньинь : yīxíng sānmèi ), и в некоторых текстах, таких как « Лэнцэ шизи джи» , достигается путем медитации на одинокий Будда. Третьей техникой была практика концентрации ума на чем-то одном ( гуань иу ) до тех пор, пока ум не зафиксируется в самадхи. Целью всех этих практик было не мешать потоку мыслей, затуманивающему разум, и позволить практикующему проникнуть в чистое, сияющее сознание каждого. [ 7 ]
Поддержание Единого
[ редактировать ]По словам Джона Р. Макрея, «первое явное заявление о внезапном и прямом подходе, который должен был стать отличительной чертой чаньской религиозной практики», впервые появляется в китайском тексте под названием « Цзю-тао ань-синь яо-фан-пянь фа». -men (JTFM, «Инструкции по основным средствам успокоения ума и выхода на путь»), которые сами по себе являются частью « Лэн Цзе Ши Цзы Чи» («Записи Мастеров Ланкаватара). [ 8 ] «Записи мастеров Ланкаватара» связаны с ранней чаньской традицией, известной как «Восточная горная школа», и датируются примерно 713 годом. [ 9 ]
Этот метод называется «Сохранение непоколебимого» ( shou-i pu i, 守一不移). По словам Макрея: [ 8 ]
...практическое объяснение «сохранения Единого без колебаний» заключается в том, что нужно просто созерцать каждый аспект своего умственного и физического существования, сосредотачиваясь на каждом отдельном компоненте с неуклонным вниманием, пока не осознаешь его сущностную пустоту или нематериальность. Интересным аспектом этого режима является, как это ни парадоксально, его кажущаяся условность. Хотя дальнейшее изучение выявит существенные различия между этой и традиционной буддийской медитативной практикой, приведенное до сих пор описание в равной степени применимо и к самой основной из техник Махаяны: ориентированному на прозрение созерцанию несущественности тела. Хотя этот тип созерцания является общим свойством практически всех школ буддизма Махаяны, его представление здесь отличается по крайней мере в двух отношениях от того, что можно найти в более традиционных текстах. Во-первых, не дается никаких подготовительных требований, никаких моральных предпосылок или предварительных упражнений. Вместо этого человек сразу переходит к практике созерцания. Во-вторых, техника «сохранения Единого без колебаний» сама по себе совершенно не имеет ступеней и градаций. Человек концентрируется, понимает и просветляется — и все это в одной недифференцированной практике.
Макрей далее отмечает, что
JTFM допускает как внезапное осознание Природы Будды, так и постепенное улучшение яркости и чистоты сосредоточенного ума... JTFM фактически допускает ряд альтернативных ситуаций: можно достичь «сияющей чистоты» ума либо с помощью, либо с помощью JTFM. не прибегая к расширенной практике «наблюдения ума». Достичь просветления можно также либо исключительно собственными усилиями, либо, наоборот, с помощью наставлений учителя. Суть этих альтернатив заключается в том, что настоящий учитель должен быть в состоянии понять, какие ученики лучше всего подходят для того или иного подхода, и на основе этого понимания обучать их по-разному. [ 10 ]
Четвертый Патриарх Даосинь (Четвертый Патриарх Даосинь)
[ редактировать ]Даосину приписывают несколько важных нововведений, которые непосредственно привели к тому, что Чань стала популярной религией. Среди его наиболее важных вкладов были:
- Объединение практики Чань с принятием буддийских заповедей,
- Объединение учений Ланкаватара -сутры с учениями Махапраджняпарамита-сутры, которые включают в себя хорошо известную Сутру Сердца и Алмазную Сутру ,
- Включение пения, включая повторение имени Будды, в практику Чань. [ 11 ]
Пятый Патриарх Хунжэнь (Пятый Патриарх Хунжэнь)
[ редактировать ]Хунжэнь был простым учителем медитации, который обучал учеников «различных религиозных интересов», включая «практикующих Лотосовую сутру , изучающих философию Мадхьямаки или специалистов по монашеским правилам буддийской Винайи ». [ 3 ]
Вслед за Даосинь Хунжэнь сделал акцент на Махапраджняпарамита-сутрах, включая Сутру Сердца и Алмазную сутру , а также акцент на Ланкаватара-сутре .
Хотя Хунжэнь был известен тем, что не составлял сочинения и устно обучал принципам дзэн, классический чаньский текст «Беседы о высшей колеснице» . ему приписывают [ 12 ] В этой работе особое внимание уделяется практике «поддержания изначального истинного ума», которая «естественным образом отсекает возникновение заблуждений». [ 13 ]
Раскол в Северной и Южной школе
[ редактировать ]Первоначально Шэньсю считался «Шестым Патриархом», несущим мантию дзэн Бодхидхармы через Восточную горную школу. После смерти Шэньсю его ученик Шэньхуэй начал кампанию по признанию Хуэйнэна Шестым Предком. В конце концов позиция Шэньхуэя победила, и Хуэйнэн был признан Шестым Патриархом. [ нужна ссылка ]
Успешное распространение взглядов Шэньхуэя привело к тому, что филиал Шэньсю стал широко называться другими «Северной школой». Эта номенклатура сохранилась и в западной науке, которая по большей части рассматривала китайский дзэн через призму южного Чань.
Северная и Южная школа
[ редактировать ]Термины «Северный» и «Южный» имеют мало общего с географией:
Вопреки первому впечатлению, формула имеет мало общего с географией. Подобно общим обозначениям Махаяны («универсальная колесница») и Хинаяны («индивидуальная колесница»), эта формула несет в себе оценочное суждение. Согласно господствующему направлению позднего дзэн, внезапное просветление не только несравненно превосходит постепенное переживание, но и представляет собой истинный дзэн — более того, это сам пробный камень подлинного дзэн. [ 14 ]
Основное различие заключается в подходах. Шэньхуэй охарактеризовал Северную школу как практикующую постепенное обучение , в то время как его Южная школа использовала внезапное обучение :
внезапность Юга, постепенность Севера» (китайский: нань-тун Бэй Цянь ; японский: нантон хокудзэн ). [ 14 ]
Термин «Учение Восточных гор» считается более подходящим с культурной и исторической точки зрения. [ 15 ]
Но характеристика Восточного горного учения Шэньсю как постепенного считается необоснованной в свете документов, найденных среди дуньхуанских рукописей, найденных в пещерах Могао недалеко от Дуньхуана. [ 14 ] Южная школа Шэньхуэя также включала в себя северные учения, и сам Шэньхуэй, по общему признанию, видел необходимость дальнейшей практики после первоначального пробуждения. [ 16 ]
Шэньсю (神秀, 606–706 гг. н.э.)
[ редактировать ]Выдающееся положение Юйцюань Шэньсю в истории Чана, несмотря на популярное повествование , признано современной наукой:
Без сомнения, самым важным персонажем Северной школы является [Шэньсю], человек высокого образования и широкой известности. [ 17 ]
Куйкэн (без даты: стр. 17) при обсуждении дуньхуанского документа о танском монахе и медитаторе «Цзинцзюэ» (靜覺, 683–ок. 750) утверждает:
В «Записях Цзинцзюэ» Хунжэнь из Хуанмэй 黃梅宏忍 (ду) представлен как главный учитель шестого поколения традиции медитации «южной» или «восточной горы». Шэньсю упоминается как уполномоченный преемник Хунжэня. В тени Шэньсюэ Цзинцзюэ упоминает «старого Аня» 老安 (см. А) как «опытного» учителя медитации и некоторых второстепенных «местных учеников» Хунжэня. [ 18 ]
Шэньсю написал трактат о медитации под названием « Гуань-синь лунь» («трактат о созерцании ума»). Он сочетает в себе некоторые медитативные практики, которым учил Чжии , с идеями «Пробуждения веры» в Махаяне. [ 19 ]
Хуэй-нэн (Шестой Патриарх Хуэйнэн или Мастер Хуэй-нэн)
[ редактировать ]История Хуэйнэна широко изложена в Сутре Платформы , тексте, возникшем после смерти Шэньхуэя. Ее ядро, возможно, зародилось в рамках так называемой школы Оксхеда . Впоследствии текст был отредактирован и дополнен и отражает различные учения Чань. [ 20 ] Хотя Южная школа восходит к Хуэйнэну, Сутра Платформы преуменьшает разницу между Северной и Южной школой. [ 21 ]
Первая глава «Сутры платформы» повествует историю Хуэйнэна и его наследования Учения Восточных гор.
Более широкое влияние Учения Восточных гор
[ редактировать ]Традиция составления списка патриархов, придававшая доверие развивающейся традиции, возникла на ранних этапах традиции Чань:
Сознание уникальной линии передачи дзэн Бодхидхармы, которая еще не продемонстрирована в трактате о Бодхидхарме, выросло в седьмом веке и, должно быть, сформировалось на Восточной горе до смерти Четвертого Патриарха Тао-синя (580-580 гг.). 651). Самое раннее указание появляется в эпитафии Фару (638–689), одного из «10 выдающихся учеников» Пятого Патриарха Хунжэня (601–674). Автор эпитафии неизвестен, но в списке шесть имен: после Бодхидхармы и Хуэйкэ следуют Сенгкан, Даосинь, Хунжэнь и Фару. Чуань фа-бао ци берет этот список и добавляет в качестве седьмого имени имя Шэнь-сю (605?-706). [ 22 ]
Фару (Хонё, 638–689 гг. н.э.)
[ редактировать ]Фару (法如, 638–689) был «первым пионером» и «фактическим основателем» Северной школы. Его главными учителями были Хуэймин и Даман Хунжэнь (Хунжэнь). Хуэй-мин отправил его в Хунжэнь, и он достиг пробуждения, обучаясь у Хун-жэня. [ 17 ]
Первоначально Фару тоже считался преемником Хунжэня. Но у Фару не было хорошего публициста, и он не был включен в список Чаньских Патриархов. [ 17 ]
В эпитафии Шэньсю его имя заменено именем Фару. В «Лэн-цзе ши-тцу чи» Фару отсутствует и заканчивается после Шэньсю именем его ученика Пуцзи (651–739). Эти указания Северной школы свидетельствуют в пользу преемственности Третьего Патриарха Сенцана (ум. 606), которая была поставлена под сомнение из-за пробелов в исторических трудах Дао-сюаня. Тем не менее, этот вопрос не может быть решен с уверенностью. [ 22 ]
Благодаря Фару « Монастырь Шаолинь », построенный в 496 году н.э., снова приобрел известность. [ 17 ] [Фару] пробыл в храме Шаолинь лишь ненадолго, но во время его пребывания монастырь стал эпицентром процветающего движения Чань. [ 17 ] Эпитафия, посвященная успеху новаторских начинаний Фару, находится на горе Сун . [ 17 ]
Мохеян (конец восьмого века н.э., махаянский монах или махаян)
[ редактировать ]Мохеян (конец восьмого века н.э.) был сторонником Северной школы. Мохэян отправился в Дуньхуан, который в то время принадлежал Древней Тибетской империи , в 781 или 787 году нашей эры. [ 23 ]
Мохеян участвовал в продолжительных дебатах с Камалашилой в Самье в Тибете по поводу внезапного и постепенного учения, что имело решающее значение для курса, по которому пошла тибетская буддийская традиция:
Как хорошо известно, судьба Чан [Учения Восточных гор] в Тибете, как говорят, была решена в ходе дебатов в монастыре Самье недалеко от Лхасы в 792-797 годах. [ 24 ]
Бротон определяет китайскую и тибетскую номенклатуру учений Мохойена и отождествляет их главным образом с Учениями Восточных гор:
Учение Мо-хо-яна в Тибете как знаменитого сторонника врат «все сразу» можно резюмировать как «созерцание ума» ([китайский:] k'an-hsin, [тибетский:] sems la bltas) и «не исследовать» ([китайский:] пу-куан, [тибетский:] myi rtog pa) или «не думать, не исследовать» ([Китайский:] пу-су пу-куан, [тибетский:] myi bsam myi rtog). «Созерцание ума» — это оригинальное учение Северной (или Восточной Горной Дхармы) учения. Как станет ясно, Поа-Танг и Северный Чань совпадают в тибетских источниках. Учение Мо-хо-яня кажется типичным для позднего Северного Чань. [ 25 ]
Учения Мохэяна и других мастеров Чань были объединены с линией передачи Кхам Дзогчен (это может совпадать, а может и не совпадать с линией передачи Кама (тибетское: bka'ma )} через Кунхьен (по-тибетски «всеведущий»), Ронгзом Чокьи Зангпо . [ 26 ]
Школу Дзогчен («Великое совершенство») Ньингмапы часто отождествляли с «внезапным просветлением» (тибетский: cig car gyi 'jug pa ) Мохэяна, и ее призывали защищаться от этого обвинения признанные члены линии передачи Сарма, придерживался стойкой точки зрения на «постепенное просветление» (тибетский: rim gyis 'jug pa ). [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фергюсон 2000 , с. 25, 29.
- ^ Фергюсон 2000 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Макрей 2003 , с. 34.
- ^ Касулис 2003 , с. 25-26.
- ^ Цойшнер, Роберт Б. (1978). «Понимание ума в северной линии Чань (Дзен)». Философия Востока и Запада, том 28, номер 1 (январь 1978 г.). Гавайи, США: Издательство Гавайского университета, стр. 69–79.
- ^ К 2003 году .
- ^ Билефельдт 1986 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б Макрей, Джон Р. (1986). Северная школа и формирование раннего чань-буддизма, Гавайский университет Press, стр. 143.
- ^ Роберт Э. Басуэлл младший (2017). Формирование идеологии Чань в Китае и Корее: Ваджрасамадхи-Сутра, буддийский апокриф. Издательство Принстонского университета, стр. 141.
- ^ Макрей, Джон Р. (1986). Северная школа и формирование раннего чань-буддизма, Гавайский университет Press, стр. 144.
- ^ Фергюсон 2000 , с. 26.
- ^ Фергюсон 2000 , с. 29, 31.
- ^ Фергюсон 2000 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с Дюмулен, Генрих (автор); Хейсиг, Джеймс В. (пер.) и Книттер, Пол (пер.) (1988). Дзен-буддизм: история. Том 1 Индия и Китай . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательская компания Macmillan. ISBN 0-02-908230-7 (комплект из 2 томов; бумага) стр.107
- ^ Рэй, Гэри Л. (2005). Северная школа Чань и дебаты о внезапном и постепенном просветлении в Китае и Тибете . Источник: [1] Архивировано 25 июля 2008 г. на Wayback Machine (дата обращения: 2 декабря 2007 г.).
- ^ Макрей 1991 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дюмулен, Генрих (автор); Хейсиг, Джеймс В. (пер.) и Книттер, Пол (пер.) (1988). Дзен-буддизм: история. Том 1 Индия и Китай . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательская компания Macmillan. ISBN 0-02-908230-7 (комплект из 2 томов; бумага) стр.108
- ^ Куикен, Кес (без даты). Другой Ненг 2: Источники и ресурсы части второй . Источник: [2] Архивировано 20 мая 2011 г. на Wayback Machine (по состоянию на 6 августа 2008 г.), стр.17.
- ^ Грегори, Питер Н; Традиции медитации в китайском буддизме, 106.
- ^ Макрей 2003 .
- ^ Платформенная сутра Шестого Патриарха, перевод Джона Макрея, стр. 72, Буккё Дендо Кёкай и Центр буддийских переводов и исследований Нумата, 2000 г.
- ^ Jump up to: а б Дюмулен, Генрих (1993). «Переосмысление раннего китайского дзэн ~ дополнение к книге «Дзен-буддизм: история»» в японском журнале религиоведения, 1993, 20/1. Источник: «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г. Проверено 4 марта 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) (по состоянию на 6 августа 2008 г.), стр.37 - ^ Рэй, Гэри Л. (2005). Школа Северного Чань и дебаты о внезапном и постепенном просветлении в Китае и Тибете
- ^ Адамек, Венди Ли (2007). Мистика передачи: о ранней истории Чань и ее контекстах . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-13664-1 , ISBN 978-0-231-13664-8 . Источник: [3] (дата обращения: суббота, 17 апреля 2010 г.), стр. 288.
- ^ Бротон, Джеффри (1983). Ранние школы Чань в Тибете. Цитируется по: Гимелло, Роберт М. и Грегори, Питер Н. (1983). Исследования Чань и Хуаянь. Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-0835-5 , ISBN 978-0-8248-0835-8 Источник: [4] (по состоянию на субботу, 17 апреля 2010 г.), стр. 9.
- ^ Барбер, AW (1990). Объединение Рдзогов Па Чен По и Чань . «Буддийский журнал Чунг-Хва». Том 3, апрель 1990 г. Источник: [5] (дата обращения: 30 ноября 2007 г.).
- ^ ван Шайк, Сэм (2007). Великое совершенство и китайский монах: защита Ньингмапы Хвашанг Махаяны в восемнадцатом веке. Источник: [6] Архивировано 29 августа 2007 г. на Wayback Machine (дата обращения: 14 января 2007 г.).
Источники
[ редактировать ]- Фергюсон, Энди (2000), Китайское наследие дзен , Бостон: Wisdom Publications Boston, ISBN 0-86171-163-7
- Билефельдт, Карл (1986), «Цо-Чан I Чан-лу Цун-цзе и «секрет» дзэн-медитации», в книге Грегори, Питера Н. (ред.), Традиции медитации в китайском буддизме , Гавайский университет Press
- Касулис, Томас П. (2003), Духовность Чань. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Лай, Уэлен (2003), Буддизм в Китае: исторический обзор. В Антонио С. Куа (ред.): Энциклопедия китайской философии (PDF) , Нью-Йорк: Routledge, заархивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2014 г.
- Макрей, Джон (1991), Шэнь-хуэй и учение о внезапном просветлении в раннем чань-буддизме. В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
- Макрей, Джон (2003), Видя сквозь дзен , The University Press Group Ltd.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Распечатать
[ редактировать ]- Мацумото, Сиро (松本史郞) (без даты). Критические соображения по поводу дзен-мышления. Университет Комадзава . Источник: [7] (дата обращения: 25 января 2008 г.)
- Почески, Марио (без даты). Отношение к каноничности и религиозному авторитету в Тан Чане . Университет Флориды . Источник: [8] (дата обращения: 25 января 2008 г.)
- Дюмулен, Генрих (автор); Хейсиг, Джеймс В. (пер.) и Книттер, Пол (пер.) (1988). Дзен-буддизм: история. Том 1 Индия и Китай . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательская компания Macmillan. ISBN 0-02-908230-7 (комплект из 2 томов; бумага)
- Макрей, Джон Р. (1983). Северная школа китайского чань-буддизма . доктор философии диссертация, Йельский университет.
- Фор, Бернар (1997). Воля к православию: критическая генеалогия северного чань-буддизма . Перевод Филлис Брукс, Стэнфорд, издательство Стэнфордского университета.
- Адамек, Венди Л. (2007). Мистика передачи: о ранней истории Чань и ее содержании . Нью-Йорк, Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13664-8
- Коул, Алан (2009). Отцовство для своего отца: дзен вымысла в буддизме Тан . Беркли, Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-25485-5
Электронный
[ редактировать ]- Зойшнер, Роберт Б. (1978). «Понимание ума в Северной линии Чань (Дзен)» в «Философии Востока и Запада» , Том 28, №1. Гавайи, США: Издательство Гавайского университета. Источник: [9] (дата обращения: 6 августа 2008 г.)
- Почески, Марио (2007). Модели взаимодействия с учениями Чань среди литераторов Средней Тан . Ежегодное собрание Ассоциации азиатских исследований, Бостон, 2007 г. Панельная дискуссия «Пересечение буддийской практики, искусства и культуры в Танском Китае». Университет Флориды. Источник: [10] [ постоянная мертвая ссылка ] (дата обращения: 25 января 2008 г.)
- Куикен, Кес (без даты). Другой Ненг 2: Источники и ресурсы части второй . Источник: [11] (дата обращения: 6 августа 2008 г.)
- Дюмулен, Генрих (1993). «Переосмысление раннего китайского дзэн ~ дополнение к книге «Дзен-буддизм: история»» в японском журнале религиоведения, 1993, 20/1. Источник: [12] (дата обращения: 6 августа 2008 г.)
- Шлюттер, Мортен (2007). «Передача и просветление в чань-буддизме через сутру платформы (Люцзу Танцзин六祖壇經)». Буддийский журнал Чунг-Хва , вып. 20, стр. 379–410 (2007). Тайбэй: Институт буддийских исследований Чунг-Хва. Источник: [13] [ постоянная мертвая ссылка ] (дата обращения: суббота, 11 апреля 2009 г.)