Jump to content

Шаолиньское кунг-фу

(Перенаправлено из Шаолиньского кунг-фу )

Шаолиньское кунг-фу
Два бойца практикуют кунг-фу в храме Шаолинь.
Фокус Гибридный
Твердость Полноконтактные , полуконтактные , легкоконтактные.
Страна происхождения Большой Китай
олимпийский вид спорта Нет

Шаолиньское кунг-фу ( китайский : 少林功夫 ; пиньинь : Shǎolín gōngfū ), также называемое Шаолиньское ушу ( 少林武術 ; Shǎolín wǔshù ) или Шаолинь цюань ( 少林拳 ; Shàolínquan ), является одним из старейших, крупнейших и наиболее известных стилей ушу. или кунг-фу чань -буддизма . Оно сочетает в себе философию Чань и боевые искусства . Он был разработан в храме Шаолинь в Хэнань провинции Великого Китая на протяжении его 1500-летней истории. Популярные высказывания в китайском фольклоре, связанные с этой практикой, включают: «Все боевые искусства под небом произошли от Шаолиня» и «Шаолиньское кунг-фу - лучшее под небом», что указывает на влияние Шаолиньского кунг-фу среди боевых искусств. Название Шаолинь также используется как бренд для так называемых внешних стилей кунг-фу. Многие стили южного и северного Китая используют название Шаолинь.

Китайские боевые искусства до Шаолиня

[ редактировать ]

Китайские исторические записи, такие как Весенние и Осенние летописи У и Юэ , Библиографии в Книге династии Хань, Записи великого историка и другие источники, документируют существование боевых искусств в Китае на протяжении тысячелетий. Например, китайское боевое искусство борьбы Шуай Цзяо возникло на несколько столетий раньше основания храма Шаолинь. [1] Поскольку китайские монастыри представляли собой крупные земельные владения, приносившие значительный регулярный доход, монахам требовалась определенная защита. Исторические открытия показывают, что еще до основания храма Шаолинь монахи были вооружены и также занимались боевыми искусствами. [2] В 1784 году в книге «Классика бокса: основные методы бокса» впервые упоминается монастырь Шаолинь как место зарождения китайского бокса. [3] [4] Однако это ошибочное мнение, [5] [6] но даже тот факт, что такая ошибка могла быть сделана, помогает показать историческое значение шаолиньского кунг-фу.

Южные и Северные династии (420–589 гг. Н.э.)

[ редактировать ]

Основан храм Шаолинь

[ редактировать ]

В 495 году нашей эры среди гор Сун в провинции Хэнань был построен храм Шаолинь. Первым монахом, проповедовавшим там буддизм, был монах по имени Буддхабхадра ( 佛陀跋陀罗 ; Fótuóbátuóluó ), которого называли просто Батуо (跋陀 китайцы ). Существуют исторические записи о том, что первые китайские ученики Батуо, Хуэйгуан ( 慧光 ) и Сенчжоу ( 僧稠 ), обладали исключительными боевыми навыками. Например, мастерство Сенчжоу в обращении с оловянным посохом и ударах пустой рукой зафиксировано даже в китайском буддийском каноне . [7]

Влияние Бодхидхармы

[ редактировать ]

Бодхидхарму традиционно считают распространителем чань-буддизма в Китае и считают его первым китайским патриархом . [8] В Японии он известен как Дарума.

Идея о том, что Бодхидхарма основал боевые искусства в храме Шаолинь, была распространена в 20 веке, однако эта идея возникла из развенчанной апокрифической легенды 17 века, которая утверждала, что Бодхидхарма обучал монахов философии чань-буддизма , в которой монахи затем могли использовать эти философии создали свои собственные боевые приемы шаолиньского кунг-фу. Идея влияния Бодхидхармы на шаолиньский бокс основана на руководстве по цигун , написанном в 17 веке. Это когда даос под псевдонимом «Путь фиолетового коагуляционного человека» написал « Классическую книгу об изменении сухожилий» в 1624 году, но утверждал, что открыл ее. В первом из двух предисловий руководства прослеживается эта преемственность от Бодхидхармы к китайскому генералу Ли Цзину через «цепочку буддийских святых и героев-воинов». [9] : стр. 165 Сама работа полна анахронических ошибок и даже включает в себя популярного персонажа из китайской художественной литературы Цюран Кэ («Пушистый бородатый герой») ( 虬髯客 ) в качестве мастера линии передачи. [10] Ученые-чиновники еще во времена династии Цин обратили внимание на эти ошибки. Ученый Лин Тинькан (1757–1809) охарактеризовал автора как «невежественного деревенского мастера». [9] : стр. 168 Даже тогда ассоциация Бодхидхармы с боевыми искусствами получила широкое распространение только в результате сериализации в 1904–1907 годах романа « Путешествия Лао Цаня» в журнале Illustrated Fiction Magazine : [11]

Одним из самых недавно придуманных и известных исторических повествований Шаолиня является история, в которой утверждается, что индийский монах Бодхидхарма, предполагаемый основатель китайского чань (дзен)-буддизма, ввел бокс в монастыре как форму упражнений примерно в 525 году нашей эры. Эта история впервые появилась в популярном романе « Путешествия Лао Цзана» , опубликованном серией в литературном журнале в 1907 году. Эта история была быстро подхвачена другими и быстро распространилась благодаря публикации в популярном современном руководстве по боксу «Секреты Шаолиня». «Методы бокса» и первая книга по истории китайской физической культуры, опубликованная в 1919 году. В результате она получила широкое устное распространение и является одним из самых «священных» повествований, разделяемых в китайских и китайских боевых искусствах. То, что эта история явно является изобретением двадцатого века, подтверждается писаниями, написанными по крайней мере 250 лет назад, в которых упоминаются как Бодхидхарма, так и боевые искусства, но не проводится никакой связи между ними. [12] : 129 

Династии Суй и Тан (581–907 гг. Н.э.): монахи-солдаты Шаолиня.

[ редактировать ]

В течение короткого периода правления династии Суй (581–618 гг.) строительные блоки шаолиньского кунг-фу приняли официальную форму, и шаолиньские монахи начали создавать собственные боевые системы. Шаолиня . С этого времени монахи Шаолиня практиковали 18 методов Луоханя с сильным буддийским оттенком, которые позже были использованы для создания более продвинутых боевых искусств Монахи Шаолиня развили очень мощные боевые навыки, и это проявилось к концу династии Суй.

Как и большинство династических изменений, конец династии Суй был временем потрясений и борьбы за трон. Самым древним свидетельством участия Шаолиня в боевых действиях является стела 728 года, которая свидетельствует о двух событиях: защите монастыря от бандитов около 610 года и их роли в разгроме Ван Шичуна в битве при Хулао в 621 году. Ван Шичун провозгласил себя императором. . Он контролировал территорию Чжэн и древнюю столицу Лоян . Над Лояном на горе Хуаньюань возвышалось поместье Кипарисовая долина, которое служило местом форта во времена Цзинь и командования во времена Южной Ци . [13] Император Вэнь Суй подарил поместье соседнему монастырю под названием Шаолинь, чтобы его монахи могли заниматься сельским хозяйством, но Ван Шичун, осознавая его стратегическую ценность, захватил поместье и разместил там войска и сигнальную башню, а также основал префектуру под названием Юаньчжоу. [13] Более того, он собрал армию в Лояне, чтобы двинуться на сам храм Шаолинь.

Монахи Шаолиня объединились с врагом Вана, Ли Шимином, и вернули поместье Кипарисовая долина, разгромив войска Вана и взяв в плен его племянника Рензе. Без форта в Кипарисовой долине ничто не могло удержать Ли Шимина от марша на Лоян после его поражения союзника Вана Доу Цзяньдэ в битве при Хулао , что вынудило Ван Шичуна сдаться. Отец Ли Шимина был первым танским императором , а сам Шимин стал вторым . После этого Шаолинь пользовался королевским покровительством Тан.

Хотя стела монастыря Шаолинь 728 года свидетельствует об этих инцидентах в 610 и 621 годах, когда монахи участвовали в бою, она не намекает на боевую подготовку в монастыре или на какую-либо боевую технику, в которой специализировались его монахи. Никакие другие источники периодов Тан, Сун и Юань не упоминают о военной подготовке в храме. По мнению Меира Шахара , это объясняется слиянием поздней Минской моды на военные энциклопедии и, что более важно, призывом на военную службу гражданских иррегулярных формирований, включая монахов, в результате упадка Минской армии в 16 веке. [14] Стела и документальные свидетельства показывают, что монахи исторически поклонялись » бодхисаттвы Ваджрапани форме « Короля Киннары как прародителю своих посохов и стилей боя голыми руками. [9]

Династия Мин (1368–1644)

[ редактировать ]

С 8 по 15 века ни один из сохранившихся источников не документирует участие Шаолиня в боях; Затем в XVI и XVII веках по крайней мере сорок дошедших до нас источников свидетельствуют о том, что монахи Шаолиня не только практиковали боевые искусства, но и боевая практика стала настолько неотъемлемым элементом монашеской жизни Шаолиня, что монахи чувствовали необходимость оправдать ее, создавая новые Буддийское предание. [14] Упоминания о боевых искусствах Шаолиня появляются в различных литературных жанрах позднего Мин:эпитафии монахов-воинов Шаолиня, руководства по боевым искусствам, военные энциклопедии, исторические сочинения, рассказы о путешествиях, художественная литература и даже поэзия. [14]

Эти источники, в отличие от источников периода династии Тан , относятся к шаолиньским методам боя без оружия, с копьем и оружием, которое было сильной стороной шаолиньских монахов и которым они прославились, - посохом . [3] [14] К середине 16 века военные специалисты со всего Минского Китая приезжали в Шаолинь, чтобы изучить его боевые приемы.

Около 1560 года Юй Даю отправился в монастырь Шаолинь, чтобы своими глазами увидеть боевые приемы монахов, но нашел их разочаровывающими. Ю вернулся на юг с двумя монахами, Цзунцином и Пуцуном, которых он обучал использованию посоха в течение следующих трех лет, после чего Цзунцин и Пуцун вернулись в монастырь Шаолинь и научили своих братьев-монахов тому, чему они научились. Историк боевых искусств Тан Хао связал стиль шаолиньского посоха «Перехват пяти тигров» с учением Ю. [ нужна ссылка ]

Самое раннее дошедшее до нас руководство по шаолиньскому кунг-фу, « Изложение оригинального шаолиньского метода посоха». [15] была написана примерно в 1610 году и опубликована в 1621 году на основе того, что ее автор Чэн Цзунъю узнал во время более чем десятилетнего пребывания в монастыре.

Условия беззакония в провинции Хэнань , где расположен монастырь Шаолинь, и прилегающих провинциях во времена поздней династии Мин и всей династии Цин способствовали развитию боевых искусств.Меир Шахар перечисляет боевые искусства тай-чи , семейный бокс Чанг, багуацюань , синъи-цюань и бацзицюань как происходящие из этого региона и этого периода времени. [14]

С 1540-х по 1560-е годы пираты , известные как вокоу, совершали набеги на восточное и юго-восточное побережье Китая в беспрецедентных масштабах.

Географ Чжэн Жуочэн приводит наиболее подробные источники XVI века, которые подтверждают, что в 1553 году Ван Бяо, заместитель начальника Главного военного совета Нанкина, инициировал призыв монахов, в том числе некоторых из Шаолиня, против пиратов. [14] Монахи-воины участвовали как минимум в четырех сражениях: в заливе Ханчжоу весной 1553 года и в дельте реки Хуанпу при Вэнцзягане в июле 1553 года, Мацзябанге весной 1554 года и Таочжае осенью 1555 года. [14]

Самое большое поражение монахи потерпели при Таочжае, где четверо из них пали в бою; их останки были похоронены под Ступой Четырех Героических Монахов ( Si yi seng ta ) на горе Ше недалеко от Шанхая . [14]

Монахи одержали свою величайшую победу при Вэнцзягане. [14] 21 июля 1553 года 120 монахов-воинов во главе с шаолиньским монахом Тяньюанем разгромили группу пиратов и преследовали выживших на протяжении десяти дней и двадцати миль. [14] Пираты потеряли более ста человек, а монахи - только четверых. [14]

Не все монахи, сражавшиеся при Вэнцзягане, были выходцами из Шаолиня, и между ними возникло соперничество. Чжэн ведет хронику победы Тяньюаня над восемью монахами-соперниками из Ханчжоу, бросившими вызов его командованию. Чжэн поставил Шаолинь на первое место в тройке лучших буддийских центров боевых искусств. [14] Чжэн поставил Фуню в провинции Хэнань на второе место, а гору Утай в Шаньси — на третье. Монахи Фуню практиковали техники посоха, которым они научились в монастыре Шаолинь. Монахи Утай практиковали Копье семьи Ян (楊家槍; пиньинь : Янцзя цян).

Содержание

[ редактировать ]
Монахи Шаолиня демонстрируют кунг-фу.

Храм Шаолинь имеет два основных наследия: Чань ( ), который относится к чань-буддизму , религии Шаолиня, и Цюань ( ), который относится к боевым искусствам Шаолиня. В Шаолине это не отдельные дисциплины и монахи всегда следовали философии объединения Чань и Цюань ( 禅拳合一 ; chan quan he yi ). С более глубокой точки зрения Цюань считается частью Чана. Как сказал покойный шаолиньский монах Суси в последние минуты своей жизни: «Шаолинь — это Чань, а не Цюань».

Со стороны Цюань (боевой) содержание обильно. Обычная классификация содержания:

  1. Базовые навыки ( 基本功 ; jīběn gōng ): к ним относятся выносливость, гибкость и баланс, которые улучшают способности тела при выполнении боевых маневров. В шаолиньском кунг-фу навыки гибкости и равновесия известны как « детские навыки » ( 童子功 ; tóngzǐ gōng ), которые подразделяются на 18 поз.
  2. Силовые навыки ( цигун ; цигун ): К ним относятся:
    • Медитация цигун: сама медитация цигун бывает двух типов: внутренняя ( ; нэй ), которая является стационарной медитацией, и внешняя ( ; вай ), которая представляет собой динамические методы медитации, такие как шаолиньские четырехчастные упражнения ( си дуань гун ), восьмисекционные. парча ( 八段锦 ; ба дуан цзюнь ), Шаолиньское писание, изменяющее мышцы ( 易筋经 ; yì jīn jīng ), и другие.
    • 72 искусства: они включают в себя 36 мягких и 36 сложных упражнений, которые известны как мягкий и жесткий цигун.
  3. Боевые навыки ( 拳法 ; quánfώ , «навыки»): они включают в себя различные приемы боя голыми руками, с оружием, а также приемы ( стили ) боя голыми руками и оружием и их боевые (散打 ; sàndǎ ). методы

Стили Шаолиня состоят из множества различных форм и техник животных. Вин Чун широко популярен отчасти благодаря популярному сериалу китайского производства « Ип Ман» , названному в честь Брюса Ли первого учителя Вин Чун ( Ип Ман ), самого известного практикующего этого искусства.

Как и в обычной системе китайских боевых искусств, боевые методы Шаолиня преподаются через формы ( 套路 ; таолу ). Формы, которые технически тесно связаны, соединяются вместе и считаются принадлежащими к одному подстилю. Их обычно называют малой и большой формами, например, малую и большую хун-цюань, которые в совокупности составляют шаолиньский стиль хун-цюань, а также малую и большую бао-цюань и т. д. Также существуют стили с одной формой, например тайцзу-чан. цюань. Действительно, эти стили не являются законченными или самостоятельными, это всего лишь классификация различных форм шаолиньского кунг-фу, основанная на их техническом содержании.

Шаолиньское кунг-фу насчитывает более сотни дошедших до нас стилей. Существует документация о более чем тысяче дошедших до нас форм, что делает Шаолинь крупнейшей школой боевых искусств в мире. Во времена династии Цин (1644–1911) монахи Шаолиня выбрали 100 лучших стилей шаолиньского кунг-фу. Затем они выбрали 18 самых известных из них. Однако каждая линия монахов Шаолиня всегда выбирала свой собственный стиль. Каждый стиль учит уникальным методам борьбы ( 散打 ; sàndǎ ) и сохранения здоровья с помощью одной или нескольких форм . Чтобы изучить полную систему, монахи Шаолиня осваивают ряд стилей и видов оружия. Наиболее известные стили шаолиньского кунг-фу:

Список известных стилей

[ редактировать ]
  • 18 рук Архата ( Восемнадцать рук Архата ; luóhàn shíbā shǒu ): известен как старейший стиль.
  • Стиль Наводнения ( 洪拳 ; хунцюань ): с малой формой ( 小洪拳 ; xiώo хунцюань ), известной как сын стилей, и большой формой ( 大洪拳 ; да хунцюань ), известной как мать стилей,
  • Взрывной стиль ( 炮拳 ; pàoquán ): известен как король стилей.
  • Стиль проникающих рук ( 通 Arms Boxing ; tōngbìquán ),
  • 7-звездочный стиль и долгая охрана Врат сердца и разума ( Семь звезд и длинная охрана ворот сердца и разума, бокс ; qī xīng & cháng hù xīn yì mén quán ),
  • Стиль цветения сливы ( 梅花 кулак ; мейуацван ),
  • Стиль «Облицовка и яркое солнце» ( Чао и Чжао Ян Цюань ; Чао и Чжао Ян Цюань ),
  • Стиль архата ( Луоханцюань ; luóhànquán ): известен как наиболее представительный стиль.
  • Стиль Ваджрапани ( Алмазный кулак ; jīn'gāngquán ),
  • Императорский дальнобойный стиль ( 太祖长拳 ; tàizǔ chángquan ): известный как самый изящный стиль,
  • Стиль «6 спичек» ( Люхэцюань ; liùhéquán ),
  • Мягкий стиль ( софтбокс ; róuquán ),
  • Стиль разума ( 心意 кулак ; синьицюань )
  • Подражательные стили ( xiàngxíngquán ) и др. (включая Дракона , Тигра , Леопарда , Орла , Обезьяны , Богомола ),
  • Пьяный стиль ( пьяный кулак ; цзуицюань ),

и многие другие стили.

Внутреннее и внешнее кунг-фу.

[ редактировать ]

Хуан Цзунси описал боевые искусства с точки зрения Шаолиня, или «внешних» искусств, в сравнении с Уданом или внутренними искусствами в 1669 году. [16] С тех пор Шаолинь стал в народе синонимом того, что считается внешними китайскими боевыми искусствами, независимо от того, имеет ли конкретный стиль, о котором идет речь, какую-либо связь с монастырем Шаолинь . Некоторые говорят, что нет различия между так называемыми внутренними и внешними системами китайских боевых искусств. [5] [17] в то время как другие известные преподаватели придерживаются мнения, что они другие. Например, тайцзицюань учитель У Цзяньцюань :

Те, кто практикует Шаолиньцюань, прыгают с силой и мощью; люди, не владеющие такого рода тренировками, вскоре теряют дыхание и истощаются. Тайцзицюань не похож на это. Стремитесь к покою тела, ума и намерения. [18]

Влияние на другие боевые искусства

[ редактировать ]

Некоторые традиции каратэ имеют устные традиции, заявляющие о своем происхождении из Шаолиня. [19] Традиции боевых искусств в Японии . Корея , Шри-Ланка и некоторые страны Юго-Восточной Азии ссылаются на китайское влияние, передаваемое буддийскими монахами. [20] [21]

Недавние события 20-го века, такие как Сёриндзи Кэмпо ( храмовый бокс Шаолинь ), практикуемый в японском Сохонзан Сёриндзи ( Кинг-Конг Дзэн 総本山Храм Шаолинь ), до сих пор поддерживают тесные связи с китайским храмом Сун Шань Шаолинь из-за исторических связей. [22] Японская группа Сёриндзи Кэмпо получила признание в Китае в 2003 году за финансовый вклад в поддержание исторического здания храма Сун Шань Шаолинь. [23]

[ редактировать ]

О шаолиньском кунг-фу было снято несколько фильмов, особенно в 70-х и начале 80-х годов. Такие фильмы, как «36-я палата Шаолиня», «Храм Шаолинь» и «Деревянные человечки Шаолиня». Современные фильмы включают «Шаолиньский футбол» и «Шаолинь». [ нужна ссылка ]

Шаолинь оказал влияние на многих рэперов, особенно на участников Wu Tang Clan.

Шаолиньское кунг-фу — один из стилей, используемых Mortal Kombat главным героем Лю Кангом . Его приемы Пао Чуй, Чой Лэй Фут, Кулак Обезьяны и Дракон заимствованы из шаолиньского кунг-фу. [24]

Шаолиньские монахи (в игре называемые просто «монахами») появляются в roguelike -игре NetHack вместе с самураями . Это одна из двух ролей, в которых используются навыки боевых искусств, причем монахи обладают самыми мощными навыками боевых искусств в игре.

В мультсериале Nickelodeon «Аватар, последний маг воздуха» практика «магии огня» основана на приемах Шаолиня.

  1. ^ Канцониери, Сальваторе. «Появление китайских боевых искусств». Хан Вэй Ушу (23).
  2. ^ Хеннинг, Стэнли (1999b). «Мифы о боевых искусствах монастыря Шаолинь, часть I: Великан с пылающим посохом». Журнал Гавайской ассоциации исследований тайцзицюань Chenstyle . 5 (1).
  3. ^ Jump up to: а б Хеннинг, Стэнли Э. (осень 1999 г.). «Академические круги знакомятся с китайскими боевыми искусствами». Китайское обозрение Интернэшнл . 6 (2): 319–332. дои : 10.1353/cri.1999.0020 . ISSN   1069-5834 .
  4. ^ Чжан Кончжао Чжан Конгчжао (ок. 1784 г.) Классический бокс: основные методы бокса Классические методы бокса Цюаньцзин Цюаньфу Бэйяо (на китайском языке).
  5. ^ Jump up to: а б Кит, Вонг Кью (2002). Искусство шаолиньского кунг-фу: секреты кунг-фу для самозащиты, здоровья и просветления .
  6. ^ Орден Шаолинь Чань (2004, 2006). Текст Шаолиньского мастера: история, философия и гунг-фу Шаолинь Чань. Орегон.
  7. ^ Канцониери, Сальваторе (февраль – март 1998 г.). «История китайских боевых искусств: от династии Цзинь до периода разобщенности». Хан Вэй Ушу . 3 (9).
  8. ^ «Индийская связь Шаолиньского кунг-фу» . Архивировано из оригинала 29 октября 2020 года . Проверено 15 мая 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Шахар, Меир (2008). Монастырь Шаолинь: история, религия и китайские боевые искусства . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  978-0824831103 .
  10. ^ Лю, Джеймс JY (1967). Китайский странствующий рыцарь . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 87–88. ISBN  0-2264-8688-5 .
  11. ^ Хеннинг, Стэнли (1994). «Китайские боевые искусства в исторической перспективе» (PDF) . Журнал Гавайской ассоциации исследований тайцзицюань Chenstyle . 2 (3): 1–7.
  12. ^ Хеннинг, Стэн; Грин, Том (2001). «Фольклор в боевых искусствах». В Грине, Томас А. (ред.). Боевые искусства мира: Энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO.
  13. ^ Jump up to: а б Шахар, Меир (2000). «Эпиграфика, буддийская историография и боевые монахи: на примере монастыря Шаолинь». Большая Азия . Третья серия. 13 (2): 15–36.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Шахар, Меир (декабрь 2001 г.). «Свидетельства боевой практики Шаолиня периода Мин». Гарвардский журнал азиатских исследований . 61 (2). Гарвардский журнал азиатских исследований, Vol. 61, № 2: 359–413. дои : 10.2307/3558572 . ISSN   0073-0548 . JSTOR   3558572 . S2CID   91180380 .
  15. ^ Чэн Цзунъю Ченг Цзунъю (ок. 1621 г.) Изложение оригинального шаолиньского метода посоха少林stick法艋宗 Шаолинь Гунфу Чонгзон (на китайском языке).
  16. ^ Хеннинг, Стэнли (осень – зима 1994 г.). «Невежество, легенды и тайцзицюань» (PDF) . Журнал Гавайской ассоциации исследований тайцзицюань Chenstyle . 2 (3): 1–7. Архивировано из оригинала (PDF) 23 февраля 2011 года.
  17. ^ Фрэнсис, БК (1998). Сила внутренних боевых искусств: боевые секреты багуа, тайцзи и син-и . Североатлантические книги.
  18. ^ Вулидж, Дуг (июнь 1997 г.). «ТАЙ ЧИ Международный журнал Тайцзи-цюань, том 21, № 3». Тай Чи . Публикации Путника. ISSN   0730-1049 .
  19. ^ Бишоп, Марк (1989). Окинавское каратэ: учителя, стили и секретные техники . A&C Black, Лондон. ISBN  0-7136-5666-2 .
  20. ^ «Шаолиньское кунгфу» . www.shine.cn . 20 января 2017 года. Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
  21. ^ «Чина ди | База данных боевых искусств» . 10 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2017 года . Проверено 30 апреля 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  22. ^ «Празднование 50-летия Сёриндзи Кэмпо» . Архивировано из оригинала 8 июля 2006 года . Проверено 25 мая 2006 г.
  23. ^ «Премия дружбы на государственном уровне Китая вручена председателю группы Сёриндзи Кэмпо» . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Проверено 25 мая 2006 г.
  24. ^ «Шаолинь, Влияние — Видеоигры» . depts.washington.edu . Проверено 13 августа 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dae48c03723ade733fcfcc54f5e7c326__1719953760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/26/dae48c03723ade733fcfcc54f5e7c326.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shaolin kung fu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)