Бацзицюань
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2007 г. ) |
![]() Мастер У Ляньчжи в типичной стойке бацзицюань . стиля | |
Также известен как | Бокс восьми конечностей, стиль телохранителя |
---|---|
Фокус | Яркий |
Страна происхождения | Большой Китай |
Создатель | Неизвестный [ 1 ] |
Известные практики | Ли Шувэнь , Лю Юньцяо , Адам Сюй , Су Юй-чан , Рючи Мацуда , Ли Цзяньу , У Ляньчжи , У Юэ |
олимпийский вид спорта | Нет |
Часть серии о |
Китайские боевые искусства (ушу) |
---|
![]() |
Бацзицюань ( китайский : 八極拳 ; пиньинь : Бацзицюань ) — традиционное китайское боевое искусство , которое отличается взрывной силой ближнего боя и хорошо известно своими быстрыми локтями и плечами . ударами [ 2 ] Его полное название - каймэнь бацзицюань ( китайский : 開門八極拳 ; пиньинь : Каймен бацзицюань ; букв. «бокс с восемью конечностями с открытыми воротами»). Бацзицюань также известен как «стиль телохранителя», поскольку этому стилю обучали и использовали личные телохранители Мао Цзэдуна , Чан Кайши и Пуи (последнего императора династии Цин ).
Бацзицюань сейчас популярен в северном Китае и на Тайване . Позже он был завезен в Японию , Южную Корею и другие страны, такие как США , Канада , Великобритания , Франция , Италия и другие.
Этимология
[ редактировать ]Бацзицюань | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Бацзицюань | ||
Упрощенный китайский | Бацзицюань | ||
Ханью Пиньинь | Бацзицюань | ||
Буквальный смысл | «Кулак восьми конечностей» | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Бацзицюань | ||
Нисколько | Хаккёкукен | ||
|
Согласно наиболее распространенной этимологии, бацзицюань первоначально назывался бацзицюань ( 耙子拳 ; «кулаки-грабли / бокс»), потому что кулаки, удерживаемые свободно и слегка раскрытые, используются для ударов вниз, как грабли. Название посчитали довольно грубым, поэтому его изменили на бацзицюань . Термин баджи происходит из « И Цзин» и означает «расширение всех направлений». В данном случае это означает «включая все» или «вселенную». [ 3 ] [ 4 ]
Большинство людей полагают, что Бацзицюань изначально был известен как Бацзы Цюань , что означает « грабли ». Стиль получил это название из-за формы большинства используемых кулаков. Позднее термин «бази» был изменен на «баджи» , что означает «достигать далеко во всех направлениях». Это считалось более подходящим и заслуживающим внимания описанием стиля, поскольку предполагает способность достигать великих целей.
—Лу Шэнли [ 3 ]
Однако эта этимология не является общепринятой. [ 5 ]
История
[ редактировать ]О происхождении стиля мало что известно. Информация до республиканской эпохи в Китае крайне редка, наиболее четкая документация начинается примерно с 1920-1930-х годов.
Первым практикующим, четко идентифицированным в письменной истории, был человек по имени У Чжун ( 吴钟 ; У Чжун ; 1712-1802), член меньшинства хуэй и представитель семейного клана Ву района Мэнцунь в Цанчжоу , Хэбэй . [ 6 ] [ 3 ]
Согласно генеалогическим записям семьи У, прадед У Чжуна покинул семейную цитадель и поселился примерно в 50 км от нее в изолированной деревушке Хоучжуанке (后庄科) в соседней провинции Шаньдун . Говорят, что У Чжун родился в Хоучжуанке, а затем вернулся и поселился с основной ветвью своей семьи в деревне Мэнцунь, провинция Хэбэй. Об У Чжуне мало что известно, за исключением того, что он быстро достиг беспрецедентного уровня в практике боевых искусств. Его мастерство принесло ему прозвище «бог копья», а также его наняли инструктором при императорском дворе под руководством принца Сюня . Когда ему было около 60 лет, У Чжун вернулся в Мэнцунь, где последние тридцать лет своей жизни он посвятил передаче своего боевого искусства, и деревня стала источником развития бацзицюань . [ 7 ]
Происхождение мастерства, приобретенного У Чжуном, остается неизвестным и по сей день, оно в настоящее время является предметом множества споров между различными ветвями бацзицюань . Исторические документы содержат две версии происхождения бацзицюань :
- Летопись округа Цан, [ 7 ] руководство по баджи семьи Ву, [ 8 ] и рукопись Побэя указывают, что странствующий даосский монах по имени Лай ( 癞 ; lài ; «прокаженный») и его ученик Пи ( 癖 ; pϐ ; «энтузиаст») остались бы в Мэнцуне, чтобы обучать бацзицюань , а также обращение с огромным копьем У Чжуну. По признанию семьи Ву из Мэнцуня, это упоминание, вероятно, следует считать легендой; [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
- Другой — Чжан Юэшань, монах из храма Юэшань в провинции Хэнань (либо Чжэнчжоу , либо Цзяоцзо ), который возвращался к светской жизни и путешествовал. Говорят, что он учил великому методу копья. [ 10 ] [ 3 ] [ 12 ]
- Помимо этих двух теорий, существует также предположение, что боевое искусство зародилось в храме Шаолинь в провинции Хэнань и не имеет отношения к Чжан Юэшань. [ 13 ]
В любом случае все источники сходятся во мнении, что У Чжун много путешествовал и лишь в конце жизни посвятил себя преподаванию бацзицюань . Предполагается, что легенда о Лае и Пи просто символизирует боевые знания, которые У Чжун смог приобрести на протяжении всей своей жизни, вероятно, в результате изучения других стилей региона, и что он кристаллизовал их в форме бацзицюань .
Первое историческое упоминание о бацзицюань появляется в военном договоре Цзисяо Синьшу, написанном генералом Ци Цзигуаном (1528-1588). Предполагается, что бацзицюань , возможно, было широко известным боевым искусством 16 века. [ 14 ] [ 3 ] [ 1 ] [ 15 ]
У Чжуна был только один ребенок, его дочь У Жун ( 吴荣 ; У Жун ), которая в возрасте 30 лет вышла замуж за знатока чанцюань и прекратила практиковать бацзицюань через несколько лет . Чтобы не остаться бездетным и обеспечить преемственность своего искусства, У Чжун усыновил У Ин ( 吴溁 ; У Ин ), дальнего племянника семьи Ву из Мэнцунь. У Чжун передал все свои знания У Ину, а также У Чжунюю ( китайский : 吴钟毓 ), другому дальнему племяннику семьи Ву из Мэнцунь. В 1790 году по просьбе своего учителя У Ин официально ввёл название « бацзицюань » и написал первое боевое руководство семьи У, чтобы обеспечить передачу семейного искусства из поколения в поколение. Таким образом, бацзицюань передался внутри семьи У, которая также обеспечила распространение этого стиля среди других семей в Мэнцунь и близлежащих деревнях. [ 16 ] [ 17 ]
Сначала бацзицюань был передан в основном народу хуэй из деревни Мэн, но он также был передан в Луохань, район, где живет много ханьцев . В конце концов, она разделилась на линию Хуэй Менцуня и линию Хань Ло.
Современная история бацзицюань
[ редактировать ]Ли Шувэнь (1860-1934) считался одним из самых выдающихся деятелей боевого искусства во времена династии Цин . [ 18 ] Он был родом из Цанчжоу ( 滄州 ), Хэбэй, и получил прозвище «Бог копья Ли». [ 19 ] Пекинский оперный герой У Шен (военный персонаж мужского пола) по образованию он также был опытным бойцом. Его самая известная цитата: «Я не знаю, что значит дважды ударить человека». [ 20 ] Среди учеников Ли Шувэня были Хо Дянь Гэ ( 霍殿閣 ) (телохранитель Пуи , последнего императора Китая), Ли Чэньу (телохранитель Мао Цзэдуна ) и Лю Юньцяо ( 劉雲樵 ) (секретный агент националистического Гоминьдана и инструктор Чан Кая). -шека ). телохранители [ 21 ] С тех пор Бацзицюань приобрел репутацию «стиля телохранителя». [ 22 ] [ 23 ] Ма Фэнту ( 马峰图 ) и Ма Инту ( 马英图 ) ввели бацзицюань в Центральный институт Гошу (Нанкин Гошу Гуань 南京国书馆 ), где он является обязательным для всех студентов. [ 24 ]
Толчком, который дал распространение бацзицюань по всему Китаю, стал Центральный институт Гошу , как регулярный курс, общий для двух учебных курсов «Ворота Шаолинь» и «Ворота Удан». Все началось с создания « учебных материалов по бацзицюань для групповых тренировок» (団体訓練用八極拳教材). По мере расширения филиала Центрального института Гошу бацзицюань становился все более популярным и популяризированным.
Отношение к пигуакуану
[ редактировать ]в традиции братьев Ма бацзицюань Считается, что имеет общие корни с другим боевым искусством Хэбэя — пигуацюань . Говорят, что У Чжун, старейший мастер линии бацзицюань , преподавал оба искусства вместе как единую боевую систему. [ 25 ] Легенда гласит, что в конце концов они распались, но Ли Шувэнь воссоединил их в конце 18 - начале 19 века. В качестве свидетельства взаимодополняющей природы этих двух стилей пословица гласит: «Когда пигуа добавляется к баджи , все боги и демоны приходят в ужас. Когда баджи добавляется к пигуа , герои вздыхают, зная, что они им не ровня. " ( 八極參劈掛,神鬼都害怕。劈掛參八極,英雄嘆莫及 ) [ 25 ] [ 26 ]
Однако никаких исторических подтверждений этой версии обнаружено не было.
Ветви и родословные
[ редактировать ]Выдающиеся ветви и линии искусства сохранились до наших дней, в том числе стиль Хань, стиль Хо, стиль Цзи, стиль Ли, стиль Ма, стиль Цян, стиль У (от У Сифэна), стиль Утань, и инь-ян в стиле бацзицюань . У каждого есть уникальный элемент, но при этом они делятся основными практиками. Некоторые линии более распространены или существуют только в Китае , тогда как другие распространились на западные страны.
Мэнцунь Бацзицюань
[ редактировать ]Деревня Мэн ( Мэнцунь ) считается родиной бацзицюань или, по крайней мере, современных версий этого искусства. [ 1 ] Баджи там до сих пор широко практикуется.
Нанкин Бацзицюань
[ редактировать ]Бацзицюань из Нанкина был представлен Институту Гошу студентами Чжан Цзинсина, Хань Хуэйцина и Ма Инту. Хань оказал большое влияние на распространение баджи на юге Китая до такой степени, что существовала поговорка Бэй ли нан хан , означающая «Ли [Шувэнь] на севере и Хань [Хуачэнь] на юге». [ 27 ]
У Сюфэн
[ редактировать ]У Сюфэн [ 28 ] (1908–1976) является «дедушкой» многих современных линий передачи баджи . От него происходят следующие линии.
Тянь-стиль
[ редактировать ]Стиль Тянь — это ветвь, на которую оказывает взаимное влияние Цзинган Баши — второе искусство, практикуемое Тянь Цзиньчжуном. Среди практикующих - У Сюфэн, Тянь Цзиньчжун и Шэнь Цзяжуй. [ 29 ] >> Чжоу Цзинсюань [ 30 ] [ 31 ] Стиль Тянь практикуется в Китае и за рубежом. [ 32 ]
стиль Инь Ян
[ редактировать ]Стиль Инь Ян был создан Чжао Фуцзяном, который объединил свои знания бацзи , синъицюань и ицюань для создания нового вида искусства. [ 33 ] Инь-Ян в основном практикуется в Китае.
в стиле огня Значок
[ редактировать ]в стиле огня Значок [ 34 ] Сегодня это наиболее распространенная линия на Западе. Родом из Тайваня, где жил ее основатель Лю Юньцяо . Эта линия включает в себя дополнительные искусства, которым обучают наряду с баджи , такие как пигуацюань и багуачжан .
Цзянь Дяньшэн [ 35 ] >> Ли Шувэнь [ 36 ] >> Лю Юньцяо >> Адам Сюй , [ 37 ] Су Ючан и Тони Ян [ 38 ] >> Многие студенты на Тайване и за границей (преподавают один или несколько из них). [ 39 ]
Функции
[ редактировать ]Тактика и стратегия
[ редактировать ]Бацзицюань с силой раскрывает руки противника ( цян кай мэнь ; 強開門 ) и проводит атаки на верхнем, среднем и нижнем уровнях тела ( сань пань лянь цзи ; 三盤連擊 ). Он наиболее полезен в ближнем бою, так как фокусируется на ударах локтями, коленями, плечами и бедрами. При блокировании атаки или приближении к противнику техники бацзицюань подчеркивают удары по основным уязвимым точкам, а именно по грудной клетке (туловищу), ногам и шее.

«Шесть больших способов открытия» ( лю дакай ; 六大開 ): [ 40 ]
- Дин ( 頂 ): использование кулака, локтя или плеча для толчка вперед и вверх.
- Бао ( 抱 ): сложить руки вместе, как будто обнимая кого-то. Обычно за ним следует pi 劈 (расщепление). [ 41 ]
- Ти ( 提 ): поднятие колена для удара по бедру противника или поднятие стопы для удара по голени противника и т. д.
- Дэн ( 單 ): использование одного приема.
- Куа ( 胯 ): использование бедра.
- Чан ( 纏 ): запутывание с вращением вокруг запястья, локтя и плеча.
Методы шага и тела
[ редактировать ]Работа ног в бацзицюань имеет три особенности:
- Чжэньцзяо
- Ньянбу
- Чуангбу [ 42 ]
Эти поразительные техники связаны с традиционной китайской медициной , которая утверждает, что все части тела связаны между собой физически или духовно.
Формы
[ редактировать ]Формы баджи делятся на вооруженные и невооруженные. Существует двадцать форм кулаков, которые включают двенадцать баджи Кулаков Малой Структуры, баджи Кулака Черного Тигра, баджи данчжай , баджи данда / дуйда , баджи луохан гун и баджи сы ланг куан . Существует восемь форм оружия, в том числе люхэда цян (копье), чунь ян цзянь (меч), сан инь дао (сабля), син чжэ бан (посох), пудао и чунь цю дадао (длинный двуручный тяжелый клинок, используемый генералами, сидящими на лошадях).
Большинство школ ориентируются на гораздо меньшую учебную программу. Стандартными почти для всех групп являются сяобаджи и дабаджи ; две формы оружия: сабля и копье; программа тренировок для двух человек, называемая баджи дуцзе или баджи дуйда , и серия из 8 коротких атакующих методов, называемых « баши » (восемь поз), которые заимствованы из искусства Шаолиня цзинган баши .
Генерация и выражение энергии
[ редактировать ]Основные особенности баджи включают удары локтями, удары руками/кулаками, проверки бедрами и удары плечом. Все приемы выполняются с короткой силой, вырабатываемой в ходе тренировок; Среди китайских мастеров боевых искусств баджи известен своими быстрыми движениями. Баджи сосредотачивается на борьбе, входя с большей дистанции с характерным шагом атаки ( чжэньцзяо ).
Сущность бацзицюань заключается в цзинь , или методах передачи силы, в частности фа цзинь (взрывная сила). Стиль содержит шесть типов джин , восемь различных способов нанесения ударов и несколько принципов использования силы. В большинстве приемов бацзицюань используется метод одного удара с очень близкого расстояния. Основная часть урона наносится за счет мгновенного ускорения, которое передается от талии к конечностям и еще больше усиливается за счет шага зарядки, известного как чжэньцзяо .
Механика цзинь разрабатывается в результате многих лет практики, а бацзицюань известен своей напряженной тренировкой нижней части тела и упором на стойку лошади . [ 20 ] Его стойка лошади выше, чем у типичных стилей чанцюань . Как и другие стили, существует также «стойка стрелы-лука», «стойка на одной ноге», «пустая стойка» ( 虛步 ; xūbù ), «позиция падения» ( 仆步 ; pūbù ) и т. д. Это восемь различных поз рук, а также различные типы дыхания и чжэньцзяо .
Влияния
[ редактировать ]Баджи сосредотачивается на том, чтобы быть более прямым, достигая кульминации в мощных и быстрых ударах, которые лишат противника возможности продолжать атаку. Несмотря на это, есть некоторые стили, основанные на основных принципах или концепциях баджи о том, как поразить противника:
- Восемь поз ( Баши )
- Метод восьми движений ( Баши гонг )
- Метод восьми движений ( Баши чуй )
- Позы двойной восьмерки ( Шуан баши )
- Восемь поз стиля дракона ( Лунсин баши )
Многие из этих форм также основаны или смешаны с луоханьцюань , стилем Шаолинь . [ нужна ссылка ] Термин баши может также относиться к баджи . Этот термин также используется в синъицюань .
Известные люди
[ редактировать ]- Ли Шувэнь
- Лю Юньцяо
- Адам Сюй – тайваньский бацзицюань мастер
- Su Yu-chang
- Ли Цзяньу
- У Ляньчжи
- У Юэ (актер)
- Рючи Мацуда — японский автор «Исторического очерка китайских боевых искусств». [ 43 ] и манга под названием Kenji . Мацуда известен тем, что представил и популяризировал в Японии различные китайские боевые искусства, такие как бацзицюань . [ 44 ] [ 45 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]![]() |
Бацзицюань является основным продуктом в средствах массовой информации о боевых искусствах , появляясь в различных фильмах и видеоиграх .
- Он показан в китайском фильме «Гроссмейстер» (2013) в исполнении персонажа Исятянь (в исполнении Чан Чэня ) и гонконгской драме « Кулак в четырех стенах » (2016) в исполнении персонажа Чжоу Ау-куэня (в исполнении Руко Чан ). , персонаж Фа Ман (играет Грейс Вонг ) и персонаж Дуэнь Ин-фунг (играет Бенджамин Юэнь ).
- В тайваньской драме о кумирах « Подростки Баджи » (一代新兵之八极狠, Yīdài xīnbīng zhī bā jí shàonián ) участвует актер Чиу Пин Ченг (псевдоним Лео Чиу).
- Он показан во франшизе фильма «Матрица» . Смит, которого играет Хьюго Уивинг , демонстрирует бацзицюань . в фильме базовые техники [ нужна ссылка ] Ли Мэй из Mortal Kombat: Deadly Alliance использует бацзицюань как один из своих боевых стилей.
- на изгиб молний Он вдохновил некоторых магов огня, включая Зуко , Азулу , Айро и Мако , в Nickelodeon анимационном сериале «Аватар: Последний маг воздуха» и его продолжении «Легенда о Корре» .
- Он представлен в кинематографической вселенной Marvel . Бацзицюань впервые используется в «Шан Чи и Легенде десяти колец» как один из боевых стилей Шан Чи . использовал его в Panther: Wakanda Forever Позже Нэмор Black .
Япония
[ редактировать ]Бацзицюань оказал огромное влияние на японскую поп-культуру. На японском языке оно известно как хаккёкукен — японское прочтение китайских иероглифов, используемых для написания бацзицюань . Влияние Бацзицюана началось с «Кэндзи» (манги) , серии манги, написанной Рючи Мацуда и проиллюстрированной Ёсихидэ Фудзивара . Он рассказывает о подростке, практикующем бацзицюань , и предположительно основан на собственном опыте Рюичи Мацуда в китайских боевых искусствах . [ 46 ]
В 1993 году Ю Судзуки , который заинтересовался боевыми искусствами из-за манги «Кендзи», стал режиссером Virtua Fighter , новаторского 3D- файтинга . Игра имела огромный успех в Японии, и среди участников был бацзицюань практикующий Акира Юки , что укрепило пребывание бацзицюань в японской поп-культуре. Bajiquan Ю Судзуки также занимает центральное место в Shenmue , «сестре» игры серии Virtua Fighter.
Бацзицюань фигурирует во многих сериалах манги и аниме, в том числе «Мастер воздуха» , «Ганц» , «Кеничи: Самый могущественный ученик» , «Кулак голубого неба» , «Undead Unluck » , «Love Hina». [ нужна ссылка ] , Нет! Мастер Неги Магус [ нужна ссылка ] , Вельзевул [ нужна ссылка ] и Гароден [ 47 ]
В японских видеоиграх он присутствует в:
- Virtua Fighter Серия от Sega , которую использует Акира Юки.
- Tekken от Namco , в основном используемый Лео Клизеном и во вторую очередь Мишель Чанг и Джулией Чанг.
- Street Fighter от Capcom , близнецов Юна и Янга , а также Карин Канзуки
- Rival Schools , также разработанная Capcom, используется Акирой Казамой , который также является приглашенной звездой в Street Fighter V в качестве персонажа из DLC.
- Dead or Alive Серия от Tecmo , используемая Кокоро
- Fatal Fury от SNK , используемый Тунг Фу Рю
- Король бойцов также от SNK, используется Си Кенсу.
- История истребителя от Data East , использованная Ли Дьэнду
- Tobal 2 от Square, используемый Чако Утани
- Melty Blood and Fate Франшиза от Type-Moon , которую использовали Мияко Арима в первой и Котомине Кирей, Тосака Рин и Ли Шувен во второй.
- Guilty Gear от Arc System Works , используемый Джемом Курадобери
- Judgment and Lost Judgment от Sega , используемый Такаюки Ягами в некоторых приемах его стиля борьбы с тиграми.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Лу Шэнли (2006). Боевые приемы Тайцзи, Синъи и Багуа: принципы и практика внутренних боевых искусств . Перевод Чжан Юня. Книги о Синей Змее. ISBN 9781583941454 .
- Крис Круделли (2008). Путь воина . Дорлинг Киндерсли Лтд. ISBN 978-14-0533-750-2 .
- Лю Юньци (1992) .Bajiquan (на японском языке на японский ISBN ). . Перевод Масару Оянаги ( 4405080593 .
- Рючи Мацуда, Котацу Ногами (1986). Бацзицюань, Сущность практических боевых искусств , Полная картина пути ] Китайская традиция, открывающая врата . (на японском языке) ISBN 4405080593 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Краткая история Бацзи Цюань» . wafamilybajiquan.com . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Чанъю; Стэнли Э. Хеннинг, ред. Ма Минда ; Дэн
- ^ Jump up to: а б с д и Лу Шэнли (2006), стр.110
- ^ Лю и Оянаги (1992) стр.15
- ^ Ли Хуйнин, Дискуссии о культуре Бацзицюань, Китайская федерация литературных и художественных кругов Press, 2004, 300 стр. ( ISBN 978-7-5059-3559-4 )
- ^ Лю Юньци (1992), стр.18
- ^ Jump up to: а б Collectif, Cangxian Zhi (Annales du comté de Cang), Cangxian Chronicle Book Company, 1933 г.
- ^ У Хуэйцин, Мануэль де Секреты дю Бацзицюань де ла Фамиль Ву, Мануэль литография, 1936 г.
- ^ (ru) У Пицин, «Исследования по поводу баджи цюань меньшинства хуэй», Journal de recherche sur la меньшинства хуэй, 2004 (№ 3), стр. 83-86.
- ^ Jump up to: а б Matsuda and Nogami (1986) p.38
- ^ Введение в Бацзицюань. Архивировано Бацзицюань Цзяньцзе . 7 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Ма МинДа, «О «О Бацзи Цюань Юэшаня»», Вулин (Боевой круг), декабрь 2000 г.
- ^ Су Фа, Баджи Цюань де Шаолинь, Издательство Пекинского института физического воспитания, 1992
- ^ Лю и Оянаги (1992) стр.14-15
- ^ Чжан Шичжун «Бацзицюань: суть традиционного китайского кулака» Фучандо, 1998, стр. 19, ISBN 978-4892248436
- ^ У Лянь-чжи (1997) .Baseball Magazine Co., Расширенное издание [ Кулак восьми конечностей, открывающий ворота семьи Ву) ] (на японском языке).Baseball Magazine Co., Ltd. ISBN 978-4583028835 .
- ↑ Вим Сиус и Кристоф Тиффро, В поисках старой школы кунг-фу в деревнях Китая , Журнал Kung Fu Magazine, ноябрь/декабрь 2011 г., стр. 66 ISSN 1050-2173
- ^ Ник Вонг (2 марта 2016 г.). «У Тан и три уровня мастера боевых искусств» . Вице Спорт . Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ Фрэнк Аллен и Тина Чунна Чжан (2007). Вращающиеся круги Багуа Чжана: искусство и легенды о ладони восьми триграмм . Книги о Синей Змее. ISBN 978-15-839-4189-8 .
- ^ Jump up to: а б «Бацзицюань» . bajimen.com . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 г. Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Ник Вонг (4 февраля 2016 г.). «У Тан и три уровня мастера боевых искусств» . Вице Спорт. Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Рэнделл Страуд (2010). Саньшоусинъицюань: и комментарии к современным боевым искусствам . Рэнделл Страуд. ISBN 978-05-575-8753-7 .
- ^ Круделли 2008, стр.68
- ^ Ба Цзы Цзе Си: беседа об анализе 虙子 грабли кулака
- ^ Jump up to: а б «Пигуачжан» . bajimen.com . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 14 ноября 2015 г. «Баджимен» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 г. Проверено 3 января 2007 г.
- ^ Су Ючан , Пачи Тангланг Чуан: Восемь совершенных богомолов , 2014, стр. 175 и далее.
- ^ «2 героя Центрального института Гошу » Мастера IMA сентября 19 Проверено 1 ноября 2015 г.
- ^ «Знаменитость» . wsbjq.com . Архивировано из оригинала 1 января 2009 года . Проверено 12 июля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Грандмастер Шэнь Цзяруй — форма Бацзицюань Чёрного Тигра . 19 января 2007 года . Проверено 14 ноября 2015 г. - через YouTube.
- ^ «Шан У Чжай» . weebly.com . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ «Кухня повара Дина: Мастер Чжоу: Мужчина, Художник, Учитель» . Cookingskitchen.blogspot.co.il . 30 декабря 2012 года . Проверено 14 ноября 2015 г.
- ^ «Шан У Чжай – прикус к боевым искусствам» . Internalarts.weebly.com (на иврите). Чжан У Чжай Израиль . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Великий Чжао Фуцзян . Получено 14 ноября 2015 г. - через youtube.com. [ мертвая ссылка ]
- ^ Назван в честь Центра продвижения китайского ушу в Утане (武堂国武 Promotion Center), не путать с Уданом (武堂) в горах Удан .
- ^ «Ли Шу Вэнь» . Goldeneaglemac.com . Архивировано из оригинала 07.11.2015 . Проверено 14 ноября 2015 г. «Ли Шу Вэнь – Центр боевых искусств «Золотой орел»» . Архивировано из оригинала 07.11.2015 . Проверено 17 мая 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «bajimen.com» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 г. Проверено 14 ноября 2015 г.
- ^ «Главная страница AHKFS» . adamhsu.com . Архивировано из оригинала 12 мая 2017 г. Проверено 14 ноября 2015 г. «Главная страница AHKFS» . Архивировано из оригинала 12 мая 2017 г. Проверено 13 декабря 2006 г.
- ^ «Центр боевых искусств У Тан Тони Янга» . wutangcenter.com . Проверено 14 ноября 2015 г.
- ^ Су Ючан (2014). Пачи Тангланг Чуан: Восемь высших богомолов . стр. 11, 37, 42.
- ^ Джо, Питер (2004). Книга сокровищ китайских боевых искусств . Том. 1. Авторский дом. ISBN 978-1-4140-7573-0 .
- ^ «Синьи» . Перри Ло и Институт Шоу-Ю Лян ушу тайцзи цигун. Архивировано из оригинала 24 января 2009 г. Проверено 7 января 2009 г. «Добро пожаловать – Академия У Чи Кунг Фу» . Архивировано из оригинала 24 января 2009 г. Проверено 9 октября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Су Ючан , Пачи Тангланг Чуан: Восемь совершенных богомолов , 2014, стр. 131 и далее.
- ^ Мацуда, Рючи (1986). Чжунгуо ушу шолюэ. Краткая история китайских боевых искусств (на китайском языке: Даньцин тушу).
- ^ Токицу, Кендзи (29 марта 1990 г.). «История каратэ 19: взгляд на бой кисеме» (на французском языке). Токицу-Рю. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 27 мая 2007 г.
Р. Мацуда известен в Японии тем, что представил и популяризировал посредством многочисленных публикаций различные китайские боевые искусства в мире современных боевых искусств.
- ^ Кеннеди, Брайан и Элизабет Го (2005). Учебные пособия по китайским боевым искусствам: исторический обзор . Беркли, Калифорния : Книги Северной Атлантики. стр. 61–62. ISBN 1-55643-557-6 .
- ^ Токицу, Кендзи (29 марта 1990 г.). «История каратэ 19: взгляд на бой кисеме» (на французском языке). Токицу-Рю. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 27 мая 2007 г.
- ^ «Гаруден: Путь одинокого волка, 1 сезон, стенограмма 5 серии» . [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт семьи У Бацзицюань
- Bajimen.com - Грандмастер Лю Юнь Цяо (в архиве)
- Сайт Мастера Чжоу Цзинсюаня .
- Hollowfist.com - Очерки внутренней теории Бацзицюаня
- Pachitanglan International - Грандмастер Су Юйчан, ученик Лю Юньцяо
