История боевых искусств
Хотя самые ранние свидетельства существования боевых искусств насчитывают тысячелетия, истинные корни восстановить трудно. Неотъемлемые модели человеческой агрессии , которые вдохновляют на практику имитационных боев (в частности, борьбы ) и оптимизацию серьезного рукопашного боя как культурные универсалии , несомненно, унаследованы от дочеловеческой стадии и были превращены в « искусство » с самого раннего появления этой концепции. Действительно, многие универсалии боевого искусства закреплены спецификой физиологии человека и не зависят от конкретной традиции или эпохи.
Конкретные боевые традиции становятся идентифицируемыми в классической античности , с такими дисциплинами, как шуай цзяо , греческая борьба или теми, которые описаны в индийском эпосе или в « Весенних и осенних анналах Китая » .
Ранняя история
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства специфики боевых искусств, практиковавшихся в прошлом, получены из изображений боев как в изобразительном искусстве , так и в ранней литературе , а также из анализа археологических свидетельств, особенно оружия . Старейшее произведение искусства с изображением батальных сцен, датируемое 3400 г. до н.э. [1] были древнеегипетские картины, изображающие ту или иную форму борьбы. [2] датированные 3000 годом до нашей эры . В Месопотамии ( Вавилоне ) были найдены рельефы и стихи, изображающие борьбу, [2] Во Вьетнаме рисунки и эскизы 2879 г. до н.э. описывают определенные способы боя с использованием меча, палки, лука и копья. [2] [ нужен лучший источник ]
Копье . использовалось со времен нижнего палеолита и сохраняло свое центральное значение вплоть до 2-го тысячелетия нашей эры Лук , появляется в верхнем палеолите и в наши дни лишь постепенно заменяется арбалетом и , в конечном итоге огнестрельным оружием . Настоящее клинковое оружие появляется в эпоху неолита в виде каменного топора и меняет форму в течение бронзового века ( хопеш / копис , меч , кинжал ).
Некоторыми ранними примерами являются изображения приемов борьбы в гробнице Среднего Египта в Бени-Хасане (ок. 2000 г. до н.э.) и графические изображения кулачных боев в минойской цивилизации, датируемые 2-м тысячелетием до нашей эры.
В древнем Китае , Желтый император (2698 г. до н. э.) описывается как знаменитый полководец , который, прежде чем стать лидером Китая написал длинные трактаты по медицине , астрологии и боевым искусствам . Литературные описания боевых действий начались во 2-м тысячелетии до нашей эры с упоминанием вооружения и боя в таких текстах, как эпос о Гильгамеше или Ригведа . Подробное описание рукопашного боя с копьем, мечом и щитом от позднего бронзового века до раннего железного века можно найти в « Илиаде» (ок. 8 века до н.э.), а также в «Махабхарате» .
Африка
[ редактировать ]фреска Египетская , датированная 3400 годом до нашей эры и изображающая военную подготовку в Бени-Хасане, является старейшим известным в мире художественным изображением организованной боевой системы. В спортивных залах, аналогичных греческим, новобранцы практиковались в борьбе, художественной гимнастике и дуэлях на одной палке. Атакующее оружие, по-видимому, имело защитный кожух, защищающий руку, а на левом предплечье была прикреплена шина, служившая щитом. Солдаты сражались копьями, большими щитами с отверстием для глаза, дубинками, топорами, секирами, цепами, луками, пращами и мечами различных форм.
Позже боевые стили были столь же разнообразны, как Гидигбо (форма борьбы, практикуемая народом йоруба в Нигерии ), Донга (форма боя на палках, практикуемая народом Сури в Эфиопии ), Мусангве (форма бокса с голыми кулаками, практикуемая венда). жители Южной Африки ), Тахтиб (форма боя на палках, практикуемая коптами ) и Египта Энголо (форма ударов ногами, уклонениями и подметаниями ногами, практикуемая племенами региона реки Кунене в Анголе ), и это лишь некоторые из них, были развиты культурами по всей Африке .
Азия
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]Древность (от Чжоу до Цзинь)
[ редактировать ]Теория рукопашного боя, включающая объединение понятий «жестких» и «мягких» приемов, изложена в рассказе о Деве Юэ в « Весенних и осенних летописях У и Юэ» (V век до н. э.). [3]
В « истории Хань Библиографиях » записано, что во времена бывшего Хань (206 г. до н.э. – 9 г. н.э.) существовало различие между боем без оружия и без оружия, который он называет сюбо (手搏), для которого были разработаны практические руководства. уже были написаны и спортивная борьба, известная тогда как джуэли или джиоли (角力).
Борьба также описана в «Шо Цзи», «Записках великого историка» , написанном Сыма Цяном (ок. 100 г. до н. э.). [4]
Цзиоли также упоминается в «Книге обрядов» (I век до н.э.). [5]
В I веке «Шесть глав рукопашного боя» были включены в « Хань Шу» (историю бывшей династии Хань), написанную Бань Гу .Концепция пяти животных в китайских боевых искусствах приписывается Хуа То , врачу III века. [6]
Средний возраст
[ редактировать ]Во времена династии Тан описания танцев с мечами были увековечены в стихах Ли Бая и Ду Фу . Во времена династий Сун и Юань соревнования сянпу (самая ранняя форма сумо ) спонсировались императорскими дворами. [7]
Что касается боевой системы Шаолиня , самым старым свидетельством участия Шаолиня в боевых действиях является стела 728 г. н.э., которая свидетельствует о двух случаях: защите монастыря Шаолинь от бандитов около 610 г. н.э. и их последующей роли в разгроме Ван Шичуна. в битве при Хулао в 621 году н.э. С VIII по XV века не сохранилось документов, подтверждающих участие Шаолиня в боевых действиях.
Поздний Мин
[ редактировать ]Современные концепции ушу возникли во времена династий позднего Мин - начала Цин (16-17 века). [8]
Между 16 и 17 веками существует по крайней мере сорок дошедших до нас источников, которые свидетельствуют о том, что монахи Шаолиня не только практиковали боевые искусства, но и боевая практика стала настолько неотъемлемым элементом монашеской жизни Шаолиня, что монахи чувствовали необходимость оправдать ее. создавая новые буддийские знания. [9]
Упоминания о боевых практиках Шаолиня появляются в различных литературных жанрах позднего Мин: эпитафии шаолиньских монахов-воинов, руководства по боевым искусствам, военные энциклопедии, исторические сочинения, рассказы о путешествиях, художественная литература и даже поэзия. Однако эти источники не указывают на какой-либо конкретный стиль, зародившийся в Шаолине. [10]
Эти источники, в отличие от источников периода Тан, относятся к шаолиньским методам вооруженного боя. Сюда входит сильная сторона шаолиньских монахов, благодаря которой они прославились, — посох (пистолет) ; Генерал Ци Цзигуан включил эти техники в свою книгу «Трактат об эффективной дисциплине». [11]
Индия
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Классические санскритские эпосы содержат самые ранние письменные описания боевых действий в Индии. [12] В историях, описывающих Кришну, сообщается, что он иногда участвовал в борцовских поединках, где наносил удары коленями в грудь, удары руками по голове, выдергивал волосы и удушал. [13] Другой безоружный бой в «Махабхарате» описывает двух бойцов, боксирующих со сжатыми кулаками и сражающихся ударами ногами , пальцами, коленями и ударами головой . [14] Кришне Махараджу, который, согласно Махабхарате, в одиночку победил слона , приписывают разработку шестнадцати принципов вооруженного боя.
Каларипаятту , самая древняя и важная форма Индии, практиковалась в Керале. Его происхождение относится к 12 веку. Унниярча , Аромал Чекавар и другие были воинами Тийя из рода Чекавар . Именно в их период каларипаятту широко распространился на юге Кералы . [15] [16]
Многие из популярных видов спорта, упомянутых в Ведах и эпосах, берут свое начало в военной подготовке, например, бокс ( мусти-юддха ), борьба ( малладвандва ), гонки на колесницах ( ратхачалан ), верховая езда ( ашварохана ) и стрельба из лука ( дханурвидья ). ). [17] Соревнования проводились не только как состязание мастерства игроков, но и как способ найти жениха.
Говорят, что десять боевых стилей северной Индии были созданы в разных регионах на основе животных и богов и разработаны с учетом конкретной географии их происхождения. Традиция приписывает их конвергенцию VI веку в буддийском университете Такшашила , расположенном в сегодняшнем регионе Пенджаба.
Средний возраст
[ редактировать ]Как и другие ветви санскритской литературы , трактаты о боевых искусствах становятся более систематическими в течение I тысячелетия нашей эры. Искусство борьбы ваджра-мушти упоминается в источниках первых веков нашей эры. Военные отчеты Империи Гуптов (ок. 240–480) и более поздняя Агни Пурана идентифицируют более 130 различных видов оружия, разделенных на брошенные и неброшенные классы, а также на подклассы. [18] Камасутра , написанная Ватьяяной, предлагает женщинам регулярно «практиковаться с мечом , одинарной палкой, посохом , а также луком и стрелами ».
Сушрута Самхита (ок. IV века) определяет 107 жизненно важных точек на теле человека. [19] из них 64 были классифицированы как смертельные при правильном ударе кулаком или палкой. [13] Работа Сушруты легла в основу медицинской дисциплины Аюрведа , которая преподавалась наряду с различными боевыми искусствами. [13] Учитывая многочисленные другие разрозненные ссылки на жизненно важные точки в ведических и эпических источниках, можно с уверенностью сказать, что первые воины Индийского субконтинента знали и практиковали нападение или защиту жизненно важных точек. [20]
Боевые искусства были свойственны не только касте кшатриев , хотя класс воинов использовал эти системы более широко. VIII века В тексте Удйотанасури «Кувалаймала» зафиксировано, что такие системы преподаются в гурукулы учебных заведениях , где ученики -брахманы со всего субконтинента «обучались и практиковались в стрельбе из лука, сражении мечом и щитом, кинжалами, палками, копьями и кулаками, а также на дуэлях (ниуддхам)».
Самое раннее дошедшее до нас руководство по индийским боевым искусствам содержится в главах с 248 по 251 Агни Пураны (ок. 8–11 веков), в которых описывается дханурведа в общей сложности в 104 шлоках . [20] [21] [22] В этих стихах описывается, как улучшить индивидуальное мастерство воина и убивать врагов, используя различные методы ведения войны, независимо от того, отправлялся ли воин на войну на колесницах, слонах, лошадях или пешком. Пешие методы подразделялись на вооруженный бой и рукопашный бой. [13] Первые включали лук и стрелы , меч , копье , петлю , доспехи , железный дротик , дубину , боевой топор , диск и трезубец . Последний включал борьбу , удары коленями , а также методы ударов руками и ногами .
Япония
[ редактировать ]Историческое происхождение японских боевых искусств можно найти в воинских традициях самураев и кастовой системе, которая ограничивала использование оружия представителями невоинских классов. Первоначально ожидалось, что самураи будут владеть многими видами оружия, а также рукопашным боем и достигнуть максимально возможного мастерства боевых навыков с целью прославить либо себя, либо своего сюзерена. Было создано большое количество школ, обучающих этим навыкам, наряду с теми, которые существовали до Реставрации Мэйдзи и классифицировались как Корю ( 古流 ) или старый поток. Со временем возникла тенденция отхода от традиционной цели к философии сочетания духовных целей со стремлением к совершенствованию своих боевых навыков. [ нужна ссылка ]
Японская Книга пяти колец датируется 1664 годом.
Корея
[ редактировать ]Тэккён — традиционное боевое искусство Кореи . Тэккён возник незадолго до того, как династия Силла объединила полуостров. Считается, что в то время Тэккён был известен как Субак. Тэккён фокусируется на боях в стойке: работа ног, удары ногами, удары, блоки, броски и ритм.
Ссирым — традиционное боевое искусство Кореи. Фрески Гакчочонга (각저총:角抵塚) показывают, что борьба в Корее зародилась еще до эпохи Троецарствия. Книга Поздней Хань, китайский документ, написанный до или в начале истории Трех Королевств, также содержит записи о корейской борьбе. [ нужна ссылка ] Сирым впервые приобрел широкую популярность во времена династии Чосон (1392-1910).
Два корейских руководства по боевым искусствам Муеджебо и Муедоботонгджи датируются 1598 и 1790 годами соответственно.
Шри-Ланка
[ редактировать ]Ангампора — древнее боевое искусство Шри-Ланки, сочетающее в себе боевые приемы, самооборону, спорт, упражнения и медитацию. Согласно апокрифическому сингальскому фольклору, история Ангампоры насчитывает 3000 лет, а ее создателями считается племя якша (одно из четырех «хела» - древних племен, населявших остров). С приходом колониализма на весь остров в 1815 году Ангампора вышла из употребления и почти была потеряна как часть наследия страны. Британская администрация запретила эту практику из-за опасности, которую представляет гражданское население, разбирающееся в боевых искусствах, сжигая все обнаруженные анган маду (хижины для тренировок, посвященные боевым искусствам): нарушение закона наказывалось выстрелом в колено, эффективно наносить вред практикующим; Тем не менее, ангампора выжила в пределах нескольких семей, что позволило ей войти в основную культуру Шри-Ланки после обретения независимости.
Персия (Иран)
[ редактировать ]Традиционный персидский стиль борьбы был известен как кошти , а физические упражнения и школьный спорт — варзеш-э бастани . Говорят [23] можно проследить до парфянских времен Аршакидов (132 г. до н.э. - 226 г. н.э.), и до сих пор широко практикуется в этом регионе. После развития суфийского ислама в VIII веке нашей эры варзеш-э пахлавани впитал в себя философские и духовные компоненты этой религии.
Ритуалы Пахлевани и Зурхане также являются древним боевым искусством и названием, внесенным ЮНЕСКО в список варзеш-э пахлавани ( персидский : Иен Пахлевани и Зурхане , «героический спорт»). [24] или варзеш-е бастани ( ورزش باستانی ; varzeš-e bāstānī , «древний вид спорта»), традиционная система легкой атлетики, первоначально использовавшаяся для тренировки воинов в Иране ( Персии ), и впервые появившаяся под этим названием и формой в эпоху Сефевидов, с сходство с системами соседних земель под другими названиями. [25] [26]
тюркский
[ редактировать ]Другие исторические стили борьбы в регионе включают тюркские формы, такие как кураш , кёрэш и яглы гюреш .
араб
[ редактировать ]Североаравийская традиция верховой езды быстро стала неотъемлемой частью войны во всем арабском мире и большей части Западной Азии . В средние века произошел расцвет культуры фурусийя , сочетавшей древнюю бедуинскую концепцию чести ( муруа ) с исламскими идеалами рыцарства. Фарис ( что означает рыцарь или всадник) сначала оттачивал свои навыки борьбы и вооруженного боя на земле, прежде чем учиться сражаться верхом. Литература Фурусия 9-15 веков посвящена конному спорту, стрельбе из лука, военной стратегии, дуэлям и атакам на копье . Вооруженный бой включал использование меча ( сайф ), копья, копья, копья, кинжала ( джамбия ), посоха, топора ( табар ), боевого молота и изогнутого лука. Существует также Тахтиб (التحطيب), который практиковался в Древнем Египте и до сих пор исполняется на праздниках. [ нужна ссылка ] .
Европа
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Европейские боевые искусства стали осязаемы в греческой древности благодаря панкратиону и другим боевым дисциплинам древних Олимпийских игр . Бокс стал олимпийским видом спорта в Греции еще в 688 году до нашей эры. Подробные изображения приемов борьбы сохранились в росписях ваз классического периода . Гомера В « Илиаде» имеется ряд подробных описаний единоборств с применением копья, меча и щита.
Гладиаторские бои , похоже, имеют этрусские корни и задокументированы в Риме с 260-х годов до нашей эры .
Фрагмент папируса, известный как P.Oxy. III 466, датируемый II веком, дает самое раннее из сохранившихся письменных описаний приемов борьбы.
На Сардинии , средиземноморском боевой стиль, получивший название иструмпа практиковался острове, в бронзовом веке , о чем свидетельствует находка небольшой бронзовой статуи (известной как « Bronzetto dei lottatori » или «бронза воинов»). на котором показаны два бойца, борющиеся друг с другом на земле.
Средний возраст
[ редактировать ]Изобразительные источники средневекового боя включают гобелен из Байе (11 век), Библию Моргана (13 век).
Исландские саги содержат множество реалистичных описаний боевых действий эпохи викингов .
Самым ранним из сохранившихся специализированных руководств по боевым искусствам является MS I.33 (ок. 1300 г.), в котором подробно описывается бой на мечах и баклерах , составленный во франконском монастыре. Рукопись состоит из 64 изображений с латинскими комментариями, перемежающимися технической лексикой на немецком языке . Хотя существуют более ранние руководства по технике борьбы, I.33 является самым ранним известным руководством, посвященным обучению вооруженному единоборству.
Борьбой на протяжении всего Средневековья занимались все социальные слои. Рыцарские турниры и турниры были популярными боевыми искусствами, практиковавшимися дворянством в эпоху Высокого и позднего Средневековья.
В эпоху позднего средневековья появляются сложные системы фехтования, такие как немецкая или итальянская школы. Становятся популярными школы фехтования ( Fechtschulen ) для нового буржуазного класса, увеличивается потребность в профессиональных инструкторах (мастера фехтования, Fechtmeister ). Техники боевых искусств, преподававшиеся в этот период, сохранились в ряде Fechtbücher 15-го века .
От Возрождения до раннего Нового времени
[ редактировать ]Немецкая школа позднего средневековья сохранилась до немецкого Возрождения , и существует ряд печатных руководств 16-го века (особенно учебник Иоахима Мейера , 1570 г.). Но к 17 веку немецкая школа приходит в упадок в пользу итальянской школы Дарди , отражая переход к фехтованию на рапирах в высших классах. Борьба начинает рассматриваться как позорное занятие, свойственное низшим классам, и до ее возрождения в 19 веке как современный вид спорта ограничивается народной борьбой .
В период барокко мода переходит от итальянских мастеров к испанским и их сложным системам Дестреза . В середине 18 века, в соответствии с общей модой рококо , французские мастера приобрели международную известность, представив рапиру и большую часть терминологии, которая до сих пор актуальна в современном спортивном фехтовании.
В Англии также есть ряд выдающихся мастеров фехтования раннего Нового времени, таких как Джордж Сильвер и Джозеф Светнэм .
Академическое фехтование берет свое начало в Средние века и подвержено изменениям моды на фехтование на протяжении периода раннего Нового времени. он утвердился как отдельный стиль фехтования Менсур. В 18 веке
Современная история (с 1800 г. по настоящее время)
[ редактировать ]Интерес Запада к восточноазиатским боевым искусствам восходит к концу 19 века в связи с увеличением торговли между Западом с Китаем и Японией . Европейские боевые искусства до этого времени были ориентированы на дуэльный меч среди высших классов, с одной стороны, и различные стили народной борьбы среди низших классов, с другой.
Сават появился в начале 19 века во Франции как смесь английского бокса и французской народной техники ударов ногами. В то время во Франции оно существовало в спортивных залах, называемых salles d'armes , где сават , английский бокс, фехтование , канн-де-боевой и иногда даже борьба практиковались .
Эдвард Уильям Бартон-Райт , британский инженер путей сообщения, который изучал джиу-джитсу , работая в Японии между 1894 и 1897 годами, был первым человеком, который, как известно, преподавал азиатские боевые искусства в Европе. Он также основал эклектичный стиль боевых искусств под названием Бартицу, который сочетал в себе дзю-дзюцу, дзюдо, борьбу, бокс, сават и бой на палках . Также в конце 19-го и начале 20-го веков соревнования по кетч-рестлингу стали чрезвычайно популярны в Европе .
В начале 1900-х годов [27] Эдит Гарруд стала первой британской женщиной-преподавателем джиу-джитсу . [28] и одна из первых женщин-инструкторов боевых искусств в западном мире. [29] '
Развитие бразильского джиу-джитсу в начале 20-го века является хорошим примером мирового перекрестного опыления и синкретизма традиций боевых искусств.
Боевые искусства на Олимпийских играх в наше время включают дзюдо , каратэ и тхэквондо . Дзюдо впервые было включено в программу Олимпийских игр на Играх 1964 года в Токио , Япония . [30] После того, как его не включили в 1968 г., [31] С тех пор дзюдо является олимпийским видом спорта на каждой Олимпиаде. , участвовали только мужчины -дзюдоисты До летних Олимпийских игр 1988 года , когда женское дзюдо было организовано как показательный вид спорта . Женщины-дзюдоистки впервые были награждены медалями на летних Олимпийских играх 1992 года . В августе 2016 года Международный олимпийский комитет утвердил каратэ в качестве олимпийского вида спорта, начиная с летних Олимпийских игр 2020 года . [32] [33] Однако каратэ не было включено в Олимпийские игры 2024 года . [34] С 2000 года тхэквондо включено в Олимпийские игры. Это началось как демонстрационное мероприятие на играх 1988 года в Сеуле, через год после того, как оно стало медальным мероприятием на Панамериканских играх , и стало официальным медальным мероприятием на играх 2000 года в Сиднее. [35]
В ноябре 1972 года, после кампании писем против правила, запрещающего женщинам повышаться до уровня выше 5-го дана , Кейко Фукуда и ее сэмпай Масако Норитоми (1913–1982) стали первыми женщинами, получившими 6-й дан Институтом дзюдо Кодокан . [36] [37] [38] [39] [40]
В конце 1970-х и 1980-х годах наблюдался повышенный интерес средств массовой информации к боевым искусствам, отчасти благодаря азиатским и голливудским фильмам о боевых искусствах и очень популярным телевизионным шоу, таким как « Кунг-фу », « Военное положение » и « Зеленый шершень », в которых использовались боевые искусства. моменты или темы. После Брюса Ли Джеки Чан и Джет Ли являются выдающимися кинодеятелями, которые в последние годы отвечали за продвижение китайских боевых искусств.
первый женский чемпионат мира по дзюдо . В 1980 году в Нью-Йорке прошел [41]
В 1994 году Кейко Фукуда стала первой женщиной, получившей редкий красный пояс (в то время женщины все еще получали 8-й дан ) по дзюдо от Института дзюдо Кодокан . [39] В 2006 году Институт дзюдо Кодокан наградил ее черным поясом 9-й степени (9 дан ), что сделало ее первой женщиной, получившей этот титул среди признанных организаций дзюдо. [42] В 2011 году она стала первой женщиной, получившей черный пояс 10-й степени по дзюдо. [43]
Комбинированная олимпийская таблица медалей
[ редактировать ]Боевые искусства являются частью современных Олимпийских игр с 1896 года. Следующая таблица верна вплоть до летних игр 2021 года включительно .
Реконструкция
[ редактировать ]Реконструкция боевого искусства, практиковавшегося в определенный период, отличается от практики традиционной боевой системы, передаваемой путем передачи от мастера к ученику. Крупнейшим движением реконструкции боевых искусств является Историческое возрождение европейских боевых искусств (HEMA), набирающее обороты с конца 1990-х годов. В ограниченной степени предпринимаются также попытки реконструировать другие стили, такие как корейское фехтование и персидский вооруженный бой под названием размафзар .
Японский термин Корю относится к «старым школам» боевых искусств, существовавшим до 1868 года; это не означает, что исторические стили активно реконструируются, просто традиция школы насчитывает 150 или более лет.
Реконструированное боевое искусство обязательно опирается на исторические записи, либо на боевые руководства , либо на графические изображения. Реконструкция боевых искусств конкретно не претендует на непрерывность традиции некоторых исторических боевых искусств. Напротив, предполагается, что в непрерывной традиции стили значительно меняются с течением времени. Нет необходимости прерывать традицию, чтобы реконструировать более ранний стиль; В качестве примера можно привести классическое фехтование , которое реконструирует спортивное фехтование XIX века до того, как оно превратилось в нынешнее олимпийское фехтование , или исторический немецкий ринген , который со временем превратился в современные стили народной борьбы . Утверждения о древних боевых искусствах, которые сохранились неизменными благодаря непрерывной традиции (например, как это предлагает Иеошуа Софер ), не подпадают под реконструкцию и по своей природе не поддаются проверке даже для человека, делающего такое заявление.
Некоторые современные школы Ниндзюцу могут подпадать под категорию реконструкции боевых искусств; Организация Будзинкан утверждает, что основывает свое учение на рукописи, документирующей историческую школу, известную как Тогакуре-рю , датируемую 12 веком. Но поскольку эта рукопись предположительно находится в частном владении Масааки Хацуми , ее подлинность или даже существование не могут быть проверены независимыми сторонами. [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мировые стили борьбы. Архивировано 1 января 2015 г. в Wayback Machine . Проверено 22 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Ивона Червинска Павлюк и Валерий Жуков (2011). Гуманитарное измерение физиотерапии, реабилитации, сестринского дела и общественного здравоохранения . п. 21
- ^ пер. и изд. Чжан Цзюэ (1994), стр. 367-370, цитируется по Хеннину (1999), с. 321 и примечание 8.
- ^ Хеннинг, Стэнли Э. (осень 1999 г.). Академия знакомится с китайскими боевыми искусствами . China Review International 6 (2): 319–332. ISSN 1069-5834
- ^ Классика обрядов . Глава 6, Юэлин. Строка 108.
- ^ Динбо. Ву, Патрик Д. Мерфи (1994), «Справочник китайской популярной культуры», Greenwood Press, ISBN 0-313-27808-3
- ^ поклоны Таким образом , обычные в боевых искусствах связаны с «передачей задачи или работы, которую необходимо выполнить», в древние времена именно для правящей Империи.
- ^ Серия China Sportlight (1986) «Спорт и игры в Древнем Китае». Новый Мир Пресс, ISBN 0-8351-1534-8 .
- ^ Шахар, Меир (2000). «Эпиграфика, буддийская историография и боевые монахи: на примере монастыря Шаолинь». Asia Major, третья серия 13 (2): 15–36.
- ^ Шахар, Меир (декабрь 2001 г.). «Свидетельства боевой практики Шаолиня периода Мин». Гарвардский журнал азиатских исследований 61 (2): 359–413. ISSN 0073-0548 .
- ^ Хеннинг, Стэнли (1999). «Мифы о боевых искусствах монастыря Шаолинь, часть I: Великан с пылающим посохом». Журнал Гавайской исследовательской ассоциации тайцзицюань Чэнстайл 5 (1), Шахар, Меир (2007), Монастырь Шаолинь: история, религия и китайские боевые искусства», Гонолулу: The University of Hawai'i Press
- ^ Шамья Дасгупта (июнь – сентябрь 2004 г.). «Наследие британцев: история индийского бокса», Routledge 21 (3), стр. 433-451.
- ^ Jump up to: а б с д Дж. Р. Свинт (2002). Хронологическая история боевых искусств и единоборств. Электронные журналы боевых искусств и наук .
- ^ Раздел XIII: Самапалана Парва , Книга 4: Вирата Парва , Махабхарата .
- ^ Ниша, ПР (12 июня 2020 г.). Джамбо и прыгающие дьяволы: социальная история индийского цирка . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190992071 .
- ^ Менон, А. Сридхара (4 марта 2011 г.). История Кералы и ее создатели Книги округа Колумбия. п. 81. ИСБН 978-81-264-3782-5 . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Временная диаграмма истории Индии . Роберт Фредерик Ltd. 2005. ISBN 0-7554-5162-7 .
- ^ Пармешварананд Свами, Энциклопедический словарь Пуран , Саруп и сыновья, 2001, ISBN 978-81-7625-226-3 , св. «дханурведа» ; Ганга Рам Гарг, Энциклопедия индуистского мира , издательство Concept Publishing Company, 1992 г. ISBN 978-81-7022-376-4 , св «Стрельба из лука».
- ^ Г.Д. Сингхал, Л.В. Гуру (1973). Анатомические и акушерские аспекты древнеиндийской хирургии на основе Шарира-Стханы Сушрута Самхиты .
- ^ Jump up to: а б Заррилли, Филипп Б. (1992). «Исцелить и/или нанести вред: жизненно важные точки (марммам/вармам) в двух южноиндийских боевых традициях, часть I: Сосредоточьтесь на Калариппаятту Кералы» . Журнал азиатских боевых искусств . 1 (1).
- ^ ПК Чакраварти (1972). Военное искусство в древней Индии . Дели.
- ^ Электронный текст GRETIL . Архивировано 24 июля 2009 г. в Wayback Machine , на основе Раджендралала Митры, Калькутта: Азиатское общество Бенгалии 1870–1879, 3 тома. (Индийская библиотека, 65,1-3); АП 248.1-38, 249.1-19, 250.1-13, 251.1-34.
- ^ Некугар, Фарзад (1996). Традиционные иранские боевые искусства (Варзеш-э Пахлавани) . pahlvani.com: Менло-Парк. Доступ: 8 февраля 2007 г.
- ^ «Международная спортивная федерация Зурхане» . www.izsf.net .
- ^ «История боевых искусств» в Энциклопедии Ираника.
- ^ «ЮНЕСКО – Ритуалы Пахлевани и Зурханеи» . ich.unesco.org .
- ^ Боуман, Пол (2020). Изобретение боевых искусств: популярная культура между Азией и Америкой . Издательство Оксфордского университета. п. 50. ISBN 9780197540336 .
- ^ Брусс, Мишель (2001). Кристенсен, Карен; Гуттман, Аллен; Пфистер, Гертруда (ред.). Международная энциклопедия женщин и спорта . Справочник Macmillan США. стр. 614. ИСБН 978-0-02-864954-2 .
- ^ Ганье, Тэмми (2020). Тенденции в боевых искусствах . Тенденции танцев и фитнеса. eBooks2go Incorporated. п. 42. ИСБН 978-1-5457-5146-6 .
- ^ Грант, Т.П. «История джиу-джитсу: дзюдо превращается в олимпийский вид спорта» . Отчет отбеливателя . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ Япония потрясена МОК , Тихоокеанские звезды и полосы , 20 октября 1963 г., стр. 19.
- ^ «МОК утвердил пять новых видов спорта для Олимпийских игр в Токио-2020» . МОК . Архивировано из оригинала 3 июня 2020 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ «Олимпийские игры: бейсбол/софтбол, спортивное скалолазание, серфинг, каратэ, скейтбординг в Токио-2020» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 5 июня 2021 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ «Автоспорт, крикет и каратэ среди девяти видов спорта, включенных в шорт-лист включения в Лос-Анджелес 2028 года» . Внутри Игр. 3 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Уильямс, Боб (23 июня 2010 г.). «Тхэквондо присоединится к Играм Содружества 2018 года после классификации «второй категории»» . Телеграф . Архивировано из оригинала 16 октября 2010 года . Проверено 21 ноября 2010 г.
- ^ https://web.archive.org/web/20120720203348/https://wp.usjudo.org/Files/Internal_Files/eLetter/2011/20110801fukudaarticle.pdf
- ^ https://web.archive.org/web/20111026015359/http://shine.yahoo.com/event/vitality/98-year-old- Woman-becomes-first- Woman-ever-to-earn-judos -черный пояс высшей степени-2523297/
- ^ Джонсон, Г. (1974): «Один тростник, изящно гнущийся на ветру». Черный пояс, 12 (6): 28–33.
- ^ Jump up to: а б Де Кри, Карл, Джонс, Ллир С. (2011). «Неблагоприятное девятое ката Кодокан дзюдо: Дзёси госинхо — «Методы самообороны для женщин» (Часть 1)» . Архивы Будо . 7 (3): ОФ139-158 . Проверено 18 июля 2012 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Уолш, Д. (2009): Героини боевых искусств (8 мая 2009 г.). Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «История/IJF.org» . www.ijf.org .
- ↑ Национальная федерация женских боевых искусств: Кейко Фукуда , дата обращения 25 апреля 2010 г.
- ^ Мэй, Мередит (6 августа 2011 г.). «Мастер дзюдо получил черный пояс 10-й степени» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 9 октября 2018 г.
- ^ Вататани Киёси и Ямада Тадаси (1963), Бугэй Рюха Дайдзитэн , стр. 293.
Библиография
[ редактировать ]- Майкл Б. Полякофф, Боевые виды спорта в древнем мире: соревнование, насилие и культура, серия «Спорт и история», издательство Йельского университета (1987).
- Томас А. Грин, Джозеф Р. Свинт (ред.), Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций , 2010, два тома: том. 1: «Регионы и отдельные искусства», ISBN 9781598842449 ; том. 2: «Темы», ISBN 9781598842432 .