История метания

У Хёрлинга долгая, но часто неясная история, насчитывающая более трех тысячелетий. Упоминания об играх с клюшкой и мячом встречаются в ирландской мифологии . Считается, что эта игра связана с играми в шинти , в которую играют в основном в Шотландии , в каммаг на острове Мэн и в хоккей с мячом , в который раньше играли в Англии и Уэльсе . Есть свидетельства того, что в древние времена подобную игру под названием Кнаттлейкр также играли в в Исландии , согласно исландским сагам , «предполагая, что это было что-то, что было привезено из гэльского региона в Исландию». [ 1 ]
Доисторическая и раннеисторическая Ирландия
[ редактировать ]Некоторые полагают, что Херлинг старше письменных источников и появился еще до прибытия кельтов. [ 2 ] Ирландские мифологические тексты датируют метание мячей по крайней мере 1272 годом до нашей эры в Кэт-Мейдж-Туиред , хотя самые ранние археологические данные датируют мячи для херли второй половиной XII века. [ 3 ] Самые ранние письменные упоминания об этом виде спорта в законе Брегона датируются пятым веком. [ 2 ]
Сказка о Тайн Бо Куальгне (основанная на более ранних легендах) описывает героя Кухулина, играющего в метание Эмайна Маха . Подобные истории рассказывают о Фионне Мак-Камхейле и Фианне , его легендарном отряде воинов. [ нужна ссылка ]
Meallbreatha описывает наказания за травмирование игрока в нескольких играх, большинство из которых напоминают бросок.
В комментариях Шончаса Мора к Закону Брегона говорится, что сын ри (местного короля) мог обручить свой херли бронзовым обручем , в то время как другие могли использовать только медь . Конфискация херли была незаконной.
14 век
[ редактировать ]Статуты Килкенни запрещали метание из-за чрезмерного насилия, заявляя далее, что древнеанглийским поселенцам черты оседлости лучше практиковаться в стрельбе из лука и фехтовании , чтобы отражать атаки ирландских кланов . [ 4 ]
15 век
[ редактировать ], сохранилась могильная плита XV века В Инишоуэне , графство Донегол , посвященная памяти шотландского воина из виселицы по имени Манас Мак Мойресдин из Ионы . На плите вырезаны изображения клеймора , камана (для игры в шинти, а не для метания) и слиотара . [ 5 ]
16 век
[ редактировать ]1527 записан закон : В Голуэе : «Никогда не занимайтесь метанием маленького мяча с помощью крючков или клепок, а также не используйте ручной мяч для игры без стен, а только большой футбольный мяч ». [ 6 ]
1587 : Лорд-канцлер Уильям Джеррард жалуется, что английские поселенцы плантации Мюнстер говорят по-ирландски и играют в метание. [ нужна ссылка ]
17 век
[ редактировать ]В статье 1835 года английский эссеист и поэт Ли Хант упомянул о метании, в которое играли в Лондоне в начале 1600-х годов («до Содружества»). [ 7 ] Первое подробное описание игры в Ирландии принадлежит английскому посетителю Джону Дантону в 1698 году, который сравнил ее с английской игрой в Пэлл-Мэлл . Команды из 10, 12 или 20 игроков ударяли по комку шерсти животных или несли его изогнутыми палками с целью пропустить его через кольцо в зоне соперника. Побеждает тот, кто сделает это первым. Это часто проводилось как соревновательный матч между разными приходами или баронствами, и часто сопровождалось травмами. [ 8 ]
18 век
[ редактировать ]В то время существовало две разные версии игры в мяч и клюшку. В северной части Ирландии его называли каман (англ. Commons ), и в него играли зимой. По твердому деревянному шару или скале ударяли узкой деревянной палкой, но с ним нельзя было справиться (как в современных шинти ). В южных частях игра называлась йоман или байре и в нее играли летом. Мяч, или слиотар, был сделан из шерсти животных, и его можно было держать в руках или переносить на более широкой палке ( метании ), чем та, что использовалась на севере. [ 9 ]
Северная игра была игрой простых людей, но южная игра была в основном организована арендодателями, которые предоставляли поля для метания, выбирали команды, обычно из 21 человека, и соревновались друг с другом за ставки. Игра часто была частью гораздо более крупных развлечений, таких как ярмарки и другие соревнования, и дворяне даже участвовали в них со своими командами. На мероприятии присутствовало до 10 000 человек. [ 8 ] Этот регион был удобно снабжен сухой ровной местностью и множеством ясеней , которые стали излюбленным лесом для метания. [ 9 ] Восемнадцатый век называют «Золотым веком хёрлинга». [ 8 ]
Были также межрайонные матчи по метанию. В мемуарах Сиднея леди Морган , том 1, стр. 41, говорится: [ 10 ]
В начале 18 века соревнования по метанию в провинциях были Олимпийскими играми старой Ирландии; спортсмены Коннахта бросят вызов соперникам из Мюнстера. Графство против графства, но чаще Балли против Балли возникало во взаимном и живописном вызове. Первые леди района часто председательствовали в качестве судей; в то время как комбатанты, чьими главными претензиями были их личное мастерство, вербовали в свои ряды молодых людей из первых семей, а также лучших молодых и мужественных людей «простых ирландцев». В начале прошлого века в Коннахте состоялся знаменитый матч по метанию, организованный дворянством, фермерами и помещиками соседних графств Слайго и Роскоммон. Присутствовали все главные дворяне окрестностей, цвет ирландской молодежи обоих полов. Был обычай награждать победителя поля лентой для ношения на груди или каким-либо другим простым знаком отличия, подаренным Королевой Красоты того времени. В этом случае королевой красоты была Сидни, внучка-сирота сэра Малби Крофтона; Победителем дня стал Уолтер МакОуэн, Энглис Оуэнсон, джентльмен по родословной Коннахта, но по фактическому положению фермер. Он был очень красив, высок ростом и отличался выдающимся мастерством во всех состязаниях, подобных нынешнему.
Как описывалось ранее, игра закончилась с одним голом, поэтому могла длиться как несколько минут, так и несколько часов. Однако обычно проводилось до трех игр с решающими двумя голами, причем не обязательно в один и тот же день. Кольцо не находилось на конце поля, и к нему можно было подойти с любой стороны, чтобы забить гол. Команда báire обычно стояла в 3 ряда по 7 человек, причем передняя часть была известна как фаланга или булк , тяжелые люди, у которых были разные клюшки и разные правила игры (аналогично хоккею: им не разрешалось нести мяч или поднимать клюшку). высокий). По сути, они действовали как схватка ( cromaiscín ), захватывая мяч основной силой. Второй ряд был известен как кнуты или фуадайг , а в последний ряд спины входил капитан. В этих рядах были более легкие клюшки, и им разрешалось поднимать их высоко и нести мяч, но не брать в руки мяч. Формального вратаря не было, но это, очевидно, была основная задача капитана. Кнуты предназначались для захвата любого мяча, который выходил на свободу, а спины - для борьбы с любым прорывающимся противником. Разрешалась борьба один на один. [ 8 ]
Капитан был человеком, который выбирал команду и имел абсолютный контроль над тем, кто и где играет. Часто он был выходцем из дворянства, обеспечивавшего условия, поэтому имел реальную власть над людьми. Увольнение за опасную игру фактически означало пожизненную дисквалификацию. Два капитана выступали в качестве совместных судей, хотя иногда для вынесения решения вызывалось третье лицо, когда они не могли прийти к согласию. Этот джентльменский контроль ситуации означал, что травмы стали менее распространенными и менее серьезными, чем в предыдущие времена. [ 8 ]
19 век
[ редактировать ]Политические и социальные изменения, включая Акт о Союзе 1801 года и Великий голод, привели к упадку спортивной активности и расколу между землевладельцами и народом, так что дворянство больше не поддерживало игру. [ 8 ] [ 9 ] Обе версии игры в значительной степени вымерли, сохранившись в трех очагах вокруг города Корк , юго-восточного графства Голуэй и к северу от Уэксфорда . [ 9 ]
В 1884 году была создана Гэльская спортивная ассоциация для продвижения и возрождения традиционных ирландских видов спорта. Майкл Кьюсак упростил игру, с которой он был знаком с детства в графстве Клэр, и таким образом заложил современные правила, основанные на иоманской версии игры. (Попытки Кьюсака объединить команды из разных областей потерпели неудачу из-за отсутствия согласия в правилах.) [ 9 ] [ 11 ] «Неудивительно, что эта новая игра так и не прижилась в старой «общей зоне», и Долины Антрима ». единственным серьезным исключением стали [ 9 ]
Кьюсак продвигал игру как часть ирландского национализма и основал Celtic Times для продвижения того и другого. [ 11 ]
20 век
[ редактировать ]
В 20-м веке херлинг и гэльский футбол стали более организованными. Всеирландский чемпионат по херлингу возник вместе с чемпионатами провинций. Корк , Килкенни и Типперэри доминировали в метании в 20 веке, каждая из этих стран выиграла более 20 всеирландских титулов каждая. Уэксфорд , Уотерфорд , Клэр , Лимерик , Оффали , Дублин и Голуэй также были сильными округами по метанию в 20 веке.
- Мишель Мерфи (из клуба Blackrock) - первый херлер, надевший шлем, который носил его для защиты от травмы черепа на Кубке Фитцгиббона 1969 года за UCC. [ 12 ]
21 век
[ редактировать ]В новом тысячелетии метание мяча остается вторым по популярности видом спорта в Ирландии. Расширенная система квалификаций и формат круговой системы привели к тому, что чемпионат Ирландии по херлингу среди взрослых стал более продолжительным . Килкенни на данный момент является самой успешной командой века, выиграв 11 матчей во всей Ирландии. Недавно возродившаяся команда Лимерика занимает второе место с пятью сборными Ирландии. Открытие Кубка Кристи Ринг и Кубка Ники Рэкарда дало новые чемпионаты и возможность играть в Крок-Парке более слабым командам округа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганнелл, Терри. Связь между исландским кнаттлейкуром и ранним ирландским херлингом. Белоидеас 80 (2012): 52–69.
- ^ Jump up to: а б «История и эволюция хёрлинга» . ГАА . Дублин. 15 декабря 2015 года . Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ «Национальный музей Ирландии» . музей.т.е . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Симус Дж. Кинг, «История херлинга», страницы 6–8.
- ^ Роджер Хатчинсон, дурак! История Шинти , стр. 27–28.
- ^ Симус Дж. Кинг, «История херлинга», стр. 8.
- ^ Лондонский журнал Ли Ханта (дополнение к части 1)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кэнни, Лиам (1981). «Ирландская игра в херлинг». Народная жизнь . 19 (1): 95–103. дои : 10.1179/043087781798240147 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уилан, Кевин (1993). «География Хёрлинга». История Ирландии . 1 (1): 27–31.
- ^ Сидней, леди Морган (1863). Мемуары леди Морган; автобиография, дневники и переписка . Лондон: WH Allen & Co., с. 41 – через archive.org.
- ^ Jump up to: а б Долан, Пэдди; Коннолли, Джон (март 2009 г.). «Цивилизация метания в Ирландии» . Спорт в обществе . 12 (2): 196–211. дои : 10.1080/17430430802590995 . S2CID 146482113 .
- ^ МакЭвой, Энда; Киран Шеннон; Дэйв Ханниган; Пи Джей Каннингем; Мэлаки Клеркин; Пэт Ньюджент (4 января 2009 г.). «125 самых влиятельных людей в истории GAA» . Воскресная Трибьюн . Архивировано из оригинала 9 августа 2009 года . Проверено 20 января 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кинг, Симус Дж. (2005). История херлинга (второе изд.). Дублин: Гилл и Макмиллан. ISBN 978-0-7171-3938-5 . OCLC 61477832 .