История борьбы

Борьба и грэпплинг имеют долгую и сложную историю, уходящую в доисторические времена. Сохранились многие традиционные формы, сгруппированные под термином «народная борьба» . Более формальные системы были систематизированы в различных формах боевых искусств по всему миру, где техники борьбы составляют значительную часть рукопашного боя (дополняемого ударными техниками ).
Современная история борьбы начинается с подъема популярности в XIX веке, что привело к развитию современных видов спорта греко-римской борьбы на европейском континенте, а также вольной борьбы и студенческой борьбы в Великобритании и США соответственно. . Эти виды спорта пользовались огромной популярностью на рубеже 20-го века. В 1920-х годах шоу-рестлинг как вид спортивного развлечения , ныне известный как профессиональная борьба , отделился от соревновательной спортивной борьбы, ныне известной как любительская борьба .
Античность
[ редактировать ]
Борьба как тип имитации боя и демонстрационного поведения среди мужчин имеет антропологические корни и также наблюдается у человекообразных обезьян . Однако его документированная история обязательно начинается с истории графических изображений. Самые старые изображения борьбы датируются 15 000–20 000 лет назад и найдены на юге Франции . [ 1 ] Наскальные рисунки в провинции Баянхонгор в Монголии, относящиеся к эпохе неолита 7000 г. до н.э., изображают борьбу двух обнаженных мужчин в окружении толпы. [ 2 ] [ неуместная цитата ] В Древней Месопотамии формы борьбы на поясах были популярны с древнейших времен. [ 3 ] Резьба на каменной плите, изображающая три пары борцов, датируется примерно 3000 годом до нашей эры. [ 4 ] Литая бронзовая статуэтка, [ 5 ] (возможно, основание вазы ) было найдено в Хафаджи в Ираке , на нем изображены две фигуры в борцовском приеме, датируемом примерно 2600 годом до нашей эры. Статуя является одним из самых ранних изображений спорта и находится в Национальном музее Ирака . [ 6 ] [ 7 ]

Изображение спортивных боевых искусств в Египте началось во времена гробниц мастаб 5-й династии в Саккаре , около 2400 г. до н.э. После сцены поединка на лодке, записанной в гробнице Нианххнума и Хнумхотепа , мастеров маникюра при царе Нюсерре , шесть пар мальчиков борются в соседней гробнице Ахетхотепа и Птахотепа. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ а ] Еще одно раннее свидетельство борьбы в Египте появляется в 11-й и 12-й династиях Бени Хасана (2000 г. до н.э., изображения справа и вверху), где сцены борьбы в нескольких гробницах разработаны так, чтобы покрыть большую часть стены. [ 8 ] [ 9 ] В период Нового царства (1550–1070 гг. до н.э.) дополнительные египетские произведения искусства (часто на фризах ) изображали соревнующихся египетских и нубийских борцов. Кэрролл отмечает поразительное сходство между этими древними изображениями и изображениями современных нубийских борцов . [ 13 ] почти все приемы, встречающиеся в современной вольной борьбе . В 406 борцовских парах, найденных в гробницах Среднего царства в Бени-Хасане в долине Нила, можно найти [ 14 ]
Текстовое описание борьбы начинается с античной классики, особенно с греческого и санскритского эпоса. Махабхарата борцов описывает встречу опытных Бхимы и Джарасандхи .
Шуай Цзяо — легендарный стиль борьбы китайской древности, используемый Желтым императором во время его борьбы с мятежником Чи Ю в битве при Чжоулу . Этот ранний стиль боя сначала назывался цзяо-ди (бодание рогами). [ 15 ]

Греческая борьба была популярной формой боевого искусства , в которой очки начислялись за прикосновение спины спортсмена к земле, вынуждающее его выйти за пределы поля (арены). [ 16 ] Три падения определили победителя. По крайней мере, этот вид спорта фигурировал после восемнадцатой Олимпиады в 704 году до нашей эры. Борьба описана в самых ранних знаменитых произведениях греческой литературы – « Илиаде» и « Одиссее» . [ 17 ] Борцы также изображались в действии на многих вазах, скульптурах и монетах, а также в другой литературе. В других культурах борьба присутствовала на королевских или религиозных праздниках, но древние греки структурировали свой стиль борьбы как часть турнира, где из группы соперников выходил единственный победитель. [ 14 ] Поздняя греческая традиция также утверждает, что Платон был известен борьбой на Истмийских играх . [ 18 ]
Это продолжалось и в эллинистический период. Птолемей II и Птолемей III Египетские изображались в искусстве победителями-борцами. После римского завоевания греков греческая борьба была принята римской культурой и стала римской борьбой в период Римской империи (510 г. до н.э. - 500 г. н.э.). [ нужна ссылка ] К восьмому веку византийский император Василий I , по мнению придворных историков, победил в борьбе хвастливого борца из Болгарии . [ 18 ]
Кельтская борьба имеет обширную историю: борьба упоминается в Тайлтинских играх, датируемых где-то между 1839 г. до н.э. и 632 г. до н.э. (академики не согласны) до 12 века нашей эры, когда вторглись норманны. Различные стили, такие как корнуэльская борьба , гурен , борьба на воротничках и локтях и т. д., вероятно, развились из какого-то общего стиля.
Средневековая и ранняя современная Европа
[ редактировать ]
Существует множество свидетельств того, что борьба практиковалась по всей средневековой Европе как дворянством, так и низшими классами. Борьба оставалась популярной в эпоху Возрождения и на протяжении большей части 16 века. В 1520 году на конкурсе «Поле золотой парчи» Франциск I из Франции бросил Генриха VIII из Англии в поединок в борцовских туфлях (возможно, с « Летающей кобылой»). [ 19 ] ), после того как его борцы из Корнуолла уверенно победили бретонских борцов Фрэнсиса. [ 20 ] [ 21 ] [ 18 ] В Генриха VIII королевстве борьба во многих местах была широко популярна и имела долгую историю.
В немецкой традиции имеются записи о ряде мастеров -рингеров XV-XVI веков, специализировавшихся на рукопашном бою. Рукопашный бой делился на две категории: спортивная борьба, или geselliges Ringen , и серьезный рукопашный бой, или kampfringen (где kampf — немецкий термин раннего Нового времени, означающий « дуэль »). В то время как в спортивной борьбе существовали фиксированные правила, запрещавшие опасные приемы, обычно начинавшиеся с захвата и заканчивавшиеся броском или сабмишеном , Кампфринген можно рассматривать как систему безоружной самообороны , включающую удары руками , суставы , удары локтями , удушающие захваты , удары головой и (в ограниченной степени) удары ногами .
Одним из первых людей, создавших кампфринген на заре немецкого Возрождения, по-видимому, был австрийский мастер Отт Юд. Говорят, что он разработал систему борьбы, которая будет использоваться в бою, включая переломы суставов, захваты рук и броски, предназначенные для нанесения серьезных травм. Ни одного трактата, написанного рукой Отта, не сохранилось, но его системе преподают несколько мастеров фехтования конца 15 века. Паулюс Каль причисляет его к «обществу Лихтенауэра », говоря, что он был учителем борьбы «лордов Австрии ». [ 22 ] (возможно, при Фридрихе III ). [ 23 ] Другие трактаты, содержащие материалы как о рингене , так и об искусстве фехтования, включают трактаты Фиоре деи Либери (ок. 1410 г.), Фабиана фон Ауэрсвальда (1462 г.), Пьетро Монте (ок. 1480 г.) и Ганса Вурма (ок. 1500 г.).
Только с началом периода раннего Нового времени , особенно с более «достойным» кодексом поведения, который высшие классы навязали себе в период барокко , европейская знать отказалась от борьбы и стала развлечением сельского населения, перерастая в различные виды спорта. сохранившиеся формы европейской народной борьбы . Последний трактат о рингене принадлежит Иоганну Георгу Пашену, опубликованный в 1659 году. [ 24 ] Возможно, последней книгой, в которой рассматривается Ринген как смертоносное боевое искусство, является, возможно, «Leib-schützende und Enemies Defiance-offering Fecht-Kunst» Иоганна Андреаса Шмидта, которая была опубликована в Вайгеле, Нюрнберг, в 1713 году. [ 25 ]

На Ближнем Востоке
[ редактировать ]Многие из старейших в мире изображений борьбы можно найти на Ближнем Востоке. Резные изображения и статуи показывают, что формы борьбы на поясах существовали в регионе с древних времен, помимо поединков между людьми и животными. Борьба также упоминается в эпосах о Гильгамеше и Шахнаме . Масляная борьба, практикуемая в современной Турции и Центральной Азии, зафиксирована в древнем Шумере и Вавилоне. В Персии традиционная борьба Пахлавани или кошти (کشتی) практиковалась как высшими, так и низшими классами как для спорта, так и в качестве подготовки к бою. В тренировочных залах, известных как зурхане , солдаты практиковали упражнения с сопротивлением и борьбу в традиции, которая теперь называется Варзеш-э бастани (ورزش باستانی; букв. «Древняя легкая атлетика»). Древняя иранская боевая борьба ( кошти-йе джанги ) включала не только захваты, но также удары руками и ногами. По мере распространения иранского влияния на Империю Ахеменидов , а затем на Персидскую империю , эта практика была принята на Индийском субконтиненте как Пехлвани. .
В Азии
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]В Древнем Китае существовали истории, описывающие Чи Ю , прародителя цзяо-ди (角抵) , применявшего удары руками и локтями по голове и ногами своих противников на турнирах по борьбе. Классическая китайская борьба или цзяо ли (角力) была общественным видом спорта во времена династии Цинь (221-207 гг. до н. э.), который проводился для развлечения двора, а также для набора лучших бойцов. Участники боролись друг с другом на приподнятой платформе, называемой лей тай , и обоим участникам приходилось либо сталкивать своего противника с платформы, либо наносить ему различные удары руками ( чин-на ), чтобы выйти победителем. Традиционно борцы также носили пояса для дополнительного захвата. Термин «шуай цзяо» был выбран Центральной академией Гошу в Нанкине в 1928 году, когда правила соревнований начали стандартизироваться.
Индийский субконтинент
[ редактировать ]Борьба на Индийском субконтиненте разделялась на четыре вида, которые прогрессировали от спортивной ( малакриде ) до боевой ( малла-юддха ), упомянутой в Махабхарате 3050 г. до н.э. Завоеватели Великих Моголов ввели больше основ и называли свой стиль борьбы кусти . Участники по-прежнему борются, как и в древние времена, на грязных полах, надевая только ковпинам или набедренную повязку.
Япония
[ редактировать ]Термин дзюдзюцу был придуман в 17 веке, после чего он стал общим термином для широкого спектра дисциплин, связанных с борьбой, в японских боевых искусствах . До этого эти навыки имели такие названия, как «борьба на коротком мече» ( 小具足腰之廻 , когусоку коси но мавари ) , «борьба» ( 組討 или 組打 , кумиучи ) , «боди-арт» ( 体術 , тайдзюцу ) , «мягкость» ( 柔 или 和 , явара ) , «искусство гармонии» ( 和術 , вадзюцу, ৳яварадзюцу ) , «ловля руки» ( 捕手 , торитэ ) и даже «путь мягкости» ( 柔道 , дзюдо ) (еще в 1724 году, почти за два века до того, как Кано Дзигоро основал современное искусство Кодокан дзюдо ). [ 26 ] Системы рукопашного боя, которые были разработаны и практиковались в ( сегодня называются японским старого стиля . период дзюдзюцу до 1573 года ), Муромати
Современная история
[ редактировать ]Развитие современной борьбы
[ редактировать ]Ланкаширский возможно стиль народной борьбы, , лег в основу борьбы Catch, также известной как «Catch as Catch Can». Позже шотландцы ирландцы сформировали вариант этого стиля, Scottish Backhold, который позже убрал все основы и сосредоточился исключительно на тейкдауне, а разработали стиль « воротник и локоть », который позже нашел свое применение в Соединенных Штатах. [ 27 ]
Борьба как современный вид спорта развилась в 19 веке на основе традиций народной борьбы , возникшей в форме двух стилей регламентированного соревновательного спорта: « вольной » и « греко-римской » борьбы (основанной на британской и континентальной традициях соответственно), сейчас [ нужен год ] обобщается под термином « любительская борьба к началу современных Олимпийских игр » .
Традиция сочетания борьбы и зрелищности зародилась во Франции 1830-х годов , когда шоумены представляли борцов под такими именами, как «Эдвард, пожиратель стали», «Гюстав д'Авиньон, разрушитель костей» или «Бонне, бык из низких Альп». и призвал представителей общественности сбить их с ног за 500 франков . [ 28 ] В 1848 году французский шоумен Жан Эксброя сформировал первую цирковую труппу современных борцов и установил правило не выполнять приемы ниже пояса - стиль, который он назвал «борьбой на плоских руках». Этот новый стиль вскоре распространился на остальную Европу, Австро-Венгерскую империю , Италию, Данию и Россию под названиями греко-римской борьбы , классической борьбы или французской борьбы.
Золотой век (1890–1914)
[ редактировать ]К концу XIX века этот современный стиль «греко-римской» борьбы стал самым популярным событием модного спорта в Европе. Из-за этого, а также из-за появления гимназий и спортивных клубов греко-римская борьба и современная вольная борьба вскоре стали регулироваться в официальных соревнованиях. В континентальной Европе победителям греко-римских турниров предлагались крупные призовые, а вольная борьба быстро распространилась в Великобритании и США.

Последовал «золотой век» этого вида спорта, прервавшийся с началом Первой мировой войны в 1914 году. В 1898 году француз Поль Понс «Колосс» стал первым чемпионом мира среди профессионалов. [ 28 ] [ 29 ] Ведущие борцы того времени, такие как Георг Хакеншмидт , Станислав Збышко , Уильям Малдун , Фрэнк Готч , Констан Лаво , имели статус народных героев. [ 27 ] [ 30 ]
В США в борьбе доминировали Мартин «Фермер» Бернс и его ученик Фрэнк Готч . Бернс был известен как конкурентоспособный борец, который, несмотря на то, что за свою борцовскую карьеру никогда не весил более 160 фунтов, дрался с более чем 6000 борцами (в то время, когда большинство из них были соревновательными поединками) и проиграл менее 10 из них. [ 31 ] Он также приобрел репутацию тренера некоторых из лучших борцов той эпохи, в том числе Готча, известного как одна из первых спортивных суперзвезд Америки. [ 31 ] Готч, которого на пике карьеры считали «несравненным», был первым, кто действительно претендовал на звание бесспорного чемпиона мира в тяжелом весе, победив всех соперников в Северной Америке и Европе. Он стал чемпионом мира, победив чемпиона Европы по борьбе Георга Хакеншмидта в 1908 и 1911 годах, которые современные историки борьбы считают двумя из самых значимых матчей в истории борьбы.
Профессиональные борцы в это время участвовали как в спортивных соревнованиях, так и в шоу, в которых больше внимания уделялось зрелищам и развлечениям, поскольку борьба была представлена публике как часть эстрадного номера, чтобы оживить ограниченное действие, связанное с аттракционами стронгменов -бодибилдеров . Одной из первых звезд был бывший шахтер из Корнуолла, американец по имени Джек Каркик , который предлагал зрителям продержаться с ним 10 минут. Именно в этот период берет начало более позднее разделение на « профессиональную борьбу » (внесоревновательную акробатику и зрелищность) и « любительскую борьбу » (соревновательную). Георг Хакеншмидт , чемпион мира после победы над Томом Дженкинсом в 1905 году , связал себя с британским промоутером и предпринимателем Чарльзом Б. Кокраном. Хакеншмидт сделал серию заказов в Манчестере за впечатляющие по тем временам 150 фунтов в неделю. Отметив, что доминирующий стиль борьбы Хакеншмидта угрожал убить интерес публики, Кокран убедил Хакеншмидта научиться зрелищному мастерству у Кэннона и проводить многие из своих поединков для развлечения, а не для спорта; это отображало будущие элементы спортивные развлечения .
Отделение « рабочей », то есть чисто перформативной, хореографической борьбы от соревновательного спорта начинается в 1920-х годах. Успех более проработанных аспектов профессионального рестлинга в Америке, таких как трюки и приемы подчинения , был привнесен в британский рестлинг. Борец-любитель сэр Атолл Окли вместе с коллегой-борцом Генри Ирслингером организовал одну из первых рекламных акций, в которой использовался новый стиль борьбы, получивший название « Борьба олл-ин ». Большой спрос на борьбу означал, что не хватало квалифицированных любителей, и многие промоутеры переключились на более жестокие стили , включающие в себя оружие и удары со стула. Женщины-борцы и залитые грязью ринги также стали обычным явлением. В конце 1930-х годов Совет лондонского графства запретил профессиональную борьбу.
Когда прошли Первые современные Олимпийские игры в 1896 году в Афинах , греко-римская борьба была введена в качестве олимпийской дисциплины. После того, как спортивная борьба не была представлена на Олимпийских играх 1900 года , спортивная борьба снова появилась в 1904 году в Сент-Луисе ; на этот раз в соревнованиях по фристайлу. С тех пор были представлены как греко-римская, так и вольная борьба (на летних Олимпийских играх 2004 года была добавлена женская вольная борьба).
Межвоенный период и позднее 20 век.
[ редактировать ]Популярность борьбы резко упала в 1915–1920 годах на севере из-за мировой войны, а также из-за того, что ее репутация особенно пострадала среди американской общественности из-за широко распространенных сомнений в ее легитимности и статусе соревновательного вида спорта.
После выхода на пенсию Фрэнка Готча профессиональный рестлинг в Соединенных Штатах (за исключением Среднего Запада) быстро терял популярность. В ответ три профессиональных борца, Эд Льюис , Билли Сандоу и Тутс Мондт , объединились, чтобы создать свою собственную промоушен в 1920-х годах, модифицировав свою продукцию на ринге, чтобы привлечь поклонников. Этих троих называли « Трио Золотой Пыли » из-за их финансового успеха. Это знаменует начало « профессиональной борьбы » как индустрии развлечений, отдельной от соревновательной борьбы, а также возрождения общественного интереса к борьбе в межвоенный период . Однако борьба снова не достигла довоенного уровня популярности, ее затмил бокс , который теперь пережил свой золотой век .
С 1921 года Международная федерация связанных стилей борьбы (ФИЛА) регулирует любительскую борьбу как спортивную дисциплину. В 1928 году NCAA опубликовала правила студенческой борьбы . прошел первый командный чемпионат NCAA по борьбе В том сезоне с 30 по 31 марта в кампусе Колледжа штата Айова . Правила студенческой борьбы резко контрастировали с правилами вольной борьбы Международной федерации любительской борьбы (IAWF) и AAU . [ 17 ] С тех пор студенческая борьба стала чисто американским видом спорта. Борьба в колледжах и старших классах особенно выросла после стандартизации правил борьбы NCAA, которые на раннем этапе применялись как к студенческой, так и к школьной борьбе (с изменениями в средней школе). Все больше колледжей, университетов и младших колледжей начали предлагать парные соревнования и турниры, включая чемпионаты и организовывали сезоны борьбы. в сезонах борьбы были перерывы Из-за Второй мировой войны , но, особенно в средних школах, на протяжении 1930-х и 1940-х годов в разных регионах проводились чемпионаты государственных ассоциаций по борьбе. По мере роста любительской борьбы после Второй мировой войны различные университетские спортивные конференции также увеличивали количество и качество своих соревнований по борьбе: все больше борцов развивались в борьбе в средней школе, были набраны тренерами колледжей, а затем участвовали в студенческих соревнованиях.

И вольная борьба , и ее американский аналог, студенческая борьба , не имели системы подсчета очков, которая решала бы матчи при отсутствии падений, до введения NCAA системы начисления очков в сезоне 1940–1941 годов. Это также повлияло на международные стили. К 1960-м годам международные поединки по греко-римской и вольной борьбе оценивались тайно коллегией из трех судей, которые принимали окончательное решение, поднимая цветные ракетки в конце поединка. В конце 1950-х годов доктор Альберт де Феррари из Сан-Франциско , ставший вице-президентом ФИЛА, лоббировал видимую систему подсчета очков и правило «контролируемого падения», согласно которому падение распознавалось бы только тогда, когда нападающий борец сделал что-то, что его вызвало. Вскоре они были приняты на международном уровне в греко-римском стиле и вольном стиле. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Визирь Птаххотеп при царе Исеси похоронен в комплексе мастаб, где происходят сцены игр мальчиков. Дэвис (1900), с. 2 идентифицирует Птахотепа и Ахетхотепа как отца и сына, но не говорит, являются ли они родственниками визиря. В древности имя визиря Птахотепа ассоциировалось с Наставлением Птахотепа — документом, содержащим советы по этикету и философские размышления. Однако это впервые засвидетельствовано в Папирусе Приссе Среднего царства, и Винсент Тобин относит оригинальную композицию к периоду между последней 6-й и 12-й династией, что делает ее датированной Исеси на 100–400 лет. См. Тобин, «Максимы Фахотепа», в книге Уильяма Келли Симпсона (2003), «Литература Древнего Египта», издательство Йельского университета, стр. 129–130. ISBN 978-0-300-09920-1
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Старейший вид спорта» . nwhof.org . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачкам в древней столице Чингисхана Каракоруме. Джули Скурденис, специально для The Chronicle. Воскресенье, 27 марта 2005 г. [1]
- ^ "Британская энциклопедия", 1981, ISBN 0-85229-378-X , стр.1025. Изображения борьбы были найдены на цилиндрических печатях и медной статуэтке , датированной 3000 г. до н.э.
- ^ Кендалл Бланшар (1995). Антропология спорта: Введение . АВС-КЛИО. стр. 99–. ISBN 978-0-89789-330-5 . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ Time Inc (15 августа 1938 г.). ЖИЗНЬ . Time Inc., стр. 59–. ISSN 0024-3019 . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ Фарадж Башмахджи (1975). Сокровища Иракского музея . Аль-Джумхурия Пресс . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ Дэвид Гилман Романо (1993). Легкая атлетика и математика в архаическом Коринфе: истоки греческого стадиона . Американское философское общество. стр. 10–. ISBN 978-0-87169-206-1 . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Ньюберри, Перси (1893). Бени Хасан II . Лондон: Общество исследования Египта. стр. 47, фото 5. doi : 10.11588/DIGLIT.10361 .
- ^ Jump up to: а б Египетская гробница. Архивировано 13 июля 2011 г. в Wayback Machine . Фото Лессинга . 15.02.2011.
- ^ Райс, Майкл (2002). Кто есть кто в Древнем Египте? . Абингдон, Великобритания: Psychology Press. ISBN 9780415154499 .
- ^ Портер и Мосс (1981). Малек, Яромир (ред.). Топографическая библиография III: Мемфис, Часть 2: от Саккары до Дахшура (PDF) (переработанная редакция). Оксфорд: Институт Гриффита. стр. 602, 643 . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Дэвис, Норман де Гарис (1900). Мастаба Птахетепа и Ахететепа в Саккаре: часовня Птахетепа и иероглифы . Лондон: Общество исследования Египта. стр. 10–11, иллюстрации 24, 25 . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ Кэрролл, Скотт Т. (лето 1988 г.), «Борьба в древней Нубии» (PDF) , Журнал истории спорта , 15 (2): 121–137, ISSN 0094-1700
- ^ Jump up to: а б Полякофф, Майкл (1996). «Борьба, вольная борьба». В Левинсоне, Дэвид; Кристенсен, Карен (ред.). Энциклопедия мирового спорта: от древнейших времен до наших дней (т. 3) . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 1189. ИСБН 0-87436-819-7 .
- ^ История , Китайский институт Гошу, заархивировано из оригинала 24 июля 2008 г. , получено 8 октября 2007 г. См. Также. Пейзер, Бенни (май 1996 г.), «Западные теории о происхождении спорта в Древнем Китае», Историк спорта , 16 : 117–130, doi : 10.1080/17460269609446397 , ISSN 1351-5462
- ^ Миллер, Кристофер, Бой сабмишн и правила древнегреческой борьбы , получено 8 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Полякофф, Майкл (1996). «Борьба, вольная борьба». В Левинсоне, Дэвид; Кристенсен, Карен (ред.). Энциклопедия мирового спорта: от древнейших времен до наших дней (т. 3) . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 1191. ИСБН 0-87436-819-7 .
- ^ Jump up to: а б с Полякофф, Майкл (1996). «Борьба, вольная борьба». В Левинсоне, Дэвид; Кристенсен, Карен (ред.). Энциклопедия мирового спорта: от древнейших времен до наших дней (т. 3) . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 1193. ИСБН 0-87436-819-7 .
- ^ Трипп, Майкл: НАСТОЙЧИВОСТЬ РАЗЛИЧИЙ: ИСТОРИЯ КОРНИШСКОЙ БОРЬБЫ , Университет Эксетера, диссертация на степень доктора философии, 2009 г., Том I, стр. 2-217.
- ^ Моррис, Чарльз : Исторические сказки, романтика реальности , JB Lippincott Company (Филадельфия) 1895, стр. 212.
- ^ Сьюэлл, Элизабет пропала : Популярная история Франции , Longmans Green and Co (Лондон) 1876, стр. 302.
- ^ Maister ott jud der der hern von osterrich Ringer wessen yst ( kk Ambraser-Sammlung , ок. 1470 г.)
- ^ Волна 1993, с. 259
- ^ Полная книга ринга /в которой инструктировано/как правильно атаковать Адверсариум/отрываться/парировать удары/делать разные уроки и контруроки по ним/описано старательно и обучено многими необходимыми медями. 1659 г., перепечатка 1663 г. Галле (С.), Мельхиор Эльшлегель; Английский перевод Эли Стинпута. Архивировано 22 сентября 2018 г. в Wayback Machine , Journal of Western Martial Art, ноябрь 2000 г. [2]
- ^ "343 [319] - VI. Капитул. - Страница - Собственная оцифровка" . digital.bibliothek.uni-halle.de . 1713.
- ^ Мол, Серж (2001), Классические боевые искусства Японии: Полное руководство по Корю дзюдзюцу , Токио, Япония: Kodansha International , стр. 24–54, ISBN 4-7700-2619-6
- ^ Jump up to: а б Полякофф, Майкл (1996). «Борьба, вольная борьба». В Левинсоне, Дэвид; Кристенсен, Карен (ред.). Энциклопедия мирового спорта: от древнейших времен до наших дней (т. 3) . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 1190. ИСБН 0-87436-819-7 .
- ^ Jump up to: а б Анон. «Корни и история олимпийской борьбы» . Международная федерация связанных стилей борьбы . ФИЛА. Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Международная федерация связанных стилей борьбы , греко-римская борьба , FILA , заархивировано из оригинала 11 июля 2011 г. , получено 9 августа 2007 г.
- ^ Полякофф, Майкл (1996). «Борьба, вольная борьба». В Левинсоне, Дэвид; Кристенсен, Карен (ред.). Энциклопедия мирового спорта: от древнейших времен до наших дней (т. 3) . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 1189–1193. ISBN 0-87436-819-7 .
- ^ Jump up to: а б Тес, Лу. «Глава 3». Хукер .
- ^ Деллинджер, Боб . «Старейший вид спорта» . Национальный зал славы и музей борьбы . Архивировано из оригинала 3 июля 2007 г. Проверено 12 августа 2007 г.