Хнумхотеп и Нианххнум
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2019 г. ) |
Хнумхотеп и Нианххнум | |
---|---|
Надзиратель мастеров маникюра во дворце | |
![]() Хнумхотеп и Нианххнум изображены нос к носу и обнимаются в своей гробнице. | |
Династия | Пятая династия |
фараон | Ньюсерре Это |
Жена | Хенут (Хнумхотеп) Хентикавес (Нианххнум) |
Дети | Хнумхотеп:
Нианххнум:
|
Похороны | Мастаба Хнумхотепа и Нианххнума |

Хнумхотеп ( древнеегипетский : ẖnm.w-ḥtp(.w) ) [ 1 ] и Нианххнум ( древнеегипетский : nj-ꜥnḫ-ẖnm.w ) [ 2 ] были двумя мужчинами-мужчинами, царскими царскими слугами Древнего Египта . Мужчины разделили титул надзирателей мастеров маникюра во дворце короля Ньюсерре Ини , шестого фараона , Пятой династии правившего во второй половине 25 века до нашей эры. Они были похоронены вместе в Саккаре и внесены в список «королевских доверенных лиц» в их общей гробнице. [ 3 ] : 98 Они примечательны своим необычным изображением в египетских записях, которые часто интерпретируются как первая зарегистрированная однополая пара . [ 4 ] : 96ff [ 5 ] : 200–201
Семья
[ редактировать ]Ученые, в том числе Томас Доусон и Грег Ридер, считают, что Хнумхотеп и Нианххнум являются первой зарегистрированной однополой парой в древней истории . [ 4 ] : 96ff [ 5 ] : 200–201 Предполагаемые романтические отношения между Хнумхотепом и Нианххнумом основаны на изображениях двух мужчин, стоящих нос к носу и обнимающихся. [ 6 ] [ 7 ] Жена Нианххнума, изображенная в сцене банкета, в древности почти полностью стерта, а на других изображениях Хнумхотеп занимает положение, обычно отведенное для жены. Их официальные титулы были «Надзиратели мастеров маникюра Королевского дворца». Критики утверждают, что оба мужчины появляются со своими женами и детьми, что позволяет предположить, что мужчины были братьями, а не любовниками. [ 8 ] : 22 [ 9 ] : 88
Хнумхотеп и Нианххнум изображены в гробнице со своими семьями. Было высказано предположение, что это были сыновья Хабав-Хуфу и Реведзавеса. Судя по всему, у них было три брата по имени Тити, Нефернисут и Кахерсетеф. Также засвидетельствованы три возможные сестры. Их зовут Неферхотеп-хеветеру, Мехевет и Птах-хесетен. Жену Нианххнума звали Хентикавес. Пара появляется в гробнице с тремя сыновьями по имени Хем-ре, Кед-унас и Хнумхезевеф и тремя дочерьми, Хемет-ре, Хевитен-ре и Небет. Засвидетельствован по крайней мере один внук, Ирин-ахети, сын Хемре и его жены Тьесет. [ нужна ссылка ]
У Хнумхотепа была жена по имени Хенут. У Хнумхотепа и Хенута было как минимум пять сыновей по имени Птахшепсес, Птанеферху, Кайзеби, Хнумхесвеф и Нианххнум младший (возможно, названный в честь владельца гробницы), а также дочь по имени Реведзавес. [ 8 ] : 55–61
Карьера
[ редактировать ]![]() | В этом разделе может содержаться информация, не важная и не относящаяся к теме статьи. ( декабрь 2019 г. ) |
Хнумхотеп и Нианххнум были главными мастерами маникюра в королевской семье, но имели ряд различных официальных титулов и обязанностей. [ нужна ссылка ] Оба или один из мужчин имели следующие титулы: [ 10 ] [ примечание 1 ] [ примечание 2 ] [ примечание 3 ]
- мистер младший ант пр аА «надзиратель мастеров маникюра (буквально «тех, кто делает ногти») во дворце». [ 11 ] : 34
- СХД младший ант ПР АА "инспектор мастеров маникюра во дворце" [ 10 ] : Сцена 15 [ 12 ] : 1179
- Hrj sStA «хранитель тайн» [ 13 ] : 75
- rx nswt "знакомец короля" [ 10 ] : Сцены 1.2, 1.3
- zXAw nswt «царский писец» [ нужна ссылка ]
- mHnk nswt «доверенное лицо короля» [ 10 ] : Сцена 13, 15
- jr xt nswt «хранитель королевских вещей» [ 10 ] : Сцена 23
- mrr nb.f «тот, кто возлюблен своего господина» [ 8 ] : Пластины 90, 92
- Hm-nTr ram Szp jb ra «жрец солнца в (месте, где бог солнца) Ра принимает сердце», то есть в Ньюсерра солнечном храме в Абу-Гурабе. [ 12 ] : 808 [ 10 ] : Сцена 23
- wab mn swt nj-wsr-ra «служитель чистоты вечных мест Ньюсерре » (священник-уборщик в комплексе царских пирамид в Абусире ). [ 14 ]
- ваб нсвт «тот, кто очищает царя». (личный священник короля) [ 10 ] : Сцена 13
- nb jmAx nTr aA «господин тех, кого почитают перед великим богом» (желательный титул, обозначающий пожертвования в погребальное имущество человека от короля. [ 10 ] : Сцена 13
Дежуря в храме Солнца, Нианххнум или Хнумхотеп, возможно, наблюдал за нижестоящими должностными лицами, такими как г-н Пр Сна, «надзиратель за складами», который, в свою очередь, руководил бригадами носильщиков, складирующих и извлекающих материалы из зернохранилищ и складских помещений. [ нужна ссылка ]

Уход за телом и гардеробом короля при подготовке к его публичным выступлениям требовал большого числа помощников, видимо, работавших в разных ателье каждое под своим руководством. Помимо мастеров маникюра, которыми руководили Нианххнум и Хнумхотеп, во дворце были слуги под руководством одного или нескольких мужчин, носивших титул jrj nfr HAt «хранитель головного убора», ответственных за царские парики и головные уборы, jrw Snj «парикмахеры», [ 12 ] : 189 который держал его бритым, и г-н jzwj Xkrwt nswt «надзиратель двух палат королевских украшений». [ 13 ] : 74 Пост Xkrt nswt «украшение царя» всегда занимали женщины, которые юридически, если не социально, были равны мужчинам в Египте. [ 16 ] : 8 Неферхотеп-Хатхор отмечен этим статусом на похоронной процессии Нианххнума и Хнумхотепа. [ 10 ] : Сцена 12
Каким образом и как часто персонал парикмахерской, которая, судя по титульным свидетельствам, стоит выше мастеров маникюра в рейтинге престижа 5-й и 6-й династий, общался с последними, остается неизвестным. На похоронной процессии не отмечены парикмахеры. Птахшепсес, хранитель головного убора, ставший визирем Нюссере, [ 13 ] : 73 и Ти, надзиратель пирамид и храмов Солнца, — два чиновника, с которыми, возможно, работали Нианххнум и Хнумхотеп. И Хнумхотеп, и Нианххнум засвидетельствованы на сцене сбора урожая в великолепном погребальном комплексе Птахшепсов, где они, возможно, были начальниками карьера, однако их называли jr antpr aA «дворцовыми мастерами маникюра», что было значительно ниже титульного титула в их собственной гробнице, что могло означать Птахшепсы умерли, когда они были моложе. [ 17 ] : 469 На дверном косяке, помимо TAtj «визирь», изображен титул HAt — «тот, чья рука впереди», чистый почетный титул, который Аллен отличает от титулов mr и jrj, определяющих сферы ответственности, с которыми мы сталкивались до сих пор. Эпитет jrj nfr HAt «хранитель головного убора», записанный во многих комнатах, пишется со знаком рта (Гардинер D21), а не со знаком глаза (D4), так что он разделяет вводное слово jrj-pat ». наследный принц», еще одно почетное звание Аллена. [ 12 ] : 178 [ 11 ] : 34
Могила
[ редактировать ]![]() | В этом разделе может содержаться информация, не важная и не относящаяся к теме статьи. ( декабрь 2019 г. ) |
29 ° 52'05 "N 31 ° 13'10" E / 29,86795 ° N 31,219416 ° E

Гробница Хнумхотепа и Нианххнума была обнаружена египтологом Ахмедом Муссой в некрополе в Саккаре, Египет , в 1964 году во время раскопок дамбы для пирамиды царя Унаса . [ 3 ] : 98 Это единственная гробница в некрополе, где изображены обнимающиеся и держащиеся за руки мужчины. Кроме того, выбранные мужчинами имена (оба теофоричны богу-творцу Хнуму ) образуют лингвистическую ссылку на их близость: Нианххнум означает «жизнь принадлежит Хнуму», а Хнумхотеп означает «Хнум удовлетворен»; [ 18 ] Точный король и дата правления этой гробницы неизвестны; стиль относит его к последней V династии при Ньюсерре или Менкаухоре . Никаких человеческих останков внутри обнаружено не было. [ 15 ] : 644 Считается, что гробница строилась поэтапно: сначала была построена последовательность из двух камер, высеченных в известняке невысокого откоса в северной части Саккары, затем была добавлена построенная на поверхности конструкция мастабы, которая гармонировала с более ранней конструкцией. Это могло произойти, когда двое предполагаемых обитателей получили ресурсы.
В сцене банкета Нианххнума и Хнумхотепа развлекают танцоры, хлопушки, музыканты и певцы; в другом они наблюдают за подготовкой к похоронам. В самом ярком изображении эти двое обнимаются, соприкасаясь носами, в самой интимной позе, допускаемой каноническим египетским искусством , в окружении, по-видимому, их наследников.
Планировка и оформление
[ редактировать ]Вход во двор с архитравом и колоннами
[ редактировать ]Двухколонный портик составляет восточную половину фасада мастабы. На лицевой стороне слева изображен Нианххнум, справа Хнумхотеп. Эти два рельефа практически идентичны, различаются только названия.
Интерьер привокзальной площади
[ редактировать ]Это пространство довольно маленькое. Западная сторона украшена погребальной процессией Нианххнума, а восточная сторона украшена такой же погребальной процессией Хнумхотепа.

На самой верхней южной стене изображены двое мужчин, сидящих перед столом для подношений. Нианххнум сидит справа, а Хнумхотеп сидит слева. Между ними раскинулся стол с подношениями. Под сценой жертвоприношения двое мужчин изображены ловящими сетью птицу и ловящими рыбу. Слева, под этой перемычкой, Хнумхотеп стоит на папирусной лодке и ловит рыбу в воде, заливающей основания стеблей папируса, среди которых он дрейфует. Его сопровождают жена Хенут, сыновья и дочь. Справа Нианххнум изображен аналогичным образом, направляя свою трость в водоплавающую птицу, хотя на этом изображении активная рука теперь отсутствует.
Внешний вестибюль
[ редактировать ]
У входа изображены сцены выпечки хлеба и варки пива. Ячмень тщательно отмеряют и превращают в хлеб. Другие сцены включают выпас коз, строительство кораблей, сцены сбора урожая, плавание под парусами, ловлю птиц сетями и т. д. Восточная стена содержит юридический текст. Под этим текстом изображены несколько человек, предположительно члены семьи этих двух мужчин. В самом низу показаны корабли. Мужчины изображены стоящими перед главной каютой корабля. [ 15 ]
Суд (открытый к небу)
[ редактировать ]Недекорированное пространство, служащее для соединения вестибюля и камер на северном конце мастабы с примыкающими к ним высеченными в скале частями гробницы на юге. Современные защитные решетки теперь закрывают большую часть солнечного света, который мог бы затопить этот небольшой, обнесенный стеной двор, однако в вестибюле внешнего высеченного в скале зала, описанного ниже, так как его вход обращен на север, почти или совсем не падало солнце. [ 15 ]
Внутренний вестибюль
[ редактировать ]Он с именами, титулами и портретами двух мужчин намного меньше другого вестибюля и без колонн. На внутренней поверхности перемычки изображена еще одна сцена подсчета скота, и каждый владелец гробницы появляется на одной из боковых стен со своей женой среди потока еще большего количества подношений от стад. [ 15 ]
Внешний зал
[ редактировать ]
Этот внешний зал, прихожая к последнему, внутреннему залу, знаменует собой первый этап строительства гробницы, высеченный в скале, и полностью украшен. До того, как мастаба была добавлена, это была первая комната, в которую входил посетитель после прохождения через привокзальную площадь, которая была перенесена на северо-восток, в дальнюю сторону мастабы, где она находится сейчас. Здесь люди занимаются сельскохозяйственными работами, включая взвешивание кукурузы и зерна, вспашку полей и сбор урожая.
Двойной дверной проем во внутренний зал находится на западной стене, двери разделяет широкая колонна. На его поверхности изображены двое мужчин и их дети, нарисованные намного меньше, чтобы отразить меньший статус, идущие за каждым родителем. [ 15 ] Соответствующие жены не появляются в этой сцене. У Нианххнума три сына и три дочери, у Хнумхотепа пять сыновей и одна дочь, некоторые из которых могут быть усыновлены или зачаты второй женой или любовницей, поскольку у них нет килтов шендит, которые носят другие. Все дети, за исключением младшего сына Нианххнума, который до сих пор бегает голым, с бритой головой и единственным пейсом юности, взрослые, несмотря на масштаб, в котором они нарисованы. [ 20 ] : 38 Птахшепс, сын Хнумхотепа, носил юношеский пейс на болотистой сцене переднего двора, но не здесь. Либо возникает несоответствие, либо произведение искусства, созданное годами, отражает некоторые изменения статуса, которые происходят во время строительства гробницы.
Внутренний зал
[ редактировать ]
Теперь на обратной стороне разделительной колонны Нианхкнум и Хнумхотеп снова обнимаются, и в третий раз на противоположной стене этой маленькой комнаты. Они без своих детей в этом сокровенном святилище. У каждого человека есть « ложная дверь » — резная щелевидная ниша, окруженная надписями, которая была изготовлена в царских мастерских и установлена в гробнице. Нианхкнум серьезно поврежден. [ 15 ] Ложная дверь обеспечивала доступ умершему как духовному существу к подношениям, оставленным в гробнице живыми. Эти приношения должны были быть установлены на постаментах перед ложными дверями. [ 21 ] : 155–159 [ 22 ] : 19, 55 За ложными дверями находится небольшая каморка со статуей, известная как сердаб. Здесь должна была быть установлена статуя каждого человека, обращенная к камере, как будто бы наблюдающая за приходом и уходом посетителей, но невидимая для приносящих подношения, поскольку ложные двери на самом деле прочные. Похоже, что грабители гробниц снесли статуи в древности; их больше нет. [ 23 ] : 31 [ 15 ] : 644
Смерти и захоронения
[ редактировать ]![]() | В этом разделе может содержаться информация, не важная и не относящаяся к теме статьи. ( декабрь 2019 г. ) |
Продолжительность жизни владельцев и обстоятельства их смерти неизвестны. Известняковые саркофаги под мастабой были разграблены, а более поздние деревянные гробы захоронены в погребальных камерах. Бут, цитируя других, придерживается теории, что Хнумхотеп умер первым, оставив Нианххнуму завершить оформление гробницы. Хнумхотепа Этот вывод был сделан на основе эпитетов jmAx (см. раздел «Название»), стиля бороды, которую он носит, и исключения его жены из сцены банкета, когда там изначально был Нианхкнум. [ 24 ] : гл.5 в №92 В интерпретации Ридера отсутствие здесь родителей Хнумхотепа, совпадающее с отсутствием его жены на банкете, согласуется с тем, что Хнумхотеп умер раньше своего партнера по загробной жизни. [ 10 ] : Сцена 12 [ примечание 4 ] .
Неопределенные точные отношения связывают также Нианххнума и Хнумхотепа; Альтенмюллер считает их братьями, Бэйнс - что они были близнецами, а Ридер - что они были однополыми супружескими или домашними партнерами, о чем свидетельствует иконография, обычно используемая для мужа и жены, или, как у Хнумхотепа, для женщин (нюхающих цветок лотоса). [ 5 ] : 195, 199–207
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ После регистрации необходимо выполнить поиск страниц в Thesaurus Linguae Aegyptiae : щелкните картинку на главной странице, чтобы войти на сайт. На странице поиска базы данных выберите «навигация по иерархическому дереву объектов и текстов». Положение текстов в иерархическом дереве: *Thesaurus Linguae Aegyptiae, *Strukturen und Transformationen Berlin-Brandenburgische, *Grabinschriften des Alten Reiches, *Sakkara, *Unas-Friedhof, *Mastaba des Nianch-Chnum und Chnum-hotep. Обязательно нажимайте на сами узлы слева на каждой строке.
- ^ Настенные тексты в Thes. Пол. Эг. идентифицировано Портером и Моссом: сцены 1.2 и 1.3 [Портер и Мосс III, с. 641, I 1(кд)]; Сцена 12 [Портер и Мосс III, с. 642, II 8]; Сцена 13 [Портер и Мосс III, с. 642, II 9]; Сцена 15 [Портер и Мосс III, с. 642, II 9]; Сцена 23 [Портер и Мосс III, с. 643, IV 15]; Сцена 31 [Портер и Мосс III, с. 643, В
- ^ Чтобы избежать проблем с отображением, здесь используется система MDC для транслитерации египетских слов, поэтому обратите внимание, что A и a разные. Полный набор согласных «букв» (в лексическом порядке для обращения к египетскому словарю): A, j, y, a, w, b, p, f, m, n, r, h, H, x, X, z. , s, S, q, k, g, t, T, d, D , выделены курсивом. Существуют и другие системы со специальными шрифтами; выглядит A как 3 , а a - как . В книгах, где они используются, ( список в Википедии здесь ).
- ↑ Все сцены гробницы были вырезаны и расписаны при жизни предполагаемого обитателя. Следовательно, они продемонстрировали идеализацию того, что должно было произойти, с точки зрения погребальных верований; это не записи о том, кто присутствовал на похоронах или даже о том, что они там делали. Однако из лодок Джонса мы знаем, что погребальные лодки в форме папирусов строились и использовались. Огромный корабль государства Хуфу, похороненный в специальной яме рядом с его пирамидой, был восстановлен и выставлен на обозрение в Гизе. Были ямы для еще четырех лодок, причем лодка внутри одной из них осталась на месте для будущих археологов. Лодки Хуфу были сделаны из дерева, а частные лодки меньшего размера обычно делались из связок стеблей папируса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ранке, Герман (1935). Египетские личные имена, Том 1: Список имен (PDF) . Глюкштадт: Джей Джей Огюстен. п. 276 . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Ранке, Герман (1935). Египетские личные имена, Том 1: Список имен . Глюкштадт: Джей Джей Огюстен. п. 171.
- ^ Jump up to: а б Райс, Майкл (2002). Кто есть кто в Древнем Египте? . Абингдон, Великобритания: Psychology Press. ISBN 9780415154499 .
- ^ Jump up to: а б «Археологи, феминистки и гомосексуалисты: сексуальная политика в построении прошлого», в Памеле Л. Геллер, Миранде К. Стокетт, Феминистская антропология: прошлое, настоящее и будущее . Издательство Пенсильванского университета. 2010. стр. 89–102. ISBN 978-0-8122-3940-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Ридер, Грег (2000). «Однополое желание, супружеские конструкции и гробница Нианххнума и Хнумхотепа». Мировая археология . 32 (2): 193–208. дои : 10.1080/00438240050131180 . JSTOR 827865 . S2CID 162233445 .
- ^ Маккой, Джон (Dallas Morning News) (20 июля 1998 г.). «Свидетельства гей-отношений существуют еще в 2400 году до нашей эры» . Egyptology.com . Грег Ридер . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ В. Холланд (2006), «Мва… это первый зарегистрированный гей-поцелуй?» The Sunday Times , 1 января 2006 г. The Times.co.uk (для доступа необходима подписка).
- ^ Jump up to: а б с д Мусса, Ахмед и Альтенмюллер, Хартвиг (1977). Могила Нианчнума и Хнумхотепа (на немецком языке). Дармштадт, Германия: Филипп фон Заберн.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лорна Оукс, Пирамиды, храмы и гробницы Древнего Египта: Иллюстрированный атлас страны фараонов, Hermes House: Anness Publishing Ltd, 2003. стр.88
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Берлин-Бранденбургская академия наук. «Тезаурус Linguae Aegyptiae» . Тезаурус Linguae Aegyptiae . Для доступа необходима регистрация (бесплатная); см. примечания. На немецком языке, с ограниченным переводом на английский . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Аллен, Джеймс (2010). Среднеегипетский: Введение в язык и культуру иероглифов (2-е изд.). Нью-Йорк: Кембриджский университет. Нажимать. ISBN 978-0-521-74144-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Ханниг, Ранье (2003). Египетский словарь И. Майнц, Германия: Филипп фон Заберн. ISBN 3-8053-3088-Х .
- ^ Jump up to: а б с Барта, Мирослав (2001). Абусир V: Кладбища на юге Абусира I. Прага: Чешский инст. египтологии. ISBN 80-86277-18-6 . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ Музей изящных искусств Бостона, музейная запись: золотая цилиндрическая печать, правление Джедкаре Исеси, Дин. 5. Регистрационный № 68.115. «Печать ведомства» . Музей изящных искусств Бостона . Автор . Проверено 20 января 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час Портер и Мосс (1981). Малек, Яромир (ред.). Топографическая библиография III: Мемфис, Часть 2: от Саккары до Дахшура (PDF) (переработанная редакция). Оксфорд: Институт Гриффита. стр. 641–644, План LXVI . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Титер, Эмили (2011). Религия и ритуалы в Древнем Египте . Нью-Йорк: Кембриджский университет. Нажимать. ISBN 978-0-521-61300-2 .
- ^ Бейнс, Джон (1985). «Египетские близнецы». Ориенталия . 54 (4): 461–482. JSTOR 43075353 .
- ^ Данн, Джимми. «Гробница Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре в Египте» . Тур по Египту . Правительство Египта . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Мастаба Нианххнума и Хнумхотепа Дж. Херста на Osirisnet.net
- ^ Уилкинсон, Ричард (1994). Символ и магия в египетском искусстве (ред. PBK). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-28070-3 .
- ^ Тейлор, Джон (2001). Смерть и загробная жизнь в Древнем Египте . Чикаго: Университет. из Чикаго Пресс. стр. 42–43, 192–198. ISBN 0-226-79164-5 .
- ^ Робинс, Гей (2008). Искусство Древнего Египта . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 19, 55. ISBN. 978-0-67-403065-7 .
- ^ Яноши, Питер. «Могилы чиновников» (1999). Египетское искусство в эпоху пирамид . Нью-Йорк: Метрополитен-музей (каталог выставки) . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ Бут, Шарлотта (2015). В постели с древними египтянами . Страуд, Великобритания: Эмберли. ISBN 978-1445643-519 .
Литература
[ редактировать ]- Ахмед Мусса и Хартвиг Альтенмюллер (1977), Могила Нианчнума и Хнумхотепа . Дармштадт, Германия: Филипп фон Заберн. Это общепринятая публикация о гробнице. На немецком языке. ISBN 978-3-8053-0050-6
- Джеймс Аллен (2005), Тексты древнеегипетских пирамид , Серия: Письма древнего мира (23), Питер Дер Мануэлян (ред.), Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-182-7
- Джон Бейнс (2013). Высокая культура и опыт Древнего Египта . Бристоль, Коннектикут: Равноденствие. ISBN 978-1-84553-300-7
- Шарлотта Бут (2015), В постели с древними египтянами , Страуд, Великобритания: Эмберли. ISBN 978-1-44-564343-4
- Томас А. Доусон, «Археологи, феминистки и гомосексуалисты: сексуальная политика в построении прошлого». В: Памела Л. Геллер, Миранда К. Стокетт, Феминистская антропология: прошлое, настоящее и будущее , стр. 89–102. Издательство Пенсильванского университета, 2006 г., ISBN 0-8122-3940-7
- Линда Эванс, Александра Вудс (2016), Дополнительные доказательства того, что Нианххнум и Хнумхотеп были близнецами // Журнал египетской археологии. Том. 102, выпуск 1, стр. 55–72.
- Урош Матич (2018), Вне связи: египтология и квир-теория (или чем не должна быть эта встреча) В книге: От источника к теории. О соотношении объективности и субъективности в исторических науках, ред. Анн-Софи Науйокс и Джендрик Стеллинг. Лейден: Ментис, стр. 183–197.
- Ян Шоу, редактор (2000), Оксфордская история Древнего Египта , Нью-Йорк: Оксфорд. ISBN 978-0-19-280458-7
- Уильям К. Симпсон (2003) «Три автобиографии Древнего царства», в книге У.К. Симпсона (ред.), « Литература Древнего Египта» . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, стр. 401–413. ISBN 978-0-300-09920-1
- Джон Тейлор (2001), Смерть и загробная жизнь в Древнем Египте , Univ. из Чикаго Пресс. ISBN 0-226-79164-5
- Эмили Титер (2011), Религия и ритуалы в Древнем Египте , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61300-2
- Вера Васильевич (2008), Обнимая своего двойника: Нианххнума и Хнумхотепа // Исследования древнеегипетской культуры. Том 37, стр. 363–372.
- Лесли Энн Уорден (2013) Керамика и экономика в Древнем Королевстве Египта , Бостон: Brill. ISBN 978-9-00-425-985-0
- Ричард Уилкинсон (1994). Символ и магия в египетском искусстве , Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-28070-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Виртуальное исследование их мастабы
- Джон Херст и Тьерри Бендериттер, «Мастаба Нианххнума и Хнумхотепа», Полный виртуальный тур по мастабе. Osirisnet.net
- Музей изящных искусств Бостона, «Архивы Гизы». Архивировано 11 октября 2008 г. в Wayback Machine. Сокровище о Старом Королевстве, включая серию Гизы Мастабас и публикации Рейснера. Гизапирамиды.орг
- Грег Ридер, «Гробница Нианххума и Хнумхотепа». Схема столбов привокзальной площади; подробное фото имен обоих мужчин, начертанных на Тюрролле второго вестибюля; с библиографией. Акцент на значении могилы для ЛГБТ-сообщества. Египетология.com
- Марк Смит (2009), «Демократизация загробной жизни», Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Подробнее о распространении погребальных текстов в Египте. eScholarship.org
- Университетский колледж Лондона, «Цифровой Египет для университетов». Материалы по всем этапам религии и истории Египта. Ucl.ac.uk