Мишель Свертс
Мишель Свертс | |
---|---|
![]() Автопортрет , ок.1660 г. | |
Рожденный | |
Умер | 1 июня 1664 г. | ( 45 лет
Национальность | фламандский |
Известный | Рисование |
Движение | Барокко |
Мишель Свертс или Майкл Свертс [1] (29 сентября 1618 — 1 июня 1664) — фламандский художник и гравер периода барокко , известный своими аллегорическими и жанровыми картинами, портретами и трони . Художник вел странствующую жизнь и работал в Риме , Брюсселе , Амстердаме , Персии и Индии ( Гоа ).
Находясь в Риме, Свертс связался с группой голландских и фламандских художников, изображавших сцены бедной жизни, известных как Бамбоччанти . Вклад Свертса в жанр Бамбоччанти в целом демонстрирует большее стилистическое мастерство и социально-философскую чувствительность, чем другие художники, работающие в этой манере. Хотя он добился успеха при жизни, Свертс и его работы остались в безвестности, пока в 20 веке он не был заново открыт как один из самых интригующих и загадочных художников своего времени. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Молодость и пребывание в Риме
[ редактировать ]Мишель Свертс родился в Брюсселе, где он был крещен 29 сентября 1618 года в церкви Св. Николая в семье Дэвида Свертса, торговца льном, и Мартины Баллу. [3] Мало что известно о молодости художника и ничего о его обучении.

Он прибыл в Рим в 1646 году, где оставался активным до 1652 (или 1654 года). [4] В Риме он вскоре стал связан с кругом фламандских и голландских художников, связанных с Питером ван Лаером , который считается основателем Бамбоччанти . К моменту прибытия Свертса в Рим сам ван Лаер уже покинул город. [5] Бамбоччанти принесли с собой в Италию существующие традиции изображения крестьянских сюжетов из нидерландского искусства шестнадцатого века. Они создавали небольшие кабинетные картины или гравюры, изображающие повседневную жизнь низших классов Рима и его сельской местности.

В Риме Свертс написал жанровые картины в стиле Бамбоччанти, а также серию полотен, посвященных деятельности и обучению художников в их мастерских, посещению занятий или работе с живыми моделями. [6] Он проживал недалеко от Санта-Мария-дель-Пополо . В 1647 году Свертс стал членом ( aggregato ) Академии Сан-Лука , престижной ассоциации ведущих художников Рима. Также известно, что Свертс имел связи с членами Congregazione Artistica dei Virtuosi al Pantheon . [3] Конгрегационе была корпорацией художников, которые организовывали ежегодные выставки своих картин на металлических перилах перед Пантеоном. [7] Нет никаких доказательств того, что Свертс сам стал участником Virtuosi . Свертс жил с 1646 по 1651 год на Виа Маргутта, где проживало много иностранных художников. [3] Находясь в Риме, Свертс был учителем Виллема Ройтера , другого фламандского художника из Брюсселя, который провел время в Риме, где на него повлияли Бамбоччанти. [8]
Несмотря на фрагментарный характер свидетельств, касающихся его карьеры в Риме, похоже, Свертсу удалось создать себе достаточно прочную репутацию, чтобы его пригласили поступить на службу правящей папской семье, семье Памфили и, в частности, принцу Камилло. Памфилий , племянник правящего Папы Иннокентия X. Говорят, что он нарисовал портрет Камилло Памфили. [9] Свертс также рисовал театральные декорации для Камилло Памфили и покупал для него произведения искусства в качестве своего агента. [10] Вполне вероятно, что его покровитель принц Камилло Памфили привлек Свертса к организации художественной академии в Риме. [11] По наущению Камилло папа даровал Свертсу папский титул Кавальере ди Кристо (Рыцарь Христа), той же чести, которой пользовались такие люди, как Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини . [12]
Именно во время своего пребывания в Риме Свертс на протяжении всей жизни установил отношения с семьей Дойц, одной из самых известных торговых семей Амстердама. В 1651 году Жан Дойц выдал Свертсу доверенность действовать от его имени при продаже шелка. Братья Дойц также приобрели картины Свертса на арт-рынке в Италии. Свертс также выступал от имени Дойцев в качестве агента на итальянском рынке искусства. Считается, что « Портрет мужчины в красном плаще» (ок. 1650, Коллекция Уоллеса ) на самом деле является портретом Жана Дойца, который, вероятно, находился тогда в Риме во время своего грандиозного путешествия . [13]
Возвращение в Брюссель и проживание в Амстердаме.
[ редактировать ]
Несмотря на покровительство высших эшелонов Рима, Свертс покинул Рим по неизвестным причинам где-то между 1652 и 1654 годами. Он записан в Брюсселе в июле 1655 года при крещении ребенка своей сестры. [4] В Брюсселе он присоединился к местной Гильдии Святого Луки в 1659 году. [3] Он открыл академию в Брюсселе, где его ученики могли работать с живыми моделями и антиквариатом. Он также создал серию отпечатков различных человеческих выражений, которые использовались в обучении его учеников. [5]
Примерно в это же время Свертс присоединился к Missions Étrangères , католической миссионерской организации, которая была последователями Винсента де Поля и занималась обращением в свою веру на Востоке. Он был мирянином и стал набожным христианином. Священник Лазаря , который встретил Свертса в 1661 году, сообщил, что Свертс, по-видимому, пережил «чудесное обращение», перестал есть мясо, ежедневно постился, раздал свое имущество и причащался три или четыре раза в неделю. [9]
В 1658 году Свертс в качестве прощального подарка сделал для Гильдии святого Луки Брюссельского автопортрет. Возможно, он провел время в Амстердаме, вероятно, еще в 1658 году. Документально подтверждено, что он находился в Амстердаме несколько месяцев в 1661 году, как раз перед тем, как отправиться в свое путешествие с Этранжерскими миссиями на Дальний Восток. Во время своего пребывания в Амстердаме он помогал руководить строительством корабля, который должен был доставить Этранжерские миссии в Александретту , а затем дальше на восток. [14]
Путешествие на Восток
[ редактировать ]К декабрю 1661 года Свертс прибыл в Марсель, откуда его корабль отправился в Палестину в январе 1662 года. [15] Свертс отплыл в Александретту с епископом Франсуа Паллю , семью священниками и еще одним братом-мирянином. Говорят, что в Сирии он написал несколько картин. [3] Во время сухопутной части путешествия по Сирии он стал психически неуравновешенным и был уволен из роты где-то между Исфаханом и Тебризом в Персии . Затем он отправился к португальским иезуитам в Гоа, где, как сообщается, умер в возрасте 46 лет. [9]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Сохранившиеся работы Свертса в основном относятся к периоду его проживания в Риме. Из-за сложности приписывания работ художнику, который редко подписывал свои работы, количество полотен, переданных художнику, варьируется от 40 до 100. Некоторые работы Свертса были настолько популярны в его время, что были сделаны современные копии, некоторые - Свертсом. себя, других учеников или последователей. Не всегда легко определить степень участия Свертса (если таковое имелось) в изготовлении этих копий. Например, существует как минимум четыре ранних копии разного качества его «Мастерской художника» с шитьем женщины (один экземпляр находится в коллекции RAU - Фонда ЮНИСЕФ, Кельн). [16] Известно, что ни одна из его картин, написанных после того, как он покинул Европу, не сохранилась. [3]
Большая часть его произведений делится на две категории: « жанровые сцены » с изображением бедных людей из деревенской и уличной жизни, а также портреты или троны . Третья категория — это аллегорические произведения, которые считаются загадочными и являются предметом постоянной интерпретации искусства. историки. [17] Сообщается, что Свертс писал композиции на библейские сюжеты, некоторые из которых упоминаются в современных описях. Однако неизвестно, что ни один из них не сохранился. Одна из его религиозных картин, « Плач», известна по гравюре, которую Свертс сам сделал по мотивам своей картины. Композиция необычна утешающим жестом Богородицы в сторону безутешной Марии Магдалины. [10]
Свертс — загадочный художник, которого сложно классифицировать, поскольку он впитал в себя множество влияний, чтобы создать эклектичный стиль, который адаптировал нидерландскую жанровую живопись к ранним стилям тенебризма, а также смешал тенденции барокко и классицизма.
Жанровые сцены
[ редактировать ]Большая часть произведений Свитса состоит из жанровых сцен. Некоторые из них повторяют темы, популярные среди последователей Караваджо, такие как игроки в карты и кости и сводница . Примерами являются игроки в шашки и игроки в карты (оба находятся в Рейксмузеуме в Амстердаме). Последняя композиция изображает группу людей, карточная игра которых прерывается потасовкой. Их глаза направляют взгляд зрителя вправо, в направлении указывающей руки человека впереди. Эта картина, возможно, символизирует лень. Хитрый мальчик пользуется хаосом, чтобы ограбить человека в синем. [18]

Другие жанровые картины Свертса изображают сцены бедной жизни, расположенные в основном в римской Кампанье или на улицах Рима, в стиле, близком к стилю Бамбоччанти. Пример — Мужчина, дезинфицирующий себя, и спящий мальчик (ок. 1650 — 1654, Маурицхейс ). Однако композиции Свертса отличаются от композиций других художников Бамбоччанте его предпочтением античной скульптуре и благородным внешним видом его часто монументальных фигур. Свертс часто использовал светотени, чтобы создать драматическую и загадочную атмосферу.
Его личный стиль ярко проявляется в серии «Семь актов милосердия» (ок. 1646–1649), серии из 7 полотен, которые он написал в Риме как жанровую обработку религиозной темы. Сейчас полотна разбросаны по разным музеям. Тема семи дел милосердия основана на Евангелии от Матфея, 25:31-46. Эти стихи возвещают о Страшном Суде, событии, во время которого Христос, как говорят, будет судить человека по его делам. Свертс изобразил добрые дела в современной римской среде и включил топографические элементы района, в котором он жил в то время. В этих сценах Свертс показывает свое предпочтение темному ночному небу и фону, который резко освещает фигуры. [19] Эти композиции представляют собой застывшие сцены в сказочной обстановке, почти как в кадре из фильма. В этих работах Свертс выражает свое сострадание и сочувствие страданиям своих подданных и поддержку благотворительных акций, совершаемых для них. [10]

Свертс разработал новые темы, например, тему римских борцов. В своем поединке по борьбе (1649, Staatliche Kunsthalle Karlsruhe ) Свертс изобразил популярные поединки по борьбе, которые проходили на улицах Рима и на которых присутствовала большая публика. Представление реальное, но в то же время как-то нереальное. Это происходит не только из-за драматического освещения, но и из-за того, что движения мужчин кажутся застывшими. Для главных героев Свертс опирался на классические образы. Благодаря большому масштабу обнаженных фигур в этой композиции Свертс поднял «вульгарную» тему на более высокий уровень. [19]
Свертс написал больше композиций, изображающих обнаженных мужчин, таких как « Купальщики» ( Музей изящных искусств Страсбурга ). Было продемонстрировано, что Свертс жил в среде Рима, из которой женщины обычно были исключены. Остается вопрос, следует ли интерпретировать некоторые из его картин обнаженных мужчин как обозначение послания, касающегося гомосексуализма. [17]
Студии художников
[ редактировать ]Жанровые сцены Свертса включают несколько композиций, изображающих художников, тренирующихся или работающих в своих студиях или на открытом воздухе. Они предоставляют ценные визуальные свидетельства о рабочих привычках и обучении художников 17 века. Свертс также изобразил ряд школ рисования. Он сам активно участвовал в художественном образовании в академиях Рима и Брюсселя.

В его мастерской художника (1648-1650, Рейксмузеум) изображены различные рисовальщики в мастерской художника, рисующие по различным гипсовым моделям и, возможно, по одной обнаженной натуре. В студии также есть два посетителя. Картина словно отображает основные принципы и этапы студийной практики, начиная с рисования по слепкам и анатомических фигур в гипсе, а затем с живой модели.
Выдающееся положение, уделяемое гипсовым моделям в правой передней части композиции, показывает важность в художественной подготовке и практике современных художников изучения слепков не только античных, но и современных скульптур. [11] В другой композиции на тему Мастерской художника (1652, Детройтский институт искусств ) посетитель мастерской художника рассматривает слепок безногого Аполлона, созданный по модели фламандского скульптора 17 века Франсуа Дюкенуа , который работал в Риме. Другие предметы, присутствующие в композиции, включают геодезические инструменты, лютню и ноты. Эти объекты являются намеком на необходимость стремления художников к гармонии, а также соблюдения точных размеров и пропорций. Проблеск библиотеки в композиции подчеркивает, что художники — не ремесленники, а образованные художники. [19]

Портреты и трони
[ редактировать ]В своих портретах Свертс проявил себя наравне с ведущими современниками в этой области. Считается, что Свертс нарисовал свои троны в Брюсселе или Амстердаме, то есть между 1655 и 1661 годами. Он проявил интерес к изображению обычных людей и исследованию характеров и различных выражений. В своей одежде обнаженный Свертс изобразил весьма неклассические (то есть нидерландские) фигуры, черты которых подчеркиваются косыми взглядами и любопытными выражениями лиц. Красивый дневной свет и бархатистый фон можно встретить и в работах Йоханнеса Вермеера . Трое молодых женщин Свертса с использованием старинного реквизита также предвосхищают Вермеера. [20] Эта работа и другие работы, такие как « Антоний де Борд и его камердинер» ( Национальная галерея искусств ), являются примерами портретов, выполненных в форме жанровых картин. [21]
Его тематика близка к темам голландских художников-жанристов, таких как Питер де Хох и Вермеер. [15] Его «Голова женщины» (ок. 1654, Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес) является примечательным примером его способности уловить живую и самобытную человечность даже самых скромных и анонимных его героев. [22]

Его «Портрет молодой женщины» (ок. 1660, Коллекция Кремера), который, вероятно, представляет собой портрет простой служанки, также показывает интерес Свертса к изображению простых людей. Картину сравнивают с « Девушкой с жемчужной сережкой», написанной Вермеером пять лет спустя. Молодые девушки в обеих композициях изображены с сочетанием реализма и идеализации. Между этими двумя произведениями есть важные различия. Композиция Вермеера более компактна, его световые отражения более утончены, а Вермеер более смело использует желтые и синие тона. Далее Вермеер показывает молодую девушку в экзотическом тюрбане и жемчужной серьге, которая кажется слишком большой, чтобы быть настоящей. Свертс предпочитает изображать девушку простой служанкой без излишеств. [15]

Некоторые из тронов Свертса можно проследить до исследований персонажей «низкой жизни» в испанских Нидерландах через Адриана Брауэра и его последователей до Питера Брейгеля Старшего в 1560-х годах. Свертсу удалось придать этим объектам вид, будто их только что наблюдали. Примером может служить Мужчина, держащий кувшин ( Метрополитен-музей ). В этом изображении завсегдатая таверны Свертсу удается продемонстрировать свои замечательные способности к описанию персонажей, а также физических веществ и световых эффектов. [23]
Свертс написал ряд автопортретов, и некоторые из его портретов считаются автопортретами. [24] Самый ранний известный автопортрет, датируемый примерно 1648-1650 годами ( Уффици ), изображает художника в берете с глубоким пером, придающим ему отчетливо «богемный» вид.
Его Автопортрет 1656 года ( Мемориальный художественный музей Аллена ) изображает художника в уверенной позе. Этот автопортрет стоит в устоявшейся линейке автопортретов нидерландских художников, показывающих себя с инструментами своего ремесла. Его элегантная аристократическая внешность также напоминает портреты художника в «Иконографии Антониса ван Дейка» , опубликованной в Антверпене между 1636 и 1641 годами. Акцент делается на том, чтобы показать художника как виртуоза, обладающего аристократической осанкой, ученостью и уважением. Свертс сделал зеркальную репродукцию этого автопортрета на гравюре с надписью Michael Sweerts Eq. Пи. и др.
На другом автопортрете, написанном, вероятно, около 1655 года, художник указывает на череп как напоминание о vanitas . [25] Другой предполагаемый автопортрет — « Портрет юноши» (1656, Эрмитаж ), на котором изображен юноша в меланхолической позе. Ранее считалось, что настроение натурщика связано с его финансовыми трудностями. В настоящее время считается, что картина представляет собой pensieroso (задумчивый) портрет, мотив которого восходит к неоплатонической концепции пятнадцатого века, согласно которой меланхолия является отличительной чертой творческого характера. Аллегорическое значение предметов на картине, таких как старые книги, пустой кошелек, золотые монеты и чернильница, согласуется с этой интерпретацией. На портрете также имеется нравоучительная надпись RATIO QUIQUE REDDENDA (Каждый человек должен давать отчет). Эта аллегорическая линия характерна для искусства Свертса. [24]

Еще одна картина, которая одновременно является автопортретом, — « Кающийся читающий в комнате» (Коллекция Марко Грасси, Нью-Йорк), изображающий человека, читающего священную книгу среди символов vanitas, таких как череп и песочные часы. Послание картины может заключаться в том, что вера доступна повсюду. Эта картина могла предвещать обращение Свертса к более фанатичному погружению в свою веру, что в конечном итоге вынудило его отправиться на Восток. [22]
Аллегорические сцены
[ редактировать ]Ряд композиций посвящен сюжетам, имеющим аллегорический смысл. Многие из этих работ до сих пор не до конца понятны современной науке. Некоторые из его портретов несут аллегорический смысл и соответствуют нидерландской традиции изображения пяти чувств. Примером может служить серия из пяти портретов мальчиков и девочек, олицетворяющих пять чувств, которые сейчас разбросаны по различным коллекциям. Два из них, мальчика и девочки, представляющие соответственно Обоняние и Чувство, находятся в Музее Боймана Ван Бёнингена . [26]
Еще одна аллегорическая композиция — « Марс, разрушающий искусство» (Частная коллекция), в которой Свертс изобразил солдата, грабящего скрипку, картины и скульптуру. [27]

Монументальная работа Свертса «Чума в древнем городе» (ок. 1652–1654, Художественный музей округа Лос-Анджелес ) считается самой амбициозной работой Свертса не только с точки зрения композиционной сложности и технических достижений, но также с точки зрения исторической и археологической эрудиции. Композиция изображает захватывающее, драматическое видение разрушительных последствий бубонной чумы в классической обстановке. Это явная попытка художника доказать свой талант как в изображении исторической сцены эпического масштаба, охватывающей широкий спектр эмоциональных и психологических состояний, так и в подражании грандиозному классицистическому стилю его старшего французского современника и соотечественника по Франции. Рим, Николя Пуссен (1594–1665). Историки искусства предложили различные теории о том, что изображено на композиции, и ее интерпретации. Некоторые видят в нем общее описание последствий чумы без какого-либо конкретного исторического, морального или повествовательного значения.

Ученый-искусствовед Франко Мормандо недавно утверждал, что « Чума в древнем городе» изображает конкретную чуму, которая, согласно христианским источникам, произошла в Риме в 361–63 годах во время правления императора Юлиана . Император Юлиан стремился вернуться к римскому язычеству против христианской веры. Чума во время правления Юлиана рассматривалась во времена Свертса как наказание за антихристианскую политику Юлиана. В композиции Свертс, вероятно, комментировал современную борьбу католической церкви против протестантизма. Исторические, религиозные, художественные и археологические аллюзии композиции были бы очевидны не простому зрителю-непрофессионалу, а лишь небольшой группе культурной элиты, которая наслаждалась такими нарисованными головоломками. [28]
Принты
[ редактировать ]Свитс гравировал небольшое количество пластин, всего 21. Они были выпущены небольшими тиражами, что делало его гравюры исключительно редкими. Он выгравировал серию из 13 пластин с латинским названием Diversae facies in usum iuvenum et aliorum («Различные лица для молодежи и других»), которые послужили моделями для рисования для его студентов академии. По этой причине полный набор отпечатков из коллекции музея Фитцуильяма был разровнен карандашом для облегчения копирования. Набор был опубликован в Брюсселе в 1656 году, в том же году, когда Свертс основал в городе академию рисования. [29]
Рисунки
[ редактировать ]Очень немногие рисунки были с уверенностью приписаны Свертсу. Портрет Яна ван ден Эндена, выполненный черным мелом (ок. 1651, Национальная галерея искусств ) — очень мощный портретный рисунок молодого человека. Это один из первых рисунков, с какой-то разумной уверенностью приписываемый Свертсу. [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Другие имена, под которыми он известен: Мишель Суарс, Мишель Суарси, Мичелло Суэртс, Мишель Суерц, Мишель Свертс, il Cavaliere Suars
- ^ Мишель Свертс (Брюссель, 1618-1664, Гоа), Женщина, шьющая в интерьере Christie's.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Малком Р. Уоддингем, Майкл Свертс, мальчик, копирующий голову римского императора » . Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 года . Проверено 20 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл Свертс из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б Мишель Свертс, Портрет молодого человека, играющего на охотничьем рожке. Архивировано 30 марта 2016 года в Wayback Machine в Galerie Canesso.
- ^ Жизнь Мишеля Свертса (Брюссель, 1624 г. - Гоа, 1664 г.) в музее Тиссена-Борнемисы.
- ^ Эдгар Питерс Боурон, Джозеф Дж. Ришел , Искусство в Риме восемнадцатого века , Художественный музей Филадельфии; Музей изящных искусств, Хьюстон, 2000, стр. 236–237.
- ↑ Биографические данные в Национальной галерее искусств , по состоянию на 15 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Эверетт Фэхи, Джейн Райтсман, «The Wrightsman Pictures», Метрополитен-музей, 2005, стр. 128
- ^ Jump up to: а б с Маайке Дирккс, Безмолвный мир Майкла Свертса (2) , опубликовано 19 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Адриано Аймонино, Энн Варик Лаудер, Нарисованные из антиквариата: художники и классический идеал , Музей сэра Джона Соуна, 2015, стр. 134–139.
- ^ Джонатан Биккер, «Жизнь и карьера Свитса: документальный взгляд», в «Гвидо Янсене и др., Ред., Майкл Свертс: 1618–1664 » , Амстердам, Рейксмузеум, 2002, 28-31.
- ^ Джонатан Биккер, Братья Дойц, итальянские картины и Мишель Свертс: Новая информация из «Журнала» Элизабет Койманс , в: Simiolus: Ежеквартальный журнал Нидерландов по истории искусства, том. 26, № 4 (1998), стр. 277-311.
- ^ Нарисованные секреты Майкла Свертса. Архивировано 18 августа 2017 года в Wayback Machine в: Rijksmuseum Kunstkrant, март / апрель 2002 г. (на голландском языке).
- ^ Jump up to: а б с Майкл Свертс в коллекции Кремера
- ↑ Маайке Дирккс, Майкл Свертс на арт-рынке , опубликовано 19 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Томас Рёске, «Виды мужских тел в Михаэле Свертсе (1618-1664)», в: «Мужественность во взгляде, визуальные произведения в искусстве с раннего Нового времени», опубликовано Мехтильдой Фенд и Марианной Коос, Кельн, Веймар, Вена, 2004 г. , стр. 121–135 (на голландском языке).
- ^ Игроки в карты, Майкл Свертс, ок. 1646–1652 гг., Рейксмузеум (на голландском языке).
- ^ Jump up to: а б с Марлен Доминикус-ван Соест, Нарисованные секреты Майкла Свертса. Архивировано 31 марта 2016 г. в Wayback Machine , 31 мая 2008 г. на artwis.com (на голландском языке).
- ^ Вальтер А. Лидтке, Михель Пломп, Аксель Рюгер, Вермеер и Делфтская школа , Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), Национальная галерея (Великобритания), Метрополитен-музей, 2001, стр. 393
- ↑ Гвидо MC Янсен, Семейная традиция подтверждена: Портрет Антония де Бордеса, сделанный Свертсом. Архивировано 9 апреля 2016 г. в Wayback Machine , 13 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Малкольм Уоддингем, Дополнения к творчеству Майкла Свертса , Журнал музея Дж. Пола Гетти: Том 8, 1980, Музей Дж. Пола Гетти, Getty Publications, 1 января 1980 г., стр. 63–68.
- ^ Мишель Свертс, Мужчина с кувшином в Метрополитен-музее
- ^ Jump up to: а б Голландские и фламандские картины из Эрмитажа , каталог выставки из Метрополитен-музея , стр. 114–115.
- ^ М. Е. Виземан, Мишель Свертс, Автопортрет в Мемориальном художественном музее Аллена
- ↑ Майкл Свертс, Девушка с перевязанным пальцем, чувство , 1656–1661, в музее Бойманса Ван Бёнингена.
- ^ Лома-Энн Маркс, Искусство и конфликт - M-музей в Левене представляет опустошенные в лондонском журнале
- ^ Франко Мормандо, «Чома, отступничество и ересь в Риме семнадцатого века: расшифровка чумы Майкла Свертса в древнем городе в книге «Благочестие и чума: от Византии до барокко», ред. Ф. Мормандо и Т. Вустер, Кирксвилл, Трумэн State University Press, 2007, стр. 237–312. Для подтверждения тезиса Мормандо см. Лара Йегер-Красселт, Майкл Свертс (1618–1664): Формирование художника и Академии в Риме и Брюсселе, Turnhout, Brepols, 2015, стр.84-87.
- ^ Альбом гравюр лорда Фицуильяма Мишеля Свертса (1624-1664) в Музее Фицуильяма.
- ^ Национальная галерея искусств приобретает важные произведения Адамса, Морана, Уистлера, Вазари, Свертса, Ле Ва и других в Национальной галерее.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Мишелем Свертсом, на Викискладе?