Франсуа Дюкенуа
Франсуа Дюкенуа | |
---|---|
![]() Портрет Антониса ван Дейка | |
Рожденный | |
Умер | 19 июля 1643 г. [ 1 ] [ 2 ] | (46 лет)
Национальность | фламандский |
Известный | Скульптура |
Заметная работа | Святая Сусанна , Святой Андрей , Могила Фердинанда ван ден Эйнде |
Движение | Барокко |
Франсуа Дюкенуа или Франс Дюкенуа (12 января 1597 – 18 июля 1643) был фламандским скульптором в стиле барокко , который большую часть своей карьеры работал в Риме, где он был известен как Иль Фьямминго («Флеминг»). Его идеализированные изображения представляли собой более спокойную и сдержанную версию итальянской скульптуры в стиле барокко и часто контрастировали с более драматичным и эмоциональным характером работ Бернини , в то время как его стиль демонстрирует большое сходство со . скульптурами Альгарди
Ранние годы
[ редактировать ]Дюкенуа родился в Брюсселе . Приехавшего из Фландрии Дюкенуа называли Иль Фьяминго , итальянцы Франсуа Фламана , а французы - . Его отец, Жером Дюкенуа Старший , скульптор фонтана « Писающий мальчик» в Брюсселе (1619), был придворным скульптором эрцгерцогини Изабеллы и эрцгерцога Альберта , губернатора Нидерландов . Скульптор Жером Дюкенуа, младший приходился ему братом. Некоторые из ранних работ Франсуа в Брюсселе привлекли внимание эрцгерцога, который дал ему возможность учиться в Риме, где он провел всю свою карьеру.
По словам ранних биографов, когда Дюкенуа прибыл в Рим в 1618 году, он подробно изучал античную скульптуру, взбираясь на всадника Марка Аврелия , чтобы определить, как она была отлита, или совершая паломничество к святыне Дианы на озере Неми . В 1624 году Николя Пуссен , разделявший его классическую, эмоционально отстраненную манеру изображения, прибыл в Рим, и два иностранных художника поселились вместе. Оба вращались в кругу покровительства Кассиано даль Поццо . Они разработали канон идеальных выразительных фигур, противоречащий театральному барокко Бернини . Современные критики, такие как Джованни Беллори в «Жизнеописаниях современных художников, скульпторов и архитекторов» 1672 года, приветствовали искусство Дюкенуа как восстановление современной скульптуры до качества античной римской скульптуры. Беллори сказал, что своей Санта -Сусанной Дюкенуа «оставил современным скульпторам пример статуй одетых фигур, что сделало его более чем равным лучшим античным скульпторам...». [ 3 ]
Среди ранних работ Дюкенуа — барельеф путти для виллы Дориа Памфили . [ 4 ] Несмотря на контраст, воспринимаемый современниками в их стилистических подходах, Дюкенуа сотрудничал с Бернини, среди прочего, в дизайне ангелов, предлагающих гирлянды балдахина для собора Святого Петра (в процессе 1624–1633). Четыре ангела — полностью работа Дюкенуа, и эта работа принесла ему будущие комиссионные.
Статуя Санта-Сусанны
[ редактировать ]
Дюкенуа в классическом стиле «Святая Сусанна» (1629 г.) изображает святую одновременно скромной и откровенной под мраморными драпировками - «настолько, что виден чистый объем членов» (Беллори). Это одна из четырех скульптур, изображающих девственниц-мучеников, выполненных разными скульпторами для церкви Санта-Мария-ди-Лорето перед римским форумом Траяна (1630–33).
Критики отметили изысканность поверхностей, а также мягкость и нежность, которыми Дюкенуа наделил эту статую. В ее пустом взгляде есть трансцендентность. Скульптура была мало известна до 18 века, когда мраморная копия работы Гийома Кусту » Дюкенуа была отправлена в Париж (1739 г.), а «Сюзанна вошла в канон самых почитаемых современных скульптур.

Статуя Святого Андрея в трансепте собора Святого Петра.
[ редактировать ]Более экстравертное мраморное изображение Святого Андрея (1629–1633 гг.) было начато через несколько месяцев после завершения им строительства Санта-Вибианы. Это одна из четырех огромных статуй, обрамляющих балдахин в трансепте собора Святого Петра ; каждая статуя связана с основными святыми реликвиями базилики (три другие статуи в соборе Святого Петра — это Бернини Святой Лонгин , Моти Святая Вероника и Болджи Святая Елена ). Полезно противопоставить тон Андрея тону Лонгина : у Андрея драпировки ниспадают вертикально или свисают, а одежда Лонгина раздувается в невероятно накрахмаленном кипении. Андрей склоняется над соляным крестом своего мученичества, в то время как Лонгин театрально выбрасывает руки наружу, упрекая божественное влияние. Обе статуи подчеркивают диагонали, но работа Дюкенуа более сдержана, чем вклад Бернини или Моти.

Другие работы
[ редактировать ]Пуссен рекомендовал Дюкенуа кардиналу Ришелье должность королевского скульптора , который предложил Людовику XIII с целью основать в Париже королевскую академию скульптуры. Дюкенуа собирался отплыть из Ливорно, когда умер; он много лет страдал от подагры и эпизодов головокружения (он упал с строительных лесов, прикрепляя позолоченную пальмовую ветвь к своей Сюзанне ) и приступов депрессии. Его брат Жером Дюкенуа (II) (1612–1654) унаследовал сундуки с рисунками незавершенных работ, в том числе некоторые рисунки путти для гробницы епископа Триста в соборе Святого Бавона в Генте . [ 5 ]
Как и другим скульпторам, работавшим в Риме 17 века, Дюкенуа был призван восстанавливать и завершать предметы старины, поскольку обезглавленные туловища редко находили рынок среди современных ценителей. В « Фавне Ронданини» (1625–1630 гг.; сейчас находится в Британском музее ) Дюкенуа превратил туловище в характерный для барокко подвергся резкой критике со стороны неоклассиков экспансивный жест, который глубоко удовлетворял современным вкусам, но к концу 18 века . Он завершил римский торс как Адонис . Оно попало в коллекцию кардинала Мазарини и сейчас находится в Лувре.
есть Бронзовые бюсты Сусанны в Вене, Берлине и Копенгагене. Прекрасно обработанные небольшие бронзовые изделия античных предметов, подходящие для коллекционеров, занимали скульптора и его помощников в мастерской. Меркурий и Амур — в Лувре, изящный Вакх — в Эрмитаже . Бронзовый Меркурий был заказан коллекционером древностей Винченцо Джустиниани в качестве подвески к эллинистическому бронзовому Геркулесу из его коллекции, что является комплиментом Дюкенуа и косвенным подтверждением равенства Древних и Современников. в натуральную величину Джустиниани заказал у Дюкенуа «Мадонну с младенцем» в 1622 году, в тот момент, когда скульптору было трудно закончить работу над «Андреем» из-за перерыва в выплатах, спровоцированного кликой (Иоахимом фон Сандрартом). Его терракотовые модели с большей вероятностью сохраняли непосредственность прикосновения скульптора и представляли особую ценность для других скульпторов, если они могли себе это позволить. Людовика XIV Королевский скульптор Франсуа Жирардон владел большим количеством терракотовых моделей Дюкенуа, которые записаны в описи коллекции Жирардона, составленной после его смерти в 1715 году. [ 6 ]
Барельефы путти
[ редактировать ]
Его характерные путти , пухлые, с тщательно наблюдаемыми детскими головами, помогли установить условный тип, знакомый по картинам Рубенса : на самом деле Рубенс написал Дюкенуа в 1640 году, чтобы поблагодарить его за присланные ему слепки путти из гробницы скульптора Фердинанда ван. ден Эйнде в Санта-Мария-дель-Анима в Риме. [ 6 ]
Фламандскую резьбу из самшита или слоновой кости, особенно со сценами путти, часто небрежно называют «в его манере», хотя он никогда не покидал Рим.
Помимо брата, который сотрудничал с ним в его студии, его наиболее выдающимися учениками был Франсуа Дьессар. [ 7 ] и Артус Квеллин . Квеллин и Ромбо Пауэлс , еще один фламандский скульптор, ознакомившийся со стилем Дюкенуа в Риме, привнесли классический стиль барокко в то, что в кружке Дюкенуа, неформальной академии , называли la gran maniera greca. [ 6 ] в Нидерланды по возвращении из Рима. В Риме ученик Дюкенуа Орфео Бозелли написал «Osservazioni della scoltura antica» в 1650-х годах ; его наблюдения отражали знание тонких контуров превосходной греческой скульптуры, считавшейся превосходящей римские работы, которые были разработаны в кругу Дюкенуа и повлияли на чувствительность Винкельмана и неоклассицизма .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Франсуа Дюкенуа» . Британника . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Сэр Джон Виндэм Поуп-Хеннесси (1970). Введение в итальянскую скульптуру: скульптура итальянского Высокого Возрождения и барокко . Файдон ; Мичиганский университет (оцифрованный). п. 441.
- ^ цитируется Lingo, 2002 г.
- ^ Барельефы сейчас в Палаццо Спада , Рим.
- ^ Дени Кукельбергс, «О Жероме Дю Кенуа-младшем» , в: La Tribune de l'Art, 1 сентября 2006 г. (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с жаргон
- ^ Франсуа Дьессар в РКД .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрэнсис Хаскелл и Николас Пенни, 1981. Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры, 1500–1900 (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета)
Внешние ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Франсуа Дюкенуа ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
медиафайлы, связанные с: Франсуа Дюкенуа Викискладе есть
- Эстель Линго «Греческая манера и христианский канон: Святая Сусанна Франсуа Дюкенуа» из The Art Bulletin , март 2002 г. , автор:
- Франсуа Дюкенуа – «Святой Андреас»
- «Путти», Рим
- Ширер Уэст, Путеводитель по искусству (Блумсбери, 1996: «Франсуа Дюкенуа»