Буджинкан
![]() Логотип Будзинкан | |
Дата основания | в. 1972 год |
---|---|
Основатель | Масааки Хацуми |
Текущий руководитель | Масааки Хацуми |
Искусство преподается | Будзинкан Будо Тай-дзюцу |
Школы предков | • Гёкко-рю Косси дзюцу |
Официальный сайт | http://www.bujinkan.com |
Будзинкан . ( яп . 武神館 ) — международная организация боевых искусств [ 1 ] базируется в Японии и возглавляется Масааки Хацуми . Боевая система, преподаваемая этой организацией, включает девять отдельных рюха , или школ, которые вместе называются Будзинкан Будо Тайдзюцу . [ 2 ] [ 3 ] Будзинкан чаще всего ассоциируется с ниндзюцу . Однако Масааки Хацуми использует термин Будо (что означает боевой путь), поскольку он говорит, что рюха произошли от исторических школ самураев , которые обучают боевой тактике самураев, и школ ниндзюцу, которые обучают тактике ниндзя. [ 4 ]
Обучение
[ редактировать ]Организация Будзинкан включает в себя учения линий боевых искусств (рюха) , которые Масааки Хацуми узнал от Такамацу Тосицугу под знаменем Будзинкан Будо Тайдзюцу. [ 2 ] Это: [ 5 ] [ 6 ]
- Тогакуре Рю Нинпо Тайдзюцу (Тогакуре Рю Нинпо Тайдзюцу)
- Гёкушин Рю Нинпо (Gyokushin Ryu Ninpo)
- Кумогакуре Рю Нинпо (Кумогакуре Рю Нинпо)
- Кото Рю Коппо дзюцу (Заклинание «Хребет Тигра»)
- Гёкко Рю Косси дзюцу
- Куки Синдэн Рю Хаппо Бикендзюцу (九鬼神伝流八法 секретная техника меча)
- Синдэн Фудо-рю Дакентай дзюцу (神伝FUdo-рю Дакентай дзюцу)
- Такаги Ёсин Рю Дзютай-дзюцу (高木洋心流дзюцудзюцу)
- Гикан Рю Коппо дзюцу (Гикан Рю Коппо дзюцу)
Примерно в день 88-летия Хацуми (Бэйдзю: ja:米寿 ) 2 декабря 2019 года он объявил: [ 7 ] его преемники для большинства вышеперечисленных школ:
- Тогакуре-рю: Цуцуи Такуми
- Гёкушин-рю: Кан Дзюнъити
- Кумогакуре-рю: Фурута Кодзи
- Кото-рю: Ногучи Юкио
- Гёкко-рю: Исидзука Тэцудзи
- Кукисин-рю: Ивата Ёсио
- Синдэн Фудо-рю: Нагато Тоширо
- Такаги Ёсин-рю: Сакасай Норио
- Гикан-рю: Сакасай Норио
Обучение Будзинкан Будо Тайдзюцу не включает участие в соревнованиях или соревнованиях, [ 8 ] поскольку обучение в школе направлено на развитие способности защищать себя и других, используя методы, направленные на выведение из строя злоумышленника (и/или устранение его желания/способности продолжать) как можно быстрее и эффективнее. [ 9 ]
Эта тренировка проводится таким образом, что есть заранее определенные «нападающие» ( тори ) и «принимающие» ( укэ ), подобно упражнениям в дзюдо (гокио) или традиционных японских боевых искусствах. Однако Будзинкан отличается от многих традиционных боевых искусств тем, что обучение проходит через следующие этапы: [ 10 ]
- Предопределенные наборы движений ( ката ) и физическая подготовка
- Вариации фиксированных упражнений ( хенка ), реагирующие на изменения в движениях или ситуации атакующего.
- Тренировка в свободной форме ( рандори ), состоящая в основном из спонтанных, динамичных техник, во время которых защищающийся бьет, блокирует, душит или бросает нападающего контролируемым и безопасным образом.
- Более продвинутая подготовка заключается в контроле над разумом нападающего с использованием различных техник, таких как подчинение боли и обман.
Тренировки проводятся таким образом, чтобы свести к минимуму риск необратимой травмы. [ 11 ]
Будзинкан не придерживается каких-либо официальных указаний или сводов правил, ограничивающих действия или методы, используемые во время тренировок. Подход, используемый в Будзинкан, включает в себя достижение подчинения через боль и использование потенциально разрушительных техник, чтобы выжить в опасных ситуациях, а не сосредоточение на победе в соревновании или равном поединке. [ 9 ] В результате многие из основных реакций ученика Будзинкан будут неуместны на большинстве соревнований, но на ринге можно использовать принципы тренировки. Основная критика тренировок Будзинкан, которая является заблуждением, заключается в том, что они не обязательно включают в себя проверку техник (блокировки, броски, удушающие удары, удары и т. д.) против полностью сопротивляющегося противника. Это чисто субъективное мнение инструктора и отдельного практикующего. Будзинкан широко практикуется и используется правоохранительными органами, государственными учреждениями, военными и военными подрядчиками, а также службами частной безопасности.
Будзинкан в основном фокусируется на « тайдзюцу » (движениях тела/навыках), а также на других навыках ниндзюцу ( нинпо тактика и стратегия ) и хаппо байкен дзюцу Будзинкан. (различное современное и традиционное оружие) – это ветвь Кукисин-рю
Тайдзюцу
[ редактировать ]Тайдзюцу (искусство боевого боя) — это система Будзинкан безоружной защиты с использованием ударов, бросков, удержаний, удушающих приемов и болей в суставах . Оно включает в себя такие навыки, как: коппо-дзюцу — «способ атаки и/или использования скелетной структуры»; «коси-дзюцу» — способ воздействия на мышцы и слабые места тела; дзютай-дзюцу - это «метод расслабленного тела», обучающий техникам броска, борьбы и удушения, а также дакентай-дзюцу , в котором упор делается на удары, удары ногами и блоки.
Первые уровни тренировок, такие как прыжки, кувырки, техники падения и подготовка тела, составляют основу тайдзюцу . Они необходимы для освоения других техник, таких как рукопашный бой и использование инструментов и оружия. После изучения техники тайдзюцу можно применять в любой ситуации, вооруженной или невооруженной. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Тори и Уке
[ редактировать ]Обучение начинается с того, что два партнера практикуют заранее подготовленные формы ( ваза или ката ), а затем переходят к неограниченным вариациям этих форм ( хенка ). Основная схема заключается в том, что Тори ( Тори или человек, применяющий технику) инициирует технику против человека, который получает технику ( Уке ).
Укеми и баланс
[ редактировать ]Будзинкан тайдзюцу стремится использовать движения тела и позиционирование, а не силу, чтобы победить противника. Все техники в Будзинкан тайдзюцу предполагают выведение противника из равновесия при сохранении собственного равновесия. Это достигается путем перемещения противника в более низкую позицию и манипулирования его телом по слабым линиям, где противнику трудно сопротивляться. Атакующий постоянно стремится восстановить баланс и прикрыть уязвимые места (например, незащищенную сторону), в то время как защищающийся использует позицию и время, чтобы лишить атакующего равновесия и сделать его уязвимым. На более продвинутых тренировках атакующий иногда применяет приемы разворота ( 返し技 , каэси-ваза ), чтобы восстановить равновесие и вывести из строя защитника.
Укэми ( 受身 ) означает получение техники. Хорошее укеми предполагает перекат или падение, чтобы избежать боли или травмы, например вывиха сустава. Таким образом, умение эффективно перекатываться и падать является ключом к безопасным тренировкам в тайдзюцу . Прежде чем получить 9-й кю (самый низкий разряд), ученик должен продемонстрировать умение плавно перекатываться в различных направлениях, не подвергая шею травмам.
Физическая подготовка
[ редактировать ]Джунан тайсо ( джунан означает гибкий) — йогический метод растяжки и дыхания. [ 15 ] с помощью которого практикующий Будзинкан может развивать и поддерживать хорошее физическое состояние и благополучие. Упражнения способствуют расслаблению, кровообращению, тонизированию мышц и гибкости. [ 16 ] и составляют основную часть всех учебных занятий. Джунан тайсо — это форма кондиционирования и подготовки тела. Все основные суставы вращаются и растягиваются должным образом, при этом практикуется здоровое дыхание и концентрация. [ 17 ]
Происхождение
[ редактировать ]Почти все боевые искусства/рюха в Будзинкан перечислены с их историческими корнями в Бугэй Рюха Дайдзитэн ( Энциклопедия школ боевых искусств , исследованная Вататани Киёси и Ямада Тадаси и впервые опубликованная в 1963 году). [ 18 ] С 1968 года (за 4 года до смерти Такамацу) в Bugei Ryuha Daijiten были записи о Хацуми ниже Такамацу. [ 18 ]
Несколько Будзинкан- рюха упоминаются в «Какутоги-но Рекиси» ( «История боевых искусств »). [ 19 ] Хотя подробности опущены, в нем говорится, что «есть несколько школ, которые хорошо известны как «эффективные искусства» (дзюцурёку ха)». Среди школ, перечисленных в этом разделе, — Гёкко-рю, Гикан-рю Коппо-дзюцу, Гёкушин-рю Нинпо , Кукисин-рю, Такаги Ёсин-рю дзютай-дзюцу и Асаяма Итиден-рю (которая не является частью девяти школ Будзинкан, но изучалась Хацуми через Такаши Уэно). [ 19 ]
Некоторые из самурайских систем, которым обучал Хацуми, такие как Куки Синдэн Рю Хаппо Бикендзюцу и Такаги Ёсин Рю Дзютай дзюцу, имеют хорошо документированные линии передачи, в которых различные ветви этих искусств сохранились под своим собственным Сокэ . [ 20 ] [ 21 ] Однако, хотя деятельность ниндзя хорошо задокументирована, природа ниндзюцу и исторический контекст означают, что не существует сохранившихся письменных записей об учениях ниндзюцу до 1676 года. [ 22 ] В результате некоторые исследователи утверждают, что не существует возможности независимо проверить устную линию передачи, включенную в традицию Тогакуре-рю. [ 23 ]
В « Бугэй Рюха Дайдзитэн» исследователи перечисляют полную линию передачи Тогакуре-рю, заявляя следующее: «Наследование — это устная традиция от Тода Синрюкен . Тода Синрюкен Масамицу умер в 1908 году в возрасте 90 лет. Согласно линии передачи, Икай произошел школа, а в период Йова (1181–1182) она отделилась от Хакуун Доши из Хакуун-рю и стала школами ниндзюцу Кога и Ига. Линия передачи прошла через Момоти Сандаю и вошла в Натори-рю области Кисю. Со времен Тода Нобуцуна традиция передалась семье Тода. Эта генеалогия относится к датам и куден (устно передаваемым историям/урокам) о людях, подразумевая, что эти люди были старше, чем можно предположить в письменных источниках». [ 24 ] [ 25 ]
Запись о Гёкко-рю следующая: «Получив традицию Гёкко-рю Ситодзюцу от Сакагами Таро Кунисигэ эпохи Тенбун, Тода Сакё Исинсай основал Гёкко-рю Косидзюцу, а также Кото-рю Копподзюцу, передав их Момоти Сандаю, приведя их вовнутрь. традиции Ига-рю Ниндзюцу Тода Синрюкен, живший в конце сёгуната Токугава (закончился в 1868 году). Говорят, что Тода Синрюкен умер на 14-м году правления императора Мэйдзи (1881 год) в возрасте 90 лет». [ 26 ] [ 27 ]
Запись о Кото-рю следующая: «Говорят, что коппоудзюцу зародилось в древнем Китае. Кото-рю было привезено в нашу страну Чан Бушоу* из Кореи, после этого оно было перенесено в традиции Ига-рю Ниндзюцу. Говорят, что его возрождение в эпоху Тэнбун произошло от Момоти Сандаю, унаследовавшего традицию от Тода Сакё Ишинсая (устная традиция от Тода Синрюкен)». [ 27 ] [ 28 ]
Новейшая история
[ редактировать ]С 1988 года преподавание Хацуми каждый год фокусируется на определенной теме или фокусе. Обычно это означает, что будет преподаваться определенное рю или определенный набор техник из определенного рю. Хацуми объявляет тему года каждый год на Дайкомёсай.
В зависимости от того, сколько лет студент учился в Японии, он может обнаружить, что его фокус отражает темы или школы, преподаваемые в его время. [ нужны разъяснения ] Это одна из причин, почему в технике Будзинкан часто наблюдаются заметные различия в технике разных учителей. Хотя Нинпо Тайдзюцу является общей темой Будзинкан, 2008 год стал первым случаем, когда Нинпо Тайдзюцу Рю было в центре внимания года. Прежде чем основать организацию Будзинкан и коллективно преподавать девять Рю (с особым вниманием к каждому году), Хацуми вручал своим ученикам сертификаты о рангах в индивидуальном Рю. До сих пор были следующие темы:
- 2018 - Муто Дори Продолжение
- 2017 - Муто Дори
- 2015 - Нагамаки
- 2014 — 神韻武導 Шин Ин Бу Доу / 神 ШИН, бог ДЗИН, божество; разум, душа / 韻 В рифме; элегантность; тон / 武 БУ, МУ боевое искусство, военное искусство, рыцарство. Бу или Му относится к воину, Буши или Муша / 導 До, ведущему, направляющему.
- 2013 - Кен Энгецу-но Кагами («Зеркало меча полнолуния») / Тачи Хокен («Меч божественного сокровища») - Кен, Тачи и Катана / Нагината и Яри
- 2012 - Джин Рё Ё Го - Канаме, Меч и Рокушакубо, отдельно и по одному в каждой руке
- 2011 – Кихон Хаппо
- 2010 – Роккон Сёдзё
- 2009 – Талант, Сердце, Способность / Талант, Душа, Способность
- 2008 – Тогакуре-рю Нинпо Тайдзюцу
- 2007 – Кукишин Рю
- 2006 – Синдэн Фудо Рю
- 2005 – Гёкко-рю Косси дзюцу (Бо и Тачи)
- 2004 – Дайшоу Дзютай-дзюцу (Роппо-Кудзи-но Бикен)
- 2003 – Юппо Сэссё
- 2002 – Дзютай-дзюцу (Такаги Ёсин Рю)
- 2001 – Косси-дзюцу (Гёкко-рю)
- 2000 – Коппо дзюцу (Кото Рю)
- 1999 – Kukishinden Ryu
- 1998 – Синдэн Фудо Рю
- 1997 – Джодзюцу
- 1996 – Боккен
- 1995 – Нагината
- 1994 – Это было
- 1993 – Рокушакубодзюцу
- 1992 – Сила Тайдзюцу
- 1991 – Меч и Джутте
- 1990 – Ханбо
- 1989 – Тайдзюцу и оружие
- 1988 – Тайдзюцу
Никакого фокуса на 2009 год не было объявлено, хотя Хацуми говорил о трёх вещах, которые важны для мастера боевых искусств, и которые можно смело считать ежегодной темой. Он сказал, что эти вещи станут своего рода темой следующего года. [ 29 ]
- Сайну (Способность/талант)
- заболевание сердечное
- UtsuwaЕмкость
Вскоре после того, как эта тема была объявлена, Хацуми предложил заменить второй аспект, Кокоро (Сердце), на Тамаши (Душа), мотивируя это тем, что сердце постоянно меняется, тогда как душа постоянна и неизменна и, следовательно, «необходима для человека». ". [ 29 ]
Нинпо
[ редактировать ]Гёкушин-рю Нинпо
[ редактировать ]Гёкусин-рю Нинпо («Школа драгоценных сердец») преподается в организации боевых искусств Будзинкан. Согласно Будзинкану, Гёкушин Рю владеет техниками сутеми ваза и больше ориентирован на искусство и методы шпионажа, чем на борьбу. Его самое известное оружие — лассо ( нагенава ). [ 30 ] В « Бугей Рюха Дайдзитэн» говорится, что Такамацу Тосицугу передал Гёкусин-рю Нинпо Хацуми в середине 20-го века, сделав Хацуми своим держателем линии передачи. Гёкусин-рю Нинпо преподается сегодня в организации Будзинкан. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] По данным организации боевых искусств Будзинкан, Гёкушин-рю был основан в середине 16 века Сасаки Гоеманом Теруёси, который также был сокэ Гёкко-рю, что объясняет сходство между двумя стилями. Гёкусин-рю считается стилем коси-дзюцу . Хацуми — 21-й король . [ 30 ]
Тогакуре-рю
[ редактировать ]По словам членов Будзинкан, ниндзя Дзухаккей (восемнадцать дисциплин) были впервые идентифицированы в свитках Тогакуре-рю ( 戸隠流 ) , или «Школы скрытой двери», основанной в период Охо (1161–1162 гг.) Неким Дайсуке Нисиной . (Тогакуре), который научился взглядам на жизнь и техникам ( ниндзюцу ) у Кагакуре Доши. [ 36 ] Тогакуре-рю Ниндзюцу Хиденсё — рукопись, находящаяся во владении Хацуми и которая, как говорят, документирует Тогакуре-рю . Это предполагаемое происхождение «18 навыков Ниндзюцу».
Ниндзя дзюхаккей часто изучали вместе с бугэй дзухаппан (18 боевых искусств самурая). Хотя некоторые техники использовались одинаково и самураями, и ниндзя, другие обе группы использовали по-разному. 18 дисциплин: [ 37 ]
- Сейсинтеки кёё (духовное совершенствование)
- Тайдзюцу (рукопашный бой)
- Кендзюцу ( техники меча , включая Тодзюцу )
- Бодзюцу ( техника палки и посоха)
- Содзюцу ( техника копья )
- Нагинатадзюцу ( техника нагината )
- Кусаригамадзюцу ( техника кусаригама )
- Сюрикендзюцу (техника метания оружия)
- Каякудзюцу ( пиротехника )
- Хенсодзюцу (маскировка и подражание)
- Шиноби-Ири (методы скрытности и проникновения)
- Бадзюцу ( искусство верховой езды )
- Суй-рен (тренировка в воде)
- Боряку (тактика)
- Чохо ( шпионаж )
- Интондзюцу (побег и сокрытие)
- Тенмон ( метеорология )
- Чи-мон ( география )
Название дисциплины тайдзюцу ( 体術 ) буквально означает «искусство тела». Исторически в Японии это слово часто использовалось как синоним дзю-дзюцу и многих других для обозначения ряда навыков борьбы . Он также используется в боевом искусстве айкидо , чтобы отличать приемы рукопашного боя от других, например, от боев на палках. В ниндзюцу , особенно с момента появления жанра фильмов о ниндзя , оно использовалось, чтобы избежать явного упоминания боевых техник « ниндзя ». [ нужна ссылка ]
Униформа и рейтинги
[ редактировать ]уровни кю
[ редактировать ]Будзинкан Додзё имеет ряд кю (степеней) ниже уровня сёдан . Новый ученик начинает с мукю («без оценки») и продвигается от кукю (9-кю), самого низкого ранга, до иккю (1-кю), самого высокого. Практикующие без ранга ( мукю ) носят белые пояса, практикующие уровня кю носят зеленые пояса (мужчины) или красные пояса (женщины), а те, кто имеет ранги сёдан и выше, носят черные пояса . В некоторых додзё уровня кю – особенно в детских классах – носят цветные пояса, хотя фактический цвет пояса варьируется от места к месту. В Японии когда-то было принято, чтобы мужчины уровня кю носили зеленые пояса поверх черного ниндзюцуги , а женщины - красные пояса поверх фиолетового ниндзюцуги, но от этой практики в основном отказались. В настоящее время в большинстве додзё практикующие Будзинкан как мужчины, так и женщины носят зеленые пояса поверх черного ниндзюцуги, а на ногах они носят таби ( таби с мягкой подошвой для тренировок в помещении и дзика-таби для тренировок на открытом воздухе).
И уровни
[ редактировать ]В Будзинкане есть десять данов, причем последний уровень Дзюдан имеет дополнительные пять уровней ранга. За исключением пятого дана (см. ниже), не существует фиксированных критериев для достижения каждой степени. В разных додзё существуют свои подходы, основанные на культурной среде и предпочтениях инструктора.
Обычно изучение тенчидзин ряку-но маки (свитков неба, земли и человека) ведет к переходу от 9-кю к сёдану (1-й дан) и включает в себя все фундаментальные техники, необходимые для дальнейшего углубленного изучения. Ожидается, что до 4 дана студент сосредоточится на развитии прочной основы и совершенствовании своей формы. На 5-м дане фокус тренировок меняется на более отзывчивое и естественное реагирование в динамичных и все более сложных ситуациях.
Чтобы получить пятый дан ( годан ), практикующие четвертый дан должны пройти тест сакки (или годан ) перед сокэ , чтобы установить, что они способны чувствовать присутствие опасности и уклоняться от нее, что считается фундаментальным навыком выживания. [ 8 ] [ 38 ] После прохождения этого теста практикующий считается находящимся под защитой Будзин , или Духов-руководителей, и имеет право подать заявление на получение лицензии на преподавание ( сидоси мэнкё ). Шидоси додзё (士道師) имеет право открывать свои собственные Будзинкан и обучать учеников до четвертого дана. Практикующий между первым и четвертым даном может стать лицензированным помощником учителя ( шидоси-хо ), если его поддерживает и действует под руководством сидоси . В Будзинкане человека, имеющего десятый дан или выше, часто называют шиханом .
Уровень практикующего отображается цветом эмблемы искусства, называемой ваппен (ワッペン), на которой написаны кандзи «бу» (武) и «джин» (神). Существует четыре вида ваппен (с 9 по 1 кю , с 1 по 4 дан , с 5 по 9 дан и 10 дан. После 10 дан, Чи, Сунь, Ка, Фу и Ку), иногда дополняются до четырех. серебряные, золотые или белые звезды (называемые хоси ) над или вокруг эмблемы, обозначающие отдельные звания.
В дополнение к системе кю/дан, несколько практикующих получили мэнкё кайдэн «лицензии на полную передачу» в отдельных школах. Они доказывают, что мастер-практик изучил все, что можно узнать о конкретной линии передачи. В то время как ранги кю/дан часто обнародуются, те, кто заработал мэнкё кайдэн, редко разглашают свой статус, иногда даже неохотно признавая свой фактический ранг дан посторонним.
Критика исторических утверждений
[ редактировать ]Современному Тогакуре-рю и различным историческим утверждениям преподают Масааки Хацуми (преемник Такамацу) и организация Будзинкан. Критика относительно исторической достоверности утверждений Будзинкан о происхождении возникла в нескольких выпусках Bugei Ryūha Daijiten :
- В версии « Бугей Рюха Дайдзитэн» 1978 года говорится, что Тогакуре-рю Такамацу «генеалогия включает в себя украшения, ссылаясь на данные и кудэн о людях, чье существование основано на письменных материалах и традициях, чтобы казаться старше, чем есть на самом деле». [ 39 ]
- В версии « Бугей Рюха Дайдзитэн» 1969 года говорится, что Тогакуре-рю Такамацу «представляет собой генеалогию, недавно составленную Такамацу Тосицугу, который воспользовался (воспользовался) популярностью письменных материалов по ниндзюцу после эпохи Тайсё» и что «существует во многих местах он приукрасил, сделал людей, чье реальное существование основано на письменных источниках, старше, чем есть на самом деле. дело, и поэтому это продукт очень значительного труда». [ 40 ]
- В версии « Бугей Рюха Дайдзитэн » 1963 года в «Тогакуре-рю» Такамацу говорится: «Эта генеалогия относится к различным письменным записям и устным передачам, и есть много точек/мест, где были добавлены украшения, а люди, фигурирующие в генеалогии, также стали старше, чем они есть на самом деле. являются". [ 41 ]
Вататани задался вопросом, имеется ли достаточно доказательств того, что Тогакуре-рю было непрерывной традицией, начиная с 12 века, но он не сомневался в том, что Тогакуре-рю было искусством, существовавшим до периода Мэйдзи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Будзинкан Додзё — Сокэ Масааки Хацуми . bujinkan.com »
- ^ Jump up to: а б «Какие девять традиций?» . Доброе Сердце Будзинкан Додзё . Проверено 28 августа 2011 г. ;
- ^ Фелан, Стивен (12 октября 2011 г.). «Смертельное оружие: общение с последним живым ниндзя в мире» . Travel.cnn.com . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Время черного пояса» . Журнал «Черный пояс» . Август 2000. с. 10 . Проверено 14 февраля 2013 г.
- ^ Стивен Хейс (1983) «Путь воина Тогакуре», стр. 7 ; первоисточник – бывший инструктор Будзинкан.
- ^ http://bujinkanbudotaijutsu.co.uk ; первоисточник - организация Будзинкан;
- ^ «Новые преемники Сокэ 9 Рю Ха | Будзинкан Греция Додзё - Нинпо Тайдзюцу и Будзюцу» www.bujinkangreece.net Проверено 17 июня 2024 г. .
- ^ Jump up to: а б Кесслер, Сандра Э. (ноябрь 1994 г.). «Ниндзя в 20 веке» . Журнал «Черный пояс» . стр. 38–43 . Проверено 14 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Эдмонтон Будзинкан Тенчиджин Додзё» . Архивировано из оригинала 23 июля 2013 г. Проверено 22 августа 2013 г.
- ^ «Прогресс в обучении Будзинкан» . todaidojo.com .
- ^ «Будзинкан Санами Додзё . bujinkansanamidojo.com »
- ^ Хацуми Масааки (2004). Путь ниндзя Коданша. п. 36. ISBN 9784770028051 .
- ^ Хейс, Стивен К. (1990). Ниндзя и их тайное боевое искусство . Издательство Таттл. ISBN 9780804816564 .
- ^ Корницкий, П.Ф.; МакМаллен, Эй Джей (08 февраля 1996 г.). Религия в Японии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521550284 .
- ^ Гибкие возможности . Icon Group International, Incorporated. 19 декабря 2008 г. ISBN 9780546720662 .
- ^ [Дэйви, HE (2006). Японская йога: путь динамической медитации Беркли, США. ISBN 1-880656-60-4 . стр. 216.]
- ^ Журнал Black Belt Magazine, октябрь 1985 г., стр. 29, Дэррил Колдуэлл, «Дневник стажера-ниндзя» ; первоисточник - Написано Дэррилом Колдуэллом, инструктором по Будзинкану.
- ^ Jump up to: а б «Бугэй Рюха Дайдзитэн (1978)» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2013 г. Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б История боевых искусств . 1843. стр. 508–517.
- ^ «В настоящее время находится на техническом обслуживании» . Архивировано из оригинала 13 июля 2012 г. Проверено 01 января 2014 г. .
- ^ Рю . » «Хонтай Ёсин
- ↑ Ниндзя: 1000 лет воинов-теней Джона Мэна
- ^ Скосс, Дайан (19 февраля 2007 г.). «Ниндзюцу: это корю будзюцу?» . Корю.com . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Вататани Киёси и Ямада Тадаси (1978 Бугей Рюха Дайдзитэн ) , стр. 626–627.
- ^ «Ниндзюцу и Корю Будзюцу | База данных боевых искусств» . Mardb.com. 19 мая 1999 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ «Бугей Рюха Дайдзитэн», стр. 229
- ^ Jump up to: а б «Переводы Будо Рюха Дайдзитэн» . Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г. Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ «Бугэй Рюха Дайдзитэн», стр. 296.
- ^ Jump up to: а б Охаси, Джордж. "Внимание" . Архивировано из оригинала 19 марта 2012 года. Веб-страница Будзинкан; первоисточник
- ^ Jump up to: а б Будотайдзюцу. Архивировано 3 октября 2011 года в Wayback Machine ; первоисточник – организация Будзинкан
- ^ Тецудзан: Глава 1, стр. 18; ISBN 4-901619-06-3
- ^ Алекс Эстев: Изучение сущности боевых искусств, ISBN 978-84-85278-30-5
- ^ Ниндзюцу, История и традиции; ISBN 0-86568-027-2 : первоисточник - написано Алексом Эстевом, инструктором по буджинкану.
- ^ Следы соке додзё Будзинкан , первоисточник, организация Будзинкан;
- ^ businblog » Печать » Подлинность и Будзинкан. Архивировано 25 февраля 2008 г. в Wayback Machine ; первоисточник – написано Беном Коулом, инструктором по Будзинкану.
- ^ Ниндзюцу , Мир боевых искусств, Роберт Хилл. Первоисточник: Хацуми, Массаки. (1988). Сущность Ниндзюцу. МакГроу-Хилл. стр. 173
- ^ Мир боевых искусств! . Лулу.com. 8 сентября 2010 г. ISBN 9780557016631 .
- ^ Хассел, Рэндалл Г. (апрель 1983 г.). Дух каратэ . Черный пояс. Active Interest Media, Inc., стр. 94, 96. ISSN 0277-3066 . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Вататани Киёси и Ямада Тадаси (1978) Бугей Рюха Дайджитен . Разное. Архивировано из оригинала 4 сентября 2013 года. Проверено 28 октября 2011 года .
- ^ Вататани Киёси и Ямада Тадаши (1969). Бугэй Рюха Дайдзитэн Различный. п. 537. Архивировано из оригинала 11 марта . Получено 11 , ноября
- ^ Вататани Киёси и Ямада Тадаси (1963) Бугей Рюха Дайджитен , стр. 293. Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 11 ноября 2011 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Будзинканом, на Викискладе?