Кендзюцу
![]() Гравюра на дереве работы Утагавы Кунисады I. (без подписи, оттиск представляет собой верхнюю часть «двухсценного» оттиска; подписана только нижняя часть). Актеры Секи Сандзюро III и Бандо Сюка I в роли Инукай Генпачи и Инузука Киба в сценической адаптации Сатоми Хаккендена , представленной в театре Ичимура в 1852 году. | |
Фокус | Вооружение |
---|---|
Страна происхождения | Япония |
олимпийский вид спорта | Нет |
Кендзюцу ( 剣術 ) — общий термин для всех ( ко-будо ) школ японского фехтования , в частности тех, которые существовали до Реставрации Мэйдзи . Некоторые современные стили кендо и иайдо , возникшие в 20 веке, также включали в свою учебную программу современные формы кендзюцу. [1] Кендзюцу, возникшее в среде самураев феодальной Японии. [2] означает «методы, техники и искусство японского меча». Это противоположность кендо , что означает «путь меча» и использует бамбуковый меч ( синай ) и защитную броню ( богу ). [3]
Точные действия и правила, предпринимаемые при практике кендзюцу, варьируются от школы к школе, где слово «школа» здесь относится к практике, методам, этике и метафизике данной традиции, но обычно включает в себя практику боевых техник без противника и методы, при которых два практикующие выполняют ката (с полным контактом по телу в некоторых стилях и запретом ударов по телу в других). Контактные удары во время ката используются, например, в Оно Ха Итто-рю . Хотя обучение ката всегда было основой, в более поздние периоды школы включали спарринги в различных условиях, от использования твердого деревянного бокуто до использования бамбукового меча ( синай ) и доспехов ( богу ). [3] : XII, XIII В наше время спарринги в японском боевом искусстве более тесно связаны с кендо и в основном практикуются студентами или полицией. Хотя кендо распространено в Японии, его практикуют и в других странах мира.
История
[ редактировать ]Раннее развитие
[ редактировать ]Считается, что первые железные мечи были изготовлены в Японии в четвертом веке на основе технологий, импортированных из Китая через Корейский полуостров . [4] : 1 Хотя мечи явно играли важную культурную и религиозную роль в древней Японии, [4] : 5, 14 В период Хэйан был разработан всемирно признанный изогнутый японский меч ( катана ), и мечи стали важным оружием и символическими предметами. [4] : 15 Самые старые школы, существующие сегодня, возникли в период Муромати (1336–1573), известный длительными периодами межгосударственных войн. В этот период возникли три основные школы. [3] : XII
- Кагэ-рю (Айдзу) (Айсукаге-рю)
- Тюдзё-рю
- Тенсин Сёдэн Катори Синто-рю
Эти школы являются прародителями многих последующих стилей, например, от Итто-рю развились Оно-ха Итто-рю и Мидзогучи-ха Итто-рю (среди многих других).
На острове Окинава искусство Удунди включает в себя уникальный метод как Кендзюцу, так и Иайдзюцу . Это единственная сохранившаяся система мечей с Окинавы. Это было боевое искусство благородной семьи Мотобу во времена Королевства Рюкю. [5]
Или точка
[ редактировать ]В период Эдо число школ превысило 500. [3] : XIII и усовершенствованные методы обучения и оборудование. XIX век привел к развитию бамбукового тренировочного меча синай и защитных доспехов богу . Это позволило практиковать технику на полной скорости в спарринге, одновременно снижая риск серьезного вреда практикующему. [6] До этого обучение Кендзюцу состояло в основном из отработки базовой техники и парных ката с использованием цельных деревянных тренировочных мечей ( бокуто ) или живых клинков. [3] : XIII
Отклонить
[ редактировать ]Начиная с 1868 года, Реставрация Мэйдзи привела к распаду военного класса и модернизации Японии по образцу западных индустриальных стран. Поскольку в это время класс самураев был официально распущен, кендзюцу пришло в упадок, что стало непопулярное напоминание о прошлом. [3] : XIII, XIV Этот спад продолжался примерно 20 лет, пока рост национального доверия не привел к возобновлению распространения традиционного искусства владения мечом, особенно в армии и полиции.
В 1886 году японская полиция собрала ката из различных школ кендзюцу в стандартизированный набор для тренировочных целей. [7] : 11 Этот процесс стандартизации боевых искусств продолжился, когда в 1895 году в Японии была создана организация по боевым искусствам Дай Ниппон Бутоку Кай . Работа над стандартизацией кендзюцу ката продолжалась в течение многих лет, в ней участвовало несколько групп. [7] : 11, 12 пока в 1912 году Дай Ниппон Бутоку Кай не издал указ. Этот указ подчеркнул отсутствие единства в преподавании и ввел стандартную базовую учебную программу, к которой отдельные школы кендзюцу добавляли свои отличительные техники. Эта основная учебная программа и десять ката превратились в современное боевое искусство кендо . [7] : 11, 14 Этот момент можно считать концом развития Кендо. Ката была создана для объединения многих школ, чтобы они могли передать технику и дух японского меча. [8]
20 и 21 века
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2023 г. ) |
С ростом интереса к японским боевым искусствам за пределами Японии в 20 веке люди в других странах начали проявлять интерес к кендзюцу. [ оригинальное исследование? ]
Оружие
[ редактировать ]Одним из наиболее распространенных тренировочных видов оружия является деревянный меч ( бокуто или боккен ) . По разным причинам многие школы используют бокуто очень специального дизайна , изменяя его форму, вес и длину в соответствии со спецификациями стиля. Например, бокуто, используемые в Ягю Синкаге-рю, относительно тонкие и не имеют цевья, что соответствует характерному подходу школы к бою. толще среднего, В качестве альтернативы практикующие Касима Син-рю используют бокуто без кривизны и с довольно большой рукоятью. Это, конечно, хорошо сочетается с четкими принципами боя Касимы Син-рю.
В некоторых школах практикуются с фукуро синаем (бамбуковым мечом, покрытым кожей или тканью) в обстоятельствах, когда ученик не может безопасно управлять бокуто на полной скорости, или в качестве общей меры предосторожности. Фактически, фукуро-синай появился еще в 15 веке.
Нитодзюцу
[ редактировать ]
Отличительной особенностью многих программ кендзюцу является использование парной катаны или дайто и вакидзаси или сёто , обычно называемых нитодзюцу ( 二刀術 , два метода меча ) . Стили, обучающие этому, называются ниторю ( 二刀流 , школа двух мечей ) ; контрастируйте с итто-рю ( 一刀流 , одна школа меча ) .
Самым известным представителем нитодзюцу был Миямото Мусаси (1584–1645), основатель Хёхо Нитен Ичи-рю , который пропагандирует его в «Книге пяти колец» . Однако Нитодзюцу не является уникальным для Хёхо Нитен Ичи-рю, и нитодзюцу не было творением Мусаси. И Тенсин Сёдэн Катори Синто-рю были основаны в ранний период Муромати (ок. 1447 г.), а Тацуми-рю основал период Эйсё (1504–1521 гг.), содержат обширные учебные программы по игре на двух мечах, но также предшествуют созданию школы Мусаси. [9]
Известные исторические японские практики
[ редактировать ]- Сасаки Руи Сасаки Руи
- Накадзава Кото
- Тацуми Санкё
- Нэн-ами Джион
- Иисаса Чойсай Иэнао Изаса Чойсай Иэнао
- Айду Икосай Хисатада
- Камиидзуми Нобуцуна
- Моро-ока Иппа
- Цукахара Бокуден
- Асикага Ёситеру Асикага Ёситеру
- Того Чуй
- Хикита Бунгоро Кагетомо Хикита Тойогоро Кагеканэ
- Марумэ Курандо-но-Сукэ Нагайоши
- Ягю Сэкисусай Мунэёси
- Ягю Тадзима-но-ками Муненори
- Ягю Дзюбей Мицуёси
- Харигая Секиун Харигая Секиун
- Итори Коун Таменобу Итори Коун Таменобу
- Чуджо Нагахиде
- Тода Горузаэмон Нюдо Сейген Томита Горузаэмон Нюдо Сейген
- Ито Иттосай Кагехиса
- Оно Дзироэмон Тадааки ( Микогами Тензен )
- Оно Дзироэмон Тадацунэ Оно Дзироэмон Тадацунэ
- Микогами Тензен Микогами Тензен
- Миямото Мусаси Миямото Мусаси Генсин
- Аоки Джоэмон Каниэ (Тэцуджин) Аоки Джоэмон Каниэ (Тэцуджин )
- Сасаки Ганрю 佐々木岩流 (в Кодане (старое японское повествование), хорошо известное как Сасаки Кодзиро)
- Тиба Сусаку НаримасаЧиба Сюсаку Наримаса
- Момои Сюндзо Наоёси Момои Сюнзо Наоёси
- Тогасаки Теруёси Тогасаки Теруёси
- Иба Хачиро Хидесато
- Нэгиси Сингоро последнего периода Эдо (директор синто Мунэн-рю )
- Кубота Сукетаро Сугане
- Сусуму Танэцугу Оиси
- Отани Сейитиро Нобутомо 男тан Сейитиро Нобутомо
- Ямаока Тэссю Ямаока Тэссю
- Окита Соджи
- Сингай Тадаацу ни на кого не подписан.
- Сакакибара Кенкичи Сакакибара Кенкичи
- Накаяма Хакудо Чжуншань Бодао
- Коно Сасабуро
- Сасамори Дзюнзо
- Хаясидзаки Дзинсуке
См. также
[ редактировать ]- Ангампора
- Баншай
- Батарея
- Бодзюцу
- Гатка
- Дзюкендо
- Каларипаятту
- Кендо
- Кендзюцу
- Краби – Крабонг
- Кутту Варисай
- Мардани хель
- Силамбам
- Силамбам Азия
- Хочет
- Тханг-та
- Варма калай
- Всемирная ассоциация Силамбам
- Японские боевые искусства
- Баттодзюцу
- Хокушин Итто-рю
- Хёхо Нитен Ичи-рю
- Иайдзюцу
- Касима Синдэн Дзикисинкаге-рю
- Касима Син-рю
- Касима Синто-рю
- Мидзогучи-ха Итто-рю
- Манива Нэн-рю
- Мусо Дзикиден Эйсин рю
- Суй-рю
- Самурай
- Синдо Мунен-рю
- Тацуми-рю
- Теннен Ришин Рю
- Тенсин Сёдэн Катори Синто-рю
- Ягю Синкаге-рю
Источники
[ редактировать ]- Классические воинские традиции Японии - трехтомный набор Дайаны Скосс (Koryu Books):
- Корю Будзюцу: классические воинские традиции Японии ISBN 1-890536-04-0
- Меч и дух: Классические воинские традиции Японии, Том 2 ISBN 1-890536-05-9
- Кейко Сёкон: Классические воинские традиции Японии, Том 3 ISBN 1-890536-06-7
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бадден, Пол (2000). Глядя на далекую гору: изучение ката Кендо . Таттл Паб. стр. 9, 12, 14. ISBN. 978-0-8048-3245-8 .
- ^ Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций , Том 2, Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций, Томас А. Грин, авторы Томас А. Грин, Джозеф Р. Свинт, редакторы Томас А. Грин, Джозеф Р. Свинт, иллюстрированное издание, издательство ABC-CLIO, 2010 г. , ISBN 1-59884-243-9 , ISBN 978-1-59884-243-2 стр.599
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Одзава, Хироши (1997). Кендо Полное руководство . Великобритания: Коданша Европа. ISBN 4-7700-2119-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Одзава, Хироши (2008) [2005]. Мечи в Древней Японии . Идеи и история меча (на английском и японском языках). Том. 2. Япония: Издательство Академии Кендо. п. 1.
- ^ «О Мотобу Удунди» . . Мотобу-рю - (на японском языке) Проверено 21 августа 2019 г. .
- ^ Киндерсли, Дорлинг (2010). Мечи . Дорлинг Киндерсли Лтд. п. 286. ИСБН 978-1-4053-5136-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бадден, Пол (2000) [2000]. Глядя на Дальнюю гору . Соединенные Штаты Америки: Издательство Tuttle. ISBN 0-8048-3245-5 .
- ^ «История Кендо» . Всеяпонская федерация кендо. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 19 февраля 2012 г.
- ^ Серж Мол, 2003, Классическое вооружение Японии: специальное оружие и тактика боевых искусств Kodansha International Ltd , ISBN 4-7700-2941-1 (стр. 22–23)
Внешние ссылки
[ редактировать ]