Дзёдо
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() | |
Также известен как | Искусство посоха Джо, или Путь посоха Джо |
---|---|
Фокус | Вооружение |
Страна происхождения | ![]() |
Создатель | Мусоу Гонносукэ |
олимпийский вид спорта | нет |
Дзёдо ( 杖道 ) , что означает «путь дзё » , или Дзёдзюцу ( 杖術 ) — японское боевое искусство с использованием короткого посоха, называемого дзё . Это искусство похоже на бодзюцу и в значительной степени ориентировано на защиту от японского меча . Дзё — это короткий посох, обычно длиной от 3 до 5 футов (от 0,9 до 1,5 м).
Легендарное происхождение дзёдзюцу
[ редактировать ]Синто Мусо-рю дзёдзюцу (иногда известный как Синто Мусо-рю дзёдо — «Синдо» также является допустимым произношением для главных героев), как полагают, был изобретен великим фехтовальщиком Мусо Гонносукэ Кацуёси (夢想 權之助 勝吉, fl . около 1605 г., дата смерти неизвестна) около 400 лет назад, после боя, выигранного знаменитым Миямото Мусаси (宮本 武蔵, 1584–1645). Согласно этой традиции, Гонносукэ бросил вызов Мусаси, используя бо , или длинный посох, оружие, которым он, как говорят, владел с большим мастерством. Хотя другие рассказы об этой первой дуэли расходятся с мнениями, согласно устной традиции Синто Мусо-рю, Мусаси поймал бо Гонносукэ блоком «X» двумя мечами ( дзюдзи-доме ; 十字止め). Оказавшись в этой позиции, Гонносукэ не мог двигаться таким образом, чтобы помешать Мусаси нанести контратаку, и Мусаси решил сохранить ему жизнь.
Затем странствия Гонносукэ привели его на гору Хоман в Тикузене (современная Фукуока ), где после периода очищения, медитации и тренировок Гонносукэ утверждал, что получил божественное видение от маленького ребенка, который сказал ему: «Держа круглую палку знай солнечное сплетение» (« maruki wo motte, suigetsu wo shire «「丸木を以って、水月を知れ」). Сократив длину бо примерно со 185 до 128 см (от 73 до 50 дюймов) (или, в японских единицах измерения , четыре сяку , два сун и одно бу ), он мог повысить универсальность оружия, дав ему возможность использовать приемы, созданные для длинного посоха, боя на копьях и фехтования. Длина нового оружия была длиннее, чем у тати (длинного меча) того периода, но достаточно короткой, чтобы можно было перевернуть ударный конец дзё в гораздо более узких местах, чем у более длинного бо . Гонносукэ мог изменять методы, которые он использовал с палкой дзё , в зависимости от противника, с которым он сталкивался, чтобы обеспечить себе множество различных вариантов атаки. Он назвал свой стиль Синто Мусо-рю и снова бросил вызов Мусаси. На этот раз, когда Мусаси попытался использовать блок дзюдзи-купола на посохе дзё , Гонносукэ смог обойти другой конец посоха (из-за уменьшенной длины), заставив Мусаси оказаться в положении, в котором ему пришлось признать поражение. В ответ на любезность, оказанную ему во время их предыдущей дуэли, Гонносукэ сохранил жизнь Мусаси. [ 1 ]
Возможно, это приукрашенная история создания дзёдзюцу, поскольку устная традиция Синто Мусо-рю является единственным упоминанием об этой второй дуэли или, если уж на то пошло, о человеке, победившем Мусаси в бою. Свидетельские свидетельства о жизни Мусаси, а также его собственные сочинения утверждают, что он ушел с дуэлей непобежденным. Более того, хотя эта легенда является наиболее известной историей, включающей использование дзё, Гонносукэ не может считаться единственным создателем дзё, как и ряд других школ того же периода, и не имеет никаких связей с Синто Мусо-рю. также включают в свою программу дзёдзюцу ( Суйо-рю , Тендо-рю , Хотен-рю , Такэнучи-рю ). Что известно о Гонносукэ после его предполагаемой второй дуэли, так это то, что он в конечном итоге стал инструктором боевых искусств клана Курода на севере Кюсю , где дзёдзюцу оставалось эксклюзивным искусством клана до начала 1900-х годов, когда этому виду искусства научился генерал. общественность.
Современная практика
[ редактировать ]Современное изучение дзёдо имеет две ветви.
Одним из них является корю , или дзёдо «старой школы». Эта ветвь далее подразделяется на ряд различных школ, которые включают в свою учебную программу дзёдо или дзёдзюцу ( Синто Мусо-рю , Суйо-рю , Тендо-рю , Хотен-рю , Кукисин-рю , Такэнучи-рю и т. д.). В этих школах также учат использованию другого оружия, такого как меч, нагината, короткий посох ( тандзё ), цепной серп ( кусаригама ), дубинка ( дзютте ) и дзюдзюцу (ближний бой для победы над противником, в котором используется либо короткое оружие, либо его нет). Большинство практиков специализируются только в одной школе.
Другая ветвь называется Сэйтей Дзёдо и практикуется Всеяпонской федерацией кендо ( Дзен Ниппон Кендо Ренмей ) — это более простая форма дзёдо, по сравнению со стилями Корю, имеющая всего 12 заранее установленных форм ( ката ). [ 2 ] по сравнению, например, с Синто Мусо-рю, у которого 64 [ 3 ] В дополнение к этим 12 ката ученик также будет изучать корю.
Дзёдзюцу также было адаптировано для использования в японской полиции, которая называет это искусство кейдзё-дзюцу (警杖術), или полицейским искусством палки.
Айки-дзё — это название набора техник боевых искусств, практикуемых с помощью дзё в соответствии с принципами айкидо, которым сначала обучал Морихей Уэсиба , а затем развил Морихиро Сайто , один из самых выдающихся учеников Уэсибы.
Список боевых искусств, включающих дзёдо/дзёдзюцу
[ редактировать ]- Айкидо
- Ёсида ха Сидаре Янаги-рю
- Хапкидо включает в себя аналогичные техники с коротким посохом и тростью.
- Хотен-рю – дзёдзюцу
- Кукисин-рю
- Нитен Ичи-рю
- Синто Мусо-рю
- Суйо-рю - Корю, учебная программа которого включает дзёдзюцу.
- Такэнучи-рю
- Такэда Рю Накамура Ха
- Тендо-рю будзюцу
- Тендо-рю Айкидо
- Тода-и Буко-рю
- Янаги-рю Туите
- Мухи Мутеки рю дзёдзюцу
См. также
[ редактировать ]
- Баншай
- Батарея
- игра с членом
- Калариппаятту: бой на палках
- Кендо
- Краби – Крабонг
- Пагильная палка
- Силамбам
- Силамбам Азия
- Палочный бой
- Хочет
- Всемирная ассоциация Силамбам
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краткая история ZNKR Jodo Журнал несмертельных боевых действий, сентябрь 2000 г.
- ^ Кригер, Паскаль (1989). Jodô la voie du bâton / Путь палки (двуязычный французский / английский) . Женева (Швейцария). ISBN 2-9503214-0-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мацуи, Кенджи. (1993). История Синдо Мусо Рю Дзёдзюцу в переводе Хантера Армстронга . (Камуэла, Гавайи: Международное гопологическое общество).
- Сейко Фудзита , 1953, Синдо Мусо Рю Дзёдзюцу Зукай
- Майкл Финн: Путь палки Пол Х. Кромптон, 1984, ISBN 0-901764-72-8
- Паскаль Кригер: Джодо - la voie du bâton / Путь палки (двуязычный французский / английский), Женева (Швейцария) 1989, ISBN 2-9503214-0-2
- Мацуи: Дзёдо Нюумон (японский, с иллюстрацией всех сэйтэй гат, кихон), Токио, 2002 г., ISBN 4-88458-018-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Европейская федерация дзёдо
- Сайт Джодо Кай в Австралии
- Кобудокай Австралия
- Сайт знакомств Синдо Мусо Рю
- Статья Мусо Гонносукэ Кацуёси в журнале Fight Times
- Статья о дзёдзюцу в журнале Fight Times